Научная статья на тему 'Многополярность и национальные интересы в современном мире'

Многополярность и национальные интересы в современном мире Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1011
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОПОЛЯРНОСТЬ / MULTIPOLARITY / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / ГОСУДАРСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ / THE STATE IN THE MODERN WORLD / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERSTATE RELATIONS / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ СОЦИУМА / SELF-IDENTICATION OF THE SOCIETY / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Перская В.В.

В статье анализируется широкий круг теоретико-концептуальных и практических вопросов, связанных с собственно содержанием понятия многополярности, ее трактовкой истеблишментом и интеллектуальным сообществом стран «золотого миллиарда» и развивающихся экономик, акцентируя внимание на Индии, Китае и Иране; проводится исследование концепций формирования в этих странах национальных интересов и практики их реализации; рассматривается трансформирование современной системы регулирования и согласования национальных интересов, в т.ч. сохранения основ, сложившихся на базе международного права после Второй мировой войны и возможности развития новых форм и уровней межгосударственного взаимодействия, внесены предложения по обеспечению динамичного и устойчивого развития в мировом сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIPOLARITY AND NATIONAL INTERESTS IN THE CONTEMPORARY WORLD

The article article analyzes a wide range of theoretical, conceptual and practical issues related to the actual content of the concept of multipolarity, its interpretation by the establishment and the intellectual community of the countries of the “golden billion” and emerging economies, focusing on India, China and Iran; a study of the concepts of the formation in these countries of national interests and practices for their implementation; considers the transformation of the modern system of regulation and harmonization of national interests, incl. preservation of the foundations that have developed on the basis of international law after the Second World War and the possibility of developing new forms and levels of interstate interaction, proposals have been made to ensure dynamic and sustainable development in the world community.

Текст научной работы на тему «Многополярность и национальные интересы в современном мире»

МНОГОПОЛЯРНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ MULTIPOLARITY AND NATIONAL INTERESTS IN THE CONTEMPORARY

В.В. ПЕРСКАЯ

Директор Института исследований Международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве

V.V. PERSKAYA

Director of the Institute for International Economic Relations Research, Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economic Sciences, Professor

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется широкий круг теоретико-концептуальных и практических вопросов, связанных с собственно содержанием понятия многополярности, ее трактовкой истеблишментом и интеллектуальным сообществом стран «золотого миллиарда» и развивающихся экономик, акцентируя внимание на Индии, Китае и Иране; проводится

WORLD

исследование концепций формирования в этих странах национальных интересов и практики их реализации; рассматривается трансформирование современной системы регулирования и согласования национальных интересов, в т.ч. сохранения основ, сложившихся на базе международного права после Второй мировой войны и возможности развития новых форм и уровней межгосударственного взаимодействия, внесены предложения по обеспечению динамичного и устойчивого развития в

ABSTRACT

The article article analyzes a wide range of theoretical, conceptual and practical issues related to the actual content of the concept of multipolarity, its interpretation by the establishment and the intellectual community of the countries of the "golden billion" and emerging economies, focusing on India, China and Iran; a study of the concepts of the formation in these countries of national interests and practices for their implementation; considers the transformation of the modern system of regulation and harmonization of national interests, incl. preservation of the foundations that have developed on the basis of international law after the Second World War and the possibility of developing new forms and levels of interstate interaction, proposals have been made to ensure dynamic and sustainable development in the world community.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Многополярность, национальные интересы, государство в современном мире, межгосударственные отношения, самоидентификация соци-

KEYWORDS

Multipolarity, national interests, the state in the modern world, interstate relations, self-identification of the society, self-development, security.

770

Вышла в свет наша совместная с Михаилом Абдурах-мановичем Эскиндаровым монография, работа над которой шла не один год. Мы назвали ее «многополярность», наверное потому, что не придерживаемся технократической трактовки. Многополярность, или полицентризм, концептуально отличается от системы международных отношений, идентифицируемых как многоаспектные, многовекторные или многосторонние.

Многополярность — это формирование уравновешивающих друг друга «полей», реализующих свои национальные интересы, в условиях постепенного роста военно-политического, экономического, демографического потенциалов отдельных стран мирового сообщества.

