ся к лабораторным занятиям; методические указания для организации самостоятельной работы студентов в аудитории во время выполнения лабораторной работы; комплекты заданий для контроля достижения целей занятия; раздаточные материалы для фиксирования результатов измерений и расчетов результатов измерений.
Автор статьи до недавнего времени работала на кафедре инженерной педагогики Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) и принимала участие в разработке дидактических средств, обеспечивающих самостоятельную работу студентов. В частности, для подготовки к выполнению лабораторных работ и для отчета по ним были разработаны рабочие тетради, включавшие всю необходимую для этого информацию. Большинство студентов, использующих разработанные
преподавателями кафедры инженерной педагогики рабочие тетради, отмечали, что они значительно облегчали работу по подготовке к выполнению лабораторных работ и обработке результатов измерений.
Список литературы
1. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии / П.Я. Гальперин. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. — 400 с.
2. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация / В.И. Загвязинский. — М.: ИЦ «Академия», 2001. — 188 с.
3. Ильина, Т.А. Педагогика: курс лекций / Т.А. Ильина. — М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
4. Шатуновский, В.Л. Теория и практика разработки системы дидакто-методического обеспечения процесса обучения студентов общеинженерным дисциплинам: дис. ... д-ра пед. наук / В.Л. Шатуновский. — М., 1989. — 311 с.
УДК 37.01
П.Ф. Кубрушко, доктор пед. наук
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
В.А. Девисилов, канд. техн. наук
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
ОБ ОСНОВАНИЯХ НОКСОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ноксология — это учение об опасностях окружающего мира (от лат. noxius — вредный, наносящий ущерб и греч. logos — учение). Введение новой предметной области в систему образования — это сложный процесс, требующий осмысления его необходимости, сущности, содержания, разработки теоретических и технологических подходов к обучению и т. д.
Сакраментальный вопрос образования, возникающий во все времена: чему и как учить — особенно актуален в современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний стремительно нарастает. Ответ на обе части вопроса важен, но все-таки первичным является вопрос о том, чему учить, т. е. о содержании образования. По сути, определение содержания образования становится первоочередным вопросом его дальнейшего развития. В этом вопросе в настоящее время сталкиваются различные мнения, подходы, интересы, представления о базовых задачах образования, объективные тенденции и субъективные заинтересованности отдельных групп ученых, педагогов, общественных, государственных и религиозных организаций.
Содержание образования изменяется под влиянием объективных и субъективных обстоятельств.
30
Объективными факторами, определяющими содержание ноксологического образования, являются все возрастающие техногенные и антропогенные нагрузки на природную среду, расширение круга и уровня опасностей современного мира. Эти объективные тенденции современности, а также потребность перехода к устойчивому развитию человеческого сообщества вызывают необходимость изменения приоритетов в социально-экономическом развитии общества в направлении обеспечения безопасности. К объективным социальным факторам относятся изменения в науке и технике, направленные на развитие теории риска, исследование природных и техногенных опасностей, методов снижения негативного воздействия на человека и природную среду. Эти объективные факторы требуют модернизации содержания образования, которое должно быть направлено на формирование готовности личности к восприятию меняющихся реалий окружающегося мира и к обеспечению личной и коллективной безопасности [1].
Субъективными — политика и идеология общества. В политике и общественной идеологии развитых стран все чаще в качестве приоритетных задач развития выдвигаются вопросы обеспечения эко-
логической безопасности, личной и коллективной безопасности граждан.
Изменения, вводимые в содержание образования под влиянием субъективных обстоятельств, только тогда надолго закрепляются в нем, когда они обоснованы тенденциями, происходящими в общественном и технологическом развитии. Содержание образования должно быть прогностичным, т. е. ориентированным на научно обоснованные перспективы общественного развития.
Ноксологическое образование имеет ярко выраженную антропоцентрическую направленность, ибо опасность существует только при наличии объекта, которому может быть нанесен вред и который требует защиты. Таким объектом является человек, жизнь и здоровье которого является приоритетом в ноксологическом образовании. Всегда, а особенно сегодня, задачей науки и человеческой деятельности являлось улучшение жизни человека, создание для него наиболее комфортной и безопасной среды, а задачей образования — освоение этих наук и опыта деятельности и воспитание человека, способного понимать смысл и значение своей жизни и готового к продуктивной деятельности исходя из этого критерия.
