ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА В СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ РАЗЛИЧНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В. Ф. Енгалычев, И. Г. Моисеева, А. В. Моисеев
Аннотация: статья посвящена адаптации процедуры применения метода контент-анализа в различных видах судебно-психологической экспертизы. Ее актуальность обусловлена большим количеством и значительным разнообразием объектов, предоставляемых на экспертное исследование. Для решения экспертных задач каждого из представленных видов судебно-психологической экспертизы авторами приведена специфика видоизменения процедуры контент-анализа. Конкретизации в этом отношении подвергнуто применение контент-анализа в таких предметных видах, как судебно-психологическая экспертиза преступной группы, достоверности показаний, по материалам коррупционной направленности, делам по защите чести, достоинства и деловой репутации, а также текстов по делам, связанным с противодействием экстремизму. С целью иллюстрации некоторых особенностей применения контент-анализа в этих видах судебно-психологических экспертиз представлены результаты содержательного анализа фрагментов реальных текстов, представленных правоохранительными органами для экспертного исследования. Так, в судебно-психологической экспертизе преступной группы с помощью контент-анализа выявляются психологические признаки взаимодействия коммуникантов между собой. В судебно-
психологической экспертизе достоверности показаний он используется для выделения конкретных фрагментов допроса, в которых присутствуют признаки достоверности или недостоверности. Важнейшей задачей, стоящей перед экспертом-психологом при осуществлении анализа материалов коррупционной направленности и иных тексов, является установление смысловой насыщенности речевых высказываний, находящихся внутри контекста разговоров.
Кроме того, отраженный в статье подход позволяет дифференцированно подходить к профессиональной компетенции судебного эксперта-психолога, заимствовать метод контент-анализа из других наук, преобразовывать его в соответствии с целями конкретного вида судебно-психологической экспертизы. Практической ценностью данной статьи является и то, что в ее содержании не только отражено концептуальное использование контент-анализа как основного метода экспертного исследования, но и определено его применение в комплексе с другими методами. Все это в большей степени свидетельствует о комплексности предлагаемого авторами исследования, обеспечивающей многостороннее изучение представленного объекта, что является важнейшей характеристикой методики любого вида судебно-психологической экспертизы.
Ключевые слова: контент-анализ, судебно-психологическая экспертиза, экспертное исследование, заключение, эксперт-психолог, метод, анализ текста, экспертная задача, процедура применения, опосредованное изучение личности.
Актуальность использования метода контент-анализа в судебно-психологической экспертизе обусловлена все большим количеством и разнообразием объектов, предоставляемых правоохранительными и правозащитными учреждениями на экспертное исследование. Все чаще объектом судебно-психологической экспертизы или исследования становится не психическая деятельность подэкспертно-го, которая непосредственно изучается психологом, а видео- или аудиозаписи оперативно-следственных действий, выступлений или рекламы, художественные или публицистические тексты, протоколы допросов или опросов и другие документы [3].
Основная проблема на настоящем этапе развития судебно-психологической экспертизы заключается в том, что опосредованное изучение личности через такие объекты ставит перед экспертом-психологом новые экспертные задачи, решению которых благоприятствует перевод текстовой информации в количественные показатели [2, 7, 10, 12]. Особо следует отметить, что методология, методика и техника контент-анализа в современной науке крайне основательно разработаны и в достаточной степени представлены в специальной литературе [1].
Однако, несмотря на представленное многообразие методологиче-
ских подходов к проведению контент-анализа, для применения в судебно-психологической экспертизе, как и других общенаучных или общепсихологических методов, необходимы адаптация и видоизменение его процедуры в соответствии со спецификой экспертных задач. В связи с отсутствием научного обобщения и методологического единства производства судебно-психологических экспертиз тех видов, задачи которых требуют использования метода контент-анализа, нами конкретизированы процедуры его применения в некоторых из них.
1. Судебно-психологическая экспертиза преступной группы (в случае, когда в качестве объекта исследования предоставляется дословное содержание телефонных переговоров членов преступной группы).
Для решения экспертной задачи, связанной с установлением психологических признаков организации коммуникантов в единую группу и определения основы ее организации, нужно применить относительно простую процедуру контент-анализа. Как правило, при анализе дословного содержания телефонных переговоров коммуникантов эксперт-психолог выявляет психологические признаки их взаимодействия между собой. Для этого из всего массива представленных диалогов выделяются только те части текста, которые свидетельствуют о начале процесса коммуникации и соответственно о его завершении. Пример такого анализа представлен в таблице 1.
Количество выявленных таким образом взаимодействий между всеми коммуникантами представляет собой качественный психологический при-
Таблица 1
Представление результатов анализа содержания массива телефонных переговоров
Источник фрагмента Фрагмент начала Фрагмент окончания
4412548 Ж1 Алле, М2: Привет, Лен. Серега. Ж1: Причет, Сереж. М2: Давай. Ж1: Давай.
