Научная статья на тему 'ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МИФОЛОГИИ'

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МИФОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современный миф / мифология / мировоззрение / пессимизм / магия / modern myth / mythology / worldview / pessimism / magic

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зинченко Татьяна Елисеевна

В статье автор ставит перед собой задачу исследовать особенности мифа, сформировавшегося в современной России в молодежной среде. При этом миф понимается в духе неклассической науки как своеобразное моделирование мира. Тема актуальна, поскольку без понимания мировоззренческих ориентиров невозможно осмыслить современную социокультурную ситуацию. Новизна исследования заключается в том, что миф рассматривается не как суеверия, заблуждения, ошибочное мнение, а как некая целостная конструкция, посредством которой человек воспринимает окружающий мир. Результатом исследования стали выводы о том, что главной особенностью современного мифа является его разрушающее воздействие на человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FEATURES OF MODERN RUSSIAN MYTHOLOGY

In the article, the author sets himself the task of exploring the features of the myth that has been formed in modern Russia among the youth. At the same time, the myth is understood in the spirit of non-classical science as a kind of modeling of the world. The topic is relevant, because without understanding the worldview guidelines it is impossible to comprehend the current socio-cultural situation. The novelty of the study lies in the fact that the myth is not considered as superstition, delusion, erroneous opinion, but as a kind of integral structure, through which a person perceives the world around him indirectly. The result of the study was the conclusion that the main feature of the modern myth is its destructive effect on a person.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МИФОЛОГИИ»

УДК 140.8

Зинченко Татьяна Елисеевна

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МИФОЛОГИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет водного транспорта", ФГБОУ ВО "СГУВТ", ул. Щетинкина, 33, г. Новосибирск, 630099, Россия,

кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры философии, истории и права,

Религиозная организация — духовная образовательная организация высшего образования "Новосибирская православная духовная семинария Новосибирской Епархии Русской Православной Церкви", Военный городок, 127, г. Обь, 633103, Россия, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин.

Аннотация. В статье автор ставит перед собой задачу исследовать особенности мифа, сформировавшегося в современной России в молодежной среде. При этом миф понимается в духе неклассической науки как своеобразное моделирование мира. Тема актуальна, поскольку без понимания мировоззренческих ориентиров невозможно осмыслить современную социокультурную ситуацию. Новизна исследования заключается в том, что миф рассматривается не как суеверия, заблуждения, ошибочное мнение, а как некая целостная конструкция, посредством которой человек воспринимает окружающий мир. Результатом исследования стали выводы о том, что главной особенностью современного мифа является его разрушающее воздействие на человека.

Ключевые слова: современный миф, мифология, мировоззрение, пессимизм, магия. Zinchenko Tatyana Eliseevna

ON THE FEATURES OF MODERN RUSSIAN MYTHOLOGY

Siberian State University of Water Transport ul. Schetinkina, 33, Novosibirsk, Russia,

PhD in Cultural Studies, docent the department of Philosophy, History and Law,

Novosibirsk Orthodox Theological Seminary of the Novosibirsk Diocese of the Russian Orthodox Church, Voyennyy gorodok, 127, g. Ob', 633103, Russia, head Department of Humanities. t.e.zinchenko@List.ru

Abstract: In the article, the author sets himself the task of exploring the features of the myth that has been formed in modern Russia among the youth. At the same time, the myth is understood in the spirit of non-classical science as a kind of modeling of the world. The topic is relevant, because without understanding the worldview guidelines it is impossible to comprehend the current socio-cultural situation. The novelty of the study lies in the fact that the myth is not considered as superstition, delusion, erroneous opinion, but as a kind of integral structure, through which a person perceives the world around him indirectly. The result of the study was the conclusion that the main feature of the modern myth is its destructive effect on a person.

Keywords: modern myth, mythology, worldview, pessimism, magic.

