Научная статья на тему 'Об открытии школ Министерства народного просвещения (МНП) в чувашских населенных пунктах Уфимской губернии (вторая половина XIX начало XX века)'

Об открытии школ Министерства народного просвещения (МНП) в чувашских населенных пунктах Уфимской губернии (вторая половина XIX начало XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
251
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / НАЧАЛЬНОЕ НАРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ / ИНСПЕКТОР НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ / ИНОРОДЧЕСКАЯ ШКОЛА / СИСТЕМА Н. И. ИЛЬМИНСКОГО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сухарева Ирина Виталиевна

В данной статье рассказывается о развитии системы начального образования среди чувашей Уфимской губернии во второй половине XIX начале XX в. Исследуются вопросы строительства и открытия Министерством народного просвещения новых школьных заведений для нерусского населения, библиотек и музеев при них, оказания материальной поддержки открываемым им и другими ведомствами школам, полного или частичного содержания учителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сухарева Ирина Виталиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об открытии школ Министерства народного просвещения (МНП) в чувашских населенных пунктах Уфимской губернии (вторая половина XIX начало XX века)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 1 (216). История. Вып. 43. С. 92-96.

КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И СССР

И. В. Сухарева

ОБ ОТКРЫТИИ ШКОЛ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (МНП)

В ЧУВАШСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ (ВТОРАЯПОЛОВИНА XIX- НАЧАЛОXXВЕКА)

В данной статье рассказывается о развитии системы начального образования среди чувашей Уфимской губернии во второй половине XIX - начале XX в. Исследуются вопросы строительства и открытия Министерством народного просвещения новых школьных заведений для нерусского населения, библиотек и музеев при них, оказания материальной поддержки открываемым им и другими ведомствами школам, полного или частичного содержания учителей.

Ключевые слова: Министерство народного просвещения, начальное народное училище, инспектор народных училищ, инородческая школа, система Н. И. Ильминского.

Наше время - эпоха пробуждения исторического сознания общества. Люди желают знать правду о прошлом своих народов, стремятся найти в истории ответы на злободневные вопросы бытия. Знание особенностей культурного развития народов имеет фундаментальное значение не только для прояснения всех сторон их истории, языка, культуры, но и для лучшего понимания процессов, происходящих в современном обществе.

Исследования культурного развития нерусских народов Урала, Поволжья, Сибири и других регионов являются одной из главных задач отечественной исторической науки. Они обогащают наши представления о жизни многонационального населения дореволюционной России новыми знаниями и фактами. Благодаря успехам, достигнутым за предыдущий период советской историографией, изучение судеб нерусских народов продвинулось далеко вперед. Тем не менее, проблемы исторического и культурного развития народов, проживающих в Башкортостане в известном территориально-административном и хозяйственно-культурном отрыве от своих этнических территорий, до сих пор остаются вне поля зрения исследователей. Не составляют исключения и чуваши. Многие вопросы, связанные с ними, пока еще не стали предметом детального научного изучения. К примеру, такие вопросы, как особенности культурного взаимодействия чувашей и других народов в ходе заселения и хозяйственного освоения Башкортостана и их последующего развития.

Эти и многие другие вопросы относятся к числу тех, которые требуют обстоятельного изучения.

В Башкортостане, по данным переписей 1989 и 2002 гг., насчитывалось соответственно 118,5 тыс. и 117, 3 тыс. чувашей. По абсолютной численности они входят в число наиболее крупных этнических образований и занимают четвертое место в республике.

История чувашей складывалась так, что они всегда оказывались на стыке культур и цивилизаций, где происходили активные межэтнические культурно-языковые взаимодействия и контакты, где пересекались миграционные потоки и хозяйственно-торговые связи. Чуваши Башкортостана испытали определенное влияние со стороны окружающих национальностей, прежде всего башкир, татар, русских, что проявлялось не только в хозяйстве, быте, но и в языке, а иногда и в сфере их самосознания. Специфика социально-экономического и исторического развития края, сложность этнического состава населения, интенсивные межэтнические контакты вызывали в культуре башкирских чувашей сложное переплетение традиционных и приобретенных культурнобытовых форм и особенностей. Вместе с тем, проживая в течение нескольких столетий в известном отрыве от своей прежней родины, они сохранили свою самобытность, язык, традиционную культуру. В связи с этим исследование условий, особенностей и характера эволюции диаспорной группы башкирских чувашей имеет актуальный характер.

