Вестник Ка^НМУ №1-2019
T.S. Khaidarova, G.Zh. Kapanova, S.B. Kalmakhanov, N.N. Dzomartov, A.T. Nartbayeva, Z.O. Otarbayeva, D.R. Satybaldinov, I.V. Podskochaya, D.R. Rashitova
CONDITION OF GENERAL MEDICAL PRACTICE IN TRANSITION TO OSMS IN RK
Resume: The relevance of research. In connection with the full transition in 2020 to the system of compulsory social health insurance (CSHI), the feasibility of introducing general medical (family) practice (GMP) increases as a tool to achieve high results and resource-saving policies. In the Republic of Kazakhstan, the introduction of GMP / FM was started in 1999, but the reform of primary health care was carried out not systematically. At present, in connection with the implementation of the 2016-2019 SPHCD "Densaulyk", a road map has been drawn up for the transfer of the local therapeutic network to GMP / FM. The experience of European countries (EU) shows that the organization of primary health care on the principle of general medical (family) practice (GMP / FM) gives the best results and allows you to introduce preventive measures, reducing morbidity and mortality from chronic diseases.
The purpose of the study: to analyze the characteristics of the organization of GMP/FM in Kazakhstan and in European countries to develop recommendations for improving the transformation of primary health care into effective General medical practice.
Material and methods of research: the methods of bibliographic search, with the analysis of the organization of GMP in the EU on index sites (Pubmed, Cochrein, Medline and others). Information-analytical and statistical method in the analysis of the organization, financing of GMP in Europe and Kazakhstan.
Results: In comparison with European countries in Kazakhstan in 2014 was the lowest percentage of GP of the total number of doctors (8,8%), the ratio of EMC to doctors of all specialties in the Republic of Kazakhstan was 2.1, while in other European countries, the maximum ratio of EMC to the doctors was made in 2014 and 4.7, the average for the EU this ratio was 2.5. Currently, all EU countries have a tendency to increase the number of GP and multidisciplinary teams in the PHC. In countries with a developed health system, the capacity of PHC is increased annually, and the range of measures transferred to primary care is rapidly increasing. The share of General practitioners in the total number of district doctors will increase from 13.4% in 2014-2016 to 60% in 2024 and will be 100% in 2035. Keywords: GP security, multidisciplinary GP teams
УДК 613.21-4
Н.Д. Шидерова, А.С. Нурбаев, Д.Н. Маханбеткулова
Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ»
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ ПРИЕМНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫХ СТАЦИОНАРОВ
В статье рассматриваются основные процессы, протекающие в приемном отделении многопрофильной больницы. Проанализирована регламентирующая документация приемных отделений больниц. Выявлена необходимость в специально разработанном регламенте организационной деятельности врачей приемных отделений. Ключевые слова: приемное отделение, многопрофильные стационары, здравоохранение
Актуальность. В послании народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050» президент Республики Казахстан (РК) Н. А. Назарбаев обозначил ключевые приоритеты в области здравоохранения: обеспечить предоставление качественных и доступных медицинских услуг. Ведь здоровье нации -основа успешного будущего РК. В рамках долгосрочной модернизации национальной системы здравоохранения должны на всей территории страны внедрять единые стандарты качества медицинских услуг, а также усовершенствовать и унифицировать материально-техническое оснащение амбулаторно - поликлинических и стационарных учреждений [1].
Общеизвестно, что наиболее затратной и дорогостоящей является экстренная медицинская помощь, оказываемая населению в условиях стационара [2]. Основной структурной единицей при оказании всех видов неотложной помощи является приемно-диагностическое отделение [2, 3, 4]. Современный период развития отечественного здравоохранения характеризуется формированием стандартов и порядков оказания медицинской помощи. Постепенно совершенствуется нормативно - правовое регулирование деятельности медицинских организаций, укрепляется материально - техническая база для обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности. Государственные гарантии бесплатного оказания медицинской помощи гражданам РК обеспечиваются в условиях приемного отделения больницы круглосуточным режимом ее работы в следующих формах: экстренной, неотложной, плановой [5].
