Научная статья на тему 'Об особенностях проблематики русской церковной историографии в Западной Сибири второй половины XIX начала XX вв'

Об особенностях проблематики русской церковной историографии в Западной Сибири второй половины XIX начала XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
175
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ / ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ / ПРОБЛЕМАТИКА ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / CHURCH HISTORIOGRAPHY / LOCAL HISTORY OF WESTERN SIBERIA / RESEARCHERS IN THE ECCLESIASTICAL HISTORY / PROBLEMATICS OF CHURCH-HISTORICAL RESEARCHES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бычков С. П.

Посвящена анализу и сравнению сюжетов и проблем, исследуемых западносибирскими историками русской православной церкви, во второй половине XIX -начала XX вв. и определению особенностей региональной специфики церковного историописания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of problematics of Russian church historiography in western Siberia in the 2nd half of the 19th and at the beginning of the 20th century

The article is devoted to the analysis and comparison of the topics and problems being investigated by western-Siberian historians of the Russian Orthodox Church in the 2nd half of the 19th and at the beginning of the 20th century. Peculiarities of regional specific character of church historical writing are defined.

Текст научной работы на тему «Об особенностях проблематики русской церковной историографии в Западной Сибири второй половины XIX начала XX вв»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2009. № 3. С. 95-101.

УДК 930 С.П. Бычков

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОБЛЕМАТИКИ РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВВ.*

Посвящена анализу и сравнению сюжетов и проблем, исследуемых западносибирскими историками русской православной церкви, во второй половине XIX -начала ХХ вв. и определению особенностей региональной специфики церковного историописания.

Ключевые слова: церковная историография, краеведение Западной Сибири, исследования по церковной истории, проблематика церковно-исторических исследований.

В последние два десятилетия в связи с изменившейся политической, общественной, культурной и научной ситуацией возрос интерес гражданских историков к проблематике русской церковной истории. Это повлекло и заметные изменения в гражданской историографии как истории исторической науки. Историографам стало понятно, что раньше от их взора в силу ряда объективных причин была скрыта целая отрасль исторической науки, которая представляет интерес как с фактической стороны, так и с методологической, личностной и корпоративной.

Внутри самой гражданской историографии в последние годы ХХ-первые годы ХХІ в. обозначились процессы поиска новых методов и подходов в исследованиях и активный исследовательский интерес стал частично перемещаться из сферы «готового результата» в виде научных концепций и гипотез в область личного пространства самого историка, межличностных коммуникативных связей. И здесь появилось много новых ракурсов и тем исследований не характерных для историографических сочинений привычного типа. Уже одно изучение микрогруппы церковных историков на фоне или в соотношении с национальной гражданской исторической традицией несет в себе как массу новых возможностей, так и содержит большое количество неоднозначностей, лакун и проблем, требующих целенаправленных исследовательских усилий для своего решения.

В процессе дореволюционного развития церковной исторической науки она имела все шансы и стремилась получить свою собственную историографию именно как науку о науке церковной истории аналогично тому, как это происходило в отечественной гражданской исторической науке. К сожалению, дальнейшие общеизвестные социальные, политические и научные реалии после 1917 г. сыграли активную

*Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Омской области, проект «Церковно-историческая наука в Западной Сибири во второй половине XIX - начала ХХ вв.: региональная специфика и общероссийские традиции», № проекта 09-03-67303а/Т.

© С.П. Бычков, 2009

негативную роль для процесса становления церковной историографии. Выводы и сделанные отдельными учеными тогда, должны были в силу новизны исследования, обобщений носить промежуточный, первичный характер, требовали дальнейшего уточнения и детализации, а стали на долгое время окончательными и в силу своей искусственной длительности, почти классическими. Одним из первых трудов именно такого обобщающего типа стала работа Н.Н. Глубоковского «Русская богословская наука в её историческом развитии и новейшем состоянии», вышедшая первоначально в Варшаве в 1928 г. и переизданная в постсоветской России только в начале 1990 гг.

