Эскиндаров М.А.
д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик РАО, ректор Финансового университета
Перская В. В.
д.э.н., профессор, заслуженный экономист России, академик РАЕН, директор института исследований МЭО
Финансового университета
ИНИЦИАТИВА БОЛЬШОГО ЕВРАЗИЙСКОГО ПАРТНЕРСТВА - НОВЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАМКАХ ОДНОГО КОНТИНЕНТА НА ОСНОВЕ СЛОЖИВШИХСЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ПРАВОВЫХ НОРМ И ПРАВИЛ1
Ключевые слова: многополярность, интеграция, национальный суверенитет, межгосударственное сотрудничество, партнерство.
Keywords: multipolarity, integration, national sovereignty, interstate cooperation, partnership.
Впервые инициатива большого Евразийского партнерства была озвучена 17 июня 2016 г. на Пленарном заседании Петербургского международного экономического форума, когда Президент РФ В.В. Путин сказал, что «мы совсем недавно в Астане обсуждали это и предлагаем подумать о создании большого Евразийского партнёрства с участием Евразийского экономического союза, а также стран, с которыми у нас уже сложились тесные отношения: Китай, Индия, Пакистан, Иран. И конечно, имею в виду наших партнёров по СНГ, других заинтересованных государств и объединений»2. Китай поддержал эту инициативу в течение двух месяцев после ее возникновения, одновременно указав, что со своей стороны прорабатывает конкретные меры по её реализации. Такое партнерство, по мнению китайской стороны, могло бы объединить страны ЕАЭС, ШОС и АСЕАН, т.к. эта инициатива отвечает тенденциям глобализации и общему желанию стран евразийского континента, поскольку речь идёт об открытости и углублении сотрудничества во имя развития3.
На форуме высокого уровня «Один пояс, один путь» (май 2017 г., Китай) В.В. Путин, развивая свою инициативу, обозначил, что нужны свежие, свободные от стереотипов идеи, отказ от воинственной риторики, взаимных обвинений и упрёков, которые лишь усугубляют ситуацию. «Евразия способна выработать и предложить содержательную и позитивную повестку. Это касается обеспечения безопасности, развития отношений между государствами, организации экономики, социальной сферы, систем управления, поисков новых драйверов роста. Россия видит будущее евразийского партнёрства не просто как налаживание новых связей между государствами и экономиками. Оно должно изменить политический и экономический ландшафт континента, принести Евразии мир, стабильность, процветание, принципиально новое качество жизни. Мы должны показать мировому сообществу пример совместного, новаторского конструктивного будущего, основанного на справедливости, равноправии, уважении национального суверенитета, на нормах международного права и незыблемых принципах Организации Объединённых Наций. ...Считаю, что сложение потенциалов таких интеграционных форматов, как ЕАЭС, «Один пояс, один путь», Шанхайская организация сотрудничества, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии способно стать основой для формирования большого евразийского партнёрства. Мы должны показать мировому сообществу пример совместного, новаторского конструктивного будущего, основанного на справедливости, равноправии, уважении национального суверенитета, на нормах международного права и незыблемых принципах Организации Объединённых Наций»4.
Таким образом, рассматриваемая инициатива призвана выступить в виде прообраза формирования и реализации идеи многополярности в современных условиях в рамках одного континента - а именно Евразии. В рамках этой инициативы фактически провозглашаются идеи равноправного взаимодействия и сопряжения национальных интересов стран в процессе развития партнерских связей; формирования площадок обмена опытом и развития и сохранения культурной идентичности; преодоления веками складывающихся противоречий между граничащими друг с другом странами на основе развития диалога и стремления преодоления конфликтов на основе консенсуса и компромиссов, не допуская вмешательства во внутренние дела суверенных государств; разработки общих подходов и нарративов в политике образования всех уровней, которая учитывала бы новые и инновационные наработки мирового сообщества (в т.ч. Болонского процесса или существовавших в рамках СССР методик), но была бы ориентирована на развитие
1 Статья подготовлена в рамках общеуниверситетской темы Финуниверситета на 2017-2018 гг. «Вызовы и задачи обеспечения поступательности развития большого Евразийского партнерства с участием ЕАЭС, КНР, Индии, Пакистана, Ирана, партнеров по СНГ и других заинтересованных государств».