Она базируется на принципах взаимоотношений между субъектами международного права, основанных на равноправии волеизъявления и уважении, признании национального суверенитета и права наций на самоидентификацию в мировом сообществе, на терпимом восприятии всех субъектов международных отношений, на уважении международного права и сложившегося мирового устройства после Второй мировой войны.

Современное мировое устройство находится в стадии перехода. Есть технократическая точка зрения, что биполярный мир более устойчив: два полюса — и есть равновесное состояние.

Однако биполярность в области социально-экономических отношений никогда не была статичной. Это социумы, живые организмы, живая идеология каждого общества. Сегодня нам предлагается рассматривать Китай как один из полюсов биполярности, который должен выступить в качестве лидера своего ареала воздействия. В современном

Китае Си Цзиньпин — классик национальной китайской идеологии. Теория и имя Си Цзиньпина были внесены в устав Коммунистической партии Китая. Одновременно идет очень сильное ужесточение административно-право-вых регулирующих норм. Ужесточается участие иностранных инвесторов, притом что на словах идет либерализация. Кроме того, достаточно жестко повышается роль идеологической компоненты для работающих на территории Китая. Могу в качестве аргумента привести материалы стенограммы заседаний Президиума ЦК КПК от 5 марта 2018 г. (http:// www.scmp.com/topics/chinas-two-sessions-2018).

В прошлом году в мае был принят, к примеру, закон, в котором говорится, что все некоммерческие организации должны разделять идеологию КПК, в противном случае они подлежат закрытию.

Таким образом, в условиях биполярного мирового порядка страны вынуждены будут признавать идеологию или одной стороны, или второй. США настаивают, что они несут в мир демократические ценности, ориентиры, равноправие, свободу, в том числе экономическую. Китай, со своей стороны, достаточно закрытая социально-политическая система. Мы исследовали этот вопрос и пришли к выводу, что, если мир придет к биполярности, то неизбежной станет гонка вооружений, подчинение идеологической детерминанте того, к кому присоединяются, теряя национальный суверенитет де факто.

Если страна делает выбор в пользу того или иного полюса, значит, она неизбежно должна будет принимать и ценности этой социально-политической системы.

Мировое сообщество — это достаточно динамично развивающийся рынок, социально общественное осоз-

777

нание своего места в мировом сообществе. Одна из сложнейших проблем современного мирового развития, в т.ч. свойственная и биполярности, — это усиление диспропорциональности развития территорий и доходов граждан. Процесс этот усиливается. Вопрос неравенства в доходах, диспропорциональности развития территорий между странами и внутри стран, а также социального неравенства — это основополагающие факторы устойчивого развития мирового сообщества, которые фактически определяют возможность обеспечения ЦУР (целей устойчивого развития мирового сообщества) на длительную перспективу.

Почти 1/2 населения мира — более 3 млрд человек — живут на менее чем 2,50$ вдень. Более 1,3 млрд людей живут в условиях крайней бедности — менее чем на 1,25$ в день. Один миллиард детей во всем мире живут в нищете. По данным ЮНИСЕФ, 22 тыс. детей умирают каждый день из-за бедности. 805 миллионов людей во всем мире не имеют достаточного количества пищи. Более 750 миллионов людей не имеют доступа к чистой питьевой воде. Диарея, вызванная неадекватной питьевой водой, антисанитария и отсутствие гигиены рук убивают примерно 842,000 человек каждый год во всем мире, или примерно 2300 человек в день. 80% мирового населения живут на доходы менее чем 10$ в день. По оценкам исследователей Оксфорда необходимо 60 млрд долларов ежегодно для ликвидации глобальной нищеты, т.е. примерно менее 1/4 дохода 100 самых богатых миллиардеров. «Бедные голодные люди, и голод — их ловушка нищеты» — это база для распространения смертельных болезней, в т.ч. ВИЧ / СПИД, малярии и туберкулеза, хотя собственно от

голода умирает значительно больше людей, чем от указанных заболеваний1.

