Научная статья на тему 'Об усилении административной и уголовной ответственности за транспортные правонарушения'

Об усилении административной и уголовной ответственности за транспортные правонарушения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
434
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ТРАНСПОРТНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / УМЫСЕЛ / ТЯЖКИЙ ВРЕД
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об усилении административной и уголовной ответственности за транспортные правонарушения»

References

1. Becker G. Ekonomicheskaya teoriya prestupnosti // Ekonomicheskaya teoriya prestupleniy i nakazaniy. - № 1. // Istochnik: http://corruption.rsuh.ru/ magazine/1/n1-06.shtml

2. Andrienko Yu.V. Ekonomika prestupleniy: teoreticheskoe i empiricheskoe issledovanie opredelyayushih faktorov prestupnosti: Avtoreferat diss. kand. yurid. nauk. - M., 2003.

3. Gilinskiy Ya. Organizovannaya prestupnost: ponyatie, istoriya, deyatelnost, tendencii (Saratovskiy centr po issledovaniyu problem organizovannoy prestupnosti i korrupcii NP «Centr nauchno-pravovyh iniciativ N.A. Lopashenko») Istochnik: http://sartraccc.ru/i.php?oper =read_file&filename=Pub/ gilinsky(4-07-05).htm

4. Olkov S.G. O polze i vrede neravenstva (kriminologicheskoe issledovanie) // Gosudarstvo i pravo. - № 8. - M., 2004. - S. 73-78.

5. Sonin K. Nakazanie i prestuplenie / Vedomiosti. - № 18(59) // Istochnik: http://www.vedomosti.ru/ smartmoney/article/2007/05/21/2957

6. Bilko A.S. Ekonomicheskiy analiz individualnogo prestupnogo povedeniya. - Spb., 2010.

7. Becker G.S. The economics of crime // Cross Sections. 1995. Fall. P. 8 - 15. Istochnik: http://www. rich.frb.org/cross/pubs/crime.html.

8. Koreckiy D.A. Vremya nevinovatyh: Kriticheskie razmyshleniya o prestupnosti, nravstvennosti i spravedlivosti. - M.: Astrel, 2007. - S. 48.

9. Strognackaya O. Primenenie ekonomicheskoy teorii s tselyu povysheniya effektivnosti borbyi s prestupnostyu: Sayt zhurnala «Yurist onlajn» // Istochnik: http://www.shkolny.com/primenenie-ekonomicheskoy-teorii-s-tselyu-povyisheniya-effektivnosti -borbyi-s-prestupnostyu/

10. Stigler G.J. The Optimum Enforcement of Laws // Journal of Political Economy. - 1970. - Vol. 78. - р. 3.

11. Esdauletova G.K. Nekotorye voprosy razvitiya yuvenalnoy yusticii // Vestnik Instituta zakonodatelstva Respubliki Kazahstan. - 2010. - № 4(20). - S. 66-70 // Istochnik: http://www.iz.adilet.gov. kz/sites/default/files/upload-files/vestnik_420_ 2010.pdf

УДК 342.9:343.1

ОБ УСИЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТРАНСПОРТНЫЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Исмагулов Кайрат Еслямкалиевич

Ведущий научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства Республики Казахстан, кандидат юридических наук, г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]

Елубай Ерболат М^жанулы

Старший научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального и уголовно- исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства Республики Казахстан, г.Астана, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]

Абдыкаримова Алма Сагындыковна

Младший научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно- исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства Республики Казахстан, г.Астана, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]

С непрерывным нарастанием темпов развития автомобильного транспорта растет и интенсивность движения, усложняется обеспечение порядка и безопасности движения на автомобильных дорогах и улицах городов и других населенных пунктов.

Вопросы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта постоянно состоят в компетенции не только отдельных ведомств и организаций, но и всей общественности нашей страны.

Правонарушения, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в отечественном законодательстве в самостоятельную главу в Уголовном кодексе от 16 июля 1997 года. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.

Объединение этих преступлений в самостоятельную главу обусловлено их посягательством на единый родовой объект, каковым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта.

