УДК 781.1
С. Н. Лосева
СИНЕСТЕТИЧНОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ИРКУТСКОГО КОМПОЗИТОРА А. ТЕПЛЯКОВА
дной из важных проблем современного музыкознания является подход к восприятию музыкальных текстов с помощью синестезии или межчувственных связей в психике. Синестетичность -системное свойство художественного мышления, способное интегрировать средства музыкальной выразительности и представлять объемное видение воспринимаемых образов. Н. Коляденко [2-4] в своих исследованиях поставила одной из задач обнаружение скрытых внутрихудожественных механизмов как смыслопорождающих кодов в художественном творчестве, с помощью которых происходит формирование невербального чувственно-смыслового поля.
Автор выстраивает научную систему на основе нескольких базовых понятий: синестезии как психического механизма межчувственных ассоциаций, синестетичности как «системного свойства невербального художественного мышления, определяемого наличием в нем интермодальных ассоциаций» [3, с. 9], и ассоциативного синестети-ческого механизма, который наполняет полимодальной энергетикой формирование беспредметных образов в музыке и смежных искусствах [Там же].
Продолжая изучение синестетичности в музыкальном мышлении, в своем исследовании мы отмечаем взаимосвязь структурных компонентов музыкальной одаренности (музыкальность, духовность, креативность, интеллект) и синестезии [5]. Рассмотрим практический анализ синестетического подхода к созданию и восприятию музыкального текста на примере творчества иркутского композитора А. Теплякова.
Культурные традиции иркутской музыкальной жизни опираются на старейшие и разнообразные жанры. На концертных площадках города музыкальные произведения иркутских композиторов вносят особый колорит и имеют огромное значение в развитии художественной культуры Ир-
© С. Н. Лосева, 2018
кутска. И. Алексеева [1] в размышлениях о творчестве Анатолия Теплякова пишет, что профессия композитора самая загадочная, и для создания шедевров современной музыки необходим напряженный ежедневный труд. Обратимся к биографическим данным А. Теплякова, подтверждающим факт музыкальной одаренности и целеустремленности композитора.
Тепляков Анатолий Иннокентьевич родился 25 сентября 1952 г. в Иркутской области в с. Каменка Боханского района. В детстве, в возрасте пяти лет, случилась трагедия - после тяжелой болезни композитор потерял зрение. Отвлекая ребенка от появившегося недуга, отец Анатолия приобрел для ребенка гармонь. Юный композитор довольно быстро освоил азы игры на гармони, разучивая на слух полонез Огинского. Дальнейшее образование А. Тепляков получил в Иркутской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Музыкально одаренного мальчика заметили, и вскоре Толя уже играл в оркестре на кларнете. Однако не забывал и про гармонь, познакомившись с ее родственником - баяном. Затем на достаточно высоком уровне (слепым методом) освоил фортепиано.
Изучение нотной грамоты давалось ребенку очень сложно: сначала нужно было обучиться чтению по Брайлю (система знаков в виде выпуклых точек на бумаге, которые считывают, ощупывая кончиками пальцев). Но целеустремленность композитора победила, и в период окончания школы в журнале «Советский школьник» появляется первое произведение собственного сочинения А. Теплякова - его «Кадриль». А после окончания восьмилетки он поехал в сопровождении родителей учиться в музыкальное спецучилище для незрячих и слабовидящих музыкантов в Курске.
В Курском музыкальном училище студенты, по словам Теплякова, очень много занимались. В течение дня занятия музыкой за инструментом занимали в среднем
О
по 11 часов. После окончания училища с отличием, в 1973-1975 гг. композитор работал в Каменском сельском доме культуры в хоре русской народной песни и эстрадном коллективе.
Музыкальная одаренность композитора была отмечена: с 1975 г. Анатолий Иннокентьевич проходит обучение в Новосибирской государственной консерватории в классе композиции. С 1975 г. по настоящее время он работает с творческими коллективами Иркутского регионального отделения Всероссийского общества слепых.
В настоящее время Тепляков Анатолий Иннокентьевич - заслуженный работник культуры Российской Федерации; лауреат иркутского областного конкурса «Молодость. Творчество. Современность» (1987); лауреат второй премии (первая премия не была присуждена) Четвертого международного конкурса им. С. Прокофьева (Санкт-Петербург, 2003). Анатолий Иннокентьевич неоднократно награжден: призом лучшему пианисту года — фестиваль «Студенческая весна» (1979); премиями специального международного конкурса композиторов (Чехия): 1988 - две третьих премии (за струнный квартет, прелюдию и фугу); 1997 - вторая премия (за «Триптих для органа»); первой премией международного конкурса «Композитор и фольклор» (2005).
