Научная статья на тему 'Об основаниях прекращения оперативно-розыскных мероприятий по законодательству некоторых стран СНГ'

Об основаниях прекращения оперативно-розыскных мероприятий по законодательству некоторых стран СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
410
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
оперативно-розыскная деятельность / оперативно-розыскное мероприятие / основания прекращения оперативно-розыскных мероприятий / operational search activity / operational and search event / grounds for termination of operational search activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виктор Николаевич Омелин

В статье рассматриваются основания прекращения оперативно-розыскных мероприятий по оперативно-розыскному законодательству Республики Беларусь и Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Виктор Николаевич Омелин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the grounds of termination of operational and investigative activities under the legislation of some CIS countries

The article considers the grounds for termination of operational search activities under the operational search legislation of the Republic of Belarus and the Republic of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Об основаниях прекращения оперативно-розыскных мероприятий по законодательству некоторых стран СНГ»

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

УДК 343.9 ББК 67.7

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10496

ОБ ОСНОВАНИЯХ ПРЕКРАЩЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ НЕКОТОРЫХ СТРАН СНГ

Виктор Николаевич ОМЕЛИН, главный научный сотрудник ФКУ «НИИ ФСИН России», доктор юридических наук, профессор E-mail: v.omelin@mail.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье рассматриваются основания прекращения оперативно-розыскных мероприятий по оперативно-розыскному законодательству Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное мероприятие, основания прекращения оперативно-розыскных мероприятий.

Annotation. The article considers the grounds for termination of operational search activities under the operational search legislation of the Republic of Belarus and the Republic of Kazakhstan.

Keywords: operational search activity, operational and search event, grounds for termination of operational search activities.

Рассмотрим основания прекращения оперативно-розыскных мероприятий по оперативно-розыскному законодательству Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Республика Беларусь

Статья 2 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 июля 2015 г. № 307-3 [1] (далее — Закон РБ об ОРД) закрепляет определения отдельных терминов, используемых в данном Законе.

В частности, оперативно-розыскное мероприятие (ОРМ) определяется как способ действия, применяемый органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ОРД), при выполнении задач этой деятельности в целях получения сведений в соответствии с настоящим Законом.

Закон РБ об ОРД предусматривает проведение 14 ОРМ. Каждому ОРМ посвящена отдельная статья, устанавливающая особенности его проведения (статьи 21—34).

Обращаем особое внимание на то, что в отличие от Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» ст. 46 Закона РБ об ОРД четко определила основания для прекращения проведения ОРМ. Этими основаниями являются:

1) установление обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии оснований для дальнейшего проведения ОРМ;

2) истечение срока проведения ОРМ, на который получена санкция прокурора или его заместителя, — в отношении ОРМ, проведение которого допускается с санкции прокурора или его заместителя;

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

3) истечение срока проведения ОРМ, указанного в постановлении о проведении оперативно-розыскного мероприятия, — в отношении ОРМ, которое проводится на основании постановления и не требует получения санкции прокурора или его заместителя.

4) истечение предельного срока проведения ОРМ;

5) прекращение дела оперативного учета, в рамках которого проводилось ОРМ.

Анализируя первое основание прекращения проведения ОРМ, следует учитывать предписания ст. 16 Закона РБ об ОРД. В данной статье предусмотрены основания, которые позволяют оперативным подразделениям осуществлять без каких-либо изъятий комплекс допустимых ОРМ. Если оперативный сотрудник установит обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии оснований для дальнейшего проведения ОРМ (например, местонахождение без вести пропавшего установлено), он должен принять решение о прекращении проведения ОРМ;

По поводу истечения предельного срока проведения ОРМ (третье основание прекращения ОРМ) хотелось бы заметить, что предельные сроки проведения отдельных ОРМ регламентируются ст. 41 Закона РБ об ОРД.

