УДК 378+330.1
ОБ ОСНОВАХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТВОРЧЕСТВА С.Н. БУЛГАКОВА И И.А. ИЛЬИНА
Компаниец В. В., д.э.н., профессор (УкрГАЖТ)
Рассмотрены основные актуальные идеи творческой мысли С.Н. Булгакова и И.А. Ильина, раскрывающие основные положения формирования системы образования и воспитания, развития экономической науки и образования в духовно-нравственных и социокультурных координатах.
Ключевые слова: образование; воспитание; экономическое образование; экономическая наука;
политическая экономия; социокультурная идентичность; предметность; духовные факторы экономического развития; нравственная оценка экономики.
ПРО ОСНОВИ РОЗВИТКУ ЕКОНОМІЧНОЇ НАУКИ І ОСВІТИ КРІЗЬ ПРИЗМУ ТВОРЧОСТІ С.М. БУЛГАКОВА І І.А. ІЛЬЇНА
Компанієць В. В., д.е.н., професор (УкрДАЗТ)
Розглянуто основні актуальні ідеї творчої думки С.М. Булгакова та І.О. Ільїна, які розкривають основні положення формування системи освіти та виховання, розвитку економічної науки і освіти в духовно-моральних і соціокультурних координатах.
Ключові слова.: освіта; виховання; економічна освіта; економічна наука; політична економія; соціокультурна ідентичність; предметність; духовні фактори економічного розвитку; моральна оцінка економіки.
ON THE FUNDAMENTALS OF ECONOMIC SCIENCE AND EDUCATION DEVELOPMENT THROUGH PRISM OF CREATIVITY S.N. BULGAKOV AND I.A. ILYINA
Kompaniets V. V., Doctor of Economic Sciences, professor (USA ofRT)
The main current ideas of creative thoughts S.N. Bulgakov and I.A. Ilyina revealing the main provisions of the formation of education and upbringing system, development of the economic science and education in the spiritual-moral and social-cultural coordinates are considered.
According to the author of the foundation of the modern national economic science and education should become the key ideas of S.N. Bulgakov and I.A. Ilyin: the need for a synthesis of upbringing and education that are based on culture-forming religion; the formation of the learning process individual possessing not only professional knowledge, but also a high spiritual and moral qualities, education in freedom, to love, to objectivity; the need for training of the teaching staff, which owned a good idea formed in accordance to the principle of social and cultural identity of the subject area and had a high level of spiritual culture; the necessity of moral evaluation of the economic life and economic sciences; assignment of spiritual factors to the fundamental factors of economic development; understanding the subjectivity of economic science and its ideological basis; the necessity for economic scientific development basis of which is Christian (the Orthodox) world-view.
Keywords: education; upbringing; economic education; economic science; political economy; socio-cultural identity; objectivity; spiritualfactors of economic development; the moral assessment of the economy.
Постановка проблемы, актуальность.
Система образования, в т.ч. экономического образования, и экономической науки сегодня переживает очень нелегкое время. Наше общество болеет аномией, когда безнравственность принимается как норма, господствует безответственность и безнаказанность, апатия или агрессия. Идеология, которая утверждается в обществе, звучит очень просто: «все продается и все можно купить». К сожалению, те каналы, которые должны быть направлены на созидание культуры общества, т.е. образование, воспитание, СМИ, поведение лидеров, направлены либо на ее разрушение, либо очень слабо противодействуют этому процессу. Сама защитная оболочка нашей
цивилизации (государство с его
правоохранительными органами, законами) также часто не защищает основы нашей православной культуры, а косвенно или прямо способствует ее разрушению. Поэтому не удивительно, что у многих украинцев нет любви к Родине и нет веры в ее будущее.
Общество уже много лет живет в условиях информационной войны и наиболее подвержены ее атакам дети и молодежь. Результатом этой войны и проводимых в наших странах реформ стал резко снижающийся духовно-нравственный,
интеллектуальный уровень детей и молодежи, изменение сознания нового поколения. Возникает новый культурный тип, выращенный в условиях
культурной шизофрении и информационной войны, аномии. Ключевые страны православной цивилизации - Россия и Украина постепенно могут утратить свою социокультурную идентичность, тот культурный код, который, закладываясь столетиями, сформировал в т. ч. уникальную систему воспитания и образования, а также социально-экономическую систему построенные в духовно-нравственных координатах.
Сегодня мы стали свидетелями двух взаимосвязанных процессов - демотивации труда и образования. Они объяснимы как
вышеперечисленными болезнями общества, так и отсутствием достаточного количества достойных рабочих мест, низким уровнем оплаты труда, клановостью системы, завышенными
материальными потребностями и желаниями молодежи и в конечном итоге - невозможностью реализации своего потенциала и удовлетворения комплекса потребностей - от материальных до духовных в процессе труда, честного труда.
