Научная статья на тему 'Об основаниях возникновения права на охрану фирменного наименования'

Об основаниях возникновения права на охрану фирменного наименования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
564
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ / НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / INTELLECTUAL PROPERTY / BRAND NAME / UNFAIR / COMPETITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Слизков Родион Игоревич

В статье рассмотрены особенности оснований возникновения права на охрану фирменного наименования. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что фирменное наименование, выступая немаловажным средством для привлечения потенциального потребителя, а также для отграничения определённого вида предпринимательской деятельности от других аналогичных видов деятельности, является доступным объектом в области посягательств со стороны недобросовестных конкурентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the right to protection of the brand name

The authors of the paper reveal the features of the right to the protection of the brand name. Topicality of this matter is explained by the importance of a brand name for attracting target customer as well as for delimitation of entrepreneurship from similar types of activities. Any brand name becomes the object of infringement for the unfair competitors.

Текст научной работы на тему «Об основаниях возникновения права на охрану фирменного наименования»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Об основаниях возникновения права на охрану фирменного наименования

Иншакова Агнесса Олеговна

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского и международного частного права Института права Волгоградского государственного университета

Agnessa O. Inshakova

Doctor of Juridical Sciences, Head of the Department of Private International Law of the Law Institute of Volgograd State University

e-mail: [email protected] Слизков

Родион Игоревич

Магистрант кафедры гражданского и международного частного права Института права Волгоградского государственного университета

Rodion I. Slizkov

Graduate student at the Department of Private International Law of the Law Institute of Volgograd State University

УДК 347.78.01: 347.774

About the right to protection of the brand name

В статье рассмотрены особенности оснований возникновения права на охрану фирменного наименования. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что фирменное наименование, выступая немаловажным средством для привлечения потенциального потребителя, а также для отграничения определённого вида предпринимательской деятельности от других аналогичных видов деятельности, является доступным объектом в области посягательств со стороны недобросовестных конкурентов.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, фирменное наименование, недобросовестная конкуренция.

The authors of the paper reveal the features of the right to the protection of the brand name. Topicality of this matter is explained by the importance of a brand name for attracting target customer as well as for delimitation of entrepreneurship from similar types of activities. Any brand name becomes the object of infringement for the unfair competitors.

Keywords: intellectual property, brand name, unfair competition.

В современных условиях развития рыночной экономики всё больше возрастает необходимость в пересмотре и детальной разработке правовых норм, регулирующих общественные отношения по использованию фирменного наименования как одного из важнейших средств индивидуализации юридических лиц [3, 4].

Ученые сходятся во мнении о том, что фактическим основанием, дающим право на охрану фирменного наименования коммерческих организаций, является момент регистрации данных организаций компетентными органами. Специальная регистрация фирменных наименований коммерческих организаций позволит установить четкий порядок возникновения права на фирму, исключающий дублирование фирменных наименований, тем самым предотвращая конфликты между юридическими лицами.

Хотелось бы отметить, что мысль о необходимости регистрации фирменных наименований культивируется законодателем достаточно давно. Так, если в дореволюционном праве специальной системы регистрации фирменных наименований не существовало, то уже в советский период согласно п. 2 ст. 33 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1991г. впервые появилась норма о том, что предприятие считается учрежденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации, следовательно, в этот же день возникало и право на охрану фирмы у созданного предприятия. Пришедшее на смену данному закону гражданское законодательство СССР и Республик установило некоторые правила регистрации фирм, согласно которым регистрация фирменных наименований происходила путем включения их в государственный реестр юридических лиц. Приятый в 1994г. Гражданский кодекс РФ (далее ГК РФ) закрепил вышеуказанную норму, при этом ссылаясь на необходимость специальной регистрации фирменных наименований посредством порядка, который должен был установить закон о регистрации и использовании фирменных наименований.

Нормой международного права, регулирующей вопрос о регистрации фирменного наименования, является ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, которая устанавливает, что «фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака» [6].

Комментарий к Парижской конвенции указывает на то, что в случае, если закон какой-либо страны устанавливает правило, в соответствии с которым охрана фирмы возможна исключительно при наличии регистрации, данная норма влечет за собой отмену этой обязанности для иностранных фирменных наименований.

Таким образом, если в каком-либо государстве вышеупомянутая международная норма нарушается, иностранные собственники фирменных наименований при условии приоритета международного права в данной стране имеют преимущество перед национальными владельцами фирменных наименований.

Стремление российского законодателя, в частности, создать регистрационную систему возникновения права на охрану фирменного наименования является прямым противоречием этой Конвенцией. Данное заключение вытекает из п.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой в случае противоречия внутреннего законодательства нормам международного право приоритет остаётся за последним.

Таким образом, в настоящее время на территории Российской Федерации введение специальной регистрации фирменных наименований приведет к неминуемому нарушению норм международного права и наступлению самых нежелательных последствий, в частности, обострения политической ситуации.

Следует отметить, что в российском законодательстве на данный момент единственной нормой, относящейся к порядку возникновения права на охрану фирменного наименования и порядку разрешения коллизий между одинаковыми наименованиями, является п .4 ст. 54 ГК РФ [1].

В данной ситуации необходимо определить, каким должно быть совпадение (полным или частичным) представленной на регистрацию фирмы с уже имеющимися в реестре. При этом следует отметить, что даже частичное совпадение фирменных наименований с учётом их компьютеризованного контроля практически исключается, так как будут учтены даже незначительные их отличия.

Однако проверка тождественности и сходности регистрируемых фирменных наименований не производится, и как следствие, нередки случаи, когда исключительные права на фирменное наименование, зарегистрированные за разными юридическими лицами, пересекаются [8, с. 14].

