Научная статья на тему 'Об умышленном изменении преступником своих навыков, значимых для следствия'

Об умышленном изменении преступником своих навыков, значимых для следствия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
140
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ ПРЕСТУПНИКА / УМЫШЛЕННОЕ ИСКАЖЕНИЕ СЛЕДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / SKILLS AND HABITS OF THE CRIMINAL / DELIBERATE DISTORTION OF TRACES OF A CRIME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чулахов В.Н.

Рассматриваются психофизиологические закономерности умышленного искажения преступником своих навыков, значимых для следствия; предлагаются способы противодействия такому изменению и даются рекомендации для грамотного использования следов навыковых действий преступника в процессе доказывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About intentionally changing offender their skills, significant to the investigation

The article examines the physiological regularities of deliberate distortion of the offender their skills relevant to the investigation. Given this suggests ways to counteract such change and provides guidelines for proper use of traces skill actions of the offender in the process of proof.

Текст научной работы на тему «Об умышленном изменении преступником своих навыков, значимых для следствия»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы криминалистики

личные документы (гарантийные письма, договоры, накладные, платежные поручения), заполняются чеки, в которых и отражаются факты незаконных действий с сильнодействующими или ядовитыми веществами»10.

Таким образом, обнаруженные следы при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом сильнодействующих и ядовитых веществ, будут свидетельствовать о том, какие конкретно незаконные действия с ними производил преступник, и, наоборот,зная о способах незаконных действий с сильнодействующими и ядовитыми веществами, следователю или дознавателю необходимо принимать все меры к обнаружению соответствующих вещественных доказательств в

целях их быстрого, полного и всестороннего расследования.

1 Белкин Р.С. Курс криминалистики. Т. 2. М.: Юристъ. 1997. С. 61.

2 Белкин Р.С. Тем же. С. 61.

3 ЯкимовН.И. Осмотр. М. 1935. С. 44.

4 Криминалистика. М. 1969. Т. 1. С. 213.

5 Центров Е.Е. Следы как отражение взаимосвязи объектов и их связи с происшедшим событием» // Вестник криминалистики. Вып. 1(3). М.: Спарк. 2002. С. 34.

6 Агафонов В.В., Плескачевский В.М. Криминалистическое исследование следов. (Криминалистическая трасология). Криминалистика: Учебник. Изд. 3-е. М.: Спарк. 2004. Гл. 5. С. 67.

7 Суворова Л.А. Идеальные следы в криминалистике. М.: Юрлитформ. 2006.

8 Архив Ногинского городского суда М.О.

9 Архив Мосгорсуда.

10 Косарев С.Ю. Преступления, связанные с сильнодействующими и ядовитыми веществами. СПб. 2004. С. 80.

ОБ УМЫШЛЕННОМ ИЗМЕНЕНИИ ПРЕСТУПНИКОМ СВОИХ НАВЫКОВ, ЗНАЧИМЫХ ДЛЯ СЛЕДСТВИЯ

В.Н. ЧУЛАХОВ

доктор юридических наук, начальник кафедры криминалистики Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.12 — Криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность E-mail: chulahov@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются психофизиологические закономерности умышленного искажения преступником своих навыков, значимых для следствия; предлагаются способы противодействия такому изменению и даются рекомендации для грамотного использования следов навыковых действий преступника в процессе доказывания.

Ключевые слова: навыки и привычки преступника, умышленное искажение следов преступления.

ABOUT INTENTIONALLY CHANGING OFFENDER THEIR SKILLS, SIGNIFICANT TO THE INVESTIGATION

V.N. CHULAHOV

doctor of legal Sciences, head of criminalistics Department of the Moscow University of the MIA ofRussia

Annotation. The article examines the physiological regularities of deliberate distortion of the offender their skills relevant to the investigation. Given this suggests ways to counteract such change and provides guidelines for proper use of traces skill actions of the offender in the process of proof.

Key words: skills and habits of the criminal, deliberate distortion of traces of a crime.

Одним из наиболее актуальных и сложных вопросов в криминалистическом учении о навыках и привычках человека является возможность обвиняемого (подозреваемого) лица намеренно изменять свои навыки, ставшие объектом судебного иссле-

дования. Понимая, что на основе знания и оценки имеющихся у лица навыков, проявившихся во время подготовки и совершения преступления, можно устанавливать причастность к преступному событию, обвиняемый (подозреваемый) может прибег-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы криминалистики

нуть к маскировке этих качеств во время следствия. С этим обстоятельством, в какой-то мере, связано некритическое отношение к использованию данных о навыках при расследовании преступлений. Однако, человеческие возможности в этом не безграничны. Намеренное изменение навыка, как и его формирование, происходит по определенным психофизиологическим закономерностям, зная и используя которые можно выявить факт умышленного искажения и воспрепятствовать этому.