2 http://kremlin.ru/events/president/news/52178
3 https://russian.rt.com/article/315184-mid-knr-pekin-podderzhal-iniciativu-rossii-po
4 14-15 мая 2017 года. - http://kremlin.ru/events/president/trips/54504
интеллектуального и духовного уровней обучающихся, на развитие логики и умения принимать решения на основе профессионализма, на формирование гармоничной личности XXI века, которая осознанно и свободно выбирает свой жизненный путь, уважая исторические и культурные традиции, национальные корни, сохраняя свои идентичность в многообразном мире.
В области развития международного экономического сотрудничества эта инициатива будет базироваться на максимально возможном использовании преимуществ многостороннего регулирования мировой торговли, движения инвестиций, экологического партнерства и сотрудничества в области преодоления климатических изменений, в т.ч. ориентируясь на уже согласованные нормы в рамках ВТО, а также вырабатывая согласованные решения на уровне межгосударственного партнерства, сохраняя право и возможности национального государственного регулирования и реализации национальных интересов, в т.ч. в области социальной политики.
Характерно, что данная инициатива направлена на охват так называемых развивающихся экономик, которые в противовес развитым странам, отказавшимся де факто от социальной ориентации экономической политики, преследуют цели формирования национальных социально ориентированных государств, направленных на всемерное и последовательное повышение уровня жизни населения и ликвидацию социального неравенства и диспропорциональности в уровнях доходов. При этом все эти страны, как правило, - государства с позитивной динамикой роста численности населения в противовес национальным хозяйствам Европы и частично США, имеющим депопуляционный тренд коренного населения и возмещающим дефицит трудовых ресурсов за счет миграционного фактора.
Провозглашенная инициатива - это предложение нового видения мирового порядка будущего, использования принципов мирного сосуществования в условиях перехода к реальной многополярности и построения нового мирового пространства на примере и в рамках Евразийского континента.
Инициатива большого Евразийского партнерства предполагает опору на международное право и достигнутые договоренности в рамках Устойчивого развития до 2030 г. ООН как план действий для людей, планеты и процветания. Особое место в этом плане обращено на взаимодействие на базе развития совместного партнерства. Устойчивость в материалах ООН рассматривается как синоним обретения населением планеты жизнеспособного развития1, где особую роль играет2 партнерство, в т.ч. в рамках региональной интеграции. Развитие региональной интеграции переориентируют мировой воспроизводственный процесс на развитие региональных воспроизводственных цепочек, а они должны учитывать различные национальные условия и специфику странового и национального, религиозно-этнического, культурного развития. Развитие партнерских связей в условиях полицентризма - это взаимодействие, направленное на сохранение и поддержание паритета сил и выстраивание взаимоотношений на основе не только добрососедства, но и взаимодействия «равных» участников как базового принципа партнерства. Этот подход исключает главенство одного партнера над другими, диктат интересов одной державы другим контрагентам (вставка 1)._
Вставка 1
Главы государств и правительств 30 стран мира приняли Итоговое Коммюнике Первого Международного
Экономического Форума «Один пояс - один путь», который завершился в китайской столице. Особо выделены пять ключевых принципов дальнейшей кооперации участников - это равноправные консультации, взаимная выгода, гармония и толерантность, рыночные механизмы, сбалансированность и стабильность.
Согласно Коммюнике члены форума обязались проявлять уважение к принципам и резолюциям Совета Безопасности ООН, нормам внутреннего законодательства, территориальной целостности и суверенитету государств-партнеров, а также осуществлять планирование и реализовывать проекты сотрудничества исключительно путем консультаций и переговоров.
Стороны обязались учитывать интересы, естественные и культурные различия, признавать специфику друг друга. Все участники форума заявили о важности роли рынка и справедливых деловых механизмов, а также руководящей роли национальных правительств, играющих ключевую роль в осуществлении открытой, прозрачной и не дискриминационной политики.
Члены форума подчеркнули важность экономической, социальной, фискальной, финансовой и экологической составляющей дальнейших совместных проектов, поддержания высоких нормативов и стандартов, устойчивого экономического роста, общественного прогресса и защиты окружающей среды при их реализации.