По мнению Ермаковой Е.А., Орловой В.В., для установления сходства между фирменными наименованиями, наряду с другими признаками, необходимо установить тот факт, действительно ли действия ответчика послужили основанием для смешения или введения в заблуждение потребителей касающиеся того, какое лицо оказывает им услуги, также необходимо анализировать, допущены ли ответчиком иные действия недобросовестной конкуренции [2, с. 90].

С учетом высказанных положений было бы разумно установить законодательно запрет на регистрацию фирменного наименования, полностью совпадающего с уже зарегистрированным, но при этом учесть,

Legal Aspects of the State Management

что частичное совпадение не будет являться основанием для отказа в регистрации.

В тех случаях, когда зарегистрированная фирма полностью совпадает с уже зарегистрированной ранее, регистратор обязан указать на необходимость изменения фирмы в течение определенного срока, при отказе в исполнении данного указания регистратор в судебном порядке предъявляет иск о ликвидации этой организации.

Так, Клейменова М.О. в целях недопущения ошибок в процессе регистрации фирмы предлагает ввести дополнительные обязательства на возможных правообладателей фирменных наименований и на Федеральную налоговую службу РФ как на орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц [5, с. 400].

Добиться указанного результата как наиболее желаемого возможно и без введения регистрации фирменных наименований, следует только обратить внимание на предложенное выше решение и обязать органы, производящие регистрацию юридических лиц, осуществлять надзор за соответствием содержания наименования юридического лица, установленным по данному вопросу требованиям законодательства.

Однако, в ситуациях, когда фирменное наименование представленной на регистрацию коммерческой организации будет дубликатом уже имеющегося и зарегистрированного коллективного субъекта, на основании ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [10], в регистрации юридического лица должно быть отказано.

По словам Юшковой Е., существенным недостатком вышеуказанного закона является то, что в его положениях отсутствует требование о предварительной проверке уникальности фирменного наименования создаваемой организации, вследствие чего происходит постоянное появление компаний-двойников, пытающихся выступить в роли компаний, которые уже завоевали безупречную деловую репутацию [10].

Таким образом, максимально правильным решением было бы регистрировать фирменные наименования одномоментно с регистрацией коммерческой организации под данным наименованием; следовательно, возникновение права на фирменное наименование не будет связано с фактом государственной регистрации самой организации.

Значимость государственной регистрации фирм выражается в создании единой базы данных о фирменных наименованиях. На основании данной базы возможно было бы разрешать вопросы, не только связанные с выбором фирмы, но и с её использованием и охраной.

Таким образом, необходимо ещё раз подчеркнуть, что создание единого реестра всех фирменных наименований не требует их специальной регистрации. Сведения о фирменных наименованиях (включая полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование) существующих организаций уже отражены в едином государственном реестре юридических лиц, ведущимся в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц...» [9].

Итак, исходя из вышеизложенного, основание возникновения права на охрану фирменного наименования представляет собой государственную регистрацию коммерческой организации под данной фирмой, в процессе которой происходит как регистрация коллективного субъекта, так и регистрация его наименования.

Следует отметить, что лишь соответствие наименования требованиям, предъявляемым законодательством к наименованиям юридических лиц, будет являться необходимым условием для регистрации коммерческой организации под определенным фирменным наименованием.

В тех случаях, когда регистрирующими органами будет обнаружено несоответствие наименования, заявляемого к регистрации юридического лица требованиям соответствующего законодательства, то в регистрации юридического лица под данным наименованием необходимо отказать в целях обеспечения охраны прав третьих лиц, а также интересов общества и государства.

Таким образом, считаем целесообразным внести предложение о дополнении ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» положением о том, что в случае установления несоответствия фирменного наименования правовым нормам, регулирующим данный институт, допускается отказ в государственной регистрации.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Российская газета. - 08.12.1994. - № 238-239.

2. Ермакова Е.А. Нарушение прав на фирменные наименования, состоящие из указания на вид деятельности // Имущественные отношения в РФ. - 2013. - № 7 (142). - С. 89-93. - С. 90

3. Иншакова А.О. Охрана трансграничного оборота результатов интеллектуальной деятельности в контексте экономико-правовой интеграции РФ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. - 2015. - № 1 (26). - С. 70-79.

4. Иншакова А.О., Рыженков А.Я. Правовое регулирование трансграничного хозяйственного оборота высокотехнологичных материалов и интеллектуальных прав на них // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2014. - № 3. - С. 102 - 111.

5. Клеймёнова М.О. Правовые аспекты регистрационного режима фирменного наименования при государственной регистрации коммерческой организации // Роль бизнеса в трансформации общества - 2014. IX Международный конгресс: сборник материалов. М.: Изд-во Моск. фин. - пром. ун-т «Синергия», 2014. -С. 399-400. - С. 400.

6. Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979 г.) ратифицирована СССР 19.09.1968г. // «Закон». - 1999. - № 7.

7. Орлова В.В. О фирменных наименованиях // Правовые проблемы охраны и защиты средств индивидуализации: сб. ст. / отв. ред. Л. А. Новоселова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. - С. 97 - 109. - C. 100.

8. Попов Р. К вопросу о коллизиях исключительных прав на фирменное наименование и товарный знак. / / Хозяйство и право. - 2013. - № 1. - С. 13-18. - С. 14.

9. Постановление Правительства от 17.05.2002 № 319 (ред. от 16.09.2003) «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» / / Собрание законодательства РФ. - 20.05.2002. - № 20. - Ст. 1872.

10. Юшкова Е. Фирменное наименование как основное средство индивидуализации юридического лица / / Актуальные проблемы цивилистики: Сборник научных статей / Отв. ред. В.Н. Сусликов. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, изд-во - ЗАО «Университетская книга», 2014. - С. 147-151. - С. 148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.