Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 2
УДК 130.3
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ С. Н. БУЛГАКОВА
А. А. Табаченко
Табаченко Андрей Андреевич, аспирант кафедры философии, культурологии и социальных коммуникаций, Костромской государственный университет, andrei.aat@yandex.ru
Статья посвящена рассмотрению особенностей философского мировоззрения С. Н. Булгакова - представителя русской религиозной философии рубежа XIX - начала XX вв. в контексте культурно-исторических и общественно-политических реалий того времени и сложившихся традиций, тенденций, характерных для русской философии. В целом понимание философского творчества философа невозможно без знания главных координат его мировоззрения. Анализируются эволюция и этапы развития философского мировоззрения, а также историко-философская совокупность публицистических работ, включенных в оригинальную философскую систему С. Н. Булгакова. Автором изучены автобиографические материалы и блок философских трудов, где рассматриваются не только основные этапы жизни, но и философская проблематика. Отмечается влияние немецкой классической философии и представителей идеалистического направления русской философской мысли на мировоззрение философа. Особое внимание сосредоточено на влиянии философии марксизма в процессе формирования мировоззрения и таких понятий, категорий, как общественный идеал, всеединство, софийность, в основе которых философ усматривает религиозно-метафизические основания. Кроме того, в статье анализируется влияние философии всеединства Вл. Соловьева, а также приводятся точки зрения и анализ философского творчества современников С. Булгакова. Ключевые слова: мировоззрение, идеализм, марксизм, религия, православие, общественный идеал, русская философия, С. Булгаков.
Э01: 10.18500/1819-7671 -2018-18-2-162-165
С. Н. Булгаков - русский философ, публицист, один из ярких представителей религиозно-идеалистического направления русской философской мысли конца XIX - начала XX вв. Он принадлежит к эпохе религиозно-философского Ренессанса, расцвета в России религиозной мысли. Философ обладал глубоким знанием философских учений античной, средневековой, классической философской мысли. Актуальность историко-философского анализа философского наследия С. Булгакова объясняется глубоким осмыслением социально-гуманитарных тем, в частности вопросом места и роли русской философской мысли в современной культуре России.
Эволюция философского мировоззрения Булгакова происходила под влиянием культур-
но-исторических факторов и общественно-политических реалий. Находясь под влиянием марксизма, С. Булгаков был уверен в том, что «марксизм дает своим последователям больше, чем может дать всякая научная теория, какими бы достоинствами она ни отличалась» [1, с. IX].
К числу культурно-исторических факторов, повлиявших на мировоззрение С. Н. Булгакова, относят, во-первых, общее движение в русской философской мысли «от марксизма к идеализму», характерное для конца Х1Х столетия, и далее к православию; во-вторых, влияние немецкой классической философии и науки на русское образованное общество. Философ утверждает, что за Кантом открывается настоящий лабиринт философских проблем и их различных решений. С. Н. Булгаков пытается внести в марксизм «прививку Кантовского критицизма» и подвести под него гносеологический фундамент, критикуя его основные социологические и экономические учения. Такая попытка объясняется общим тяготением к неокантианству. В своих колебаниях между марксизмом и немецким идеализмом философ признавался в том, что «Кант всегда был предпочтительнее Маркса, и считал необходимым поверять Маркса Кантом <.. .> Кант в действительности оказался сильнейшим реактивом, разлагавшим марксистскую догматику» [1, с. XI]. Без сомнений, Канту принадлежит исключительное место в новой философии [1, с. XI]. Такая духовная трансформация Булгакова имеет внутреннюю логику. Для эволюции философского мировоззрения характерен непрерывный поиск решения многих проблем, вопросов, обращенных к человеку, к смыслу истории и целостному познанию мира.
В русской философии обозначилась тенденция сочетания марксизма и идеалистической философии, которую обозначил С. Н. Булгаков, назвав свой сборник «От марксизма к идеализму». С. Булгаков считает, что общей для философии марксизма и идеализма является проблема общественного идеала, исследованию которой посвящена его книга «Два града» (1911). Истинную основу общественности философ
© Табаченко А. А., 2018
Л. Л. Табаченко. Об особенностях философского мировоззрения С. Н. Булгакова
видит в религии, которая есть универсальное и объединяющее начало. Согласно С. Булгакову, человек - существо религиозное в силу метафизической природы, своей духовности и свободы. И в этом марксизм и идеализм близки в сфере «разума практического», социальных стремлений и идеалов. Социальная справедливость и общественный прогресс, свобода и равенство, политический либерализм и социальный демократизм или социализм вытекают, по мнению С. Булгакова, из основных принципов философского идеализма. В рамки идеализма включаются метафизика всеединства, софиология, онтология, основанная на религиозных догматах. Рассуждая о двух видах идеалистического мировоззрения, он выделяет этический, особенность которого в том, что по преимуществу метафизикой развиваются этический мотив и этическая проблематика и этим исчерпывается его содержание. В отличие от этического идеализма философский идеализм не останавливается лишь на этической проблематике, связывает ее с проблемами онтологии, космологии и философии истории.
