2S1
ОБ УКРЕПЛЕНИИ ПОЗИЦИЙ РОССИИ В МНОГОПОЛЯРНОМ МИРЕ
(размышления после прочтения книги В.В. Перской и М.А. Эскиндарова «Многополярность: институты и механизмы согласования национальных интересов»)
ON STRENGTHENING THE POSITIONS OF RUSSIA IN THE MULTIPOLAR WORLD
(Reflections after reading the book «Multipolar-ity: Institutions and Mechanisms for the Coordination of National Interests» by V.V. Persky and M.A. Eskindarov)
M.B. ЕРШОВ
Член Президиума ВЭО России, главный директор по финансовым исследованиям «Института энергетики и финансов», профессор Финансового университета при Правительстве РФ,д.э.н.
254
M.V. ERSHOV
Member of the Presidium of VEO of Russia, managing director for financial research of the «Institute for energy and finance», Professor of Financial University under the Government of the Russian Federation, Dr.Sc.Econ.
АННОТАЦИЯ
Полицентризм и многополярность являются необходимыми потребностями современного глобального мира и его устойчивого развития. В нем прежние центры силы не могут больше сохранять незыблемыми свои позиции. В таких условиях национальные условия хозяйствования и национальный бизнес выходят на первый план (анализу этих проблем посвящена книга В.В. Перской и М.А. Эскиндарова «Многополярность: институты и механизмы согласования национальных интересов»). Речь может идти и о денежно-кредитной политике, о стабильном валютном курсе рубля, о формировании активной и системообразующей бюджетной политики. Только такие разноплановые подходы сформируют основы для нашего развития в
Polycentrism and multipolarity become critical for sustained development of the modern world. The previous centers of force are unable to retain the previous positions unchanged. In such conditions national business environment and national business come to the forefront (these problems are reviewed in the book of V.V. Perskaya and M.A. Eskindarov "Multipolarity: institutions and mechanisms of concerted national interests"). Monetary policy, stable exchange rate of the ruble, active and systemic budgetary policy become pillars of such approaches. On a such multifaceted approaches shape up the basis of our development in the strict competitive environment.
ABSTRACT
2S5
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Глобализация, мировая экономика, национальные интересы, нацио-
KEYWORDS
Globalization, world economy, national interests, national sovereignty.
Моноцентризм, который отчетливо начал формироваться некоторое время назад, совсем еще недавно сопровождался размыванием понятия национальных интересов. Предполагалось, что принципиальных различий в этих интересах быть не должно. У всех стран они должны совпадать в той или иной мере. И между собой, и в первую очередь с интересами основного центра силы. Формировалась такая единая, однородная система, которая чем-то напоминала те принципы, которые описывались в известной социальной утопии Хаксли «О дивный новый мир». Напомним критерии, которые превалировали в том мире, это - ОБЩНОСТЬ, ОДНОРОДНОСТЬ, СТАБИЛЬНОСТЬ. Если смотреть на картину под таким углом, то это предоставляло большую информацию для размышления.
России и другим странам в той системе координат, видимо, отводилась роль некой «экономической территории», своего рода трансграничного пространства, которая поставляет необходимые товары и ресурсы для основного мира, для центров силы.
Однако несколько лет назад мюнхенская речь В.В. Путина показала, что это не так. Многие страны, и в первую очередь Россия, видят свое участие не в качестве объекта, который используется другими государствами для своих целей, а в качестве системообразующего участника, от действий которого зависит и баланс мира, и формирование новых
источников его развития, и в целом устойчивость новой по-лицентричной системы.
Развитие интеграционных процессов, ведущее к стиранию экономических границ, масштабные переливы финансовых ресурсов между различными странами, образование новых экономических блоков, участники которых связаны общей системой экономических и политических интересов, укрупнение самих компаний и банков создает качественно новые условия и механизмы вхождения страны в мировую экономику.
Эти условия становятся тем более ощутимы по мере расширения экономических границ и все большей вовлеченности России в международные экономические механизмы, в условиях, когда радикально меняются позиции центров силы и отдельных стран в современном мире.
Доли стран в мировом ВВП, % (в текущих ценах)
1970 2000 2016
США 31,6 30,6 24,6
Китай 2,6 3,6 14,8
Индия 1,8 1,3 3,0
Бразилия 1,0 1,9 2,4
Россия 0,8 1,6
Источники: по данным МВФ и национальной статистики.