Приемное отделение в стационаре играет ключевую роль в постановке первичного диагноза, определении степени
тяжести состояния и при решении необходимости госпитализации больного. Показаниями для госпитализации в стационар является необходимость оказания квалифицированной, специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи с круглосуточным медицинским наблюдением [6]. В своей практической деятельности врачу экстренной больницы приходится в короткое время определиться с диагнозом, назначить дополнительные методы исследования для уточнения диагноза и назначить лечение. За короткое время врач должен оценить симптомы, провести осмотр больного и назначить минимум диагностических процедур для более быстрого уточнения диагноза. Своевременно поставленный правильно диагноз и лечение, приводит к
быстрейшемувыздоровлению больного в короткие сроки. Эти требования предъявляют в настоящее время не только система здравоохранения, но и сами пациенты. Одним из критериев качества медицинской помощи является соблюдение действующих порядков оказания медицинской помощи по профилям заболеваний. Установлено, что ни в одном из них не отражены деятельность приемного отделения и объем оказываемой медицинской помощи. В связи с чем представляется весьма актуальным разработка регламентов деятельности как приемного отделения в целом, так и для врачей приемного отделения. Для повышения эффективности целесообразно разработать систему организационных процессов, которые будут включать в сфере здравоохранения поддержание баланса между стандартами оказания медицинской помощи и инновациями, между потребностью пациента - и интересами многопрофильной больницы [7].
Vestnik KazNMU №1-2019
В современных условиях функционирования системы здравоохранения необходимо рассматривать организацию госпитализации пациентов в многопрофильную больницу с позиций процессного подхода, что позволит, в свою очередь, рассматривать приемное отделение больницы как координирующее структурное подразделение. Основными задачами приемных отделений больниц являются: соблюдение прав граждан, обратившихся за медицинской помощью; организация, обеспечение безопасности и качества основных форм оказания медицинской помощи (экстренная, неотложная, плановая); обеспечение санитарно - гигиенического режима и мероприятий по предупреждению распространения инфекционных заболеваний; оформление и ведение установленной медицинской и учетно е отчетной документации; поддержание постоянной готовности отделения к работе в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций; оценка эффективности оказания медицинских услуг; внедрение в практику современных методов диагностики; соблюдение персоналом норм этики и деонтологии, высокого уровня трудовой дисциплины [8].
Анализ нормативно - правового регулирования деятельности приемных отделений показал, что с позиций процессного подхода к управлению цели и задачи приемного отделения должны являться неотъемлемой частью целей и задач медицинской организации в целом. В деятельности медицинских организаций можно выделить основные процессы, протекающие в приемном отделении: организационно - координирующие, лечебно -диагностические, экспертные, логистические, этико -деонтологические, обеспечивающие санитарно -гигиенический режим, и мероприятия по предупреждению распространения инфекционных заболеваний, а также работу в чрезвычайных ситуациях. Качество работы приемного отделения определяют состав и структуру процессов и объем функций, реализуемых персоналом приемного отделения многопрофильной больницы. Переход к закреплению конкретных функций и зон отвественности персонала в приемном отделении существенно повысит качество процесса госпитализации в многопрофильную больницу. В свою очередь, закрепление зон личной
ответственности за сотрудниками приемного отделения позволит осуществить переход к эффективной работе [9]. Обсуждение. Руководства страны уделяется значительное внимание социальной сфере, проводится