Более тридцати лет назад в нашей стране произошел слом существовавшей системы ценностей. В нынешней России, несмотря на возрождение православия, насаждаются ценностные установки и модели поведения, плохо согласующиеся с христианским мировоззрением. И хотя в Конституции РФ декларируется, что никакая идеология не может быть государственной, реально же утверждается бездуховная идеология, своеобразный социал-дарвинизм, согласно которому «выживает сильнейший». Смена мировоззренческих ориентиров самым негативным образом отразилась на самочувствии большей части представителей старшего поколения, многие так и не смогли приспособиться к изменившейся социокультурной ситуации.

О том, как воспринимает сложившуюся обстановку в обществе современная молодежь в глубинном, метафизическом смысле, исследователи задумываются редко, лишь отмечают, что современное молодое поколение по своим ценностным ориентирам, мировоззрению значительно отличается от поколения людей, получивших воспитание еще в советский период.

Отправной точкой исследования является убеждение, что в молодежной среде в настоящее время сложилась своеобразная мифология, представляющая собой защитную реакцию на невозможность рационального осмысления, происходящего в мире в условиях переизбытка информации, на отсутствие внятных целей развития государства и пр., которая помогает человеку адаптироваться в непростом мире. Материалом послужили личные наблюдения, проводившиеся на протяжении двух десятилетий в процессе преподавания в различных вузах г. Новосибирска.

Для начала необходимо прояснить, что будем иметь в виду под мифом. В настоящий момент существует две противоположных трактовки феномена мифа. Первая сложилась в эпоху Просвещения, но до сих пор является наиболее распространенной, по сути, доминирующей в массовом сознании. Согласно ей, миф представляет собой результат работы дологических форм сознания, это своего рода сказка, выдумка, продукт безудержной фантазии человека. Согласно второму подходу, «миф есть базовая культурная универсалия» [5], миф неуничтожим, его существование в культуре связано с особенностями человеческого сознания, это своеобразное моделирование мира. Миф является обязательным элементом культуры, он не исчезает с возникновением науки и философии, а меняет форму и содержание, поэтому классический миф как сказание о богах и героях представляет собой лишь частный случай мифа в широком смысле. Такое понимание мифа сложилось в XX в., в таком ключе о нем писали Э. Кассирер, К.Г. Юнг, К. Хюбнер и др. Особо стоит отметить концепцию А. Ф. Лосева, изложенную им в «Диалектике мифа». В этом произведении философ показал, что миф неразрывно связан с реальной жизнью, более того, он есть «подлинная и максимально конкретная реальность» [1, с. 37]. Философ различает относительную и абсолютную мифологию. Абсолютной мифологией для Лосева является «только тайна Пресвятой Троицы» [7], остальные относительны. «Диалектика мифа» является своего рода исповеданием веры православного мыслителя и христианина.

Таким образом, будем исходить из того, что мир всегда воспринимается сквозь призму определенной мифологии, от нее зачастую зависят оценки реальности, ее интерпретации.

Итак, попытаемся понять, как воспринимает мир поколение молодых людей, современных студентов, родившихся в третьем тысячелетии. Большую роль в их жизни играют всевозможные развлечения: компьютерные игры, социальные сети, позволяющие оставаться на связи с друзьями где угодно и когда угодно, и многое другое. Может показаться, что молодые люди жизнерадостны и полны оптимизма, но не иллюзия ли это? Это поколение людей, которые живут только здесь и сейчас, будущее для большинства из них проблематично.

Основа мировоззрения человека формируется в детстве, таким образом, у нынешних студентов оно закладывалось уже в эпоху интернета и мобильных телефонов, новых форм общения. В условиях нестабильности, отсутствия внятных теоретических объяснений реальности возникла новая мифология, являющаяся мировоззренческим ядром молодого поколения. Причем если для старшего поколения эта мифология явилась альтернативой предыдущему мировоззрению, сформированному еще в советское время, и была возможность выбора, то молодые оказались лишены какой-либо альтернативы. Современная мифология формируется как отклик на потребность человека приспособиться к окружающей действительности, которая подается так, что кроме ужаса ничего внушить не может.