В работе форума приняли участие главы стран и правительств следующих государств: президенты - Аргентины, Белоруссии, Чили, Чехии, Индонезии, Казахстана, Кении, Лаоса, Филиппин, России, Швейцарии, Турции, Узбекистана, Вьетнама, Киргизии; премьеры: Камбоджи, Эфиопии, Фиджи, Греции, Венгрии, Италии, Малайзии, Монголии, Пакистана, Польши, Сербии, Испании, Шри-Ланки, а также государственный секретарь Мьянмы. Кроме этого, участниками форума стали представители США, Южной Кореи, КНДР, Германии, Франции, Великобритании, Евросоюза, Японии, генеральный секретарь ООН, директор-распорядитель МВФ, а также президент Всемирного банка. О воем намерении участвовать в работе конференции также заявила КНДР, от которой должна быть официальная делегация во главе с министром внешнеэкономических дел Ким Ён Чжэ. Вашингтон выразил по этому поводу недовольство, направив в МИД КНР ноту. В ней говорится, что участие в форуме Пхеньяна «посылает неверный сигнал в момент, когда мир пытается оказать давление на КНДР» с целью приостановки северокорейской ракетно-ядерной программы. США направили в Пекин своих представителей, в т.ч. представлять США будет сотрудник Совета национальной безопасности при Белом доме Мэттью Поттингер, ответственный за азиатское направление. _Источник: http://tass.ru/ekonomika/4252211; http://1prime.ru/News/20170514/827449645.html; http://www.ved.gov.ru/news/22965.html
1 Организация Объединенных Наций A/69/L.85. Генеральная Ассамблея, Distr.: Limited 12 August 2015 Russian Original: English.
2 Interactive dialogue 3.Fostering sustainable economic growth and transformation and promoting sustainable consumption and production.
Полицентризм исключает доминирование интересов сторон над остальными участниками глобального партнерства, и тем более использование ресурсного и технологического потенциалов, человеческого капитала для целей развития одной страны или группы стран. Другими словами многополярность исключает «паразитизм» поступательности развития за счет других стран.
При таком партнерстве исключаются требования:
- снижения роли национального государства в регулировании экономик;
- повышения доли платных всех услуг в формировании ВВП страны;
- доминирования экономических интересов одной страны или ее крупных компаний над интересами других партнеров.
В этой связи идея Всеобъемлющего регионального экономического партнерства может рассматриваться как форма содействия реализации проектов в рамках Экономического пояса Шелкового пути, включая его морскую составляющую, Северного Арктического морского пути (инициатива России, позволяющая сократить время в пути из Северной Европы и Сибири в Азию1), строительства трубопроводов и других транспортных путей и пр., т.е. проектов взаимного интереса, позволяющих реализовывать национальные интересы и развивать хозяйственные потенциалы стран. Это партнерство базируется на использовании уже существующих согласованных международно-правовых норм (в т.ч. в рамках ВТО, региональных соглашений торгово-инвестиционного характеров или «Free Trade Agreement +»). В этой связи укрепление межгосударственности связей предполагает оптимизацию механизма взаимодействия как на уровне правительств, так и в рамках межгосударственных финансово-экономических организаций.
Евразийский экономический союз, основанный Белоруссией, Арменией, Казахстаном, Киргизией и Россией, рассматривает развитие взаимодействия стран ЕАЭС на базе сохранения целостности национальных законодательных систем стран-участниц Союза. Целями создания ЕАЭС являются: всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик; создание условий стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов2. Этот Союз открыт для привлечения новых членов, для подписания соглашений о Зонах свободной торговли и инвестиций. Деятельность ЕАЭС базируется на принципах рыночной экономики и добросовестной конкуренции, подразумевающих законность и открытость, гласность и объек-тивность»3. В целом ЕАЭС провозгласил реализацию четырех свобод движения - товаров, услуг, капитала и рабочей силы4. Все это является привлекательным фактором для партнеров Евразийского континента.
Цель партнерства в рамках Евразийского континента - это консолидации усилий государств и совместное преодоление кризисных процессов, формирование условий для подъема и развития национальных экономик, направленные на повышение уровня и качества жизни людей. Достижение цели обусловливает наравне с интеграционным взаимодействием консолидацию усилий в области безопасности и борьбы с угрозой терроризма в т.ч. на основе расширения международной организации ШОС, ОДКБ или форума/организации для координации усилий и взаимодействия по направлениям, отвечающим национальным интересам стран БРИКС. При этом хотим подчеркнуть, что потенциал нового формата континентального международного партнерства кроется не в бюрократизации, в повышении координации взаимодействия, в связи с чем, «чтобы лучше координировать свою совместную работу., мы создаём практически интернет-издание электронного секретариата [БРИКС]»5.