Тот, кто трудится в школе и вузе, не понаслышке знает эти проблемы. Порой при работе с молодежью, особенно встрече с новыми и трудными аудиториями, опускаются руки и невольно задаешься рядом вопросов. Возможно ли воспитание нравственности и духовной культуры у современной молодежи в процессе обучения? Есть ли выход из сложившегося кризиса? В чем состоят миссия и главные задачи образования (в т.ч. экономического образования) в настоящее время? Что необходимо сделать для того, чтобы выстроить новую систему образования, позволяющую решить главные задачи и ответить на вызовы современного мира? По какому пути должна развиваться экономическая наука и на какие ключевые вопросы она должна ответить? Думается, что эти и другие, связанные с ними, вопросы сегодня задают себе многие неравнодушные к судьбе Отечества и нашего общества ученые и преподаватели.
В поисках ответа на них мы предлагаем обратиться к творческому наследию двух великих русских ученых - И.А. Ильина и С.Н. Булгакова. И это не случайно. Творчество этих мыслителей, как и их жизнь, очень разное и многоплановое, но связывает его великая любовь к народу, Отчизне, православной вере, Богу. Именно на основе этих ценностей расцветал и реализовывался их творческий талант. Они знали историю и культуру нашего народа, пред- и постреволюционные болезни нашего общества, хорошо знали и особенности западного общества, его культуры, прекрасно владели предметом своего исследования. Поэтому каждый из них смог ясно увидеть путь, по которому следует развивать наше общество и образование - если мы говорим о творчестве И.А. Ильина, и отечественную экономическую науку - если мы говорим о творчестве С.Н. Булгакова, так, чтобы общество в единстве трех координат - культура, политика,
экономика не потеряло своей цивилизационной идентичности.
Безусловно, в одной небольшой публикации невозможно охватить весь пласт творчества И.А. Ильина и С.Н. Булгакова. Обратим внимание лишь на идеи, раскрывающие основные задачи и особенности новой системы образования и экономической науки, позволяющие сохранить социокультурную идентичность России и Украины, как стержня православной цивилизации, и обеспечить духовное, культурное, экономическое возрождение наших стран, что и будет целью статьи.
Изложение основного материала.
Обратимся к творчеству И.А. Ильина (работы «Творческая идея нашего будущего» [1], 1934 г., «О воспитании в грядущей России» [2], 1953 г., «Почему мы верим в Россию» [3], 1942 г., «Русскому народу необходимо духовное обновление» [4], 1951 г.). Сразу же отметим, что в своем творчестве И.А. Ильин пишет о России, российском народе как о суперэтносе (а в состав российского суперэтноса входят и великороссы, и украинцы, и белорусы), и поэтому все идеи построения новой системы воспитания и образования, высказанные автором, актуальны не только для нынешней России, но и для Украины.
Спасение и расцвет будущей России И.А. Ильин видит в формировании у новых поколений русского народа русского духовного характера [1]. Главнейшие очаги формирования русской национальной духовной силы - это неразрывно связанные между собой воспитание и образование. И.А. Ильин справедливо подчеркивает: «Грядущая Россия будет нуждаться в новом, предметном питании русского духовного характера, не просто в "образовании" ..., ибо образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, - и начинает злоупотреблять» [2].
Сегодня такой разрыв в едином процессе воспитания и образования приводит к тому, что молодежь, получившая в школах и вузах определенный набор знаний, но не имеющая нравственного стержня, выходя в простор реальной жизни и видя вседозволенность и безответственное поведение власти и части общества, использует эти знания во вред обществу и в конечном итоге себе.
И.А. Ильин описывает, какими должны быть основные сущностные черты новой системы воспитания и образования. Мыслитель считает, что Россия выйдет из кризиса и «возродится к новому творчеству и новому расцвету через сочетание и примирение трех основ и трех законов духа: свободы любви и предметности». Новое воспитание - это
«...воспитание: в свободе и к свободе, в любви и к любви; в предметности и к предметности».
К сожалению, современная система образования, в т.ч. экономического образования, не имеют в своей основе ни любви, ни предметности, а профессор, ученый, студент и будущий специалист, за редким исключением, не могут понять, осмыслить свое место, свою роль в деле духовного и материального возрождения Родины.