Авторами статьи были рассмотрены вопросы правоприменения законодательства за совершение дорожно-транспортного происшествия лицом, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, повлекшее тяжкие последствия, а также предложены меры по усилению административной и уголовной ответственности за транспортные правонарушения.

Авторы полагают, что принятие дополнительных мер по ужесточению санкции за данные правонарушения позволит снизить количество нетрезвых водителей на дорогах, что соответственно приведет и к снижению дорожно-транспортных происшествий.

В первую очередь, следует ужесточить административную ответственность лиц, позволяющих себе создавать реальную угрозу жизни людей путем управления ТС в состоянии опьянения.

Ключевые слова: административная ответственность; уголовная ответственность; транспортное средство; транспортные правонарушения; умысел; тяжкий вред.

Келж кукык бузушылы^ы ушш эммшшж жэне кылмыстык

жауаптыльщты кушейту туралы

^айрат Еслямкалиулы Исмагулов

КР Зацнама институты щылмыстыщ, щылмыстыщ ic ЖYргiзу, щылмыстыщ атщару зацнамасы жэне сот сараптамасы бвлiмiнiц жетекшi гылыми щызметкерi, з.г.к., Астана щ., Казахстан Республикасы; e-mail: [email protected]

Ерболат Магжанулы Елубай

Кр Зацнама институтыныц щылмыстыщ, щылмыстыщ ic ЖYргiзу, щылмыстыщ атщару зацнамасы жэне сот сараптамасы бвлiмiнiц ага гылыми щызметкерi, Астана щ., Казахстан Республикасы; e-mail: [email protected]

Алма Сагындыккызы Эбд1к^р1мова

КР Зацнама институты щылмыстыщ, щылмыстыщ ic ЖYргiзу, щылмыстыщ атщару зацнамасы жэне сот сараптамасы бвлiмiнiц кш гылыми щызметкерi, Астана щ., Казахстан Республикасы; e-mail: [email protected]

Жол келшн дамыту ^ар^ыныныц Yздiксiз ecyi себебшен ^озгалыс ^ар^ындылыгы да артады, ^алалар мен бас^а да елдi мекендердщ автомобиль жолдары мен кешелервде жол жYрiсi T9pri6i мен ^аушшздтн ^амтамасыз етyi ^иындай тYседi.

Автомобиль келшнщ ^озгалыс ^аушшздт мэселелерi жекелеген ведомстволар мен ^йымдардыц гана емес, сондай-а^ 6ykw ел ж^ртшылыгыныц да ^¥зыретше жатады.

Келш ^ралдарын ^аyшсiз пайдалануга ^ол с^ылатын к^ы^б^зушыльщтар отандьщ зацнамада т^цгыш рет 1997 жылгы 16 шшдедеп Кышмыстыщ Кодексте жеке тарауга о^шауланган. Б^л ^огам дамуыныц ^азiрri кезецiнде, ягни кeлiк ^¥ралдары саныныц артуымен кeлiктiц адамдар мен ^огам Yшiн ^аушшз ж^мыс ютеуше ^ол с^ылатын ^ылмыстардыц тарауыныц жэне ^ауштшшнщ едэyiр eсyiмен тYсiндiрiледi.

Осы ^ылмыстарды дербес тарауга бiрiктiрy темiр жол, су, автомобиль, эуе жэне к¥быржол кeлiгiнiц ^озгалыс ^аушшздш мен олардыц ж^мысын ^амтамасыз ететiн ^огамдыщ ^атынастар бо-лып табылатын бiрыцFай тектi объектiге ^ол с^гушылыгын бiлдiредi.

Макала авторымен алкогольдiк, наша^орлыщ жэне (немесе) уыт^марлыщ мастыщ кYЙiнде жол

келш апатын жасап ауыр зардап салдарына акеп соккан т^лгага колдау зацнамасы, сонымен

катар жол келш тэрпбш б^згандыгы Yшiн эюмшшк жэне кылмыстьщ жауапкершшк шараларын ныгайту мэcелелерi карастырылган.