Основанием для введения в систему образования новой предметной области, нового знания является степень его ценности для человека, развития человечества и его благосостояния, степень нравственности учения, науки, которая «нужна людям потому, что, наилучшим образом отвечая на... вопросы, которые везде и всегда ставил и ставит себе всякий разумный человек, вступающий в жизнь, она содействует благу как отдельного человека, так и всего человечества» (Л.Н. Толстой).
В основании образования лежат три процесса, определяющие его цели и базовое назначение: обучение, воспитание и развитие.
Образование претерпевает изменения по мере развития общества, при смене общественно-экономических формаций, для которых характерны свои образовательные парадигмы, ценности, мотивы, цели, нормы поведения и образования, педагогические методы, формы, средства и технологии обучения.
Содержание образования не остается неизменным и должно периодически меняться, отслеживая изменения знаний об окружающем мире, цивилизационные изменения, изменения в идеологических постулатах общества. Консервация содержания образования и технологий обучения приводит к его стагнации и не обеспечивает соответствие требованиям времени.
С течением времени меняются и приоритеты в воспитании человека, формировании мировоззрения человека, характера его мышления. Мировоззрение человека рабовладельческого, капи-
талистического и социалистического общества различно, поэтому воспитательные задачи образования сильно различаются, имеют значительную специфику.
Точно также меняются и задачи развивающей функции образования. Например, в социалистическом обществе с культивируемой в нем коммунистической идеологией приоритетом являлось развитие таких качеств человека, как чувство коллективизма, взаимопомощи, приоритетов общественных благ над личными, исполнительности, патриотизма на уровне жертвенности во имя государственных интересов. В рамках этих воспитательных и развивающих детерминант и строилась система образования, разрабатывались технологии обучения и воспитания. Академик А.М. Новиков указывает, что «теперь все больше осознается та истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность» [2]. В современных условиях глобализации, развития информационных технологий, формирования в рамках постиндустриальной эпохи общества глобального риска, нарастания экологического кризиса и глобальных климатических изменений, связанных с антропогенным воздействием, необходима модернизация образования, заключающаяся в изменении его содержания с усилением эколо-го-ноксологической направленности, изменении приоритетов в воспитании и развитии, в частности, в направлении формирования природосообразного поведения, ноксологической и экологической культуры, характера мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения природной среды будут иметь безусловный приоритет.
Можно говорить о том, что современные условия требуют реформы человека, а человеческий капитал является основой устойчивого и динамичного экономического развития общества и страны [3, 4]. Это направление модернизации образования наиболее важно для нашей страны в связи с недавними значительными изменениями в социальноэкономическом устройстве.
Основаниями ноксологического образования являются цивилизационные изменения, смена культурно-ценностных и научно-образовательных парадигм; гуманистические, педагогические, национальные, прагматические и понятийно-терминологические основания. Основаниями введения в систему всех ступеней и уровней образования новой предметной образовательной области — нок-сологического образования требует обоснования его необходимости для реализации в современных условиях основополагающих функций образования — обучения, воспитания и развития как взаи-
мосвязанных функций образовательного процесса, обеспечивающего социализацию личности и подготавливающего человека к успешной жизни и деятельности в современном и будущем обществе.
Философские, научные и культурно-ценностные основания ноксологического образования находятся в тесной взаимосвязи. Цивилизационные изменения, смена культурно-ценностных и научно-образовательных парадигм как основания ноксологического образования состоят в переходе к техногенной цивилизации в постиндустриальном этапе развития, в формировании в рамках постиндустриального этапа развития техногенной цивилизации общества глобального риска, изменении ценностных идеалов в обществе риска, научных и образовательных парадигм.
