Научная статья на тему 'Об основных элементах проблемы постановки корпуса будущего артиста балета'

Об основных элементах проблемы постановки корпуса будущего артиста балета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об основных элементах проблемы постановки корпуса будущего артиста балета»

М. А. Грибанова

ОБ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКИ КОРПУСА БУДУЩЕГО АРТИСТА БАЛЕТА

Постановка корпуса является одной из первоочередных задач педагога классического танца. От этого будет зависеть очень многое в дальнейшем процессе обучения. Уже в XIX в., при начале обучения классическому танцу, была понятна необходимость правильной постановки корпуса. «Успех или неудача во всяком искусстве зависят, главным образом, от того, как заложено его начало» - писал Карло Блазис (1795-1878), один из первых теоретиков классического танца XIX в., своем труде «Manuel complet de la dance» века1.

Комплексно эта проблема в литературе до настоящего времени не рассматривалась, однако ряд авторов в своих работах фрагментарно касаются этой темы, тем самым обозначая важность и необходимость пристального внимания к более широкой разработке проблемы постановки корпуса.

Проблема эта может иметь множество аспектов: «Правильно поставленный корпус - основа для всякого па», - пишет А. Ваганова2. Очевидно, что без хорошей осанки, грамотно поставленной спины невозможно правильно поставить корпус. Для того, чтобы профессионально выучить ноги и, что не менее важно, руки, нужно начать с корпуса. Предлагается рассмотреть вопрос о том, что можно внести в понятие постановки корпуса, причем рассмотреть его возможно широко. Чтобы корпус оказался правильно поставленным, нужно заниматься постановкой головы, шеи, плеч, спины, поясничного отдела, ягодичных мышц, тазобедренного сустава, выворотного паха, бедер, коленей, развернутых икроножных мышц, правильного положения голеностопных суставов и стоп в выворотном положении. Это позволит впоследствии в таком положении, неестественном и неудобном для неподготовленного человека, чувствовать себя удобно и

уверенно детям при овладении правилами классического танца. Перечисленное выше рассмотрим в следующем порядке:

1) постановка корпуса на середине зала на двух ногах (первоначальное обучение)

2) постановка корпуса лицом к палке: на двух ногах, на одной ноге (работающая нога на полу), работающая нога на 25°, 45°, 90° и более

3) постановка корпуса, держась одной рукой за палку, на двух ногах, на одной ноге (работающая нога на полу), работающая нога на 25°, 45°, 90° и более

4) постановка корпуса на полупальцах у палки на двух ногах в различных позициях и на одной ноге с работающей ногой на различных уровнях

5) постановка корпуса на середине зала на двух ногах, на одной ноге (работающая нога на полу), работающая нога на 25°, 45°, 90° и более

6) постановка корпуса на середине зала на полупальцах на двух ногах в различных позициях и на одной ноге с работающей ногой на различных уровнях

7) постановка корпуса на середине зала на пальцах на двух ногах в различных позициях и на одной ноге с работающей ногой на различных уровнях.

В полной мере о законченной постановке корпуса можно будет говорить только используя все семь выше указанных подходов. Их можно прорабатывать последовательно, можно проводить параллельно, но для полного решения поставленной задачи необходимо комплексное и тщательное выполнение каждого этапа. Итак, с чего следует начинать постановку корпуса?

Л. Адис, ученик Ф. Тальони, в своем труде «Традиции французской школы танца» писал: «Прежде всего, надо поставить корпус ученика, то есть прочно укрепить его на всех позициях. <...>для этого необходимо научить его крепко держаться на бедрах, выработать выворотность бедра и ноги»3.

Здесь будет уместно сказать о роли педагога в этом вопросе. По мнению Вагановой, для педагогической деятельности

в искусстве также нужен талант, как и балетмейстерам и исполнителям. Педагог должен очень хорошо владеть словом, что является одним из инструментов воздействия педагога на ученика. Каждый педагог, а значит и каждая школа, ищет и находит те слова, условные названия и термины, которые помогают ученику быстрее и точнее понять суть требования педагога. Ученик же должен обладать, или должен быть обучен этому -способностью воспринимать эти «послания» педагога на этом языке условных названий и терминов.

В настоящее время существуют разные подходы к вопросу о том, с чего начать постановку корпуса маленьких детей - у палки или на середине зала. Мой опыт склоняет меня к целесообразности второго подхода. Один из старейших педагогов младших классов Академии В. Мэй советовала также начать ставить корпус детям на середине зала. Она писала, в частности, о том, что перед тем, как начать вырабатывать у маленьких детей выворотность, следует начать с «постановки мышц тела». Это, безусловно, верно, потому что десятилетний ребенок на первых порах не сможет сосредоточиться на нескольких задачах сразу. Если не требовать полной выворотности сразу, то его внимание будет полностью отдано усвоению правильной осанки и, по мере укрепления мышц тела, которое уже сможет себя держать и не будет давить на ноги, можно уже будет начать разворачивать ноги до необходимой выворотности. Разработана программа для подготовительного класса с комплексом упражнений на полу для развития мышц спины, брюшного пресса и других профессиональных данных, и она также рекомендуется для разогрева детей перед уроком в младших классах.

Подготовленных разогревом детей следует поставить на середину зала лицом к зеркалу, объяснить им деление класса по точкам по системе А. Вагановой, которую она взяла у Э. Чекет-ти, так как нашла ее очень удобной для обозначения направления движения. «Мне только показалось удобней переменить нумерацию, и я приняла следующую систему: I - середина

сцены; 2 - угол направо впереди от танцующего; 3 - середина правой стены; и т. д.»4.

