УДК 342
Трусов Николай Александрович Nikolai A. Trusov
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры конституционного и международного права
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
сandidate of sciences (law), associate professor, head of the chair of constitutional and international law Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russia, 603950)
E-mail: [email protected]
Об отдельных критических взглядах на законодательство о противодействии коррупции России
On some critical views on the legislation on counteraction of the corruption in Russia
В статье дается критический анализ состояния системы современного российского законодательства о противодействии коррупции.
Ключевые слова: критика, критические воззрения, коррупция, противодействие коррупции, законодательство о противодействии коррупции.
The article provides a critical analysis of the state of the system of the modern Russian legislation on counteraction of the corruption.
Keywords: criticism, critical views, corruption, counteraction of the corruption, the legislation on counteraction of the corruption.
Во все времена коррупция и ее проявления были неизменными спутниками развития общества и его политических институтов. Несмотря на то, что коррупция — это деструктивный общественно-политический феномен, он понимается членами общественного развития, а иногда и воспринимается как неизбежная необходимость (например, для преодоления чрезмерных бюрократических «барьеров»), хотя чаще коррупции противостоят и с ней борются. Для этого формируется специальная законодательная база и выстраивается, прежде всего, на основе системы правоохранительных органов механизм обеспечения противодействия коррупции.
Восстановление России после сокрушительных 90-х, становление обновленной государственности объективно требовали обеспечения безопасности и наведения порядка во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Однако на пути поступательного движения вперед встала мощнейшая система многолетних, укоренившихся и весьма «разноликих» коррупционных связей (явлений), из-за
которых отечественный государственный механизм начинает все чаще «прокручиваться» и работать «вхолостую», а эффективность государственных потенций сильно минимизирована. Подобная ситуация наблюдается нами сегодня во многих областях, особенно внутренней политики. Осознание соответствующего факта привело к потребности формирования новой системы законодательного регулирования противодействия коррупции в нашей стране.
Считается, что отправным моментом (или ключевой вехой) соответствующих процессов стало принятие 25 декабря 2008 года Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1]. При этом нельзя отрицать, что важное значение для формирования отечественного законодательства о противодействии коррупции, выработки концептуальных основ антикоррупционной политики сыграли международные нормативные правовые документы, в частности Конвенция против коррупции, принятая на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 31 октября
© Трусов Н.А., 2017
2003 года [2], подписанная Россией 9 декабря 2003 года и ратифицированная ей 8 марта 2006 года [3].
После принятия Федерального закона «О противодействии коррупции» система антикоррупционного законодательства стала активно формироваться. В частности, 25 декабря 2008 года был принят Федеральный закон № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции"» [4], 17 июля 2009 года — Федеральный закон № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [5], 3 декабря 2012 года — Федеральный закон № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [6], 7 мая 2013 года — Федеральный закон № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» [7] и ряд других.
Параллельно происходит детализация норм федеральных законов, направленная на их реализацию, указами Президента РФ. Среди них федеральные законы: от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» [8]; от 1 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» [9]; от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции''» [10]; от 25 февраля 2011 года № 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» [11]; от 2 апреля 2013 года № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих
государственные должности, и иных лиц их доходам''» [12]; от 8 июля 2013 года № 613 «Вопросы противодействия коррупции» [13]; от 3 декабря 2013 года № 878 «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» [14] и др.
Безусловно, что весь этот массив правовой информации продолжает свою детализацию и конкретизацию, включая процедурную, уже в актах Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. И это только федеральный уровень! В развитии федерального законодательства о противодействии коррупции в каждом субъекте действует уже свое законодательство, которое также весьма разнородно как по юридической силе соответствующих документов, субъектам их принятия,так и конкретному предмету регулирования. В конечном итоге завершается этот процесс правовой регламентации уровнем местного самоуправления и соответствующими муниципальными нормативными правовыми актами.
Таким образом, современная система законодательства о противодействии коррупции России представляет собой достаточно сложный конгломерат норм. Во-первых, она отражает федеративное устройство нашего государства и признает многоуровневость публичного управления. Во-вторых, система разновектор-на и одновременно направлена на упорядочение отношений в разных областях, например, общественных отношений, вытекающих из статуса государственных гражданских и муниципальных служащих, регламентации института конфликта интересов, института государственного (муниципального) заказа, порядка организации и проведения антикоррупционной экспертизы и др.