П] п
12 3 28 28
Таблица 2
Представление результатов анализа содержания массива сведений, зафиксированных на видеозаписи
Фрагмент Категории (содержательно-смыаовые единицы)
1* 2 3 п
Начальная стадия допроса [4]* [2] [0] [...]
Стадия свободного рассказа [370] [165] |П2] [...]
J 'точпяющие вопросы [161] 111] [ ]
Окончание допроса [2] [1] [0] [...]
* 1 - числовое обозначение категории, обозначающей изучаемый признак *[4| - количество референтов данной категории, содержащих изучаемый признак
знак организации коммуникантов в единую группу, выраженный количественно и обобщенный в отношении конкретных коммуникантов.
2. Судебно-психологическая экспертиза достоверности показаний(в качестве объекта исследования предоставляется видеозапись допроса или других оперативных или следственных действий).
В подобных экспертных исследованиях, как правило,возникает необходимость решения задач, связанных с изучением не только устного текста, но и массива стимулов видеоряда, что в совокупности позволяетустановить факт достоверности и/или недостоверности показаний [3, 4], которые дают до-
прашиваемые. Однако всегда существует значительная степень риска ошибочных выводов эксперта ввиду многообразия признаков и отсутствия анализа их локализации. Вместе с тем часто встречаются случаи, когда невозможно сформулировать однозначный вывод о достоверности или недостоверности показаний, зафиксированных на видеозаписи допроса. При этом возникает необходимость выделения конкретных фрагментов допроса, в которых присутствуют признаки достоверности или недостоверности. В самом общем виде применение процедуры контент-анализа для решения подобной задачи представлено в таблице 2
Таблица 3
Представление результатов анализа содержания массива телефонных переговоров коммуникантов, осуществляющих коррупционную деятельность
№ 1|/п Категория Выраженность ('%>)
1. Начало разговора между коммуникантами 15,21
2. Регистрация 5,03
3. Обсуждение денежных средств 49,21
4. Готовность коммшикантпв к действию 21,18
5. Окончание разговора 3,47
В соответствии с содержательно-смысловой нагрузкой высказываний всех участников оперативно-следственных действий видеозапись делится на соответствующие ходу допроса фрагменты. Затем выделяются психологические признаки достоверности или недостоверности показаний, которые формируют изучаемую категорию, после чего экспертом выявляются референты (маркеры речевого поведения), содержащие изучаемые признаки в каждом из фрагментов.
3. Судебно-психологическая экспертиза по материалам дел коррупционной направленности (в качестве объекта предоставляются аудиозаписи и дословное содержание телефонных или иных переговоров коммуникантов, осуществляющих коррупционную деятельность).
Важнейшей задачей, стоящей перед экспертом-психологом при осуществлении анализа подобных объектов, является установление смысловой насыщенности речевых высказываний, находящихся внутри контекста разговоров, тематическое определение разговоров, связанных денежными взаимоотношениями, и выделение речевых высказываний, связанных с темой денежных взаимоотношений
и обладающих высокой коммуникативной интенсивностью [8]. В данном случае процедура контент-анализа по выделению тем из массива переговоров коммуникантов и их соответствующей интерпретации носит исключительно качественный характер и является вспомогательной при осуществлении аналитико-синтетической деятельности, но вместе с тем позволяет объективизировать полученные данные. Пример такой работы представлен в таблице 3.
Первоначально были выявлены тематические категории в дословном содержании представленных разговоров путем выделения и обработки единиц информации, содержащихся в исследуемых материалах. В ходе определения категорий сформулированы ключевые понятия, позволяющие произвести оценку выраженности тем, затрагиваемых в данных разговорах. По результатам контент-аналитического исследования коммуникативного процесса в данных разговорах выделено, что наибольшую выраженность получила тема «Обсуждение денежных средств», что и послужило отправной точкой научного решения поставленных задач.
Выделенным категориям найдены адекватные выражения в языке ис-
Таблица 4
Результаты анализа содержательных и смысловых компонентов темы «Обсуждение денежных средств»
Высказывания по теме Содержательный анализ темы
М1 -...так, там пятнадцать или двадцатъ была? М2 -двадцать... М1 - двадцатьвсе понял, ига... М2 - Так. отлаженное я подписал... убрал1 М1 - сегодня вечером, как освобожусь, так это. Все ш двадцать. М2 - двести тысяч... М1 - да. двести тысяч, все, как ты .■аворнл... В ходе анализа 'Записи содержания данного отрезка разговора на записи № 2 выявлено, что М [ и М2 подводят результаты взаимодействии, при этом обоими собеседниками указывается мишенный эквивалент «двести тысяч». По смыслу высказываний этот эквивалент был установлен одним из коммуникантов. При этом условия договоренности обоих собеседников устраивают.