История чувашей в Башкортостане -проблема сложная и многоплановая. В данной статье, в первую очередь, обращается внимание на процесс строительства и открытия Министерством народного просвещения новых школьных заведений для нерусского населения Уфимской губернии во второй половине XIX - начале XX в., библиотек и музеев при них, оказания материальной поддержки открываемым им и другими ведомствами школам. В современном Башкортостане в развитии системы начального образования чувашей Министерством образования также достигнуты определенные успехи. Однако есть и немало проблем, требующих к себе пристального внимания. Исследуемая тема позволяет нам выяснить уровень развития и возможность получения образования среди чувашей в рассматриваемый период и сравнить современное состояние этого вопроса.

Согласно «Положения о начальных народных училищах» (1864 г.) во второй половине XIX в. в Уфимской губернии начали открываться училища разных ведомств. Основной их целью являлось утверждение в народе религиозных и нравственных понятий и распространение полезных знаний. В проекте «Положения» был пункт о преподавании в начальных школах на родном языке, который при утверждении в Государственном совете был зачеркнут1.

В 1869 г. была разработана программа обучения нерусских детей. Но вопрос о введении всеобщего обязательного обучения до конца не был решен, несмотря на то, что еще в октябре 1867 г. в нерусских школах разрешено было начать преподавание на родном языке. Начиная с 1869 г., МНП начало открывать в сельских местностях двухклассные и одноклассные училища с ежегодным пособием от казны. В связи с недостатком казенных средств сельские общества часто принимали на себя расходы по содержанию училищ2.

В 1874 г. вышло новое «Положение о начальных народных училищах», вследствие чего произошли изменения в политике органов просвещения. В то же время в соответствии с системой Н. И. Ильминского было решено, что «орудием первоначального обучения для племени должно быть народное наречие его: учителями инородческих школ должны быть лица из среды соответствующего племени инородцев и при том хорошо знающие рус-

ский язык или же русские, владеющие соответственным инородческим языком»3. В связи с этим в школах для инородцев обучение решено было вести на их родном языке, что обеспечивало нерусским детям сознательный процесс овладения начатками грамотности, последовательный и осмысленный переход к обучению на русский язык4.

В Уфимской губернии первое чувашское училище МНП было открыто 14 сентября 1864 г. в Семено-Макарово5. При училище имелся ночлежный приют. 11 января 1909 г. состоялось освещение вновь построенного двухклассного училища6. В 1910 г. благодаря инспектору С. А. Дворжецкому здесь было открыто и женское училище.

Попытка открыть училище во второй половине 1860-х гг. была сделана и в д. Бишкаин Стерлитамакского уезда, где находилось волостное правление. В связи с отсутствием учителя училище было открыто значительно позже - 1 октября 1886 г.7 А уже 21 сентября

1899 г. было освящено новое здание.

Открыть училище в 1867 г. попытались и в Таштамаке, в волостном центре, где его не было и где за неимением учителя оно так и не было открыто8. Вместо этого было открыто в Меселях, где, по данным 1871 г., уже было училище, только место учителя оставалось вакантным. Перемещение училища из Таштамака могло быть связано с освящением в 1869 г. церкви, построенной в Меселях9.

Известно, что в 1873 г. Меселинское чувашское училище не работало из-за малочисленности учащихся. Кроме того, у него не было собственного помещения. Вследствие этого оно было перемещено в с. Мелеуз. Хотя здесь еще в 1866 г. была открыта церковноприходская школа (далее ЦПШ). В результате в 1873 г. она была «обращена в штатную, перемещением сюда Меселинского (Таштамакского) училища»10.

В 1877 г. в Мелеузе в наемной квартире открылось еще женское училище. Однако «от пожара, случившегося в селе 11 мая 1889 г. в 4 часа пополудни, сгорели здания мужского и женского училищ»11. В 1895 г. было построено одноэтажное деревянное здание. А в «Деле об открытии инородческих училищ и о частных училищах» за 1898 г. сказано уже об открытии в с. Мелеуз двухклассного мужского училища вместо одноклассного12.

В 1900 г. получила хорошее помещение и женская школа.

В с. Месели училище было открыто лишь

20 февраля 1884 г.13 С самого начала оно помещалось в общественном, заново выстроенном здании14.

А в Таштамаке школа открылась уже в начале ХХ в.

Перемещение училищ из одного населенного пункта в другой при малом числе или отсутствии учеников в те годы практиковалось очень часто. В этом случае училища перемещались в те деревни, где имелось достаточное количество детей. В частности, в 1874 г. в Макаровском мужском училище, открытом в 1864 г., училось всего 4 мальчика, поэтому было предложено переместить училище «в д. Наумовку (в 5 верстах от Макарова) или в русскую д. Пестровку»15.