Но даже в США, согласно последним данным Брукингско-го института, который исследует поляризации распределения доходов (индекс Джини) в крупных и мелких городах, статистика неутешительная. Если в крупных городах индекс качества жизни — 4042%, то в мелких городах он достигает 60%. Это высочайшая степень социальной напряженности.

Второй очень важный момент. Доллар — мировая валюта, которая признается и широко используется практически во всем мире. Как долго выдержит государственный бюджет США эту долговую нагрузку? Не будет ли это очередным пузырем? Это тоже важная проблема. По сегодняшним данным, США ждет заметное увеличение дефицита бюджета и госдолга. В 2018 году речь идет о 2 триллионах долларов. Почему? По одной простой причине. Потому что они сократили налогопоступление за счет реформы. Они ждут, что придут иностранные инвесторы. Но при этом налогооблагаемая база фактически сократилась, а расходы на вооружение будут расти.

В мире идет процесс роста численности населения. Согласно нашим расчетам, просмотренным в динамике, сделана экстраполяция, что в Индии население стремительно растет вверх, соответственно, растет социальная напряженность. При всей толерантности мышления, притом что буддизм и индуизм призывают к определенному спокойствию в восприятии происходящего. В Индии населения младше 15 лет — 30%. Это данные 2017 года. При этом в Индии повышается уровень медикаментозного обслуживания и здраво-

1 https://www.dosometЫng.org/us/facts/ll-facts-about-global-poverty; ЬИрБ://шш\¥.с1о5оте1:Ып^ ог^ш/сатра1^5/5ирегтагке1-51акеои1?5оигсе=пос1е/463

774

охранения, а значит, продолжительность жизни будет расти. Соответственно эта молодежь будет входить в трудоспособный возраст. Обратите внимание, людей до 65 — около 65%. И только 5% — люди старше 65-ти. Высочайшая степень сменяемости. Выходит, что Индия сегодня — один из крупнейших доноров рабочей силы. Причем не только квалифицированной, но и неквалифицированной.

Один из важных элементов биполярности — коррупционность. На рис. 1 показана оценка коррупционности в мире.

Рис. 1. Индекс восприятия коррупции 2017 Источник: ЬИр5://\ЛАЛАЛ/.1гап5рагепсу.огд/5еагсЬ?1ор1с=14»

Причем оценки коррупционности мы смотрели по разным источникам, и зарубежным, и нашим, и пришли к выводу, что присутствует политический аспект.

Однако высокий уровень коррупционности, в частности в российской экономике, был одним из инструментов трансформации общества. На этом мы стоим твердо: начиная с 90-х годов коррупция была использована как инструмент переформатирования социально-экономической системы.

В настоящее время — это инструмент перераспределения доходов, т.е. замещает выполнение социальной функции государства, с которой оно не справляется в рамках экономической парадигмы Вашингтонского консенсуса 1992 г.

Для многополярности, или полицентризма, характерным является реализация национальных интересов. Нами проведен анализ, что такое национальные интересы и что такое многополярность в теоретическом плане. В разных странах, в разных школах существует разное восприятие полицентризма, или многополярности. Европейцы говорят — многополярность была до 1913 года. Потом началась Первая мировая война. И многополярность прекратилась. Раньше как мы, так и западные ученые, полагали, что многополярность, или полицентризм, будет базироваться на регионализме, то есть за основу будут взяты региональные союзы. Сегодня мы видим, что это не только Трамп, не только Брек-сит, но и Индия, и Китай, и в меньшей степени Бразилия позиционируются как страны, имеющие суверенные национальные интересы. Южно-Африканская Республика также ставит в основу своей политики национальные интересы. В этих условиях, если в основу политики государств ставятся национальные интересы и задача, в первую очередь, ликвидации социальной диспропорциональности граждан и развития территорий, т.е. обеспечения процесса социализации экономической политики, то государство должно повышать свою способность регулировать социально-экономическое развитие. В этих условиях именно государства должны стать субъектами многополярности, или полицентризма. И это мы доказываем в нашем исследовании. Важно то, что в данных условиях приоритет будет иметь не наднациональность взаимодействия, а межгосударственное партнерство. То есть

276

никто не хочет отдавать свои суверенные права. Вы сейчас видите это по Трампу. Это видно и в Европе: с одной стороны, идет тренд усиления наднациональности, с другой стороны — противостояние, выдвигаются национальные интересы.

