Научная статья на тему 'Об установлении сбалансированного тарифа на рисковое добровольное медицинское страхование'

Об установлении сбалансированного тарифа на рисковое добровольное медицинское страхование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об установлении сбалансированного тарифа на рисковое добровольное медицинское страхование»

даже вступает с ними в противоречие. Так, если взять пример из банальной практики, то с позиции человеческого капитала лечение пожилых и безнадежно больных людей - это нелепость, напрасная трата средств вроде попыток реанимировать и запустить в дело сгнивший старый автомобиль.

Подводя краткий итог, следует отметить, что поиск адекватной современным реалиям теоретической концепции построения модели общества продолжает оставаться дискуссионным, а кризис экономической теории затягивает поиск, принятие и реализацию методов и инструментов, направленных на преодоление экономической рецессии и депрессивного состояния хозяйственной практики. Результативность этого поиска во многом зависит от принятия научным сообществом новой роли человека, как источника прогресса и благосостояния общества, так и центральной цели его развития при гармонизации отношений с природой, когда критериями оценки эффективности модели общества станут показатели здоровья человека.

Список литературы

1. Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике / Пер. с нем. - М.: Дело, 1994. - 261-262 с.

2. Карапетян С.Т. Концепция «человекоцентричной» экономики. - М.: ООО «ИПЦ „Маска"», 2010 -192 с.

3. Макконелл К., Брю С. Экономикс. - М.: 1992. - Т. 1 - 286 с.

4. Мальтус Т.Р. Опыт о законе народонаселения. -СПб., 1868. - Т. 1-2.

5. Маршалл А. Принципы экономической науки. - М.: Прогресс, 1993. - 594 с.

6. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн.1. Процесс производства капитала. -М.: Политиздат, 1988.

7. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. T.III, ч.2, кн.Ш. - М.-П.: Госуд. Изд-во, 1923.

8. Петти У. Экономические и статистические работы. Т. I и II. / Пер. с англ. - М.. Соцэкгиз, 1940.

9. Розмаинский И. Почему капитал здоровья накапливается в развитых странах и «проедается» в постсоветской России? // Вопросы экономики. 2011. № 10. С. 113-131

10. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1962. - 651 с.

11. Эрхард Л. Благосостояние для всех / Пер. с нем. -М.: Начала-Прис, 1991. - 336 с.

12. Grossman M. The Demand for Health: A Theoretical and Empirical Investigation New York: Columbia University Press for the NBER, 1972.

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СБАЛАНСИРОВАННОГО ТАРИФА НА РИСКОВОЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Бойко Ольга Владимировна

Ассистент кафедры Страхование и управление рисками, Российского Экономического Университета

им. Г.В.Плеханова, г. Москва

В современном обществе одной из наиболее важных характеристик благосостояния страны является уровень медицинского обслуживания населения. Увеличивая количество и разнообразие услуг по защите и поддержанию здоровья населения, государство, по сути, инвестирует в развитие человеческого капитала и, как следствие, в социально-экономическое развитие страны. По мере развития рыночных отношений в нашем государстве развивалась и трансформировалась система социально-экономических отношений в общественном здравоохранении, включая появление платных медицинских услуг на добровольной основе. Все это стало базисом для появления нового социального института - добровольного медицинского страхования (ДМС).

Являясь основным элементом рыночных взаимоотношений в системе здравоохранения, ДМС дополняет уровень услуг, обеспечиваемых государством за счет общегосударственных источников. Однако до настоящего времени значительная часть платежей в системе оказания медицинских услуг является элементами «теневых» неде-кларируемых финансово- экономических отношений. Данный аспект явился следствием недостаточного качества оказываемых услуг в рамках системы обязательного медицинского страхования (ОМС) как преемника советской системы здравоохранения и недостатков действующих программ ДМС. При этом немалую роль сыграло отсутствие должного и своевременного уровня модернизации материальной базы, постепенное выхолащивание старых научно - исследовательских кадров и отсутствие достойного финансирования труда медицинского

персонала. Следствием стала многоуровневая система «частно - индивидуального» финансирования оказываемых медицинских услуг: начиная с обязательных страховых взносов в фонд ОМС и заканчивая «частными благодарностями» лечащему персоналу. Естественно, перевод всех видов экономико-медицинских отношений в цивилизованную, нормативно-регулируемую зону станет залогом формирования стабильного рынка медицинского обслуживания и, таким образом, значительного повышения качества и спектра оказываемых медицинских услуг за счет их открытости и возможности независимого контроля. Именно внедрение и развитие полноценного рынка ДМС может стать залогом качественного здравоохранения населения нашей страны. При этом по мере роста спектра оказываемых страховых услуг будет расти качество и количество медицинских лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), в том числе в зонах, на сегодняшний день являющихся белыми пятнами на карте отечественного здравоохранения.