В это время многие начальные училища открывались на основе уже существовавших в этих селениях школ духовного или других ведомств. В донесении инспектора народных училищ Стерлитамакского и Белебеевского уездов М. Д. Попова от 29 января 1884 г. директору народных училищ Уфимской губернии сообщается об открытии с 1 января 1884 г. в наемной квартире училища МНП в с. Тряпино, «преобразованного из Тряпинской ЦПШ»16. Позже училище имело собственное помещение, построенное в 1897 г.17

К числу самых первых чувашских училищ относится Уралкинское, открытое в 1871 г. в д. Уралка Куюргазинской волости Оренбургского уезда18. Из стен Уралкинского училища вышли учителя школ, открытых в середине 1870-х гг. в д. Кирюшкино и д. Новоселка (Новая Уралка) Стерлитамакского уезда19. Воспитанники Уралкинской школы стали также учителями открывшихся в 1875 г. Кривле-Илюшкинском, Теняевском и Тетербашевском училищах.

В «Отчете по обозрению сельских училищ Уфимской губернии» (1874 г.) упоминается Зиргановское одноклассное училище, открытое в 1874 г.20 17 октября 1877 г. открыто двухклассное училище в новом училищном доме21. А осенью 1895 г. Зиргановское училище было уничтожено пожаром. Летом, 12 августа 1896 г., на средства МНП было построено новое здание, которое 6 сентября 1898 г. вновь сгорело. Однако на этот раз здание училища было застраховано22. К 1 сентября

1900 г. училище получило новое здание.

Одним из первых училищ для чувашей в Уфимском уезде было училище в д. Чуваш-

Кубово, открытое 15 октября 1886 г. В 1887 г. для него в Иглино был куплен двухэтажный недостроенный дом23.

Осенью, 27 ноября 1904 г., в Чуваш-Кубово в наемной квартире открылось и женское училище24.

В «Деле об открытии начальных народных училищ Уфимской губернии» (1891-1893 гг.) есть сведения об открытии 4 ноября 1893 г. казенного училища в д. Ефремкино25. По данным 1899 г., школа помещалась в собственном, устроенном на средства общества и МНП деревянном здании26.

В 1893 г. ЦПШ в д. Новофедоровка, открытая в 1891 г., была преобразована в казенное училище вместо закрытого в том же году Балыклинского русского класса при медресе27.

В большинстве случаев открытие училищ в чувашских селениях происходило за счет расходов сельского общества. Так, в д. Ямансас (Ишпарсово), где школа была открыта 1 января 1896 г., население деревни на свои средства построило здание школы28. В то же время училище «жалованье учащим, учебные и классные принадлежности получало из МНП»29.

Как видно из «Ведомости о народных школах и сельских училищах Уфимской губернии» за 1874 г., школа (мужская) имелась и в с. Енгалыш, где жили крещеные мордва и

30

чуваши30.

В «Деле об открытии инородческих училищ» за январь 1897 г. предлагается открыть в с. Ерсубайкино Мензелинского уезда училище на средства МНП. В нем же упоминается

о приговоре общества от 13 июня 1896 г., где говорится: «В Ерсубайкинской волости среди чувашского народа нет до сих пор ни одного училища»31. Хотя, по другим данным, школа здесь была открыта еще в 1865 г. Так, к примеру, имеются сведения о выделении денег в 1866 г. и в 1874 г. на его содержание32.

В 1900 г. открылись училища в д. Гулькино Троицкой волости и в Каран-Азиково (Иски Мунчи) Богодаровской волости Мензелинского уезда.

Сопротивление казенным русско-башкирским и русско-татарским школам, а также русским классам, открытым при медресе, в некоторых населенных пунктах было настолько сильным, что количество учащихся в них уменьшалось, поэтому школы закрывались или перемещались в дру-

гой пункт. Так, например, в феврале 1885 г. при осмотре Сарсазовского одноклассного училища, открытого в 1878 г., было выявлено лишь 4 ученика. Инспектор перевел училище в д. Аднагулово. Однако не прошло и десяти лет, как и оно было закрыто по той же причине. Аналогично вместо закрытого русско-башкирского училища осенью 1894 г. в Стерлитамакском уезде было открыто Антоновское чувашское училище33.