Однако это лишь основа системы. Законодательство о противодействии коррупции вполне закономерно имеет программно-целевой характер. 31 июля 2008 года Президентом РФ был утвержден первый Национальный план противодействия коррупции [15]. 1 апреля 2016 года Президентом РФ был утвержден уже пятый по счету Национальный план противодействия коррупции 2016—2017 годы [16]. В развитие и реализацию соответствующих пунктов национальных планов разрабатываются и корректируются планы по противодействию коррупции федеральных государственных органов. Одним из основных инструментов противодействия коррупционным проявлениям в субъектах Российской Федерации (муниципальных образованиях) является разработка и реализа-
ция региональных (муниципальных) программ противодействия коррупции. Таким образом, система законодательства о противодействии коррупции «насыщается» большим количеством программных документов разного уровня публичного управления и субъектов принятия.
Основной целью планирования является достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений в координации антикоррупционной деятельности всех органов публичного управления и институтов гражданского общества. Однако, как показала практика современного отечественного конституционного развития, предпринимаемых усилий оказалось явно недостаточно для того, чтобы принципиальным образом «переломить» ситуацию с уровнем коррупции в нашей стране. Тому свидетельство — многочисленные результаты социологических исследований, проводимых как национальными, так и международными организациями. Сложившаяся ситуация послужила причиной тому, что в утвержденной Президентом РФ 31 декабря 2015 года Стратегии национальной безопасности России [17] коррупция названа самостоятельной угрозой государственной и общественной безопасности нашего государства наряду с разведывательной и иной деятельностью специальных служб и организаций иностранных государств, деятельностью террористических и экстремистских организаций, радикальных общественных объединений и группировок, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, преступными посягательствами, направленными против государственной власти, общественной и экономической безопасности, и некоторыми другими (п. 43), а одной из главных стратегических угроз национальной безопасности в области экономики названо наличие в обществе условий для совершения коррупционных деяний (п. 56).
Таким образом, несмотря на наличие в целом сформированного обновленного законодательства о противодействии коррупции ее уровень в нашей стране фактически стагнирован. Представляется, что среди основных причин такого положения дел можно назвать несовершенство законодательства о противодействии коррупции (коллизионность правовых норм, пробельность регулирования, иная дефектность и неэффективность) и слабый процесс имплементации соответствующих антикоррупционных норм в реальной юридической практике.
Несовершенство законодательства о противодействии коррупции имеет разную причинную обусловленность, в том числе:
1) поспешность (скороспелость) принятия соответствующих норм;
2) сложность многоуровневой и разновектор-ной системы слабо систематизированного законодательства о противодействии коррупции;
3) низкие темпы приведения нижестоящих актов в соответствие с антикоррупционными нормами вышестоящих актов.
Для иллюстрации можно привести указы Президента РФ, которые были приняты с разницей в несколько лет и имеют идентичные названия. В частности, Указ Президента РФ «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции''» был принят 21 июля 2010 года за № 925 и 2 апреля 2013 года за № 309. 8 июля 2013 года принимается Указ Президента РФ № 613 «Вопросы противодействия коррупции», а 8 марта 2015 года — Указ Президента РФ № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции». Вряд ли такой подход к упорядочению соответствующих общественных отношений способствует пониманию правоприменителем общей системы законодательства о противодействии коррупции и его систематизации.
Что же касается вопроса имплементации соответствующих антикоррупционных норм в реальной юридической практике, то этот процесс сам по себе требует определенного времени. Высокодинамичное законодательство никак не способствует его ускорению, а скорее, наоборот, ставит его в режим «ожидания»: поменяться позже, когда поступит следующее изменение, чтобы «заодно».
Важнейшим инструментом выявления и искоренения недостатков в законодательстве вообще и противодействия коррупции в частности является критика. Именно от критики в значительной мере зависит степень его совершенства и эффективность реализации [18, с. 45—60].
Совершенно очевидно, что количество критических замечаний и суждений относительно правовой регламентации отечественного механизма противодействия коррупции огромно и, пожалуй, в силу объективных и субъективных причин необозримо и вряд ли подлежит точному подсчету.