Классическое рисковое ДМС является полностью страховым продуктом и удовлетворяет всем требованиям законодательства и страхового надзора [1], при этом финансовый механизм оплаты классического страхования состоит в следующем: при заключении договора рискового ДМС, страхователь вносит страховую премию в несколько раз меньшую, чем страховая сумма, оговоренная в полисе. Речь идет о стоимости медицинских услуг, которые будут оказаны в случае возможного возникновения страхового случая, то есть заболевания. При определении

размера страхового тарифа предварительно рассчитывается вероятность того, что клиент обратится за медицинской помощью. Соответственно, при качественной подготовке договора страхования и достаточно глубоком обследовании страхователя на предмет состояния его здоровья, данные величины вполне можно вписать в статистическую погрешность. Следовательно, процесс прогнозируем и при определенных условиях риски нехватки средств у страховщика минимизируются. Основным таким условием является жесткое ограничение по количеству страхуемых лиц, которого должно быть достаточно

для перераспределения средств от одного работника к другому не выходя за пределы общей суммы, уплаченной предприятием.

Современные российские страховые организации склонны к критической минимизации риска. Именно поэтому корпоративные договора ДМС заключаются обычно с предприятиями, имеющими определенное количество работников. Причем с увеличением количества получателей услуг значительно уменьшается стоимость полиса. См. таб. 1.

Таблица 1

Размер компании, кол-во страхуемых чел. Стоимость в зависимости от вида страховки, руб.

Эконом Бизнес Премиум

11..25 24 700 35 000 128 900

26..50 21 900 33 500 112 300

51..100 21 100 32 700 104 900

Источник: составлено автором по данным официального сайта ЗАО «Интерсоюз», электронный ресурс http://medstrahovka.ru, дата посещения 15 сентября 2013 года.

При расчете страхового полиса с аналогичным набором и качеством услуг для частного лица или для малочисленного трудового коллектива страховщики устанавливают препятствия в виде повышенного тарифа или прямого количественного ограничения. Как видно их таблицы, разница составляет в среднем 20%.

При всем этом нельзя не отметить все преимущества подобных схем для страховщика. Используемые до сих пор российскими предприятиями депозитные схемы ДМС являлись по сути своей классическим образчиком схем оптимизации налогообложения и вывода средств. В противном случае страховая компания была обречена на низкую доходность, и даже убытки, так как предприятие-страхователь держало под контролем все расходы, производимые страховщиком в рамках договорных отношений, в том числе и стоимость услуг страховщика в пределах 715% от стоимости договора. Рисковый договор ДМС дает возможность страховой компании заложить в расходы на ведение дел до 70% от стоимости договора, при этом реальная стоимость предоставленных услуг останется закрытой информацией.

Согласно открытым источникам, средняя стоимость полиса ДМС варьируется от 21 100 рублей на человека для крупных предприятий в случае услуг класса «Эконом» до 128900 для малочисленных предприятий, нуждающихся в услугах «Премиум» класса. При этом средняя сумма, затрачиваемая одним человеком на посе-

щение ЛПУ в год, составляет 8 700 рублей. Доля стоматологических услуг в их общем расчетном количестве варьируется от 6.67% до 14.62%. В то же время, согласно статистике, расчетная средняя сумма, затрачиваемая в год на стоматологию, не превышает 6 200 руб. на человека.

Приведенные данные позволяют оценить приближенное значение нетто-ставки страхового тарифа Тн как сумму основной части страхового тарифа То и его рисковой составляющей Тр [5, С. 276].

Тн=То+Тр, (1)

Основная часть страхового тарифа соответствует средним страховым выплатам страховщика, зависящим от вероятности наступления страхового случая q, средней страховой суммы So и среднего возмещения Sв.

То= 100 * Sв/Sо * ^ (2)

Среднее значение отношения Sв/Sо, принимаемое в личном страховании, составляет 0.3. Для ДМС это может служить нижней оценкой. В этом случае, при условии доверительной вероятности 0.9, То=27%.

Если рассматривать стандартную рисковую компоненту как величину, зависящую от размера компании, то при допущении, что информация о среднеквадратическом отклонении возмещений при наступлении страховых случаев отсутствует, можно получить следующее распределение - см. таб. 2.