Авторлар осы бузушыльщтар Yшiн санкцияларды кушейту бойынша косымша шаралар колдану жолдарда масац кYЙдегi жYргiзушiлер санын азайтуга мYмкiндiк бередi, б^л тиiciнше жол-келiк окигаларыныц азаюына экелед1

Бiрiншi кезекте масац кYЙiнде келш к¥ралын баскару аркылы адамдардыц емiрiне накты кауш тудыруга жол беретш адамдардыц экiмшiлiк жауаптылыгын кYшейту кажет.

Тушн свздер: зкгмшШк, жауапкершШк; цылмыстыц жауапкершШк; квлж цатынасы; квлт цуцыцбузушылыц; пигыл; ауыр зардап.

On strengthening the administrative and criminal liability for traffic offenses

Ismagulov Kairat Eslyamkalievich

Leading researcher of the department of criminal, criminal-processual, criminal - law en cementand forensic of the Legislation Institute of the Republic of Kazakhstan, c.j.s., Astana, Republic Of Kazakhstan; e-mail: [email protected]

Elubay Erbolat

Senior research fellow of the department of the criminal, criminal-proceeding, criminal-executive legislation and forensic examination of the Legislation Institute of the Republic of Kazakhstan, Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]

Abdykarimova Alma Sagyndykovna

Jr. researcher of the department of criminal, criminal-processual, criminal - law en cementand forensic of the Legislation Institute of the Republic of Kazakhstan, Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]

With the continuous rise of the rate of development of road transport and growing traffic, it is difficult to ensure order and traffic safety on the roads and streets of cities and other settlements.

The questions of safety of movement of motor transport constantly consist not only within the competence of individual agencies and organizations and the whole society in our country.

Offences, encroaching upon the safe operation of vehicles, first isolated in the domestic legislation in a separate Chapter in the Criminal code of 16 July 1997. This is because at the present stage of development of society, that is, with the increasing number of vehicles, greatly increased the prevalence and danger of crimes against safe for people and society transportation performance.

The Union of these crimes in a separate Chapter due to their infringement on the single generic object, what are the public relations providing traffic safety and operation of railway, water, automobile, air and pipeline transport.

The authors of the article were considered issues of law enforcement for the commission of the accident by a person in a state of alcoholic, narcotic, and (or) toxic intoxication, resulting in grave consequences, as well as proposed measures to strengthen the administrative and criminal liability for traffic offenses.

The authors believe that additional measures to tighten penalties for these offenses will reduce the number of drunk drivers on the roads that will consequently lead to a reduction in traffic accidents.

First and foremost, you should tighten administrative responsibility of persons, allowing himself to create real threat of life of people by driving vehicle while intoxicated.

Key words: аdministrative liability; criminal liability; vehicle; traffic offense; intent; serious harm.

В настоящее время транспорт играет ключевую роль в обществе. Однако существует целый ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (далее - ТС), которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государ-

ства и общества.

Необходимость криминализации транспортных преступлений порождена целым рядом объективных факторов. К факторам, обусловливающим объем, характер и способы криминализации транспортных преступлений, следует отнести: а) развитие (особенно на современном этапе научно-технического развития) общественных отношений в сфере использования новых видов транспортных средств как источников повышенной опас-

ности; б) необходимость уголовно-правовой защиты этих отношений; в) возникновение новых видов общественно опасных деяний, посягающих на безопасность функционирования транспортных средств; г) высокую степень общественной опасности таких деяний, выражающуюся прежде всего в причинении (или возможности причинения) значительного материального ущерба; д) относительную распространенность посягательств на безопасность функционирования транспорта, их типичность и возможность воздействия на них уголовно-правовыми средствами; е) неблагоприятные состояние и динамику транспортных правонарушений в стране; ж) наличие в сфере транспортных правонарушений широкого круга нормативно закрепленных правил безопасности; з) наличие системы социального контроля, позволяющей вскрыть факты нарушения таких правил, и системы уголовной юстиции, способной реагировать на них; и) достигнутый к данному моменту уровень общественной психологии и правосознания в этой сфере

[1, 191].

Проведенный сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства зарубежных государств показал, что нормы об ответственности за транспортные преступления достаточно многочисленны, хорошо дифференцированы и, как правило, систематизированы.