Подход, который был в ней сформулирован, относительно общего процесса развития русского церковно-исторического сообщества, содержал в себе установки на раскрытие «столичного» облика церковной науки. Н.Н. Глубоковский отмечал, что развитие церковно-исторической науки в России происходило в основном в крупных городах, в которых имелись духовные академии русской православной церкви (Москва, Санкт-Петербург, Киев, Казань). Именно там аккумулировались и формировались лучшие кадры, мощно присутствовала научная общественность. Как следствие этого подхода, складывалось мнение, что церковная историческая наука в провинции не развивалась вовсе, или, по крайней мере, ей только отводилась роль вторичной исполнительницы столичных новаций и достижений. Памятуя о том, что Н.Н. Глу-боковский творил в условиях эмиграции, когда ему объективно не были доступны провинциальные церковные труды и периодические издания, мы можем отметить, что на сегодняшний день все-таки эти выводы не могут быть признаны вполне адекватными церковной историко-научной ситуации рубежа XIX - XX вв. и требуют корректировки, а возможно и пересмотра.

И корректировка эта, на наш взгляд, должна проходить в отношении более глубокого понимания того, что происходило с историческим знанием в провинции, в том числе и в церковно-историческом его секторе, за рамками мощных академических центров, в иногда значительном отдалении от них.

Действительно, на территории Западной Сибири в дореволюционный период, несмотря на известные проекты [1], так и не создались духовные академии, которые могли бы мощно аккумулировать в своих стенах представителей церковноисторического сообщества, способствовать формированию научного комплекса источников по церковной истории общероссийского и сибирского характера, хранить церковно-археологические древности. Но при этом, к счастью, нельзя говорить и о полном отсутствии кадров, готовых по мере сил, параллельно со своими основными служебными обязанностями, в соответствии с личным любознанием, религиозными и научными мотивами, заниматься церковно-историческими наблюдениями и изысканиями. Таковыми в Сибири выступали или выпускники низших духовных школ, или воспитанники Казанской Духовной Академии, которые по окончании alma mater оказывались на гражданских административных, учебных, научных или церковных консисторских, законоучительных должностях в Томске, Тобольске и в Омске, поступая на работу в духовные училища, семинарии, университеты, кадетские корпуса, гимназии т. д. Они продолжали свои научные изыскания и на местах своей духовной или гражданской деятельности.

Предшествующая историографическая традиция обращала некоторое внимание на крупные фигуры провинциальной церковной историографии. Так, в частности, восточносибирские материалы о жизни и деятельности А.П. Щапова, его концепция раскола стали достоянием общенационального пространства исторической науки [2]. Омскими и тюменскими историками и историографами исследовались личность и труды А. И. Сулоцкого

[3]. В связи с административной деятельностью изучались также жизнь и деятельность Д.Н. Беликова [4] и некоторых других авторов. При этом комплексной разработки и оценки основные особенности провинциальной русской церковной историографии, в том числе западносибирской, не получили. Сегодня явно назрела необходимость такого рода комплексного исследования церковно-исторического

знания и церковно-исторического сообщества в Западной Сибири.

В нашей статье пока поставим скромную задачу - попытаемся произвести исследование проблематики исторических трудов западносибирских авторов, охарактеризовать ее основные черты и особенности становления.

При первом поверхностном взгляде на перечень работ сибирских авторов, писавших на сюжеты церковной истории, становится заметным его главная особенность - темы общероссийского церковного значения и местного характера или сопутствуют друг другу в разных работах, или перекликаются внутри отдельных трудов. Это давало возможность части трудов сибирских церковных историков и публицистов органично присутствовать в общероссийских изданиях. Большая группа работ по своему содержанию была не только и не сколько исторической, а носила нравоучительный, катехизаторский характер и не отличалась от аналогичных сочинений в центре России.