Умышленное изменение навыка с физиологической точки зрения означает необходимость перестройки сложившегося двигательного динамического стереотипа. Лицо ставит перед собой задачу действовать иначе, чем обычно, стремясь отказаться от присущего ему зрительно-двигательного образа движений. Такая установка неизбежно связана с усилением зрительного контроля, осознание движений становится наиболее выраженным и развернутым. Сосредоточение внимания на работе отдельных групп мышц, связанных с разгибанием и сгибанием конечностей и движениями других частей тела, приводит к расстройству выработавшейся координации: сбивается рабочий ритм, нарушаются привычные движения рук, ног, корпуса. Причина того, что привычные действия осуществляются лучше без размышления, заключается в том, что всякое сосредоточение на отдельных операциях задерживает процесс воспроизведения движения в целом, останавливая его на одном каком-либо месте и тем самым, разрывая связи между моментами общего действия. Осознание частных действий ведет как бы к возврату на первые этапы обучения навыку, когда человек контролировал каждую операцию, действуя медленно и с многочисленными ошибками1.

Достичь полного изменения признаков при умышленном искажении навыка не удается, при этом обязательно сохраняется ряд привычных особенностей. Этому способствует явление автоматизации.

Во-первых, проявление навыка требует ряда одновременно и быстро следующих друг за другом движений. Осознание и контролирование каждого из них в отдельности становятся очень трудными, а при быстром выполнении невозможными. Отдельные этапы навыка сливаются в единый процесс, причем ответная реакция начинается обычно

до момента действия безусловного раздражителя, что связано с одной из важнейших особенностей нервной деятельности — ускоренным отражением действительности2. Поэтому человек не в силах проконтролировать начало каждого отдельного движения, а осознает его лишь по мере осуществления.

Во-вторых, стремясь удержать в поле зрения конкретный результат изменения, остальные компоненты действия лицо оставляет за пределами сознательного контроля. Поэтому многие другие особенности движений остаются неизмененными.

В-третьих, привычка производить движения быстро и контролировать сознанием весь процесс действия невольно способствует ослаблению зрительного контроля над каждым частным движением, являющегося трудоемким и энергозатратным, и переходу к привычному двигательному контролю. Последнее приводит к возврату привычных автоматизированных движений.

В-четвертых, при умышленном изменении навыка, по сути, происходит закрепление новых систем временных связей взамен старых. Новые нервные связи образуют как бы надстройку над старыми связями, не разрушая последних. Следовательно, ранее усвоенный динамический стереотип в борьбе с новым полностью не исчезает, к тому же он является более стойким по отношению к новому динамическому стереотипу и может проявить себя при некоторых условиях. Поэтому лицо не в состоянии полностью подавить присущие ему старые стереотипные виды движений.

Возможность и степень намеренного изменения заученных действий будут неодинаковы у разных людей. Они зависят от нескольких факторов: субъективных возможностей лица, чьи навыки исследуются; кинетической и смысловой структуры и особенностей исследуемого навыка, а также степени его сформированности и вариационности.

Лица с хорошей координацией движений, которая зависит от подвижности нервной системы, суставов и мышц, обладают большими возможностями в изменении навыка. Они легко осознают свои движения и могут программировать изменения, как перед началом, так и по ходу проявления навыка. Для лиц с плохой или нарушенной координацией характерна слабая осознаваемость действия, их движения скованные, неточные, мало изменяющиеся в

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы криминалистики

зависимости от условий и обстановки. В результате они не могут более или менее успешно справиться с задачей умышленного изменения навыка.

Чем выше степень выработанности и вариаци-онности навыка, тем больше возможности человека в его намеренном искажении. Лицо не может значительно изменить навык, если он недостаточно выработан, а, следовательно, менее стереотипный и нестойкий. Общий низкий уровень развития навыка не дает возможности вырабатывать новые формы движений без предварительной подготовки, поэтому при продолжении маскировки человек вскоре возвращается к своим привычным движениям. Напротив, совершенный и вариационный навык позволяет лицу лучше ориентироваться в своих движениях, подчинять их определенной задаче (например, лицо пишет различными вариантами скорописного почерка, владеет письмом специальными шрифтами).

Степень изменчивости навыка в значительной мере зависит от выбора способа маскировки. Все способы можно разделить на две большие группы в зависимости от того, ставит ли лицо перед собой задачу изменить непосредственно зрительно-двигательный образ навыка и приспособить к нему свои движения, либо оно стремится резко изменить механизм движений (например, с помощью непривычного способа держания орудия, перемены руки) или структуру навыка в целом (например, прибегнув к письму печатным шрифтом, по трафарету). Выбор конкретного способа искажения навыка зависит от различных обстоятельств: вида навыка, условий изменения (присутствие посторонних людей, ограниченность во времени и т.д.), осведомленности лица о возможностях изменения навыка при разных способах маскировки (компетентное и некомпетентное изменение). Для квалифицированного изменения навыка лицо должно быть знакомо с теорией криминалистической идентификации и криминалистическим учением о навыках и привычках, знать, какие признаки имеют для специалиста-криминалиста максимальную информативность и являются основанием для вывода о тождестве. Такие знания у преступников, как правило, отсутствуют.