Следующий важный момент, на который я бы хотела обратить внимание, это Евразийский экономический союз. В Евразийском экономическом союзе имеют место дуализм и противоречие в реализации национальных интересов. С одной стороны, каждая страна проводит свои национальные интересы и позиционируется соответствующим образом. Решения принимаются консенсусом. При этом есть наднациональное регулирование ЕС. Но принимаемые на наднациональном уровне решения начинают пробуксовывать. Обновременно в ЕС обозначено, что национальные интересы разъединяют общество. А только ценности создают платформу его объединения и своего рола унификации.

В современных условиях перехода к многополярности только национальное государство ( но не в смысле государ-ство-нация) выступает как институт, способный обеспечить национальную идентичность, самоидентификацию социума в мировом сообществе, территориальную целостность и реализацию национальных интересов.

Следует особо подчеркнуть идеологическую основу многополярности. Дело в том, что идеологическая компонента обязательно присутствует в структуре любого общества. Даже если разрушается национальная идентичность, это все равно идеологический тренд развития или управления тем или иным социумом. Это очень важный момент. Почему мы на это обращаем внимание? Вспомните Советский Союз. Был биполярный мир. И те, кто шел за Советским Союзом,

должны были признать идеологическую составляющую социалистической ориентации или стран, близким к социалистической ориентации. Или те, кто разделял ориентиры Запада, — шли по капиталистическому пути.

Когда же была обеспечена единая форма социально-экономических отношений — рыночная экономика, все посчитали, что идеология больше не нужна. Но оказалось, что она все равно доминирует. Особенно она проявляется в формировании многополярного, полицентричного мира. Потому что каждое государство вкладывает в свои национальные интересы свою национальную идеологию.

Очень важный фактор развития современного общества — самодостаточность развития государств. Это обязательное условие. Интеллектуально-духовное развитие, обеспечение поступательности развития наций и народностей, исключая кибератаки, сохраняя идентичность и исторические корни, обеспечивая обороноспособность страны. То есть историческая, духовная ментальность присуща каждой нации, которая проживает на определенной территории, и это нельзя забывать.

Мы столкнулись с одной очень интересной вещью. В ООН входит более 190 стран, некоторые из них очень небольшие. Способны ли они обеспечить свою обороноспособность самостоятельно? Мы пришли к выводу, что в данном случае малые страны имеют возможность на основе свободного волеизъявления вступать в союзы со странами, которые имеют потенциал обеспечения обороноспособности и своей независимости, целостности своей территории. Да, это требует некоторого совершенствования в современных ооновских материалах, но небольшого. Мы консультировались с МИДом по этому вопросу, — и то, что произошло с Крымом,

278

при всей своей одиозности для Западного мира, это логичный этап. Аналогична позиция Южной Осетии и России в этой области, когда обороноспособность Южной Осетии обеспечивается совместно с Россией — это абсолютно нормальный элемент. Поэтому в данном случае — или нейтральный статус малой страны, или ее вхождение в альянс с более сильными государствами в целях обеспечения национальной обороноспособности. К сожалению, пока живо человечество, все время будет желание противостоять, желание кого-то захватить. Не бывает, чтобы все были довольны своим положением. Нет этого в мире. И вряд ли когда-нибудь будет.

Обеспечение самоидентификации социума, нации в современных условиях — это, в первую очередь, социоэтниче-ская, религиозная, историческая идентичность.

Важное место имеет уровень самообеспеченности и самодостаточности. Например, Соединенные Штаты и Китай — почему развиваются взаимно неприязненные отношения в торговом плане? Да потому что высока взаимозависимость. И каждая страна претендует на роль лидера. В данном случае в мировой экономике есть такое понятие — уровень национальной открытости экономики. Штаты все время держали уровень национальной открытости 2125%. И это было правильно. Потом процесс расширенной глобализации. На последнем, Давосском, форуме (2018 г.) было акцентировано внимание на том, что роль государственного регулирования, роль национальных интересов и вмешательство государства со стратегическими инвестициями для приоритетных сегментов и отраслей может быть определяющей для инспирирования развития.