В настоящий момент большое внимание со стороны государства уделяется патриотическому воспитанию, но трудно проникнуться величием страны, когда все достижения, о которых рассуждают, остались в прошлом, а в настоящем видятся только провалы. А у человека есть глубоко укорененная в его душе потребность гордиться культурой своей страны, ее до-

снижениями, культурой не в смысле музейных экспонатов, а тем, что творится и воспроизводится здесь и сейчас.

В последний период существования СССР советская историография была подвергнута резкой критике, прозвучали упреки в необъективности, идеологической ангажированности, появились новые интерпретации хорошо известных исторических событий. В результате прошлое России, как оно было подано с «объективной» точки зрения, могло внушить только негативные чувства: колониальная политика, тоталитарный строй, репрессии, полное отсутствие каких-либо достижений и т. п. Мрак, беспросветность, угнетение... Естественно, таким образом поданное прошлое не может служить опорой, неким фундаментом, на котором можно было бы приступить к строительству будущего. Да и образы будущего отсутствуют. Заметим, что коллективное будущее народа формируется как некоторая идеологическая конструкция, в которую каждый индивид вписывает свой план действий, свою модель будущего. С отказом от идеологии наше государство отказалось и от моделирования будущего. Поэтому жители России оказались в весьма неприятном положении. Ужас позади, ужас впереди — что может быть страшнее... Чтобы выжить, нужно сочинить иллюзию, закрыться ею от ужасающей реальности. Здесь напрашивается параллель с античностью. Вспомним, в чем Ф. Ницше увидел причину возникновения в Древней Греции пантеона олимпийских богов. Как известно, до него античная культура воспринималась как праздничная, вырастающая из оптимистического мирочувствия. Ницше опровергает столь упрощенную трактовку древности. По его мнению, в основе мироощущения древнего грека лежало чувство бессмысленности существования, что нашло отражение в легендах и преданиях. «Ходит стародавнее предание, что царь Мидас долгое время гонялся по лесам за мудрым Силеном, спутником Диониса, и не мог изловить его. Когда тот наконец попал к нему в руки, царь спросил, что для человека наилучшее и наипредпочтительнейшее. Упорно и недвижно молчал демон; наконец, принуждаемый царем, он с раскатистым хохотом разразился такими словами: «Злополучный однодневный род, дети случая и нужды, зачем вынуждаешь ты меня сказать тебе то, чего полезнее было бы тебе не слышать? Наилучшее для тебя вполне недостижимо: не родиться, не быть вовсе, быть ничем. А второе по достоинству для тебя — скоро умереть» [3, с. 66].

Чтобы выжить в условиях бессмысленности бытия, были выдуманы олимпийские боги. Если «меланхоличные этруски» не смогли превозмочь трагизма бытия, прекратили свое существование, греки, благодаря своему «изобретению», не только выжили, но и создали великолепную культуру. Эта культура, как полагает Ницше, создавалась под воздействием двух противоборствующих начал: апполонического и дионисийского.

Боги современных мифов — это не прекрасный Аполлон и не восхитительный в своей необузданной естественности Дионис. Современных «богов» называют звездами, а главным поставщиком мифов современного человека является интернет с различными сервисами, в которых речь идет отнюдь не о прекрасных жителях Олимпа. Нынешние «боги» — это всевозможные блогеры, стримеры, шоумены и др. Если в Древней Греции из противостояния, напряжения создавалась великая культура, изумительные образцы которой до сих пор вдохновляют художников и поэтов, то в современной мифологии эти два начала сблизились до полного отождествления, в силу отсутствия напряжения в культуре она стремительно приходит к упадку, а создаваемые произведения «искусства» оказываются демонстративно антиэстетичны. В самой среде интернет есть понимание, что современные миф в информационной среде имеет схожие черты с архаичной мифологией, поскольку формируются внерациональными процедурами, десакрализованы и зачастую не осознаются своими носителями таковыми.

