Научная статья на тему 'Преподавание информатики иностранным студентам подготовительного отделения'

Преподавание информатики иностранным студентам подготовительного отделения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / СЛУШАТЕЛИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ / ВЫРАВНИВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР РАБОТЫ / COMPUTER SCIENCE / METHOD OF TEACHING / METHODICAL COMPLEX / STUDENTS OF THE PREPARATORY DEPARTMENT / ADOPTING CHARACTER OF THE LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшикова Ксения Сергеевна, Гончарова Анастасия Владимировна, Домрачёва Екатерина Юрьевна, Иляхина Оксана Юрьевна

Данная статья посвящена проблемам обучения информатике иностранных слушателей подготовительного отделения. Авторы подчеркивают важность проведения выравнивающих занятий, основываясь на данных реальной практики. Обучение информатике на довузовском этапе данного контингента учащихся предполагает неразрывную связь методик преподавания русского языка как иностранного и информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меньшикова Ксения Сергеевна, Гончарова Анастасия Владимировна, Домрачёва Екатерина Юрьевна, Иляхина Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER SCIENCE TEACHING FOREIGN STUDENTS OF THE PREPARATORY DEPARTMENT BSTU namedafter V.G. SHUKHOV

This article deals with the problems of computer training foreign students of the preparatory department. The authors emphasize the importance of adopting studies based on actual practice. Computer training at pre-university stage of studing of foreign students involves combination of methods of teaching Russian as a foreign language and informatics.

Текст научной работы на тему «Преподавание информатики иностранным студентам подготовительного отделения»

УДК 372.8

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Ксения Сергеевна Меньшикова

Старший преподаватель кафедры Русского языка и естественнонаучных дисциплин Белгородский государственный технологический университет

им. В.Г. Шухова Россия, город Белгород Гончарова Анастасия Владимировна к. фил.наук , доцент кафедры Русского языка иестественнонаучныхдисциплин, Россия, город Белгород Домрачёва Е.Ю. Младший лейтенант полиции, преп. БЮИ МВД России Россия, город Белгород Иляхина Оксана Юрьевна Младший лейтенант полиции, преп. БЮИ МВД России Россия, город Белгород

Аннотация: Данная статья посвящена проблемам обучения информатике иностранных слушателей подготовительного отделения. Авторы подчеркивают важность проведения выравнивающих занятий, основываясь на данных реальной практики. Обучение информатике на довузовском этапе данного контингента учащихся предполагает неразрывную связь методик преподавания русского языка как иностранного и информатики.

Ключевые слова: информатика, методика преподавания, учебно-методический комплекс, слушатели подготовительного отделения, выравнивающий характер работы.

COMPUTER SCIENCE TEACHING FOREIGN STUDENTS OF THE PREPARATORY DEPARTMENT BSTU namedafter V.G. SHUKHOV

Kseniya Sergeevna Menshikova

Senior lecturer of departmentof Russian language and natural sciences Belgorod State Technological University named after V.G.Shukhov Russia, the city of Belgorod Anastasiya Vladimirovna Goncharova Assistant professorof department of Russian language and natural sciences Belgorod State Technological University named after V.G.Shukhov Russia, the city of Belgorod Domracheva Ekaterina Yurievna The younger police Lieutenant, lecturer of the Department fire training,Belgorod Law

Institute of MIA of Russia behalf I. D. Putilin, Russia, the city of Belgorod Ilyahina Oksana Yurievna The younger police Lieutenant, lecturer of the Department fire training,Belgorod Law

Institute of MIA of Russia behalf I. D. Putilin, Russia, the city of Belgorod

Abstract: This article deals with the problems of computer training foreign students of the preparatory department. The authors emphasize the importance of adopting studies based on actual practice. Computer training at pre-university stage of studing of foreign students involves combination of methods of teaching Russian as a foreign language and informatics.

Keywords: computer science, method of teaching, methodical complex, students of the preparatory department, adopting character of the lessons.

Целью нашей статьи является освещение круга проблем и вопросов, возникающих при обучении иностранных студентов в вузах России такой дисциплине, как «информатика». На подготовительном факультете, с которого начинается обучение иностранного гражданина в России, последний не только овладевает основами русского языка в объеме, необходимом для получения образования по профилю вуза, но и «переводит» свои знания по специальным дисциплинам на русский язык.

Работа с иностранными студентами, приезжающими на обучение в российские университеты, достаточно сложна, но, тем не менее, интересна. Все технические дисциплины носят выправляющий характер, при этом всегда возникают трудности общения на языке будущей специальности, который априори не является их родным.

Дисциплина «информатика» является профильной для некоторых технических специальностей и общеобразовательной для студентов всех специальностей, кроме медицинской. Исходя из опыта проведения практических занятий по информатике на протяжении пяти лет, можно выделить следующие основные проблемы, возникающие при обучении иностранных слушателей этому предмету:

- многие слушатели на родине не изучали данную дисциплину и владеют лишь слабыми навыками работы на компьютере (этим отличаются слушатели из Бурунди, Монголии, Конго, Замбии идругихменее развитых стран Африки);

- предмет «информатика» требует базового уровня владения английским языком, но в силу разных причин эти знания могут отсутствовать (такая ситуация характерна для студентов из Китая, Турции, Монголии, Конго и др.);

- владение основами информатики на родном языке не гарантирует отсутствие проблем с пониманием русских терминов.