Таблица 5
Представление результатов контент-аналитического исследования опубликованных материалов
Категории/подкатегории 1 2 3 4 5 Количество референтов %
В отношении Лица №1 6 10 12 3 1 32 43,9
В отношении Лица К»2 2 4 3 8 2 19 26
В отношении правительства 3 У 7 2 1 22 30,1
Количество референтов 11 23 22 13 4 73 1(Н>
% 15 31,5 30,1 17,9 5,5
следуемого содержания, которые и явились основными единицами анализа. Содержательные и смысловые компоненты исследовались с учетом выявленного контекста.
4. Судебно-психологическая экспертиза по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации
(в качестве объектов предоставляются публицистические тексты, журналистские статьи, политические издания в СМИ и сети Интернет).
Говоря об экспертных задачах в случае защиты чести, достоинства и де-
ловой репутации, исследователи чаще всего отмечают доказательственную значимость выводов по вопросам о целях, преследуемых автором опубликованного материала. В данном случае очень важным является установление основных и дополнительных целей, поскольку в общем массиве публикации или серии публикаций выявляются высказывания, имеющие не только негативный характер, но и направленность на несколько лиц или организаций. В связи с этим при качественном исследовании высказываний, содержащихся
Таблица 6
Представление результатов контент-аналитического исследования текстов экстремистского характера
Смысловые единицы Нейтральная коннотация Позитивная коннотация Негативная коннотация Частота упоминания
Русский 12 2 4 18
Россия 2 0 0 2
Евреи 5 о 4 9
Террорист 6 0 5 11
Национальный герой 9 1 0 10
в текстовых сообщениях, крайне важно выявить конкретную степень выраженности изучаемого признака, а для этого необходимы перевод текстовой информации в количественные показатели и ее статическая обработка, что позволяет применить метод контент-анализа, по сути, являющийся при решении этих задач ведущим методом работы эксперта-психолога [9, 14, 15]. Пример такого анализа представлен в таблице 5.
На этапе выявления смысловых единиц (категорий) и единиц счета (референтов) анализа были использованы содержащиеся в каждом фрагменте статьи выражения автора, которые носят негативный характер, имеют отрицательную окраску деятельности или включают в себя порочащую личность информацию. В ходе исследования были осуществлены подсчет референтов и статистическая обработка полученных результатов. Полученные референты были объединены в смысловые категории, выраженность негативных высказываний в каждой из которых представлена количественно. Наибольший процент содержания негативных высказываний выявлен в отношении Лица № 1.
5. Судебно-психологическая экспертиза текстов по делам, связан-
ным с противодействием экстремизму (в качестве объекта могут быть представлены устные и письменные тексты, зафиксированные на любом носителе).
Экспертными задачами при производстве экспертиз по таким делам являются установление значения отдельных компонентов текста (его содержания), коммуникативной цели автора, цели сообщения (его направленности), что в целом позволяет сделать вывод о наличии или отсутствии экстремистского характера данного текста. Главная задача, которая решается здесь посредством контент-анализа, состоит в том, чтобы выяснить связь текста с реальными событиями и изучить сам коммуникативный процесс, спродуци-рованный этим текстом [5, 6]. Пример приведен в виде таблицы 6.
Особенностью применения метода контент-анализа в подобных случаях является выделение в тексте смысловых единиц (категорий), подсчет частоты их употребления и указание контекста их употребления (позитивного, негативного или нейтрального).
Таким образом, основными функциями контент-аналитического исследования в экспертной практике являются определение содержания представленного объекта и изучение иско-
мого признака в нем, выделение основных смысловых единиц, установление взаимосвязи частотных распределений различных признаков, построение логики взаимодействия контекста и содержания объекта и осуществление формализованного статистического анализа смысловых структур текста. Этими функциями и обусловлена возможность применения контент-анализа в соответствии с объектом исследования и поставленными экспертными задачами, что позволяет не только полно и объективно исследовать любое явление, зафиксированное в тексте, но и сформировать совокупность источников научных знаний, объектов и методов, образуя специфическую сущность судебно-психологической экспертизы.
Кроме этого, приведенные примеры иллюстрируют дифференцированный подход к профессиональной компетенции [11] судебного эксперта-психолога, обусловливающий необходимость наличия знаний не только общенаучного или общепсихологического применения метода контент-анализа, но и отраслевых знаний,то есть юридической психологии и судебно-психологической экспертизы. Такой подход позволяет заимствовать метод контент-анализа из социологии или общей психологии и преобразовать его в соответствии с целями конкретного вида судебно-психологической экспертизы. Хотя метод контент-анализа не всегда является основным методом экспертного исследования, его использование в комплексе с другими [11, 13] позволяет говорить о комплексности исследования, обеспечивающей многостороннее изучение представленного объекта, что выступает важнейшей характеристи-
кой методики любого вида судебно-психологической экспертизы.