Установить факт умышленного искажения навыка возможно как во время наблюдения за действиями лица, так и по их материально фиксирован-

ным отображениям. Одним из внешних признаков, указывающих на желание лица изменить навык, будет нарушение автоматизации действия. Так как сознание контролирует не все действие в целом, а его частности, то это приводит к замедлению движений и снижению координации. Такое явление обусловливается, в частности, отсутствием у лица новых временных связей, а также тем, что старый навык, как устойчивая динамическая система, оказывает тормозной эффект при осуществлении действий3. Однако, многое зависит от того, привык человек или нет анализировать заучиваемые действия. Многократное выполнение движений без цели понять их биомеханическую структуру не приводит к формированию сознательного образа действий. Если такой человек пытается намеренно изменить навык, то сознательный контроль над действием приводит к деавтоматизации. Если же человек приучен анализировать качество выполняемого действия (что характерно для специалистов-профессионалов, мастеров своего дела), то преднамеренное привлечение внимания мало отражается на проявлении навыка4.

В навыке, представляющем собой отработанную систему движений, взаимообусловленность биометрических и других характеристик движений очень высока. Изменение одних признаков влечет за собой нарушение других, т.е. они взаимозависимы. Для естественных обычных условий проявления навыка такая взаимообусловленность признаков является постоянной. На нарушении этой характерной системы движений основан принцип выделения признаков необычного выполнения навыка, позволяющих в определенных случаях судить об умышленном его искажении. Так, проводя исследование анонимного письма по делу С., эксперт установил: «В исследуемом тексте, выполненном бытовым стилем речи, отобразилась высокая степень развития пунктуационных навыков письменной речи (6 пунктуационных ошибок на 200 слов). Согласно данным о корреляционной зависимости общих признаков языковых навыков в письменной речи высокая степень развития пунктуационных навыков может сочетаться в тексте определенного лица лишь с высокой степенью развития орфографических навыков (количество орфографических ошибок на 200 слов не должно превышать 13). В тексте же исследуемого анонимного письма в 200 словах

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы криминалистики

встретилось 28 орфографических ошибок. Это свидетельствует о том, что данный текст выполнен с намеренным искажением письменной речи (что проявилось, в частности, в снижении уровня орфографической правильности изложения)»5.

В структуре навыка устойчивость отдельных признаков к намеренному искажению различна. Опорные, наиболее важные движения, при осуществлении которых большое место отводится зрительному контролю, а также признаки, являющиеся результатом сознательного выбора лица при выработке навыка, более сознательно изменчивы. Вспомогательные, неброские движения, которые не имеют существенного значения при выработке навыка, а также стихийно (неосознанно) образуемые признаки, менее подвержены умышленному искажению, так как на них мало обращают внимание. Умышленное изменение выработанности и степени совершенства навыка всегда происходит в сторону их понижения, так как повысить степень развития этих признаков за короткий срок невозможно. Для этого необходимы весьма длительные упражнения.

Знание закономерностей умышленного искажения навыка позволяет разработать способы противодействия этому. Так как такое изменение требует сознательного контроля, то создание условий, его

затрудняющих, сводит на нет попытку умышленной маскировки навыка. Внесение коррекции по ходу выполнения движения возможно только при выполнении относительно медленных движений, поэтому понуждение выполнять их в обычном или более быстром темпе затрудняет умышленное искажение. Лицо не в силах проследить за всеми движениями и корректировать их во время быстрого проявления навыка.

Увеличение объема действий также вынуждает лицо отказаться от контроля над частными движениями и способствует возврату привычных автоматизированных движений.

Затруднить сознательный контроль можно и отвлекая внимание обвиняемого по ходу навыка, чтобы он не мог сосредоточиться на результатах изменений.

1 ЧебышеваВ.В. Психология трудового обучения. М., 1983. С. 51.

2 Манцветова А.И., Орлова В.Ф., Славуцкая И.А. Теоретические основы судебного почерковедения / Труды ЦНИИСЭ. М., 1967. Вып. 1. С. 90.

3 Томилин В.В. Основы судебно-медицинской экспертизы письма. М., 1974. С. 80—82.

4 Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопросы психологии 1986. № 2. С. 146.

5 Применение методов исследования, основанных на вероятностном моделировании, в судебно-почерковедческой экспертизе. М., 1976. С. 352—353.

Мифы современной общеправовой теории. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. (Серия «Научные издания для юристов»). Малахов В.П. Изд-во ЮНИТИ, 2013. 151 с.

В монографии представлен ряд проблем отечественной общеправовой теории, анализируемых на предмет присутствия в их понимании и решении элементов мифичности. В основу положена идея об имманентности мифологического мышления общественной теории вообще и общеправовой — в частности. Миф — не архаизм, не реликт, не пережиток в современном мышлении, а выражение его глубинного пласта, постоянно актуализируемого в процессе познания правовых феноменов. Устранение мифологического компонента из общей теории права и государства лишает ее возможности полноценно выполнять мировоззренческую и идеологическую функции.

Работа предназначена для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений юридического профиля, а также для всех, кто интересуется теоретическими проблемами правовой жизни современного общества и личности, функционирования права и государства, занимается научными исследованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.