Так, специальные главы (или разделы), в которых сосредоточены нормы о транспортных преступлениях, мы встречаем в Уголовных кодексах (далее - УК) Швейцарии, Испании, Голландии, Болгарии, Польши, Японии, Азербайджана, Грузии, Беларуси, Узбекистана, Украины, Молдовы, Таджикистана, Кыргызстана, Латвии1.

В уголовном законодательстве ряда стран (Австрии, Дании, Германии, Китая, Сан-Марино, Эстонии) интересующие нас нормы сосредоточены в иных разделах УК (в основном - в главах о преступлениях против общественной безопасности)2.

А вот УК Франции, Австралии и Индии вообще не содержат упоминания о транспортных преступлениях, а борьба с подобными деяниями ведется с помощью специальных законов3.

Ученые акцентируют внимание на предупреждении и профилактике данной категории преступлений и выделяют следующие особенности общесоциальных мер:

- приоритет общесоциальных мер предупреждения неосторожных, чем умышленных транспортных преступлений;

- предупредительные меры должны быть сориентированы не столько на возможных преступников, сколько на предотвращение любого, в том числе и случайного ущерба;

- необходимость разработки теории надежности транспортных систем и широкое внедрение ее рекомендаций в практику, так как особая роль отведена различным техническим мероприятиям;

- правильное применение мер общесоциального предупреждения транспортных преступлений.

Так, в США и Франции на специально оборудованных в соответствии с требованиями безопасности участках дорог количество дорожно-транспортных происшествий уменьшилось в 2,5-3 раза. Тот же эффект был достигнут в результате ограничения в ряде стран скорости движения. Заметный позитивный результат в уменьшении тяжких последствий неосторожных транспортных преступлений наступил и при изменении акцентов в их профилактике. Исследования показали, что ориентация на создание дополнительных систем безопасности эксплуатации в самой конструкции технических средств более перспективна, нежели разработка правил безопасности их эксплуатации и создание контрольных структур, обеспечивающих соблюдение данных правил. Например, когда количество летальных исходов вследствие дорожно-транспортных происшествий стало национальной пробле-

1 Уголовный кодекс Швейцарии. СПб., 2002; Уголовный кодекс Испании. М., 1998; Уголовный кодекс Голландии. СПб., 2001; Уголовный кодекс Республики Болгария. СПб., 2001; Уголовный кодекс Польши. СПб., 201; Уголовный кодекс Японии. СПб., 2002; Уголовный кодекс Азербайджанской республики. СПб., 2001; Уголовный кодекс Грузии. СПб., 2002; Уголовный кодекс Республики Беларусь. СПб., 2001; Уголовный кодекс Республики Узбекистан. СПб., 2001; Уголовный кодекс Украины. СПб., 2001; Уголовный кодекс стран СНГ (Россия, Беларусь, Украина, Молдова). Модельный уголовный кодекс для стран СНГ: Сопоставительная таблица. Брянск, 2001; Уголовный кодекс Республики Таджикистан. СПб., 2001; Уголовный кодекс Латвийской республики. СПб., 2001; Уголовный кодекс Кыргызской республики. СПб., 2002.

Уголовный кодекс Австрии. М., 2001; Уголовный кодекс Дании. СПб., 2001; Уголовный кодекс ФРГ. М., 2000; Уголовный кодекс Китайской Народной Республики. СПб., 2001; Уголовный кодекс Эстонской республики. СПб., 2001; Уголовный кодекс Республики Сан-Марино. СПб., 2002.

Уголовный кодекс Франции. СПб., 2002; Уголовный кодекс Австралии. СПб., 2002; Уголовный кодекс Индии. М., 1958.

мой во многих развитых странах мира, правительства этих стран обязали производителей автомобилей внести ряд изменений в конструкцию транспортных средств с целью придания им противоударных характеристик. В результате смерть на дорогах данных государств снизилась [2, 210-211].

Анализ статистики правонарушений в Республике Казахстан в области дорожного движения за последние несколько лет показал следующее.

