Научная статья на тему 'Хозяйственная природа научного знания в философии С. Н. Булгакова'

Хозяйственная природа научного знания в философии С. Н. Булгакова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
230
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.Н. БУЛГАКОВ / ПРИРОДА / НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Легостаев А. С.

В статье исследованы концептуальные основания научного знания в философии С.Н. Булгакова. На основании анализа философских текстов С.Н. Булгакова автор рассмотрел науку как неотъемлемую часть хозяйства, необходимую человечеству в процессе оживления и восстановления бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC NATURE OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE IN PHILOSOPHY S.N. BULGAKOV

In the article the conceptual base of scientific knowledge in the philosophy of Bulgakov. Based on the analysis of philosophical texts, S.N Bulgakov, the author considered science as an integral part of the economy necessary to mankind in the process of revitalization and restoration of life.

Текст научной работы на тему «Хозяйственная природа научного знания в философии С. Н. Булгакова»

Легостаев А.С.

Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: valdai-85@mail.ru

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ С.Н. БУЛГАКОВА

В статье исследованы концептуальные основания научного знания в философии С.Н. Булгакова. На основании анализа философских текстов С.Н. Булгакова автор рассмотрел науку как неотъемлемую часть хозяйства, необходимую человечеству в процессе оживления и восстановления бытия.

Ключевые слова: С.Н. Булгаков, природа, научное знание, философия.

Несмотря на то, что тема научного познания занимает весьма важное место в философских интенциях С.Н. Булгакова необходимо отметить тот факт, что данная проблема пока не стала специальным предметом концептуального осмысления исследователей истории русской философии. В данный момент наблюдается определенный дисбаланс в пользу экспликации религиозных идей мыслителя, его софиологии, где научному знанию отводится второстепенная роль, забывается при этом о том, что в жизни С.Н. Булгакова был значительный период, связанный с научной деятельностью. Еще В.В. Зень-ковский резонно отмечал, что для Булгакова характерно то, что всю свою жизнь он оставался ученым, всю жизнь работал научно - во всей строгости методов научной мысли [1, с. 862].

Проблема науки, научного познания, так или иначе, поднимается практически во всех произведениях С.Н. Булгакова, но для нашего исследования наиболее ценным представляется обращение к его ранним философско-публицистическим статьям вошедших в сборники «От марксизма к идеализму» и «Два града», а также к фундаментальному труду «Философия хозяйства», защищенному в 1912 году в качестве докторской диссертации.

В своих ранних работах мыслитель полемизирует с позитивизмом, пытаясь показать несостоятельность притязаний научного мировоззрения на тотальное господство в духовной жизни человека. При этом С. Н.Булгаков вовсе не отрицает важности науки в когнитивных практиках. Так в статье «Основные проблемы теории прогресса» он пишет о том, что философия «должна ввести и переработать все конечные выводы современной положительной науки», так как она дает необходимый для философской рефлексии эмпирический материал [2, с. 531].

Ценность работ раннего периода философского творчества С.Н. Булгакова заключается в том, что научное познание он пытается вписать в концепцию всеединства; дать оригинальный синтез религии, науки и метафизики. Образцом для него, безусловно, была соловьевская система: «Философия Соловьева есть, в мои глазах, пока последнее слово мировой философской мысли, ее высший синтез» [2, с. 531]. Таким образом, взяв за основу соловьевскую парадигму, Булгаков дает свою, оригинальную трактовку места и роли научного знания в человеческой культуре.

Основным мотивом философских мыслей С.Н. Булгакова является рассмотрение науки как особого социокультурного феномена в антропологическом измерении, так как он справедливо полагает что «Наука сосредоточена в самом Человеке-Наукотворце. Свое целостное воплощение данная идея получила в «Философии хозяйства», где анализу науки полностью посвящена пятая глава.

Ядро «Философии хозяйства», помимо системы В.С. Соловьева, составили концепции немецкой классической философии, прежде всего, труды И. Канта, Ф. Шеллинга, И.Фих-те, интуиции немецких мистиков Я. Бемэ и Ф. Баадера, марксистская политэкономия, а также религиозная космология и антропология первых христианских мистиков. Для самого мыслителя «Философия хозяйства» стала первым опытом построения целостной философской системы, основной задачей которой было религиозно-онтологическое оправдание природы как важнейшего элемента существования человека. Думается, прав философ С. С. Хоружий, выявляя в качестве лейтмотива философских исканий Булгакова утверждение ценности и осмысленности здешнего бытия и материального космоса [3, с. 828].

Философия хозяйства предстает как один из способов описания полноты реальности, причем основное внимание сфокусировано на факте хозяйства как необходимого условия борьбы живого и неживого бытия. Наука в данном контексте рассматривается С.Н. Булгаковым сквозь призму хозяйственного акта. Под наукой, таким образом, мыслитель понимает «общественный трудовой процесс, направленный к производству идеальных ценностей - знаний, по разным причинам нужных и полезных для человека» [4, с. 180]. Исходя из этого, понимание природы науки возможно только при выявлении первооснов хозяйствования, так как научное знание выделяется, по мнению С.Н. Булгакова, из общественного трудового процесса.

Подвергая философскому анализу проблему происхождения хозяйства, С.Н. Булгаков пытается совместить на первый взгляд несовместимые вещи: марксистскую политэкономию и религиозную мифологему о первородном грехе. Использование в построении философской системы мифологемы в гносеологическом аспекте выглядит вполне оправдано, так как, двигаясь путем логического анализа к первоосновам фундаментальных проблем бытия, разум теряется в познавательной бесконечности и не может обрести необходимую точку опоры. Мифология в этом отношении важна тем, что она не доказывается и не должна быть доказываемой, так как самоочевидна[5, с. 405]. Современный исследователь В.Н. Акулинин в своей работе также подчеркивает особенность гносеологических построений приверженцев всеединства, которые апеллировали к мифологии при анализе метафизических проблем, так как им импонировала синкретичность мифа[6, с. 61].

