Научная статья на тему 'Об особенностях синтетизма мышления Ф. Листа'

Об особенностях синтетизма мышления Ф. Листа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
983
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИНТЕТИЗМ / SYNTHETISM / СИНЕСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / SYNAESTHETIC PERCEPTION / Ф. ЛИСТ / ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО / PIANO CREATIVITY / F. LISZT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Посохова Ольга Александровна

В статье рассматривается синестетическое восприятие Ф. Листа как основа формирования синтетизма мышления композитора. Затрагиваются некоторые аспекты влияния синестетического восприятия на его фортепианное творчество: оформление музыкальных произведений, их образный строй, своеобразие мелодики, гармонии, фактуры, формообразования, жанровые особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On peculiarities of sintetizm F.Liszt''s thinking

The article deals with Liszt′s synaesthetic perception as the basis of the composer′s synthetism thinking. It is concerned with certain aspects of the impact which the synaesthetic perception had on his piano works: their music design, imagery, originality of melody, harmony, texture, shape, and genre features.

Текст научной работы на тему «Об особенностях синтетизма мышления Ф. Листа»

ТВОРЧЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 78.072.2

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СИНТЕТИЗМА МЫШЛЕНИЯ

Ф. ЛИСТА

О.А. Посохова

Дальневосточная государственная академия искусств, Владивосток

o.posohova@mail.ru

В статье рассматривается синестетическое восприятие Ф. Листа как основа формирования синтетизма мышления композитора. Затрагиваются некоторые аспекты влияния синестетического восприятия на его фортепианное творчество: оформление музыкальных произведений, их образный строй, своеобразие мелодики, гармонии, фактуры, формообразования, жанровые особенности.

Ключевые слова: синтетизм, синестетическое восприятие, Ф. Лист, фортепианное творчество.

Ф. Лист — один из выдающихся новаторов своей эпохи. Неустанные художественные поиски композитора, его стремление к синтетизму способствовали созданию индивидуального стиля, оказавшего влияние на композиторов конца XIX — начала XX веков.

Формированию синтетизма музыкального творчества Ф. Листа способствовали многие факторы — стилевые особенности романтизма, эстетические позиции композитора, его отношение к национальным традициям и т. д. Существенную роль в этом процессе имело синестетическое восприятие мира.

Одной из предпосылок формирования у композитора правополушарного (синестетического) мышления было великолепное владение инструментом1. Разви-

1 По мнению Е. Царёвой, инструмент стал для композитора «средством общения, языком речи, убеждения, театральной сценой драматурга и режиссера, резцом ваятеля, кистью живописца»

тие фортепианной техники способствовало выработке сенсорных условных рефлексов, открывающих «перспективы искусственного обострения тех или иных видов чувственности»2. В результате этого Ф. Лист стал воспринимать более ярко все, «что воздействует на непосредственные ощущения»: цвет, звук, ритм, форму, «способность видеть собственное, индивидуальное, не затерянное понятиями бытие любого предмета»3.

Синестетичность мышления Ф. Листа

обусловила стремление к «слитному», «еди-

(Царёва Е.М., Зенкин К.В. Франц Лист. Облик художника в контексте эпохи // Европейская музыка XIX века. Польша. Венгрия. — М.: Композитор, 2008. — С. 236). Не случайно фортепианные произведения были своего рода «лабораторией», в которых Ф. Лист осуществлял свои художественные поиски.

2 См.: Коляденко Н.П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств. — Новосибирск: Наука, 2003. — С. 39.

3 См. там же. — С. 18.

ному», что получило наиболее яркое претворение в концепции объединения''. Она мыслилась композитором в широком смысле: не только как объединение художников и деятелей искусств всего мира, но и собственно синтетизм искусств.

Установка «на изначальную целостность»5 способствовала непосредственному симультанному чувственному акту, где не было членения на ощущение, восприятие, эмоцию, а порою и на «осознание смысла объекта»6. Ф. Лист не раз отмечал, что во время прослушивания или исполнения музыкальных сочинений у него появляются зрительные представления произведений живописи, скульптуры или архитектуры. По словам композитора, когда он глядел на произведения изобразительного искусства, в его памяти всплывали сочинения литературы. В одном из писем Ф. Лист писал: «Рафаэль и Микеланджело помогли мне понять Моцарта и Бетховена; Иоанн из Пизы, Фра-Беато, Франча разъяснили мне Аллегри, Марчелло и Палестрину; Тициан и Россини — это звезды, светящие нам одним и тем же светом. Колизей и Кампо-Санто

4 Данная проблема прослеживается уже в ранних опубликованных циклах статей Ф. Листа: «О положении художников и об условии их существования в обществе» (1835), «Путевые письма бакалавра музыки» (1835—1839). Даже «Письма бакалавра музыки» представляют собой объединенные под общим названием статьи-письма, адресованные Ж. Санд, Л. Роншо, М. Шлезингеру, А. Пикте, Г. Гейне, Л. Массару, Ж. д'Ортигу, Г. Берлиозу (См.: Мильштейн Я. Ф. Лист. - М.: Музыка, 1970. -Т. 1. - С. 199, 753).