Известно, что в 1901 г. открылась школа и в Карамалах, но из-за отсутствия учителя занятия начались только в 1902 г.34

В апреле 1887 г. МНП разрешило закрыть не пользовавшийся успехом у местного населения русский класс при татарском медресе в д. Куганакбашево и открыть «вместо него два одноклассных начальных для крещеных чуваш училища МНП в дд. Уязыбашевой Белебеевского уезда и Мраковой Стерлитамакского уезда»35. По сообщению М. Д. Попова, «Мраковское инородческое училище было открыто 2 октября 1887 г., а Уязыбашевское - 5 того же октября»36.

В этот период в Белебеевском уезде было открыто еще несколько школ, в числе которых Базгиевская (3 октября 1885 г.)37.

Инспектором народных училищ Стерлитамакского и Белебеевского уездов М. Д. Поповым 4 марта 1886 г. упоминаются приговоры жителей д. Новые Маты, д. Бузюрово и д. Старые Маты о желании иметь в этих селениях училища38. В итоге, в Новых Матах было открыто училище в 1882 г., а в Старых Матах - в 1886 г.

В 1891 г. было закрыто Имай-Карамалинское русско-башкирское начальное училище, а вместо него в этом же году были открыты два училища в д. Азналы-Карамалы и д. Чуюнчи-Николаевка39.

Открывая училища, Министерство расширяло сеть начальных училищ. Однако чрезмерно малое материальное обеспечение таких училищ приводило к бедственному положению учителей и уходу некоторых из них в духовное ведомство. Так, к примеру, учитель училища МНП с. Мелеуз Стерлитамакского уезда А. П. Умов, согласно прошения, 16 сентября 1890 г. определен в сан диакона и 23 сентября в сан священника к Никольской церкви с. Тряпино40. Многие учителя были определены одновременно священником и учителем. К примеру, учитель Нагадакского инородческого мужского училища Стерлитамакского

уезда Дионисием 14 августа 1893 г. рукоположен в священники Николаевской церкви с. Тряпино того же уезда41. В своем «Отчете» (1900 г.) инспектор С. А. Дворжецкий подчеркивал: «В духовном ведомстве большой спрос на инородцев на должности дьяка и священника, туда учителя и уходят, а замещать убыль некем. В 1900 г. Стерлитамакская инспекция случайно получила одного такого кандидата Григорьева, который за неимением мест в духовном ведомстве получил место в новом Айгулевском чувашском училище МНП». «Не найдись он, это училище осталось бы неоткрытым»42.

В 1888 г., ввиду безуспешной дея-

тельности русско-башкирских школ Кубякской, Куручевской и Стародюмеевской Белебеевского уезда Уфимской губернии, было решено закрыть их. И вместо них, на те же средства, были открыты училища в шести чувашских деревнях: Дюртюли, Седяк-Новое (Васильевское), Кистенли-Ивановка, Кекен-Васильевка, Суккулово Белебеевского уезда и Аллагуватово Стерлитамакского уезда43.

В училищах и школах для нерусского населения девочек почти не было. Так, по данным 1883 г., число учащихся-девочек во всем Стерлитамакском уезде составляло всего 23, из них 18 чувашей и 5 мордовок, а в Белебеевском обучалось 16 чувашей, 8 мордовок и 18 девочек крещеных татар44. Малочисленность учениц наблюдалась и в последующие годы.

В итоге к 1912-1913 учебному году в Уфимской губернии начальных школ МНП для чувашского населения было: одноклассных - 37, двуклассных - 6, большинство из которых смешанного типа45.

В целом, в школьном образовании успехи, достигнутые к 1917 г., были относительными. Охват детей начальным образованием был недостаточным из-за отсутствия вместительных помещений для занятий, недооценки частью чувашей необходимости получения хотя бы начального образования, из-за бедности народа, заставлявшей «его дорожить каждой рабочей силой в доме, как бы мала она ни была», и «держать мальчика или девочку потому только, что их не во что было одеть, чтобы пустить в школу в холодное время года», и ограниченности средств, выделяемых государством и местными властями46. Среднее и высшее образование для многих оставалось недоступным. Высокая плата за обучение в

гимназиях закрывала двери для большинства населения. Образование не стало всеобщим обязательным и бесплатным.

Примечания

1 Яковлев, И. Я. Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чуваш. Чебоксары,1959. С. 23.

2 ЦГИА РБ. Ф. 113. Оп. 1. Д. 301. Л. 1.

3 Отчет о состоянии Бирской инородческой учительской школы и начального при ней училища за 1895 г. Казань, 1896. С. 5.

