Об отраслевой природе отношений по оказанию медицинских услуг...
3. Проект статей о предотвращении трансграничного вреда от опасных видов деятельности, одобренный Комиссией международного права ООН на 53-й сессии 11 мая 2001 года // Report of the International Law Commission on the work of its Fifty-third session, Official Records of the General Assembly, Fifty-sixth session, Supplement No. 10 (A/56/10), chp. V. E. 1.
4. Международное право. Учебник. Под ред. Ю.М. Колосова и Э.С. Кривчикова. М.: Международные отношения, 2000.
5. Официальный вестник L 010, 14/01/1997.
6. Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997.
7. Василенко В.А. Ответственность государства за международные правонарушения. Киев: Вища школа, 1976.
8. Официальный сайт ООН // http://www.un.org/russian/documen/convents/terrorism.htm
9. Малинин С.А. Мирное использование атомной энергии: Международно-правовые вопросы. М., 1971.
УДК 340.111.5:61
ОБ ОТРАСЛЕВОЙ ПРИРОДЕ ОТНОШЕНИЙ ПО ОКАЗАНИЮ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ (ИХ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ПРЕДМЕТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ)
Кузнецова О.В., ассистент, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г, Москва
The author argues that medical services have common features as a legal category and concludes that the business relations in the provision of the services belong to an integrated division called the services (consumer) law. Medical law can be regarded as an institution or subsector of the services law.
Предпринятое автором исследование проблемы позволило предположить, что медицинской услуге присущи общие черты услуги как правовой категории, и сделать вывод о том, что отношения, возникающие по поводу оказания медицинских услуг, целесообразно было бы отнести к комплексной отрасли — сервисное право. Медицинское право может рассматриваться как институт или подотрасль сервисного права.
Key Words: legal relations, medicine, services, law.
Ключевые слова: правоотношение, медицина, услуги, сервис, право.
Положение дел в сфере здравоохранения требует продуманной стратегии реформирования. Значительная часть действующих законодательных актов об охране здоровья морально устарела, в целом система законодательства в указанной сфере не вполне со-
ответствует потребностям общества и реальной организации здравоохранения. Одним из основных направлений должно стать совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения.
9
ГОСУДАРСТВО и ПРАВО
На протяжении длительного периода времени изучению отношений в сфере здравоохранения, связанных в частности с оказанием медицинских услуг, не уделялось внимания в гражданско-правовой доктрине. Это объясняется существовавшей в России государственной плановой системой здравоохранения, в рамках которой отношения по оказанию медицинских услуг традиционно регулировались административным правом [10. С. 116].
Обращение ученых-цивилистов к теории гражданского права, возрождение частного права в российском государстве, наряду с признанием в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, прав и свобод человека и гражданина, позволяют по-новому оценить содержание и место правоотношений по оказанию медицинских услуг в системе правового регулирования. Поводом для такого переосмысления послужило нормативное закрепление в Гражданском кодексе РФ услуги как объекта гражданских прав и института возмездного оказания услуг.
С одной стороны, наблюдаются положительные тенденции реформирования законодательства в сфере здравоохранения: Конституция РФ провозглашает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) [1]. Названное право закреплено и в ряде международных актов: во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12), а также в Протоколе № 1 от 20 марта 1952 года к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 2) [17]. Все вышеперечисленные международные документы подписаны и ратифицированы Российской Федерацией и входят в ее правовую систему.
С другой стороны, правовому регулированию оказания медицинских услуг в России оказывается недостаточное внимание. Медицинские услуги и порядок их предоставления в большей своей части декларированы действующим российским законодательством, при этом отсутствует реальный механизм реализации декларированных положений. Правовое регулирование традиционно идет по пути административного регулирования, не учитываются гражданско-правовые характеристики медицинских услуг, которые обуславливают
необходимость применения к отношениям по их оказанию частноправового метода регулирования. Гражданским законодательством не учитываются особые характеристики, которые присущи медицинским услугам и отличают данную категорию услуг, оказываемых в сфере гражданско-правового оборота [27. С. 6].
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права [1].
В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан охрана здоровья — это совокупность мер политического, экономического, правового, социально-культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья (физического и психического) каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни и предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья
[3].