Мы хотим подчеркнуть, что современное государство — эффективное государство. Это важное понятие. Эф-

фективное государство — это наименее коррумпированный и наименее бюрократически разросшийся институт. Чем больше бюрократический аппарат, тем менее эффективно будет происходить регулирование.

Хотела бы обратить внимание на то, что идентичность нации не имеет ничего общего ни с самомнением, ни с исключительностью, ни с синдромами превосходства или державности.

Во многих странах сегодня политологи акцентируют внимание на восстановлении России как державы. При этом характерен тот факт, что восстановление державности Китая — это шаг реванша. Идеология многополярности как раз направлена на то, чтобы исключить такое позиционирование отдельных стран. Но центры должны уравновешивать друг друга. Стремление к державности сегодня имеет место в Китае. И даже главный идеолог ЦК КПК, ему 63 года, на последнем пленуме ЦК КПК выдвинул очень интересную позицию о том, что именно вопрос восстановления Китая как мировой державы — один из важных составляющих.

А что же такое национальный интерес? Национальные интересы — здесь расходятся понятия Европы и США. Если в Соединенных Штатах национальные интересы четко классифицированы, то в Европейском союзе национальные интересы заменены европейскими ценностями. И все то, что раньше базировалось как устои европейского общества — культура, религия, патернализм, — сегодня уходит в прошлое. Здесь появляются новые инструменты разрушения ментального сообщества и создания управляемости европейского сообщества. Сейчас мы читаем про введение в детских садах политики не столько мультикультурализма, но и сексуальных уроков и так далее, — все это направлено

280

на то, что через 1015 лет будет создан социум, лишенный национальных корней, своей идентичности. Все это создает предпосылки упрощения управления обществом.

В США за основу внешних национальных интересов положена теория Ганса Моргентау, в которой выделяются приоритетные национальные интересы. Последняя их концептуальная трактовка была в 2000 году, и градируются они на жизненно важные, секундарные интересы и не особо жизненно важные. После избирания Трампа концепция национальных интересов США не претерпела изменений. И все то, что сегодня выстраивается во внешнеполитических доктринах, в оборонных доктринах Соединенных Штатов, — все отвечает данной концепции.

В европейском сообществе (ЕС), согласно нашему исследованию, идет процесс разрушения национальной идентичности и утраты национальных исторических корней, отрицания традиционных устоев общества, этики и морали, направленный на создание благоприятных условий для развития наднационального общества, наднационального функционирования Евросоюза.

Особого внимания заслуживает Великобритания в связи с Брекситом. В Великобритании национальные интересы играют существенную роль. Причем продвигают национальные интересы несколько партий, которые со временем приобретают вес в парламенте Великобритании все больше.

Япония — очень интересная страна. С одной стороны, у нее есть национальные интересы. С другой стороны — они тесно связаны с интересами Соединенных Штатов. И когда сегодня японцы начинают реализовывать свою внешнеэкономическую доктрину или внешнеполитическую доктрину, в том числе на Дальнем Востоке, они не могут самостоятель-

. ?Я1

но преодолеть этот барьер зависимости от Соединенных Штатов.

Для Китая национальные интересы определяются довольно четко. Стратегический план четырех составляющих— развитие, государственное управление, уверенно процветающее общество, укрепление реформы, верховенство законов, строгость управления партии. Управление партии начинает доминировать в этом вопросе. Но административное регулирование начинает доминировать, что подтверждается на Всекитайском конгрессе от 5 марта 2018 г. В данном контексте хотим подчеркнуть, что Китай не имеет претензий ни к одной из территориальных держав и не хочет продвигать свои военные технологии, но будет всемирно укреплять свою внутреннюю обороноспособность и поддерживать мир в Азиатско-Тихоокеанском регионе. А это уже заявка. Одновременно он позиционирует себя в качестве инновационной державы, но направляющей свои силы на преимущественно преодоление проблем внутренней жизни Китая.

