Научная статья на тему 'Об управлении развитием образовательного учреждения'

Об управлении развитием образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1011
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие / управление / образовательное учреждение / управление развитием / управление развитием образовательного учреждения / development / management / educational institution / management of development / management of educational institution development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В А. Седов

В статье на основе рассмотрения понятий «развитие» и «управление» раскрываются вопросы: сущность управления развитием образовательного учреждения, требования к нему, необходимости введения управления развитием образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About management of educational institution development

In the article on the basis of consideration of concepts "development" and "management" reveal the questions: essence of management of development of educational institution, the requirement to it, necessity of introduction of management of educational institution development.

Текст научной работы на тему «Об управлении развитием образовательного учреждения»

Пятый уровень - профессионально-компетентностный. Профессиональная компетентность формируется на основе теории и практики обучения, использования эффективной технологии, умений выбора оптимальных методов обучения, владения содержанием образовательного процесса. Для этого уровня характерна сформированность основ педагогической деятельности, владения психолого-педагогическими особенностями обучения детей, способами общения с детьми. Реализация этих умений на практике свидетельствует о готовности к профессиональной деятельности.

Таким образом, на каждой стадии выделены свои модели готовности будущего учителя к своей профессиональной деятельности, которые раскрывают теоретические и практические уровни готовности к трудовой деятельности в современных условиях, способствующих становлению овладения новым содержанием труда.

Список литературы

1. Ежеленко В.Б. Новая педагогика массовой системы. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

2. Назарова Л.П. Процесс взаимодействия дидактических систем как условие подготовки учителя-дефектолога. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007.

3. Ядвиршис Л.А. Профессиональная подготовка учителя к социально-педагогической деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Брянск, 2001.

УДК 371.11 ББК 74.24

В. А. Седов

Об управлении развитием образовательного учреждения

В статье на основе рассмотрения понятий «развитие» и «управление» раскрываются вопросы: сущность управления развитием образовательного учреждения, требования к нему, необходимости введения управления развитием образовательного учреждения.

Ключевые слова: развитие, управление, образовательное учреждение, управление развитием, управление развитием образовательного учреждения.

In the article on the basis of consideration of concepts "development" and "management" reveal the questions: essence of management of development of educational institution, the requirement to it, necessity of introduction of management of educational institution development.

Key words: development, management, educational institution, management of development, management of educational institution development.

Необходимость в управлении возникает, когда люди объединяются, чтобы совместно сделать то, что врозь сделать не могут или сделают нерационально, возникает потребность формирования общих целей и объединения усилий для успешной, результативной совместной деятельности. Под управлением будем понимать целенаправленную деятельность всех субъектов, обеспечивающую становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и развитие организации [1]. Любое управление есть целенаправленная деятельность, отличающаяся от других видов деятельности своим назначением.

Развитие - одно из фундаментальных философских и научных понятий. Существует множество определений этого понятия:

• развитие - процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему (С. И. Ожегов. Словарь русского языка);

• развитие - изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта, его состава или структуры (Сов. энцикл. сл.);

• развитие - необратимое, закономерное, направленное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений. Обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов (изменений) катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, поэтому процесс лишается характерной для развития единой внутренне взаимосвязанной линии (Филос. энцикл. сл.);

• развитие - эволюция, изменение, приводящее к новому состоянию субъекта развития, повышению его социальной ценности (Брокгауз и Ефрон. Энцикл. сл.).

Развитие Оу - это закономерное, целесообразное, как правило, эволюционное, управляемое (самоуправляемое) позитивное изменение самой школы (ее целей, содержания, методов, форм организации педагогического процесса) и ее управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых результатов образо -вания, воспитания и развития учащихся; это переход от прежнего качественного состояния к новому, причем оба состояния оцениваются по результатам деятельности школы, а переход осуществляется в определенное, заранее обозначенное время [5].