Такого рода мифологическое мировоззрение неизбежно создает трудности для восприятия научных знаний. Рациональность принимается в той мере, в какой не разрушается основа подобного мирочувствия. Здесь уместно вспомнить историю о судьбе теоремы Пифагора. Теорема была им засекречена по причине того, что не согласовывалась с принятым в пифагорейском союзе орфико-мифологическим представлением о мире. Б. Рассел

это прокомментировал следующим образом: «К несчастью для Пифагора, эта теорема сразу же привела к открытию несоизмеримости, а это явление опровергало всю его философию» [4, с. 48]. Таким образом разрушалось представление о соразмерности, гармонии мира: иллюзорного мира упорядоченной красоты.

Однако обратимся к современному восприятию истории и времени. Е.М. Мелетинский указывал, что потребность в мифе возникает в связи со страхом перед историей. Заметим, что исследователь, говоря о мифе, имел в виду миф архаический. Поскольку в настоящий момент в России прошлое демонизировано, а образ будущего отсутствует, единственной реальностью является настоящее, воспринимаемое сквозь призму мифологем, а потому осознаваемое как должное. Поэтому критика настоящего означает для такого мировоззрения подрыв основ бытия, какие-либо проекты будущего также недопустимы, поскольку не укоренены в мифе. Остановить мгновение, жить здесь и сейчас, быть вечно молодым — вот философия современности. Как видим, в отношении истории современная мифология близка архаической.

Сознание древнего грека было крайне антиисторичным, с точки зрения О. Шпенглера «... в сознании эллина все прожитое, не только свое личное прошлое, но и всякое другое, немедленно превращалось в миф» [8, с. 43]. Не проводя параллелей с античностью, опираясь на личные наблюдения, современные авторы пишут нечто аналогичное применительно к современности: «... события, выходящие за пределы индивидуальной жизни, чаще всего воспринимаются как мифологические, сродни осаде Трои или скитаниям Одиссея» [6, с. 12]. Подобный антиисторический настрой нашего общества полностью уничтожает способность объективно и беспристрастно анализировать собственное прошлое. Современное мифологическое сознание требует вождя, и не случайно так популярна фигура Сталина, являющая образ и идеального вождя, и мифического героя одновременно. Но это не исторический персонаж, с присущими человеку слабостями, сомнениями, динамикой становления.

Апполоническое начало выдвигает два непременных требования к человеку: «Познай самого себя» и «Сторонись чрезмерного». Императив сторониться чрезмерного в положительном смысле означает соблюдение меры. В современной жизни это проявилось в торжестве посредственности. Это мы можем наблюдать и на экранах телевизоров, и в повседневной жизни. Яркие одаренные люди, наделенные неординарными качествами, повсюду вытесняются. Это, к сожалению, проявляется и в студенческой среде, где терпимо относятся к старательным, усидчивым студентам, но нестандартность мышления, самостоятельность в суждениях всячески подавляются.

Самопознание в рамках подобного мирочувствия необходимо лишь в той мере, в какой оно позволяет и помогает соблюдать меру, но с самим собой лучше не встречаться, не знать той душевной глубины, на дне которой «поселился хаос». Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы не заглянуть внутрь себя, нельзя оставаться наедине с собой: музыка, книга, что угодно, только не бездна собственной души.

Все яркое, талантливое, а тем более, гениальное, подавляется, вытесняется на периферию, так как в нем видят угрозу существованию социума, то есть срабатывает инстинкт самосохранения.

Современная мифология, выросшая на российской почве, глубоко антинациональна. Причина кроется, по-видимому, в том, что ее питательной почвой является отрицание народной культуры, попрание национальных святынь, своеобразная карнавализация, осмеяние отечественных традиций, и касается это не только и не столько фольклора. Так, на государственном уровне отрицаются сложившиеся в советский период научные традиции, значение научных школ, преемственности научных идей сведено к нулю.

Архаическое мифологическое сознание связано с магией. Факт увлечения современных людей магией лежит на поверхности и, казалось бы, не требует каких-то изощренных

методик исследования. Чтобы понять степень распространения магических практик, достаточно посмотреть объявления в газетах, в интернете и других информационных источниках.

