Научная статья на тему 'ОБ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ И СООТНОШЕНИЯ ПРОЗАИЧЕСКОГО И СТИХОТВОРНОГО НАЧАЛ В ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА'

ОБ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ И СООТНОШЕНИЯ ПРОЗАИЧЕСКОГО И СТИХОТВОРНОГО НАЧАЛ В ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
165
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЧЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА / ЛИРИКА / ЭПОС / ПОЭЗИЯ / ПРОЗА / ЭТНОС / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИЛЛИ / УЗАМЫ / АВТОР / НОВОПИСЬМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / CHECHEN LITERATURE OF THE TWENTIETH CENTURY / LYRICS / EPIC / POETRY / PROSE / ETHNOS / FOLK ART / ILLY / UZAMS / AUTHOR / NEW WRITTEN LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джамбеков Овхад Алихаджиевич, Хазуева Барият Абусупьяновна

Анализируются основные особенности и ведущие тенденции развития эпического и лирического начал в чеченской литературе ХХ века, рассматриваются жанровые, тематические, образные и мировоззренческие истоки преобладания поэтических жанров в народной устной поэзии и трансформация этих процессов в национальной профессиональной литературе в плане доминирования прозаических жанров. Выявляется своеобразие эволюции соотношения лирики и эпоса, прозы и поэзии в национальной литературе ХХ века на разных этапах ее развития с учетом эволюции исторического процесса, основных событий социально-политического и социокультурного бытия этноса. Цель - рассмотрение места в истории национальной литературы и духовно-нравственной сферы социума творческих индивидуальностей крупнейших чеченских поэтов второй половины ХХ - начала ХХ1 века Шайхи Арсанукаева и Шаида Рашидова. Делается вывод о глубине и актуальности проблематики и художественных исканий этих поэтов для лирического выражения и этнического и общечеловеческого сознания в их творчестве и национальной литературе в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Джамбеков Овхад Алихаджиевич, Хазуева Барият Абусупьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT AND CORRELATION OF PROSE AND POETRY IN CHECHEN LITERATURE OF THE TWENTIETH CENTURY

The paper discusses the main features and leading trends in the development of epic and lyrical bases in Chechen literature of the twentieth century, the genre, thematic, figurative and worldview origins of the predominance of poetic genres in folk oral poetry and the transformation of these processes in national professional literature in terms of the dominance of prose genres. The authors demonstrate the peculiarity of the evolution of the correlation of lyrics and epic, prose and poetry in the national literature of the twentieth century at different stages of its development, taking into account the evolution of the historical process, the main events of the socio-political and sociocultural existence of the ethnic group. The goal of the publication is to consider the place of the greatest Chechen poets of the second half of the 20th - early 21st centuries Shaikha Arsanukaev and Shaid Rashidov in the history of national literature and the spiritual and moral sphere of society. The authors arrive at a conclusion about the depth and relevance of the problems and artistic searches of these poets for lyrical expression and ethnic and universal consciousness in their work and national literature in general.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ И СООТНОШЕНИЯ ПРОЗАИЧЕСКОГО И СТИХОТВОРНОГО НАЧАЛ В ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА»

УДК 821.351.42.09"19" ББК 83.3(2Рос=Чеч)6

Д 40

Джамбеков О.А.

Доктор филологических наук, профессор кафедры чеченской филологии Чеченского государственного педагогического университета, e-mail: Sharani999@mail.ru

Хазуева Б.А.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Чеченского государственного педагогического университета, e-mail: baretk@ mail.ru

Об основных тенденциях развития и соотношения прозаического и стихотворного начал в чеченской

литературе ХХ века

(Рецензирована)

Аннотация:

