Научная статья на тему 'Об особенностях влияния межличностных отношений на состояние охраны труда на предприятиях Ж. Д. Транспорта'

Об особенностях влияния межличностных отношений на состояние охраны труда на предприятиях Ж. Д. Транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
271
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об особенностях влияния межличностных отношений на состояние охраны труда на предприятиях Ж. Д. Транспорта»

проходят обучение и проверку знаний в аттестационных комиссиях предприятий. Разработаны программы обучения рабочих и экзаменационные билеты. Инструктирование работников проводится в соответствие с требованиями нормативных документов. Разработаны программы проведения вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, инструкции по охране труда по профессиям и видам работ, службами охраны труда организован учет и выдача инструкций.

Учет и расследование несчастных случаев на производстве производится в соответствии с требованиями статей 227-23 у Трудового Кодекса Российской Федерации.

На всех предприятиях большое внимание уделяется проведению предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Все работники предприятий своевременно проходят флюорографическое обследование. Разработаны перечни контингентов лиц, подлежащих медицинским осмотрам, заключены договоры с медицинскими учреждениями, имеющими право на проведение профессиональных медосмотров, при поступлении на работу все работники, принимаемые на работу с вредными и опасными условиями труда, направляются отделами кадров на медицинское освидетельствование за счет средств предприятий. К сожалению, не на всех предприятиях имеются фельдшерские пункты, к ним относятся ОАО «Восточная верфь», ОАО «ВП Эра». Недостаточно укомплектованы цеховые аптечки. Не обучен персонал, оказывающий первую помощь.

Одной из главных проблем практически на всех проверенных предприятиях является обеспечение специальной одеждой, специальной обувью и индивидуальными средствами защиты. Многие работники не обеспечены спецодеждой в соответствии с Типовыми нормами. Приобретаемая специальная одежда и СИЗ, несмотря на имеющиеся сертификаты соответствия зачастую низкого качества и не выдерживает нормативных сроков носки, не на всех предприятиях организована стирка спецодежды.

Л.А. Васянович (ДВГТУ), Б.Ф. Лесовский (Дальрыбвтуз)

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВЛИЯНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОСТОЯНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ Ж. Д. ТРАНСПОРТА -

Железнодорожный транспорт относится к числу отраслей, где особо остро ощущаются специфичность труда и его повышенная опасность, наблюдается высокий уровень производственного травматизма. Анализ производственного травматизма по Владивостокскому отделению ДВЖД за последние пять лет показывает, что его причины достаточно многочисленны и разнообразны, рис. 1.

Рис. 1. Диаграмма основных причин травматизма

1-нарушение технологического процесса, 2-несоблюдение личной безопасности, 3-неудовлетворительная организация работ, 4-недостатки в обучении, 5-хулиганекие действия, 6-несовершен-ство оборудования, 7-нарушение ПДД, 8-нарушение трудовой дисциплины, 9-неудовлетворительное содержание территории, 10-несовершенство технологических процессов.

Из рис. 1. видно, что преобладающее количество несчастных случаев дают причины, которые полностью зависят от личного отношения работников и руководителей к мерам безопасности, т.е.

преобладает влияние межличностных отношений. Подавляющее большинство травм произошло именно по организационным причинам - 70 %. При этом личностные (психофизиологические) причины: нарушение трудовой и производственной дисциплины и недостаточный контроль над соблюдением техники личной безопасности, составляют почти 20 %, то есть, практически каждая пятая травма. На рис. 2. показана структура участия предприятий Владивостокского отделения в общем числе несчастных случаев.

к 7

■у, :у Рис. 2. Диаграмма травматизма по предприятиям Владивостокского отделения ДВЖД

• 1-дистанции пути (31%), 2- депо вагоноремонтные и локомотивные (31%), 3-дистанции электроснабжения (12%), 4-дистанции гражданских сооружений (11%), 5-жедезнодорожные станции (6%), 6-автобаза (6%), 7- дистанции связи (3%).