Таблица 2

Рисковая составляющая в составе страхового тарифа ДМС_

МИН Размер компании, МАКС Размер компании, Тр ед

чел. чел. МАКС МИН

11 25 0,0326 0,0216

26 50 0,0212 0,0153

51 100 0,0151 0,0108

Источник: составлено автором.

Тр=1,2* То * а(у) *

(1-д) nq '

(3)

Где а(у) -коэффициент, который зависит от гарантии безопасности '=0.9:

q - вероятность наступления страхового случая (стандартное значение 90%);

п - общее количество договоров, заключенных за некоторый период времени в прошлом.

Таким образом, общая нагрузка, входящая в страховой тариф рискового ДМС в зависимости от размера компании и предполагаемого уровня обслуживания, лежит в диапазоне от 56% до 60% (таблица 3).

Естественно, что в эту сумму входит сервисная составляющая, обеспечивающая высокий уровень обслуживания клиентов ДМС (диспетчерская служба, скорая помощь, лечебно-профилактические учреждения и так

далее). Однако, как показывает статистика, при переходе лечебного учреждения к работе в системе ДМС, условия

работы персонала обычно в лучшую сторону не меняются (диаграмма 3) [13, дата 1.04.2013 г.].

Таблица 3

Размер компании, количество Вид страховки

страхуемых Эконом Бизнес Премиум

11..25 55,99 58,00 55,99 58,00 55,99 58,00

26..50 58,07 59,16 58,07 59,16 58,07 59,16

51..100 59,18 59,98 59,18 59,98 59,18 59,98

Источник: составлено автором.

Диаграмма 1

Влияние перехода клиники в систему ДМС на условия работы персонала

■ Начало работы клиники по ДМС ухудшает условия работы персонала.

41%

Начало работы клиники по ДМС не отражается на условиях работы персонала.

Начало работы клиники по ДМС улучшает условия работы персонала.

Источник: Исследовательский холдинг Ромир

Соответственно столь высокие затраты на незначительную реорганизацию структурной составляющей является необоснованным. Можно ожидать, что при сокращении страховой нагрузки, включающей все выше перечисленное, произойдет значительное сокращение стоимости рискового полиса ДМС при неизменном качестве предоставляемых услуг.

В настоящее время оплата полиса ДМС составляет заметную часть средней годовой оплаты работника в России. Согласно статистическим данным по средней зарплате по России можно составить таблицу распределения процентной составляющей размера средней стоимости полиса ДМС от среднегодовой заработной платы. При этом в расчете принимается, что средний покупатель полиса класса «Эконом» имеет заработную плату, минимальную по стране (например, работник дошкольного и начального

Размер стоимости современного полиса ДМС в долях

общего образования) - 134 124 руб./год. Среднестатистическим получателем услуг в рамках полиса ДМС класса «Премиум» является представитель отраслей, связанных с добычей энергоресурсов с максимальной по стране заработной платой 376 644 руб./год (таблица 4).

Нетрудно заметить, что по сравнению с обязательными страховыми взносами на ОМС (5,1% фонда оплаты труда), оплата ДМС серьезно отражается на бюджете страхователя. Это особенно важно учитывать в том случае, если мы говорим о популяризации услуг добровольного медицинского страхования среди физических лиц, как это принято в развитых странах. По данным 2009 года обязательные отчисления на медицинское страхование в Германии (суммарно работодатель и работник) составляли 15.8%, а в США — 11,5% (4 479 долларов от средней годовой заработной платы $39 060) [9, 11].

Таблица 4

от размера среднестатистической заработной платы

Размер компании,

количество страхуемых лиц

Вид страховки

Эконом

Дошкольное и начальное общее образование. Среднее образование, начальное и среднее профессиональное образование

Бизнес Средняя заработная плата по стране

Премиум Добыча полезных ископаемых

11..25

18,42

16,13

34,22

26..50

16,33

15,44

29,82

51..100

15,73

15,07

27,85

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: официальный сайт Федеральной службы http://www.gks.ru, дата посещения 15 сентября 2013 года.

При этом качество и сервис предоставляемых услуг значительно выше, чем в российских ЛПУ по программам ОМС. Значительным прорывом в повышении качества медицинских услуг могла бы стать синергия ОМС и ДМС, в частности использование ДМС как альтернативы обязательному медицинскому страхованию. То есть потребитель при оформлении полиса добровольного медицинского страхования должен иметь право быть освобожденным от обязательных отчислений по ОМС и, таким образом, сам выбирать качество и стоимость медицинской страховки.