Научные обзоры здесь плавно подводили к комплексу идей философско-религиозного или идеолого-политического характера. Поэтому, собственно, сибирская специфика в этих трудах отсутствует или представлена очень незначительно.

Главная тема этих трудов - это церковь и монархия в разных аспектах их сосуществования. Это, конечно, не удивительно, ибо духовенство в лице законоучителей, проповедников и церковных публицистов, было совершенно естественно воспитано в монархических традициях. И хотя на общероссийском уровне иногда в либеральной печати присутствовало сомнение в благотворности союза церкви и государства, упоминалось об отрицательных сторонах этих взаимоотношений, в официальных общероссийских церковных изданиях по-прежнему очень мощно присутствовала идея о важности покровительственной роли монархии для жизни народа и церкви, нравственной силы страны. Отсюда и в сибирских изданиях, в сочинениях местных историков церкви присутствовали сюжеты, связанные с взаимоотношениями русской церкви и государства, начиная от князя Владимира и Крещения Руси и заканчивая последними представителями правящего дома. Монархи, естественно, оценивались здесь как покровители Церкви,

Божьи помазанники и благочестивые правители [5].

Другая группа церковно-исторических сочинений также была традицион-на. Она посвящящалась по преимуществу житиям общехристианских и общерусских святых и почитаемых общерусских икон, их значению в религиозно-нравственной и исторической жизни русского государства и православной церкви [6]. Большинство этих работ были написаны в честь юбилеев, связанных с периодами жизни святых, годовщинами их канонизации или по иным соображениям. Такая особенность сибирского церковного исто-риописания имеет также давние общественные причины. Еще в XVI в., в эпоху Стоглавого собора, в моменты завершения централизации Московского государства, благодаря совместным усилиям

гражданских и церковных властей, все имевшиеся в почитании русские святые и иконы были разделены на две категории -общерусские и месточтимые. Это в свою очередь предопределило на будущее в самой церковной практике и просвещении необходимость воспроизводства повсеместно на территории юрисдикции русской православной церкви сведений об этих двух группах русских святых и святынь. Поэтому и описания общерусских святых и святынь в сибирском исполнении носили воистину характер «общего места», шаблонны и типичны, аналогичны работам, которые могли быть воспроизведены в любом церковном приходе Российской империи.

Правда, именно вторая «месточтимая» сторона религиозного культа, преломляясь в политических, социальных, этнических и культурных реалиях Сибири, приобретала свою региональную специфику в сочинениях, посвященных сибирским святым и святыням.

Это достаточно легко объясняется общим психологическим настроем сибирского духовенства. Сибирская земля воспринималась им как пусть и поздно присоединенной, но все же землей святорусской, отмеченной божественным промыслом и благодатью, проживанием на ней святых угодников. На этой, пусть и в большинстве своем пустынной, малолюдной и суровой земле отметились не только местные святые, но и божественные местночтимые иконы, которые стали свето-

чем истинной русской веры, свидетельством Божественной благости. В этой связи много больших и малых работ с упорным постоянством посвящалось прежде всего Абалакской иконе, самой почитаемой западносибирской святыне [7]. Помимо Абалакской, упоминались и все остальные, которые могли быть отмечены как чудотворные, почитаемые или просто чем-либо выдающиеся из общего ряда [8].

Еще одним постоянным сюжетом, представленным в трудах сибирских авторов, было описание местных монастырей и церквей. В этом тоже было влияние региональных особенностей. В центре России концентрация храмов и монастырей, особенных в историческом и культурном отношении, стены которых стали свидетелями многих выдающихся исторических событий и личностей, в связи с большей плотностью населения, была несоизмеримо выше сибирской. Монастыри в Сибири были относительно немногочисленны, как и крупные соборные здания. Но они, являвшиеся одновременно и очагами русской культуры, хранителями культурных и религиозных ценностей, свидетелями неоднозначного, иногда крайне трудного процесса христианизации и дальнейшей жизни сложившегося сибирского общества периода империи, были постоянно представлены в сочинениях местных церковных историков [9]. По мнению церковных авторов, именно церкви и монастыри стали форпостами русского расселения, свидетельством укоренения русских в Сибири и постепенного освоения ее и в религиозном отношении [10].

