Научная статья на тему 'Об особенностях иконографии и сравнительном методе изучения рельефов римских дионисийских саркофагов (на базе уваровского саркофага в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина)'

Об особенностях иконографии и сравнительном методе изучения рельефов римских дионисийских саркофагов (на базе уваровского саркофага в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
458
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИОНИСИЙСТВО / ИКОНОГРАФИЯ / ИКОНОЛОГИЯ / САРКОФАГ / DIONYSUS / ICONOGRAPHY / ICONOLOGY / SARCOPHAGUS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рагулина Анна Анатольевна

Статья посвящена теме дионисийства в погребальном искусстве Древнего Рима иконологии и иконографии римских дионисийских саркофагов. Выделены 5 основных и 8 факультативных сюжетов, относящихся к данной теме. Постоянство сюжетов дает возможность говорить о сложении канона, бытующего в I-III вв. В изучении сюжетов саркофагов предлагается использовать метод ученого-фольклориста В. Проппа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On features of iconography and the comparative method of studying of Roman Dionysiac sarcophagi relieves (based on the Uvarov sarcophagus from the collection of the Pushkin Museum of Fine Arts)

The article is devoted to the theme of Dionysusism in funeral art of Ancient Rome iconology and iconography of Roman Dionysiac sarcophagi. The author allocates 5 core and 8 facultative plots concerning the theme under consideration. The constancy of plots gives a chance to speak about forming of a canon in the 1st-3rd centuries. The author suggests using a method of V. Propp, a specialist in folklore, in studying of sarcophagi's plots.

Текст научной работы на тему «Об особенностях иконографии и сравнительном методе изучения рельефов римских дионисийских саркофагов (на базе уваровского саркофага в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина)»

А. А. Рагулина

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИКОНОГРАФИИ И СРАВНИТЕЛЬНОМ МЕТОДЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛЬЕФОВ РИМСКИХ ДИОНИСИЙСКИХ САРКОФАГОВ (на базе Уваровского саркофага в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина)

Работа предоставлена кафедрой искусствознания Российского института культурологии (Москва).

Научный руководитель - доктор культурологии А. Н. Рылева

Статья посвящена теме дионисийства в погребальном искусстве Древнего Рима - иконологии и иконографии римских дионисийских саркофагов. Выделены 5 основных и 8 факультативных сюжетов, относящихся к данной теме. Постоянство сюжетов дает возможность говорить о сложении канона, бытующего в I-III вв. В изучении сюжетов саркофагов предлагается использовать метод ученого-фольклориста В. Проппа.

Ключевые слова: дионисийство, иконография, иконология, саркофаг.

A. Ragulina

ON FEATURES OF ICONOGRAPHY AND THE COMPARATIVE METHOD OF STUDYING OF ROMAN DIONYSIAC

SARCOPHAGI RELIEVES (BASED ON THE UVAROV SARCO-PHAGUS

FROM THE COLLECTION OF THE PUSHKIN MUSEUM OF FINE ARTS)

The article is devoted to the theme of Dionysusism in funeral art of Ancient Rome - iconology and iconography of Roman Dionysiac sarcophagi. The author allocates 5 core and 8 facultative plots concerning the theme under consideration. The constancy ofplots gives a chance to speak about forming of a canon in the 1st-3rd centuries. The author suggests using a method of V. Propp, a specialist in folklore, in studying of sarcophagi's plots.

Key words: Dionysus, iconography, iconology, sarcophagus.

Занимаясь трактовкой смысла рельефов Уваровского саркофага в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина и проводя сравнительный анализ по различным параметрам с рядом памятников римской скульптуры, мы сталкиваемся с некоторыми неизменными общими

величинами, к которым относятся в первую очередь изображенные на рельефах персонажи и степень их взаимодействия.

Рельефы дионисийских саркофагов содержат постоянный набор персонажей, как правило, обладающих устойчивой иконографией,

восходящей к ранним памятникам: этрусского, греческого, отчасти египетского искусства.

Сюжеты, о которых мы говорим, сложились в первую очередь под влиянием общеизвестного мифа, а также широко распространенных представлений о сущности бога Диониса. Отражение в искусстве этих тем наложилось на стремление придать изображению некие индивидуальные черты, связанные с непосредственным пожеланием заказчика саркофага.

Приведем перечень устойчивых иконографически сюжетов на рельефах дионисийских саркофагов II-III вв. (обозначим их арабскими цифрами):

1.1. Вакх, остановившийся перед спящей Ариадной.

1.2. Встреча Селены и Эндимиона (Селена перед спящим Эндимионом).