Литература
1. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ: монография. М.: РГИУ, 2007. 286 с.
2. Баканов АС. Метод извлечения экспертных знаний в процессе работы с юридической текстовой информацией // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 122-125.
3. Енгалычев В.Ф. Юридическая психолингвистика // Прикладная юридическая психология: учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2001. С. 399-406.
4. Енгалычев В.Ф, Моисеева И.Г. К проблеме выявления признаков достоверности / недостоверности показаний в процессе изучения видеозаписи следственных действий // Актуальные вопросы экспертизы видеозаписей: материалы Всерос. семинара (Нижний Новгород, 13-17 мая 2013 г.) / под ред. В.Н. Пронина, П.Г. Лесниковой. Н. Новгород, 2014. С. 280-286.
5. Енгалычев В.Ф., Оселков А.А. О психологическом содержании понятий, определяющих содержание экстремистской деятельности // Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы и перспективы исследования: сб. материалов Всерос. науч. семинара / под ред. И.Б. Шуванова [и др.]. - Сочи: Соч. гос. ун-т туризма и курортного дела, 2010. С. 25-34.
6. Кукушкина О.В., Сафонова Ю.А., Секераж Т.Н. Методика проведения судебной психолого-лингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму. М.: Изд-во Рос. федер. центра судеб. экспертизы при Минюсте России, 2014. 98 с.
7. Купцов М.И., Видов С.В. К вопросу о применении математических методов при проведении психологических исследований и анализе их результатов // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 131-136.
8. Моисеев А.В., Моисеева И.Г. Значение комплексной психолого-лингвистической судебной экспертизы в расследовании уголовных дел коррупционной направленности // Актуальные проблемы судебно-экспертной деятельности в уголовном, гражданском, арбитражном процессе и делам об административных правонарушениях: материалы III науч.-практ. конф. с междунар. участием (Уфа, 16 окт. 2014 г.) / отв. ред. Ф.Г. Ами-нев. Уфа: Баш. гос. ун-т, 2014. С. 76-79.
9. Психолого-правовая оценка враждебной направленности материалов СМИ и публичных выступлений / А.Р. Ратинов [и др.] // Юридическая психология: сб. науч. тр. НИИ проблем укре-
пления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. Вып. 3. Ч. 1 / под ред. Г.Х. Ефремовой, О.Д. Ситковской. М., 2005. С. 63-83.
10. Савченко Т. Н. Структура и описание эмпирических исследований // Прикладная юридическая психология. 2007. № 1. С. 89-97.
11. Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А. М. Столяренко. М.: Юнити-Дана ; Закон и право, 2003. С. 196-197.
12. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-17.
13. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: учеб. пособие. М.: Право и Закон, 1997. 320 с.
14. Южанинова А.Л. Психолого-юридические критерии унижения чести и достоинства граждан и социально-психологическая судебная экспертиза // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Вып. 4. С. 100-104.
15. Южанинова А.Л. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе: в 3 ч. Ч. 2: Защита чести, достоинства и деловой репутации. Саратов: Изд-во Сарат. гос. академии права, 2002. 104 с.
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ
Аннотация: В статье, основанной на эмпирическом материале, рассматриваются проблемы социально-психологической адаптации осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Особенности межличностных отношений в родительской семье, эмоциональное отвержение, физическое насилие, недостаточный уровень образования, условия жизни и ближнее окружение оказывают значительное влияние на совершение преступлений. С помощью корреляционного и факторного анализа установлены некоторые зависимости криминологических характеристик у осужденных и особенностей социально-психологической адаптации. Во время отбывания наказания в местах лишения свободы снижается уровень социально-психологической адаптации: появляются трудности в установлении межличностных связей, вырабатывается склонность к крайним формам поведения — пассивности или агрессии, возникает
Е. В. Чернышева
нежелание идти на уступки при общении; происходит деформация правосознания, развивается несоответствие между личными установками и установками общества на свободе. Криминологические факторы, сформировавшиеся еще до лишения свободы (алкогольная или наркотическая зависимость, факты физического насилия по отношению к себе и к другим людям, нежелание работать, несправедливое отношение со стороны родственников, побеги из родительского дома, приводы в милицию, условная судимость и другие), и появившиеся у осужденных во время отбывания наказания новые, вносят дезорганизацию в психическую деятельность, а после освобождения приводят к преступному рецидиву. Многие осужденные после отбывания наказания в виде лишения свободы более 5 лет успешно адаптируются к условиям исправительного учреждения и начинают активно придерживаться криминальных традиций. Возможные пути