5 См.: Зайцева М. Актуальность эстетико-фи-лософского анализа синестетического восприятия с позиций исторического и классификационного подходов // Вестник МГУКИ. - 2010. -№ 4. -

С. 49.

6 См.: Галеев Б.М. Что такое синестезия: мифы или реальность. - Казань: Институт «Прометей», 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://synesthesia.prometheus.kai.ru/mif_r.htm.

совсем не так чужды героической симфонии и реквиему, как это обыкновенно думают. Данте нашел себе отголосок в живописи - у Орканья и Микеланджело; со временем, быть может, он найдет его и в музыке, в каком-нибудь Бетховене будущего»7.

Синестетическое восприятие отражено во многих аспектах жизни и творчества композитора: в неотделимости жизненного пути от творческого, в универсальности мышления8, в «энциклопедических» знаниях в разных областях искусства9 (литературе, скульптуре, живописи и др.).

Национальная принадлежность Ф. Листа к той или иной культуре также сыграла свою роль в становлении его синесте-тического мышления. В творчестве композитора отсутствует резкая грань между «венгерскими и "инонациональными" произведениями»10, переплетаются интонационно-стилевые компоненты венгерской, французской, немецкой и других культур. Причиной подобного «сплава» стали «венгерское детство, парижская юность, проведенные в Германии зрелые годы плюс впечатления, почерпнутые во

7 Цит. по: Мильштейн Я. Указ. соч. - С. 228229.

8 Идея универсального и гармоничного развития художника была обусловлена синестетическим восприятием композитора, поскольку она призывала не только ко всестороннему развитию личности творца, но активизации всех его ощущений.

9 Исходя из указанных принципов, Ф. Лист определил для себя черты идеальной личности: сильный человек, наделенный «незаурядной волей, способностью к могучим деяниям и богатым внутренним содержанием в его всеобъемлющем диапазоне (высокие помыслы, мощь интеллекта, тонкость эмоциональных реакций)» (См.: Демченко А.И. Ференц Лист: вехи эволюции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: narod.ru/lizstdem.htm).

10 См.: Друскин М. Ференц Лист // История

зарубежной музыки. - СПб.: Композитор, 2002. -Вып. 4. - С. 180-181.

время гастролей в ряде других стран, включая Россию»11.

Синтетизм мышления композитора обусловил многоканальность кодирования информации, что способствовало яркому внешнему оформлению сочинений Ф. Листа, отражающему взаимодействие различных видов искусства. Музыкальные сочинения включают в себя несколько модальных рядов: звуковой (собственно нотный текст), зрительный (предпосланная картина), вербальный (поэтический эпиграф, заголовок или подтекстовка). Автор не только давал своим произведениям названия, но часто предпосылал эпиграфы — отрывки текстов, взятых из литературы. Композитор специально заказывал художникам картины, полагая, что они (вместе с литературными эпиграфами) помогут наиболее полно раскрыть замысел его сочинений. Особый интерес вызывают авторские ремарки, которые Ф. Лист часто делал на картинах. Это были своего рода «девизы», например: «Один за всех и все за одного». Оформляя свои музыкальные сочинения при помощи живописных иллюстраций и дополняя их поэтическими текстами, Ф. Лист в первую

очередь воздействовал на высшие синесте-

12

тические «модальности»: слух и зрение .

11 См.: Демченко А.И. Указ. соч.

12 В синестезии взаимодействуют пять принципиально равноправных чувств. Несмотря на это, «в классической эстетике сложилось устойчивое суждение о неравноправности ощущений», которые делятся на высшие — зрение (^эиэ), слух (аи&Шэ) и низшие — обоняние (э^асШэ) и вкус (¿изШэ); осязание (£ас1и) чаще всего относят низшим чувствам, но иногда причисляют и к высшим. Критериями такого разграничения являются объективность или субъективность; способность к обобщениям (См.: Коляденко Н.П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств. — Новосибирск: Наука, 2003. — С. 35; Коляденко Н. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства ХХ века). — Новосибирск: Ново-

Синтетизм мышления оказал влияние на преобладание программной музыки. Программа была неотъемлемым элементом художественного замысла музыкальных сочинений Ф. Листа. Она не только вдохновляла автора на творчество, но и делала сочинения «доступными» для публики. Поэтическое слово влияло на восприятие смысла, активизируя «все разновидности художественной