В апреле 2014 года размеры административных штрафов законодателем были увеличены вдвое, а по некоторым правонарушениям даже втрое. В новом Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КоАП) данные санкции сохранились. Вместе с тем, несмотря на принятые меры, число правонарушений в сфере безопасности дорожного движения не уменьшилось, а увеличилось. Так, за 9 месяцев 2015 г. по главе 30 КоАП количество правонарушений увеличилось на 365 507 или 23,5%. За 2-ое полугодие 2014 г. органами дорожной полиции поставлено на учет на 223 тыс. адм. правонарушений больше, чем за аналогичный период 2013 г. (1 144 176 против 920 484 лиц). Так, если в 2013 г. по ст.461-1 КоАП (пользование водителем телефоном) зарегистрировано 104 941 правонарушений, несмотря на увеличение размера штрафа в 2014 г., их количество увеличилось на 93 305 или 89% [3, 17].

По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее - КПСиСУ), в 2015 году за управление ТС в состоянии опьянения административное взыскание наложено на 28527 (37792 -2014г.) лиц, к 3652 (7717) лицам применен административный арест, 24351 (29756) лицо лишено специального права в порядке основной меры и 470 (735) - дополнительной, 251 (323) лицо оштрафовано (из наложенных 49 млн.тенге взыскано всего 9 млн. тенге или 19%)4.

В 2015 году наблюдается снижение количества выявленных лиц, управляющих ТС в состоянии опьянения. Вместе с тем, имеются возможности дальнейшего сокращения таких правонарушений.

Согласно статье 608 КоАП за управление транспортным средством водителем,

находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, в зависимости от последствий, предусмотрена санкция в виде лишения водительских прав сроком от трех до десяти лет либо предусматривается административный арест до тридцати суток5. Данная статья предусматривает ответственность лица только за вождение ТС в нетрезвом виде без последствий.

В соответствии со статьей 346 УК РК за управление транспортным средством лицом, будучи лишенным водительских прав, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, в зависимости также от последствий, наказываются штрафом до трех тысяч МРП, исправительными работами, общественными работами, лишением свободы до десяти лет и т.д. Здесь же в императивной части конкретно указана уголовная ответственность за управление ТС лицом, лишенным права управления транспортными средствами.

Как показывает статистика, причины аварий на дорогах не меняются. По-прежнему, более 90% ДТП происходят по вине водителей, которые грубо нарушают Правила дорожного движения. Так, по их вине совершено 3383 аварии, в т.ч. 101- по вине водителей, находившихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Наибольшее количество - 1068 ДТП произошло из-за превышения скорости, в результате которых погибло 156 и ранено 1259 человек.

Из-за нарушения правил маневрирования в 616 ДТП погибло 32 и ранено 774, по причине выезда на полосу встречного движения в 40 ДТП погибло 11 и ранено 97 человек.

СПРАВОЧНО:

По данным отчета КПСиСУ за 3 месяца 2016 года о ДТП, повлекших гибель или ранение людей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уровень дорожно-транспортной аварийности снизился на 3,1%.

Так, на дорогах страны произошло 3570 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадало 5013, в т.ч. погибли 403 человека, тогда как за указанный период прошлого года зафиксировано 3686ДТП, повлекших последствия для жизни и здоровья 5112 человек, из которых 440 погибшие.

4 Официальный информационный сервис Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан http://service.pravstat.kz

5 Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года №235-У ЗРК. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан http://adilet.zan.kz

В числе пострадавших в ДТП ранены 767 и погибли 24 несовершеннолетних.

Большая часть или 1624ДТП произошли в результате наезда на пешеходов, 1259 - из-за столкновения транспортных средств и 211 - вследствие опрокидывания.

В этом году с участием общественного транспорта произошло 268 ДТП, в которых погибло 17 и ранено 334 человека6.

Меньше всего в дорожных авариях страдают сами водители, а больше всего - пассажиры и пешеходы.

Полагаем, что принятие дополнительных мер по ужесточению санкции за данные правонарушения позволит снизить количество нетрезвых водителей на дорогах, что соответственно приведет и к снижению дорожно-транспортных происшествий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В первую очередь, следует ужесточить административную ответственность лиц, позволяющих себе создавать реальную угрозу жизни людей путем управления ТС в состоянии опьянения.

В частности, по наиболее опасным и наглым правонарушениям следует предусмотреть пожизненное лишение права управления ТС. Ожидается, что такое нововведение будет поддержано законопослушными гражданами и станет весомым аргументом злостным нарушителям не только для того, чтобы не управлять ТС в состоянии опьянения, но и для отказа от употребления опьяняющих веществ вообще.

