Научная статья на тему 'Об установлении приоритетов в осуществлении здоровьесберегающего образовательного процесса'

Об установлении приоритетов в осуществлении здоровьесберегающего образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сериков С. Г.

В статье выделены основные педагогические средства осуществления здоровьесберегающего образовательного процесса и дана их краткая характеристика. Обоснована целесообразность реализации соответствующих средств дифференцированно, в зависимости от состояния здоровья и уровня образованности учащихся. Исходя из различных вариантов сочетания показателей здоровья и образованности предложено разделение детей на соответствующие группы. Для каждой из такой групп сформулированы приоритетные направления реализации вышеназванных педагогических средств осуществления здоровьесберегающего образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сериков С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об установлении приоритетов в осуществлении здоровьесберегающего образовательного процесса»

ПЕДАГОГИКА ГУМАННО ОРИЕНТИРОВАННОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ББК 4421.354+4510

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРИОРИТЕТОВ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

С.Г. Сериков УралГУФК

В статье выделены основные педагогические средства осуществления здоровьесберегающего образовательного процесса и дана их краткая характеристика. Обоснована целесообразность реализации соответствующих средств дифференцированно, в зависимости от состояния здоровья и уровня образованности учащихся. Исходя из различных вариантов сочетания показателей здоровья и образованности предложено разделение детей на соответствующие группы. Для каждой из такой групп сформулированы приоритетные направления реализации вышеназванных педагогических средств осуществления здоровьесберегающего образовательного процесса.

Как показано многими исследователями, здоровье человека находится в прямой зависимости от комплекса условий, характерных для его окружения. Окружают же человека как природные, так и социальные условия. Одной из сфер, в которой проявляются последние, является образование. От того, какие условия имеют место в образовании, напрямую зависит здоровье его участников и, прежде всего, подрастающего поколения. В связи с этим создание педагогических и управленческих условий сохранения здоровья учащихся является весьма актуальной проблемой. В то же время не следует забывать о социальной значимости задач обучения и воспитания ребенка, решаемых в образовании. В связи с этим имеет смысл говорить о целесообразности принятия в образовании специальных мер, направленных на обеспечение единства сохранения здоровья учащихся и усвоения ими социально приемлемого уровня образованности. Другими словами, здоровье школьников, наряду с достигаемыми ими уровнями образованности, необходимо рассматривать как один из показателей качества образования.

Проблема повышения качества образования в последнее время является достаточно актуальной. Основной подход к разрешению данной проблемы заключается, на наш взгляд, в выявлении специальных мер в об-

разовании, направленных на развитие образованности учащихся без ущерба для их здоровья. В этом состоит суть здоровьесберегающего образовательного процесса. Следует отметить, что в практике образования существуют достаточно большие возможности, выявление и активизация которых могут способствовать преодолению негативных тенденций в состоянии здоровья школьников, имеющих место в образовательных процессах без снижения уровня их образованности. Определенное внимание выявлению соответствующих возможностей уделяется в научных трудах, посвященных созданию здоровых условий образовательного пространства, нормативных документах, содержащих санитарно-гигиенические требования к организации образовательных процессов, меры по обеспечению охраны труда и безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях и т.д.

Однако, как показывает анализ состояния здоровья учащихся, такого рода меры не обеспечивают достаточной эффективности при их использовании в практике образования. Причем это проявляется как в плане здоровья школьников, так и с точки зрения уровня их образованности. Безусловно, многое в усилении негативных тенденций в образовании обусловлено общесоциальными явлениями. Тем не менее, и в самом образо-

вательном процессе имеются немалые ресурсы, которые могут быть использованы в целях формирования его здоровьесберегающей направленности.

В частности, одним из подходов, реализуемых в целях эффективной организации здоровьесберегающего образовательного процесса, может быть разделение учащихся на группы. Эти группы целесообразно создавать на основе соотнесения показателей состояния здоровья и уровня образованности детей. В самом простейшем варианте можно выделить четыре группы такого рода. При этом каждый критерий, то есть здоровье и образованность оцениваются либо положительно, либо отрицательно. Тогда в одну группу попадают дети с положительными оценками здоровья и образованности, в другую - с положительно характеризующейся образованностью и отрицательно характеризующимся здоровьем, в третью - наоборот, с положительными оценками здоровья и отрицательными оценками образованности, в четвертую - с отрицательными характеристиками и образованности, и здоровья.

