Научная статья на тему 'ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КАВИТАЦИОННОГО ОБТЕКАНИЯ ТЕЛ БОЛЬШОГО УДЛИНЕНИЯ В ВЕРТИКАЛЬНОМ ПОТОКЕ ЖИДКОСТИ'

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КАВИТАЦИОННОГО ОБТЕКАНИЯ ТЕЛ БОЛЬШОГО УДЛИНЕНИЯ В ВЕРТИКАЛЬНОМ ПОТОКЕ ЖИДКОСТИ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды МАИ
ВАК
Ключевые слова
КАВИТАЦИОННОЕ ОБТЕКАНИЕ / КОЛЬЦЕВОЕ КРЫЛО / ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ПОТОК ЖИДКОСТИ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Горбатенко Станислав Алексеевич, Махров Владислав Петрович, Юрьев Александр Иванович

Статья посвящена исследованию условий формирования кавитационного обтекания тел большого удлинения при их вертикальном движении в воде. Показано, что такое обтекание можно реализовать лишь при использовании практической гидродинамической особенности – каверноформирующего кольцевого крыла с соответствующим профилем, устанавливаемого в зоне носового насадка-кавитатора. Формируемое обтекание соответствует течению по типу течения Лайтхилла-Шушпанова. Полученные результаты исследования позволяют считать предложенную методику как новый способ реализации кавитационного обтекания тел большого удлинения в вертикальном нисходящем потоке жидкости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КАВИТАЦИОННОГО ОБТЕКАНИЯ ТЕЛ БОЛЬШОГО УДЛИНЕНИЯ В ВЕРТИКАЛЬНОМ ПОТОКЕ ЖИДКОСТИ»

Электронный журнал «Труды МАИ». Выпуск № 64

www.mai.ru/science/trudy/

УДК 532.528.533.6.0

Об особенностях кавитационного обтекания тел большого удлинения в вертикальном потоке жидкости

С А. Горбатенко, В.П. Махров, А.И. Юрьев

Аннотация

Статья посвящена исследованию условий формирования кавитационного обтекания тел большого удлинения при их вертикальном движении в воде. Показано, что такое обтекание можно реализовать лишь при использовании практической гидродинамической особенности - каверноформирующего кольцевого крыла с соответствующим профилем, устанавливаемого в зоне носового насадка-кавитатора. Формируемое обтекание соответствует течению по типу течения Лайтхилла-Шушпанова. Полученные результаты исследования позволяют считать предложенную методику как новый способ реализации кавитационного обтекания тел большого удлинения в вертикальном нисходящем потоке жидкости.

Ключевые слова: кавитационное обтекание; кольцевое крыло; вертикальный поток жидкости.

Введение

Известно, что при общепринятой схеме формирования каверны за телеснымикавитаторами (диском, конусом и проч.) осуществить на практике режим устойчивого кавитационного обтекания тела на подводном участке вертикального движения невозможно из-за нестационарности состояния газовой полости каверны при непрерывном изменении внешнего гидростатического давления[1,2]. В опубликованных теоретических работах и модельных экспериментах [3,4,5] исследования вертикальных кавитационных течений проводились, как правило, в стационарной постановке.

В настоящей статье представлены некоторые результаты исследований развитых вертикальных каверн, формируемых на цилиндрических телахбольшого удлинения с помощью кольцевых крыльев с соответствующим профилем. Такие каверны соответствуют многопараметрическим течениям Лайтхилла-Шушпанова [6]. Описанный в указанных

работах метод формирования кавитационного обтекания осесимметричных тел с помощью кольцевого крыла позволяет обеспечить существенное снижение гидродинамического сопротивления таких тел при минимальных расходах энергии и сохранить дополнительную силу плавучести на подводном участке вертикального движения в каверне.

Теоретические зависимости для исследования

Будем использовать методику формирования управляемых кавитационных течений за насадком - кавитатором с помощью вихревых гидродинамических особенностей [6] для условий вертикальных потоков жидкости. В качестве практической гидродинамической особенности рассматривается кольцевое крыло с геометрическими параметрами, необходимыми для каверны, замыкающейся в заданном сечении тела. Поскольку в данном случае рассматриваемоемногопараметрическое течение дополнительно «усложняется» непрерывным изменением условий внешнего вертикального обтекания, будем представлять решение задачи на данном этапе в квазистационарной постановке. Для определения параметров рассматриваемоговертикального кавитационного течения, формируемого с использованием кольцевого крыла (крыло обтекается сплошным потоком), система определяющих уравнений будет иметь следующий вид

ЦГк (И)

2п

(

)ео8 ф

дп„

(

1

Л

V КК, к;) у

с^ф

д

дп

1

Л

V КК, ^о) у

И dS -

С08 ф

дп„

1

Л

V К(К, Ьао) у

И dS]; (1а)

^(Ко) =-

д

Пк0КК0, Иа ) дпк V К(Иа0, Иа ) У

1

+ ГаЦ С08 ф[

£ (Ико) д ( 1

Пк0К(Ик0 , К ) ^Д К(Ик0 . К ) у

Ко ]dS +Цгк (И)со8ф[

, ]dS+

£ (Ик0)