В исследованиях, которые претендовали на определенную степень обобщения, все указанные сюжеты причудливо переплетались друг с другом, свидетельствуя одновременно о совершенно разных сторонах церковных и социальных реалий Сибири после прихода туда русских. Митрополичье управление, как правило, характеризовалось с точки зрения неуклонного попечения об открытии монастырей и церквей, духовных школ и прославления икон и святых Сибири. Интересны в этой связи фиксируемые исследователями жалобы святителей на самочинность жизни русского населения, особенно казачей вольницы, необходимость постоянного наставления и строгости в отношении духо-

венства, недалеко уходившего от своей паствы. Как правило, личности правивших митрополитов описывались по одной схеме - кратко о жизни до Сибири, причины появления в сибирской земле, успехи или неуспехи в церковном администрировании и перевод в центральную Россию или упокоение в сане митрополита сибирского. Иногда авторы исторических работ считали возможным фиксировать конфликты с местной светской властью в лице воевод, некоторые из которых вели отнюдь неправедный образ жизни. Чуть позднее появлялись труды, посвященные фиксации чудес и необычных случаев, связанных с именами сибирских архиереев, многие из которых по мнению церковных авторов вели подвижническую и высокодуховную жизнь [11].

Авторы церковно-исторических трудов описывали процесс христианизации и в отношении местных народов. Вообще, тема миссионерства - это особая тема на страницах церковно-исторической печати. Надо отметить, что в большинстве своем сибирские авторы вполне адекватно оценивали результаты миссионерской работы. Так, отмечая героическое подвижничество отдельных миссионеров, их неустанный просвещенческий и религиозный подвиг, все же, в целом, они фиксировали серьезные проблемы, связанные с упорством неофитов и, как правило, скромными успехами в общем объеме миссионерской деятельности. По мнению авторов таких работ, это было связано прежде всего с дикими нравами, непросвещенным состоянием, языческим характером местного населения, требовавшими постоянной напряженной повседневной работы как со стороны миссионеров, так и общецерковных и общегосударственных служб и структур. Сам характер таких трудов также носил обзорный, эклектичный характер. Здесь сведения церковно-исторического порядка были обрамлены природно-географическими, народно-хозяйственными, экономическими, этнографическими сведениями и наблюдениями. На наш взгляд, это было связано прежде всего со стремлением авторов, особенно печатавшихся в общероссийских изданиях более четко прописать «фон», «контекст» деятельности миссионеров мало знакомый читателям европейской России. При этом, что любо-

пытно, сама структура видения проблемы, изложения материала опять же напоминала именно характер взгляда миссионера, являвшегося зачастую в одном лице и первым военным разведчиком, картографом, топографом, этнографом и историком осваиваемых территорий [12].

Еще одна важнейшая тема местных церковно-исторических исследований -это истоки и генезис раскола русской православной церкви, и его сибирские особенности. Исторически так сложилось, что русский Север и Сибирь стали местом концентрации недовольных церковными реформами Никона и укрывавшимися от преследования властей сторонниками до-никоновских обрядов. Если в центре России старообрядцы в целом доставляли мало хлопот светским и церковным властям, ибо были подавлены церковной и государственной силой, по преимуществу

еще в XVII-XVIII вв., то именно в Сибири ни у центральных, ни у местных светских властей не хватало сил для активных и широкомасштабных репрессий против старообрядцев. Борьбу против них церковь вела собственными силами, в том числе и за счет привлекаемых ресурсов академического сообщества. Для проти-вораскольничьх работ также характерна в большей степени описательность, начиная от общероссийской сюжетики никоновских реформ, ссоры царя с патриархом и продолжения раскола в крупных его центрах (Соловки) и заканчивая особенностями протекания на собственно сибирских территориях [13].

