УДК 343
ОБ УЧАСТИИ СОТРУДНИКОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ МОБИЛЬНЫХ ОТРЯДОВ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ И ОБЕЗВРЕЖИВАНИИ ВЗРЫВООПАСНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с порядком и возможностями участия сотрудников инженерно-технических отделений мобильных отрядов особого назначения при обнаружении и обезвреживании взрывоопасных предметов в ходе следственных действий.
Ключевые слова: взрывчатые вещества, взрывные устройства, взаимодействие сотрудников ИТО ОМОН, следственные действия, расследование преступлений.
OF INVOLVEMENT OF ENGINEERING OFFICES OF MOBILE UNITS FOR SPECIAL PURPOSES IN THE DETECTION AND NEUTRALIZATION OF EXPLOSIVE DEVICES
Annotation. The article discusses issues related to the procedure and possibilities of participation of employees of the engineering departments of the mobile units of special purpose detection and neutralization of explosive devices discovered during the investigation.
Keywords: explosives, explosive devices, the interaction of employees ITO riot police, investigative actions, the investigation of crimes.
С распадом СССР и резким ухудшением положения в армии в 1991 г. из Вооруженных Сил было похищено стрелкового оружия в 16,5 раз больше, чем в 1987 г. [1]. Украденное в 1990-х гг. оружие использовалось не в целях обеспечения безопасности населения и сохранения частной собственности, а в основном для решения криминальных задач: передела сфер влияний, образования новых коммерческих структур, и даже новых государств. Формирование новых независимых от центра территорий привело к еще более распространенным видам преступлений. Вооруженные преступники чувствовали свое превосходство над властью и уповали на безнаказанность за совершенные деяния. Объем оружия, попавшего в 90-е гг. в криминальные структуры, пополнился и более современными образцами вооружения, кроме стрелкового оружия в распоряжении криминала появились взрывчатые вещества и взрывные устройства.
Анализ преступлений, совершенных с использованием взрывчатых веществ и взрывных устройств, свидетельствует не только о наличии таких средств преступления у криминальных элементов, но и об имеющихся специальных познаниях в области взрывного дела, что не может не настораживать правоохранительные структуры. Характер преступлений, совершенных с применением взрывчатых веществ, говорит о том, что подобные деяния совершаются с целью придать резонанс событию. Например, когда жертвами подобных преступлений становятся известные люди (политики, бизнесмены, криминальные авторитеты), использование взрывчатки можно объяснить желанием преступников показать свою мощь и силу. Если преступления направлены против общества, преследуется цель достичь большого количества жертв, организуется теракт, это расценивается как стремление вызвать панику среди людей, чувство страха и незащищенности. Возвращаясь к специальным познаниям, необходимым преступникам для применения взрывных устройств, можно предполагать, что такими умениями и навыками могут обладать бывшие военнослужащие, прошедшие горячие точки -
Н.А. Уваров А.А. Отаров
Nikolay Uvarov Alim Otarov
© Уваров H.A., Отаров А.А., 2014
Карабах, Афганистан, Чечню, Дагестан, сотрудники милиции, специальных подразделений и отрядов особого назначения, которые стали членами криминальных групп.
Профессиональные навыки и умения отражают как общие признаки, присущие трудовым операциям определенных профессий, так и некоторые индивидуальные особенности конкретного человека. Например, профессиональные навыки специалиста-взрывника отражаются в способах среза огнепроводного шнура и его крепления в капсюле-детонаторе, изготовления электровзрывной цепи, в способе закладки взрывного устройства (ВУ), использовании дополнительных ВУ, устанавливаемых в месте совершения другого преступления. Выявление их на месте происшествия помогает ориентировочно определить облик преступника и способствует его розыску.
Противостоять умелому и изощренному противнику может только подготовленный специа-лист, наделенный достаточным багажом знаний и умений. Еще в дореволюционной России в расследовании преступлений использовали специальные познания, привлекали к этому процессу сведущих лиц. С течением времени институт сведущих лиц совершенствовался, приобретая все более отчетливые формы и обозначая перспективы своего развития. Период его становления был нелегким, и до сих пор он не закончил своего формирования, а продолжает прогрессировать и развиваться.
Действующий УПК РФ (2002 г.) существенным образом укрепил процессуальный статус специалиста, наделив его рядом полномочий. В частности, показания и заключение специалиста в соответствии сп. 3.1 ч. 2 ст. 74 УПК РФ теперь признаются самостоятельным источником доказательств. Это положение кардинальным образом повышает важность и обязательность участия данного лица в производстве ряда следственных действий и оказания квалифицированной помощи следователю и дознавателю по делу.
Специалист вправе участвовать в любых следственных действиях, проводимых следователем, но все же стоит особо выделить участие специалиста в таком следственном действии, как осмотр места происшествия. Участвуя в производстве следственных действий, специалист применяет современные научно-технические средства для выявления и фиксации доказательств, делает измерения, проводит опытные действия, закрепляет обнаруженные доказательства и т.д. Одновременно специалист может давать справочные сведения, пояснения участникам следственного действия по поводу примененных им специальных знаний и научно-технических средств, по просьбе следователя составлять схемы, планы места происшествия, помогать правильно формулировать вопросы, задаваемые допрашиваемым.
До возбуждения уголовного дела следователь ограничен в выборе средств и приемов собира-ния доказательств, и именно в этот сложный период от специалиста во многом зависит перспектива успешного расследования и разрешения уголовного дела. Особенно ярко это выражается в отношении преступлений, совершаемых в сфере высоких технологий, когда в момент проведения проверки на наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела велика вероятность утраты важ -нейшей информации в компьютерном устройстве. В этом случае специалист-программист может вполне профессионально произвести работу по извлечению важной информации, расшифровать файлы, которые содержат доказательственную базу данных, и т.д.