Интеграционный проект Евразийского экономического союза способен выступить в роли эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом, т.к. ЕАЭС - это форма интеграционного взаимодействия, которая не преследует цели постепенной передачи национального суверенитета на наднациональный уровень и перехода к политическому союзу, прообразом которого является ЕС. Поэтому попытка приравнять ЕАЭС к процессу возрождения Российской империи или СССР, что свойственно сегодня демократическому истеблишменту США, равносильна элементарному непониманию или преднамеренному извращению реальной ситуации. Более того, противники ЕАЭС в США и ЕС рассматривают в качестве инструмента противостояния уже получившую развитие в
странах ЕАЭС сеть некоммерческих неправительственных организаций и образовательный процесс, т.е. апеллируя к
6
молодежи, причем подросткового возраста .
Формальных препятствий на пути согласования и единообразного развития векторов экономического взаимодействия стран ШОС и ЕАЭС не существует. Для этого имеются все необходимые предпосылки: большой природный и экономический потенциал, относительно недорогая рабочая сила и энергоресурсы, производственно-технологическая взаимосвязь, общая транспортная инфраструктура. По территории ЕАЭС проходит самый короткий сухопутный и морской (через Ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию.
Процессы глобализации делают Евразийский континент в силу его особого географического, природного, стратегического и экономического положения потенциальным центром мировой геополитической системы. Особое внимание при этом должно быть уделено преодолению «топливно-сырьевой уклона» в формировании единого экономического пространства, в связи с чем необходим, полагаем, перечень сфер и отраслей национальных экономик, где
1 http://будущее-арктики.рф/stati/severnyj-morskoj-put-stati
2 Там же.
3 ЕАЭС. Архитектура будущего. Годовой отчет 2014. - С. 7.
4 Там же, с. 16.
5 http://kremlin.ru/events/president/news/49907
6 О направленности образовательного процесса в странах ЕАЭС и необходимости подчинения его национальным интересам см. подробнее гл. 8 «Интеграция и образовательная среда» в «Интеграция в условиях многополярности. Эволюция теории и практики реализации». - М., Экономика, 2016, - С. 331-371.
необходима промышленная кооперация с сокращением издержек производства и сбыта или взаимовыгодный обмен товарами и услугами.
Другими словами страны-участницы могут придерживаться общего вектора экономического взаимодействия ЕАЭС и ШОС, и БРИКС - интеграции вглубь и вширь, диверсификации промышленно-отраслевой структуры и выпускаемого ассортимента продукции, повышения как собственно национальной конкурентоспособности, так и конкурентоспособности товаров и услуг на внешних и внутреннем рынках.
Таким образом, проекты в рамках ЭПШП, региональное торгово-экономическое взаимодействие государств -членов АТЭС, ЕАЭС и АСЕАН +, как и расширение числа участников ШОС или ОДКБ - все это составляющие элементы большого Евразийского партнерства как попытка формирования новой системы взаимодействия на основе существующей системы ООН и международного права и исключающее блоковость мышления и необходимости противостояния партнеров.
Однако в настоящее время отношение западного экспертного сообщества к этой инициативе не столько скептичное, сколько резко негативное, поскольку предпринимаются реальные шаги по представлению альтернативного видения мирового порядка.
«Согласно учению Сунь-Цзы, величайшее искусство заключается в победе без боя. Осознавая свою военную неполноценность перед США, Китай хочет создать благоприятные условия в стратегической среде для достижения основных целей, не прибегая к силе. Но КНР свойственно отсутствие прозрачности в политике, в т.ч. в ЮжноКитайском море, что отрицательно сказывается на доверии возможных партнеров»1.
Одновременно инициатива «Один пояс, один путь» рассматривается американскими экспертами в качестве стратегической программы, которая дает КНР возможности для формирования регионального механизма безопасности и прямой доступ к Индийскому океану.
