Научная статья на тему 'О проблеме в системе организационных регламентов в приемном отделении многопрофильной больницы'

О проблеме в системе организационных регламентов в приемном отделении многопрофильной больницы Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
304
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГЛАМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЦЕССЫ / ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / МНОГОПРОФИЛЬНАЯ БОЛЬНИЦА / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Подгорбунских Елена Ивановна, Зимина Эльвира Витальевна

В статье выделены основные процессы, протекающие в приемном отделении многопрофильной больницы. Проанализирована регламентирующая документация приемного отделения больницы. Выявлена необходимость в специально разработанном регламенте организационной деятельности заведующего приемным отделением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Подгорбунских Елена Ивановна, Зимина Эльвира Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SYSTEM OF ORGANIZATIONAL REGULATIONS IN THE RECEPTION WARD OF A MULTIDISCIPLINARY HOSPITAL

The article highlights the main processes proceeding in admission departament of versatile hospital are allocated. Regulating documentation of admission departament of hospital is analyzed. Need for specially developed regulations of organizational activity of the head admission departament is revealed.

Текст научной работы на тему «О проблеме в системе организационных регламентов в приемном отделении многопрофильной больницы»

Вестник Университетам» 13, 2014

УДК 614.25

Е.И. Подгорбунских Э.В. Зимина

О ПРОБЛЕМЕ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РЕГЛАМЕНТОВ В ПРИЕМНОМ ОТДЕЛЕНИИ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЫ

Аннотация. В статье выделены основные процессы, протекающие в приемном отделении многопрофильной больницы. Проанализирована регламентирующая документация приемного отделения больницы. Выявлена необходимость в специально разработанном регламенте организационной деятельности заведующего приемным отделением.

Ключевые слова: регламент, управление, процессы, приемное отделение, многопрофильная больница, здравоохранение, должностные обязанности.

Elena Podgorbunskikh Elvira Zimina

Современный период развития отечественного здравоохранения характеризуется формированием стандартов и порядков оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Постепенно совершенствуется нормативно-правовое регулирование деятельности медицинских организаций, укрепляется материально-техническая база для обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности. Государственные гарантии бесплатного оказания медицинской помощи гражданам РФ обеспечиваются в условиях приемного отделения больницы круглосуточным режимом ее работы в следующих формах: экстренной, неотложной, плановой.

Федеральный закон № 323- ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 323) «регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и определяет: 1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; ... 4) права и обязанности медицинских организаций (МО), ... при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; 5) права и обязанности медицинских и фармацевтических работников (статья 1). Организация охраны здоровья осуществляется путем государственного регулирования в сфере охраны здоровья, в том числе нормативного правового регули-рования (статья 29)» [2].

Одним из критериев качества медицинской помощи является соблюдение действующих порядков оказания медицинской помощи по профилям заболеваний. Мы установили, что ни в одном из них не отражены деятельность приемного отделения и объем оказываемой медицинской помощи. В связи с чем представляется весьма актуальным разработка регламентов деятельности как приемного отделения в целом, так и для заведующего приемным отделением. Для повышения эффективности целесообразно разработать систему организационных регламентов, которые будут включать в сфере здравоохранения поддержание баланса между стандартами оказания медицинской помощи и инновациями, между потребностью пациента - и интересами многопрофильной больницы.

Л.Ю. Григорьев предлагает «две трактовки понятия «регламент»: как совокупности принципов поведения, сформулированных на предприятии и регулирующих его деятельность, и как сово-

© Подгорбунских Е.И., Зимина Э.В., 2014

Раздел III. Актуальные проблемыуправления

купности внутренних нормативных документов, создаваемых на предприятии и закрепляющих эти принципы» [1]. На наш взгляд, сочетание обеих трактовок позволит разработать унифицированные регламенты многопрофильной больницы, в основе которых будут полагаться исследования, поэтому нашей целью было изучение документов, регламентирующих деятельность приемного отделения.

Мы считаем, в современных условиях функционирования системы здравоохранения необходимо рассматривать организацию госпитализации пациентов в многопрофильную больницу с позиций процессного подхода, что позволит, в свою очередь, рассматривать приемное отделение больницы как координирующее структурное подразделение. В нашем исследовании мы изучаем 15 многопрофильных больниц г. Москвы, в том числе три детские городские клинические больницы, коечный фонд которых составляет 700 и более коек. Во всех случаях отдел кадров разработал штатное расписание приемного отделения и должностные инструкции руководителя отделения, врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала, закреплен приказом главного врача многопрофильной больницы порядок госпитализации, заведующий приемным отделением ежегодно формирует отчет о работе приемного отделения, в котором анализирует процентное соотношение госпитализированных и не госпитализированных пациентов, ведется строгий учет по каналам госпитализации, а также анализируется динамика этих показателей в сравнении с предыдущим годом.