Наиболее травмоопасными участками Владивостокского Отделения ДВЖД являются дистанции пути и ремонтные депо. Так как во всех депо отделения работают более 5000 человек, а в дистанциях пути почти 3500 человек, то можно сделать вывод, что около половины работников отделения трудятся на участках, где имеются худшие показатели производственного травматизма. Среди коллективов железных дорог и организаций железнодорожного транспорта Российской Федерации пассажирское хозяйство олицетворяет работу всего пассажирского комплекса дороги и требует особого вниманий.

В нашей работе рассматриваются вопросы влияния межличностных отношений на состояние безопасности труда на крупном предприятии железнодорожного транспорта - Пассажирском вагонном депо Владивосток, структурном подразделении Дальневосточной региональной дирекции по обслуживанию пассажиров, которое входит в состав ОАО «РЖД» и находится в оперативном подчинении Владивостокского отделения ДВЖД.

Пассажирское вагонное депо Владивосток предназначено для проведения ремонта пассажирских вагонов, единой технической ревизии, текущего отделочного и безотцепочного ремонта вагонов, а также для экипировки всех поездов прибывающих в депо и ежегодно готовит более 400 вагонов - приводит в соответствие с санитарными и эксплуатационными нормами, включая ремонт внутреннего оборудования и отделки вагонов. Ежедневно в депо работают порядка 500 человек, в том числе административно - управленческий персонал - около 80 человек.

Производственная сфера предприятия включает в себя основное и вспомогательное производство: цехи, участки и отделения, непосредственно связанные с выполнением технологического процесса и выпуском готовой продукции и производственно-технический отдел (ПТО), службы (отделы) главного механика и главного энергетика, осуществляющие обслуживание и ремонт оборудования, зданий, сооружений и инженерных сетей; инструментальное отделение, выполняющее изготовление, ремонт и заточку инструментов, изготовление приспособлений и оснастки. Административный аппарат осуществляет техническое, хозяйственное и административное руководство работой предприятия и включает различные отделы. Производство в депо построено по бесцеховой структуре - все производственные участки возглавляют мастера, подчинённые непосредственно начальнику депо. Структура производственных участков депо построена по двум принципам: предметному -когда производят работы по ремонту одного изделия и оборудование закрепляется за деталями ц сборочными единицами объекта ремонта и технологическому - где выполняются однородные работы (механические, кузнечные) и через одно и то же оборудование проходят различные детали, обрабатываемые по одной технологии.

Главный инженер депо и зам. начальника депо обеспечивают планирование и оперативное управление работой всех производственных комплексов, а также административное и оперативное руководство подразделениями комплекса подготовки производства.

Система управления охраной труда Пассажирского вагонного депо Владивосток основана на принципе трёхсту пенчатого контроля за состоянием охраны труда.

Организация работы и ответственность за состояние охраны труда, соблюдение законодательства о труде, положений, правил и норм возлагается на начальника, главного инженера и заместителей начальника по кругу их обязанностей, которые осуществляют разработку и внедрение организационно-технических мероприятий по охране труда, анализ травматизма и профилактические меры по ликвидации причин травм и т.д.

Организационно-методическое руководство работой по охране труда осуществляют инженеры по охране труда. Оперативное руководство инженерами по охране труда, инструктором производственного обучения осуществляет главный инженер. Вся работа по охране труда проводится в контакте и по согласованию с профсоюзным комитетом и государственным отраслевым инспектором на железнодорожном транспорте. Применяются два вида контроля за состоянием охраны труда: ступенчатый (административно-общественный) и общественный.

