Научная статья на тему 'Об уровне специальных способностей будущих педагогов'

Об уровне специальных способностей будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / ТЕСТИРОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Н. И., Калимова А. В., Шашева Н. С.

В статье описаны результаты экспериментальной работы по определению специальных способностей студентов педагогических направлений подготовки Сыктывкарского государственного университета. С целью дальнейшего построения профиля способностей обучаемых проверялись знания и умения студентов в проведении вычислительных операций, логически корректных рассуждений, анализа информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the results of experimental work to determine the special abilities of students in the pedagogical areas of the training of the FSBEU HE «Syktyvkar State University». With the purpose of further building of the students' abilities profile, their knowledge and skills were checked in carrying out computational operations, logically correct reasoning, and analyzing information.

Текст научной работы на тему «Об уровне специальных способностей будущих педагогов»

УДК 378.4+378.14

ОБ УРОВНЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В статье описаны результаты экспериментальной работы по определению специальных способностей студентов педагогических направлений подготовки Сыктывкарского государственного университета. С целью дальнейшего построения профиля способностей обучаемых проверялись знания и умения студентов в проведении вычислительных операций, логически корректных рассуждений, анализа информации.

Ключевые слова: экспериментальная работа, тестирование, специальные способности студентов.

Проблема достижения высокого уровня качества знаний выпускника университета и его конкурентоспособности в настоящее время широко обсуждается работодателями, академической общественностью и представителями государственных органов. В начале своего жизненного пути каждый человек сталкивается с проблемой выбора профессии, от правильности такого выбора в значительной степени будет зависеть качество его дальнейшей жизни. Постоянные изменения на основе внедрения самых современных технологий для всех форм трудовой деятельности человека предъявляют к его профессиональной готовности новые требования. Кроме того, в настоящее время профессиональная деятельность некоторой категории специалистов осуществляется с применением нанотехнологий, суперкомпьютеров и в условиях многоуровневой системы взаимоотношений между работодателями и инженерно-техническими работниками. Умение адаптироваться к ним является одним из важных аспектов трудовой деятельности конкретного специалиста.

В работе мы ограничимся определением уровня развития некоторых специальных способностей будущих педагогов. Как отмечено в разных исследованиях (см., например, [1, с. 155]), иногда люди обладают способностями, которые часто остаются неиспользованными. В некоторых случаях они не совсем осознают то, на что способны, или не знают, как лучше реализовать свои возможности и умения на практике.

Тестирование студентов будет проведено с максимальной пользой, если в результате будет построена диаграмма профиля их способностей. Следует подчеркнуть, что тесты способностей позволяют получить статистические сведения, важные для разных форм профессиональной деятельности человека, а также определить достоинства и недостатки респондентов с той целью, чтобы они смогли понять:

- какие у них имеются слабые стороны и как устранить недостатки, мешающие профессиональному росту;

- какие у них сильные качества и найти способ реализовать этот потенциал на практике.

Профиль способностей будущих педагогов и полученные статистические данные могут быть использованы при планировании и анализе профессиональной деятельности обучаемых, анализе личностных качеств студентов. Кроме того, профиль способностей поможет ясно отразить слабые и сильные сторо-

Н. И. Попов, А. В. Калимова, Н. С. Шашева N. I. Popov, A. V. Kalimova, N. S. Shasheva

ABOUT THE LEVEL OF SPECIAL ABILITIES OF FUTURE TEACHERS

The article describes the results of experimental work to determine the special abilities of students in the pedagogical areas of the training of the FSBEU HE «Syktyvkar State University». With the purpose of further building of the students' abilities profile, their knowledge and skills were checked in carrying out computational operations, logically correct reasoning, and analyzing information.

Keywords: experimental work, testing, students' special abilities.

ны исследуемых [2, с. 108]. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов непосредственно связано с их личностными качествами. «Образование в конечном итоге должно приводить к формированию у человека каких-то психических новообразований в виде ценностных ориентаций, знаний, интеллектуальных и практических умений...» [3, с. 8].