Были и свои особенности в форме подачи церковно-исторических сведений. Это было связано прежде с проблемами источникового характера. Так же как и в центральной России многие источники были разбросаны по самым разнообразным местам, большинство из которых не способствовали сохранности документов -подвалы, амбары, колокольни и т. д. Иногда даже собранные и систематизированные комплексы сведений и документов не были застрахованы от небрежного хранения или использования непросвещенными обывателями совершенно не по назначению - в качестве растопочного материала или обертки для пирогов, о чем не без крайнего сожаления, сообщал, в частности, А.И. Сулоцкий [14].

В этой ситуации источники могли не представлять собой единого комплекса, а иногда просто быть единичными. Исследователи, таким образом, имея ограниченный круг источников, зачастую вынуждены были безоговорочно верить ему. Это приводило к желанию поделиться с просвещенным обществом найденной информацией, что выражалось в форме близкого к источнику пересказа, частой перегруженности текста мелкими деталями и второстепенными сведениями, в том числе о ценах, сделках и стоимостях, вплоть до подробной росписи «в рублях и копейках», частом упоминании количества материалов, камней или денег, ушедших на создание и поддержание богоугодных мест, святых икон, храмов монастырей и т. д.

Помимо источниковой неоднородности, перед сибирскими авторами стояли и другие проблемы. Прежде всего нельзя забывать и того, что сбором, описанием и комментариев церковно-исторических

сведений практически все авторы занимались в свободное от своих основных обязанностей время. На это сетовал один из самых известных западносибирских авторов Н. Абрамов: «Трудность одному

лицу собрать много материалов, краткость свободного времени от служебных занятий, требовали сокращения в изложении» [15]. Занятие наукой носило еще и поэтому во многом описательный, констатирующий характер, не претендовало на глубину концептуальных выводов. И, наконец, особенно для лиц духовного звания, невозможно сбрасывать со счетов еще и фактор духовной цензуры. Даже простые описательные работы, попадая в руки духовного начальства, начинали длительные мытарства по цензурным инстанциям и в большей части так и не были опубликованы. Эти же работы, без раздражающих подписей «протоиерей», «настоятель» и т. д., выдающих их авторов, без особых проблем печатались в гражданских исторических и общественных журналах. Это обстоятельство, заставило, в частности, по собственному признанию, А.И. Сулоцкого, подписываться псевдонимами: Александр Цветков и Филарет Петухов [16].

Все же, несмотря на указанные трудности и проблемы, можно констатировать, что сибирские церковно-историчес-

кие труды вполне оригинальны. Большинство из них являются бесценным вкладом в становление как общероссийской, так и сибирской церковно-исторической науки, поставщиком бесценной информации по локальной и общенациональной истории, а их авторы были подвижниками и людьми, любившими историю и стремившимися к высотам познания исторической истины.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Сибирская духовная академия: Учреждение Академии и ее задачи: проект организации. Томск, 1913; Сибирская духовная академия: Учреждение Академии и ее задачи / сост. Лаврентьев Л.И. Томск, 1914.

[2] Цамутали А.Н. Историк-демократ: Афанасий Прокопьевич Щапов // Историки России XVIII-начала ХХ века. М., 1996. С. 379-398.

[3] Вибе П.П. Сулоцкий А.И. // Вибе П.П., Михее-

ев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. М., 1994. С. 258-259; Сулоцкий А.И. Соч. в 3 т. / сост. Ю. Мандрика. Тюмень, 2000-2001.

[4] Жук А.В. Предстоятели Омской епархии Рус-

ской Православной Церкви: биогр. справ. / А.В. Жук. Омск, б.г.