Таблица I

Регламент проведения контроля ___

Наименование подразделения 1 ступень контроля 2 ступень контроля 3 ступень контроля

Исполнитель Периодичность Исполнитель Перио дич-ность Исполнитель Периодичность

Участки и подразделения дирекции на станции расположения дирекции Бригадиры, мастера смен, осмотрщики, уполномоченные по охране труда Ежедневно в течение рабочего дня (смены) Старшие мастера, мастера, совместно с уполномоченными по охране труда Два раза в месяц Начальник, его заместители, главный инженер депо Один раз в месяц в соответствии с графиком

Подразделения дирекции линейные Бригадиры, уполномоченные по охране труда Ежедневно в течение рабочего дня(смены) Начальник совместно с уполномоченными по охране труда Два раза в месяц Начальник, его заместители, главный инженер Согласно графику, но не реже одного раза в три месяца

Практическое обеспечение безопасности при проведении технологических процессов и эксплуатации технических систем во многом определяется действиями не только руководителей и инженеров, которые должны постоянно осуществлять контроль условий труда, и оценивать уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов, но и всеми другими работниками.

Эффективность управления промышленной безопасностью и охраной труда, как единой системной функцией всех процессов деятельности, не может быть обеспечена без рассмотрения системы взаимосвязей целевых функций, обеспечивающих комплексность всех взаимодействующих элементов. К этим целевым функциям относят: функцию, направленную на достижение результата, функцию организации, функцию обеспечения и функцию развития.

В этой постановке становится достаточно очевидной, хотя и требует дополнительного исследования, необходимость разработки проблемы соответствия организационной структуры межличностным отношениям её персонала к, самое главное, выявление существующих противоречий в этой деятельности. Особую актуальность эта проблема имеет для открытой, неравновесной и динамической системы, какой является система обеспечения безопасных и здоровых условий производственной деятельности. Значительная неопределенность, характерная для этих отношений, повышает степень риска и ответственности за принимаемые решения, как

руководителей, так и исполнителей, объективно требует необходимой организованности и обеспечения требований к психологическим и психофизиологическим качествам персонала.

Пассажирское вагонное депо Владивосток, в силу специфики функционирования, условий труда, уровня технической эстетики и эргономики, является той сферой деятельности, где влияние социально — экономических факторов в значительной степени сказывается на основные показатели работы, особенно качественные. Сложность такой постановки заключается в том, что управление промышленной безопасностью и охраной труда - слабо структурированная, смешанная система, которая содержит как количественные, так и качественные элементы, причем последние, относящиеся именно к проблеме охраны труда, на современном этапе не доминируют. При этом нельзя забывать, что известные процедуры оперативного управления и, в особенности, охраной труда, основаны на приемах, в которых недостаточно упорядочена логическая процедура поиска решения. В своем большинстве это методы интуитивных догадок, в лучшем случае основанные на прошлом опыте и типовых схемах решения вопросов охраны труда без учета социальных последствий и экономических потерь. Все чрезвычайные происшествия выявили, что наиболее подверженным авариям звеном в системе управления деятельностью является человек. Поэтому безопасность должна обеспечиваться на всех уровнях и органически входить в саму организацию деятельности, а каждый человек должен быть заинтересованным, т. е. иметь мотивацию поддерживать уровень охраны труда на должном уровне. В целом, эти направления исследований по охране труда показывают целесообразность формирование общей тенденции структуризации объекта и субъекта исследований на базе аппарата системного анализа.

Изложенное выше указывает на комплексный характер проблем охраны труда, которые невозможно рассматривать по отдельности - необходим системный подход на основе синтеза различных аспектов изучения производственной деятельности, а также внешних условий среды и в первую очередь личностных качеств работников.

Анализ структуры деятельности различных предприятий выявил достаточно высокое влияние личностных качеств работников на эффективность деятельности и, особенно, в вопросах охраны труда и техники безопасности. Изучение структуры деятельности и основных производственных задач в разных подразделениях Пассажирского вагонного депо Владивосток, позволит определить комплекс требований к психологическим и психофизиологическим качествам (наряду с профессиональными) работников разных структурных подразделений. На основе полученных данных можно составить профессиограммы для отделов и цехов Пассажирского вагонного депо, определить ценные для успешного выполнения функций по вопросам промышленной безопасности психологические качества.