Основное направление творчества композитора - музыкальная архаика и авангард. Среди сочинений автора музыка симфоническая: «Автопортрет» (кинофантазия в семи частях для камерного оркестра, ударных и духовых); вокально-хоровая (три хоровых кантаты для смешанного и женского хоров; вокальный цикл на стихи Анны Ахматовой; произведения на стихи поэтов Марка Сергеева, Анатолия Ко-бенкова, Владимира Скифа, Геннадия Гай-ды и др.); камерная (струнный квартет, пьесы для струнных, фортепианная музыка); произведения для оркестра русских народных инструментов; сочинения для баяна, балалайки, аккордеона и гитары; музыка к спектаклям (Иркутского драматического театра им. Н. П. Охлопкова -«Антигона», «Пигмалион»; Иркутского театра юного зрителя им. А. Вампилова -«Старший сын», «Белая скрипка», «Мо-розко»; мелодекламация «Пьяный корабль» на стихи Артюра Рембо) и киномузыка («Сын вождя», «Тайный советник»).
Не афишируя свою синестетическую программу и не являясь официально причисленным к композиторам-синестетам, А. Тепляков мыслит глубоко синестетично. Так, о возникновения музыки в его творчестве А. Тепляков сказал следующее: «Я не просто слышу музыку повсюду: в кроне деревьев, колеблемых ветром, в проводах, с которых падают капли дождя, в скрипе снега, - я еще и "вижу" ее... причем в цвете. Может быть, это звучит несколько примитивно, но для меня каждая тональность по-своему как бы окрашена. Как белый свет, который содержит в себе семь невидимых глазом и различимых только через призму цветов... Как там у поэта: "Я мечтаю - это не секрет. Быть простым. Простым, как белый свет. Белый свет, по мненью знатоков. Распадается на семь цветов". Так и ноты. Их тоже семь, но, выстраиваясь в различных комбинациях, они могут создавать неисчислимые по разнообразию звуковые ряды... Музыка для меня - это что-то совершенно особенное. Живое. Чем-то напоминающее радугу. Это цветное небесное коромысло, связующее разные края умытого дождем неба...» [6, с. 44-45].
Не режиссеры и сценографы, а он сам программирует цветовую гамму для декораций спектаклей, эмоциональную окрашенность восприятия инструментальных и вокально-хоровых произведений, характеры героев в киномузыке. Как отмечает Л. Пухнаревич [Там же], очень яркой, оригинальной по складу получилась музыка фортепианного цикла (Семь фортепианных пьес для восьми рук). В цикле автор продемонстрировал высокопрофессиональное владение композиторской техникой, опираясь на современные средства музыкальной выразительности - интересные ладовые последовательности, яркие гармонические обороты, авторские приемы развития мелодических линий. На Четвертом международном конкурсе им. С. Прокофьева в 2003 г. за этот цикл А.Тепляков был награжден дипломом лауреата второй премии. В состав жюри конкурса входили очень известные композиторы - Родион Щедрин и Андрей Петров.
В современной музыкальной синестети-ке одной из основных проблем является понимание музыкального текста. С синесте-тической точки зрения текст может быть трактован как пространство, в котором происходит процесс образования смыслов на
основе межчувственных связей. В процесс образования музыкальных смыслов вплетаются интермодальные синтезы, на основе которых создается воспринимаемый образ текста [4]. Синестетический анализ позволяет интерпретировать процесс формирования смысла текста в единстве вертикального и горизонтального охвата. Вертикальный (одновременный) охват способен создавать целостный визуально-простран-ственный гештальт музыкального образа, а горизонтальный фиксирует возникновения межчувственных ассоциаций в последовательном музыкальном восприятии.
Синестетический метод интерпретации музыкальных текстов представляет интеграцию синестетических координат музыкального звучания: аудиальных, визуальных и кинестетических перцептивных признаков [Там же]. Стоит обратить внимание на то, что такие произведения А. Теплякова, как фортепианный цикл «Заметки из "Сетевого дневника"» (25 пьес для детей и юношества), кинофантазия «Автопортрет» (в семи частях для камерного оркестра, ударных и духовых), детский сборник песен для детей «Одуванчик» (10 песен для детей) имеют синесте-тическую окрашенность и приемлемы для описания синестетических координат в их интерпретации.