Бывают периоды в жизни людей, когда они сомневаются в своих возможностях. Им хочется что-то сделать, но нет уверенности в том, что задуманное получится. Достоинство валидных и объективных тестов заключается в том, что с их помощью испытуемый может определить сферы жизнедеятельности, где он способен добиться заметных достижений. Если у респондента в некоторой сфере деятельности не складываются дела, а результаты тестирования говорят о том, что в данной сфере он может добиться успеха, следовательно, существуют какие-то проблемы. Психологи в таких случаях всегда стараются найти причины несоответствия между действительными способностями человека и его успешностью в данный период времени.

Выделим наиболее распространенные, по нашему мнению, причины того, почему не в полной мере проявляются способности человека.

1. Кому-то не подходит метод обучения. Конкретный метод в обучении может помочь раскрыть возможности одного человека, а у другого - отбить желание к данному занятию.

2. Темпы развития в разных сферах жизнедеятельности человека неодинаковы. Уровень умственного, эмоционального и социального развития мог не позволить кому-то реализовать на практике свой потенциал. Возможно, он не пытался сделать это настойчиво или упустил свой шанс.

3. Человеку могут помешать собственные установки. По каким-то причинам он не использует свои способности или не пытается использовать по-настоящему.

С использованием зарекомендовавшей себя в практической психодиагностике методики с целью дальнейшего построения профиля способностей студентов 1-4 курсов Института точных наук и информационных технологий, Института естественных наук, Института педагогики и психологии, Института иностранных языков, Института истории и права Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина в 2017 г. авторами был осуществлен первый этап

Гуманитарные исследования • 2017 • №3 (16)

163

ПЕДАГОГИКА

тестирования. В качестве респондентов (161 студент) рассматривались будущие педагоги - студенты, обучающиеся на направлении подготовки «Педагогические образование» с профилями «Информатика и математика», «Математика и информатика», «Биология и география», «Английский язык и французский язык», «Английский язык и немецкий язык», «История и обществознание», а также на направлениях подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» и «Психолого-педагогическое образование» с профилями «Педагогика и психология начального образования», «Педагогика и психология дошкольного образования».

На начальной стадии исследований применялись числовой, словарный и арифметический тесты [4, с. 32-33, 9598, 102-103]. Числовой тест, содержащий 20 заданий, был использован для проверки способностей студентов к логическому рассуждению. Для проверки знаний обучаемых и способности анализировать информацию применялся словарный тест, включающий 40 упражнений, а с помощью арифметического теста, содержащего 30 задач, исследовались способности студентов к проведению вычислительных операций.

Скорость вычислений в последнем тесте существенно зависела от практических навыков обучаемых, а сами вычисления опирались на понимание законов чисел. Арифметический, числовой и словарный тесты представляют собой тесты способностей с ограничением времени их выполнения.

Отметим, что для оценки способностей не существует строгой классификации тестов. Тем не менее психологи выделяют тесты, измеряющие общий интеллект и специальные способности, причем для определения вышеупомянутых тестов зарубежные и отечественные ученые применяют различные термины. Мы проводили наши исследования с использованием «тестов специальных способностей» (aptitudestests или specialabilitiestests) [4].

Результаты экспериментальной работы со студентами обнаружили высокий уровень способностей обучаемых к анализу информации и проведению вычислительных операций, а способности проводить логические рассуждения -в целом на уровне выше среднего. На рис. отражены средние показатели студентов по вышеупомянутым институтам после анализа результатов тестирования.

■ Числовой тест

^ Арифметический тест

■ Словарный тест

ИЕН ИИЯ ИПиП ИТНИТ ИИиП

Рис. Средние показатели количества правильно выполненных студентами заданий по тестам

В таблицах 1-3 для каждого института по конкретному тесту в процентах отражены статистические данные о студентах, показавших средний (СР), выше среднего (ВС), значительно выше среднего (ЗВС) и исключительно высокий (ИС) уровни способностей в результате тестирования.