Анализируются основные особенности и ведущие тенденции развития эпического и лирического начал в чеченской литературе ХХ века, рассматриваются жанровые, тематические, образные и мировоззренческие истоки преобладания поэтических жанров в народной устной поэзии и трансформация этих процессов в национальной профессиональной литературе в плане доминирования прозаических жанров. Выявляется своеобразие эволюции соотношения лирики и эпоса, прозы и поэзии в национальной литературе ХХ века на разных этапах ее развития с учетом эволюции исторического процесса, основных событий социально-политического и социокультурного бытия этноса. Цель - рассмотрение места в истории национальной литературы и духовно-нравственной сферы социума творческих индивидуальностей крупнейших чеченских поэтов второй половины ХХ - начала ХХ1 века Шайхи Арсанукаева и Шаида Рашидова. Делается вывод о глубине и актуальности проблематики и художественных исканий этих поэтов для лирического выражения и этнического и общечеловеческого сознания в их творчестве и национальной литературе в целом. Ключевые слова:

Чеченская литература ХХ века, лирика, эпос, поэзия, проза, этнос, народное творчество, илли, узамы, автор, новописьменная литература.

Dzhambekov O.A.

Doctor of Philology, Professor, Department of Chechen Philology, Chechen State Pedagogical University, e-mail: Sharani999@mail.ru

Khazueva B.A.

Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Chechen Philology, Chechen State Pedagogical University, e-mail: baretk@mail.ru

On the main trends in the development and correlation of prose and poetry in Chechen literature

of the twentieth century

Abstract:

The paper discusses the main features and leading trends in the development of epic and lyrical bases in Chechen literature of the twentieth century, the genre, thematic, figurative and worldview origins of the predominance of poetic genres in folk oral poetry and the transformation of these processes in national professional literature in terms of the dominance of prose genres. The authors demonstrate the peculiarity of the evolution of the correlation of lyrics and epic, prose and poetry in the national literature of the twentieth century at different stages of its development, taking into account the evolution of the historical process, the main events of the socio-political and sociocultural existence of the ethnic group. The goal of the publication is to consider the place of the greatest Chechen poets of the second half of the 20th - early 21st centuries Shaikha Arsanukaev and Shaid Rashidov in the history of national literature and the spiritual and moral sphere of society. The authors arrive at a conclusion about the depth and relevance of the problems and artistic searches of these poets for lyrical expression and ethnic and universal consciousness in their work and national literature in general.

Keywords:

Chechen literature of the twentieth century, lyrics, epic, poetry, prose, ethnos, folk art, illy, uzams, author, new written literature.

Ключевое свойство лирики в качестве одного из трех родов литературы определяется как преобладание в ней ярко выраженного индивидуального человеческого чувства. Уникальный характер траектории развития лирической поэзии в чеченской литературе определяется достаточно острым столкновением коллективного и индивидуального начал в национальном социуме ХХ века. Поэтому характерной особенностью жанрово-родовой динамики чеченской литературы ХХ столетия было доминирование эпических, прозаических художественных форм над лирическими. Наиболее выдающиеся произведения чеченской литературы ХХ века, начиная с 1920-х годов, создавались в жанрах романа, повести, малой прозы. Таковы тексты крупнейших чеченских прозаиков С.Бадуева, С.-Б. Арсанова, А.-Г.Гойгова, Х. Оша-ева, М.Мамакаева, А.Мамакаева, Ш. Айсханова, А. Айдамирова. Эта особенность была свойственна и другим новописьменным литературам Северного Кавказа на раннем этапе их развития. Этот феномен может показаться на первый взгляд парадоксальным, поскольку в такой предшествующей

появлению профессиональной литературы форме словесности, как фольклор, преобладающей была стихотворная форма произведений, обусловленная, на наш взгляд, такими специфическими особенностями, как устность и вариативность фольклора.

Само возникновение новописьменных профессиональных литератур было связано, прежде всего, с таким существенным явлением, как создание письменности на национальных языках. Появление и наличие письменности оказывается важнейшим «изобретением», коренным образом изменившим не только «технически» процесс создания и бытования произведений художественной словесности, но и во многом - сами способы и типы художественного мышления и форм его выражения: от стихотворной, ритмически организованной формы - к прозаической форме с ее большей стилистической и ритмической свободой. Однако преобладавшая в чеченском фольклоре богатейшая стихотворная традиция никоим образом не могла прерваться и в дальнейшем развитии профессиональной литературы. Наиболее продуктивными для этого были прочные традиции многих явлений и фактов народной

поэзии вайнахов, которые послужили истоками и чеченской профессиональной поэзии.

