© ХЛОПЕНКО Н.А., ШЕВЧЕНКО Е.В., НЕЧАЕВА В.Г., ЗАЙЦЕВА Т.С. — 2010
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ
Н.А. Хлопенко1, Е.В. Шевченко2, В.Г.Нечаева2, Т.С. Зайцева1 ('Иркутский государственный технический университет, Иркутск, Россия;
2Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. Рассматриваются вопросы, связанные с обучением иностранных слушателей на подготовительном отделении ИГМУ Перечислены трудности, возникающие у слушателей, и методы их устранения на примере предмета «физика».
Ключевые слова: иностранные студенты, подготовительное отделение, физика.
ABOUT THE PECULIARITIES OF WORK ON IN THE PREPARATORY DIVISION WITH FOREIGNERS
N.A. Hlopenko1, E.V Shevchenko2, V.G. Nechaeva2, T.S. Zaitseva1 ('Irkutsk State Technical University, Irkutsk, Russia;
2Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)
Summary. There being reviewed the questions connected with teaching foreign students in the preparatory division of the ISMU. There enumerated the difficulties of the students, methods of their elimination on the example of the physics discipline.
Key words: foreign students, preparatory division, physics.
Почти двадцать лет существует в медицинском университете подготовительное отделение для иностранных граждан. За это время накоплен опыт большой работы с иностранными слушателями (в основном из Монголии). Основная цель учебного процесса на подготовительном отделении — подготовить иностранных учащихся к обучению на основных факультетах ИГМУ Эта цель является комплексной, включающей в себя коммуникативную, образовательную и воспитательную работы. В частности, коммуникативная цель состоит в том, чтобы научить иностранных граждан практическому владению русским языком для общения в бытовой среде и медицинской учебнопрофессиональной сфере.
Приступая к работе с иностранными гражданами, обязательно учитываются трудности, которые возникают за счет того, что:
— на отделении обучаются граждане из разных стран, система образования в которых отличается от системы подготовки учащихся в нашей стране;
— ограниченность времени обучения, с одной стороны, и большой объем подлежащей усвоению информации, с другой;
— наличие пробелов в знаниях учащихся, вызванных расхождениями в программах обучения, а также возможным перерывом в учебе;
— недостаточное развитие умений самостоятельной учебной деятельности;
— минимальное знание по русскому языку к моменту ввода общеобразовательных предметов (биологии, химии, математики и физики).
Отсюда следует, что в процессе преподавания предметов необходимо учитывать как систему русского языка, так и основные положения методики преподавания русского языка как иностранного.
Успешность обучения на подготовительном отделении зависит в значительной степени от согласованности работы преподавателей всех дисциплин по осуществлению единого языкового режима. Под эти следует понимать единую систему требований к деятельности преподавателей по учету уровня владения учащимися русским языком в соответствии с Государственным образовательным стандартом по русскому языку, профессиональными модулями и «Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений предвузовского обучения». С учетом этого по всем дисциплинам составлены учебные и рабочие программы, в том числе для самостоятельной работы учащихся, материалы для входного, текущего и итогового контроля знаний, навыков и умений.
Особенность учебного процесса на подготовительном отделении для иностранных учащихся состоит в том, что язык выступает в качестве цели, предмета, содержания и средства обучения; дидактическая стратегия обучения формируется прежде всего на коммуникативной и прагматической функции языка. Русский язык изучается как специальный предмет на занятиях по русскому языку, на занятиях по общеобразовательным дисциплинам он является средством обучения предметам.
Обучение специальной лексике и создание условий ее активизации в процессе учебного общения — важнейшая задача, стоящая перед всеми преподавателями (русского языка и предметниками). Решение этой задачи возможно лишь при условии оптимизации учебного процесса в целом и связанную с этим разработку методов и приемов обучения.
В настоящее время используется главным образом коммуникативно-деятельный метод обучения. Суть его заключается в следующем: обучать не только коммуникации, но и вообще познавательной деятельности при помощи языка. Это предполагает коммуникативномотивационное поведение преподавателя и обучающихся в ходе занятия, а также предметность процесса коммуникации, которая выражается в тщательном отборе речевых оборотов, тем, ситуаций общения, отражающих практические интересы и потребности учащихся.
Важной частью обучения иностранцев является приобретение навыков и умений, так как для достижения коммуникативной цели необходимо их сформировать в основных видах речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. Начиная с первых занятий на этапе вводно-предметного курса необходимо целенаправленно обучать иностранных учащихся аудированию звучащих сообщений по биологии, химии, математике и физике. Именно в этот период закладывается база для дальнейшего развития знаний, умений и навыков, нужных для восприятия и понимания лекционного материала по всем предметам.
Среди путей повышения эффективности учебного процесса рассматривается координация обучения языку и общеобразовательным дисциплинам. Научную основу координации должны составлять исследования языка науки, знание качественных и количественных характеристик языковых единиц в научном стиле, особенностей устной научной речи, структурной организации научных текстов и т.д.
Для восприятия и понимания научных терминов и физических явлений наряду с аудиторными занятиями, на которых учащиеся вместе с преподавателем озвучи-
вают и письменно составляют словарь физических терминов, большую роль играет самостоятельная работа. Ни одна самостоятельная работа не даст положительный эффект, если она не будет контролироваться.