В соответствии с Уставом (Конституцией) Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье — это состояние полного благополучия: физического, душевного и социального, а не только отсутствие каких-либо физических дефектов и болезней. Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья — одно из основных прав, принадлежащих каждому человеку без различия пола, расы, религии, политических убеждений, социальноэкономического положения. Предоставление всем народам возможности пользоваться всеми достижениями медицины, психологии и родственных им наук является необходимым условием достижения высшего уровня здоровья [4. С. 5].
Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи [19. С. 5—11].
Медицинская помощь является одним из факторов, обеспечивающих здоровье граждан. Поэтому организация и оказание медицинской помощи населению занимает основное место в системе здравоохранения и может
10 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1
Об отраслевой природе отношений по оказанию медицинских услуг...
рассматриваться как вытекающее из содержания права на охрану здоровья.
В юридической литературе изложена позиция, согласно которой право на охрану здоровья и жизни является личным неимущественным правом, не связанным с имущественным. По мнению А.Н. Савицкой, объектом здесь выступает охрана здоровья и жизни. Право на охрану здоровья и жизни является абсолютным: все лица обязаны не препятствовать осуществлению этого права и не совершать действия, которые могли бы нарушить его [28. С. 31]. Недостаток указанного подхода заключается в отсутствии учета общей природы и специфики конституционного права, которое автоматически переносится на гражданские абсолютные правоотношения. Таким образом, уходит на второй план и не получает верного разрешения вопрос о конституционных правах на жизнь и охрану здоровья в относительных правоотношениях, реализуемых посредством активных действий обязанных лиц.
Неудовлетворенность подобным «узким» охранительным подходом к жизни и здоровью человека продиктовала дальнейшее развитие гражданско-правовой интерпретации конституционного права на охрану здоровья. В стремлении перейти от гражданско-правовой охраны жизни и здоровья к регулированию личных неимущественных отношений некоторые авторы предприняли попытки определить содержание гражданского права на жизнь и здоровье, предусмотреть возможность его реализации в активных действиях правообладателя. По мнению М.Н. Малеиной, «в некоторых работах формулируется право гражданина не на здоровье, а на охрану здоровья. Представляется, что при этом право реконструируется лишь при посягательстве на него, оставляя без внимания те ситуации, когда гражданин желает осуществить свое право позитивно, до его нарушения третьими лицами, например, при обращении здоровых граждан в медицинские учреждения за консультацией, для проведения профилактических мероприятий» [15. С. 27].
Дальнейшее развитие указанной идеи привело к выводу о том, что понятие «право на здоровье» имеет более богатое содержание в сравнении с конституционным правом на охрану здоровья. По мнению Л.О. Красавчиковой, «право на здоровье» — более универсальная категория, которая не сводится только
к охранительной функции права в этой сфере. Необходимо вести речь о праве на здоровье в широком смысле слова, которое в гражданскоправовом аспекте в объективном смысле слова представляет собой систему установленных государством регулятивных и охранительных гражданско-правовых норм, регулирующих отношения по поводу личного неимущественного блага — здоровья гражданина (физического лица) [12. С. 27]. Л.О. Красавчикова предлагает выделять в праве на здоровье (в регулятивном аспекте) следующие элементы: а) право на получение квалифицированной медицинской помощи, б) право на получение своевременной лекарственной помощи, в) право на получение квалифицированного и своевременного протезирования, г) право на получение врачебно-косметологического лечения, д) право на трансплантацию и донорство, е) право на возможность участия в медицинском эксперименте.
За методологическую основу изучения содержания конституционного права на охрану здоровья следует принять выработанные в теории права выводы о существовании социальных притязаний индивида к обществу и государству, принимающих правовую форму общих юридических прав человека в рамках общерегулятивных (или статутных) правоотношений. Объектом таких социальных притязаний и, соответственно, общих (конституционных) прав является, как отмечается в теории права, «определенный минимум материальных и духовных благ, необходимых индивиду (группе, классу) для нормального существования и развития» [16. С. 28]. Субъективным притязаниям человека на обеспечение материальных условий его жизнедеятельности должен быть придан статус юридического права [18. С. 322—323].
В рамки указанной концепции укладывается предложенное в литературе понятие «право граждан на обслуживание», содержанием которого является «удовлетворение потребностей через организованную государством сферу обслуживания..., гарантированное государством право требовать от специализированных предприятий, учреждений, организаций, а также должностных лиц оказания услуг, помощи и содействия, необходимых для нормального жизнеобеспечения,... обязанность государства обеспечить население необходимым минимальным жизненным уровнем...»,
11
ГОСУДАРСТВО и ПРАВО
подчеркивается, что «при анализе процессов реализации прав в сфере обслуживания на передний план выступает непосредственная обязанность государства организовать предоставление своим гражданам необходимых им услуг» [29. С. 52, 55].