В книге В.В. Перской и М.А. Эскиндарова «Многополярность: институты и механизмы согласования национальных интересов» вопросам национальных интересов посвящена целая глава (гл. 3). Авторы справедливо указывают, что «задачей реализации национальных интересов России является
возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и социальные задачи независимо от намерений и позиций иностранных государств»1.
Эта мысль является прямым развитием того тезиса, который сформулировал Президент РФ Путин В.В. в своей речи 2015 г.: «По некоторым ключевым моментам, которые обеспечивают суверенитет, мы, безусловно, должны многое изменить. Мы обязаны преодолеть давление внешних факторов за счет укрепления экономического и финансового суверенитета. Это чрезвычайно важная вещь, о которой мы как бы подзабыли, полагая, что финансы и экономика всегда будут вне политики, о чем мы часто слышали со стороны. Выяснилось, что это совсем не так. Что это, наоборот, используется как очень мощный инструмент политического давления»2.
События, происходящие в окружающем мире, являются наглядным подтверждением этих тезисов, когда используется весь набор экономических и политических рычагов, чтобы заставить РФ свернуть с выбранного ею курса. При этом все понимают, что за этим политическим прессингом скрываются фундаментальные, геоэкономические и стратегическое обстоятельства.
Проблема приобретает большую актуальность, если принимать во внимание тот территориальный и ресурсный потенциал, которым располагает наша страна. Напомним, что при доле в населении мира менее 3%, на Россию приходится более 10% территории и более 30% мировых запасов сырья.
1 Перская В.В., Эскиндаров М.А. Многополярность: институты и механизмы согласования национальных интересов. - М.: КНОРУС, 2018. - С. 535.
2 http ://www.vestifinance .ru/articles/5 2601
258
С учетом того что проблема ресурсообеспеченности в мире будет только обостряться, очевидны и повышенное внимание, и интерес международного сообщества к столь «потенциалоемкому» региону, в связи с чем конкуренция по всем направлениям будет только нарастать.
Насколько возможно сохранение активной самостоятельной экономической политики, сориентированной на достижение национальных задач? Что собой представляют механизмы и «точки опоры» (часто завуалированные и неявные), которые могут дать России преимущества в современной конкурентной среде? Наконец, в какой мере в результате открытости национальной экономики к глобализации в принципе возможно сохранение экономического суверенитета?
В условиях новых глобальных вызовов при дальнейшей интеграции России в мировую экономику должны четко даваться ответы на ряд важных системообразующих вопросов. Будем ли мы в этой системе выступать в роли объекта или в роли субъекта?
Иными словами, будут ли нас использовать другие для своих потребностей, или, напротив, мы будем пользоваться теми преимуществами, которые заключены в международной системе, для собственного развития?
Актуальность данного вопроса в настоящее время повышается с учетом новых обстоятельств в мировом масштабе. В своем послании Федеральному Собранию в 2018 г. Президент РФ Путин В.В. также подчеркнул, что «изменения в мире носят цивилизационный характер. И масштаб этого вызова требует от нас такого же сильного ответа».
Мы уже видим, что создаваемые препятствия для ограничения вхождения России в мировую экономику посред-
ством санкций, ограничений доступа и др. А по отношению к доступу на российский рынок до недавнего времени — напротив, предполагалась ее максимальная открытость, делающая рынки легкодоступными для западных стран. Речь порой даже доходила до того, чтобы посягнуть на наши природные ресурсы, как это было недавно, когда некоторые лица, имевшие в прошлом официальный статус, заявляли о необходимости для России делиться своими ресурсами.
Чтобы не допустить подобных и любых других посягательств, очевидно, «потребуются прочные геоэкономические и геополитические основы, необходимые для адекватного диалога, позволяющего нам сохранить существующий статус-кво»3. Об этом я говорил еще в 2011 г.
В.В. Перская и М.А. Эскиндаров справедливо подчеркивают: «Определяющим фактором национально-государственных интересов выступает необходимость «самосохранения» государства, его территориальной целостности, безопасности, а также умения отстаивать свой суверенитет и самостоятельность»4.
Действительно, в ситуации, когда перед Россией встают задачи эффективного вхождения в мировые глобализаци-онные процессы, крайне важно правильно использовать те механизмы и инструменты, которые обеспечили бы максимальные внешние преимущества при минимальных внутренних потерях. Как использовать возникшие в последнее десятилетие принципиально новые особенности мировой экономической ситуации?