[5] Курочкин И.М. Рассказы из священной истории

русской церкви в связи с главнейшими событиями гражданской истории России: Времена правления митрополитов (989-1589). Томск, 1895; Девятисотлетие со дня Успения свята-го равноапостольнаго Великаго князя Владимира, крестителя Руси. Томск, 1915; Беликов Д.Н. Нравственность и религия: Слово в день тезоименитства благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Федоровны: Произнес. 23 апр. 1901 г. в Том. каф. соборе. Томск, 1901; Его же. Слово в день поминовения в бозе почившаго благочестивейшаго Государя Императора Александра III по истечении года со времени его кончины. Томск, 1895; Его же. Царственное дело, личность и жизнь в бозе почившаго Императора Александра III: Публ. чтение в 40-й день по кончине царя-миротворца. Томск, 1895; Грифцев Н., прот. О значении православной веры в истории и жизни русскаго народа. Тобольск, 1901; Сырцов И. Император Александр Николаевич II, как покровитель и благодетель православной церкви и духовенства: Воспоминание на 1е марта. Тобольск, 1882; Лебедев М. Путешествие наследника цесаревича по Тобольской епархии в 1891 году. Тобольск, 1893; и др.

[6] Баранский Н. Тысячелетней памяти святых первоучителей славянских братьев Кирилла и Мефодия. Томск, 1885; Во славу первоучителей и просветителей славян святых Мефодия и Кирилла речи, произнесенныя на торжественных актах в Тобольской губернской гимназии, Тобольской духовной семинарии и др. в

6-е апреля 1885 года. Тобольск, 1885; Грам-матин А. свящ. Житие, страдание и чудеса святаго славнаго великомученика Димитрия Мироточиваго, Солунскаго чудотворца. Тобольск, 1895; Знаменский Л. О жизни и трудах святаго Димитрия Ростовскаго. Тобольск, 1892; Листки Тобольскаго епархиальнаго братства. Святый Димитрий, митрополит Ростовский. Тобольск, 1895; Листки Тобольскаго епархиальнаго братства. Преподобный Сергий, Радонежский чудотворец. Тобольск, 1895; Краткое сказание о жизни и трудах святителя Иоасафа, епископа Белгородскаго чудотворца. Томск, 1911; Беликов Д.Н. Слово в день празднования Казанской иконы Божией Матери, произнесенное 22 октября 1900 года в домовой церкви Императорскаго Томскаго университета. Томск: Тип. Епарх. братства, 1901.

[7] Грамматин А. свящ. Абалакская чудотворная

икона Божией Матери. Тобол. братство св. великомученика Димитрия Солунскаго. Тобольск, 1894; Сулоцкий А., прот. Новыя благодатныя явления от Абалацкой иконы Божией Матери. Тобольск, 1888; Сулоцкий А., прот. Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалац-кою, и о важнейших копиях с нея: с изображением иконы Абалацкой Божией Матери. Тобольск, 1888.

[8] Абрамов Н.А. Сведения о чудотворной иконе

Божией Матери Семипалатинской. Тобольск, 1859; Грамматин А. свящ. Почаевская икона Божией Матери. Тобольск, 1894; Грамматин А. свящ. Местно-чтимый образ Господа Вседержителя. Тобольск, 1900; Матвеев Д.А. свящ. Историческое описание Тобольскаго Знаменскаго монастыря и чудотворная Казанская икона Божией Матери, находящаяся в нем. Тобольск, 1899; Сидонский А., свящ. Чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, что в селе Богородском близ города Томска. Томск, 1892; Сидонский А., свящ. Чудотворная икона нерукотвореннаго образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, что в селе Спасском близ города Томска. Томск, 1892; Сидонский А., свящ. Чудотворная икона святителя Христова Николая Мир Ликийских чудотворца, что в селе Семилужном, близ города Томска. Томск, 1892; Скосырев Н.Д. Тобольская икона Божией Матери. Тобольск, 1894; Сулоцкий А. прот. Икона святителя Николая, именуемая Можайскою, в подгородном сельце Тарскаго округа Самсоновом. Омск, 1883; и др.