Разработано и применяется на практике Положение о работе приемного отделения, в котором определены основные задачи приемного отделения больницы в повседневной деятельности, обеспечивающие:

- соблюдение прав граждан, обратившихся за медицинской помощью;

- организацию, обеспечение безопасности и качества основных форм оказания медицинской помощи (экстренная, неотложная, плановая);

- обеспечение санитарно-гигиенического режима и мероприятий по предупреждению распространения инфекционных заболеваний;

- оформление и ведение установленной медицинской и учетно-отчетной документации;

- поддержание постоянной готовности отделения к работе в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;

- оценку эффективности оказания медицинских услуг;

- внедрение в практику современных методов диагностики;

- соблюдение персоналом норм этики и деонтологии, высокого уровня трудовой дисциплины.

Анализ нормативно-правового регулирования деятельности приемных отделений исследуемых больниц (Положение о работе приемного отделения, функциональные обязанности заведующего приемным отделением, отчеты о работе) позволил установить, что ни в одном из документов не ука-зана цель работы приемного отделения, которое на сегодня является основным структурным подраз-делением многопрофильной больницы. С позиций процессного подхода к управлению цели и задачи приемного отделения должны являться неотъемлемой частью целей и задач медицинской организации (МО) в целом.

В деятельности МО можно выделить основные процессы, протекающие в приемном отделении: организационно-координирующие, лечебно-диагностические, экспертные, логистические, этико-деонтологические, обеспечивающие санитарно-гигиенический режим, и мероприятия по предупреждению распространения инфекционных заболеваний, а также работу в чрезвычайных ситуациях. Качество работы приемного отделения определяют состав и структура процессов, а также объем функций, реализуемых персоналом приемного отделения многопрофильной больницы. Переход к закреплению конкретных функций и зон ответственности персонала в приемном отделении существенно повысит качество процесса госпитализации в многопрофильную больницу. В свою очередь,

Вестник Университета№ 13, 2014

«прозрачное» закрепление зон личной ответственности за сотрудниками приемного отделения позволит осуществить переход к эффективному контракту.

Изучение должностных обязанностей заведующего приемным отделением позволило устано -вить, что заведующий приемным отделением одномоментно подчиняется непосредственно главному врачу и его заместителю. При опросе в анкете более половины (53 %) заведующих приемным отделением отметили, что получают указания о работе от более чем трех вышестоящих руководителей, что противоречит принципу единоначалия А. Файоля. При этом объем должностных обязанностей состоит из 28-46 пунктов, что в среднем составляет 34 ± 6 пунктов (р < 0,05). Это также свидетельствует о необходимости унифицирования организационного регламента работы заведующего приемным отделением.

Руководством страны уделяется значительное внимание социальной сфере, в период с 2011 г. проводится широкомасштабная модернизация здравоохранения Российской Федерации, которая предусматривает наличие постоянного баланса между традициями и инновациями, в том числе в методах управления процессами и их изменениями (в смысле устаревших механизмов управления медицинской деятельностью), включая изменение отношений пациент - медицинский работник. «Старые» многопрофильные больницы обычно имеют сложившуюся инфраструктуру. В то же время во всех медицинских организациях сегодня интенсивно начинают осваивать новые методы в управлении МО по предоставлению современной продукции - новые медицинские и немедицинские услуги. Исходя из внешних условий, способов финансирования и объемов внутренних ресурсов руководителю многопрофильной больницы при проведении изменений, включающих внедрение принципов «нового» управления, следует учитывать такие аспекты, как: 1) ограниченность ресурсов МО; 2) отставание внутренних процессов от выросших запросов потребителей медицинских услуг; 3) необходимость использования возможностей и потенциала всех сотрудников для непрерывного усовершенствования основных и вспомогательных процессов; 4) целесообразно изменение форм взаимодействия подразделений МО и отдельных сотрудников; 5) расширение информированности медицинских работников в области современных стандартов и технологиях оказания медицинской помощи. Выявление и устранение барьеров между структурными подразделениями МО, их сотрудниками и потребителями медицинских услуг потребует усилий руководителей по формированию пациентоориентированной деятельности МО.

В целом на основе определения критериев результативности наличие специально разработанного регламента организационной деятельности заведующего приемным отделением многопрофильной больницы позволит повысить эффективность работы приемного отделения.

Библиографический список

1. Менеджмент по нотам: Технология построения эффективных компаний / под ред. Л.Ю. Григорьева. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 692 с.

2. Федеральный закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». С комментариями юристов. - М.: Эксмо, 2012. - 160 с.

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://webotvet.ru/articles/opredelenie-iunktsiya.html (дата обращения: 05.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.