С. Булгаков полагал, что философия должна отвечать на запросы своего времени и быть не только наукой, но изучать и современную жизнь. Все великие философы не оставляли без внимания реальную действительность; классическая немецкая философия в лице Фихте дала идеал философа-гражданина [2]. Кроме того, Булгаков был убежден в том, что любое философское мировоззрение должно найти связь с реальными задачами времени и определить к ним свое принципиальное отношение.
В. В. Зеньковский о событиях в жизни философа писал: «Выступления и статьи Булгакова получили широкий отклик в русском обществе -Булгаков вместе с Бердяевым становятся наиболее видными вождями той русской интеллигенции, которая искала религиозно-философского обновления. Булгаков активно публикуется в популярных изданиях того времени, в сборниках «Вехи», «Проблемы идеализма». Переход "от марксизма к идеализму" обозначил новый этап в жизни Булгакова - и этим он был обязан Вл. Соловьеву, так об этом свидетельствует его статья о Соловьеве "Что дает современному сознанию философия Вл. Соловьева"» [3, с. 838]. Освободившись от доктрин экономического материализма, Булгаков перешел на позиции идеализма и к религиозному миропониманию. Его книга «Свет Невечерний» (1916) явилась очерком системы его нового миросозерцания, с автобиографическими обобщениями пройденного духовного пути. Эта книга завершает
период чисто философского творчества мыслителя, и в ней он переходит к богословским и церковным темам.
В сборниках «Проблемы идеализма», «От марксизма к идеализму» С. Н. Булгаков рассуждает об особенностях своего философского мировоззрения в период перехода от марксистского к религиозно-идеалистическому направлению. Он считает, что этот переход сложился в атмосфере социальных идей марксизма, теоретическим стержнем которого было обоснование общественного идеала. Философ был уверен в том, что «идеализм в России родился и стоит под знаком социального вопроса и теории прогресса» [1, с. V]. Разочаровавшись в марксизме, Булгаков приходит к выводу, что экономическая доктрина К. Маркса в целом не отражает всей исторической действительности. Поэтому социализм, с точки зрения этической ясности и простоты, не представляется законченной экономической доктриной, в связи с этим необходим многогранный социально-политический анализ общественного идеала, опирающийся на изучение действительности. С. Булгаков размышляет над вопросом, можно ли найти выход из «кризиса марксизма», и понимает, что необходимы новые искания.
В. В. Зеньковский, анализируя философское творчество С. Н. Булгакова, отметил, что именно у него «впервые была продумана тема о религиозной центральности проблемы хозяйственной активности» [4, с. 229]. Зеньковский писал: «В своих трудах по исследованию проблемы общественного идеала он глубоко затрагивает вопрос о роли и судьбе церкви в истории и в судьбе человека. Церковь у С. Н. Булгакова - это и культура, и общественность, и человечество. Церковь как единый организм должна принимать участие в жизни общества, но делать это на основе свободы как общественного идеала» [4, с. 230]. Н. А. Бердяев в «Русской идее» также указывает, что центральной темой творчества С. Булгакова стало отношение церкви к культуре и общественной жизни [5, с. 222].
Показательно, что философ обозначает изучение религии как основную тему своих публицистических работ, исследует сущность христианства, анализирует такой религиозной феномен, как Богочеловечество. В разработке этих тем решающим было влияние Вл. Соловьева, оно проявляется стремлении Булгакова создать философскую систему, в которой органичной были взаимосвязь науки, философии и религии. В трудах В. Соловьева Булгаков выделяет некое ядро, на котором строит философию Богочеловечества. Г. В. Флоровский, анализируя
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 2
философское мировоззрение Булгакова в своей книге «Пути русского богословия», отмечает, что именно с Вл. Соловьевым связана проблематика церковной культуры, истории христианства С. Булгакова [6, с. 493].
Особенностью философского мировоззрения С. Н. Булгакова является взаимосвязь различных тем, направлений. Л. А. Зандер, исследователь философского творчества С. Булгакова, выделяет личные факторы, влияющие на философский стиль мышления, - способность синтезировать философию и богословие. В процессе анализа философских проблем мыслитель изучал труды предшественников, поэтому естественны многочисленные экскурсы в историю философии и богословия и в сравнительную догматику, которые по своей совокупности могли бы составить своеобразные монографии по тем или иным специальным вопросам [7, с. 19].
С. Н. Булгаков анализирует творчество и судьбы К. Н. Леонтьева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, близких ему своими духовными исканиями, и пишет серию этюдов, включенных в сборник «Тихие думы». В статье «Васнецов, Достоевский, Вл. Соловьев, Толстой» в контексте творчества русского художника, писателей, философа С. Булгаков анализирует национальное самосознание, особенности русского народа и считает, что творчество этих художников «содействовало» пониманию религиозной психологии русского народа, отразило русское общество и искренность религиозного настроения.