Можно с уверенностью констатировать, что за последние 5—7 лет критика затронула все области антикоррупционного регулирования. Критике подвергались правовые нормы, направленные на упорядочение общественных от-
ношений, вытекающих из статуса государственных гражданских и муниципальных служащих, регламентации института конфликта интересов, института государственного (муниципального) заказа, порядка организации и проведения антикоррупционной экспертизы и др. Так, в частности, Т.В. Калинина отмечает, что в Указе Президента РФ от 2 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"» отсутствует норма, дозволяющая Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам направлять запросы в Росфинмониторинг в процессе осуществления подобного контроля, а вопросы установления порядка рассмотрения органами прокуратуры соответствующих обращений, поступивших с материалами, полученными в результате осуществления контроля за расходами, Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ [6] никак не определяет [19].
Безусловно, среди общего массива критики законодательства о противодействии коррупции львиная доля принадлежит основному закону этой сферы — Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1], поскольку именно он является организационным центром антикоррупционного законодательства нашего общества и именно он определяет вектора соответствующего противодействия.
Критическому осмыслению подвергаются и национальные планы противодействия коррупции. В частности, анализ содержания национальных планов противодействия коррупции, проведенный А.Р. Лаврентьевым, позволил установить, что подготовка проектов национальных планов противодействия коррупции осуществляется непублично; в Российской Федерации реализовано четыре национальных плана противодействия коррупции, в ходе исполнения находится пятый, однако признаны утратившими силу только два первых плана, статус (действуют либо нет) национальных планов на 2012—2013 и 2014—2015 годы не ясен; национальные планы утверждаются не заблаговременно — до начала срока, на который рассчитана их реализация, а в течение срока их исполнения; национальные планы оформлены не стандартным для планов способом, не в табличной форме, что затрудняет их восприятие; только в двух последних национальных планах конкретизированы задачи, на которые должны быть нацелены исполнители; информация о ходе исполнения и об итогах исполнения нацио-
нальных планов носит фрагментарный характер, и есть вероятность, что отчеты об их исполнении не составляются вовсе [20, с. 130—134].
Отметим, что на неисполнимость отдельных пунктов национальных планов обращают внимание не только ученые-исследователи, но и, в частности, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. В своем докладе за 2015 год Э.А. Панфилова отметила, что до сих пор в России «не принят и закон о лоббизме, тогда как его принятие предусмотрено национальным планом противодействия коррупции» [21].
Критическому анализу подвергаются и антикоррупционные программы субъектов Российской Федерации. В частности, проведенное П.А. Кабановым исследование показало, что региональные программы и планы противодействия коррупции принимаются разными субъектами: значительная доля (47%) утверждается высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 28,9% — высшими должностными лицами регионов; 18,1% — администрацией высших должностных лиц субъектов Российской Федерации; 3,6% — региональными законодательными (представительными) органами государственной власти. Финансирование отдельных антикоррупционных мероприятий происходит эпизодически, отсутствует регулярность и своевременность. Отсутствует единый подход к оценке результативности антикоррупционных программ и срокам их реализации: 44,9 % всех программ принимаются на среднесрочную перспективу (на срок около трех лет); 40,5 % — на краткосрочную перспективу (на срок до двух лет). В целом мониторинг состояния региональных антикоррупционных программ показывает, что они во многом противоречивы, а их заявленные цели являются труднодостижимыми в заявленном обозримом будущем [22].
Анализ законодательства субъектов Российской Федерации, проведенный в 2012 году под научным руководством Т.Я. Хабриевой, позволил выделить ряд проблем, связанных с регулированием вопросов противодействия коррупции на уровне субъектов Российской Федерации, а именно: превышение полномочий региональных органов государственной власти в части регламентации вопросов противодействия коррупции; дефектность норм различных видов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих меры по противодействию коррупции; дублирование положений федеральных нормативных правовых актов в актах регионального уровня;
нарушение сроков приведения законов субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством; нечеткость в определении мер, направлений, принципов противодействия коррупции. Делается вывод о том, что программы охватывают не весь спектр мероприятий, которые предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации по противодействию коррупции [23].
Таким образом, современное законодательство о противодействии коррупции России, представляющее собой большой конгломерат антикоррупционных правовых норм разного уровня публичного управления и субъектов принятия, объективно нуждается в перманентном совершенствовании. Однако даже наличие вполне совершенного законодательства о противодействии коррупции не является гарантией ее минимизации. Принятые решения должны исполняться на практике!