Выразительность музыкальных произведений фортепианного цикла «Заметки из "Сетевого дневника"» пробуждает в исполнителе не только музыкальный интерес, но и интерес к их программному содержанию. Некоторые пьесы раскрывают свое духовное содержание (№ 1 «Духовный стих», № 8 «Светлый праздник», № 19 «Рождественская»), интерес к истории (№ 9 «Зимнее солнце», № 20 «Китайцы»), размышление о природе (№ 17 «Золотые рыбки», №22 «Веселые дельфины», № 21 «Капельки»), фантастические образы русских сказок (№ 6 «Ведра», № 7 «Сани - в лес по дрова», № 18 «Печь - к царю!!!», № 24 «Дворец») и детские впечатления («Маленькие кокетки», № 12 «Игра в мяч»), особенности технологии фортепианной игры. Цикл построен по принципу сопоставления минорных (нечетные) и мажорных (четные) пьес. Минорные, как правило, выражают сосредоточенное внутреннее состояние, мажорные, напротив, — внешнюю объективность мира. Кроме того, цикл строится по тональностям кварто-
квинтового круга (№ 1, 2 — ля минор, ля мажор; № 3, 4 - ре минор, ре мажор и т. д.). При этом одновременно с внешними программными образами в пьесах цикла можно обнаружить отчетливые межчувственные связи, позволяющие уточнить их смысловые нюансы.
Связь аудиальных перцептивных признаков с кинестетическими рассмотрим на примере пьесы из цикла «Ведра» (Проделки Емели). Фантастические образы сказочного героя Емели и волшебной Щуки воплощены в исполнении желания главного героя: «Чтобы ведра сами домой пошли!». Музыкальный образ передвижения ведер сопровождается неуверенным «перетапты-ванием» восьмых длительностей, переменностью размера, метрической неопределенностью (синкопы, пунктирный ритм), контрастной сменой динамических оттенков. Сопоставление различных регистровых звучаний музыкального материала определяет приоритет фактурно-фонического уровня и дополняет создание характерного двига-тельно-пластического образа в этой трехстрочной пьесе.
Для более глубокого прояснения музыкального текста далее предложим изложение межчувственной визуализации пьесы «Золотые рыбки» из рассматриваемого цикла. Визуальное отражение характера произведения в аккомпанементе с помощью тремолирующих шестнадцатых в высоком регистре создает звукопространственную среду, изображающую журчание веселого, звонкого ручейка и плеск прозрачной, кристально-чистой, студеной воды. А на фоне бурлящих шестнадцатых ровными протяжными половинными длительностями сверкают октавными форшлаговыми всплесками интонации золотых рыбок. Появляясь то в среднем, то в высоком регистрах, они вызывают отчетливые межчувственные ассоциации с движением рыбок, которые, блестя золотыми чешуйками, словно выпрыгивают из воды. Текучий темп (ремарка композитора «текуче q = 96»), полиметрич-ность секстолей и триолей, звон форшлагов и акцентов, октавные всплески в мелодии, бурлящий поток тридцать вторых длительностей, динамический эффект cresc. и dim. взаимосвязаны со звукопространственным полотном вертикали-горизонтали и близос-тью-удаленностью звуковой плоскости.
В качестве примера кинестетических перцептивных признаков, связанных с лег-
костью, невесомостью, тактильно-темпера-турными признаками [4], рассмотрим пьесу «Капельки» из цикла «Заметки из "Сетевого дневника"». Это небольшая пьеса с очень ярким образным кинестетическим эффектом. Пластически-линеарные характеристики развития мелодической линии выражают восходящее ступенчатое движение вверх и вниз мотивов в быстром темпе, полиметрических фигур, синкоп, триолей, звучащих в различных регистрах в октав-ном изложении с 1епи1ю.
В «Автопортрете» синестетичность музыкального текста взаимосвязана с музыкальными образами, отражающими ноты легкой грусти, противоречивость интонаций напряженной борьбы, философские размышления и психологические характеристики. Сборник песен для детей «Одуванчик» представлен десятью песнями: «Бюро прогнозов», «Песенка домовенка», «Песня о школе», «Одуванчик», «Тук-тук-тук», «Песенка о капусте», «Морская вода», «Песня об Иркутске», «Родина», «Жаворонок», отражающими детский мир впечатлений и восприятий. Указанные произведения имеют визуально-графические, визу-ально-живописные и кинестетические координаты: объемность, плотность, массивность, красочность звучания в пьесах «Бюро прогнозов», «Песенка домовенка», ♦Песня о школе», «Тук-тук-тук», «Песня об Иркутске», «Родина», «Жаворонок», цветовые характеристики в пьесах «Одуванчик», «Песенка о капусте», «Морская вода». Межчувственные нюансы помогают реализовать оригинальные конструктивные идеи композитора, имеющее большое значение для музыки авангарда.