широкомасштабная модернизация здравоохранения, которая предусматривает наличие постоянного баланса между традициями и инновациями, в том числе в методах управления процессами и их изменениями, включая изменение отношений пациент - медицинский работник. Во многих медицинских организациях сегодня интенсивно начинают осваивать новые методы в управлении учреждениями по предоставлению современной продукции - новые медицинские и немедицинские услуги. Исходя из внешних условий, способов финансирования и объемов внутренних ресурсов руководителю многопрофильной больницы при проведении изменений, включающих внедрение принципов нового управления, следует учитывать такие аспекты, как: ограниченность ресурсов медицинских организаций; отставание внутренних процессов от выросших запросов потребителей медицинских услуг; необходимость использования возможностей и потенциала всех сотрудников для непрерывного усовершенствования основных и вспомагательных процессов; расширение
информированности медицинских медицинских
работников в области современных стандартов и технологиях оказания медицинской помощи. Выявление и устранение барьеров между структурными
подразделениями медицинских организаций, их сотрудниками и потребителями медицинских услуг потребует усилий руководителей по формированию пациентоориентированной деятельности. Заключение. Таким образом, приемное отделение стационаров является связующим звеном между догоспитальным и госпитальными этапами лечения, проводит фильтрацию больных, нуждающихся в госпитализации. Работа приемных отделений больниц зависит от развитости амбулаторной службы и распределении обязанностей между медицинским персоналом премного отделения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана // Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства. - Астана: 2012. - 31 с.
2 Амагыров В.П., Логина Н.Ю. Опыт работы приемного отделения экстренного стационара // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. - 2009. -№3(67). - С. 299-300.
3 Купеева И.А., Фролова Ю.В., Гуров А.Н. и др. Направления совершенствования кадрового обеспечения приемных отделений медицинских организаций московской области // Менеджер здравоохранения. - 2013. - №12. - С. 67-71.
4 Подгорбунских Е.И. Что необходимо сделать для эффективного управления приемным отделением многопрофильной больницы в период реформирования здравоохранения // Austrian journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. - №1-2. - С. 165-170.
5 Садыков М.Н. Городская клиническая больница № 7 г. Казани - Emtrgency medicine center. Новая организация в идеологии оказания неотложной помощи: проблемы, задачи, пути решения // Вестник современной клинической медицины. - 2013. - Т.6., №5. - С. 9-10.
6 Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 26 ноября 2009 года № 795 «Об утверждении Правил оказания стационарной помощи».Астана, 2009.
7 Подгорбунских Е.И. Условия для эффективного управления качеством деятельности приемного отделения // Современная медицина: актуальные вопросы. - 2013. - №21. - С. 10-16.
8 Бестужева С.В. Роль медицинской сестры в проведении сортировки пациентов в отделении неотложной помощи и в приемном отделении стационара // Главная медицинская сестра. - 2014. - №4. - С. 13-14.
9 Мясников А.О. Научная оценка организации преемственности в работе станций скорой медицинской помощи с лечебно-профилактическими учреждениями на догоспитальном и госпитальном этапах в условиях реформирования здравоохранения: Автореф. дисс. ... канд.мед.наук - М., 2009. - 28 с.
Вестник Ка^НМУ №1-2019
Н.Д. Шидерова, А.С. Нурбаев, Д.Н. Маханбеткулова
«КДСЖМ» К,азацстандыцмедициналыцyHueepcumemi
К6ПСАЛАЛЫ АУРУХАНАЛАРДАГЫ ЦАБЫЛДАУ Б6Л1МДЕР1НЩ Ж¥МЫС ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1
ty^h: Ма;алада кеп салалы аурухана ;абылдау бвлiмiнiц ерекшелiктерi мен Heri3ri npo^ccrepi туралы жазылган. Цабылдау
бвлiмiнде ;олданылатын нормативтiк ;ужаттар талданган.
ТYЙiндi сездер: ;абылдау белiмi, кепсалалы ауруханалар, денсаулы; са;тау
N.D. Shiderova, A.S. Nurbaev, D.N. Makhanbetkulova
Kazakhstan Medical University "KSPH"
ABOUT THE PECULIARITIES OF THE RECEPTION DEPARTMENTS OF MULTI-PROFILE HOSPITALS
Resume: The article discusses the main processes occurring in the emergency department of a multidisciplinary hospital. Analyzed the regulatory documentation of hospital admissions. The need for a specially developed regulation of the organizational activity of the doctors in the emergency departments was revealed.