ЛК0 К(Ик0, Иа )

дп

1

к V К(Ик0, К ) у

т - 2%'к (Ик0); (1б)

^ = ¿[1Ь(И)софть 1 И )^ Яс05ф щ, 1 И )^ + И?к(И)cos^^7^^];

1

К(ИСТ0, И) (1в)

К(К, ИСТ0)

где уравнение (1а) определяет характер изменения скорости на кавернообразующим теле (кавитаторе); уравнение (1б) - соответствующий характер изменения скорости по профилю кольцевого крыла, а уравнение (1в)позволяет определить форму каверны в

а0

5

5

д

8

А

Я

Я

д

Г

S

S

ж

Г7

квазистационарном состоянии, вытекающем из граничных условий решения, т.е. при условии постоянства скорости на границе каверны или давления внутри каверны. В указанных уравнениях введены следующие обозначения:

увх ,Ба , ^а(Ь) - скорость, поверхность и абсцисса точки смыкания каверны соответственно; Ъа, Ъъ Ъа - координаты на поверхности тела-кавитатора, крыла и каверны соответственно.

Для получения однозначного решения данную систему уравнений необходимо дополнить условием замыкания границ формируемой каверны. Здесь принято условие -Еа (Lа) = Б. т.е. условие замыкания границ каверны на полубесконечный цилиндр с диаметром Ба как аналога известной схемы Рошко - Жуковского.

В представленной системе уравнений определяющим является третье - (1в), в котором выражение для /хможет быть представленодополнительной зависимостью [3]

Гх =

х

1 + а н--т ф сот1, (2)

Гг

- Е -Е V2 где х = —--; и Гг2 = ——; Цс- координаты точки образования каверны.

Лс 2ЧЛс

Число кавитации а0 в уравнении (2) определяется на уровне срывной кромки кавитатора.

С помощью представленных уравнений системы (1) определяются условия формирования вертикального кавитационного обтекания лишь в квазистационарной постановке. Но они позволяют определять и возможные законы регулирования параметров обтекания, добиваясь необходимой стабилизации обтекания и его замыкания в заданном сечении при изменении величины давления (глубины движения) путём изменения положения кольцевого крыла относительно кавитатора.

Уравнения системы (1) представляют собой интегро-дифференциальные уравнения типа Фредгольма, в которых содержатся особенности в особых точках на теле-кавитаторе и крыле. Численное решение уравнений этой системы осуществляется путём преобразований и упрощений содержащихся в них интегралов с особенностями. После чего эта система сводится к системе линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с последующим итерационным определением необходимых характеристик обтекания и соответствующих параметров каверноформирующей системы: кавитатора - кольцевого крыла. Подробное изложение методики решений подобных уравнений представлено в работе [6].

Результаты исследований

На рисунке 1 показаны в качестве примера обобщённые расчётные геометрические параметры вертикальных «всплывающих» каверн при постоянном значении циркуляции крыла и варьировании соотношений между диаметрами крыла ^и кавитатора^н.

Рис. 1. Расчётные характеристики удлинений каверн, формируемых кольцевым крылом.

Из сравнения полученных результатов с известными данными [4] видно, что крыло вносит существенные изменения в характеристики реализуемых течений. В частности, удлинения каверн, формируемых с использованием крыла при сопоставимых расчётных условиях, превосходят результаты, представленные в указанной работе при числе Фруда Бг> 20, в несколько раз.

Теоретические исследования можно дополнить экспериментальнымиданными, проведенными нами на вертикальном гидростенде и оборудовании Московского комплекса ЦАГИ на моделях с удлинениями 8.. .15, частично представленными в [6]. Исследования проводились по методике ЦАГИ [3]при различных числах Фруда и искусственномподдуве газа (воздуха) в формируемую каверну. В частности, определялись следующие параметры, характеризующие кавитационное обтекание моделей: величина сопротивления моделей и расхода газа на вентиляцию (поддув) каверны при соответствующих числах Фруда, числа кавитации. Эти параметры определялись по формулам:

Сд = Q*RTVо/2роДн- коэффициент расхода газа на формирование (поддув) каверны; ¥г = Vо2/

- число Фруда;

■ |--1-Д-1_^

О 0.02 0.04 0.06 0.08 С

Х - величина сопротивления (усилие на тензовесах с учётом тарировки).

В представленных соотношениях принято: - секундный весовой расход газа на поддув каверны; Яи Т- удельная газовая постоянная воздуха и его температура соответственно; ¥о - скорость потока в рабочей части стенда на уровне кавитатора; ён - диаметр кавитатора (диска); Измерение числа кавитации в формируемой каверне определялось путём замеров давлений:ро- в сечении по задней кромке крыла; ра - щупом по всей длине каверны и вычислялось по формуле

л

Оо = 2(ро -Ро) /рУо .

Заметим, что измерение сопротивления моделей, в силу их малого масштаба, носило исключительно сравнительный характер по отношению к эталону и данным из работы [3]. На рисунках 2.. .5 показаны в качестве примеров характер обтекания некоторых моделей тел в нисходящем потоке реальной жидкости.