США считают, что КНР бросает серьезный вызов их интересам в Восточной Азии, в связи с этим признается необходимым перебалансирование и сдерживание растущего влияния Китая путем использования дипломатических, экономических, культурных средств и сохранение своих стратегических позиций в регионе. Соединенным Штатам необходима стратегия противодействия возможной консолидации сил в Евразии.
Подъем Китая предоставляет альтернативу странам Центральной Азии, в результате появления которой эти страны могут выбирать партнеров в более широком диапазоне, обеспечивая себе выгоду. Инициатива ЭПШП для стран Центральной Азии - это привлекательный проект, т.к. она нацелена на стимулирование связей, на содействие развитию торговли и инвестиций, на развитие инфраструктуры2.
Европейский парламент оценивает указанную инициативу с позиции силового давления и необходимости «твердо стоять на своих нормах и ценностях при обсуждении вопросов с Китаем»3. Государства-члены ЕС должны думать о своих непосредственных интересах, в случае реализации согласованной общей политики они неизбежно вступят в конкурирование с великими державами. Государства-члены ЕС также должны учитывать, что отношения с США изменились и будут трансформироваться. США оценивают ЕС как экономическую самостоятельную державу, являющуюся конкурентом США на мировых рынках. Евро является вызовом господству доллара, а стратегические приоритеты США переместились на Ближний Восток, о чем свидетельствует перебалансировка вооруженных сил США в этих районах. Страны-члены ЕС должны понимать, что им необходимо увеличить свой оборонный бюджет и свой вклад в расходы и повысить свою ответственность в рамках НАТО4.
Инициатива большого Евразийского партнерства - это альтернативный подход и существенный вызов монополярности, которому будут препятствовать страны «золотого миллиарда».
Эта инициатива, по оценке Zhao Bingxing, пока не является единообразным подходом, удовлетворяющим всех партнеров, ее реальный эффект в значительной мере опирается на различные ситуации в каждой стране. И не удивительно, что каждая страна имеет разные позиции, все зависит от рассмотрения конкретных факторов, в том числе экономической, геополитической, идеологической и т.д. составляющей. Эта инициатива предлагает больше возможностей для малых и средних развивающихся государств, чем для крупных держав или западных стран5.
В связи с изложенным признаем целесообразным отметить следующее:
1. Инициатива большого Евразийского партнерства - это не предложение, направленное на расширение зон влияния супердержав (по аналогии с Транс-Тихоокеанским или Трансатлантическим торгово-инвестиционным парт-нерствами, направленным на принципиальные изменение норм и правил международного экономического взаимодействия, еще более высокую де факто поляризацию развития между развитыми и развивающимися экономиками, рост диспропорциональности доходов) и не форма борьбы и противостояния возрождающихся новых держав «руководителям» существующего мирового порядка. Это предложение по реализации на практике принципов многополярности в рамках одного континента - Евразии, как формы устойчивого мирового развития в предстоящие годы.
2. Указанная инициатива четко сформулировала принципы, на базе которых будет развиваться - это партнерство: взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета; ненападение; невмешательство во внутренние
1 Challenges to freedom of the seas and maritime rivalry in Asia / European Parliament's Sub-Committee on Security and Defense. -P., 2017.
2 http://www.globalresearch.ca/author/zhao-bingxing. 05.10.2017
3 Challenges to freedom of the seas and maritime rivalry in Asia / European Parliament's Sub-Committee on Security and Defense. -P., 2017.
4 Ibid.
5 http://www.globalresearch.ca/author/zhao-bingxing. 05.10.2017
дела партнеров; равенство всех взаимодействующих субъектов, в т.ч. на уровне межгосударственного диалога, и взаимная выгода; обеспечение мирного сосуществования и безопасности для всех и каждой страны в частности; сохранение национальной идентичности каждого государства, наций и народностей в нем, признание исторической преемственности, традиций, культуры, языкового многообразия и религиозной свободы. Данная инициатива не предполагает унификации и стандартизации всех видов национальных политик, формализации требований к системам образования на всех уровнях, радикального изменения международного права и реформирования сложившейся системы ООН как организации, позволяющей эффективно решать поставленные на межгосударственном уровне проблемы планетарного масштаба.