В этой связи предлагается:

1) часть третью статьи 46 КоАП изложить в следующей редакции:

«3. Срок лишения права управления транспортными средствами не может быть менее шести месяцев. Пожизненное лишение права управления транспортными средствами налагается судьей в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего раздела.»;

2) в санкциях статьи 608 КоАП предусмотреть более длительные сроки лишения права управления транспортным средством:

по части первой - семь лет;

по части второй - десять лет;

по части третьей - пятнадцать лет;

по части четвертой - двадцать лет;

по части пятой - пожизненно.

Следующая проблема профилактики правонарушений с участием пьяных водителей усматривается в отсутствии дифференциации степени ответственности водителей, лишенных права управления ТС, и водителей, лишенных права управления ТС за

управление им в состоянии опьянения.

В этой связи предлагается дополнить статью 612 КоАП частью 3-1 следующего содержания:

«3-1. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 608 настоящего Кодекса, - влечет административный арест на срок от пятнадцати до тридцати суток и пожизненное лишение права управления транспортным средством.». СПРАВОЧНО:

Диспозиции норм об ответственности за основные виды транспортных преступлений в законодательстве большинства стран мира построены таким образом, что предполагают лишь неосторожную форму вины по отношению к последствиям нарушения правил безопасности транспортной деятельности. В целом эти преступления признаются неосторожными. Но и здесь не обходится без исключений.

Например, конструкция § 3 ст. 173 УК Польши такова, что допускает умышленное отношение виновного, который вызывает катастрофу при движении сухопутного, водного или воздушного транспорта, к последствиям своего деяния в виде смерти человека или причинения тяжкого вреда здоровью многих людей. Косвенным подтверждением этого может служить санкция нормы, предусматривающая наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 12 лет.

Еще более недвусмысленно сформулирован подобный запрет в ч. 3 ст. 342 УК Болгарии. В этой норме прямо предусмотрена ответственность (с очень жесткой санкцией) за нарушение правил движения лицом, управляющим подвижным железнодорожным составом, воздухоплавательным средством, механическим перевозочным средством, судном, боевой или специальной машиной, если этим деянием умышленно причинены смерть, телесное повреждение или значительный имущественный вред другому лицу.

Нечто подобное можно встретить и в уголовном законодательстве Японии, с той лишь разницей, что в ст. 124, 126 УК Японии ответственность виновного лица в зависимости от его психического отношения к последствиям учиненного им транспортного преступления не дифференцируется вовсе.

Приведенные законодательные формулы не являются безупречными. Транс-

портные преступления в виде нарушения соответствующих правил безопасности целесообразнее конструировать и воспринимать как неосторожные деяния. В случае умышленного отношения виновного к последствиям нарушения им правил безопасности движения, эксплуатации или ремонта транспортных средств все содеянное необходимо расценивать как умышленное посягательство на жизнь, здоровье, собственность потерпевших. Иначе специфика транспортных преступлений утратится, а их родовой объект по сути дела смешается с объектом преступлений против жизни, здоровья и собственности [4].

В настоящее время в УК РК отсутствует отдельная статья за управление транспортным средством водителей, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, совершивших ДТП с причинением средней тяжести, тяжкий вред здоровью либо смерть человека.

Практика показывает, что при совершении водителями ДТП в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикомани-ческого опьянения с причинением средней тяжести, тяжким вредом здоровью либо смертью человека, правоохранительные органы применяют статью 608 КоАП (в части привлечения к ответственности управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманическо-го опьянения) и статью 345 УК РК (в части причинение средней тяжести, тяжкий вред здоровью либо смерть человека), в которой форма вины субъекта определяется по неосторожности.

В Казахстане и трезвый, и пьяный водители считаются лицами, совершившими уголовное правонарушение по неосторожности. По нашему мнению, именно в таком подходе кроется основная недоработка статей 345 и 346 УК РК, предусматривающих ответственность за нарушение правил дорожного движения и управление транспортным средством (далее - ТС) лицом, лишенным права управления ТС и находящимся в состоянии опьянения.

