Научная статья на тему 'Об особенностях игры на гиджаке'

Об особенностях игры на гиджаке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДЖАК / СТРУНА / ЗВУК / ДИАПАЗОН / ПОЗИЦИЯ / ФРАЗА / ТЕМБР / ИСПОЛНЕНИЕ / GIDJAK / STRING / SOUND / RANGE / POSITION / PHRASE / TIMBRE / PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исаев Улугбек Заирович

Перед композиторами Узбекистана, как и перед всеми композиторами, работающими в условиях самобытных национальных культур, предстает музыка, обладающая неповторимыми особенностями, яркой характерностью. Узбекистан, бесспорно, обладает высокоразвитой культурой в пределах одноголосной народной музыки. Эта культура веками выкристаллизовывалась, отлагаясь в прекрасные и своеобразные формы. Она выражена в напевности и ясности мелодических линий, в определенных ладовых структурах, в изумительном богатстве ритмических образований. Все это совершенно верно, но следует добавить сюда еще одно обстоятельство, иногда считаемое менее важным, как тембр. Можно с уверенностью утверждать, что этот компонент в общем облике звучащего музыкального образа постоянно играет очень важную роль. Самое точное цитирование этнографического материала, знакомого и близкого слушателю с детства, может быть плохо воспринято, если характер извлечения звука, тембр, будет заменен непривычным, необычайным. Мы ни в какой мере не собираемся противопоставлять один другому элементы музыкальной речи. Поэтому композитору важно пользоваться собственными записями народной музыки, обогащенными непосредственным впечатлением их подлинного слышания. Только это спасет от ложных представлений о возможностях тембровых обогащений, таящихся в том или ином образце народной музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об особенностях игры на гиджаке»

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИГРЫ НА ГИДЖАКЕ Исаев У.З. Email: Isaev17132@scientifictext.ru

Исаев Улугбек Заирович - преподаватель, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: перед композиторами Узбекистана, как и перед всеми композиторами, работающими в условиях самобытных национальных культур, предстает музыка, обладающая неповторимыми особенностями, яркой характерностью. Узбекистан, бесспорно, обладает высокоразвитой культурой в пределах одноголосной народной музыки. Эта культура веками выкристаллизовывалась, отлагаясь в прекрасные и своеобразные формы. Она выражена в напевности и ясности мелодических линий, в определенных ладовых структурах, в изумительном богатстве ритмических образований. Все это совершенно верно, но следует добавить сюда еще одно обстоятельство, иногда считаемое менее важным, как тембр. Можно с уверенностью утверждать, что этот компонент в общем облике звучащего музыкального образа постоянно играет очень важную роль. Самое точное цитирование этнографического материала, знакомого и близкого слушателю с детства, может быть плохо воспринято, если характер извлечения звука, тембр, будет заменен непривычным, необычайным. Мы ни в какой мере не собираемся противопоставлять один другому элементы музыкальной речи.

Поэтому композитору важно пользоваться собственными записями народной музыки, обогащенными непосредственным впечатлением их подлинного слышания. Только это спасет от ложных представлений о возможностях тембровых обогащений, таящихся в том или ином образце народной музыки.

Ключевые слова: гиджак, струна, звук, диапазон, позиция, фраза, тембр, исполнение.

ABOUT PARTICULARITY OF THE PLAY ON GIDJAK

Isaev U.Z.

Isaev Ulugbek Zairovich - Teacher, DEPARTMENT OF PERFORMANCE ON PUBLIC INSTRUMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: before composer Uzbekistan, either as before all composer, working in condition of the original national cultures, appears the music, possessing inimitable particularity, bright характерностью. Uzbekistan undoubtedly possesses the высокоразвитой culture within одноголосной of the public music. This culture age выкристаллизовывалась, отлагаясь in beautiful and своеобразные of the form. It is expressed in напевности and clarity мелодических line, in determined ладовых structure, in astonishing wealth of the rhythmic formation. All this just so, but follows to add here one more circumstance, sometimes considered more important as timbre. Possible with confidence to confirm that this component in general look sounding music image constantly plays very important role. The most exact цитирование ethnographic material, familiar and close listener from childhood, can be is bad perceived if nature of the extraction of the sound, timbre will is replaced unaccustomed, необычайным. We nor in what measure do not be going to to oppose to one other elements music speech.