Важно отметить то, что современная юридическая практика противодействия коррупции в нашей стране подсказывает, как и в каком направлении следует совершенствовать соответствующее законодательство, что следует изменить, однако ответственные правотворческие органы не всегда вовремя реагируют на потребности практики, а иногда и вовсе ее не «слышат». При этом противодействие коррупции — это дорога с двусторонним движением, и никак иначе! К сожалению, в настоящее время законодательство о противодействии коррупции все еще отстает от потребностей юридической практики.
Нельзя не отметить и тот факт, что противодействие коррупции требует системного подхода и усилий только лишь органов государства здесь явно недостаточно. Полагаем, что вряд ли можно существенным образом минимизировать коррупцию без участия в этих процессах граждан (когда им выгодно решать свои проблемы при помощи взятки) и различных институтов гражданского общества.
В заключение отметим, что совершенствование законодательства о противодействии коррупции, эффективная практика его реализации и осознание населением страны необходимости сопротивления коррупционным проявлениям в различных видах требуют от государства модернизации всей системы государственного управления и местного самоуправления, направленной на искоренение причин коррупции, профилактику коррупционных проявлений, а также своевременное выявление и пресечение фактов коррупционного поведения.
Примечания
1. Собрание законодательства РФ. 2008. № 52, ч. 1, ст. 6228.
2. Собрание законодательства РФ. 2006. № 26, ст. 2780.
3. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 12, ст. 1231.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»: федеральный закон от 25 декабря 2008 г № 274-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52, ч. I, ст. 6229.
5. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федеральный закон от 17 июля 2009 г № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. № 29, ст. 3609.
6. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: федеральный закон от 3 декабря 2012 г № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 50, ч. IV, ст. 6953.
7. О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 19, ст. 2306.
8. Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: указ Президента РФ от 18 мая 2009 г № 557 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 21, ст. 2542.
9. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: указ Президента РФ от 1 июля 2010 г № 821 // Собрание законодательства РФ. 2010. № 27, ст. 3446.
10. О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»: указ Президента РФ от 21 июля 2010 г № 925 // Собрание законодательства РФ. 2010. № 30, ст. 4070.
11. О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции: указ Президента РФ от 25 февраля 2011 г № 233 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 9, ст. 1223.
12. О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»: указ Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 310 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14, ст. 1671.
13. Вопросы противодействия коррупции: указ Президента РФ от 8 июля 2013 г № 613 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 28, ст. 3813.
14. Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции: указ Президента РФ от 3 декабря 2013 г № 878 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 49, ч. VII, ст. 6399.
15. Российская газета. 2008. 5 августа.
16. О Национальном плане противодействия коррупции на 2016—2017 годы: указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 14, ст. 1985.
17. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента от 31 декабря 2015 г № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1, ч. II, ст. 212.
18. Толстик В.А., Трусов Н.А. Борьба за содержание права: монография. Н. Новгород, 2008.
19. Калинина Т.В. Правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации // Электронный научно-практический журнал «Политика, государство и право». URL: http://politika.snauka. ru/2016/07/4059 (дата обращения: 17.12.2016).
20. Лаврентьев А.Р. Национальные планы противодействия коррупции в механизме противодействия коррупции // Политико-правовые проблемы взаимодействия власти, общества и бизнеса в условиях экономического кризиса: материалы IX Международной научно-практической конференции аспирантов, преподавателей, практических работников, посвященной 80-летию Саратовской области. Саратов, 2016.
21. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год // Российская газета. 2016. 24 марта.
22. Кабанов П.А. Антикоррупционные программы субъектов Российской Федерации как средства противодействия коррупции: опыт критического анализа. URL: http://e-notabene.rU/pr/article_12103.html#66 (дата обращения: 17.12.2016).
23. Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации / науч. рук. Т.Я. Хабриева. М., 2012. URL: http:// www.izak.ru/system/files/doklad_region_24.09.pdf (дата обращения: 17.12.2016).
Notes
1. On combating corruption: federal law of 25 December 2008 № 273-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2008. № 52, p. 1, art. 6228.
2. Collection of legislative acts of the RF. 2006. № 26, art. 2780.
3. On ratification of the Convention of United Nations against corruption: federal law of 8 March 2006 № 40-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2006. № 12, art. 1231.
4. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with adoption of the Federal law «On combating corruption»: federal law of 25 December 2008 № 274-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2008. № 52, p. I, art. 6229.
5. On anti-corruption expertise of normative legal acts and drafts of normative legal acts: federal law of
17 июля 2009 № 172-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2009. № 29, art. 3609.
6. About the control of the compliance of expenses of persons holding public office, and other persons to their income: federal law of 3 December 2012 № 230-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2012. № 50, p. IV, art. 6953.
7. On the prohibition of certain categories of persons to open and operate accounts (deposits), to store cash and valuables in foreign banks located outside the Russian Federation, to own and (or) use of foreign financial instruments: federal law of 7 мая 2013 № 79-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2013. № 19, art. 2306.
8. On approval of the list of posts of Federal public service, at the substitution of which Federal state civil servants are obliged to represent data on the incomes, on property and obligations of property character, and also data on incomes, about property and obligations of property of their spouse and minor children: the decree of the President of the Russian Federation dated May
18 2009 № 557 // Collection of legislative acts of the RF. 2009. №. 21, art. 2542.
9. About the commissions on observance of requirements to office behavior of Federal state employees and settlement of conflict of interests: the decree of the President of the Russian Federation dated July 1 2010 № 821 // Collection of legislative acts of the RF. 2010. №. 27, art. 3446.
10. About measures for implementation of certain provisions of the Federal law «On combating corruption»: the decree of the President of the Russian Federation dated July 21 2010 № 925 // Collection of legislative acts of the RF. 2010. № 30, art. 4070.
11. About some questions of organization of activity of the Presidium of the presidential Council of the Russian Federation for countering corruption: the decree of the President of the Russian Federation dated February 25 2011 № 233 // Collection of legislative acts of the RF. 2011. № 9, art. 1223.
12. About measures for implementation of certain provisions of the Federal law «On control over compliance of expenses of persons holding public office, and other persons to their income»: the decree of the President of the Russian Federation dated April 2 2013 № 310 // Collection of legislative acts of the RF. 2013. № 14, art. 1671.
13. The issues of combating corruption: the decree of the President of the Russian Federation dated July 8 2013 № 613 // Collection of legislative acts of the RF. 2013. № 28, art. 3813.
14. On the office of the President of the Russian Federation on combating corruption: the decree of the President of the Russian Federation dated December 3 2013 № 878 // Collection of legislative acts of the RF. 2013. № 49, p. VII, art. 6399.
15. Rossiyskaya gazeta. 2008. August 5.
16. On the National anti-corruption plan for 2016— 2017: the decree of the President of the Russian Federation from April 1, 2016 № 147 // Collection of legislative acts of the RF. 2016. № 14, art. 1985.
17. On the national security strategy of the Russian Federation: the presidential decree of December 31 2015 № 683 // Collection of legislative acts of the RF. 2016. № 1, p. II, art. 212.
18. Tolstik V.A., Trusov N.A. The Struggle for the content of law: monograph. Nizhny Novgorod, 2008.
19. Kalinina T.V. Legal basis of corruption counteraction in the Russian Federation // Electronic scientific and practical magazine «Politics, state and law». URL:
http://politika.snauka.ru/2016/07/4059 (date of access: 17.12.2016).
20. Lavrentiev A.R. National plans of counteraction of the corruption in the mechanism of counteraction of the corruption // Political-legal problems of interaction between government, society and business in conditions of economic crisis: materials of the IX international scientific-practical conference of students, teachers, practitioners, dedicated to the 80th anniversary of the Saratov region. Saratov, 2016.
21. Report of the Commissioner for human rights in the Russian Federation in 2015: the report of the Commissioner for human rights in Russia from 24 March 2016 // Rossiyskaya gazeta. 2016. March 24.
22. Kabanov P.A. Anti-corruption programs of subjects of the Russian Federation as a means of combating corruption: the experience of critical analysis. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_12103.html#66 (date of access: 17.12.2016).
23. Analysis of the practice of implementation of programs of counteraction of the corruption of subjects of the Russian Federation / scientific director T.Ya. Khabrie-va. Moscow, 2012. URL: http://www.izak.ru/system/files/ doklad_region_24.09.pdf (date of access: 17.12.2016).