В синестетическом аспекте представляет интерес «Триптих для органа». Реализация синестетического восприятия осуществляется в создании мысленных визуальных гештальтов. Слушатель ощущает загадочный виртуальный мир в стремительном движении с неожиданными паузами. Узорчатая фактура, извилистая линия мелодии своей орнаментикой создают эффект абстрактной созерцательности. Музыкальная ткань держит в напряжении и заставляет работать мысль слушателя. Такое визуальное восприятие целостного гештальта способствует первичной интерпретации смыслового поля музыкального образа и служит средством удержания и сохранения его глубинного смысла.
Воплощение синестетического подхода можно проследить и в киномузыке А. Теп-лякова. В этом направлении можно отметить работы композитора в музыкальном оформлении документальных фильмов «Сын вождя» (Владивосток, 1998) и «Тайный советник» (Иркутск, 2017). Премьера документального фильма «Тайный советник» о градоначальнике Иркутска Иване Хаминове состоялась 16 сентября 2017 г. на канале «Россия 1». Музыку к документальному фильму об одном из самых влиятельных иркутских купцов XIX в. Иване Степановиче Хаминове (знаменитом как своим предпринимательским талантом, так и щедростью: он потратил на благотворительность, пожалуй, половину своего огромного состояния) предложили написать А. Теплякову.
В музыкальном материале к фильму «Тайный советник» можно обнаружить межчувственные связи со сценическим образом. По мнению композитора, он создал музыкальный образ человека «с суровым, как сибирская природа, характером, и в то же время, именно сибирская природа, какой бы суровой она ни была, делится своими несметными богатствами с нуждающимися в них людьми» [7]. На основе синестетического метода возможно установить общий эмоциональный знак сценического и музыкального образов, поскольку поступательное развитие сюжета сопровождается эмоциональным откликом музыкального звучания. Присутствующий в киномузыке сплав сценического ряда со звуковым, который осуществляется интермодальным синтезом визуальных и акустических компонентов, способствует созданию в документальном фильме яркого и запоминающегося образа.
Таким образом, в предпринятом исследовании были освещены вопросы, связанные с синестетичностью в творчестве иркутского композитора А. Теплякова. На проанализированном материале мы стремились показать, что синестетичность является свойством, которое присуще музыкальным текстам в творчестве композитора и предполагает ее осмысление с точки зрения межчувственных связей.
Синестетический подход в исследовании творчества А. Теплякова проявляется при включении отдельных процедур синестетического анализа, способствующего переносу акцента с внешней программности на глу-
бинные смысловые нюансы анализируемого текста. Он позволяет охватить широкий спектр стилевых явлений в творчестве композитора, в которых активизированы фактурные приемы, ладовые и гармонические обороты, особенности развития мелодических линий, вызывающие визуально-живо-
писные и двигательно-пластические образы. Такой подход реализует обусловленное спецификой музыкальной одаренности композитора глубинное «видение» музыки как «световой призмы» в его инструментальной, вокально-хоровой музыке, музыке к спектаклям и кинофильмам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева И. Анатолий Тепляков: «Создает музыку время, мне остается только ее записать» // Копейка. - 2004. - № 27. - URL: http://samih.narod.ru/tepl27/tepl27.htm (дата обращения: 09.07.2004).
2. Коляденко Н. П. Музыкальность как неакустический феномен // Сиб. муз. альм. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2000. - С. 28-34.
3. Коляденко Н. П. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства XX века). - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2005. - 392 с.
4. Коляденко Н. П. Проблемы музыкальной синестетики. - Новосибирск: Новосиб. гос.
консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2015. - 160 с.
5. Лосева С. Н. Взаимосвязь музыкальной одаренности и синестезии // Вестн. муз. науки. - 2018. - № 2. - С. 20-25.
6. Сквозь магический кристалл // Сборник статей о творчестве композиторов Прианга-рья / Сост. Л. В.Янковская. - Иркутск, 2007. - 82 с.
7. Шпикалов В. Симфония жизни Анатолия Теплякова // Мои года. - 2017. - URL: http://moi-goda.ru/sudbi-liudskie/simfoniya-zhizni-anatoliya-teplyakova (дата обращения: 20.07.2017).