Информационно-смысловой, духовно-нравственный и эстетический потенциал народной лирики вайна-хов (как и любого другого этноса) отличается большим разнообразием своего содержания и форм. Среди них необходимо выделить прежде всего такой лиро-эпический жанр, как песни-узамы, характеризующиеся торжественно-минорной эмоциональной тональностью. Такое произведение обычно исполняется от имени лирического героя, находящегося в состоянии глубокой скорби, трагического мироощущения в результате утраты близких людей или предчувствия грядущих печальных событий и потерь, связанных и с судьбой всей родины, и народа. В предчувствии грядущей гибели, катастрофы лирический герой песни тем не менее сохраняет честь, достоинство и твердость характера. Чеченские песни-узамы в начале XIX века получили у русских писателей название «смертных песен». А. Бестужев-Марлинский в своих «кавказских текстах» создает стилизации этих произведений фольклора, вкладывая их в уста литературных персонажей-чеченцев [1: 2].

Песни-узамы (букв. 'стенания души') зачастую сопровождали исполнение сказителями героико-эпи-ческих песен илли. Жанр узамов упоминается и в древнейших нарт-орстхойских сказаниях. По отношению к самой форме воспроизведения узама народом упорно употреблялось определение велхар - «плач». Его «исполнение сопровождается большим напряжением душевных сил сказителя» [1: 3]. Важно отметить, что в жанре узама были созданы и тексты о выселении чеченцев и ингушей в 1944 году. Аналогичные виды фольклорных текстов имеют место и у других народов мира. Например, в адыгском фольклоре подобный жанр носит название гъыбзе,

в русском фольклоре - собственно плач или причитание. Исполнители этого жанра всегда отличались не только мастерством, но глубоко эмоциональным переживанием воспроизводимых чувств и событий. В чеченской народной лирике женщина изображена как «носительница нравственного совершенства и мудрости, которые она и использует для того, чтобы усмирить врагов, примирить враждующих или оказать помощь своим близким. Именно женщина способна сохранить благодать прошлых веков и в этом состоит ее высшее предназначение» [2: 29].

Чеченская народная бытовая лирика может рассматриваться как своеобразная художественная летопись и энциклопедия повседневного бытия этноса. Чеченские традиционные лирические песни (мехкарийн эшарш) - это преимущественно «женские» песни. Поэтому не случайно то, что и в профессиональной чеченской лирике на протяжении ХХ века весьма значительное место занимает «женская поэзия» (Мариям Исаева, Бана Гайтукаева, Роза Талхигова, Петимат Петиро-ва). Имена поэтесс Раисы Ахматовой и Лулы Куни (Джумалаевой) были включены в иллюстрированную Антологию Всемирной женской поэзии «Voix de Femmes» («Голос женщин») (издательство TURQUOISE, Франция,2012).

Трагические годы изгнания вай-нахов (1944-1956) стали суровым «испытанием на прочность» национальной идентичности. В пору депортации художественная словесность чеченского народа реализовывалась главным образом в традиционных формах устных рассказов реалистического характера (преданий) и фольклорной лирики, выражающей общенародный всплеск трагических скорбных эмоций. В периодике среднеазиатских республик, куда были сосланы представители репрессированных народов, начиная с 1953 года публикуются в первую очередь чеченские стихотворные тексты

нейтрального содержания. После реабилитации народа чеченские писатели при всем их этническом своеобразии станут и частью общего литературного процесса, где им потребуется учитывать общие идеологические установки. Чеченская поэзия этого периода (конец 50-х - начало 80-х годов), не являясь лидирующим родом литературы, как и лирика всей страны в целом, все же неизбежно испытывала известный подъем, связанный с усилением общественного внимания к внутреннему миру человека, к его переживаниям, философскому осмыслению жизни, лиризмом. Это станет ярким признаком лирического дарования не только молодых в то время авторов (Р. Ахматова, М. Сулаев, Б. Саидов, М. Кибиев), но и поэтов более зрелого поколения (М.Мамакаев, Н. Музаев).