государственной статистики, электронный ресурс

Кроме того, на сегодняшний день страховщики, несомненно, завышают тарифы на ДМС. На Графике 1 видно, что при снижении нагрузки страхового тарифа наблюдается равномерное снижение общей нагрузки на доходы физического лица, как страхователя. При этом необходимо учитывать, что расчеты проводятся для количества страхуемых лиц отвечающего критериям массового потребителя.

График 1

Размер стоимости современного полиса ДМС в долях от размера среднестатистической заработной платы

Источник: составлено автором.

Уже при достижении уровня Тн=30%, стоимость показатель вполне соответствует общемировым стандар-страхового полиса среднестатистического работника (с там относительной стоимости полиса медицинского стра-уровнем заработной платы равной или ниже средней) бу- хования для физических лиц. дет стремиться к 10- 11 % от годового дохода. Подобный

Таблица 5

Расчетная стоимость полиса ДМС в зависимости от изменения уровня нагрузки, входящей в состав страхового тарифа

Вид страховки

Эконом Бизнес Премиум

Тн, % Расчетная стоимость полиса ДМС со стомато- Доля от Расчетная стоимость полиса ДМС со стомато- Доля от Расчетная стоимость полиса ДМС со стомато- Доля от

зарплаты, % зарплаты, % зарплаты, %

логией, руб. логией, руб. логией, руб.

60 21 100 15,73 32 700 15,07 104 900 27,85

50 18 995 14,16 29 438 13,57 94 435 25,07

40 16 885 12,59 26 168 12,06 83 945 22,29

30 14 775 11,02 22 898 10,55 73 455 19,50

20 12 665 9,44 19 628 9,04 62 965 16,72

10 10 555 7,87 16 358 7,54 52 475 13,93

Источник: составлено автором.

При достижении же общепринятого в мире уровня Тн=10% [4, С.42-46], стоимость страхового полиса среднестатистического работника (с уровнем заработной платы равной или ниже средней) будет стремиться к 7.57.9 % от годового дохода. Это позволит говорить о полноценном замещении полисов ОМС эквивалентными по цене полисами ДМС, предоставляющими право застрахованному лицу самостоятельно выбирать вид медицинского учреждения, продуктовую линейку и качество получаемых услуг.

Так как речь идет популяризации данного вида страхования, то при максимальном количестве страхуемых в секторах предоставления услуг класса «Эконом» и «Премиум» наблюдается снижение процента отчислений на добровольное медицинское страхование на 7.5 - 8%, а в секторе «Бизнес» — на 14% от среднегодовой зарплаты соответствующей отрасли. Это позволит непосредственно приблизить стоимость добровольного медицинского страхования к общемировым стандартам при значительном улучшении качества услуг, предоставляемых в рамках полиса.

Таким образом, нетрудно заметить, что в России рынок индивидуального ДМС до сих пор свободен и является одним из приоритетных направлений в развитии отечественного медицинского страхования. Снижение стоимости среднего полиса ДМС и упрощение применения процедуры налогового вычета на медицинское страхова-

ние для физических лиц должно привлечь интерес индивидуальных потребителей, что неизменно должно привести к популяризации данного вида страхования.

Стоит иметь в виду, что ДМС для физических лиц — услуга достаточно новая и не всегда понятная конечному потребителю. Однако активное развитие данного вида страхования априори выведет отечественный страховой рынок на новый качественный уровень и позволит значительно модернизировать систему социальной защиты населения. Проигравших в этой игре не будет: страховщики при снижении уровня страховых премий увеличат их объем за счет популяризации, данного вида страхования, рядовой потребитель сможет самостоятельно управлять качеством получаемых услуг путем самостоятельного определения уровня отчислений на медицинское страхование. Результатом указанных преобразований должно стать развитие системы ДМС в России в первую очередь среди лиц, не охваченных корпоративным страхованием и значительное повышение качества услуг, предоставляемых в рамках добровольного медицинского страхования.

Библиографический список 1. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской федерации», Информационно-правовой ресурс «Консультант Плюс», официальный сайт http ://www. consultant.ru

2. Архипов, А.П. О программах медицинского страхования / А.П.Архипов. — «Финансы», №3, 2013. — С.42-46.

3. Бауэрс Н., Гербер Х., Джонс Н„Несбитт С., Хикман Дж. Актуарная математика. — М.: Янус-К, 2001. — 656 с. — ISBN 5-8037-0065-7

4. Беляева Р.И., Санников А. Л., Казакевич Е. В., Потребность изменения социальных требований к качеству медицинского обслуживания работников вахтового режима труда в условиях добровольного медицинского страхования: методические рекомен-дации[для организаторов здравоохранения и специалистов ДМС] / Изд.: Сев. гос.:мед. ун-т, ФГУЗ"Сев. мед. Центрим. Н. А. Семашко" 1414164 - РС1414165 - ОЭ200 экз.