4 Кондратьев, А. А. Из истории чувашских школ Уфимской губернии 80-90-х гг. XIX в. (по материалам ЦГА БАССР) // Историкоэтнографические исследования в Чувашской ССР. Чебоксары, 1990. С. 35.

5 ЦГИА РБ. Ф. 11. Оп. 1. Д. 656. Л. 53.

6 Кондратьев, А. А. Свет из Симбирска. Уфа, 1998.С. 192.

7 ЦГИА РБ. Д. 440. Л. 105; Ф. 113. Оп. 1.

Д. 407. Л. 79; Д. 438. Л. 58.

8 Там же. Ф. 11. Оп. 1. Д. 636. Л. 71; Ф. 113.

Оп. 1. Д. 726. Л. 36.

9 Памятная книжка Уфимской губернии. Уфа, 1873. Ч. 2. С. 53.

10 ЦГИА РБ. Ф. 113. Оп. 1. Д. 232. Л. 3, 36; Д. 231. Л. 52, 86 об.; Д. 234. Л. 74, 75.

11 Там же. Ф. И-109. Оп. 1. Д. 94; Ф. И-113. Оп. 1. Д. 452. Л. 44. Д. 467. Л. 39.

12 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 519. Л. 98.

13 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 407 Л. 79; Д. 438. Л. 58; Ф. И-113. Оп. 1. Д. 440. Л. 105; Д. 423. Л. 48.

14 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 499. Л. 55-78.

15 Там же. Д. 232. Л. 10.

16 Там же. Д. 415. Л. 1, 9.

17 Там же. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 444. Л. 70.

18 Там же. Ф. 109. Оп. 1. Д. 181. Л. 10; Ф. 113. Оп. 1. Д. 238. Л. 12.

19 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 238. Л. 3, 6, 9; Д. 269.Л. 105.

20 Там же. Д. 231. Л. 50; Д. 232. Л. 61.

21 Там же. Д. 274. Л. 1, 6, 26, 27, 33, 35, 39,

56.

22 Там же. Д. 578. Л. 146.

23 Там же. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 458. Л. 31.

24 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 454. Л. 220 об.; Ф. 132. Оп. 1. Д. 38. Л. 1, 34; Ф. 109. Оп. 2. Д. 931. Л. 1-3; Ф. 801. Оп. 1. Д. 149. Л. 4; Ф. Р-472. Оп. 1. Д. 626.

25 Там же. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 463. Л. 132.

26 Там же. С. 249.

27 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 460. Л. 5; Д. 463. Л. 137 об.

28 Список училищ, открывшихся за 18951901 гг.; ЦГИА РБ. Ф. 113. Оп. 1. Д. 499. Л. 49, 55-78.

29 УЕВ. 1899. № 1.

30 ЦГИА РБ. Ф. 113. Оп. 1. Д. 231. Л. 75 об.

31 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 510. Л. 12, 82.

32 Там же. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 656. Л. 58, 67; Ф. 113. Оп. 1. Д. 231. Л. 27.

33 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 425. Л. 129 об; Ф. 109. Оп. 1. Д. 115. Л. 5.

34 УЕВ. 1899. № 4. С. 200.

35 ЦГИА РБ. Ф. 113. Оп. 1. Д. 442. Л. 4; Д. 449. Л. 92.

36 Там же. Д. 444. Л. 121; Д. 442. Л. 37; Ф. И-113. Оп. 1. Д. 447. Л. 37; Ф. 109. Оп. 2. Д. 1748. Л. 8 об.

37 Там же. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 428. Л. 157.

38 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 438. Л. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 442. Л. 4, 37; Д. 444. Л. 121;Д. 460.Л. 76-85.

40 УЕВ. 1890. № 22.

41 Там же. 1893. № 18, 19.

42 ЦГИА РБ. Ф. 113. Оп. 1. Д. 532. Л. 84.

43 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 449. Л. 1, 24, 27, 30, 31, 33; Ф. 113. Оп. 1. Д. 546. Л. 104 об; Д. 519. Л. 65; Д. 499. Л. 92-97; Кондратьев, А. А. Указ. соч. С. 41.

44 ЦГИА РБ. Ф. 113. Оп. 1. Д. 369. Л. 163 об.; Д. 499. Л. 55-78; Д. 509. Л. 78 об, 80; Список учебных заведений Уфимской губернии за 1912-1913 учебный год. Уфа, 1913. С. 1-50.

45 Список учебных заведений Уфимской губернии за 1912-1913 учебный год. Уфа, 1913. С. 1-50.

46 УЕВ. 1980. № 3. С. 108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.