На основании выше сказанного можно еще раз подчеркнуть, что на занятиях по общеобразовательным дисциплинам необходимо выполнять следующее:
— соблюдать требования педагогики и методики преподавания современного русского языка;
— учитывать знания русского языка на каждом этапе обучения;
— использовать те формы организации занятия, те приемы введения, закрепления и контроля учебного материала, которые соответствуют уровню сформиро-ванности у студентов навыков и умений в определенных видах речевой деятельности;
— соблюдать поэтапный объем предъявляемой информации текстового материала;
— соблюдать допустимый на каждом этапе темп предъявления информации;
— соблюдать на занятиях обоснованные соотношения видов речевой деятельности, выбирая методически целесообразный вид.
Для эффективного обучения языку специальности можно использовать взаимопосещения занятий преподавателей, совместное создание учебно-методических материалов (учебных тестов, методических указаний и пособий),проведение конкурсов среди учащихся, посещение иностранными слушателями кафедр ИГМУ, медицинского музея и т.д. Благодаря этому учебные материалы естественных дисциплин выступают не только в качестве предмета познания, но и в роли активного аппарата специализированного изучения языка. В связи с этим необходимо активно продолжать осуществление межпредметных связей не только между русским языком и каждой из общеобразовательных дисциплин, но и многочисленных взаимных связей последних.
На кафедре медицинской и биологической физики Иркутского государственного медицинского университета ведется преподавание двух дисциплин — физики и математики. Предмет математика всегда усваивается студентами легче, чем все остальные дисциплины. Это язык формул, язык формализованный, т.к .математические символы являются универсальным языком, понятным во всем мире. Поэтому основной сложностью в обучении математике является расхождение программ либо в целом незнание математики. Наибольшие проблемы возникают при изучении основ теории вероятностей и математической статистики, эти разделы не входят в программу средней школы, в них много определений и формулировок, новых терминов. Но так как с этими разделами знакомство происходит в конце обучения, когда значительно расширен словарный запас обучающихся, то в целом предмет математики усваивается относительно легко.
Второй предмет, изучаемый иностранными слушателями — физика. И это та дисциплина, по которой возникают значительные проблемы. Несмотря на то, что
в монгольском языке (в частности, в области физики) очень много слов, заимствованных из русского языка, освоение предмета происходит с большими трудностями. На первых занятиях преподаватели оценивают исходный уровень знаний физики, применяя тест первого уровня, с ответами, из которых надо выбрать правильный. Мы стараемся использовать слова, уже известные слушателям. Подобрать полностью известный материал очень сложно, поэтому тест не является основой для оценки реальных знаний. Далее на занятиях начинаем давать физические термины, порой просто демонстрируя предметы и называя их на русском языке. Для лучшего понимания используются фильмы, рекомендованные для иностранных граждан. Преподаватель полностью записывает на доске определения, законы, которые затем повторяются хором или индивидуально. Закрепление материала происходит при решении задач и упражнений. Таким образом происходит не только качественный разбор материала, но и его практическое применение, разбор всех вариантов применения данного закона и данной формулы.
По мере накопления словарного запаса и освоения новых разделов физики происходит усложнение заданий для слушателей. Им предлагают некоторые темы записать на слух (аудирование), воспроизвести этот материал, предлагают маленькие самостоятельные работы, где слушатель должен показать не только знание законов физики, но умение записывать эти законы на русском языке. При этом сохраняются и прежние методики — и повторение индивидуально и хором, и запись законов на доске, и решение задач слушателями на доске и в тетрадях. Преподаватель контролирует выполнение домашних заданий, а проверка знаний осуществляется в виде самостоятельных работ, которые проводятся после каждого раздела темы. Слушателям предлагается несколько вопросов, на которые можно ответить однозначно — с помощью одного — двух предложений, и несложная задача на применение законов данного раздела. В заключение каждой темы проводится контрольная работа уже на знание всей темы. После контрольной работы проводится работа над ошибками с повторным объяснением материала, на который было сделано много ошибок.
После разбора теоретического материала слушателям предлагают выполнить несложные лабораторные работы. При этом преподаватель объясняет, как правильно поставить задачу, как проводить расчеты, и у слушателей появляются навыки обработки результатов, пусть простейшие. Эти навыки используются в курсе математики при разборе вопросов математической статистики. Физика и математика связаны неразрывно, так как при решении задач по физике мы всегда учитываем тот математический аппарат, который усвоен слушателями.
Таким образом, кафедра физики выполняет основные задачи, стоящие перед подготовительным отделением для иностранных учащихся — перевод знаний слушателей с родного языка на русский.
Информация об авторах: 664003 Иркутск, ул. Красного восстания, 1, ИГМУ, кафедра медбиофизики, тел.: (3952) 24-08-26 (доб. 1046) E-mail: [email protected] Хлопенко Нина Александровна — к.х.н., доцент, заведующая кафедрой Шевченко Елена Викторовна — д.б.н., профессор, заведующая кафедрой Нечаева Валентина Григорьевна — старший преподаватель Зайцева Татьяна Семеновна — старший преподаватель