Используя данные методологические предпосылки, можно прийти к выводу, что право на охрану здоровья является общим правом и не может расцениваться как личное неимущественное или абсолютное.
Его субъектом являются граждане, а объектом — любые материальные и духовные блага, отвечающие определенному функциональному назначению — достижению наивысшего уровня общественного и индивидуального здоровья. Поскольку данное право является общим (конституционным) правом, элементом правового статуса личности, то в процессе его реализации объектами соответствующих отраслевых правоотношений могут являться, например, товары и услуги медицинского назначения (в гражданском праве), меры государственного регулирования, организация оказания бесплатной медицинской помощи, финансирование государственной и муниципальной систем здравоохранения и т.п. (в административном и финансовом праве), меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний и другие (в трудовом праве). Право на охрану здоровья и медицинскую помощь является конституционным, поэтому правообязанным лицом является, прежде всего, государство, в задачу которого входит обеспечение материальных, организационных и правовых предпосылок реализации права на охрану здоровья. При этом здоровье понимается в соответствии с формулировкой, содержащейся в Уставе ВОЗ. Напротив, правообязанными лицами в конкретных отраслевых правоотношениях, исходя из их природы, могут выступать государ-ственные органы, должностные лица, работодатели, представители медицинских услуг, граждане и другие.
Вопрос об отраслевой природе отношений по оказанию медицинских услуг (их место в структуре предмета правового регулирования), является, быть может, самым важным, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Указанная проблема всегда являлась объектом пристального внимания ученых, однако единство взглядов не было достигнуто.
Одна из точек зрения, получившая выражение в юридической литературе с 70-х годов прошедшего столетия, состоит в перераспределении отношений, возникающих между пациентами и медицинскими учреждениями по поводу оказания медицинских услуг, из предмета административного права в пользу предмета гражданского права. Свой вклад в развитие этого направления внесли
B. Л. Суховерхий, А.Н. Савицкая, Н.С. Мале-ин, М.Н. Малеина и др. Представители названного направления предлагают ограничить административно-правовое регулирование отношений по оказанию медицинской помощи случаями, прямо предусмотренными в законе, когда интересы лица (пациента) оказываются в противоречии с интересами государственными и общественными (опасность распространения заболевания), т.е. когда речь идет об обязательном или принудительном лечении. При таких условиях гражданскоправовые методы регулирования правоотношений уступают место административноправовым методам с присущими им чертами власти и подчинения.
В соответствии с другой точкой зрения предлагается разграничивать исследуемые отношения как предмет правового регулирования между гражданским и административным правом в зависимости от платности либо бесплатности предоставления медицинских услуг [7. С. 17—18], наличия товарно-денежных отношений между медицинскими учреждениями и пациентами или предоставления услуг за счет общественных фондов потребления [9.
C. 22]. Обращается внимание на «публичную» природу прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. Другими словами, право граждан на медицинскую помощь реализуется в рамках разрешительного порядка регулирования отношений. В то же время позиции авторов не являются категоричными в пользу административного регулирования, они допускают комплексное воздействие обоих названных видов правового регулирования.
Третья точка зрения выражена представителями главным образом науки права социального обеспечения. Оказание бесплатной медицинской помощи они включают в сферу социального обслуживания, отношения в ко-
12 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1
Об отраслевой природе отношений по оказанию медицинских услуг...
торой регулируются нормами самостоятельной отрасли — права социального обеспечения.
Четвертый подход к поставленной проблеме связан с предложением о подготовке Медицинского кодекса России, который рассматривается как «солидная законодательная база для выделения самостоятельной отрасли права — медицинского права» [30. С. 38].
Для того чтобы провести собственное исследование проблемы, необходимо воспользоваться всем тем рациональным, что имеется во всех приведенных взглядах.