Что же такое предметность и почему ее так важно воспитать в будущих поколениях? И.А. Ильин раскрывает идею предметности следующим образом. Каждый человек имеет некоторые личные -субъективные цели жизни, связанные с удовлетворением потребностей, которые должны выступать лишь как средство по отношению к главной объективной или предметной цели жизни. Эта цель является духовно верной целью, целью, ради которой действительно стоит жить на свете, она состоит в том, что каждый человек служит «некоему высшему Делу на земле - Божьему делу..., "Царству Божьему" по откровению Евангелия» [2].
Жить предметно - значит служить Богу, своему народу, Родине в том звании, в котором ты призван: «Кто бы я ни был, каково бы ни было мое общественное положение,- от крестьянина до ученого, от министра до трубочиста,- я служу России, русскому духу, русскому качеству, русскому величию; не "мамону" и не "начальству"; "не личной похоти" и не "партии"; не "карьере" и не просто "работодателю"; но именно России, ее спасению, ее строительству, ее совершенству, ее оправданию перед Лицом Божьим.... жить предметно, т.е.-службу превратить в служение, работу в творчество, интерес во вдохновение, "дела" освятить духом Дела, заботы возвысить до замысла, жизнь освятить Идеей. Или, что то же самое,- ввести себя в предметную ткань Дела Божия на земле» [2].
Итак, «Предметность можно было бы описать, как включение себя в Дело Божие на земле» [2].
Что же дает предметность человеку? И.А. Ильин отмечает, что предметность несет человеку множество драгоценных даров: чувство
предстояния; чувство ответственности; чувство реальной силы; чувство служения, творческого участия в деле мироустроения; с одной стороны -неподдельное смирение, а с другой - уверенность в своей правоте, которая свободна и от самомнения, и от гордости; некую духовную строгость и властность; верное чувство собственного духовного достоинства [2].
Да, действительно, чувство предметности, предметная жизнь, когда человек осознает себя как соработника Божия, того, кто служит Родине, народу, дает необыкновенные силы. И профессор, учитель, стоящий перед аудиторией, уже не просто излагает материал, а воспитывает, пробуждает лучшие чувства, заложенные в человеке, будит заснувшую аудиторию. Невозможное на первый взгляд
становится возможным. Ты знаешь, что ты орудие во всесильных руках Бога и одновременно творец - со-творец, это придает уверенность и силу. Огонь веры, любви, служения помогает преодолевать и свои страхи и болезни. Тот, кто обрел свою предметность в своем деле, понимает это.
Почему сегодня так актуально воспитание предметности у будущих поколений? К сожалению, сегодня православие часто оказывается как бы оторванным от жизни человека. В церкви, в лучшем случае в семье, человек старается вести себя как православный, когда же он попадает в общество, на улицу, в сферу профессиональной деятельности, он забывает о заповедях Христа и ведет себя хуже язычника. Люди разделяют две сферы: реальная жизнь - это одно, а православие - совершенно другое. И от этого страдают и они сами и, что хуже всего, в обществе складывается негативное мнение о православных людях, православной культуре. Если же воспитать молодое поколение в предметности, то такое разделение постепенно станет исчезать и православные ценности станут пронизывать все сферы нашего общества.
И речь должна идти о воспитании предметности не только в школах, но и в высших учебных заведениях в первую очередь. Ведь профессиональная деятельность может и должна стать для православного человека местом его служения Богу, для любящего Родину - местом служения ей. Примером того, как может быть оторванным от традиционных ценностей современное образование, является образование, которое преимущественно получают на экономических специальностях вузов. Если и далее во всех экономических вузах следовать традициям «экономикса», учить тому, что главной целью экономической деятельности является лишь получение прибыли, и не объяснять будущим предпринимателям, управленцам, экономистам нравственных основ экономики и
предпринимательской деятельности, не показывать действие закона духовно-нравственной
детерминации социально-экономического развития, не раскрывать особенности модели хозяйствования, сформированной в условиях православной цивилизации, то мы никогда не преодолеем экономического кризиса, но так и будем выживать в условиях безнравственной социально-экономической системы.
Существует и такое мнение, с которым категорически нельзя согласиться: «В вузе
воспитание духовной культуры у современной молодежи практически обречено на провал, взрослые молодые люди в этом возрасте идут к Богу только путем совершения собственных ошибок, через падения, скорби и страдания». То есть служение верующего человека в вузе через свою предметную деятельность вообще как-то становится ненужным.