[9] Абрамов Н.А. Тюменский Троицкий монастырь.

Омск, 1882; Беликов Д.Н. Старинные монастыри Томскаго края. Мужеский Богородице-Алексеевский монастырь. Женский Христоро-ждественский в городе Томске. Мужеский Хри-сторождественский в городе Кузнецке. Томск, 1898; Беликов Д.Н. Старинный Свято-Троицкий собор в Томске. Томск, 1900; Головин П. Кондинский Троицкий монастырь. Тобольск, 1892; Головин П. Туринский Николаевский монастырь. Тобольск., 1892; Грамматин А. свящ. Историческое описание Богоявленской церкви

города Тобольска. Тобольск, 1891; Грамма-тин А. свящ. Крестовоздвиженская церковь города Тобольска. Тобольск, 1891; Евтропов К.Н. Краткий обзор постройки Троицкаго кафед-ральнаго собора в городе Томске: литературный обзор. Томск, 1900; и др.

[10] Абрамов Н.А. Материалы для истории христианского просвещения Сибири. Со времени покорения в 1581 г. до начала XIX столетия // Журнал министра народного просвещения. 1854.

[11] Н.Г. О.о. Зосима и Василиск, сибирские подвижники конца XVIII - начала XIX столетия. Тобольск, 1897; Карпинским А.М. Просветитель Сибири Филофей Лещинский, митрополит Тобольский и всея Сибири (1702-1721). Тюмень, 1889; Карпинский А.М. Иоанн Максимович, митрополит Тобольский и всея Сибири (1651-1715): Некролог. Тюмень, 1899; Никон. Жития святителя Иоанна Максимовича, митрополита Тобольскаго и всея Сибири. Тобольск, 1916; Соколов К. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской миссии. Томск, 1892; Соколов С.И Святитель Иннокентий, первый епископ Иркутский: ист.-биогр. очерк. Томск, 1902; Скосырев Н.Д. Очерк жития митрополита Тобольскаго и всея Сибири Иоанна Максимовича (1651-1715). Тобольск, 1904; Сулоцкий А. Филофей Лещинский - митрополит Сибирский и Тобольский. Омск, 1858; и др.

[12] Путинцев М., прот. К празднованию 300-летия города Березова: ист. очерк. Тобольск, 1891; Его же. Первое присоединение к православной церкви в Киргизской миссии Тобольской епархии Тобольск, 1894; Абрамов Н. Описание Березовского края. Б.м, б.г.; и др.

[13] Алексий, иеромонах. Историческая записка о состоянии старообрядчества в Томской епархии. Томск, 1910; Беликов Д.Н. Старообрядческий раскол в Томской губернии (по судебным данным). Томск, 1894; Его же. Раскол в Сибири и Томске за XVII в Б.м., б.г.; Беликов Д.Н. Старинный раскол в пределах Томскаго края. Томск, 1905; Сырцов И.Я. Самосожигательст-во сибирских старообрядцев в XVII и XVIII столетии. Тобольск, 1888; Сырцов И. Старообрядческая иерархия в Сибири. Тобольск, б.г.; Шерстобитов А.С. Происхождение раскольнической доктрины о "чувственном" воцарении антихриста: ист. очерк. Тюмень, 1898; и др.

[14] Сулоцкий А.И. Авторская исповедь // Сулоцкий А.И. Сочинения: в 3 т. О церковных древностях Сибири. Тюмень, 2000. Т. 1. С. 11.

[15] Абрамов Н. Материалы для истории христианского просвещения Сибири. Со времени покорения в 1581 году до начала XIX столетия. Оттиск из Журнала Министерства Просвещения. 1854. № 2, 3. С. 1.

[16] Сулоцкий А.И. Авторская исповедь // Тобольские Епархиалные ведомости. 1884. С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.