Вестник Университетам» 13, 2014
УДК 614.25
Е.И. Подгорбунских Э.В. Зимина
О ПРОБЛЕМЕ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РЕГЛАМЕНТОВ В ПРИЕМНОМ ОТДЕЛЕНИИ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЫ
Аннотация. В статье выделены основные процессы, протекающие в приемном отделении многопрофильной больницы. Проанализирована регламентирующая документация приемного отделения больницы. Выявлена необходимость в специально разработанном регламенте организационной деятельности заведующего приемным отделением.
Ключевые слова: регламент, управление, процессы, приемное отделение, многопрофильная больница, здравоохранение, должностные обязанности.
Elena Podgorbunskikh Elvira Zimina
Современный период развития отечественного здравоохранения характеризуется формированием стандартов и порядков оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Постепенно совершенствуется нормативно-правовое регулирование деятельности медицинских организаций, укрепляется материально-техническая база для обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности. Государственные гарантии бесплатного оказания медицинской помощи гражданам РФ обеспечиваются в условиях приемного отделения больницы круглосуточным режимом ее работы в следующих формах: экстренной, неотложной, плановой.
Федеральный закон № 323- ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 323) «регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и определяет: 1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; ... 4) права и обязанности медицинских организаций (МО), ... при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; 5) права и обязанности медицинских и фармацевтических работников (статья 1). Организация охраны здоровья осуществляется путем государственного регулирования в сфере охраны здоровья, в том числе нормативного правового регули-рования (статья 29)» [2].
Одним из критериев качества медицинской помощи является соблюдение действующих порядков оказания медицинской помощи по профилям заболеваний. Мы установили, что ни в одном из них не отражены деятельность приемного отделения и объем оказываемой медицинской помощи. В связи с чем представляется весьма актуальным разработка регламентов деятельности как приемного отделения в целом, так и для заведующего приемным отделением. Для повышения эффективности целесообразно разработать систему организационных регламентов, которые будут включать в сфере здравоохранения поддержание баланса между стандартами оказания медицинской помощи и инновациями, между потребностью пациента - и интересами многопрофильной больницы.
Л.Ю. Григорьев предлагает «две трактовки понятия «регламент»: как совокупности принципов поведения, сформулированных на предприятии и регулирующих его деятельность, и как сово-
© Подгорбунских Е.И., Зимина Э.В., 2014
Раздел III. Актуальные проблемыуправления
купности внутренних нормативных документов, создаваемых на предприятии и закрепляющих эти принципы» [1]. На наш взгляд, сочетание обеих трактовок позволит разработать унифицированные регламенты многопрофильной больницы, в основе которых будут полагаться исследования, поэтому нашей целью было изучение документов, регламентирующих деятельность приемного отделения.
Мы считаем, в современных условиях функционирования системы здравоохранения необходимо рассматривать организацию госпитализации пациентов в многопрофильную больницу с позиций процессного подхода, что позволит, в свою очередь, рассматривать приемное отделение больницы как координирующее структурное подразделение. В нашем исследовании мы изучаем 15 многопрофильных больниц г. Москвы, в том числе три детские городские клинические больницы, коечный фонд которых составляет 700 и более коек. Во всех случаях отдел кадров разработал штатное расписание приемного отделения и должностные инструкции руководителя отделения, врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала, закреплен приказом главного врача многопрофильной больницы порядок госпитализации, заведующий приемным отделением ежегодно формирует отчет о работе приемного отделения, в котором анализирует процентное соотношение госпитализированных и не госпитализированных пациентов, ведется строгий учет по каналам госпитализации, а также анализируется динамика этих показателей в сравнении с предыдущим годом.
Разработано и применяется на практике Положение о работе приемного отделения, в котором определены основные задачи приемного отделения больницы в повседневной деятельности, обеспечивающие:
- соблюдение прав граждан, обратившихся за медицинской помощью;
- организацию, обеспечение безопасности и качества основных форм оказания медицинской помощи (экстренная, неотложная, плановая);
- обеспечение санитарно-гигиенического режима и мероприятий по предупреждению распространения инфекционных заболеваний;
- оформление и ведение установленной медицинской и учетно-отчетной документации;
- поддержание постоянной готовности отделения к работе в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;
- оценку эффективности оказания медицинских услуг;
- внедрение в практику современных методов диагностики;
- соблюдение персоналом норм этики и деонтологии, высокого уровня трудовой дисциплины.