Обращение к уголовному закону показывает, что согласно статье 20 УК РК, уголовным правонарушением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное:

с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность общественно опасных по-

следствий и желало их наступления;

с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Согласно статье 21 УК РК, уголовным правонарушением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное:

по самонадеянности, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывало на предотвращение этих последствий;

по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при должной внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия7.

Учитывая тот факт, что каждый водитель до получения права управления ТС обязан изучить правила дорожного движения и, соответственно, должен четко осознавать возможные тяжкие последствия своих деяний, следует согласиться с мнением депутатов об отсутствии неосторожной формы вины по статьям 345 и 346 УК РК.

Из перечисленных форм вины по данным статьям наиболее подходит косвенный умысел, поскольку лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, не желает, но сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично.

В этой связи в качестве дополнительных мер предлагаем введение отдельной статьи УК РК за совершение данного преступления и установлением уголовной ответственности по аналогии со ст.99, 106, 107 УК РК и изложить ее в следующей редакции:

«Ст.345-1 Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токси-команического опьянения, повлекшее тяжкие последствия

1. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикомани-ческого опьянения, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью человека,

- наказывается штрафом в размере до четырехсот месячных расчетных показателей

либо исправительными работами в том же размере, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека,

- наказывается ограничением свободы на срок от трех до семи лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее смерть человека,

- наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее смерть двух или более лиц,

- наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы.

Резюмируя вышеизложенное можно сделать вывод, что в случае если водитель, управляет транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, то ответственность за совершение данного нарушения, предусматривается в соответствии со ст.608 КоАП. А в случае, если водитель управляет транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения и при этом совершает ДТП с тяжкими последствиями, то в ответственность будет наступать по ст.345-1 УК РК.

Касательно усиления ответственности в отношении лиц, лишенных права управления автотранспортом и находящимся в нетрезвом состоянии, но, тем не менее, вновь управлявших автотранспортом в нетрезвом виде, помимо указанных мер в ст.346 УК РК, возможно применить ст.91 УК РК и признать виновное лицо, нуждающимся в лечении от алкоголизма, наркомании или токсикомании. В связи с чем, суд наряду с наказанием может назначить принудительные меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. Данная мера необходима из-за неоднократности совершения преступления в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, что ставит вопрос о дальнейшей возможности рецидива такого преступления.

Также вызывает сомнение польза для общества основное наказание в виде штрафа по статье 346 УК РК. Если исходить из экономической целесообразности (пополнение бюджета), то получается, что общество (государство) само заинтересовано в наличии правонарушений в целях пополнения бюд-

жета. Кроме того, штраф, как альтернатива другим видам наказания, позволяет богатым нарушителям безболезненно оплатить его, а менее состоятельные лица вынуждены перевоспитываться через исправительные или общественные работы.

Вместе с тем, экономическая целесообразность не должна преобладать в сферах с повышенной угрозой жизни и здоровью людей.

В этой связи предлагается в статье 346 УК РК исключить наказание в виде штрафа и исправительных работ. Оставить в качестве основного наказания только привлечение к общественным работам для того, чтобы у нарушителей, независимо от их материальных возможностей, не было альтернативы. Для многих правонарушителей привлечение к общественным работам будет более ощутимым наказанием, чем штраф. При таком подходе будут достигаться все цели применения наказания - восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых уголовных правонарушений как осужденным, так и другими лицами.

Кроме того, в целях дифференциации степени ответственности водителей, лишенных права управления ТС, и водителей, лишенных права управления ТС за управление им в состоянии опьянения, предлагается статью 346 УК РК дополнить частью 1-1 следующего содержания:

«1-1. Те же деяния, совершенные лицом, лишенным права управления транспортным средством за управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, -

наказываются привлечением к общественным работам на срок от двухсот до трехсот часов, либо арестом на срок от шестидесяти до девяноста суток, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на четыре года.».

Одновременно с данным дополнением в части второй статьи 346 УК РК слова «Те же деяния» следует заменить словами «Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи».