Жизнь человека всегда была связана с опасностями. Однако науки об опасностях (ноксология) и рисках как мере опасности (рискология) начали развиваться сравнительно недавно, хотя потребность в безопасности является базовой потребностью личности. Иерархия потребностей зависит не только от индивидуальных характеристик человека, но и от уровня общественного развития, характера взаимодействия человека с природой, морально-этических норм личности и общества, уровня социального развития. Однако, несмотря на возможные трансформации в иерархии потребностей человека, потребность в безопасности наряду с физиологическими потребностями является основой развития и совершенствования человека, без обеспечения которой удовлетворение потребностей более высокого уровня невозможно или проблематично.
В XX веке масштабы преобразующей деятельности человека стали значимым биосферным (точнее — техносферным) фактором, способным кардинально изменить условия существования человека не только в положительном, но отрицательном направлениях. В современном мире, характеризующимся высоким уровнем использования информационных технологий и технических средств, которые становятся все более энергонасыщенными и автоматизированными, возрастает роль человеческого фактора в формировании антропогенных и социальных опасностей техносферы. Наука и техника достигли такого уровня, при котором появились возможности создания процессов и веществ, не имеющих место в биосфере. Но по-прежнему прогностическая работа, связанная с безопасностью нововведений, не стала приоритетной. В большинстве случаев, как и раньше, масштабно внедряются новые технологии, вводятся новые вещества, а уже затем старым «методом проб и ошибок» анализируются последствия для человека и природы и разрабатываются методы и средства защиты.
32
Среда обитания современного человека — это техносфера, которая включает производственную, окружающую городскую и бытовую среды. Мир техносферных опасностей определяется, прежде всего, опасностью технических объектов и промышленных технологий, естественных опасностей окружающей природной среды, опасностью технических объектов, используемых человеком в повседневной жизни.
Опасности определяются потоками энергии, вещества и информации, а уровни опасностей зависят от величин этих потоков. Антропогенные и техногенные опасности техносферы, определяемые уровнями указанных потоков, формируемых в техносфере, интенсивно воздействуют на естественную природную среду — биосферу и приводят к расширению техносферных регионов. К сожалению, приходится констатировать, что этот процесс неизбежен, и сохранить природу в первозданном виде все труднее и возможно лишь на отдельных строго охраняемых территориях. Однако даже эти территории подвержены влиянию техносферы.
Таким образом, перед человеческим сообществом стоит задача рационального и продуманного формирования техносферы, которое бы обеспечивало приемлемые для человека и природных экосистем условия существования.
Эта задача исключительно сложна и предусматривает осуществление целого комплекса разноплановых и взаимосвязанных мероприятий, а именно разумное ограничение потребностей человека; создание новых технических объектов и технологий, ориентированных на малоотходность и ресурсосбережение, минимизация воздействия техники и технологий на человека и природную среду, рациональное размещение производительных сил и населенных территорий, создание комплексной системы обеспечения безопасности жизни в техносфере.
Важное значение в этом комплексе мероприятий имеет обучение и воспитание, которые призваны формировать экологическое и риск-мышление. Приоритетным направлением в любом виде деятельности человека должен быть вопрос обеспечения безопасности человека и сохранения природной среды.
Техносферная безопасность предусматривает обеспечение экологической безопасности, промышленной безопасности, производственной безопасности (безопасности труда), безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Как взаимосвязаны между собой компоненты техносферной опасности, так и отдельные компоненты системы обеспечения безопасности жизнедеятельности выступают в качестве единого комплекса связанных между собой методов и средств обеспечения безопасности человека и природной среды.
Можно утверждать, что XXI век вступает в общество риска. Исследованию процессов перехода к обществу риска, неизбежности этого процесса, характеристик нового общественного явления, обоснованию необходимости наступления парадигмальных изменений в структуре и содержании науки, образования, деятельности и знаниях человека, его мировоззрении, мышлении, личной и общественной культуре посвящены работы многих известных ученых — философов, социологов, политологов, физиков, экологов, инженеров, педагогов. Философским концепциям общества риска, будущим направлениям развития науки, техники, общества и образования посвящены работы: У. Бека, Г. Бехманна, Э. Гидденса,
Н. Лумана, В.С. Степина, М.А. Розова, О.Н. Яниц-кого, В.Н. Кузнецова, В.В. Чебана, В.И. Глазко,
B.Ф. Чешко, Ю.Л. Воробьева, А.М Новикова,
C.П. Курдюмова и других известных зарубежных и отечественных ученых.