Еще ранее В.А. Снеткова и П.Т. Скорченко полагали, что следователь, решая вопрос о вызове специалиста, должен иметь представление о категории доказательств, которые он рассчитывает получить в ходе следственного действия. При этом он должен быть уверен в наличии у специалиста необходимой профессиональной подготовки, адекватной задачам планируемого следственного действия, а также необходимых технико-криминалистических средств, от которых зависит эффективность его работы [3; 2].
В рамках настоящей статьи рассмотрим участие сотрудников инженерно-технических служб мобильных отрядов особого назначения при обнаружении и обезвреживании взрывоопасных предме-
тов в ходе следственных действий. Чаще всего сапер - боец ОМОН, участвует в осмотре места происшествия, связанного со взрывом, где ему отводится ключевая роль в обеспечении безопасности следственной группы. Так, сотрудники следственного комитета по расследованию уголовных дел предлагают следующий алгоритм действий при осмотре места взрыва.
1. После получения сообщения о происшествииуточняются:
- расположение и характер объекта, где произошел взрыв;
- наличие на объекте взрывчатых веществ (ВВ), газов и нефтепродуктов, обусловленных характером производства;
- время взрыва;
- масштабы разрушений;
- наличие и количество пострадавших, их состояние и местонахождение;
- наличие и местонахождение очевидцев;
- данные о лицах, возможно, совершивших взрыв;
- каким образом организована охрана места происшествия (если охраны нет, дать команду об ее организации, либо решить вопрос через местные органы ФСБ, МВД или командование воинской части).
Оповещаются:
- следователи, которые будут задействованы на выезде;
- соответствующее оперативное подразделение ФСБ, МВД и МЧС, и выясняется, кто из сотрудников выезжает в составе оперативной следственной группы (ОСГ);
- эксперт-взрывотехник;
- при наличии сведений об имеющихся жертвах или при наличии оснований полагать, что они имеются, судебно-медицинский эксперт;
при необходимости привлекаются:
- специалист-взрывотехник по промышленным ВВ;
- специалист-сапер;
- специалисты пожаро-технической экспертизы идр.;
- через дежурного вызывают кинолога с саперно-розыскной собакой.
2. По пути к месту взрыва:
- группа выезжает за судмедэкспертом, специалистом-взрывотехником и др.
Руководитель ОСГ напоминает, что причинами взрыва могут быть:
- диверсия;
- теракт;
- совершение умышленного убийства;
- умышленное уничтожение или повреждение государственного или общественного имущества;
- преступная неосторожность (нарушение технологического процесса, правил техники безопасности, технической эксплуатации или пожарной безопасности);
- стихийное бедствие (молния, землетрясение и т.д.) [4].
Например, на месте взрыва саперу ставят задачу: произвести осмотр эпицентра взрыва и прилегающей территории на предмет неразорвавшихся взрывных устройств и мин-ловушек. Сапер первым воспринимает окружающую обстановку, а в случае обнаружения взрывных устройств предпринимает меры по их обезвреживанию путем их уничтожения, что негативно сказывается на сохранности следов оставленных преступниками на поверхности, а иногда и внутри. Нельзя не вспомнить такой яркий пример, когда эксперт, используя рентгеновскую установку ведомственной
поликлиники, определил устройство и месторасположение самодельного детонатора, что позволило ему обезвредить взрывоопасный предмет без уничтожения. На внутренней поверхности бумажного детонатора им были обнаружены и изъяты следы рук, по которым был установлен преступник [5].
Важным условием эффективного раскрытия и расследования преступлений является своевременное производство действий по их обнаружению, изъятию и исследованию. Полнота, оперативность и адресность действий по получению розыскной и доказательственной информации - необходимые слагаемые успеха в расследовании. Чем больше полезной информации по делу получат следователь и оперативный работник, тем реальнее шансы на то, что преступление будет раскрыто, а виновный наказан. В целях получения максимальной информации по делам о взрывах необходимо дополнительная подготовка для сотрудников инженерно-технической службы мобильных отрядов особого назначения, участвующих в обезвреживании взрывоопасных предметов при производстве следственных действий. Прежде всего сапер должен быть проинформирован о возможных следах, оставленных преступниками при установке взрывоопасного предмета, и о том, какие следы могут находиться на его поверхности. Данная информация позволит выработать тактику действий при обезвреживании и максимально сохранить информационность взрывного устройства.
В заключение отметим, что процессуальный статус специалиста, регламентированный уголовно-процессуальным законом, безусловно, играет важную роль в расследовании и разрешении уголовных дел. Это отчетливо прослеживается в начальной фазе реагирования компетентных органов на преступления, когда еще до возбуждения уголовного дела допускается производство такого следст-венного действия, как осмотр места происшествия, в котором может, а в некоторых случаях обязан участвовать специалист для оказания помощи следователю по вопросам, входящим в сферу его профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Монетчиков С. Смертоносный потоп // Soldier of fortune. - 1996. - № 10. - С. 5.
2. Скорченко П.Т. Криминалистика. Технико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений / П.Т. Скорченко. - М., 1999.
3. Снетков В.А. Основы деятельности специалиста экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел / В.А. Снетков. - М., 2001.
4. Сучков A.M. Организация осмотра места происшествия после взрыва // Материалы научно-практического семинара-тренинга (Ставрополь, 28 июня 2010 г.). - Ставрополь: Краснодарский ун-т МВД России, фили-алвг. Ставрополе, 2010.
5. Уваров H.A. Меры безопасности при проведении поиска взрывных устройств: учеб. пособие / H.A. Уваров. - Ставрополь: Краснодарский ун-т МВД России, филиал в г. Ставрополе, 2008. - 58 с.