Безусловно, в работе с каждой из таких групп будут иметь место различные приоритеты. Так, для детей с положительными значениями показателей образованности и здоровья таковым является удовлетворение образовательных потребностей. В группе, где образованность характеризуется положительными, а здоровье - отрицательными показателями, приоритетным является, естественно, укрепление здоровья учащихся. При обратном соотношении, то есть когда здоровье школьников не вызывает опасений, а уровень образованности низок, в качестве основного приоритета выступает принятие мер, направленных на повышение их образованности. В последней группе и состояние здоровья, и уровень образованности учащихся характеризуются отрицательными тенденциями. Приоритетными в работе с такими детьми являются меры по сохранению их здоровья при выполнении минимальных требований к образованности, установленных государственным образовательным стандартом.

Реализация вышеназванных приоритетов в каждой из выделенных групп учащихся предполагает использование в образовательном процессе различных резервов здо-ровьесбережения. Данным термином мы обозначаем педагогические и иные средства,

доступные к использованию коллективу образовательного учреждения, и способствующие развитию образованности детей без ущерба для здоровья.

Одним из таких резервов является упорядочение учебной нагрузки. На уровне образовательного учреждения он предполагает нормализацию учебной нагрузки, выполняемой учащимися по отдельным предметам, видам деятельности, в зависимости от достигнутых ими успехов в образовании и состояния здоровья. В соответствии с этим целесообразно варьировать объемы учебных заданий, их характер (продуктивные, репродуктивные), педагогическое сопровождение образовательного процесса, параллельно осуществляя непрерывный мониторинг здоровья и образованности учащихся. При этом если у них начинают проявляться признаки ухудшения состояния здоровья или снижения показателей образованности, необходимо оперативно реагировать на это, соответствующим образом корректируя учебные задания [1].

В качестве еще одного из резервов здо-ровьесбережения учащихся необходимо выделить рациональную организацию их учебного труда. Она требует создания индивидуальных условий для постепенного вхождения в работу, поскольку у учащихся период врабатываемости различается в зависимости от успехов в образовании и состояния здоровья. Необходимо установление рациональных ритмов учебного труда индивидуально для каждого учащегося также исходя из его успеваемости и особенностей здоровья. При этом имеет смысл соответствующим образом распределять умственную деятельность в течение всего времени ее выполнения. В этом плане особенно значимы последовательность и систематичность в работе, что является предпосылкой выработки соответствующего динамического стереотипа, обусловливающего наиболее экономную деятельность нервной системы. Желательно установление индивидуальных режимов чередования учебного труда и отдыха, смены одних форм деятельности в образовании другими.

Следующим резервом здоровьесбере-жения школьников выступает индивидуализация графиков усвоения учебного материала и выполнения учебных заданий в зависимости от состояния здоровья каждого учащегося, и достигнутых им успехов в образо-

вании. Составление индивидуальных графиков усвоения программного материала и выполнения учебных заданий тем или иным учащимся предполагает согласование времени, отводимого на освоение каждой темы, между педагогами-предметниками. Кроме того, индивидуальные графики должны предусматривать, более длительные сроки на усвоение материала и выполнение учебных заданий по тем предметам, в которых успеваемость конкретного школьника хуже. Соответственно данные сроки могут быть увеличены и при наличии негативных тенденций в здоровье того или иного учащегося.

Еще одним из резервов здоровьесбере-жения является сочетание в образовательном процессе умственной деятельности и двигательной активности детей. В практике образования умственный труд преобладает над физической деятельностью. Исходя из этого, встает вопрос об установлении целесообразных объемов умственных и физических нагрузок школьников с целью обеспечения развития их образованности без ущерба для здоровья. Данные объемы строго индивидуальны, поскольку состояние здоровья, как и уровень успехов в образовании каждого конкретного учащегося характеризуются теми или иными особенностями и могут существенно отличаться от соответствующих показателей других детей. Поэтому необходимо индивидуальное планирование участия каждого ребенка во внеклассных формах физкультурных занятий, общешкольных соревнованиях, днях здоровья, дополнительных занятиях физкультурой и спортом, в том числе и в каникулярное время. И, безусловно, существенное внимание необходимо уделять повышению двигательной активности непосредственно на уроках.