В процессе развития цивилизаций менялись функции науки, особенности научного познания, его возможности и границы. Ныне развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которыми обозначены границы дальнейшего роста [5]. Как пишет академик В.С. Степин [6], «впервые в истории человечества возникает реальная опасность разрушения той биогенетической основы, которая является предпосылкой индивидуального бытия человека и формирования его как личности, основы, с которой в процессе социализации соединяются разнообразные программы социального поведения и ценностные ориентации, хранящиеся и вырабатываемые в культуре». Можно утверждать, что сейчас цивилизация находится на переходном этапе развития, в котором просматриваются очертания принципиально нового мироустройства, ростки которого пробиваются сквозь технократизм в противоречиях и напряжениях современности. Сейчас наука вступила в период изменений, которые можно характеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая, постнеклассиче-ская наука. Объектом исследования постнеклас-сической науки являются быстро развивающиеся системы, главной особенностью которых является их «человекоразмерность», изучение комплексов, в которые включен в качестве компонента сам человек. Спецификой исследования «человекоразмерных» комплексов является то, что оно непосредственно затрагивает гуманистические ценности. Наиболее яркими примерами таких «человекоразмерных» комплексов могут служить системы «че-ловек—машина—среда». При изучении «человекоразмерных» комплексов поиск истины оказывается связанным с определением стратегии и возможных направлений преобразования такого объекта. С си-
стемами такого типа нельзя свободно экспериментировать. В процессе их исследования и практического освоения особую роль начинает играть знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия.
Идеал ценностно-нейтрального исследования претерпевает в настоящее время существенные изменения. Объективно истинное объяснение и описание применительно к «человекоразмерным» объектам предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений научных исследований.
Генерация рисков — мощный фактор изменения структуры общества, перестройки его по критерию степени подверженности рискам. Риски не воспринимаются органами чувств человека, а существуют лишь в форме знания о них. Поэтому «специалисты, ответственные за определение степени рискогенности новых технологий. приобретают ключевые социальные и политические позиции в обществе». Потенциал общества риска должен быть проанализирован теорией в терминах производства и распространения знаний о рисках.
Теоретический нормативный идеал общества риска — безопасность. Современные знания человека явно недостаточны для познания современной и будущей ноксосферы, поэтому человечество не успевает осознавать и отрефлексировать стремительно развивающийся процесс технологической модернизации. Поэтому мы пока получаем не рефлексию по поводу рисков, а примитивную реакцию на их реализацию, а маховик генерации рисков раскручивается все быстрее. Существует однозначная связь между техногенными авариями, катастрофами и уровнем наших знаний, состоянием культуры общества и общественной морали. Риск-рефлексия личности, коллектива, профессионального сообщества и общества в целом по поводу собственного поведения должно стать обязательным моментом планирования и организации любой деятельности. Пока же управление модернизацией в смысле риск-менеджмента превращается в «тушение пожаров», в деятельность по ликвидации аварий и катастроф, при этом общество, направляя все больше ресурсов на ликвидаторскую и спасательную деятельность, истощает ресурсы, необходимые для адекватной рефлексии по поводу направлений технологической модернизации. Привыкание к жизни в экстремальных условиях становится нормой, что затрудняет осознание необходимости поиска новой модели общественного развития.
А.М. Новиков констатирует необходимость перехода от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме
33
постиндустриального общества [2]. Следует дополнить характеристику постиндустриального общества, определив его как общество риска, жизнедеятельность в котором требует обладания ноксоло-гической культурой, формирующейся на базе знаний ноксосферной картины мира.
Стремительно нарастает процесс глобализации информационного, экономического, социокультурного и технико-технологического пространства.
Главным вопросом мировоззрения является вопрос об отношении человека к миру, окружающей действительности, поэтому именно интегративные знания формируют мировоззрение и составляют социокультурный и антропологический контекст образования. Современное образование вне зависимости от выбранной области знаний и профиля подготовки должно готовить человека к эффективному включению в систему институтов и норм, соответствующих стремительным изменениям окружающей среды, приобщать к знаниям о человеке и обществе.
