стояния их организма: активность каталазы и холинэстера-зы крози, АЛТ и ACT гомогената легких, содержание белка в сыворотке крови, гемоглобина, эритроцитов, SH-rpynn в глюкозы в крови, а также макроэлементов минерального обмена — кальция, фосфора, калия, натрия — в сыворотке крови.
В 1-й группе у потомства выявлено значительное увеличение активности ACT гомогената легких, каталазы крови (в 1,3 раза), снижение содержания общего белка в сыворотке крови (51,1 ±3,71 г/л против 74,6±7,08 г/л в контроле) и активности холинэстеразы в крови (в 1,31 раза). Изменения в организме крысят, родившихся от самок 2-й группы (0,088 мг/м3), характеризовались статистически значимым увеличением активности АЛТ и ACT в гомоге-наге легкого (соответственно в 1,2 и 1,5 раза) и количества гемоглобина в крови.
Показатели функционального состояния потомства крыс 3-й группы (0,048 мг/ы!) были стабильны и достоверно не отличались от контроля.
Использование в эксперименте физиологических нагрузок (плавания, подвисания на горизонтальном стержне) не позволило выявить у животных опытных и интактной групп статистически значимых расхождений в изученных показателях.
Данные патоморфологических исследований свидетельствовали о некотором нарушении кровообращения (расши-
рение, полнокровие сосудов) и водного обмена (вакуолизация, вакуольная дистрофия, набухание тканей) у крысят, родившихся от самок 1-й и 2-й групп.
В 3-й группе у потомства обнаружено лишь небольшое полнокровие сосудов головного мозга и незначительное набухание тел невронов коры больших полушарий и продолговатого мозга.
Таким образом, результаты изучения эмбриотропности бариевого феррита свидетельствуют об умеренной агрессивности этого соединения в отношении генеративной функции животных. Вместе с тем следует отметить, что у белых крыс первых двух групп показатель внутриутробной гибели плодов оказался наиболее чувствительным. Выраженность биохимических и патоморфологических сдвигов находилась в прямой зависимости от уровня воздействия оксифера. Концентрация бариевого феррита 0,088 мг/м3 по результатам ответной реакции организма беременных самок, их плодов и потомства первого помета может быть признана пороговой, а 0,0048 мг/м5 — недействующей.
Литература. 1. Ванханен В. Д., Гончаров Г. Я..
Лях Ю. Е. и др.—Гиг. и сан., 1980, № 9, с. 83—85. 2. Говорунова Н. Н. — Там же, 1982, № 2, с. 58.
Поступила 04.05 83
УДК 614.841.13:6781:615.916
Р. Я• Штервнгарц, И. Ф. Боярчук, С. С. Сиряченко
ОБ ОЦЕНКЕ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЛЕТУЧИХ ПРОДУКТОВ ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ И ГОРЕНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ВНИИ железнодорожной гигиены, Москва
Согласно статистике несчастных случаев при пожарах, причиной их часто является отравление человека летучими продуктами термоокислительной деструкции горящих или подвергающихся высокотемпературному воздействию полимерных материалов [2].
Полимерные материалы, которые широко применяются в вагоностроении, а также в гражданском, промышленном и транспортном строительстве, имея сложный состав и своеобразную структуру, могут выделять (при пожаре) под воздействием высокой температуры и кислорода воздуха летучие продукты различной степени токсичности, в том числе высокотоксичные.
Постоянным компонентом этой смеси являются окись и двуокись углерода. При горенки азотсодержащих полимеров наиболее опасным веществом является HCN, при горении хлорсодержащих — фосген и HCl, фторсодержащих — фторфосген и HF [2, 4—8j.
Именно эти соединения определяют токсический эффект продуктов горения полимеров. Наряду с химическими веществами на формирование этого эффекта летучих продуктов горения влияют также неблагоприятные факторы пожара — высокая температура воздуха, пониженная концентрация кислорода.
Таким образом, на организм человека при пожаре может оказываться комбинированное воздействие токсичных веществ и сочетанное действие их с повышенной температурой. В зоне возникновения огня температура воздуха уже в первые 2—3 мин достигает 50—60 "С, а к 8—12-й минуте _ 100—150 °С. Количество кислорода там же при огра-аичекмом доступе воздуха ниже 16%.