13

условности»13, которая «придает художественным образам черты тропов»14, что давало композитору возможность приблизить слушателя к пониманию смысла его сочинений. Ф. Лист ощущал музыку «как высказывание», «передачу смысла», как «конкретный интонационно-выразительный акт», поэтому, как отмечает К. Зенкин, стремился «создать бессловесный образ звучащего слова», в соз-

15

дании которого помогала программа15. Поэтическое слово в инструментальной музыке могло присутствовать в разных формах: в виде программных подзаголовков, в качестве поэтического эпиграфа или прозаического предуведомления к произведениям, как подстрочный текст (подтекстовка), который был выписан на

сибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2005. — С. 52).

13 См.: Коляденко Н.П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств. — Новосибирск: Наука, 2003. — С. 56.

14 По Н. Коляденко, тропы — это направление восприятия «от понятийности в сторону невербальных способов образования художественного смысла» (См.: Коляденко Н.П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств. — Новосибирск: Наука, 2003. — С. 56).

15 См.: Зенкин К. Пути развития позднероман-

тической фортепианной миниатюры // Форте-

пианная миниатюра и пути музыкального романтизма. - М.: Знание, 1997. - С. 130-158.

протяжении всего сочинения (например, в пьесе «Канцонетта Сальватора Розы»), но реально не звучал.

Синтетизм мышления отразился на образном строе произведений Ф. Листа. Наиболее характерными для композитора являются «романтически окрашенная героика», восторженно-экстатическая и скорбная лирика, как и противостоящие им скепсис и ирония («мефистофельское начало»16). Артистизм, фантастическая виртуозность, картинность образов привели, по мнению А. Демченко, к театральности сочинений Ф. Листа. Исследователь отмечает, что композитору «удалось претворить многообразную шкалу состояний и настроений с их свободными, гибкими переходами от одного к другому» благодаря «яркому тематическому рельефу и превосходной мелодической пластике», «концентрированности мысли»17. Тесно переплетаясь, соединяясь друг с другом в одном произведении, образы создают особый «сплав», представленный в идее двой-ничества. Так, образы Фауста и Мефистофеля, темы Любви и Смерти в сочинениях Ф. Листа представлены как разные грани одного целого.

Стремление Ф. Листа максимально задействовать различные ощущения за счет синтетизма различных видов искусства сказалось на фактуре и гармоническом языке сочинений композитора. Ф. Лист стремился к живописности, изобразительности, что приблизило его сочинения к полотнам художников эпохи Возрождения18 и романтизма. М. Дру-

16 См.: Протопопов Вл. Сонатная форма в западноевропейской музыке 2-й половины XIX века. - М.: Музыка, 2002. - С. 3-4; 15-55.

17 См.: Демченко А.И. Указ. соч.

18 Полагаем, что обращение композитора к искусству эпохи Возрождения не было случайным.

скин и Е. Царева считают, что в изобразительном искусстве Ф. Лист находил не только источник творческого вдохновения, но и стремился сделать неотъемлемыми качествами музыки живописность, скульптурность и графичность. Для этого композитор не просто воплощал соответствующие образы, но и отыскивал «возможности для создания в самой композиции и фактурном облике пьесы эквиваленты картине или скульптуре (выделено Е. Царевой)»19. Звукоизобрази-тельный эффект усиливала, по мнению

A. Демченко, виртуозность творчества Ф. Листа20, связанная «с интенсивнейшим развитием красочной стороны изложения материала»21. Показательной в этом отношении является пьеса «Фонтаны виллы д'Эсте». Устремленные вверх фигурации графически напоминают брызги фонтана, а стремительные пассажи тридцать вторых имитируют журчание воды.

Особая роль в «живописности» сочинений Ф. Листа принадлежала гармонии. У Ф. Листа она ассоциировалась с цветом в живописи22, поэтому способствовала созданию новой красочно-звуковой палитры его сочинений. Так, уменьшенный септаккорд имел мрачные, «темные»

B. Андреева отмечает, что именно с данной эпохи стало интенсивно развиваться «живописное» начало (См.: Андреева В.А. Взаимодействие музыки с другими видами искусства // Вестник МГУКИ. -2012. - № 1. - С. 249).

19 См.: Царева Е. Указ. соч. - С. 253.

20 По мнению А. Демченко, виртуозность Ф. Листа включает «роскошный декор пышно расцвеченной фактуры, обволакивающее кружево колорированных фигураций, "жемчужные" россыпи и нарядные звуковые гирлянды, орнаментику инструментальных рулад и фиоритур» (См.: Демченко А.И. Указ. соч.).