Занимаясь развитием образовательного учреждения, надо помнить положения, высказанные А. И. Пригожиным [4]:

• сложноорганизованным системам (какой является ОУ) нельзя навязать пути развития, которые не определяются их внутренними потребностями;

• возможность эффективного развития может определяться и случайностью (наряду с закономерностью), а потому успех в развитии ОУ во многом зависит от способности руководителя увидеть и не упустить благоприятную ситуацию;

• успех в развитии ОУ зависит от умения руководителя видеть будущее, которое всегда присутствует в настоящем, предопределяя возможности развития;

• для успешного развития ОУ как системы необходимо согласование темпов развития всех его частей, всех субъектов управления этим развитием и их действий;

• эффективное развитие образовательного учреждения может осуществляться в результате не только и не столько сильных и всеобъемлющих управленческих воздействий, сколько в результате слабых, частных, локальных воздействий, если последние точно рассчитаны (создание благоприятных условий или специальная мо-тивационная деятельность могут пробудить у сотрудников интерес к творчеству и науке, что очень быстро выведет все ОУ в режим развития / саморазвития).

Объектами развития могут выступать как материальные процессы, духовные явления, идеи, цели, миссия; так и люди, сотрудники, персонал. Сегодняшнее образовательное учреждение стремится быть конкурентоспособным и престижным, а этому в первую очередь способствует режим непрерывного развития творческого поиска прогрессивных технологий, методик, рост профессионализма на педагогическом и управленческом уровне. Уверенная и перспективная жизнедеятельность ОУ появляется то -гда, когда педагогический коллектив понимает, что ОУ не только осуществляет образовательный процесс, но и развивается. Сегодня управление развитием образовательного учреждения (ОУ) - одна из перспективных моделей управления. Управление развитием ОУ -это [3]:

• часть осуществляемой в нем управленческой деятельности, в которой посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов разработки и освоения новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность коллектива по наращиванию образовательного потенциала, повышению уровня его использования и как следствие получение качественно новых результатов образования;

• управление, желающее и способное осуществить прогрессивное развитие ОУ, обогащение его потенциала как целостной со-

циальной организации с учетом и на основе развития человеческого фактора ОУ. Это касается главной задачи ОУ, связанной с развитием личности ученика, профессионального потенциала учителя, менеджера и коллектива вообще;

• управление, сознательно становящееся на путь созидания и развития. В образовании объективно необходим и возможен переход от охраняющего управления к преобразующему, креативному, преодолевающему трудности и опасности, создающему и открывающему новые возможности;

• управление, опирающееся на единство: сознательной направленности систем управления (ценностно-мотивационная составляющая), глубокого и многостороннего понимания ими ОУ (познавательная составляющая) и соответствующей реальной готовности этих систем к преобразованиям (операционная составляющая);

• управление, осознающее необходимость опережающего самоизменения управляющей системы для обеспечения развивающе -го и стимулирующего влияния на ОУ;

• управление, отличающееся повышенной чувствительностью к своему объекту, его изменениям, «точкам роста» и стремящееся к сопряженному развитию собственных возможностей и возможностей ОУ.

Управление развитием ОУ необходимо, так как обеспечивает лучшие условия для развития учащихся, качественного повышения результатов образовательного процесса, выживания в современных условиях. Поэтому движение к развитию ОУ начинается с поиска ответа на вопрос: «Какой должна стать школа (гимназия, лицей), чтобы обеспечить достижение ожидаемых результатов, выполнение своих функций, реализацию образовательных потребностей школьников?». При поиске ответа на этот вопрос, применяя управление развитием, необходимо помнить, что к нему не относится:

• активность и спешка - стремление к повсеместным и быстрым изменениям в объекте управления любой ценой, к изменениям ради изменений и активности, связанной с отсутствием продуманности стратегии изменений и, как правило, ведущей к разрушительным последствиям. ОУ очень плохо переносит срочные, спешные, экстренные изменения, и сохранение стабильности его жизнедеятельности в условиях перемен является важнейшей ценностью. Управление развитием - более самостоятельное, мудрое, зрелое и осмотрительное, способное противостоять давлению внешних обстоятельств;

• жесткое внедрение, насаждение новшеств - искусственное, силовое навязывание идей образовательному учреждению и его коллективу. Осознавая высокую значимость организационной куль-

41

туры ОУ как сложившейся системы ценностей, традиций, управление развитием идет через постепенное изменение организационной культуры, культивирование новых ценностей;