Анализ нормативно-правового регулирования деятельности приемных отделений исследуемых больниц (Положение о работе приемного отделения, функциональные обязанности заведующего приемным отделением, отчеты о работе) позволил установить, что ни в одном из документов не ука-зана цель работы приемного отделения, которое на сегодня является основным структурным подраз-делением многопрофильной больницы. С позиций процессного подхода к управлению цели и задачи приемного отделения должны являться неотъемлемой частью целей и задач медицинской организации (МО) в целом.
В деятельности МО можно выделить основные процессы, протекающие в приемном отделении: организационно-координирующие, лечебно-диагностические, экспертные, логистические, этико-деонтологические, обеспечивающие санитарно-гигиенический режим, и мероприятия по предупреждению распространения инфекционных заболеваний, а также работу в чрезвычайных ситуациях. Качество работы приемного отделения определяют состав и структура процессов, а также объем функций, реализуемых персоналом приемного отделения многопрофильной больницы. Переход к закреплению конкретных функций и зон ответственности персонала в приемном отделении существенно повысит качество процесса госпитализации в многопрофильную больницу. В свою очередь,
Вестник Университета№ 13, 2014
«прозрачное» закрепление зон личной ответственности за сотрудниками приемного отделения позволит осуществить переход к эффективному контракту.
Изучение должностных обязанностей заведующего приемным отделением позволило устано -вить, что заведующий приемным отделением одномоментно подчиняется непосредственно главному врачу и его заместителю. При опросе в анкете более половины (53 %) заведующих приемным отделением отметили, что получают указания о работе от более чем трех вышестоящих руководителей, что противоречит принципу единоначалия А. Файоля. При этом объем должностных обязанностей состоит из 28-46 пунктов, что в среднем составляет 34 ± 6 пунктов (р < 0,05). Это также свидетельствует о необходимости унифицирования организационного регламента работы заведующего приемным отделением.
Руководством страны уделяется значительное внимание социальной сфере, в период с 2011 г. проводится широкомасштабная модернизация здравоохранения Российской Федерации, которая предусматривает наличие постоянного баланса между традициями и инновациями, в том числе в методах управления процессами и их изменениями (в смысле устаревших механизмов управления медицинской деятельностью), включая изменение отношений пациент - медицинский работник. «Старые» многопрофильные больницы обычно имеют сложившуюся инфраструктуру. В то же время во всех медицинских организациях сегодня интенсивно начинают осваивать новые методы в управлении МО по предоставлению современной продукции - новые медицинские и немедицинские услуги. Исходя из внешних условий, способов финансирования и объемов внутренних ресурсов руководителю многопрофильной больницы при проведении изменений, включающих внедрение принципов «нового» управления, следует учитывать такие аспекты, как: 1) ограниченность ресурсов МО; 2) отставание внутренних процессов от выросших запросов потребителей медицинских услуг; 3) необходимость использования возможностей и потенциала всех сотрудников для непрерывного усовершенствования основных и вспомогательных процессов; 4) целесообразно изменение форм взаимодействия подразделений МО и отдельных сотрудников; 5) расширение информированности медицинских работников в области современных стандартов и технологиях оказания медицинской помощи. Выявление и устранение барьеров между структурными подразделениями МО, их сотрудниками и потребителями медицинских услуг потребует усилий руководителей по формированию пациентоориентированной деятельности МО.
В целом на основе определения критериев результативности наличие специально разработанного регламента организационной деятельности заведующего приемным отделением многопрофильной больницы позволит повысить эффективность работы приемного отделения.
Библиографический список
1. Менеджмент по нотам: Технология построения эффективных компаний / под ред. Л.Ю. Григорьева. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 692 с.
2. Федеральный закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». С комментариями юристов. - М.: Эксмо, 2012. - 160 с.
3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://webotvet.ru/articles/opredelenie-iunktsiya.html (дата обращения: 05.05.2014).