Пятый уровень - профессионально-компетентностный. Профессиональная компетентность формируется на основе теории и практики обучения, использования эффективной технологии, умений выбора оптимальных методов обучения, владения содержанием образовательного процесса. Для этого уровня характерна сформированность основ педагогической деятельности, владения психолого-педагогическими особенностями обучения детей, способами общения с детьми. Реализация этих умений на практике свидетельствует о готовности к профессиональной деятельности.
Таким образом, на каждой стадии выделены свои модели готовности будущего учителя к своей профессиональной деятельности, которые раскрывают теоретические и практические уровни готовности к трудовой деятельности в современных условиях, способствующих становлению овладения новым содержанием труда.
Список литературы
1. Ежеленко В.Б. Новая педагогика массовой системы. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
2. Назарова Л.П. Процесс взаимодействия дидактических систем как условие подготовки учителя-дефектолога. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007.
3. Ядвиршис Л.А. Профессиональная подготовка учителя к социально-педагогической деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Брянск, 2001.
УДК 371.11 ББК 74.24
В. А. Седов
Об управлении развитием образовательного учреждения
В статье на основе рассмотрения понятий «развитие» и «управление» раскрываются вопросы: сущность управления развитием образовательного учреждения, требования к нему, необходимости введения управления развитием образовательного учреждения.
Ключевые слова: развитие, управление, образовательное учреждение, управление развитием, управление развитием образовательного учреждения.
In the article on the basis of consideration of concepts "development" and "management" reveal the questions: essence of management of development of educational institution, the requirement to it, necessity of introduction of management of educational institution development.
Key words: development, management, educational institution, management of development, management of educational institution development.
Необходимость в управлении возникает, когда люди объединяются, чтобы совместно сделать то, что врозь сделать не могут или сделают нерационально, возникает потребность формирования общих целей и объединения усилий для успешной, результативной совместной деятельности. Под управлением будем понимать целенаправленную деятельность всех субъектов, обеспечивающую становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и развитие организации [1]. Любое управление есть целенаправленная деятельность, отличающаяся от других видов деятельности своим назначением.
Развитие - одно из фундаментальных философских и научных понятий. Существует множество определений этого понятия:
• развитие - процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему (С. И. Ожегов. Словарь русского языка);
• развитие - изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта, его состава или структуры (Сов. энцикл. сл.);
• развитие - необратимое, закономерное, направленное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений. Обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов (изменений) катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, поэтому процесс лишается характерной для развития единой внутренне взаимосвязанной линии (Филос. энцикл. сл.);
• развитие - эволюция, изменение, приводящее к новому состоянию субъекта развития, повышению его социальной ценности (Брокгауз и Ефрон. Энцикл. сл.).
Развитие Оу - это закономерное, целесообразное, как правило, эволюционное, управляемое (самоуправляемое) позитивное изменение самой школы (ее целей, содержания, методов, форм организации педагогического процесса) и ее управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых результатов образо -вания, воспитания и развития учащихся; это переход от прежнего качественного состояния к новому, причем оба состояния оцениваются по результатам деятельности школы, а переход осуществляется в определенное, заранее обозначенное время [5].
Занимаясь развитием образовательного учреждения, надо помнить положения, высказанные А. И. Пригожиным [4]:
• сложноорганизованным системам (какой является ОУ) нельзя навязать пути развития, которые не определяются их внутренними потребностями;
• возможность эффективного развития может определяться и случайностью (наряду с закономерностью), а потому успех в развитии ОУ во многом зависит от способности руководителя увидеть и не упустить благоприятную ситуацию;
• успех в развитии ОУ зависит от умения руководителя видеть будущее, которое всегда присутствует в настоящем, предопределяя возможности развития;
• для успешного развития ОУ как системы необходимо согласование темпов развития всех его частей, всех субъектов управления этим развитием и их действий;
• эффективное развитие образовательного учреждения может осуществляться в результате не только и не столько сильных и всеобъемлющих управленческих воздействий, сколько в результате слабых, частных, локальных воздействий, если последние точно рассчитаны (создание благоприятных условий или специальная мо-тивационная деятельность могут пробудить у сотрудников интерес к творчеству и науке, что очень быстро выведет все ОУ в режим развития / саморазвития).