В целях подробного анализа психологического портрета команды управления необходимо провести корреляционный анализ личностных психологических профилей всех членов этой группы с начальником депо и главным инженером, а также между собой. На основании полученных результатов обследования команды управления, выделяются референтные группы, личностный профиль которых практически полностью совпадает с профилем начальника депо и в полярных направлениях по своим личностным качествам, сотрудничество которых в рамках одного предприятия, а также их взаимоотношения в структуре системы «руководитель - подчиненный» могут быть несколько затруднены и они должны быть переведены в другие рамки.

Изучение актуального состояния персонала структурных подразделений на основе многопрофильной компьютерной психодиагностической методики и результаты психодиагностического обследования руководителей, позволяют определить присущие им следующие личностные качества:

1) зрелость - спокойный, реально оценивающий обстановку; ,

2) действия на основе практического опыта;

3) трезвость - оценивает вещи по достоинству, не обольщаясь их внешней привлекательностью; ; / ^ .

4) реалистичность - правильно оценивает свои шансы;

5) практичность - стремится добиться в своих делах конкретного полезного результата;

6) сила - сохраняет упорство и хладнокровие в экстремальных ситуациях;

7) организованность - распоряжается своими возможностями в соответствии с планом;

8) ответственность - старается избежать просчета в делах;

9) выраженное стремление к лидерству.

Таким образом, мы имеем «типовой» психологический портрет руководителя, способного управлять большим и сложным предприятием, а также отвечающего во многом всем требованиям, предъявляемым к эталонному («модельному») типу руководителя производственного предприятия: спокойного, реально оценивающего обстановку, организованного, готового на оправданный риск.

Согласно выявленной специфики управления деятельностью Пассажирского вагонного депо Владивосток и требованиям, предъявляемым к менеджеру высшего звена, можно рекомендовать следующие характеристики оптимального «модельного» руководителя:

1) реактивность,

2) изобретательность и восприимчивость к новым идеям;

3) высокий интеллект и творческий потенциал;

4) целеустремленность;

5) способность к лидерству (создавать эффективные рабочие группы); - 7 :

6) увлеченность и способность убеждать членов коллективов; . •,.

7) рациональность, умение правильно оценивать шансы; 5 ^

8) сильная, выносливая нервная система (сохранять упорство и хладнокровие в экстремальных ситуациях);

9) организованность;

10) реалистичность.

Приведенные поведенческие качества «модельного» руководителя в разной степени генетически детерминированы. Основные из них - организованность, реалистичность, склонность к лидерству - по известным на сегодня мировым данным, весьма существенно генетически детерминированы. Существующие научные факты свидетельствуют об их 100% генетической детерминации. Предлагаемое обследование сотрудников депо и интерпретация полученных результатов основывается на научных принципах психологического тестирования, разработанных в современной зарубежной и отечественной тестологии и широко используемой в развитых странах, при решении проблем профотбора и подбора персонала.

Как правило, в реальной экономике, ни один человек не отвечает полностью необходимым требованиям успешной деятельности, но вся группа в целом может отлично дополнять друг друга по принципу комплементарности. В этой связи, профессионально важные качества, выявленные согласно основным требованиям составленной для данного уровня профессиограммы, должны быть положены в основу построения «модельного» профиля, которому будет соответствовать сотрудник соответствующего структурного подразделения.

Для более полного анализа состояния кадров был проведен корреляционный анализ личностных шкал «модельного» профиля и усредненного профиля всех сотрудников. Обобщенному психологическому портрету характерны следующие черты: ,

1) высокое чувство ответственности;

2) дисциплинированность; ¿ ~

3) способность объективно оценивать себя и окружающих;

4) способность сохранять упорство и хладнокровие при достижении поставленной цели;

5) умение следить за изменениями в ситуации;

6) умение учитывать существенные элементы задачи; ' ^

7) более бдительное отношение к окружающим; . ^ ^ , ;

8) более смелое и самостоятельное поведение;

9) развитие большей творческой фантазии при выполнении нестандартной задачи.