Но особенности ментальных установок современного человека таковы, что и наука воспринимается как магическая практика. Заметим, что зарождающийся в Новое время новый тип науки был тесно связан с магией, т. е. граница между магией и наукой подвижна, как на основе магических ритуалов может вырасти стройная научная система, так и наоборот, научное знание приобретает ореол магии, мифического знания. Не претендуя на научную точность, хочу поделиться некоторыми выводами из своих наблюдений. Не секрет, что используемый в настоящий момент математический аппарат чрезвычайно сложен, для расчетов с успехом используют вычислительную технику, и, за исключением небольшого числа специалистов, мало кто задумывается о смысле применяемых в различных науках громоздких формул, они воспринимаются, скорее, как ритуальные заклинания, когда, проделав последовательно все действия, можно получить искомый результат, который воспринимается, скорее, как чудо. Это же относится и к компьютерным программам. Если раньше, в советских технических вузах студенты изучали языки программирования, благодаря чему каждый мог самостоятельно составить простейшую программу для расчета своей задачи, то сейчас предмет информатики предполагает обучение пользователей, которые используют готовые программы, не подозревая, кто и каким образом их составляет. Программирование — это скорее эзотерическое знание, доступное небольшому числу посвященных.

Как видим, миф, который сложился в молодежной среде в современной России, в целом деструктивен. Если по мысли А.Ф. Лосева «абсолютная мифология есть персонализм» [1, с. 222], то современный миф разрушает человеческую личность, не способствует развитию творческого начала в человеке. Кроме этого, он иррационален, антиисторичен, глубоко пессимистичен, связан с магическим восприятием действительности. Эти параметры необходимо учитывать при разработке культурных стратегий противодействия негативным влияниям на современную молодежь.

Библиография

1. Лосев А. Ф. Диалектика мифа / Сост., подг. текста, общ. Ред. А.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкого. — М.: Мысль, 2001. — 558 с.

2. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. — М.: Вост. Лит., 2006. — 407 с.

3. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. Рождение трагедии из духа музыки. — М.: Мысль, 1990. 829 с.

4. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск: НГУ, 1997. — 815 с.

5. Ставицкий А. В. Эпистемология неклассической мифологии: предварительные итоги // Социодинамика. 2021. — № 12. — С. 32-41.

DOI: 10.25136/2409-7144.2021.12.36401

URL: https://nbpublish.com/library read article.php?id=36401

6. Соловей Т., Соловей В. Не вскриком, а всхлипом // Лит. Газета. — 2010. — № 4 (6259).

7. Фриауф В. А. Абсолютная и относительная мифология А. Ф. Лосева // Изв. Саратов. Унта. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. — 2017. — № 4.

URL: https://cyberleninka.rU/article/n/absolyutnaya-i-otnositelnaya-mifologiya-a-f-loseva

8. Шпенглер О. Закат Европы. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 640 с.

References

1. Losev A.F. Dialectics of myth / Comp., prep. Text, general. Red A.A. Takho-Godi, V.P. Troitsky. M.: Thought, 2001. 558 p.

2. Meletinsky E.M. Poetics of myth. M.: Vost. Lit., 2006. 407 p.

3. Nietzsche F. The birth of tragedy from the spirit of music // F. Nietzsche. Works in 2 vols. Vol. 1.; Per. with him. M.: Thought, 1990. 829 p.

4. Russell B. History of Western Philosophy. Novosibirsk: NGU, 1997. 815 p.

5. Stavitsky A.V. Epistemology of non-classical mythology: preliminary results // Sociodynamics. 2021. No. 12. P. 32-41.

DOI: 10.25136/2409-7144.2021.12.36401

URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36401

6. Solovey T., Solovey V. Ne vskrikom, a vskhlipom // Lit. gazeta, 2010, № 4 (6259).

7. Friauf V.A. Absolute and relative mythology of A.F. Losev // Izv. Sarat. University Nov. ser. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2017. No. 4.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n7absolyutnaya-i-otnositelnaya-mifologiya-a-f-loseva

8. Shpengler O. Zakat Yevropy. Rostov n/D: Feniks, 1998. 640 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.