Преодоление в обществе технократических тенденций и становление гуманитарного сознания — настоятельная необходимость современности, так как широкий взгляд на мир как на единство естественно-научного и гуманитарного способа его познания формирует человека, способного не только мыслить, но чувствовать, что является залогом дальнейшего устойчивого развития социума в формирующемся обществе риска.
Ноксология (безопасность жизнедеятельности) выступает как новое и во многом уникальное явление в науке и образовании, представляющее синергетическую научно-образовательную область, которая требует масштабной интеграции разносторонних знаний об окружающем мире, включающих социогуманитарные, естественнонаучные и технико-технологические знания, только совокупность которых может дать представление о взаимодействии человека с окружающей средой, механизмах формирования опасностей различного характера и причинно-следственных связях, определяющих уровень риска. Человек является не только объектом воздействия опасности, но субъектом, генерирующим их. В современном мире познание проблем человека перестало быть предметом социальных и гуманитарных наук, а требует дополнения естественно-научным и техническим знаниями.
Целостный системный характер науки нок-сология (или науки о безопасности) в настоящее время находится в стадии становления и индукционном периоде интеграции философских, гуманитарных, социальных, естественно-научных, технических и технологических знаний о современном мире в односвязном пространстве.
34
В предлагаемых принципах проектирования системы образования в области безопасности [7—9] и разработанной на их основе новой примерной программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» [10] сделана попытка реализации идеи интеграции социогуманитарного и технократического образования.
Размывание жестких границ между гуманитарными и техническими науками и знаниями формирует основу комплексного подхода к безопасности. Синтез наук формирует новый методологический подход к научным исследованиям и технологиям обучения, который можно назвать ноксологиче-ским подходом, характерными особенностями которого являются:
• структурирование разнообразных материальных и социальных субъектов и процессов на базе свойства «опасность» и состояния «безопасность»;
• оптимизация темпов развития социума, техносферы и изменений в биосфере на базе рационализации вещественно-энергетических процессов для обеспечения устойчивости цивилизации в общества риска;
• исключительно высокая значимость аксиологических и культурологических факторов в научных исследованиях и методиках обучения;
• комплементарность научных исследований, превращающих безопасность жизнедеятельности (ноксологию) в метадисциплину. Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время формируется новая научная нок-сосферная картина мира, интегративная система знаний о которой должна являться основой формирования нового, ноксологического мировоззрения и риск-ориентированного мышления.
Ноксологическое образование — это процесс воспитания, обучения и развития личности, направленный на формирование норм поведения человека, его мировоззрения и приобретение компетенций по обеспечению безопасности жизнедеятельности личности и общества.
Ноксологическая культура личности (синоним — культура безопасности личности) — это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение индивида к опасности, риску, личной, общественной и национальной безопасности.
Ноксологическая культура общества (синоним — культура безопасности общества) — это совокупность разделяемых всеми членами общества и его социальными группами взглядов и убеждений, касающихся опасности для жизни и деятельности, риска, аварий и угрозы здоровью, свод убеждений, норм, установок, а также достижений социальной и технологической практики, которая ориентирована на минимизацию риска.
Ноксологическое мировоззрение (риск-ориен-тированное мировоззрение) — целостная система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания действительности, ценностные ориентации, в которых вопросы безопасности рассматриваются как приоритетные в жизни и деятельности человека.
Риск-мышление — процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях, в которых опасность и риск как объективный фактор жизни оценивается и анализируется.
Ноксологические компетенции — знания, навыки в области идентификации опасностей, снижения рисков и обеспечения безопасности, а также готовность и способность их применения в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Ноксологическая компетентность — интегральная характеристика личности, определяемая его ноксологической культурой, ноксологическим мировоззрением и уровнем владения совокупностью ноксологических компетенций.