21 Мильштейн Я. Указ. соч. - С. 375.

22 См.: Демченко А.И. Указ. соч.

цвета (в основном композитор применял его в образах шторма, бури); хоральные мажорные аккорды в высоком регистре ассоциировались с чем-то светлым, «священным», идеальным; увеличенное трезвучие - со сказочными и фантастическими образами.

Синестетичностьвосприятия мира способствовала особому отношению композитора к жанрам. Ф. Лист сравнивал жанры с разнообразными видами животных и растений. Автор писал, что подобно им жанры в искусстве также «рождаются», «умирают», «скрещиваются», появляются новые виды и т. д.: «При посредстве скрещения и слияния возникают новые, дотоле неизвестные жанры, которые, разрываясь и смешиваясь в свою очередь с другими, идут навстречу своему закату, совершенно так же, как и в животном и растительном царстве исчезают целые виды и взамен их появляются новые»23. Это объясняет стремление композитора выйти за рамки уже существующих жанров, создавать новые жанры путем «смешивания» уже известных и т. д. При этом Ф. Лист полагал, что «смешение» жанров должно быть оправдано поэтической идеей произведения. В творчестве композитора ведущую роль занимал жанр поэмы, сложившийся в литературе. Известно, что Ф. Лист создал жанр симфонической поэмы. Принципы поэмности (наличие программы, опора на литературный сюжет, особенности формообразования: стремление к одночастности, наличие цикличности и т. д.) он применял в других жанрах - сонате, фантазии, фортепианных миниатюрах и т. д.

Таким образом, главная особенность синтетизма мышления Ф. Листа заклю-

23 Цит. по: Мильштейн Я. Указ. соч. — С. 375.

чается в идее объединения, ведущей предпосылкой формирования которой явилась синестетичность восприятия мира. Тенденция к синтетизму определила эстетические позиции композитора, особенности его мышления, музыкального языка, отношение к программе, жанрам, форме и образам, а также выразилась в стремлении к целостному, непосредственному и многоканальному оформлению работ.

Литература

Андреева В А. Взаимодействие музыки с другими видами искусства / В. А. Андреева, Р.Г. Аб-дулатипов // Вестник МГУКИ. - № 1 (45) январь-февраль. — 2012. — № 1. — С. 247-250.

Талеев Б.М. Что такое синестезия: мифы или реальность / Б.М. Галлеев; Институт «Прометей»; Web-мастер И. Корнилова, Р. Сайфул-лин. — Казань: Институт «Прометей», 2006 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// synesthesia.prometheus.kai.ru/mif_r.htm.

Демченко А.И. Ференц Лист: вехи эволюции / А.И. Демченко; сост. Г. И. Ганзбург, под общей ред. Т. Б. Веркиной // Григорий Ганзбург (музыковед). — Харьков: Каравелла, 2002 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// hansburg.narod.ru/lizstdem.htm.

Друскин М. Ференц Лист / М. Друскин, А.Зорина // История зарубежной музыки. — Изд. 3-е. — М.: Музыка, 1967. — 4. Вып. — С. 180— 242.

Зайцева М. Актуальность эстетико-философ-ского анализа синестетического восприятия с позиций исторического и классификационного подходов / М. Зайцева, Р.Г. Абдулатипов // Вестник МГУКИ — 2010. — № 4. — С. 48—54.

Зенкин К.В Пути развития позднеромантиче-ской фортепианной миниатюры / К.В. Зенкин; МГК. им. П.И. Чайковского // Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. — М.: Знание, 1997. — С. 130—158.

Коляденко Н.П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств: учеб. пособие для студентов

теоретико-композиторского факультета консерватории / Н.П. Коляденко, А.В. Русанов; НГК (академия) им. М.И. Глинки. - Новосибирск: Наука, 2003. - 258 с. прилож.

Коляденко Н.П. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства ХХ века) / Н.П. Коляденко; науч. ред. Е.Г. Гуренко; под общ. ред. Н.И. Коноваловой. - Новосибирск: НГК (академия) им. М.И. Глинки, 2005. - 392 с.

Мильштейн Я. Ф. Лист / Я. Мильштейн, А. Ортенберг. - Изд. 2-е, расшир. и доп. - М.: Музыка, 1970. - 1 т. - 864 с.

Протопопов Вл. Сонатная форма в западноевропейской музыке 2-й половины XIX века / Вл. Протопопов, В. Панкратова. - М.: Музыка, 2002. - 134 с., нот.

Царёва Е.М. Франц Лист. Облик художника в контексте эпохи / Е.М. Царёва, К.В. Зен-кин // Европейская музыка XIX века. Книга первая. Польша. Венгрия. - М.: Композитор, 2008. - С. 229-263.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.