С конца 1950-х годов углубляется творческий потенциал и жанро-во-родовой диапазон художественной словесности Чечни. Многие оригинальные авторы этой поры в равной степени владеют и прозаическим, и стихотворным творческим арсеналом. Таковы Я.Хасбулатов, С. Гацаев, Ш. Окуев, Х. Сатуев, У. Яричев... Во второй половине 1950-х годов на литературной арене появляются Х-М. Эдилов, А.-Х. Хами-дов. Начиная с 1960-х - А. Айдами-ров, З. Муталибов, А. Шайхиев. С 1970-1980-х - А.Кусаев, М.Ахмадов, М.Бексултанов, М.Гешаев, с 2000-х - Б. Алканов и другие, совмещающие в своем творчестве поэзию и прозу. Одновременно настоящее интенсивное развитие чеченская профессиональная лирика получает с конца 1950-х годов в деятельности А.Сулейманова, Ш. Арсанукаева, М. Дикаева, С. Айсханова, И. Абза-илова, Ш. Рашидова.

Современная эпоха, последовавшая за периодом перестройки и связанными с ней потрясениями, с 1980-х годов по наши дни, связана с поэтическими фигурами Л. Абдула-ева, З.Байхаджиева, А.Бисултанова,

А. Арсбина и других. Уникальным для Чечни явлением стал в обстановке политического противостояния и вооруженных конфликтов феномен авторской песни. В электронном справочнике середины нулевых годов «Писатели Ичкерии» А.-Х.Шамилёва рассмотрены именно как барды поэты Г.Алиев, И.Алимсултанов, Х. Бетельгиреев, Т.Муцураев, И. Усманов, Х.-М.Хад-жимурадов [3]. Их творчество сложилось не без влияния деятельности таких фигур российской культуры, как В.Высоцкий, В. Цой, В.Бутусов, К. Кинчев, И. Тальков, Ю. Шевчук и др. Однако объективная картина доминирования в чеченской литературе прозаических форм привела к тому, что в чеченской литературной науке также сформировалась тенденция системного исследования главным образом эпического творчества национальных писателей. Поэтому основной пласт крупных литературоведческих трудов Чечни посвящен изучению именно эпоса (Туркаев Х.В., Джамбекова Т.Б., Джамбеков О.А., кандидатские диссертации Чахкиевой Р.А., Тасуевой Л.С., Ужаховой Р., Мусаева Х.М., Инаркаевой С.И., Губанукаевой М.М., Исмаиловой М.В., Довлетки-реевой Л.М., Татаевой Р.Б., Ибрагимова Л.М.).

Четыре десятилетия назад было сделано следующее заключение: «Чеченская поэзия за время становления и развития не накопила сколько-нибудь значительных традиций любовной лирики (если не считать лирику А. Мамакаева и некоторых стихов Ш. Арсанукаева). Устная народная поэзия не располагает богатыми традициями интимных посланий мужчин женщинам, кроме немногих скупых слов, с которыми молодцы героических песен обращаются к ветру, птицам с просьбой рассказать их любимым девушкам о том, как они умирали» [4: 224]. За прошедший с этого времени период положение вещей относительно «интимной лирики» в чеченской поэзии

частично изменилось во многом благодаря развитию «женской» поэзии, а также творчеству таких авторов, как Шайхи Арсанукаев и Шаид Рашидов. Их лирика отличается своеобразием философской, духовно-нравственной, психологической позиции авторов, жанрово-стили-стическими, информационно-тематическими исканиями. В их поэзии интенсивно разрабатывается специфика типов и характера лирического героя; образно-мотивная система изобразительно-выразительных средств.

