(на правах внутривузовского издания) и третье - в Омском государственном университете. Полагаю, что автор достоин поощрения, а пособие заслуживает издания на федеральном уровне, поскольку будет полезно не только для студентов, специализирующихся в области иностранных языков, но и для студентов-русистов.
Д.А. Парамонов,
канд. филол. наук, зав. кафедрой общефилологических дисциплин Института иностранных языков «Ин. яз. - Омск»
Об учебном пособии Б.И. Осипова «Краткий курс русского языка» (Омск, 2003. 374 с.)
В издательстве Омского университета вышло в свет учебное пособие проф. Б.И. Осипова «Краткий курс русского языка». Это третье издание, но первое «полноправное», поскольку два прежних выходили на правах внутривузовских в институте иностранных языков «Ин. яз. - Омск» очень небольшими тиражами.
Учебное пособие Б.И. Осипова рассчитано на студентов институтов и факультетов иностранных языков. При этом соответствующий курс рассматривается как «курс, призванный подготовить студентов к восприятию теоретических дисциплин по иностранным языкам». Учитывая, что учебников такого назначения в составе имеющейся учебной литературы почти нет, замысел автора следует поддержать.
В сущности, перед нами вполне продуманная концепция, цельность которой обеспечивается единством авторской позиции, а научная состоятельность и глубина - высокой квалификацией автора.
Некоторые тезисы автора звучат не бесспорно, что, возможно, объясняется краткостью курса, не позволяющей дать развёрнутую систему аргументов. Указывая на некоторые из таких спорных моментов, мы тем не менее склонны считать, что за соответствующими формулировками, видимо, стоят развёрнутые теоретические построения.
Курс состоит из введения, шести частей и заключения.
Введение включает в себя анализ понятия «русский язык» и краткий очерк истории русского литературного языка и истории науки о русском языке.
Далее следуют лекции, в которых освещается система русского языка: 1) «Фонетика», 2) «Графика и орфография», 3) «Лексика и фразеология», 4) «Грамматика простого предложения», 5) «Грамматика сложного предложения», 6) «Пунктуация».
В лекциях по фонетике так или иначе затронуты все основные проблемы изучение звуковой стороны русского языка. Наибольшее внимание уделяется проблемным вопросам: трактовке понятия фонемы, спорным моментам в определении состава фонем русского языка и др. Наиболее удачна глава о чередованиях: изложение этой темы отличается большей глубиной и полнотой, чем в ранее изданных пособиях по современному русскому языку. Собственно фонологическая проблематика рассматривается с позиций
школы акад. Л.В. Щербы, используются также понятия теории Н.С. Трубецкого, однако освещаются и концептуальные расхождения этих школ с московской фонологической школой. Особенностью раздела «Графика и орфография» является неординарность и глубина её содержания. Б.И. Осипов широко известен как историк русского письма. Это позволило автору почти каждый описываемый факт дать в краткой его истории, причём это делается так умело, что позволяет не отягощать внимание читателя специальными историческими экскурсами.
Особенностью раздела «Лексика и фразеология» по сравнению с большинством существующих курсов является включение в него лекции, посвящённой теории словообразования. Судя по тому, что морфемика определяется как синхронный аспект словообразования, автор склонен рассматривать собственно словообразовательную теорию как дисциплину диахроническую (словообразование как создание новых слов, основной источник пополнения словаря). Б.И. Осипов излагает материал согласно своим теоретическим позициям по дискуссионным вопросам: таким, как понятие семантического поля и лексико-семантической группы, иерархия сем при компонентном анализе, необходимость различения лексических и грамматических сем, место мотивировочной семантики в структуре лексических значений и др.
Автор убедительно обосновывает широкое понимание фразеологии, приводит классификацию фразеологических единиц по степени семантической слитности и, учитывая специализацию студентов, которым адресованы лекции, выделяет интернациональные и идиоматические фразеологизмы.
Раздел лексикографии представлен в очень сжатом виде: дана классификация лингвистических словарей и перечислены основные словари русского языка с небольшими комментариями. Только словарь В.И. Даля описан более подробно.
Четвёртая часть пособия («Грамматика простого предложения») наиболее оригинальна. Уже её название звучит непривычно и отражает принципиальную установку автора, которая заключается в признании синтаксического уровня базой системы грамматики языка.
Допуская, что теория частей речи в известном смысле может рассматриваться как часть синтаксиса («грамматики простого предложения»), считаем всё же необходимым отметить, что такое композиционное решение приводит к неизбежной редукции морфологии. Между тем ясно, что для курса, подготавливающего студентов к восприятию теоретических дисциплин по иностранным языкам, проблемы описания и интерпретации морфологических категорий (особенно таких, как вид и время) чрезвычайно важны.
Даже соглашаясь с формулировкой «Грамматика (а не синтаксис) простого предложения», поскольку сюда попадает не только собственно синтаксическая проблематика, но и морфология, трудно всё же объяснить название следующей части «Грамматика сложного предложения» чем-нибудь, кроме своеобразной симметрии. Практически всё, о чём говорится в этой части, относится к синтаксису.
Предложение Б.И. Осипова заменить распространённый, но неточный термин «чужая речь» термином
Нау чная жизнь
151
«отражённая речь» заслуживает внимания. Вызывает однако некоторые сомнения включение данной темы в раздел, посвящённый грамматике сложного предложения. Несобственно прямая речь может быть отнесена к области сложного предложения лишь условно.