3 Ершов М.В. Мировой финансовый кризис. Что дальше? — М.: Экономика, 2011. С. 279.
4 Перская В.В., Эскиндаров М.А. Многополярность: институты и механизмы согласования национальных интересов. - М.: КНОРУС, 2018. - С. 169.
7 т
Ведь у глобализации помимо немалых преимуществ есть и огромные риски. По мнению МВФ, растущая интеграция стран в глобальную экономику делает их более подверженными к внешним шокам5. Страны, более тесно вовлеченные в финансовые и внешнеторговые отношения, могут в первую очередь быть уязвимы от ужесточения глобальных финансовых условий и/или негативных внешнеторговых мер6.
При этом международные эксперты признают, что для достижения своего успеха ряду стран потребовалось использовать нестандартные подходы вопреки бытующим рекомендациям и общественному мнению.
Так, по мнению английского журнала «Экономист», Япония «хорошо освоила искусство открываться на ее условиях»7. А политика опоры на собственные силы, а не на иностранные инвестиции, защита национальных компаний и банков позволили ей «достичь одной из основных целей — финансовой независимости»8.
Говоря об экономической политике Японии, даже МВФ вынужден признать: «Денежная либерализация, денежно-кре-дитная политика и бюджетные стимулы позволили Японии добиться впечатляющего оживления экономической активности». Подчеркнем, что это говорит МВФ — та организация, которая всегда выступала против и бюджетных стимулов, и либеральной денежной политики. Успехи таких подходов были столь очевидны, что даже указанным международным экспертам пришлось согласиться, что Япония с помощью этих механизмов достигла, очевидных положительных результатов.
5 IMF. Global Financial Stability Report. April 2017. P. 84.
6 IMF. Global Financial Stability Report. April 2017. P. X.
7 Japanese Spirit, western Things // The Economist. 2003. July 12th. P. 20-22.
8 Там же.
Те вызовы, которые стоят перед Россией также однозначно требуют масштабных и разносторонних мер, обеспечивающих ее устойчивое развитие. Речь также может идти и о денежно-кредитной политике, нацеленной на экономический рост, о формировании длинных денег по цене приемлемой для экономики, о стабильном и необесценивающемся валютном курсе рубля, о формировании активной и системообразующей бюджетной политики. Только такие разноплановые подходы сформируют основы для нашего развития в жесткой конкурентной среде. В условиях внешних санкций и глобальной нестабильности именно национальные основы развития должны стать главным при обеспечении развития РФ в современном многополярном мире. О принципиальных вопросах стратегии и тактики существования в такой среде и говорится в очень серьезной и актуальной книге В.В. Перской и М.А. Эскиндарова «Многополярность: институты и механизмы согласования национальных интересов».
Библиографический список
1. Перская В.В., Эскиндаров М.А. Многополярность: институты и механизмы согласования национальных интересов. — М.: КНОРУС, 2018. - 538 с.
2. Ершов М.В. Экономический суверенитет России в глобальной экономике — М.: Экономика, 2005. — 280 с.
3. Ершов М.В. Мировой финансовый кризис. Что дальше? — М.: Экономика, 2011. 295 с.
4. Агеев А.А. Реалии экономического суверенитета // Экономические стратегии. - 2016. - № 6. - С. 208-213.
5. Послание Президента РФ Путина В.В. Федеральному Собранию, 01.03.2018.
6. IMF. Global Financial Stability Report. April 2017.
IfO
References
1. Perskaja V.V., Jeskindarov M.A. Mnogopoljarnost': instituty i mehanizmy soglasovanija nacional'nyh interesov. — M.: KNORUS, 2018.-538 s.
2. Ershov M.V. Jekonomicheskij suverenitet Rossii vglobal'noj jekonomike — M.: Jekonomika, 2005. — 280 s.
3. Ershov M.V. Mirovoj finansovyj krizis. Chto dal'she? — M.: Jekonomika, 2011.295 s.
4. Ageev A.A. Realii jekonomicheskogo suvereniteta // Jekonomicheskie strategii. - 2016. - № 6. - S. 208-213.
5. Poslanie Prezidenta RF Putina V.V. Federabnomu Sobraniju, 01.03.2018.
6. IMF. Global Financial Stability Report. April 2017.