Научная статья на тему 'ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (НДПИ) / ДОХОДЫ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калашникова Н.Ю.

В статье рассмотрено законодательство по налогу на добычу полезных ископаемых, сделан анализ поступлений по данному налогу в бюджет Архангельской области и приведен прогноз на 2015-2017 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»

КалашниковаН.Ю., к.б.н. старший преподаватель Высшая школа экономики и управления

Россия, г. Архангельск ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: В статье рассмотрено законодательство по налогу на добычу полезных ископаемых, сделан анализ поступлений по данному налогу в бюджет Архангельской области и приведен прогноз на 2015-2017 годы.

Ключевые слова: налогообложение полезных ископаемых, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), доходы областного бюджета.

Одним из важнейших активов государства являются природные ресурсы. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для России уникален, так как в структуре доходов страны он составляет значительную долю. Мельчайшее изменение в законодательстве по данному налогу отражается на экономике не только государства, но и на экономике всего мира. В России на данный период система налогообложения нуждается в доработке. Налогообложение нефтегазового сектора должно быть более универсально для всех месторождений и регионов, чтобы доходы от добычи сырья были более стабильны и устойчивы. Ведь в настоящее время НДПИ дифференцирован по временному признаку: новое или старое месторождение, что, в свою очередь, определяет развитие инфраструктуры, транспорта, количество рабочих мест, т.е. жизнедеятельность будущих поколений.

Как известно, доходы регионального бюджета формируются за счет доходов в виде налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений. Бюджеты субъектов Федерации пополняются доходами от региональных налогов и сборов, а также отчислениями от федеральных регулирующих налогов и сборов, зачисленных в региональные бюджеты по соответствующим нормативам согласно федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Налогообложение добытых полезных ископаемых регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и Законом «О недрах».

Объектом налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации, а также за ее пределами и полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию. В целях налогообложения добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащая в фактически добытом из недр минеральном сырье, и соответствующая

определенному стандарту. Подробно о видах полезных ископаемых рассказывает статья 337 Налогового кодекса [1].

Согласно налоговой политике особое внимание уделяется эффективному функционированию налога на добычу полезных ископаемых. Вся сумма налога зачисляется в федеральный бюджет, если добыча полезных ископаемых осуществляется на континентальном шельфе Российской Федерации, а также за ее пределами, но на участке недр, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации. Суммы платежей за извлечение общераспространенных природных ресурсов (мела, песка, отдельных видов глины) и полезных ископаемых в виде алмазов в 2015 году полностью уходят в доход бюджета Архангельской области. Платежи за добычу углеводородного сырья поступают в областной бюджет по нормативу 80 %, за добычу подземных вод - по нормативу 60%, за добычу других полезных ископаемых - 87,5 %. Регулярные платежи (роялти) и платежи за пользование недрами при выполнении соглашений о разделе продукции распределяются в порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством [2].

В областной бюджет в 2015 году подлежат зачислению следующие платежи:

- разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории РФ по участкам недр местного значения - по нормативу 100

%;

- регулярные платежи за пользование недрами при пользовании недрами на территории РФ - по нормативу 60 %;

- плата за договорную акваторию и участки морского дна,

полученная при пользовании недрами на территории РФ - по нормативу 60

%;

- плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения - по нормативу 100 %;

- сборы за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр местного значения - по нормативу 100 % . О статусе недр местного значения рассказано в статье 2.3 Закона «О недрах» [3].

Архангельская область богата на полезные ископаемые. В области ведется добыча алмазов, бокситов, свинца, цинка, серебра, известняков, общераспространенных полезных ископаемых. Имеются перспективы добычи углеводородного сырья. В 2014 году недропользователю ООО «Петролеум Архангельск» предоставлено право пользования недрами с целью поисков и оценки углеводородного сырья в Котласском районе нашей области [4]. Разработка месторождений полезных ископаемых обеспечивает существенное поступление доходов, как в областной, так и федеральный

бюджеты (таблица 1).

По представленным данным следует, что объемы налоговых отчислений горнодобывающих предприятий Архангельской области имеют стабильную положительную динамику и направляются преимущественно в областной бюджет.

Таблица 1 - Динамика поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в бюджеты разных уровней за 2011-2014 годы, тыс. руб.__

НДПИ Годы

2011 2012 2013

НДПИ, всего: 109 186 125 941 129 601

- федеральный бюджет 11 763 13 053 12 644

- областной бюджет 97 423 112 888 116 957

К основным перспективным направлениям, от которых зависит состояние минерально-сырьевой базы Архангельской области в ближайшие годы, относятся работы по добыче алмазов, поисково-оценочные работы на свинцово-цинковые руды, разведочные работы на золото и металлы платиновой группы. В 2014 году рост индекса добычи полезных ископаемых (таблица 2) обусловлен увеличением объема добычи нефтепродуктов на территории Ненецкого автономного округа в связи с вводом в эксплуатацию месторождений им. Требса и Титова компанией АНК «Башнефть», а также новых месторождений компаниями СК «Русвьетпетро», НК «Роснефть», НГК «Развитие Регионов» и НГК «Горный» [5].