3. Для успешного продвижения инициативы большого Евразийского партнерства фактически уже сформированы все необходимые межгосударственные организации, включая банковскую сферу, и площадки, позволяющие достигать консенсус национальных политик и формировать механизмы, которые обеспечат реализацию намечаемых проектов в рамках поддержания устойчивого и поступательного развития, его динамизма в целях повышения уровня жизни населения стран континента.
Интеграция в рамках инициативы выступает как форма сотрудничества, позволяющая обеспечить рост взаимного товарообмена, согласования технических стандартов производимой и используемой продукции и услуг, взаимодополняющего партнерства и одновременно обеспечивающего реализацию национальных интересов и стратегий развития каждой из стран, но не направленная на утрату национального государственного суверенитета или тем более снижение роли собственного государства в регулировании национальных экономик, процессов общественного развития. И базой в рамках этой инициативы может явиться ЕАЭС, разработанные механизмы сопряжения интересов ЕАЭС и стран АТЭС, ЕАЭС и проектов ЭПШП.
4. Однако в современных условиях со стороны стран, стоящих у истоков формирования монополярности, противостояние реализации этой инициативы будет усиливаться. Евросоюз как часть Евразийского континента будет институционально усиливаться, укрепляя внутри ЕС позиции наднациональности и снижения роли национальных государств ЕС, роста административного и силового, в т.ч. военного потенциалов, постепенно формируя свою независимую от США внешнюю политику1.
В этой связи только отдельные государства ЕС смогут участвовать в реализации континентальной инициативы, исходя из своих национальных интересов и способности национальных элит выстраивать независимую от аппарата ЕС стратегию. Рассчитывать в ближайшее время на возможность создания единого пространства от Лиссабона до Владивостока, полагаем, пока преждевременно. Лишь отдельные государства смогут принимать участие в реализации конкретных проектов в рамках инициативы большого Евразийского партнерства, о чем свидетельствует, например, количество участников со стороны ЕС в работе форума «Один пояс, один путь» согласно Совместному коммюнике по итогам круглого стола лидеров рамках Международного форума «Один пояс, один путь» от 15 мая 2017 года2.
Список литературы
1. Перская В.В., Эскиндаров М.А. Интеграция и образовательная среда // Интеграция в условиях многополярности. Эволюция теории и практики реализации. - М.: Экономика, 2016. - С. 331-371.
2. ЕАЭС. Архитектура будущего. Годовой отчет 2014.
3. Организация Объединенных Наций A/69/L.85 (Генеральная Ассамблея, Distr.: Limited 12 August 2015).
4. China's One Belt, One Road: Will it reshape global trade? - http://www.mckinsey.com/global-themes/china/chinas-one-belt-one-road-will-it-reshape-global-trade
5. Just what is this One Belt, One Road thing anyway? - http://edition.cnn.com/profiles/james-grifiiths, May 12, 2017; http://kremlin.ru/ events/president/news/ 52178
6. Challenges to freedom of the seas and maritime rivalry in Asia / European Parliament's Sub-Committee on Security and Defense. - P., 2017.
7. Северный морской путь - главная транспортная артерия России. - http://xn—8sbbmfaxaqb7dzafb4g.xn--p1ai/severnyj-morskoj-put-glavnaya-transportnaya-arteriya-rossii/
8. India and the United States in the Trump era: Re-evaluating bilateral and global relations. - https://www.brookings.edu/research/india-and-the-united-states-in-the-trump-era-re-evaluating-bilateral-and-global-
relations/?utm_campaign=Foreign%20Policy&utm_source=hs_email&utm_medium=email&utm_content=53228257
9. МИД КНР: Пекин поддержал инициативу России по созданию Большого евразийского партнёрства. - https://russian.rt.com/ article/315184-mid-knr-pekin-podderzhal-iniciativu-rossii-po
10. Interactive dialogue 3. Fostering sustainable economic growth and transformation and promoting sustainable consumption and production. - https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/8151Interactive%20Dialogue%20%203%20-%20Growth%20Indust rialization.pdf
1 India and the United States in the Trump era: Re-evaluating bilateral and global relations. - https://www.brookings.edu/resea rch/india-and-the-united-states-in-the-trump-era-re-evaluating-bilateral-and-global-relations/?utm_campaign=Foreign%20Policy&utm_sour ce=hs_email&utm_medium=email&utm_content=53228257
2 http://kremlin.ru/supplement/5188