Объектами развития могут выступать как материальные процессы, духовные явления, идеи, цели, миссия; так и люди, сотрудники, персонал. Сегодняшнее образовательное учреждение стремится быть конкурентоспособным и престижным, а этому в первую очередь способствует режим непрерывного развития творческого поиска прогрессивных технологий, методик, рост профессионализма на педагогическом и управленческом уровне. Уверенная и перспективная жизнедеятельность ОУ появляется то -гда, когда педагогический коллектив понимает, что ОУ не только осуществляет образовательный процесс, но и развивается. Сегодня управление развитием образовательного учреждения (ОУ) - одна из перспективных моделей управления. Управление развитием ОУ -это [3]:
• часть осуществляемой в нем управленческой деятельности, в которой посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов разработки и освоения новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность коллектива по наращиванию образовательного потенциала, повышению уровня его использования и как следствие получение качественно новых результатов образования;
• управление, желающее и способное осуществить прогрессивное развитие ОУ, обогащение его потенциала как целостной со-
циальной организации с учетом и на основе развития человеческого фактора ОУ. Это касается главной задачи ОУ, связанной с развитием личности ученика, профессионального потенциала учителя, менеджера и коллектива вообще;
• управление, сознательно становящееся на путь созидания и развития. В образовании объективно необходим и возможен переход от охраняющего управления к преобразующему, креативному, преодолевающему трудности и опасности, создающему и открывающему новые возможности;
• управление, опирающееся на единство: сознательной направленности систем управления (ценностно-мотивационная составляющая), глубокого и многостороннего понимания ими ОУ (познавательная составляющая) и соответствующей реальной готовности этих систем к преобразованиям (операционная составляющая);
• управление, осознающее необходимость опережающего самоизменения управляющей системы для обеспечения развивающе -го и стимулирующего влияния на ОУ;
• управление, отличающееся повышенной чувствительностью к своему объекту, его изменениям, «точкам роста» и стремящееся к сопряженному развитию собственных возможностей и возможностей ОУ.
Управление развитием ОУ необходимо, так как обеспечивает лучшие условия для развития учащихся, качественного повышения результатов образовательного процесса, выживания в современных условиях. Поэтому движение к развитию ОУ начинается с поиска ответа на вопрос: «Какой должна стать школа (гимназия, лицей), чтобы обеспечить достижение ожидаемых результатов, выполнение своих функций, реализацию образовательных потребностей школьников?». При поиске ответа на этот вопрос, применяя управление развитием, необходимо помнить, что к нему не относится:
• активность и спешка - стремление к повсеместным и быстрым изменениям в объекте управления любой ценой, к изменениям ради изменений и активности, связанной с отсутствием продуманности стратегии изменений и, как правило, ведущей к разрушительным последствиям. ОУ очень плохо переносит срочные, спешные, экстренные изменения, и сохранение стабильности его жизнедеятельности в условиях перемен является важнейшей ценностью. Управление развитием - более самостоятельное, мудрое, зрелое и осмотрительное, способное противостоять давлению внешних обстоятельств;
• жесткое внедрение, насаждение новшеств - искусственное, силовое навязывание идей образовательному учреждению и его коллективу. Осознавая высокую значимость организационной куль-
41
туры ОУ как сложившейся системы ценностей, традиций, управление развитием идет через постепенное изменение организационной культуры, культивирование новых ценностей;
• прямое и тотальное управление - оно связано с активным непосредственным вмешательством во все сферы жизнедеятельности ОУ и его социального окружения. Между тем управление развитием стремится к разумному определению своей миссии и компетенции, расширению степеней свободы всех сотрудников, развитию самоуправления, сосредоточению управленческих усилий на главных направлениях, сочетанию прямых управленческих воздействий с управленческим сопровождением, поддержкой, работой по моделированию и созданию необходимой организационной среды;
• технократическое управление - оно уподобляет образовательное учреждение автоматизированному производству, рассматривающему учителя как придаток к педагогическим технологиям, озабоченному жестким контролем. Управление развитием относится с интересом к развитию методов и средств управления, управленческих технологий, но не является управлением технократическим;
• экономический детерминизм - все решают средства, и если они будут, то все проблемы будут решены.