10) организованность; -

11) ответственное отношение к делу; ^ ; ^ ^

12) обязательность; ч

13) настойчивость и терпеливость в достижении цели. ■

Заключение. . - •-:..■..

Таким образом, охрана труда и безопасность производственных процессов достигается профессиональным отбором, обучением, проверкой их знаний и навыков безопасного труда в соответствии с требованиями к личностным качествам работника, измеряемым в настоящей работе с помощью 16-факторного опросника Р. Капелла. Допуск лиц к постоянной или временной работе рекомендуется производить только после положительного заключения медицинской комиссии по

требованиям к психологическим и психофизиологическим качествам. Принимаемый в штат сотрудник должен показать хорошее совпадение с теоретически вычисленным «модельным» профилем.

Работник также должен обладать способностью к обучению, восприимчивостью к проверке знаний, стажировкам и всем видам инструктажей (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) проводимых в соответствии с ГОСТ 12.0.004 и Положением об организации обучения и проверки знаний по охране труда на железнодорожном транспорте.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Завязкин В-Ф., Котов Б.В. Безопасность труда на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве. Справочник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 2003 - 223 с.

2. Лощин и н A.B., Сибаров Ю.Г., Терешин B.C. Охрана труда на железнодорожном транспорте: Справочная книга. М.: Транспорт, 2007 - 287с.

H.A. Бану, И.Г. Лисицкая

РАЗВИТИЕ ПРИБОРНОЙ БАЗЫ ЭКОЛОГО-АНАЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА

Одним из основных направлений выполняемых ДВГТУ научных и прикладных исследований является экоаналитическое обеспечение экологически безопасного функционирования природного и промышленного комплекса Дальнего Востока. На сегодняшний день ДВГТУ, в содружестве с другими природоохранными организациями региона, подготовлена база для обеспечения химико-аналитических работ (приборная, метрологическая и кадровая).

Проведенный анализ и опыт работы ДВГТУ убедительно показали, что «слабым местом» экоаналитического контроля Дальневосточного региона является мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, контроль за газовыми выбросами предприятий. По многим объективным причинам воздуху, как объекту окружающей среды, не уделялось в регионе достаточного внимания. Кроме того, воздушная и газовая среда является одним из наиболее трудных объектов анализа, с которым имеет дело аналитическая химия. Сложность подобных анализов объясняется следующими причинами:

- воздушная и газовая среда - наиболее динамичная, малоустойчивая система; -

- предъявляются особые требования к отбору и подготовке проб для анализа; ' >

- воздух является многокомпонентной смесью загрязнителей, содержащих множество токсичных веществ, относящимся к химическим соединениям различных классов;

- концентрации вредных веществ, попадающих из различных источников загрязнения в атмосферный воздух, находятся на уровне следовых количеств или микропримесей;

- загрязненный воздух представляет собой содержащую значительные количества влаги лабильную систему, неустойчивую вследствие постоянного изменения метеорологических условий и химического взаимодействия загрязнителей;

-значительные трудности встречает анализ микропримесей неустойчивых, легкогидролизующихся и реакционноспособных загрязнителей (например, агрессивных неорганических газов, пероксиацетилнитрата и его производных и т.п.), а также твердых частиц и жидких аэрозолей.

Поэтому для подобных анализов необходимы селективные и высокочувствительные аналитические методы, обладающие высокой разрешающей (разделительной) способностью и позволяющие проводить экспрессное определение загрязнителей. Однако использование современных методик и развитие новых подходов к решению аналитических проблем требует возможности приобретать современное оборудование, ведь именно оно позволяет увеличивать экономичность, пропускную способность, расширять возможности детектирования и идентификации (иначе определяемые как экспрессность, чувствительность и селективность).

К сожалению, приходится констатировать, что приборный парк природоохранных аккредитованных лабораторий Приморского края давно не обновлялся, и имеющееся в лабораторях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.