Последняя часть пособия написана в свойственном Б.И. Осипову ключе: это не формальное описание правил русской пунктуации, но глубоко продуманная общая теоретическая концепция принципов пунктуации. Убеждает принятая автором позиция о представленности двух функций пунктуационного членения письменного текста: делимитативной и кульминативной. Автором показано, что эти две функции выполняются не только знаками препинания, но и пробелом. Поэтому автор включает раздельное написание слов в понятие «пунктуация» и историческим комментарием подкрепляет правомерность этого.
Высказывая некоторые сомнения по поводу конкретных теоретических и методических решений автора, мы тем не менее считаем, что уже сама оригинальность построения может служить достаточно веским основанием для публикации пособия. Всякий новый взгляд на предмет, если это взгляд профессионала, обладает научной ценностью. Дискуссия, предметом которой может стать опубликованный курс, несомненно окажется плодотворной.
Что же касается возможности использования курса, написанного в соответствии с авторскими установками, то она не вызывает сомнения.
В.В. Колесов, д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой русского языка Петербургского государственного университета
Всероссийская научная конференция в честь 190-летия Омского кадетского корпуса
13-14 марта 2003 г. в Омске состоялась Всероссийская научная конференция, посвященная 190-летию Омскому кадетскому корпусу, которая открыла юбилейные празднества в честь этого старейшего в Сибири военного учебного заведения.
Кадетский корпус ведет свое начало от Войскового казачьего училища, основанного 14 мая 1813 г. в Омске и названного позже Сибирским кадетским корпусом. Поэтому основные торжества состоятся в мае этого года. А до этого здесь же в середине апреля пройдет еще одна Всероссийская научно-практическая конференция «Катанаевские чтения» (пятая по счету), названная по фамилии одного из ярких представителей сибирского казачества военного администратора, общественного деятеля, ученого и историка, этнографа, краеведа генерала Г.Е. Катанаева. Конференция будет посвящена проблеме «Армия. Государство. Общество».
Конечно же, прежде всего корпус готовил и готовит военные кадры для защиты Отечества. Среди его выпускников 117 Георгиевских кавалеров, 73 Героя Советского Союза, 3 Героя России, кавалеры многих высших наград Родины. Сегодняшние питомцы корпуса чтят имена его выпускников - видных государ-
ственных и военных деятелей Д. Карбышева, Г. Катанаева, Л. Корнилова, В. Куйбышева, П. Лашенко, Д. Павлова, Г. Передельского, И. Федюнинского.
В Омске на зданиях кадетского корпуса и бывшего генерал-губернаторского дворца размещены мемориальные доски в честь выдающихся ученых второй половины XIX - первых десятилетий XX века Чокана Валиханова, Григория Потанина и Николая Ядрин-цева, изучавших прежде всего историю и культуру народов Восточной, Центральной и Северной Азии. Они также окончили Сибирский кадетский корпус. Вклад их в науку оценивается на мировом уровне.
И сегодня в Омском кадетском корпусе уделяется науке достаточно большое внимание. Так, во время юбилейной конференции состоялась презентация монографии начальника корпуса профессора, кандидата исторических наук, полковника В.Р. Басаева «Омский кадетский корпус: история и современность». Кадеты последнего курса нередко выступают с докладами на научных конференциях. Так, на пленарном заседании юбилейной конференции кадет В. Шарлай сделал доклад «Традиции и нравы омских кадетов». Некоторые из учащихся имеют и научные публикации. По воскресеньям в кадетском корпусе проходят встречи с учеными Омска, которые читают для учащихся научно-популярные лекции.
Омский кадетский корпус выступал в качестве организатора не только «Катанаевских чтений» в 2000 г. и прошедшей сейчас конференции к 190-летию корпуса, но и еще двух научно-практических конференций: «Д.М. Карбышев: кадет, генерал, патриот» в 2000 г. и «Сибирское казачество: прошлое, настоящее, будущее» в 2002 г. Вместе с корпусом постоянными организаторами таких конференций на военную и военно-историческую тематику являются Омский госуниверситет, Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии (ОИИФФ) СО РАН и Сибирский филиал Российского института культурологии (РИК), а также Администрация Омской области и ее глава губернатор Л.К. Полежаев, который возглавляет Попечительский совет Омского кадетского корпуса. А одному из авторов данной статьи (H.A. Томилову), как члену этого совета и как директору Омского филиала ОИИФФ СО РАН и Сибирского филиала РИК, вменено в обязанности курировать научную и научно-пропагандистскую работу в этом учебном заведении.
И о прошедшей юбилейной конференции. Ее организаторами, помимо названных выше учреждений, выступили также Академия военных наук РФ, Омская государственная научная библиотека имени A.C. Пушкина и Омский танковый инженерный институт. Оргкомитет конференции возглавил Л.К. Полежаев, заместителем председателя оргкомитета стали В.Р. Басаев, председатель Комитета по безопасности Администрации Омской области генерал-лейтенант А.Л. Конарев, директор Омского филиала ОИИФФ СО РАН и Сибирского филиала РИК профессор H.A. Томилов, ученым секретарем - Ю.Р. Горелова, ответственными секретарями - М.В. Зозуля и П.Н. Корчагин. В состав оргкомитета вошли также доцент Д.А. Алисов, профессор М.Е. Буда-рин, генерал армии М.А. Гареев, профессора Г.И. Геринг, A.M. Жигун, АД. Колесников, генерал-майор А.Н. Леонтьев, полковник С.Н. Медецкий, доцен-