Необходимо иметь в виду и такой резерв здоровьесбережения учащихся как создание материально-технической базы, для укрепления здоровья и развитие образованности детей. Речь здесь идет, прежде всего, о соблюдении нормативных требований при устройстве зоны отдыха и физкультурноспортивной зоны для проведения занятий по физической культуре, секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий, при планировке рабочих зон и зон активной деятельности учащихся в учебных помещениях, при оборудовании их учебной мебелью, компьютерной техникой, нагляд-

ными пособиями, техническими средствами обучения и т.п. Немалую роль в обеспечении здоровьесбережения учащихся играет соответствие используемого в школе оборудования, приборов, веществ, технических и наглядных средств обучения, инженерно-технических коммуникаций требованиям техники безопасности. Достаточно значимой является и обеспеченность образовательного учреждения спортивным инвентарем, тренажерами, комплектами гимнастического, легкоатлетического, игрового оборудования, снаряжением для занятий лыжным спортом, контрольно-измерительными приборами.

Следующий из резервов здоровьесбережения учащихся заключается в создании соответствующих санитарно-гигиенических условий в школе. Это предполагает обеспечение безвредных для здоровья значений параметров микроклимата, освещенности, шума, излучений в образовательном учреждении, поддержание необходимого санитарного состояния. Кроме того, не последнюю роль играют определенные эстетические моменты. Эстетичность среды

обусловливается некоторыми санитарно-гигиеническими требованиями, и при этом способствует появлению благоприятного эмоционального настроя, повышению работоспособности учащихся [2].

Еще одним важным резервом здоровьесбережения школьников является создание благоприятного психологического климата в ученическом коллективе. В этом плане больше значение имеют педагогический такт, установление взаимопонимания между педагогом и учащимися, уважение к чужому мнению, гуманное отношение к окружающим, создание условий для самореализации личности. Актуальным здесь является и использование элементов психокоррекции, направленных на то, чтобы изменить отношение ребенка к тому, что происходит с ним и вокруг него, научить его терпению и вниманию, выработать способность видеть положительное во всем и опираться на него. Это способствует эмоциональному раскрепощению учащихся, формированию у них потребности в общении и чувства общности со сверстниками, педагогами, самораскрытию ребенка, его самоактуализации как личности, выработке и закреплении эффективных форм адаптивного межличностного поведения, предотвращению конфликтных ситуаций.

И последний из выделяемых нами резервов здоровьесбережения учащихся, состоит в соответствующем информационном обеспечении. Речь идет о своевременном информировании детей и их родителей о состоянии и тенденциях в развитии здоровья ребенка, об особенностях протекания процесса развития его образованности, достигнутых успехах в образовании, о перспективах и трудностях в освоении содержания образования по различным предметам, а также о мерах предпринимаемых в системе образования в целом и конкретно в образовательном учреждении для обеспечения развития образованности учащихся без ущерба здоровью. Доступ к такой информации обеспечивается комплексом средств коммуникации. Это могут быть беседы с детьми и их родителями, использование возможностей массового информирования, разработка и предоставление необходимой документации и т.п. При этом соответствующее информационное обеспечение должно адресно-ориентироваться на каждого учащегося.

Однако в целях эффективного осуществления здоровьесберегающего образовательного процесса выявленные резервы целесообразно реализовывать дифференцированно. Речь здесь идет о том, что в работе с каждой из выделенных в зависимости от состояния здоровья и уровня образованности групп детей данные резервы следует использовать по-разному. Для каждой из таких групп реализация одних резервов является приоритетной, а других - менее значимой.