Учитывая латентный характер данных правонарушений, а также управление ТС лицами, не имеющими прав, следует массово привлекать общественные силы к реализации принципа «нулевой терпимости» к пьяным водителям. В частности, предлагается разработать и внедрить специальное приложение для мобильных устройств, призванное оперативно сообщать в информационную сеть координаты пьяных водителей.

Данное приложение должно быть бесплатным, простым, понятным и доступным любому гражданину (не только водителям).

Приложение можно назвать «Опасность/ danger». Программу смогут использовать все участники движения, имеющие мобильные устройства. Например, пассажир, заметив на проезжей части пьяного водителя, может открыть приложение «Опасность/ danger» на смартфоне и один раз кликнуть кнопку «Рядом опасность», после чего ближайшим пользователям (пассажиры, пешеходы) мгновенно поступает звуковой сигнал и координаты о потенциальной угрозе их жизни и здоровью. Одновременно сигнал увидят сотрудники полиции, находящиеся поблизости, для оперативного реагирования на возможную угрозу.

При этом, в обязательном порядке должно быть предусмотрено шифрование персональных данных лица, сообщившего с помощью программы о нарушителе.

Преимущества такой системы участия общественности в профилактике правонарушений:

1) многократно снизится количество пострадавших и погибших участников дорожного движения;

2) граждане, владеющие информацией о местоположении нарушителя, смогут своевременно дистанцироваться от него на безопасное расстояние или задержать его до прибытия полицейских;

3) простота и удобство применения программы позволит любому пользователю

мобильных устройств принимать участие в профилактике;

4) значительно сократится время между обнаружением и нейтрализацией опасности, что защитит жизнь и здоровье многих людей;

5) объединение людей в одной программе создаст эффект синергии и усилит нулевую терпимость к пьяным водителям и беспорядкам в целом;

6) появится достаточно массовая статистика для проведения новых криминологических исследований;

7) в профилактику правонарушений будет вовлечено большое количество неравнодушных граждан;

8) устранится формальность участия граждан в профилактике правонарушений, поскольку они сознательно и добровольно будут пользоваться программой;

9) станет более результативной работа общественных формирований правоохранительной направленности.

Следует создать реестр пьяных водителей на базе ресурса «^о^кз». В данный реестр будут помещаться не только водители, лишенные права управления ТС, но и лица, управлявшие ТС в состоянии опьянения без права управления.

Также необходимо чаще освещать в СМИ конкретные примеры исполнения наказания в виде привлечения к общественным работам водителей, совершивших правонарушения в состоянии опьянения.

Литература

1. Коробеев А. И. Советская уголовно-правовая политика: проблемы криминализации и пена-лизации. - Владивосток, 1987. - С. 191.

2. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. Издательская группа «ИНФРА.М-НОРМА». -Москва, 1997. - С.374.

3. Тукиев А.С., Парманкулова Б.А. О перспективах реформирования административного законодательства по итогам обобщения практики применения нового кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях // Научно-правовой журнал «Вестник Института законодательства Республики Казахстан» №5 (41), 2015. С.17.

4. Коробеев А.И. Транспортные преступления. Издательство «Юридический центр Пресс». -Санкт-Петербург, 2003. - С.67.

References

1. Korobeev A. I. Sovetskaja ugolovno-pravovaja politika: problemy kriminalizacii i penalizacii [Soviet criminal and legal policy: problems of criminalization and penalization]. - Vladivostok, 1987. 191 p.

2. Inshakov S.M. Zarubezhnaja kriminologija [International criminology]. - Moscow, INFRA.M-NORMA Publ., 1997. - 374 p.

3. Tukiev A.S., Parmankulova B.A. O perspektivah reformirovanija administrativnogo zakonodatel'stva po itogam obobshhenija praktiki primenenija novogo kodeksa Respubliki Kazahstan ob administrativnyh pravonarushenijah [On the prospects of reforming the administrative legislation on the basis of generalization of practice of application of the new Code of the Republic of Kazakhstan on Administrative Offences]. Vestnik Instituta zakonodatel'stva Respubliki Kazahstan, 2015, no. 5 (41), p. 17.

4. Korobeev A. I. Transportnye prestuplenija [Transport crimes]. - Sankt-Peterburg, Juridicheskij centr Press Publ., 2003.- 67 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.