Следует отметить, что успешное выполнение респондентами заданий арифметического теста связано с тем, что предложенные им примеры и задачи, в целом были несложными. Высокие показатели студентов по словарному тесту также не стали неожиданными, поскольку большинство респондентов являлись студентами гуманитарных направлений подготовки вуза, поступивших в университет с высокими баллами ЕГЭ по русскому языку. Конечно, окончательные выводы можно сделать только тогда, когда будет проведен полный цикл тестирования в процессе педагогического эксперимента и построен профиль способностей студентов. Хотя, уже сейчас итоги экспериментальной работы позволили получить интересную информацию для детального анализа.

Таблица 1

Статистические показатели респондентов по числовому тесту, %

СР ВС ЗВС ИС

ИЕН 38,89 22,22 38,89 0,00

ИИЯ 6,82 36,36 54,55 2,27

ИПиП 11,32 35,85 49,06 3,77

ИТНИТ 11,11 25,93 62,96 0,00

ИИиП 15,00 50,00 30,00 5,00

Таблица 2

статистические показатели респондентов по арифметическому тесту, %

СР ВС ЗВС ИС

ИЕН 0,00 0,00 50,00 50,00

ИИЯ 0,00 0,00 27,27 72,73

ИПиП 0,00 0,00 30,19 69,81

ИТНИТ 0,00 0,00 26,92 73,08

ИИиП 0,00 0,00 25,00 75,00

Таблица 3

Статистические показатели респондентов по словарному тесту, %

СР ВС ЗВС ИС

ИЕН 0,00 5,56 38,89 55,56

ИИЯ 2,27 0,00 11,36 86,36

ИПиП 0,00 3,77 24,53 71,70

ИТНИТ 0,00 10,71 46,43 42,86

ИИиП 0,00 5,00 15,00 80,00

Качество профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях опорного регионального вуза, с одной стороны, необходимо рассматривать как способность образовательной системы удовлетворить потребности рынка труда в кадрах соответствующей квалификации, с другой - потребности выпускника вуза в получении конкурентоспособных профессиональных знаний.

УДК 377

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Рассматриваются отдельные аспекты реализации Программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Высказываются предложения по повышению эффективности профессионального обучения данного вида.

Ключевые слова: безопасность, дорожное движение, транспортное средство, специальные сигналы, профессиональное обучение.

Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из наиболее важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации на современном этапе ее развития. Аварийность на автомобильном транспорте наносит значительный материальный и моральный ущерб обществу в целом и отдельным гражданам1. Одним из направлений повышения эффективности обеспечения безопасности дорожного движения является проведение мероприятий по повышению качества подготовки водителей транспортных средств различных категорий, в том числе оборудованных устройствами для подачи

1 За период с января по июль 2017 г. зарегистрировано 86 147 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 9332 человек. URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 28.08.2017).

1. Попов Н. И. Профессионально важные качества математика как основа профессиональной пригодности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2010. № 3(67). Т. 2. С. 153-158.

2. Попов Н. И. Об определении уровня специальных способностей и диагностике профессиональных качеств студентов-математиков // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 1(3). С. 106-109.

3. Лазарев В. С. Научное обеспечение компетентност-ного подхода в профессиональном образовании // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 1(46). С. 7-14.

4. Баррет Дж. Проверь себя: тесты. СПб. : Питер, 2007. 256 с.

© Попов Н. И., Калимова А. В., Шашева Н. С., 2017

II. B. Cflbiwarne I. V. Slyshalov

ACTUAL PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL TRAINING PROGRAMS FOR VEHICLE DRIVERS

Some aspects of the implementation of the Professional Training Program for Drivers of vehicles of category «B», equipped with devices for the supply of special light and sound signals, are considered. There are made proposals to increase the effectiveness of professional training of this type.

Keywords: safety, traffic, vehicle, special signals, professional training.

специальных световых и звуковых сигналов (далее - специальных сигналов)2 [2]. С 1 января 2011 г. к управлению

2 В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 августа 2007 г. № 548 «Об утверждении требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан» к устройствам для подачи специальных световых и звуковых сигналов относятся:

устройство для подачи специальных световых сигналов - устройство, устанавливаемое на транспортном средстве, не являющееся штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве внешнего светового прибора, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения проблесковых световых сигналов синего или красного цвета;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.