В «Философии хозяйства» С. Н. Булгаков в кантианском духе ставит вопрос «как возможно хозяйство?», и отвечает на него благодаря введенной мифологеме о грехопадении человечества в результате, которого нарушается космический порядок бытия, целостность мироздания рассыпается на отдельные кусочки. Мир эмпирический отделяется от мира Божественного, Софий-ного. Для падшего человечества новый мир предстал, омертвелым, замкнутым в себе самом, что в итоге предопределило наличие субъект-объект-ной дихотомии. Человечество как трансцеден-тальный субъект вынуждено вступить в хозяйственные отношения с миром как объектом. Ин-

тересно отметить, что в «Философии хозяйства» автор радикализирует взаимную непроницаемость субъекта и объекта, в этом заключается, по его мнению, суть хозяйственной деятельности. В процессе хозяйствования «субъект хозяйственно внедряется в объект, приближая его к себе, входя в него из себя, ассимилируя его себе, делая его для себя прозрачным и проницаемым [4, с.196]. Наука выступает в качестве теоретического ядра, идеального плана, который позволяет рационализировать и тем самым упростить человеческую деятельность. По мере хозяйственно-исторического развития шел процесс кумуляции знаний, и как следствие наука начала постепенно выделяться из общего трудового процесса, а затем дифференцироваться. В «Философии хозяйства» С. Н. Булгаков так выражает эту мысль: «на известной ступени развития происходит дифференциация хозяйства, и производство идеальных, познавательных ценностей, выделяясь из единого трудового процесса жизни, ведет обособленное, самостоятельное, хотя и отнюдь не самодовлеющее существование» [4, с. 174]. Размышляя в русле прагматизма, философ придает науке вспомогательное значение, что не позволяет ей претендовать на адекватное отражение «конкрета жизни».

Наука есть средство, а не цель. Она не может существовать «в себе» и для себя. Ее функция заключается в содействии человечеству на пути достижения конечной цели. Подтверждение данному положению мы находим в монографии С.Н. Булгакова: «Наука вносит в темный хаос косной материи, смешения космических сил и элементов свет различения и закономерности. Она идеально организует мир как объект, и хаос явлений пронизывает светом идей, всеобщих и разумных законов. Наука есть хозяйство разума в природе, трудовое восстановление идеального космоса как организма идей или идеальных закономерностей, гармонично сочетающих космические силы или формирующих первоматерию и первоэнергию, «праматерь» бытия» [4, с. 211].

Таким образом, выявляя хозяйственную природу научного знания, С.Н. Булгаков показывает ее созидательную роль в процессе оживления бытия, становления и совершенствования личности. При этом мыслитель пытается обозначить границы науки, справедливо указывая на то, что наука является лишь одной из когнитивных практик человека познающего.

10.03.2011

Список литературы:

1. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В.Зеньковский - Харьков: Фолио; М.:ЭКСМО-Пресс, 2001. - 895 с.

2. Булгаков, С. Н. Основные проблемы теории прогресса. // От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии. 1895-1903 / С.

Н. Булгаков. - М.: Астрель, 2006. - С.492-537

3. Хоружий, С. С. София - Космос - Материя: устои философской мысли отца Сергия Булгакова / С. С. Хоружий // С. Н. Булгаков: pro et contra. Т. 1 - Спб.: РхГи, 2003 - С.818-853

4. Булгаков, С. Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков - М.:ТЕРРА - книжный клуб, 2008. - 352 с.

5. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев // Лосев А. Ф. Из ранних проведений. - М.: Правда, 1990 - С. 343-646

6. Акулинин, В. Н. Философия всеединства. От В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому./ В. Н. Акулинин - Новосибирск: Наука, 1990 -158 с.

Сведения об авторах:

Легостаев Александр Сергеевич, аспирант кафедры философии и религиоведения Оренбургского государственного педагогического университета, е-mail: valdai-85@mail.ru

UDC 101(06):72Y5 Legostaev A.S.

Orenburg State Pedagogical University E-mail: valdai-85@mail.ru

ECONOMIC NATURE OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE IN PHILOSOPHY S.N. BULGAKOV

In the article the conceptual base of scientific knowledge in the philosophy of Bulgakov. Based on the analysis of philosophical texts, S.N Bulgakov, the author considered science as an integral part of the economy necessary to mankind in the process of revitalization and restoration of life.

Key words: S.N. Bulgakov, nature, scientific knowledge, philosophy.

Bibliography:

1. Zenkovskiy, V. History of Russian Philosophy / V.V Zenkovskiy - Kharkov: Folio, M.:AST-Press,2001.-895pp.

2. Bulgakov, S.N The main problems of the theory of progress. / / From Marxism to Idealism. Articles and reviews. 18951903 / Bulgakov. - M.: Astrel, 2006. - P.492-537.

3. Horuzhy, S. S. Sofia - Space - Matter: the foundations of philosophical thought of Father Sergius Bulgakov / S.S Horuzhy / Bulgakov: pro et contra. T. 1 - Spb.: RHGI, 2003-P.818-853.

4. Bulgakov, S.N Philosophy of Economy / S.N Bulgakov - Moscow: TERRA - book club,2008.-352pp.

5. Losev, A. F Dialectic of myth / A.F Losev / Losev AF from early implementation. -Moscow:Pravda,1990-P.343-646.

6. Akulinin, V.N Philosophy of Unity. From V.S Soloveva to P.A Florensky. - Novosibirsk:Nauka,1990-158pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.