Указанные новые дефиниции введены по аналогии с такими уже устоявшимися понятиями, как экологическое образование, экологическое мировоззрение и другие. Их введением подчеркивается исключительная важность таких категорий, как «опасность» и «безопасность» в формирующемся обществе риска, необходимость их научного осмысления, анализа, исследования, введения в образовательную практику. Новые определения характеризуются более широким охватом явлений и процессов, нежели аналогичные экологические определения, ибо объединяют более широкий круг опасностей, включающих опасности и для природной среды (косвенно — опасности для человека, ибо их реализация ухудшает условия существования человека) и исключительно для человека (опасности, не оказывающие прямого влияния на природную среду).
Именно мировоззрение, характер мышления человека определяет его деятельность по преобразованию окружающего мира, которая должна быть направлена на сохранение биосферы или ее преобразование в своих интересах с обязательным обеспечением безопасности для настоящего и будущего поколения людей. Формирование ноксоло-гической культуры, риск-ориентированного мировоззрения и ноксологической компетентности является кардинальным способом повышения безопасности и обеспечения устойчивого развития в обществе глобального риска.
Основной проблемой ноксологического образования в настоящее время остается отсутствие
такого его теоретического обоснования, которое могло бы являться основанием для формирования его содержания. В этой связи важное значение имеет теория академика РАО В.С. Ледне-ва о структуре содержания образования [11, 12]. В соответствии с этими работами структура содержания образования определяется сущностной стороной процесса становления личности, которая детерминируется уровнем культуры общества и социального института образования, а также закономерностями становления личности. Базовыми детерминантами, определяющими содержание образования, являются структура личности и структура объективной картины мира. В соответствии с В.С. Ледневым структура личности определяется такими ее сторонами, как опыт, функциональные механизмы психики, свойства личности, динамика личности.
Структура личности динамична, она претерпевает изменения как в исторически эволюционном масштабе, так и по мере приобретения личностью опыта в процессе деятельности. Структура личности в свою очередь определяется структурами его потребностей и деятельности, которые изменяются в процессе развития общества. Однако при всех трансформациях структуры личности константными остаются базовые потребности, определяющие жизнь и развитие человека. Деятельность человека, направленная на обеспечение потребности в безопасности и степень ее выраженности, определяется структурой среды обитания человека, которая неизбежно изменяется под влиянием его деятельности. Бризантность формирующегося общества риска с неизбежно расширяющейся ноксосферной составляющей техносферы (ноосферы) объективно приводит к изменениям в структуре деятельности человека, в которой деятельность, направленная на обеспечение потребности в безопасности, противодействие расширению ноксосферы, становится все более выраженной и определяющей. Объективно во всех видах деятельности человека усиливается имплицитная компонента безопасности.
Ноксологическое образование имеет специфику, связанную с особенностями таких категорий, как опасность и безопасность. Опасность выступает в качестве потенциального свойства среды обитания и обладает в большинстве случаев низкой вероятностью реализации. Человек адаптируется к потенциальной опасности, теряет бдительность, знания, навыки действий при реализации опасности, происходит мнимая адаптация к опасности. В связи с этим компетенции в области безопасности, в отличие от других научно-образовательных областей, имеют определенную особенность. Если компетенции в ряде других областей знаний с опытом, приобретаемым в ходе профессиональной дея-
тельности, только наращиваются и тренируются, то ряд компетенций безопасности может утрачиваться. Поэтому образование должно являться непрерывным, призванным поддерживать приобретенные человеком навыки и компетенции.
В силу коренной потребности человека в безопасности ноксологическое образование должно являться опережающим по сравнению с миром опасностей, с которыми сталкивается человек в различные периоды жизни и становления личности, а также прогностическим в соответствии с тенденциями развития общества. Так как ноксологиче-ское образование должно являться непрерывным и опережающим, т. е. охватывающим все образовательные ступени и уровни, следует определиться с его содержанием на каждом этапе образовательного процесса. Содержание образования каждого образовательного этапа можно определить на основании принципа теории обучения и воспитания, разработанного академиком РАО Е.В. Ткаченко и чл.-корр. РАО И.П. Смирновым [13, 14], в соответствии с которым при обучении необходимо исходить из зоны ближайших интересов обучаемых. Поэтому применительно к ноксологическому образованию в системе общего образования в содержании должно доминировать изучение опасностей и методов обеспечения безопасности, с которыми сталкивается человек в жизни и повседневной деятельности, а в системе профессионального образования — при выполнении профессиональной работы. Такое практико-ориентированное содержание образования является мотивационным стимулом, повышающим эффективность процесса обучения.