• прямое и тотальное управление - оно связано с активным непосредственным вмешательством во все сферы жизнедеятельности ОУ и его социального окружения. Между тем управление развитием стремится к разумному определению своей миссии и компетенции, расширению степеней свободы всех сотрудников, развитию самоуправления, сосредоточению управленческих усилий на главных направлениях, сочетанию прямых управленческих воздействий с управленческим сопровождением, поддержкой, работой по моделированию и созданию необходимой организационной среды;

• технократическое управление - оно уподобляет образовательное учреждение автоматизированному производству, рассматривающему учителя как придаток к педагогическим технологиям, озабоченному жестким контролем. Управление развитием относится с интересом к развитию методов и средств управления, управленческих технологий, но не является управлением технократическим;

• экономический детерминизм - все решают средства, и если они будут, то все проблемы будут решены.

Управление развитием образовательного учреждения [6]:

• умеет и стремится использовать результаты прошлой управ -ленческой деятельности, занимается сознательным наращиванием собственного потенциала и инструментария, открыто для анализа возникающих благоприятных возможностей;

• невозможно без существенного, опережающего развития человеческого потенциала, ресурсной базы, системы управления;

• понимает диалектику созидания нового, сохранения старого, разрушения отжившего;

• сочетает активное созидание ОУ и его потенциал с управ -ленческим обслуживанием системы;

• имеет интернальный (внутренний) локус контроля, не находится в ожидании радикального улучшения внешних обстоятельств работы ОУ как условия, без которого невозможно приступить к развитию.

Таким образом, понятие «управление развитием» можно применить к управлению образовательным учреждением, поскольку ОУ может развиваться, и важнейшая роль в этом развитии принадлежит управлению.

Образовательное учреждение, работающее в стабильном режиме функционирования, может ряд лет обеспечивать достаточно высокие образовательные результаты, иметь высокий, заслуженный общественный авторитет и не иметь никаких оснований для упрека

в том, что не претендует на изменение статуса, не осваивает новое и т. д. Режим стабильного функционирования требует изменения, когда выпускники ОУ не реализуют своих образовательных прав и возможностей, отстают от выпускников других школ и т. д.

Существует объективная диалектическая взаимосвязь режимов функционирования и развития (М. М. Поташник) [3]:

• чем большего достигает ОУ в стабильном режиме функционирования, тем выше исходный уровень для развития, больше задел для освоения нового;

• вопрос о развитии ОУ возникает на основе всесторонней оценки достигнутого уровня в режиме функционирования - не устраивает даже оптимальный (для имеющихся условий) результат, нет смысла пытаться оптимизировать существующую в ОУ систему образования, и ее лучше радикально изменить (так как эффект от оптимизации не сможет оправдать затрат времени и усилий);

• перейти сразу в режим развития невозможно, это происходит поэтапно, поэтому по каким-то направлениям ОУ будет жить в режиме функционирования, а по каким-то перейдет в режим развития;

• после периода развития снова наступит режим функционирования, поскольку бесконечные нововведения в педагогических системах приводят к утрате устойчивости;

• история ОУ как развивающейся (саморазвивающейся) системы есть история его развития, поэтому все режимы жизнедеятельности являются одновременно и условиями его развития.

Таким образом, функционирование и развитие - два вида процессов, постоянно присущих хорошему образовательному учреждению, поэтому режим жизнедеятельности ОУ имеет относительный характер и определяется по доминантному признаку.

Таким образом, понятие «управление развитием» можно применить к управлению ОУ, поскольку ОУ может развиваться, и важнейшая роль в этом развитии принадлежит управлению.

Список литературы

1. Абчук В.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. Менеджмент: учеб. - СПб.: Книжный дом, 2006.

2. Орлова Т.В. Программно-целевой подход к становлению и развитию образовательных учреждений. - М.: Прометей, 1997.

3. Поташник М.М., Лазарев В.С. и др. Управление развитием школы - М.: Новая школа, 1995.

4. Пригожин А.И., Методы развития организация. - М.: МЦФЭР, 2003.

5. Управление развитием инновационных процессов в школе / под ред. Т.И. Шамовой, П.И.Третьякова. - М.: Прометей, 1995.

6. Черникова Т. В. Управление развитием образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие. - М.: Сфера, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.