Рассмотрим с точки зрения приоритетов здоровьесберегающего образовательного процесса группу, к которой отнесены учащиеся с положительными оценками состояния здоровья и уровня образованности. Реализация резервов здоровьесбережения в работе с данной группой предполагает следующее:

- упорядочение учебных нагрузок с установлением объемов заданий в соответствии с образовательными потребностями;

-рациональная организация учебного труда с учетом дополнительных нагрузок в процессе реализации образовательных потребностей;

- индивидуализация графиков усвоения материала и выполнения учебных заданий с направленностью на реализацию образовательных потребностей;

- сочетание умственной деятельности и двигательной активности на основе проявляемых образовательных потребностей;

-информационное обеспечение удовлетворения образовательных потребностей.

Характеризуя приоритетные меры в группе учащихся с положительными показателями образованности и отрицательными тенденциями в состоянии здоровья, целесообразно опираться на следующие резервы здоровьесбережения:

- упорядочение учебных нагрузок с установлением объемов заданий в соответствии с возможностями здоровья;

-рациональная организация учебного труда с целью предотвращения переутомления;

- индивидуализация графиков усвоения материала и выполнения учебных заданий в зависимости от состояния здоровья;

-сочетание умственной и физической деятельности с целью укрепления здоровья;

- использование материально-технических средств укрепления здоровья;

- создание здоровых санитарно-гигиенических условий;

-создание благоприятного психологического климата в целях неухудшения здоровья;

- информационное обеспечение здоровьесбережения.

В группе с обратными показателями, куда входят учащиеся, чье состояние здоровья характеризуется положительной динамикой, а образованность - отрицательными показателями, на первый план выходят иные приоритеты:

- упорядочение учебных нагрузок с установлением объемов заданий, обеспечивающих усвоение образованности в соответствии с государственным образовательным стандартом;

- рациональная организация учебного труда с целью повышения результативности освоения обязательных образовательных программ;

- индивидуализация графиков усвоения материала и выполнения учебных заданий с направленностью на обеспечение выполнения требований государственного образовательного стандарта к образованности;

- сочетание умственной деятельности и двигательной активности с ориентацией на развитие образованности в соответствии с социальным заказом;

- использование материально-технических средств, способствующих усвоению образованности в соответствии с государственным образовательным стандартом;

-информационное обеспечение развития образованности до уровня, отвечающего социальному заказу.

И, наконец, в работе с учащимися с низкими показателями образованности и отрицательными тенденциями в состоянии здоровья актуальными являются следующие меры:

- упорядочение учебных нагрузок с установлением объемов заданий, обеспечивающих усвоение образованности в соответствии с государственным образовательным стандартом, и с учетом состояния здоровья;

-рациональная организация учебного труда с целью повышения результативности освоения обязательных образовательных программ и предотвращения переутомления;

- индивидуализация графиков усвоения материала и выполнения учебных заданий на основе возможностей здоровья и с направленностью на обеспечение выполнения требований государственного образовательного стандарта к образованности;

-сочетание умственной и физической деятельности с ориентацией на укрепление здоровья и развитие образованности в соответствии с социальным заказом;

- использование материально-технических средств обеспечения усвоения нормативной образованности и укрепления здоровья;

- создание здоровых санитарно-гигиенических условий в образовательном процессе;

- обеспечение благоприятного психологического климата для эффективного развития образованности и в здоровьесберегающих целях;

-информационное обеспечение с предоставлением данных о состоянии здоровья и достигнутых успехах в усвоении нормативной образованности.

Таким образом, осуществление здоровьесберегающего образовательного процесса ведется на основе соотнесения показателей здоровья и образованности учащихся и предполагает выделение различных вариантов его осуществления. Соответствующие варианты проектируются для вышеназванных групп учащихся с использованием охарактеризованных средств здоровьесбереже-ния школьников. Реализация данных вариантов в образовательном процессе является эффективным путем развития образованности детей без ущерба для их здоровья.

Литература

1. Сериков Г.Н., Сериков С.Г. Здоровье-сбережение в гуманном образовании. - Екатеринбург. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. -242 с.

2. Сериков С.Г. Здоровъесберегающее образование: Паритет здоровья и образованности учащихся. - Челябинск: ЧГНОЦ УрО РАО, 2002. -226 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.