Имена Ш.Арсанукаева (19302012) и Ш.Рашидова (1940) упоминаются в «Краткой литературной энциклопедии» (М., 1966), в обзорных статьях «Истории советской многонациональной литературы» (М., 1972). Их творчеству посвящены материалы, из которых нужно выделить работы обобщающего характера, где в контексте конкретной научной проблематики анализируются мотивы, жанры, образы их лирики [5, 6]. «Поэтика... (Ш.Арсанукаева и Ш. Рашидова) в конечном счёте оказывается очень многозначной и символичной, воплощающей и идею животворных вечных соков земли, и духовных и физических сил человека, не отрывающегося от народной, природной почвы» [5: 124].

Этих поэтов в пространстве исторического времени разделяет одно десятилетие, но для насыщенного острыми драматическими (и трагическими для чеченского народа)

коллизиями и потрясениями ХХ века - это одновременно близкие, но достаточно значимо качественно отличные друг от друга десятилетия. Оба пережили со своим народом тяжелейшие годы репрессий (1943-1956), у обоих они пришлись на самый волнующий, впечатляющий для всякого индивида в эмоциональном плане возраст - детство, отрочество, юность. Испытав всю остроту национального горя, они не оказались морально и психологически подорваны, сломлены, а напротив, стали по-особому сильны. Оба, к счастью, прошли через период восстановления исторической справедливости, реабилитации своего народа, испытали на себе неоднозначное, но все же благотворное дыхание «оттепели», новые потрясения и тяготы рубежа тысячелетий. Каждый сумел сохранить и исключительно непосредственно выразить в стихах разных жанров свое человеческое и творческое лицо, духовно-нравственный облик, особенности собственной личности, места в мире. Один - Шайхи Арсанукаев - глубокий и сосредоточенный философ, историк, аналитик в лирике, другой - Шаид Рашидов - внешне легкий и, казалось бы, менее притязательный, но не менее глубокий выразитель «песенной души» своего народа. Дарование каждого из них индивидуально и неповторимо, оно внесло свой значительный вклад в формирование и развитие истории поэзии Чечни ХХ века.

Примечания:

1. Мунаев И.Б. О чеченском песенном фольклоре. Предисловие к сборнику «Чеченская народная поэзия в записях XIX-XX вв. Илли, узамы». Москва: Новый ключ, 2005

2. Джамбеков О.А. Роль и место женщины в общественном устройстве чеченцев (по материалам чеченской народной бытовой лирики) // Вайнах. 2003. № 3. С. 29-33.

3. Шамилев А.-Х. Писатели Ичкерии. URL: https://yandex.ru/search/?text

4. Туркаев Х.В. Роль русской литературы и родного фольклора в становлении национальных литератур. 60-е годы XIX-40-е годы XX века. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1978

5. Хазуева Б.А. Константы художественного осмысления образов природы в лирике чеченского поэта Шаида Рашидова // Вестник Адыгейского

государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. Майкоп, 2018. Вып. 4. С. 86-91.

6. Джамбекова Т.Б., Хазуева Б.А. Лирическое воплощение образов и мотивов родины в поэзии Ш.А. Арсанукаева // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. Майкоп, 2018. Вып. 3. С. 122-126.

References:

1. Munaev I.B. About Chechen song folklore. Preface to the collection "Chechen folk poetry in the records of the 19th -20th centuries. Illi, Uzams. Moscow: Novye klyuchi, 2005.

2. Dzhambekov O.A. The role and place of a woman in the social structure of Chechens (based on materials of Chechen folk household lyrics) // Vainakh. 2003. No. 3. P. 29-33.

3. Shamilev A.-Kh. Writers of Ichkeriya. URL: https://yandex.ru/search/?text

4. Turkaev Kh.V. Role of the Russian literature and native folklore in the formation of national literatures. The 60s of the 19th - 40s of the 20th century. Grozny: Chechen-Ingush Publishing house, 1978.

5. Khazueva B.A. Constants of art comprehension of images of the nature in lyrics of the Chechen poet Shaid Rashidov // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and the Arts. Maikop, 2018. 4. P. 86-91.

6. Dzhambekova T.B., Khazueva B.A. The lyrical embodiment of the images and motives of the homeland in the poetry of Sh.A. Arsanukaev // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and the Arts. Maikop, 2018. 3. P. 122-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.