Таблица 2 - Сравнение индекса добычи полезных ископаемых по годам

Наименование показателя Годы

2012 2013 2014 2015

Архангельская область и НАО 89,20 97,82 103,73 104,11

Архангельская область 105,10 116,50 137,99 134,74

По данным Правительства Архангельской области кассовое исполнение по поступлению налога на добычу полезных ископаемых в областной бюджет за 2012 год составило 116,9 млн. руб., за 2013 год - 171,9 млн. руб. (таблица 3). Оценка ожидаемого исполнения за 2014 год - 352,1 млн. руб. [6].

Таблица 3 - Оценка поступления доходов областного бюджета, тыс. руб.

Годы Налог на добычу полезных ископаем ых Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции Платежи при пользовании недрами Налоговые и неналогов ые доходы

2013 171 969,0 118 654,0 14 019,2 42 232 243, 8

2014 (за 9 мес.) 279 778,8 104 433,8 12 394,2 33 053 534, 7

Исполнение областного бюджета Архангельской области показывает, что регулярных платежей за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции за 2013 год поступило 118, 6 млн. руб., а за январь-сентябрь 2014 года - 104,4 млн. руб., что на 13,6 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Налоговый потенциал по налогу на добычу полезных ископаемых с каждым годом увеличивается. Так в законе «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрено дальнейшее увеличение поступления налога на добычу полезных ископаемых [7]. Законопроектом на 2015 - 2017 годы предусмотрено поступление налога на добычу полезных ископаемых на 2015 год в размере 1 030 млн. руб., на 2016 год - 1 225 млн. руб., на 2016 год - 1 432 млн. руб. (таблица 4).

Таблица 4 - Прогнозируемое поступление доходов областного бюджета, тыс. руб._

Год Налог на добычу полезных ископаемы х Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции Платежи при пользовании недрами Налоговые и неналоговы е доходы

2015 1 030 348,7 66 082,0 5 700,0 42 025 936, 8

2016 1 225 226,8 66 082,0 5 533,0 44 537 107, 9

2017 1 432 308,3 66 082,0 5 399,0 47 958 491, 4

Исходя из приведенных выше данных, резерв поступлений НДПИ на 2015-2017 годы составляет 402 млн. руб. Таким образом, в результате действующего налогового и бюджетного законодательства прогнозируется ежегодный рост поступлений от налога на добычу полезных ископаемых в доходах областного бюджета Архангельской области.

Использованные источники: 1. Налоговый кодекс Российской Федерации - [Электронный ресурс]: часть 2: федер. закон от 5 августа 2000 г., № 117-ФЗ: [ред. от 08.06.2015 г.]. -Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31 июля 1998 г., № 145-ФЗ: [ред. от 13.07.2015 г.]. - Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О недрах [Электронный ресурс]: закон от 21.02.1992 № 2395-1: [ред. от 31.12.2014 г.]. - Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Состояние и охрана окружающей среды Архангельской области [Электронный ресурс]. - URL: http://eco29.ru/news/the-condition-and-environment-of-the-arkhangelsk-region - (дата обращения: 16.07.2015 г.).

5. Заключение по результатам экспертизы проекта областного закона «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.aosd.ru/baselois/budget/2/ Заключение...pdf - (дата обращения 22.07.2015) . - Загл. с экрана.

6. Правительство Архангельской области [Электронный ресурс]. - URL: http://old.dvinaland.ru/ - (дата обращения 22.07.2015) .

7. Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]: закон Архангельской области от 16 декабря 2014 г. № 220-13-03. - Режим доступа. - URL: http://docs.cntd.ru/document/462611597 - (дата обращения: 16.07.2015 г.).

Калимуллина З.Р. студент 4 курса кафедра ГМУ и права Ураев Р.Р. доцент ФГБОУВО БГАУ Россия, г. Уфа СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С КАДРАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы отбора кадров, на муниципальную службу.

Ключевые слова: Муниципальная служба, отбор кадров, продвижение кадров, персонал муниципальной службы.

В настоящее время актуален вопрос о совершенствовании работы с кадрами в системе муниципального образования, так как этот аспект выступает важным условием успешного решения стоящих перед обществом задач. Именно органы власти и управления, персонал муниципальной службы, могут непосредственным образом воздействовать на развитие происходящих в стране реформ, обеспечивать реализацию решений, направленных на модернизацию жизни российского общества. [1]

Как показывает практика, проблема формирования качественного, высокопрофессионального корпуса муниципальных служащих является одной из сложнейших проблем любой государственной системы. Здесь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.