1.3. Психея, обнаруживающая спящего Амура.

Необходимо объяснить, что сцены «Вакх, остановившийся перед спящей Ариадной» и «Селена перед спящим Эндимионом» принадлежат разным мифам, повествуя о разных персонажах, однако они связаны воедино иконологически, обозначая общую идею. Возлежащие умершие изображались еще на этрусских саркофагах, однако именно в рельефах римского времени божество встречается с человеком, спящим или мертвым, что равнозначно. Спящий/умерший Эндимион лежит в совершенно той же позе, что и Ариадна с рельефа Уваровского саркофага, и подобных ему рельефов, что говорит об их семантической идентичности друг другу (как и сцен). Практически всегда в этих сценах присутствует Амур, указующий Селене (либо Вакху) на ее (его) возлюбленного.

В контексте данного исследования важно, что и в сцене обнаружения Психеей спящего Амура на саркофагах иконография повторена: Амур спит в той же позе, что Ариадна и Эндимион. Но в данном сюжете спит бог, а бодрствует его возлюбленная: это, возможно, объяснимо нечеловеческой сутью и Психеи.

2.1. Триумф Диониса = Прославление Вакха = торжественное шествие в честь Диониса-Вакха; тиас (thiasos) - торжественное шествие в честь божества.

2.2. Триумф Диониса и Ариадны (показ их как супружеской/царской четы).

3. Вакхический танец (тематика, исключительно связанная с Дионисом. Вакхический танец по сути - самый действенный способ «вызова» божества, обращения к божеству. Божество ощущается местами уже в самом танце, внутри него. Дионис может не присутствует здесь въяве, он присутствует здесь незримо);

4. Времена года (антропоморфные персонификации времен года указывают на идею дионисийства как постоянную смену увядания и расцвета природы).

5. Сцена сбора винограда.

Сюжеты рельефов римских дионисийских саркофагов включают в себя только эти 5 тем с их незначительными вариациями.

Дионис был чрезвычайно почитаемым божеством поздней античности, это бог, тесно связанный с темами смерти и воскресения, поэтому дионисийская тематика совершенно оправдана на рельефах римских саркофагов. Мифы же, связанные с Дионисом, разнообразны, глубокомысленны и живописны, что видно хотя бы из «трижды рожденного» бога: у Персефоны, у Семелы и из бедра Зевса. Не менее значительно путешествие Диониса за Семелой в Аид. Однако изображения на эти сюжеты на рельефах дионисийских саркофагов отсутствуют.

Помимо вышеназванных на рельефах саркофагов присутствуют сюжеты, которые можно назвать скорее факультативными, однако обладающими не менее устойчивой иконографией, усиливающие и подчеркивающие значение основной фабулы. Важно и то, что ярко выраженное стремление к многофигурности в рельефе в римскую эпоху нередко приводило к значительному доминированию сдвоенных и строенных сюжетов в рамках единого «полотна».

Перечислим факультативные сюжеты, обозначив их римскими цифрами:

I. Саркофаги с львиными масками-прото-мами (одно из основных значений - апотро-пеическое; оскаленные пасти олицетворяют врата смерти; именно через них потечет вино, «кровь Диониса», поэтому они символизируют и возвратный путь).

Об особенностях иконографии и сравнительном методе изучения рельефов...

II. Вакх и Геракл (бог со своим антагонистом и одновременно двойником).

III. Отдыхающий/обессиленный Геракл (безусловная победа бога Диониса над героем и обращение его в свою веру).

IV. Ариадна, вставшая в полный рост (пробудившаяся от сна-смерти).

V. Ариадна сидящая (в точке пограничного состояния - моменте перехода).

VI. Ребенок на плече [вакханта] (Дионис-младенец как одна из ипостасей бога).

VII. Фигура с деревцем в руке (бог сна Сом-нус / персонификация о-ва Наксоса).

VIII. Сцена вынимания занозы (По Л. Л. Акимовой подобная сцена - модель отношений, долженствующих свершиться между Ариадной и Дионисом, эквивалент избавления Ариадны от страданий ее как смертной женщины [1, с. 112]).

Итак, мы понимаем под дионисийским саркофагом наличие в погребальном памятнике именно перечисленных выше сюжетов.

Крайне важно отметить и совершенно особую форму дионисийского саркофага - ленос (А-пуо^), - не прямоугольную, а скругленную и несколько расширяющуюся вверх, подобную ваннам-давильням для винограда.

Сам саркофаг типа является вместилищем бога; рельеф на соответствующую тему становится даже не обязательным. Дионис сам присутствует в саркофаге (не всегда его изображение, но всегда его сила, его суть).