Прежде всего, необходимо определить степень однородности или неоднородности во всех существенных чертах отношений, складывающихся между медицинскими учреждениями и пациентами. В медицинской литературе отмечается, что система здравоохранения может быть условно разделена на рыночный и нерыночный секторы, что большая часть здравоохранения относится к «сложному в организации и затратному в содержании» нерыночному сектору [14. С. 23], т.е. к сфере оказания социальной помощи. Необходимость обращения к медицинской помощи определяется широким спектром потребностей: от лечения социально-опасных болезней до сугубо личных, не обусловленных какой-либо патологией, эстетических устремлений. Одни отношения исключают возможность активного участия и волеизъявления пациента (например, необходимость неотложной помощи пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии), другие, напротив, предполагают самую широкую меру свободы пациента в выборе субъектов медицинских услуг, условий взаимоотношений, способов лечения и тому подобное.
Деление системы здравоохранения на рыночный и нерыночный секторы основывается на принципе возмездности и добровольности оказания медицинских услуг. На наш взгляд, такое деление неверно, потому что любая медицинская услуга носит возмездный характер. В случае, если гражданин сам вносит деньги в кассу исполнителя медицинской услуги, возмездный характер этих отношений ни у кого не вызывает сомнений. Однако и в сфере государственного и муниципального здравоохранения, где оплата за пациента обычно проводится через систему обязательного медицинского страхования, возмездность оказания
медицинских услуг, хоть и не столь очевидна, но все же присутствует. Доказательством данного вывода является содержание ст. 41 Конституции РФ: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Следовательно, тот факт, что для гражданина услуга является бесплатной, вовсе не означает безвозмездности характера возникающих при этом отношений. Принцип добровольности в данном случае указывает лишь на различный порядок возникновения отношений по оказанию медицинских услуг, а не на неоднородность самих отношений.
Представляются не учитывающими всей сложности вопроса попытки отнести отношения по поводу оказания медицинских услуг целиком к предмету той или иной отрасли права (административному, гражданскому, праву социального обеспечения). Заслуживает внимания мнение о необходимости создания новой отрасли права — медицинское право. Однако и такой подход достаточно одномерен.
В настоящее время формируется новая отрасль права — сервисное право, предметом которой являются отношения, возникающие в сфере сервисной деятельности. Термин «сервис» английского происхождения и в словарях определяется как обслуживание [23. С. 1209], или еще более узко, — бытовое обслуживание населения [24. С. 461], а также как обслуживание, услуги [13. С. 382]. Обслужить значит оказать услугу.
В. Даль приводит следующее толкование этого термина: «Услуга — помощь, пособие или угождение. Оказать кому услугу — сделать нужное, угодное» [6]. Услуга, по выражению К. Маркса, «есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительской стоимости товара ли, труда ли» [8. С. 203—204]. Таким образом, понятие «услуга» и «сервис» являются синонимами [25. С. 300, 485].
По мнению П.Д. Павленка, есть все основания свести понятие «сервис» к родовому понятию «услуги», «услуга». Услуги же в целом интерпретируются как, во-первых, действия на пользу, помощь кому-либо; во-вторых, как бытовые, хозяйственные и другие удобства [21. С. 425; 22. С. 228; 13. С. 435].
13
ГОСУДАРСТВО и ПРАВО
В процессе общественного труда возникает множество отношений, среди которых немаловажное значение имеют отношения между предприятиями, учреждениями, организациями сферы обслуживания, индивидуальными предпринимателями, ориентированными в своей деятельности на оказание услуг населению и населением по поводу предоставления (получения) услуг. Услуга является конечным продуктом труда работников сферы обслуживания. Как продукт общественного разделения труда и происходящего в ходе него обмена трудовой деятельностью различных слоев населения, услуга носит характер социальноэкономической категории.
Существуют два способа оказания услуги (в форме товара или в качестве труда), которые обуславливают их деление на материальные, связанные с созданием новых и восстановлением утраченных потребительских стоимостей изделий, и нематериальные, направленные непосредственно на человека или окружающие его условия.
Оказание услуг предполагает осуществление целесообразной трудовой деятельности, полезный эффект которой состоит в удовлетворении потребностей человека. Общность цели и конечного продукта труда объединяет все виды услуг в сферу обслуживания населения. Сфера обслуживания населения — область общественного приложения труда, в которой в рамках существующего способа производства оказываются материальные и нематериальные услуги, способствующие более полному удовлетворению разнообразных потребностей человека.
Сфера обслуживания населения включает в себя совокупность следующих отраслей экономики, занятых непосредственно удовлетворением потребностей населения в услугах:
а) отрасли, удовлетворяющие материальные потребности людей: торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, транспорт, связь и т.п.;
б) отрасли, удовлетворяющие нематериальные (духовные) запросы людей: образование, здравоохранение, культура, искусство, туризм, организация досуга, социальное обеспечение и т.п.