Система образования должна учитывать национальные (в смысле — российские) особенности. В различных обществах формируются характерные соционические типы личностей. Психологическими исследованиями доказано, что на постсоветском пространстве характерным соционическим типом личности является личность с экстернальностью локус контроля, т. е. личность, переносящая ответственность за свою судьбу, свои действия на внешние факторы и обстоятельства — государство, законы, действия других людей и т. д.
Для западных стран характерны социониче-ские типы личностей с интернальностью локус контроля, т. е. индивидуальной ответственностью за последствия своих действий. Локус контроля личности формируется в процессе социального научения, важнейшим инструментом которого, наряду с опытом, является воспитание и обучение, т. е. система образования.
Таким образом, основанием ноксологическо-го образования являются объективные факторы, состоящие в глобальных цивилизационных изменениях направлений развития социума и связан-
ные с этим смен культурно-ценностных и научно-образовательных парадигм, требующих изменений в мировоззрении человека и характере его преобразующей деятельности. Формирующееся общество риска ставит перед человечеством прагматические задачи обеспечения собственной безопасности и устойчивого развития социума, которое возможно только на базе знаний ноксосфер-ной картины мира.
Отечественное ноксологическое образование имеет национальные особенности российской ментальности, изменение которой в условиях формирующегося общества риска есть настоятельная необходимость для обеспечения национальной безопасности.
Список литературы
1. Новиков, А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей / А.М. Новиков. — М.: Эгвес, 2010. — 208 с.
2. Новиков, А.М. Постиндустриальное образование / А.М. Новиков. — М.: Эгвес, 2008. — 136 с.
3. Девисилов, В.А. Демография и безопасность / В.А. Девисилов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2008. — № 8. — С. 34-41.
4. Девисилов, В.А. Российский приоритет — человеческий капитал / В.А. Девисилов // Безопасность в техносфере. — 2008. — № 2. — С. 3-11.
5. Медоуз, Д. Пределы роста. 30 лет спустя: пер. с англ. / Д. Медоуз, Й. Рандерс, Д. Медоуз. — М.: ИКЦ Академкнига, 2007. — 342 с.
6. Степин, В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. — М.: Гардари-ки, 1999. — 400 с.
7. Девисилов, В.А. Методология и содержание высшего профессионального образования в области безопасности / В.А. Девисилов // Казанский педагогический журнал. — 2009. — № 6. — С. 3-11.
8. Девисилов В.А. Принципы проектирования примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и технология обучения / Безопасность в техносфере. — 2009. — № 4. — С. 22-33.
9. Девисилов, В.А. О концепции национальной образовательной политики в области безопасности /
В.А. Девисилов // Безопасность в техносфере. — 2008. — № 4. — С. 49-58; № 5. — С. 56-64.
10. Девисилов, В.А. Примерная программа дисциплины (курса) «Безопасность жизнедеятельности» (проект) / В.А. Девисилов // Безопасность в техносфере. — 2010. — № 1. — С. 48-62; № 2. — С. 52-64.
11. Леднев, В.С. Содержание образования: структура, перспективы. — 2-е изд., перераб. / В.С. Леднев. — М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
12. Кубрушко, П.Ф. Содержание профессиональнопедагогического образования: монография. — 2-е изд. до-раб. / П.Ф. Кубрушко. — М.: Гардарики, 2006. — 208 с.
13. Ткаченко, Е.В. Новый принцип воспитания: ориентация на ближайшие интересы молодежи: монография / Е.В. Ткаченко, И.П. Смирнов. — М.: Издат. отдел НОУ ИСОМ, 2005. — С. 16.
14. Смирнов, И.П. Теория профессионального образования / И.П. Смирнов. — М.: РАО; НИИРПО, 2006. — 320 с.