5. Дмитриева К., «Средняя убыточность ДМС за 5 лет выросла на 20% - эксперт», http://www.insur-info.ru/news/1779/, Источник: Интерфакс

6. Соколовский Р.А., Интервью с директором по ДМС СК «Альянс» Дмитрием Поповым http://www. theinsurer.net/news/russia

7. Тэннер Майкл, Сравнительный анализ систем здравоохранения в разных странах, октябрь 2009г., информационный ресурс http://www.inliberty.ru/ library/study/1392/

8. Игнатов В.Г., «Generali PPF прогнозирует рост рынка ДМС в России», http://hrpuls.ru/2013/02 /generali-ppf-prognoziruet-rost-ryinka-dms-v-rossii/, Опубликовано: 10.02.2013 19:12

9. Kaiser Family Foundation, "EmployerHealthBenefits 2007 AnnualSurvey", источник www.kff.org/ insurance/7672/ sections/ehbs07-2-1.cfm, 2009

10. http://romir.ru, Исследовательский холдинг Ромир, электронный ресурс

11. http://www.raexpert.ru, Рейтинговое агентство «Эксперт РА», Информационный ресурс

12. http://www.bibb.de/, BIBB - Bundesinstitutfür Berufsbildung, Federal Institute for Vocational Education and Training, официальный сайт

13. http://www.cornell.edu/research/, CornellUniversity, официальный сайт Корнельского университета

ВЛИЯНИЕ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ (НА ПРИМЕРЕ УКРАИНЫ)

Буркальцева Диана Дмитриевна,

доктор экономических наук, доцент;

Буркальцев Сергей Федорович

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены качественные искривления институциональных форм экономической системы, а именно: теневая экономика, коррупция, рейдерство и непродуктивный отток капитала. Определены суть понятий институциональных деформаций, взаимосвязь их причин, последствий, способы государства в их управлении в целях обеспечения экономической безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, институциональные деформации, теневая экономика, детениза-ция, коррупция, рейдерство, непродуктивный отток капитала.

Burkaltseva Dianа, doctor of economic sciences, associate professor; Burkaltsev Sergey

Актуальность темы. Влияния и взаимопроникновения экономических систем разных стран, крайне необходимым является институциональное обеспечение системы экономической безопасности страны и наличие или выявление в процесс детенизации компенсационного потенциала, учитывая взаимосвязь причин и последствий институциональных деформаций.

Институциональные деформации - качественные искривления институциональных форм экономической системы, которые оказывают негативное влияние на систему обеспечения экономической безопасности. Без учета различных форм институциональных деформаций экономической безопасности невозможно провести экономический анализ на макро-, мезо- и микроуровнях, принимать эффективные управленческие и законодательные решения. Игнорирование таких противоречивых и полисистемных явлений, которыми являются институциональные деформации, вызывает тактические и стратегические просчеты по обеспечению экономической безопасности государства и его институционального обеспечения.

Постановка задачи. Виявить взаимосвязь причин и последствий институциональных деформаций.

Результати. Основними формами институциональных деформаций экономики Украины в первую очередь являются: теневая экономика, коррупция, рейдерство и непродуктивный отток капитала [3, с. 181]. Именно эти формы институциональных деформаций экономической

безопасности, крупнейшие по объемам, социально-экономическими последствиями и реальными угрозами экономической безопасности Украины, рассмотрим в данной статье.

Актуальность научной разработки проблемы теневой экономики для Украины сегодня определяется и тем, что тенизация экономики приводит к усилению процессов криминализации финансово-экономических отношений. Теневая экономика имеет, прежде всего, макроэкономическую природу и является реальной угрозой экономической безопасности государства

Теневая экономика - сложное явление, представленное как совокупность неконтролируемых и нерегулируемых, как противоправных, так и законных, экономических отношений между субъектами экономической деятельности, которые имеют целью незаконное (неофициальное) получение дохода [3, с. 183].

Дальнейшее развитие теневой экономики приводит к резкому снижению эффективности государственной политики, делает невозможным регулирование экономики рыночными методами, с применением инструментов денежно-кредитной и налоговой политики. Это приводит к тому, что органы исполнительной власти должны прибегать к административным инструментам регулирования, что, в свою очередь, образует основу для распространения коррупции, а также тормозит процесс развития в Украине

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.