Л. А. Зандер, являясь наиболее глубоким исследователем творчества С. Булгакова, считает, что в трудах философа «отражается потребность глубже понять мир и проникнуть в его сокро-
венную жизнь и сокровенный смысл» [7, с. 28].
Следует отметить, что главной особенностью философского мировоззрения С. Н. Булгакова было исследование наиболее общих вопросов бытия, развития общества, смысла истории, проблем человека и человечества. Философу удалось в своей публицистике органично соединить идеи русской религиозно-идеалистической мысли с общефилософскими проблемами. Для него характерны критическое осмысление марксизма, концептуальное обоснование многих проблем русской философской мысли того времени. Внутренний мир личности философа, его публицистика, метафизические аспекты творчества оказали значительное влияние на развитие русской религиозно-идеалистической философии Х1Х-ХХ вв.
Список литературы
1. Булгаков С. Н. От марксизма к идеализму : сб. ст. 1896-1903 гг. СПб., 1903. 347 с.
2. Булгаков С. Н. Основные проблемы теории прогресса // Булгаков С. Н. Проблемы идеализма. М., 1902. URL: http:// http://www.vehi.net/bulgakov/progress. html (дата обращения: 18.10.2017).
3. Зеньковский В. В. История русской философии. М., 2001. 880 с.
4. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 2005. 368 с.
5. Бердяев Н. А. Русская идея // Бердяев К. Самопознание : соч. М., 2001. С. 11-248.
6. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж, 1988. 603 с.
7. Зандер Л. А. Бог и Мир. Миросозерцание С. Н. Булгакова : в 2 т. Париж, 1948. Т. 1. 479 с.
Образец для цитирования:
Табаченко А. А. Об особенностях философского мировоззрения С. Н. Булгакова // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 162-165. Б01: 10.18500/1819-7671-2018-18-2162-165.
About Features of S. ^ Bulgakov's Philosophical Outlook
A. A. Tabachenko
Andrey A. Tabachenko, Kostroma State University, 17, Dzerzhinsky Str., Kostroma, 156005, Russia, andrei.aat@ya.ru
The article is devoted to the consideration of the features of the philosophical worldview of S. N. Bulgakov - a representative of Russian religious philosophy of the turn of the XIX - early XX centuries in the context of the cultural and historical and socio-political realities of the time and the established traditions, trends characteristic of
Russian philosophy. On the whole, the understanding of the philosopher's philosophical creativity is not possible without knowing the main coordinates of his worldview. The evolution and stages of the development of the philosophical outlook are analyzed, as well as the historical and philosophical totality of journalistic works included in the original philosophical system of S. N. Bulgakov. The author analyzes autobiographical materials and a block of philosophical works, where not only the main stages of life are considered, but also philosophical problems. The influence of German classical philosophy and representatives of the idealistic trend of Russian philosophical thought on the philosophy of the philosopher is noted. Particular attention is focused on the influence of the philosophy
164
Научный отдел
А. А. Табаченко. Об особенностях философского мировоззрения С. Н. Булгакова
of Marxism in the formation of the worldview and such concepts, categories as the social ideal, all-unity, sophiology, in the basis of which the philosopher sees religious-metaphysical grounds. In addition, the article analyzes the influence of the philosophy of unity of Vl. Solovyov, as well as points of view and analysis of the philosophical creativity of contemporaries S. Bulgakov. Key words: outlook, idealism, marxism, religion, Orthodoxy, social ideal, Russian philosophy, S. Bulgakov.
References
1. Bulgakov S. N. Ot marksizma k idealizmu: sb. st. 1896-1903 gg. [From Marxism to idealism: Collection of articles 1896-1903]. St. Petersburg, 1903. 347 p. (in Russian).
2. Bulgakov S. N. Osnovnyye problemy teorii progressa (The main problems of the theory of progress). In:
Bulgakov S. N. Problemy idealizma (The problems of idealism). Moscow, 1902. Available at: http://www.vehi. net/bulgakov/progress.html (accessed 18 October 2017) (in Russian).
3. Zenkovskiy V. V. Istoriya russkoy filosofii [History of Russian philosophy]. Moscow, 2001. 880 p. (in Russian).
4. Zenkovskiy V. V. Russkie myisliteli i Evropa [Russian thinkers and Europe]. Moscow, 2005. 368 p. (in Russian).
5. Berdyaev N. A. Russkaya ideya [Russian idea]. In: Berdyaev N.A. Samopoznanie: soch. [Self-knowledge: Compositions]. Moscow, 2001, pp.11-248 (in Russian).
6. Florovskiy G. V. Puti russkogo bogosloviya [Ways of Russian theology]. Paris, 1988. 603 p. (in Russian).
7. Zander L. A. Bog iMir. Mirosozertsanie S. N. Bulgakova: v 2 t. [God and Peace. The worldview of S. N. Bulgakova: in 2 vols.]. Paris, 1948, vol. 1. 479 p. (in Russian).
Cite this article as:
Tabachenko A. A. About Features of S. H Bulgakov's Philosophical Outlook. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 2, pp. 162-165. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-2-162-165.