В настоящее время на транспорте (пассажирские вагоны. салоны судов, автобусов и др.), а также в гражданском и промышленном строительстве используется большое количество полимерных материалов (поливинилхлорид, полиуретан, карбамидные смолы и др.), способных при горении выделять токсичные вещества в опасных концентрациях
[2, 5, 6|. В то же время нет четких научно обоснованных подходов к оценке допустимого количества полимеров на определенный объем помещения (вагона, салона), которое можно использовать, не опасаясь, что газообразные продукты их горения или тер.моокислительной деструкции будут опасны для жизни людей. На транспорте и при строительстве почти 30 % неметаллических материалов составляет древесина, которая легко загорается и хорошо горит, создавая температуру до 900 °С. При такой температуре все современные полимерные материалы, используемые в транспортном и гражданском строительстве, подвергаются термоокислительной деструкции с выделением газообразных токсичных продуктов.
Прежде чем перейти к обсуждению критерия опасности материалов при их горении (летучих продуктов), необходимо уточнить несколько положений. В отечественной и зарубежной практике используются различные критерии, включающие показатели смертельного эффекта от продуктов горения полимера или его термоокислителыюго распада при 300, 600 и 850 °С на уровне Wci.50, определяемые в токсикологическом эксперименте или расчетным путем. Эти методы, учитывая комбинированное действие токсичных веществ (смесь продуктов распада полимера), не учитывают сочетанного действия их с высокой температурой воздуха и сниженным парциальным давлением кислорода (р02) в нем. Время экспозиции в токсикологическом эксперименте 60 мин.
Целесообразно решить вопрос о том, насколько эти подходы могут быть использованы для определения потенциальной опасности летучих продуктов горения полимерных материалов. Начать необходимо, как нам кажется, с того, пригоден ли такой критерий, как смертельный эффект, для оценки опасности продуктов распада полимеров при пожаре. Мы считаем, что безусловно непригоден, так как на человека действуют при пожаре три фактора: токсичные вещества, высокая температура н низкое р02.
Рассмотрим в связи с этим физиологические возможности человека в экстремальных условиях, которые могут возникнуть при горении полимерных материалов. Исходя из кривой К. Бютнера [1], средний здоровый мужчина, одетый, с открытым лицом может выдержать температуру 60 "С около 60 мин, 100° —около 20 мин, 150 °С — около 3 мин. При сниженном до 13—15% р02 человек может передвигаться до 5—6 мин, при р02, равном 16%, — 10— 12 мин. Следовательно, при пожаре, если учитывать только температуру и р02, чтобы не погибнуть, человек должен покинуть зону пожара или ликвидировать его в первые 8— 12 мин.
Теперь рассмотрим третий фактор опасности — химический, определение подходов к регламентированию которого н являлось задачей данной работы. Мы уже отмечали, что R^clso не может быть критерием хотя бы потому, что для сохранения жизни человеку необходимо эвакуироваться из зоны пожара или погасить огонь, причем сделать это надо в первые 8—12 мин от начала пожара. Температурный и кислородный режимы не помешают ему на протяжении этого времени. Следовательно, и уровень токсичного фактора должен быть таким, чтобы человек в эти 8—12 мин не потерял подвижности. Для обоснования данного лимитирующего показателя опасности продуктов горения полимерных материалов необходимо учитывать, что концентрация токсичных веществ (С02> СО, HCN, НС1), вызывающая потерю подвижности, почти на порядок ниже, чем концентрации, вызывающие смертельный эффект. Что касается показателя Wcl50, то он может и должен быть использован при сравнительной оценке опасности продуктов горения различных полимерных материалов. Таким образом, в качестве регламентирующего показателя оценки опасности полимерных материалов и для решения вопроса о возможности их использования на транспорте, а также в гражданском, промышленном строительстве предлагается, кроме общепринятых показателей токсичности (Wcl , и др.), принять максимальное количество полимерных материалов в объеме помещения (вагона, каюты, салона), которое при его термическом разложении (600 °С) выделяет такое количество летучих веществ, которое не вызывает потерю подвижности у экспериментальных животных при 10-минутной экспозиции (при 600 °С происходит максимальное выделение токсичных летучих продуктов). Необходимо рассмотреть также вопрос, в какой степени на эту концентрацию будут влиять повышенная температура воздуха и пониженное р02. Высокая температура повышает токсичность химических веществ — этот вопрос в токсикологической литературе решается однозначно [3]. Некоторые исследователи дают аналогичный ответ и в отношении пониженного р02. действующего в сочетании с химическими веществами [8]. Отсюда возникает необходимость решения такой методической задачи: проводить ли токсикологический эксперимент с соблюдением нормальных температур и р02, как это принято в отечественной и зарубежной практике, или моделировать реальные условия пожара.