So composer it is important to use own writing the public music, enriched by direct impression their authentic слышания. Only this will rescue from false beliefs about possibility тембровых enrichments, melting in that or other sample of the public music. Keywords: gidjak, string, sound, range, position, phrase, timbre, performance.

УДК 786

ХХ век резко раздвинул перед нами историко-временные пространственные границы, дал человеку почувствовать себя властелином всего, созданного людьми за многовековую историю цивилизации и воспринять это несметное богатство как стартовую площадку для новых взлетов культуры [1, 40].

Средством соединения музыкальных звуков, которые составляют музыкальную фразу и имеют определенное смысловое значение, смены позиций представляют собой особое средство выразительности, обогащающее игру на гиджаке в целом. В совокупности с вышеизложенным,

следует отметить, что самый момент соединение позиций не стоит рассматривать лишь как чисто технический прием, хотя следует отметить, что переход в различные позиции должен выполняться так, чтобы лежащее в его основе скольжение стало неслышным, то есть смена позиций в идеале должна быть мгновенной и следовательно, технически совершенной. Поэтому следует отметить, что связанные со сменами позиций, а также вибрация являются именно теми элементами игры на гиджаке, которые придают музыкальным звукам особую окраску, тембровую динамику, гибкость и жизненность и тем самым приближает к звучанию человеческого голоса в той или иной части приближенному к идеалу.

Педагог должен быть не только мастером своего дела, но и обладать умением распознать своих подопечных с психологической точки зрения. Необходимо подобрать ключ к сердцу каждого ученика, понять, что ему свойственно и чего не хватает. В процессе занятий со студентами преподаватель наблюдает, изучает их, пробует различные методы, приемы воздействия, индивидуально подбирает репертуар. В умении найти для каждого студента наилучший путь и темп развития проявляется суть педагогической работы.

Так, если студент склонен к классической музыке, необходимо почаще предлагать ему пьесы других стилевых направлений, включать непривычные произведения, но расширяющие его музыкальный кругозор, воспитывающие его вкус, помогающие ему всесторонне развивать владение инструментом.

Имеет место особая специфика и отличительные черты, которые необходимо учитывать, составляя программу для молодых гиджакистов.

В этом случае каждый педагог выбирает свой метод. Часто педагоги пользуются лишь излюбленной и проверенной на практике репертуарной программой, не обновляя привычные программные требования за счет новых стилевых направлений, то есть, не включают в программу малоизвестную современную, классическую музыку. Но ведь известно, что интересный учебный репертуар может стать дополнительным стимулом к занятиям для студентов.

Наряду с классическими пьесами важно включать в репертуар студентов современные произведения, в которых находит свое музыкальное воплощение новая эпоха. Ведь мир образов и переживаний, выраженный свежим и ярким музыкальным языком в современной музыке очень близок молодому поколению, так как она построена на интонациях наших дней.

Применение позиций игре на гиджаке дает возможность использовать каждую струну на всем ее протяжении, что представляет возможности пользоваться звуковыми красками, так как каждая струна гиджака обладает особым характерным тембром, имеющим, кроме того, еще ряд оттенков в различных регистрах. Все вышеизложенное является могучим средством выразительности, значительно увеличивая возможности использования диапазона, расширяет выразительные возможности инструмента.

Разумно используя связи смены позиций, можно исполнять целые фразы на одной струне в интересах сохранения единства их звуковой окраски или сопоставлять звучания различных струн.

Решающее значение имеют моменты интерпретации, как и при выборе других средств художественной выразительности. Применение этого приема всегда должно обуславливаться содержанием исполняемой музыки, ее стилевыми особенностями, характером и строением фразы.

Поэтому основная задача в этой области заключается в том, чтобы, изучив и проанализировав на объективной научной основе существо исполнительских средств, понять их природу, помочь исполнителю отобрать наиболее целесообразные приемы и тем самым способствовать развитию профессионального мастерства.