В эпоху поздней Римской империи наряду со старыми традициями иконографии появляются добавочные сцены, обязанные своим возникновением воле заказчика и фантазии художника. Эти фантазии существуют теперь на равных правах с мифом. Яркий пример - великолепный саркофаг из Московы, так называемый Уваровский саркофаг*.

Изучая весь массив саркофагов, мы пришли к выводу, что, с одной стороны, тематика воспроизводимых сюжетов практически постоянно повторяется; безусловно, сложен канон изображения многих фигур и групп фигур; с другой же стороны, стилистика, художественные особенности, уровень мастерства авторов выполненных рельефов разнообразен чрезвычайно - от шаблонно-кустарных

произведений до памятников действительно высококлассного искусства. Ввиду этого, а также отсутствия сведений об авторстве, представляется практически невыполнимой задача приведения групп саркофагов к определенным мастерским.

Столкнувшись с необходимостью провести сравнительный анализ значительного объема рельефов на саркофагах, близких по времени и иконологии, мы считаем возможным предложить новый метод подхода к определению, трактовке, описанию и анализу изображенных на рельефах сцен, отдельных групп и персонажей. Данный метод заимствован из труда В. Я. Проппа о волшебной сказке [2, с. 18-23], и представляется нам настолько же удачно применимым к разбору сцен на саркофагах, насколько он применим при разборе сказок.

Пропп применяет межсюжетное сравнение сказок. Он приводит примеры сюжетных случаев, в которых находит постоянные и переменные величины, обозначая их определенным значком и выстраивая таблицу-схему. Мы предлагаем подойти к описанию рельефов на саркофагах (а их очень много и они обладают характерными особенностями) с тех же позиций.

Данная методика дает нам возможность произвести быстрый и точный анализ каждого нового памятника, попадающего в область нашего научного интереса. Мы практически сразу имеем возможность вычленить сюжет, многократно повторяющийся, с его характерными особенностями, как и сюжет уникальный.

Истории, представленные на рельефах саркофагов, не являются полноценными рассказами, это скорее картины, кадры, запечатлевшие некие важнейшие действа. Применяя к ним методику Проппа, мы обращаем внимание на изображаемые персонаж и предмет (в совокупности с производимым им действием).

Рассмотрим предлагаемую нами схему на примере рельефов Уваровского саркофага. Саркофаг содержит четыре стороны, украшенные рельефами: две продольные и две скругленные боковые (поскольку мы говорим о саркофаге типа рельефы которых

прочитываются как единое повествование.

Полностью в схему укладываются следующие элементы рельефов: Вакх, остановившийся перед спящей Ариадной (пункт 1.1.); Триумф Диониса (пункт 2.1.); Вакхический танец (пункт 3); Саркофаги с львиными протомами (пункт I); Отдыхающий Геракл / обессиленный Геракл (пункт III); Ариадна, вставшая в полный рост (пункт IV); Ариадна сидящая, бодрствующая (пункт V); Ребенок на плече вакханта (пункт VI); Фигура с молодым деревцем в руке (пункт VII); Сцена вынимания занозы сатиром из ноги пана (пункт VIII).

Итак, на Уваровском саркофаге есть 10 постоянных величин, обнаруженных нами в римских дионисийских саркофагах (2 - основные и 8 - факультативные).

Проделанная работа дает нам возможность увидеть, что помимо традиционных сюжетов как иконологически, так и иконографически

попадающих под определение канона, рельефы Уваровского саркофага содержат также уникальное, экстраординарное** изображение, чье появление, как уже говорилось выше, типично для искусства поздней Римской империи. Речь идет об образующих своими фигурами треугольник Ариадны, Диониса и Геракла с одной из сторон саркофага. Замкнутая группа из этих персонажей, бесспорно находящихся во взаимосвязи присутствует только на Уваровском саркофаге***.

В большом исследовании мы предполагаем буквенно-цифровое обозначение каждого отдельного сюжета с рельефа с фиксацией всех более или менее значительных отступлений от общего канонического изображения. Подобный метод позволит быстро проанализировать имеющиеся на саркофаге рельефы, установив степень их распространенности.

ПРИМЕЧАНИЯ

* Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Инв. № II 1а 231.

** Термин, употребленный применительно к данным сюжетам Л. И. Акимовой. *** В диссертации мы подробно останавливаемся на анализе этой сцены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова Л. И. Саркофаг с дионисийскими сценами в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина / Музей 7: Художественные собрания СССР. М., 1987. С. 112-123.

2. Пропп В. Я. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки. Собрание трудов В. Я. Проппа. М.: Лабиринт, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.