Другим основанием для классификации видов услуг может являться следующее: 1) выделение услуг, обслуживания кого-либо,
то есть услуг, работы, деятельности по удовлетворению чьих-нибудь нужд; 2) услуги, работа по эксплуатации машин, станков и т. д. Если в первом случае мы имеем дело с сервисом по непосредственному удовлетворению нужд людей, то во втором случае — с косвенным обслуживанием людей с помощью функционирования материально-технической базы общества, ее различных структур [21. С. 427].
Во втором случае речь идет о таких видах сервиса, которые условно можно назвать техническим и технологическим. Технический сервис означает удовлетворение потребностей человека в различных видах техники (личном автотранспортом, бытовой технике, коммунальных приборах, приборах для приготовления пищи, средствах для ее хранения, теле-, радио- и видеотехнике, компьютерными устройствах и т.д.). Технологический сервис означает, на наш взгляд, прежде всего оказание услуг по обслуживанию разных видов техники, а также использование способов производства изделий из текстиля, древесины, других материалов на основе достижений химии, биологии и других научно-естественных и технических дисциплин.
К этим видам сервиса примыкают и выделяемые некоторыми авторами т.н. информационно-коммуникационный сервис (особенно его технический компонент — телефон, телеграф, телевизионная и радиотехника и т.д.) и транспортный сервис [11. С. 7—9].
В Концепции развития системы профессионального образования в области сервиса рассматривается еще один вид сервиса, условно названный гуманитарным сервисом. К нему отнесены услуги в области социальнобытового обслуживания по организации и проведению свободного времени населения (развлечения, туризм, гостиничное обслуживание, кинематограф, музеи, театры), прокат видеофильмов, пользование на дому информацией культурно-просветительского характера (литература, произведения искусства и т. д.), ритуальные, просветительские, социальноправовые и социально-медицинские услуги, помощь в организации домашнего хозяйства и быта, предоставляемые на дому в индивидуальном заказном режиме, образование, культурно-развлекательные, санитарно-врачебные и др. подобные услуги.
По мнению П.Д. Павленка, термин «гуманитарный» является не совсем корректным. В
14 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1
Об отраслевой природе отношений по оказанию медицинских услуг...
качестве определения содержания рассматриваемого вида сервиса более приемлемым является термин «социальный» [20. С. 47].
Таким образом, правоотношение по оказанию услуг можно определить как регулируемое правом имущественное отношение заказчика услуги и ее исполнителя, тесно связанное с личностью исполнителя, устанавливающее право заказчика требовать от исполнителя осуществления действий (деятельности) по оказанию услуги с целью достижения ожидаемого экономического эффекта, удовлетворения потребностей, и обязанность исполнителя совершить все необходимые действия по оказанию заказанной услуги, обеспечиваемое силой государственного принуждения [27. С. 17-18]
Проанализируем понятие медицинской помощи, сформулированное В.Н. Соловьевым: «Медицинская помощь — это обусловленный психосоматическим состоянием пациента, социально и доктринно обоснованный комплекс действий с использованием дозволенных методов, технологий, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств, заключающийся во вмешательстве биологическими, механическими, физическими, химическими, психоэмоциональными или другими способами, а также в косвенном воздействии на организм человека, его отдельные органы или ткани, в целях сохранения, восстановления и достижения наивысшего уровня физического и психического здоровья человека, регулирования, управления и конструирования жизнедеятельности человеческого организма» [26. С. 27—28].
Медицинской услуге присущи все без исключения общие черты услуги как правовой категории.
1. Оказание медицинской помощи преследует цель улучшения здоровья пациента и его выздоровления. При этом суть оказания медицинских услуг состоит в деятельности врачей, медицинского персонала по собиранию анамнеза, выбору пути лечения и проведению лечения.
2. Несмотря на важность для пациента и врача достижения поставленной цели, положительный исход не может быть гарантирован (влияние оказывают как объективные явления, например, отсутствие научных разработок необходимой вакцины, так и свойства
организма самого пациента, например, аллергия на определенные препараты, влияние иных заболеваний).
3. Оказание медицинской услуги имеет имущественный характер, на что указывает возмездность отношений по предоставлению медицинских услуг.