Затем следует научить детей поворачиваться (от точки I) вправо и влево на 45°, а затем на 90°, 180° и 360°. В каждом балетном зале есть зеркало, и оно означает вышеназванную точку 1, т. е. середину сцены. Зеркало имеет очень важное значение в процессе обучения классическому танцу. Оно должно помогать танцовщику на протяжении всей его творческой жизни, но оно может и вредить ему. Поэтому очень важно научить детей правильно пользоваться зеркалом. Они должны не любоваться собой, а контролировать каждое свое движение и относиться к себе критически.

Стоящие лицом к зеркалу дети с ногами в свободной позиции, без полной выворотности, должны держать мышцы ног натянутыми, в постоянном напряжении, в особенности над коленями. Тело, через подтянутость ягодичных мышц и мышц живота, стремится наверх, не давя своим весом на ноги. Спина, со свободно раскрытыми плечами, не зажатыми, а опущенными лопатками, находится в мышечном тонусе, особенно в подлопаточных мышцах.

Теперь следует обсудить проблему постановки спины. Юрий Мячин писал: «Поставленная в правилах классической школы танца спина - это постоянно ощущаемое, конкретное, всем ясное понятие. Мышечное ее чувствование - постоянный тонус (напряжение без уставания) создается долгими годами обуче-ния»5. С этим нельзя не согласиться. Можно только добавить, что стремиться к пониманию этого правильного ощущения у детей необходимо с самого начала обучения. Далее он продолжает: «Понятие «поставленной» спины объяснимо. Его можно конкретизировать. Представим себе воображаемый равносторонний треугольник, вершина которого направлена вниз, к крестцу спины, а его основанием служит линия, соединяющая концы лопаточных костей. Биссектриса, идущая к основанию воображаемого треугольника и делящая его пополам, в зависимости от строения, определенного нам природой, может быть длиннее

или короче. Центр тяжести совпадает с вершиной перевернутого треугольника. Параллельно биссектрисе вдоль позвоночника расположены длинные мышцы спины. Их постоянное напряжение в воображаемом треугольнике без видимого утомления и называется мышечным тонусом. Главной функцией длинных мышц спины является управление центром тяжести, в обиходе называемое равновесие. Ощущение напряжения, контролируемый тонус готовых к разнообразным смещениям корпуса длинных мышц спины - залог устойчивости. Впоследствии, при правильно поставленной спине, возможно будет долго стоять на одной ноге, затем на полупальцах и на пальцах. И это даст то, что в классическом балете называется «апломбом» или устойчивостью»6.

Одно из значений слова l'aplomb означает отвес, т. е. вертикальную линию. Таким образом данная проблема вызывает также геометрические ассоциации у другого автора - Е. Валукина. Видный мастер балетной педагогики московской школы писал: «Вертикальная ось тела танцовщика - это воображаемый стержень, проходящий от макушки головы через шейные позвонки, позвоночник, крестец и заканчивающийся в пятках, в том случае, когда тело расположено точно в вертикальном положении»7. Впоследствии, при правильно поставленном корпусе «благодаря удержанию вертикальной оси корпуса, становится возможным исполнение многочисленных пируэтов». Из этого следует, что необходим постоянный контроль над мышечным тонусом длинных мышц спины для того, чтобы удерживать эту самую вертикаль, т. е. выработать апломб. Этот контроль поможет сохранять осанку и удерживать равновесие, стоя вначале на полной стопе, затем на полупальцах и затем на пальцах. Каждодневная работа над верными ощущениями в спине в результате даст возможность выработать детям хорошо поставленную спину для того, чтобы в будущем обрести настоящий «апломб». Это позволит расширить профессиональные возможности ученика. Уже в XIX в. своим танцовщикам Карло Блазис предлагал приложить все старания, чтобы приобрести уверенность и «ап-

ломб». По его мнению, хороший танцовщик, блестящий и безупречный в танце, должен стать в любое мгновение натурой для художника.

Следующим объектом, требующим особого внимания при решении задачи постановки корпуса, без сомнения, является подтянутая поясница. Если она недостаточно подтянута или ослаблена, корпус невозможно держать абсолютно прямо. Расслабленность и неустойчивость поясницы приведут к утрате «апломба» и устойчивости. Корпус будет недостаточно подтянутым, а, следовательно, будет давить своим весом на ноги. Поддержанию крепости поясницы будут способствовать подтянутые ягодичные мышцы и мышцы живота. Таким образом, тело приобретает «мышечный корсет», минимально давит своим весом на ноги и дает возможность паху свободно раскрыться до полной выворотности.

Необходимо учитывать, что средний рост современных учащихся увеличился на 10-12 см. Удлинились конечности и это приводит к тому, что часто позвоночнику трудно справиться с возросшей нагрузкой. Все чаще приходят поступать в школу дети с нарушением осанки. Вследствие этого внимание на постановку спины, ее правильное мышечное развитие с постоянным ощущением тонуса должно быть усиленно по сравнению с предыдущими годами обучения.

После того, как дети ощутили свое тело в пространстве на середине зала, можно начать постановку корпуса лицом к палке.

ПРИМЕЧАНИЯ

'Цит. по: Классики хореографии, Л.-М., 1937. С. 97.

2А. Ваганова. Основы классического танца, Л., 1934. С. 48.

3Цит. по: Классики хореографии, Л.-М., 1937. С. 204.

RA. Ваганова. Основы классического танца. Л.-М., 1934. С. 22.

5Ю. Мячин. Сон и явь балета. СПб., 2003. С. 56, 57.

6Там же.

7Е. П. Валукин. Система мужского классического танца. М., 1999. С. 65, 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.