Особого внимания заслуживает система национальных интересов Индии. Эта страна показывает высокую динамику роста индийского населения. С точки зрения национальных интересов Индия — сильная страна с высокоразвитой исторической культурой. Мы не можем отрицать, что там существуют касты. Когда мы зашли на индийские сайты,то первое, что увидели — это вопрос: вы за ликвидацию каст? Или, наоборот, вы не против каст? Ваше мнение. Хотя президент является представителем низшей касты. Интеллектуальное сообщество, которое разрабатывает программы, стратегии и политику позиционирования Индии в мировом сообществе, это в основном высшая каста, которая ориентирова-

282

на на партнерство со странами британского содружества. Другими словами, индийское общество по-прежнему высоко стратифицированное, и выстраивание стратегического партнерства с этой страной требует глубокого понимания ментальности, религиозной и исторической самобытности формирования социума, а потому взаимодействие только тогда может носить долгосрочный характер, когда все эти составляющие приняты партнерами во внимание.

Россия в рамках стратегического партнерства работает с кастой военных и с кастой бизнесменов. Первая каста негативно воспринимает происходящие процессы. Что еще интересно — Китай и Индия в своих аналитических источниках отмечают, что темпы экономического роста России несопоставимы с их темпами. Поэтому Россия вряд ли может претендовать на самостоятельное позиционирование в мировом сообществом как один из «полей» многополярного мира.

В этой связи важным направлением выступает укрепление академического взаимодействия. Потому что 20% социума Индии — это высшая каста. А 20% от 1,4 миллиарда человек — это внушительная группа интеллектуалов.

В Иране интересно выстраивается демократическая система в условиях теократического общества. Это очень молодая страна. Обратите внимание на демографическую структуру общества Ирана, практически 70% населения — трудоспособные граждане, а 30% из них — молодежь, имеющая образование и которой требуются новые рабочие места.

С точки зрения национальных интересов Ирана следует обратить внимание, что идентичность поставлена во главу угла, причем и ментальная, и духовная, т.е. обеспечения территориальной целостности и национально-духовной

самоидентичности социума. В Иране есть такое понятие, как «территория влияния». Это единственная страна, которая в своих национальных интересах зафиксировала территорию влияния. Российские территории и одновременно азиатские страны, я имею в виду Центральную Азию, также относятся к территории влияния, но в Иране полагают, что влияние на социально-политическое устройство и государственное устройство центрально-азиатских республик или других регионов, которые входят в их зону влияния, не является ни приоритетом, но и вообще наложено «табу». Насколько это будет долго продолжаться, трудно сказать.

Постараемся сформулировать выводы в рамках данной статьи. Национальные интересы в современных условиях приобретают определяющее значение. Теория национальных интересов сегодня, провозглашенная Соединенными Штатами, базируется на силовом давлении. Это их исторически сложившаяся концепция. Указанный подход свойственен и Великобритании, и частично Индии — как стране, разделяющей принципы и взгляда Британского содружества.

Только многополярность, или полицентризм, могут быть фактором обеспечения устойчивого развития наций и народов в мировом сообществе.

Одновременно особое место займет исследование роли современных элит и их готовность отстаивать национальные, страновые интересы, возможность их смены в предстоящий период. Как подчеркнул в своей монографии 3. Бзежинский «Стратегическое прозрение» (2012 г.), эпоха однополярного мира вскоре закончится и доминирование атлантических морских держав уйдет в прошлое. «В будущем Америка должна будет проводить более ответственную и утонченную политику, чем раньше. Мировое доминиро-

284

вание одной единственном державы в мире оольше невозможно — вне зависимости от того, насколько она сильна или слаба. Особенно это касается ситуации, когда на мировую арену вышли новые региональные державы. Время всесильного игрока для Америки прошло, теперь уже США не могут, как раньше, самоуверенно предстать в надменной позе перед Россией, Китаем, Индией, Бразилией, Ираном или Пакистаном»2.

Однако процесс утраты доминирования — это длительный и сложный, занимающий достаточно большой промежуток времени процесс, который сопровождается жестким противостоянием, порождаемым преимущественно государствами, постепенно утрачивающими свое доминирование в мировом сообществе.

2 ННр ://гшз1ап.г1.сот./ШогЫ/аЛ1с1е/382049-гш51а-киеь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.