REFERENCES
1. Alekseeva I. Anatoly Teplyakov: «Time creates music, I just have to write it down». Kopejka [Kopeika], 2004, (27). Available at: http://samih.narod.ru/tepl27/tepl27.htm (Accessed 09 July 2004).
2. Kolyadenko N. P. Musicality as a non-acoustic phenomenon. Sibirskij muzykalnyj almanakh [Siberian musical almanac]. Novosibirsk, 2000, pp. 28-34.
3. Kolyadenko N. P. Sinestetichnost muzykalno-khudozhestvennogo soznaniya (na materiale iskusstva XX veka) [The synesthetic nature of musical and artistic consciousness (on the material of 20th century art)]. Novosibirsk, 2005. 392 p.
4. Kolyadenko N. P. Problemy muzykalnoj sinestetiki [Problems of musical synesthesia]. Novosibirsk, 2015. 160 p.
5. Loseva S. N. Interrelation of musical endowments and synesthesia. Vestnik muzykalnoj nauki [Journal of musical science], 2018, (2): 20-25.
6. With the Magic Crystal. Sbornik statej o tvorchestve kompozitorov Priangariya [Collection of articles about the work of the composers of the Angara region]. Irkutsk, 2007. 82 p.
7. Shpikalov V. Symphony of the life of Anatoly Teplyakov. Moi goda [My years], 2017. Available at: http://moi-goda.ru/sudbi-liudskie/simfoniya-zhizni-anatoliya-teplyakova (Accessed 20 July 2017)
Синестетичность в творчестве иркутского композитора А. Теплякова
В статье описывается подход к восприятию музыкальных текстов с помощью синестезии или межчувственных связей в психике. Выстраивается научная система несколь-
Synesthetic Irkutsk composer A. Teplyakov
The article describes an approach to the perception of musical texts with the help of synaesthesia or inter-sensory connections in the psyche. A scientific system of several basic concepts is built on the basis of
ких базовых понятий на основе исследования Н. Коляденко. Рассматривается практический анализ синестетического восприятия музыкального текста на примере творчества иркутского композитора А. Теплякова. Раскрываются основные биографические данные композитора. Основное направление творчества композитора - музыкальная архаика и авангард. Среди сочинений автора: музыка симфоническая, вокально-хоровая, камерная, произведения для оркестра русских народных инструментов, музыка к спектаклям и киномузыка.
В статье устанавливается, что, наряду с внешними программными образами, в произведениях Теплякова можно обнаружить отчетливые межчувственные связи, позволяющие уточнить их смысловые нюансы. Синестетичность мышления композитора представлена в семи фортепианных пьесах для восьми рук, фортепианном цикле «Заметки из "Сетевого дневника"» (25 пьес для детей и юношества), кинофантазии «Автопортрет» (в семи частях для камерного оркестра, ударных и духовых), детском сборнике песен для детей «Одуванчик» (10 песен для детей). В синестетическом аспекте представляет собой интерес «Триптих для органа». Воплощение синестетического подхода можно проследить в киномузыке А. Теплякова «Сын вождя», «Тайный советник».
Ключевые слова: синестетичность, межчувственные связи, композитор А. Тепляков, творчество иркутских композиторов.
N. Kolyadenko's research. The practical analysis of the synesthetic perception of the musical text is considered on the example of creativity of the Irkutsk composer A. Teplyakov. Describes the basic biographical data of the composer. The main direction of the composer's work is musical archaism and avant-garde. Among the author's compositions: symphonic music, vocal-choral, chamber music, works for the orchestra of Russian folk instruments, music for performances and film music.
In the article it is established that, along with external program images, Teplyakov's works can reveal distinctive inter-sensory links, which make it possible to clarify their semantic nuances. The synaesthetic thinking of the composer is represented in seven piano pieces for eight hands, a piano cycle "Notes from the Net Diary" (25 plays for children and youth), a film fantasy "Self-portrait" (in seven parts for chamber orchestra, percussion and wind), a children's collection songs for children "Dandelion" (10 songs for children). In the synesthetic aspect is the interest of the "Triptych for the Organ". The embodiment of the synaesthetic approach can be traced in A.Teplyakov's film "Son of the Leader", "Privy Councilor".
Keywords: synesthetic, intercourse, composer A. Teplyakov, creativity of Irkutsk composers.
Лосева Светлана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры музыкального образования Иркутского государственного университета E-mail: [email protected]
Loseva Svetlana Nikolaevna, Candidate of psychological sciences, Associate Professor of the Department of musical education at the Irkutsk State University E-mail: [email protected]
Получено 04.06.2018