Например, срок проведения: оперативного осмотра жилища и иного законного владения гражданина, помещения, здания, сооружения, транспортного средства, иного объекта и территории организации, проводимого негласно и связанного с проникновением в (на) них в отсутствие собственника, владельца, пользователя; слухового контроля; контроля в сетях электросвязи; контроля почтовых отправлений; проверочной закупки, проводимой повторно или более двух раз; контролируемой поставки, проводимой в отношении одного и того же гражданина в рамках одного и того же дела оперативного учета, составляет до 90 суток;

Применительно к такому основанию, как прекращение дела оперативного учета, в рамках которого проводилось ОРМ, отметим, что в Законе РБ об ОРД оговорено, что дело оперативного учета прекращается по постановлению должностного лица органа, осуществляющего ОРД, в случаях выполнения задач ОРД или установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения этих задач (ч. 3 ст. 17); основания для прекращения дел оперативного учета и порядок их пре-

кращения определяются нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД (ч. 5 ст. 17).

Согласно требованиям ч. 2 ст. 46 Закона РБ об ОРД для прекращения таких ОРМ, как оперативный опрос, наведение справок, сбор образцов, исследование предметов и документов, оперативное отождествление, оперативный осмотр, проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, помимо перечисленных выше оснований, требуется достижение целей этих ОРМ, которые были намечены при принятии решения об их проведении.

По мнению Д.Л. Харевича, данная норма нуждается в определенной корректировке [4].

Одновременно с этим в Законе РБ об ОРД четко оговорено, что о прекращении проведения таких ОРМ, как наблюдение, проверочная закупка, контролируемая поставка, слуховой контроль, контроль в сетях электросвязи, контроль почтовых отправлений, оперативное внедрение и оперативный эксперимент, выносятся постановления с указанием оснований для их прекращения (ч. 3 ст. 46).

Согласно ч. 4 ст. 46 Закона РБ об ОРД оперативно-розыскной орган, который принял решение о прекращении ОРМ, которые проводились с санкции прокурора или его заместителя, до истечения срока, указанного в санкции прокурора или его заместителя, в течение 48 часов письменно уведомляет прокурора или его заместителя.

Республика Казахстан

Основания прекращения ОРМ также получили свое закрепление в ст. 16 Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 г. № 154-XIII (ред. от 26.06.2020 г.) [2].

В данной статье приводятся следующие основания:

1) при выполнении задач, для решения которых было предусмотрено проведение ОРМ;

2) в случае установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения поставленных задач.

Касательно данного основания, по мнению М.П. Сысалова, такими обстоятельствами могут быть: переход объекта ОРД на нелегальное положение, выезд на длительный срок или на постоянное жительство за границу, принятие по-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

вышенных мер безопасности [3];

3) по выявлении обстоятельств, исключающих привлечение проверяемого лица к ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан.

На практике, например, такими обстоятельствами являются: амнистия в отношении объекта ОРД; изменения в законодательстве; получение дополнительных сведений об объекте, исключающих его привлечение к установленной законом ответственности, и т.д.;

4) по постановлению вышестоящего органа, осуществляющего ОРД, прокурора либо по решению суда в случае выявления нарушений закона, прав человека и гражданина при осуществлении ОРД.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 ОРМ осуществляются, приостанавливаются и прекращаются в сроки, предусмотренные нормативными актами органов, осуществляющих ОРД, согласованными с Генеральным прокурором Республики Казахстан.

Подводя итоги анализа вышеуказанных норм законов об оперативно-розыскной деятельности Республики Беларусь и Республики Казахстан, можно прийти к выводу, что основания прекращения ОРМ — это предусмотренные законом обстоятельства, установление которых обусловливает отказ от дальнейшего проведения ОРМ.

Проведенный анализ оснований прекращения ОРМ по законодательству Республики Беларусь и Республики Казахстан выявил проблему отсутствия правовой регламентации данно-

го института в Федеральном законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».

По нашему мнению, основания прекращения ОРМ целесообразно закрепить в главе II упомянутого Федерального закона, регламентирующей проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Полагаем, что введение указанной нормы отвечает нуждам оперативно-розыскной практики и служит обеспечению законности и соблюдению прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Библиографический список

1. Закон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15.07.2015 г. № 307-З // http://kgb.by/ru/zakon289-3/ (Дата обращения: 17.07.2020)

2. Закон Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15.09.1994 г. № 154-Х111 (ред. от 26.06.2020 г.) // https:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=1003158 (Дата обращения: 17.07.2020)

3. Сысалов М.П. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник. Алматы: Юрид. лит., 2006.

4. Харевич Д.Л. О совершенствовании некоторых норм закона об оперативно-розыскной деятельности // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2019. № 1 (37).

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.