В реальном помещении или вагоне имеется большое число различных полимеров, в то же время в отечественной и зарубежной практике оценивают только изолирован-
но каждый полимер. Если учесть, что все полимеры при горении выделяют СО и С02, все хлорсодержащие — HCl, а фторсодержащие — HF (возможно, и фосген), то окажется неправомерным оценивать каждый материал изолированно. Необходимо наряду с индивидуальной оценкой (в плане сравнительной токсичности) каждого материала оценивать потенциальную опасность всей суммы полимерных материалов, используемых в реальном объеме и соотношении, т. е. допустимую полимерную нагрузку на определенный объем.
Выводы. 1. Полимерные ».атериалы, используемые на транспорте и в строительстве, при пожаре могут выделять токсичные вещества, опасные для жизни людей.
2. Критерии оценки потенциальной опасности полимерных материалов по смертельному эффекту, принятые в настоящее время в отечественной и зарубежной практике, не отражают полной реальной опасности продуктов их горения и пригодны лишь для сравнительной характеристики опасности различных материалов.
3. В качестве лимитирующего показателя оценки потенциальной опасности продуктов горения полимерного материала предлагается максимальное количество полимерного материала, которое (в объеме, пропорциональном реальному помещению, вагону, салону с заданным воздухообменом) при его термоокислительном разложении (600 °С) выделяет токсичные вещества в концентрациях, не вызывающих потерю подвижности у экспериментальных животных (белых крыс) при 10-минутной экспозиции и температуре воздуха в затравочной камере 60°С.
4. В качестве показателя максимальной полимерной нагрузки предлагается максимальное количество полимеров, используемых в качестве конструкционных, отделочных и других материалов, которые (в объеме, пропорциональном реальному помещению, вагону, салону с заданным воздухообменом) при их термоокислительной деструкции (600 °С) выделяют токсичные вещества в концентрациях, не вызывающих потерю подвижности у экспериментальных животных (белых крыс) при 10-минутной экспозиции и температуре воздуха в затравочной камере 60°С.
Литература. 1. Бютнер К. — В кн.: Биометеорология. Л., 1965, с. 91 —103.
2. Васильев Г. А., Иличкин В. С., Романов Э. И, — В кн.: Пожарная защита судов. М., 1974, вып. 5, с. 65—73.
3. Кустов В. В., Тиунов А. А., Васильев Г. А. Комбинированное действие промышленных ядов. М., 1975.
4. Сомов В. П., Сидорюк В. М. — В кн.: Пожарная защита судов. М., 1974, вып. 5, с. 28—45.
5. Шафран А. М„ Стяжнин В. М., Разин В. И. — Гнг. и сан., 1980, № 8, с. 44—47.
6. Эйтингон А. И., Поддубная Л. Т. — В кн.: Авиакосмическая медицина. Москва — Калуга, 1975, т. 1, с. 49—52.
7. Эйтингон А. И., Поддубная Л. Т., Грибунова Г. П. и др. — В кн.: Токсикология новых промышленных химических веществ, 1979, вып. 5, с. 105—109.
8. Vochio Н„ Kikuo S. — J. Fire Flammabil., 1972, v. 3, p. 46—50.
Поступила 06.09.83
УДК 613.481:685.31.03
Л. Б. Еськова-Сосковец, В. В. Тарарин, С. Н. Воробьева
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБУВИ ИЗ КОМПЛЕКСА ПОЛИМЕРНЫХ И НАТУРАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
I ММИ им. И. М. Сеченова
Целью данной работы являлись изучение и оценка гигиенических свойств бытовой обуви, изготовленной из комплекса полимерных и натуральных материалов с использованием новых видов обувных картонов для стелек (марок С-1 и С-2) н задников (марок 3-1 и 3-2) на основе вини-лиденхлоридного латекса ДВХБ-70. В качестве верха для
мужской обуви использованы синтетическая кожа СК-3 на основе пенополиуретанов и натуральная кожа с лицевым покрытием на основе акрилатов. Верх женской обуви был изготовлен из текстильного материала — джинсовой ткани. Для низа обоих вариантов обуви применяли материалы на основе синтетических каучуков (пористую рези-