Keywords: admission department, multidisciplinary hospitals, health care
УДК 658.7: 001.87. (574)
2К.Т. Надыров, 2Д.А. Оспанова, 3А.Н. Нурбакыт, 3Н.Ж. Дармен
1КМУ «ВШОЗ»
^Казахский Медицинский Университет Непрерывного Образования 3Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА АСТАНА
Начальный период формирования инфраструктуры здравоохранения города Астана характеризовался реструктуризацией имеющихся инфраструктурных ресурсов и максимальной их адаптацией к быстрорастущим потребностям в услугах здравоохранения. В дальнейшем этот «пассивный тренд» сменился значительным ростом новых мощностей амбулаторно-поликлинических и больничных организаций здравоохранения, которые создавали новую здравоохранительскую среду и вызывали необходимость оптимизации и реструктуризации существующей сети медицинских организаций, а также ускоренного развития высокотехнологичных видов медицинской помощи. Ключевые слова: развитие здравоохранения, инфраструктура.
Введение. Правительством Республики Казахстан эффективно осуществляется политика по развитию и модернизации национальной системы здравоохранения. В рамках Единой национальной системы здравоохранения в Республике применяется принцип свободного выбора врача, вследствие чего, в учреждения города Астаны за медицинской помощью обращаются со всех регионов Республики, увеличивая и без того высокий уровень нагрузки. Кроме того, возникает проблема возмещения средств регионами республики за пролеченных иногородних пациентов [1].
Также надо отметить, что основную долю заболеваемости по-прежнему составляют социально обусловленные болезни, которые ежегодно наносят существенный экономический урон и снижают продолжительность жизни. Наибольшую значимость из них представляют болезни системы кровообращения, злокачественные
новообразования [2,3].
Поэтому с целью улучшения доступности медицинских услуг и повышения ее качества необходимо активно развивать инфраструктуру здравоохранения. Цель исследования: изучить динамику развития инфраструктуры здравоохранения города Астана за 19982017 годы.
Методы и материалы исследования:
Материалами проведенного исследования служили экстенсивные и интенсивные показатели, отражающие динамику качественных и структурных изменений, происходящих в здравоохранении г.Астана за 20 лет его развития.
Методы исследования:
-метод контент-анализа использовался при анализе и оценке динамических, уровневых, объемных и структурных изменений в индикаторах, отражающих развитие здравоохранения г.Астаны с 1998 по 2017 годы.; - статистический метод был использован при анализе и обработке растянутого во времени большого-массива статистического информации (данных официальной медицинской статистики за период с 1998 по 2017 годы: результаты собственных статистических исследований). Результаты исследования. Изучение динамики развития территориальных амбулаторно-поликлинических
организации показало, что в 1998 году в городе Астана функционировали 2 территориальные поликлиники; 6 поликлинических отделений при диспансерах; 2-ведомственные поликлиники, а также 5 частных медицинских центров, оказывающих населению платную амбулаторно-поликлиническую помощь. Через 5 лет общее число амбулаторно-поликлинических организации в городе Астана увеличилось в 2 раза и составило 16 единиц. При этом число государственных территориальных поликлиник увеличилось в 5 раз, частных амбулаторно-
поликлинических организаций увеличилось на 12,5%. Причем прирост обеспечивался за счет ввода в эксплуатацию двух новых территориальных поликлиник. Одновременно число частных амбулаторно-поликлинических организаций продолжало увеличиваться и достигло 19 единиц.
В следующем пятилетии (2008-2013 годы) рост числа государственных амбулаторно-поликлинических
организаций замедлился, а общее количество