Управление развитием образовательного учреждения [6]:
• умеет и стремится использовать результаты прошлой управ -ленческой деятельности, занимается сознательным наращиванием собственного потенциала и инструментария, открыто для анализа возникающих благоприятных возможностей;
• невозможно без существенного, опережающего развития человеческого потенциала, ресурсной базы, системы управления;
• понимает диалектику созидания нового, сохранения старого, разрушения отжившего;
• сочетает активное созидание ОУ и его потенциал с управ -ленческим обслуживанием системы;
• имеет интернальный (внутренний) локус контроля, не находится в ожидании радикального улучшения внешних обстоятельств работы ОУ как условия, без которого невозможно приступить к развитию.
Таким образом, понятие «управление развитием» можно применить к управлению образовательным учреждением, поскольку ОУ может развиваться, и важнейшая роль в этом развитии принадлежит управлению.
Образовательное учреждение, работающее в стабильном режиме функционирования, может ряд лет обеспечивать достаточно высокие образовательные результаты, иметь высокий, заслуженный общественный авторитет и не иметь никаких оснований для упрека
в том, что не претендует на изменение статуса, не осваивает новое и т. д. Режим стабильного функционирования требует изменения, когда выпускники ОУ не реализуют своих образовательных прав и возможностей, отстают от выпускников других школ и т. д.
Существует объективная диалектическая взаимосвязь режимов функционирования и развития (М. М. Поташник) [3]:
• чем большего достигает ОУ в стабильном режиме функционирования, тем выше исходный уровень для развития, больше задел для освоения нового;
• вопрос о развитии ОУ возникает на основе всесторонней оценки достигнутого уровня в режиме функционирования - не устраивает даже оптимальный (для имеющихся условий) результат, нет смысла пытаться оптимизировать существующую в ОУ систему образования, и ее лучше радикально изменить (так как эффект от оптимизации не сможет оправдать затрат времени и усилий);
• перейти сразу в режим развития невозможно, это происходит поэтапно, поэтому по каким-то направлениям ОУ будет жить в режиме функционирования, а по каким-то перейдет в режим развития;
• после периода развития снова наступит режим функционирования, поскольку бесконечные нововведения в педагогических системах приводят к утрате устойчивости;
• история ОУ как развивающейся (саморазвивающейся) системы есть история его развития, поэтому все режимы жизнедеятельности являются одновременно и условиями его развития.
Таким образом, функционирование и развитие - два вида процессов, постоянно присущих хорошему образовательному учреждению, поэтому режим жизнедеятельности ОУ имеет относительный характер и определяется по доминантному признаку.
Таким образом, понятие «управление развитием» можно применить к управлению ОУ, поскольку ОУ может развиваться, и важнейшая роль в этом развитии принадлежит управлению.
Список литературы
1. Абчук В.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. Менеджмент: учеб. - СПб.: Книжный дом, 2006.
2. Орлова Т.В. Программно-целевой подход к становлению и развитию образовательных учреждений. - М.: Прометей, 1997.
3. Поташник М.М., Лазарев В.С. и др. Управление развитием школы - М.: Новая школа, 1995.
4. Пригожин А.И., Методы развития организация. - М.: МЦФЭР, 2003.
5. Управление развитием инновационных процессов в школе / под ред. Т.И. Шамовой, П.И.Третьякова. - М.: Прометей, 1995.
6. Черникова Т. В. Управление развитием образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие. - М.: Сфера, 2005.