4. Медицинская услуга неразрывно связана с личностью исполнителя, и качество ее оказания во многом зависит от уровня знаний медицинского работника, его умений и квалификации.
5. При оказании медицинских услуг в большинстве случаев отсутствует вещественный результат, но даже при его создании он в ряде случаев не может быть передан пациентом другому лицу [27. С. 44].
Таким образом, под правоотношением по оказанию медицинских услуг необходимо понимать регулируемое правом социальнозначимое имущественное отношение между пациентом — заказчиком и медицинской организацией (врачом) — исполнителем, тесно связанное с личностью исполнителя, устанавливающее право пациента требовать от медицинской организации (врача) осуществления действий (деятельности) по оказанию медицинских услуг профессиональными медицинскими работниками с применением современных достижений медицинской науки и техники в целях улучшения и поддержания здоровья пациента и обязанность медицинской организации совершить все необходимые действия по оказанию медицинских услуг, при соблюдении неотъемлемых прав человека на охрану здоровья, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и личную тайну, требующее повышенного контроля со стороны государства и общества и обеспечиваемое силой государственного принуждения [27. С. 18].
Поскольку медицинской услуге присущи общие черты услуги как правовой категории, можно сделать вывод о том, что отношения, возникающие по поводу оказания медицинских услуг, должны составлять предмет правового регулирования такой отрасли права, как сервисное право.
Сервисное право как комплексная отрасль российской системы права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих сервисные и тесно связанные с ними иные отношения по государственному регулирова-
15
ГОСУДАРСТВО и ПРАВО
нию в сфере сервиса в целях обеспечения ин- ваться как институт или подотрасль сервисно-
тересов личности, общества и государства [5. го права.
С. 19]. Медицинское право может рассматри-
Литература
1. Конституция РФ.
2. Гражданский кодекс РФ. Части первая, вторая, третья, четвертая.
3. Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1.
4. Всемирная организация здравоохранения. Основные документы. 34-е изд. М.,1984.
5. Гущин В.В., Пахомов В.Д., Приходько Е.П. Сервисное право: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.П. Свири-денко. М.: Изд.-книготорг. центр «Маркетинг», 2002.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1980.
7. Дворжак Я. Гражданско-правовое регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан. М., 1989.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 23
9. Кабалкин А.Ю. Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания. М., 1980.
10. КалмыковЮ.Х. К понятию обязательства по оказанию услуг в гражданском праве // Советское государство и право. 1996. № 5.
11. Концепция развития системы профессионального образования в области сервиса. М.,1997.
12. Красавчикова Л.О. Понятие и система личных, не связанных с имущественными прав граждан (физических лиц) в гражданском праве Российской Федерации. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1994.
13. Краткий словарь современных понятий и терминов. М., 1995.
14. Кучеренко В.З. Принципы и логика рыночных отношений в здравоохранении// Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1994. № 2.
15. Малеина М.Н. Защита личных неимущественных прав советских граждан. М., 1991.
16. МатузовН.И. Общие правоотношения и их специфика // Правоведение. 1976. № 3.
17. Международное право. Действующие нормативные акты. М.: Ин-т межд. права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1999.
18. НовгородцевП.И. Сочинения. М., 1995.
19. Права человека и судопроизводство. Собрание международных документов. Вена, 1995.
20. Павленок П.Д. Социальная работа в системе социального обслуживания и сервиса: специфика подготовки кадров // Новые формы и технологии профессионального образования в области сервиса. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. М.: МГУС, 2000.
21. ПавленокП.Д. Социология. Учебник. М.: Изд.-книготорг. центр «Маркетинг», 2002.
22. Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. М., 2000.
23. Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина, проф. Ф.Н. Петрова. М., 1982.
24. Словарь иностранных слов. М., 1980.
25. Словарь синонимов русского языка. М., 1971.
26. Соловьев В.Н. Гражданско-правовое регулирование отношений, возникающих при реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь. Дис. ... к-та юрид. наук. Красноярск, 1999.
27. Сироткина А.А. Договор оказания медицинских услуг: особенности правового регулирования. М.: Статут, 2004.
28. Савицкая А.Н. Возмещение ущерба, причиненного ненадлежащим врачеванием. Львов, 1982.
29. ФарматовИ.А. Право на обслуживание: социальная природа, юридические основы // Правоведение. 1998. № 1.
30. Шишков С. Будет ли в России Медицинский кодекс? // Российская юстиция. 1997. № 1.
16 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1