В совокупности со всем вышеизложенным тема связи смены позиций как таковых видится мне достаточно важной для исполнительства на гиджаке в целом.

Как каждый большой музыкант он совершенно свободно владеет множеством инструментов, но особой душевной привязанностью пользуется лишь один из них. Для Тургуна Алиматова таким инструментом стал сато. Для мастеров дастанов Шоберди и Каххара Бахши -домбра и т.д.

В практике исполнительства на гиджаке решающее значение имеет, разумеется, не цифровое обозначение позиций, а связанные с осуществлением определенных музыкально -исполнительских задач перемещение всей руки по грифу. Таким образом, самое исполнение произведений никогда не бывает связано с необходимостью определения позиций. Это определение все-же сохраняет известное значение в первоначальном обучении.

Источник вдохновения каждой творческой души заложен в его сердце. Способность сопереживать, ощущать чужую боль как свою, философски оценивать мир определяет истинного мастера слова.

Список литературы / References

1. Янов-Яновская Н.С. Творчество композиторов Узбекистана в аспекте теории интертекста // Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Т., 2008.

2. Ташматова А. Ижрочилик санъати тарихи. Т., 2017.

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УРОКАХ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ НА ОСНОВЕ ВОСТОЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ Шомуротова М. Email: @scientifictext.ru

Шомуротова Мохичехра — преподаватель, кафедра традиционного исполнительства, Государственная Консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится об идеях, взглядах и подходах восточных учёных и мудрецов, например, Абу Али ибн Сина, Абу Райхан Беруни по вопросам образования и подготовки учеников, а также, какими качествами должен обладать профессиональный исполнитель. А также в статье говорится о влиянии национальной музыки в духовности человечества. О формировании будущих традиционных исполнителей, нового поколения с помощью национальной музыки. Приводятся примеры из узбекской традиционной музыки в частности Шашмаком, такие как Сарахбор, Савти Ушшок, Мухайяри Ирок.

Ключевые слова: Восток, Абу Райхан Бируни, Абу Али ибн Сина, Бузрук, Рост, Наво, Дугох, Сегох, Ирок.

APPLICATION INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN INDIVIDUAL LESSONS OF TRADITIONAL MUSIC ON THE BASIS OF EAST PEDAGOGICS Shomurotova M.

Shomurotova Mokhichekhra - Teacher, TRADITIONAL PERFORMANCE DEPARTMENT, STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article talks about the ideas, attitudes and approaches of Eastern scholars and sages, for example, Abu Ali ibn Sina, Abu Rayhan Beruni on education and training of students, and what qualities a professional performer should prevail. The article also speaks about the influence of national music in the spirituality of mankind. On the formation offuture traditional performers, a new generation with the help of national music. Examples are given from Uzbek traditional music in particular by Shashmakam, such as Sarakhbor, Savti Ushshok, Muhayyari Irok. Keywords: East, Abu Raykhan Biruni, Abu Ali ibn Sina, Buzruk, Rost, Navo, Dugokh, Segokh, Irok.

УДК 781.7

Teaching in any subject, each teacher bringing up the next generation should remember skills of teachers and thinkers of the East. The East is considered a cradle of ancient civilizations and was delicate on questions education. There is a number of scientific and practical works which speak about rules of holding of the trainee and studied. The most important what, is developed various methods of training today is used by innovative technologies, despite it East pedagogics remains always relevant. But it should be noted that introducing in educational process of innovative technologies, teachers get many news, especially about the level of development of society, their secular knowledge grows in pedagogics, besides, students develop, skills in the musical industry improve, and, of course the training program gradually amplifies due to exchange of opinions and expansion of experimental knowledge.

The great thinker Abu Raykhan Biruni has proved such methods as, compliance of education with character, the soft principles of training and education. In knowledge of the nature and society I followed the motto: "Without having checked itself, I won't believe". He as the skilled teacher has developed a number of recommendations about questions of pedagogical skills. For example, to train

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.