Рис.2. Каверны, формируемые на модели с удлинением Ь = 10 при различной относительной величине поддуваемого в каверну газа: А - при Сд> = 0,08; Б - при Сд>= 0,13.

В процессе проведенных экспериментов были получены удлинения вертикальных каверн более Ь а> 20, в том числе в заданных сечениях корпуса моделей (см. рисунок 3 и4).

На рисунке 5 показана картина кавитационного обтекания модели при углах атаки, Величина поддува везде сохранялась постоянной при Сд = 0, 045.Здесь хорошо виден образующийся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

замыв на корпусе и характерная кормовая область каверны без её разрушения. Полученные данные позволяют наметить условия управления каверной без возможныхзамывов корпуса.

Рис.3. Вертикальные каверны, формируемые на модели большого удлинения( Ь = 18): А - приСQ = 0,03; Б - приСд = 0,13.

Рис.4. Схемы каверн с различным удлинением: А - удлинение Ь а> 20; Б - Ь а= 10.

Рис.5. Характер кавитационного обтекания модели с удлинением Ь = 10 при углах атаки: А - при а = 0.5о; Б - при а = 2.5о ; В - при а = 6о.

На рисунке 6 приведена обобщённая зависимость параметров удлинений каверн, формируемых кольцевым крылом по методу [6],полученныеэкспериментально при различных числах кавитации в вертикальном потоке реальной жидкости. Для сравнения на графике нанесена штрих-линией аналогичная известная зависимость, полученная при сопоставимых условиях проведения экспериментов [5,7].

Из приведенных материалов следует, что использование кольцевого крыла с соответствующими параметрами позволяет обеспечить кавитационное обтекание «всплывающих» тел большого удлинения в вертикальном потоке жидкости.

\ и 50

\ ч 4(Х.

Ч 30 • X

20 V •

ю \

-а V 0 0,1 0,3 0,4 +а

Рис.6. Экспериментальные зависимости (Ьа = / (а)

В работе [8] рассмотрена теоретическая задача о кормовой расширяющейся каверне, возникающей при работе ракетного двигателя стартующей из-под воды баллистической ракеты. Подобная задача для осесимметричного течения рассматривалась авторами в работе [6], где также было показано, что использование кольцевого крыла, размещаемого в области кормового среза тела, позволяет сформировать кормовую каверну с отрицательным числом кавитации, т.е. с давлением в каверне превышающем давление в окружающей среде. При этом каверна имеет обратную кривизну её сходящихся к оси границ, и они не выступают за пределы миделя тела. А это приводит, в свою очередь, к снижению сопротивления тела при сохранении силы плавучести комбинации «тело - каверна».

Выводы.

Использование кольцевого крыла как эффективного конструктивного элемента в составе каверноформирующей системы позволяет формировать кавитационное обтекание «всплывающих» тел большого удлинения и, следовательно, существенно уменьшить величину его сопротивления при движении. Использование кольцевого крыла, размещаемого в области кормового среза, может существенно упорядочить форму донной каверны при струйном истечении газа.

Библиографический список.

1. Дегтярь В.Г., Пегов В.И. Гидродинамика подводного старта ракет. - М.: Машиностроение, 2009.

2. Burgdorf O. Hydrodynamics of Unsteady Underwater - Launcher Missiles with Trailing Cavities and Cross Flow Drag. // AIAA № 87-1319.

3. Гульнев С.И., Капанкин Е.Н., Об особенностях кавитационного обтекания тел вертикальным потоком.// Учёные записки ЦАГИ, т. VI, №2, 1975, с.56-62.

4. Гузевский Л.Г., Зуйкова В.И. Кавитационные течения в продольном поле сил тяжести.// Пристенные течения со свободными поверхностями.- Новосибирск: ИТФ СО АН СССР, 1980, с.18-30.

5. Парышев Э.В. Пульсации вертикальных каверн в тяжёлой жидкости.// Учёныезаписки ЦАГИ, т.ХП, №3, 1981, с.1-9.

6. Махров В.П. Гидродинамика кавитационных течений, формируемых внешними гидродинамическими особенностями.- М.: Изд-во МАИ, 2011.-160с.

7. Кнепп Р., Дейли Дж., Хеммит Ф. Кавитация - М.: Мир, 1974.

8. Chou Y.S. Axisymmetric cavity flows past slender bodies of revolution //J. of Hydronaut. v.8, №1, 1974, pp 13-18.

Сведения об авторах

Горбатенко Станислав Алексеевич, профессор кафедры «Системный анализ и управление» Московского авиационного института (национального исследовательского университета), д.т.н.; тел.: +7(499)158-48-53, e-mail: [email protected]

Махров Владислав Петрович, профессор кафедры «Проектирование аэрогидрокосмических систем» Московского авиационного института (национального исследовательского университета), д.т.н.; тел.: +7(499)158-46-76; e-mail: [email protected]

Юрьев Александр Иванович, начальник СКБ «Океан» при кафедре «Проектирование аэрогидрокосмических систем» Московского авиационного института (национального исследовательского университета); тел.: +7(499)158-46-76; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.