Главной проблемой, на наш взгляд, является слабое владение русским языком, в том числе языком профессии. Это можно объяснить тем фактом, что большинство слушателей приступают к изучению информатики спустя лишь пять недель после начала изучения русского языка.

Проанализировав вышеперечисленные проблемы, мы пришли к выводу о необходимости проведения занятий выравнивающего типа. Для этого был создан учебно-методический комплекс по информатике для студентов подготовительного отделения:

- составлено и издано авторское учебное пособие;

- разработана и издана «Рабочая тетрадь по информатике»;

- подготовлен в электронном и печатном виде словарь на восьми языках (английский, арабский, португальский, турецкий, испанский, албанский, монгольский, французский). Словарь подготовлен при помощи иностранных студентов-старшекурсников, успешно окончивших подготовительное отделение и отлично владеющих русским языком, успешно обучающихся в русских группах в БГТУ им. В.Г. Шухова. Данный словарь существенно облегчает работу студентам и преподавателю, а также экономить учебное время.

- подготовлены измерительные материалы в виде письменных тестов текущего и итогового контроля, а также предусмотрено тестирование в электронном виде по каждой теме отдельно и всему курсу в целом.

На наш взгляд, любая дисциплина, изучаемая иностранным студентом, предполагает наличие обязательных минимумов - лексического и грамматического. Лексический минимум включает в себя набор всех основных терминов по данной специальности, а также наиболее употребительные слова, которые отбираются с учетом их частотности и распространенности.

Грамматический минимум включает отобранные модели предложений, которые наиболее частотны в языке данной специальности. Последовательность изучения и группировка грамматического материала при этом определяются степенью их необходимости для реализации определенного коммуникативного содержания. При этом предусматривается постепенное расширение и углубление материала на протяжении учебного года. Часть грамматического материала вводится лексически, т.е. без объяснения правил и комментариев. Они излишни в данном случае, так как перед нами не студент-филолог.

Кроме того, преимущественное внимание преподаватель информатики должен уделять аудированию и чтению, так как именно эти навыки пригодятся иностранным студентам уже на первом курсе обучения в российском вузе.

«Рабочая тетрадь», являющаяся полноценной частью учебно-методического комплекса по информатике, предполагает как аудиторную, так и самостоятельную работу студентов. Усвоение заявленных ранее лексического и грамматического минимумов происходит благодаря прямому переводу терминов, а также разнообразным заданиям, которые предполагают составление всех возможных словосочетаний, продуцирование предложений по определенным грамматическим конструкциям, ответы на вопросы, формулирование определений научных понятий и мн.др.

Ответ студента должен быть как письменным, так и устным, очень важно, чтобы студент пользовался не только двигательной памятью, которая лежит в основе запоминания информации у большинства иностранных студентов, но и аудиальной. Одна из задач преподавателя, работающего на подготовительном факультете, свести двигательные способы запоминания к минимуму, так как в дальнейшем очень важно аудиальными и визуальными способами запоминания. Именно поэтому контроль знаний по каждой теме отдельно и курсу в целом проводится как в виде тестов и ответов на вопросы письменно, так и в устных рассказах перед группой. При устном пересказывании определенной темы от студента требуется точное, в соответствии с учебником, изложение определение и терминов, а также связный и осмысленный рассказ в целом.

Интерес к предмету, а также полноценное усвоение основ специальности невозможно без применения наглядных средств обучения. В кабинете информатики размещено все необходимое оборудование: проектор, интерактивная доска, а также наглядный материал (системный блок с открытой крышкой, помогающий наглядно изучить его составляющие; все компоненты системного блока в отдельности; разобранные принтер и сканер, позволяющие просмотреть процесс их работы и др.).

Только лишь после положительного прохождения основных тестирований и имея базовый запас терминологии на русском языке, студенты начинают практическую работу на компьютерах, что в свою очередь подстегивает обучающихся к быстрому изучению лексики.

В прошлом учебном году было апробировано проведение международной олимпиады по информатике среди слушателей подготовительного отделения, что развило соревновательный дух и вызвало неподдельный интерес к предмету. Задания на олимпиаде были адаптированы к данной аудитории, но не уступали по сложности русскоязычной аудитории.

Таким образом, к концу обучения на подготовительном отделении студенты в ограниченной форме овладевают необходимым лексическим и грамматическим «багажом» и основными приемами работы на компьютере.

Работая в данной сфере, невозможно ограничиться написанием одного лишь пособия и работать по нему годами. Не то чтобы с каждым годом, с каждым занятием приходят новые идеи, да и сами студенты нередко выступают двигателями этих идей, и это требует постоянного развития преподавателя и методов его работы.

Список литературы:

1. Меньшикова К.С. Информатика. Вводно-предметный курс: учебное пособие / К.С. Меньшикова. - Белгород: изд-во БГТУ, 2014. - 121 с.

2. Меньшикова К.С. Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине «Информатика» / К.С. Меньшикова. - Белгород: изд-во БГТУ, 2014. - 84 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.