Это глубоко ошибочное мнение, потому что наша молодежь, в том числе те, кого в детском
возрасте водили в церковь, вырастая и вырываясь из стен дома, очень часто утрачивает в этом агрессивном мире нравственные ориентиры. Если же молодой человек попадет в такую среду, в которой ему хотя бы напоминают об идеалах нравственности, доказывают, что иначе возможно, что есть православные идеалы, что их можно и необходимо воплощать во всех сферах жизни, то существует реальная возможность для постепенного духовного преображения личности учащегося. И у нас есть такие примеры, когда под влиянием услышанного и понятого в процессе обучения молодые люди действительно возвращались к Богу, с Божьей помощью удавалось поддержать и укрепить в них ту духовно-нравственную основу, которую заложили в семье. Опыт показывает, что в аудитории обязательно найдется хоть один человек (а к счастью, не один), который услышит и поймет духовную основу всех событий жизни личности и общества, поймет, что во всяком звании можно служить Богу, Родине, народу. Поэтому, конечно, высшее образование должно стать плацдармом для того, чтобы воспитывать к предметности, воспитывать к любви. Тогда студент, который выйдет во взрослую жизнь, станет специалистом, семьянином, будет выполнять любое дело честно и ответственно, вдохновенно, его мотивацией будет служение и любовь. И в этом залог будущего возрождения Родины - ее культуры и экономики.
Чтобы воспитать новое молодое поколение к предметности, нужно самим воспитателям, учителям, профессорам научиться видеть предметность в своей жизни, творчестве, труде, уметь жить предметно.
Судьба будущей России, подчеркивает И.А. Ильин, «лежит в руках русского учителя, -преподавателя школы и гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей» [1]. И таких учителей - своеобразный духовно-культурный и профессиональный спецназ нужно вырастить.
Профессор, преподаватель должен не только хорошо владеть правильно сформированной в соответствии с принципом социокультурной идентичности предметной областью, но знать основы православной веры, «твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке» [1], владеть новой методикой обучения и воспитания, иметь чувство собственного духовного достоинства и, конечно, любить и понимать русский народ, любить и верить в Россию. Обрести предметность невозможно без любви к Богу и Его творению, доверию к Богу и желанию исполнять Его волю.
И.А. Ильин неоднократно подчеркивал то, что основой русского национального характера является любовь и вера, в том числе это любовь к Богу и Родине. Без них русский человек становится несчастным. Поэтому истинное образование должно научить любить и верить в Россию.
Поразительно, как пронзительно точно Иван Александрович говорит о том, «почему мы верим в Россию» - не только понимая величие ее культуры,
языка, тех богатств, которыми она наделена, но и зная ее историю, видя Промысел Божий в ее судьбе. Он пишет, как бы уверяя нас в том, что в Россию и сейчас нужно верить: «народ с такими дарами и с такой судьбой, выстрадавший и создавший такое, не может быть покинут Богом в трагический час своей истории. Он в действительности и не покинут Богом, уже в силу одного того, что душа его искони укоренялась и укоренилась в молитвенном созерцании, в искании горнего, в служении высшему смыслу жизни. И если временно омрачилось око его, и если единожды поколебалась его сила, отличающая верное от соблазна, - то страдания очистят его взор и укрепят в нем его духовную мощь... Мы верим в Россию потому, что созерцаем ее в Боге и видим ее такою, какой она была на самом деле» [3].
Чтобы решить сложные задачи новой системы образования и воспитания, по справедливому замечанию И.А. Ильина, методика обучения должна быть разработана заново. Он не характеризует эту методику подробно, но из содержания духа его произведений можно понять ее характеристики.
Необходимо не только знать и любить свой предмет, любить своих учеников, нужно показывать истину и красоту. Необходимо заставить работать не только ум, но и сердце ученика, а для этого важно, чтобы произошла личная встреча с учеником -нужно как бы прикоснуться к нему сердцем. Конечно, невозможно заставить любить и понимать что или кого-либо - Родину, ее народ или просто учебный предмет, тем более научить и воспитать всю сидящую перед тобой аудиторию и как профессионалов, и как людей с качествами духовного характера. А любить Бога можно только из собственного духовного опыта. Но И.А. Ильин пишет о том, что если кто воспитает хоть одного человека с сильным духовным характером, «тот оправдается перед лицом России и ее истории» [3].
Если выстроить здание экономической науки и образования на такой основе, то мы постепенно получим совершенно иных специалистов, которые будут осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с принципом нравственного соотнесения, формулой принятия решения, в основе которой сочетание необходимости соблюдения нравственных законов и профессиональных знаний, умений, навыков, и получим иную экономику - духовно-нравственный тип социально-экономической системы.
Более подробно на то, какие идеи должны стать основой современной экономической науки и образования, нам указывает творчество С.Н. Булгакова. Оно ценно для нас тем, что С.Н. Булгаков вместе с другими представителями восточнославянской школы философско-экономической мысли создал фундамент здания православной экономической науки. Поэтому его наследие должно обязательно изучаться студентами экономических специальностей. Речь должна идти о
таких работах, как «Основные проблемы теории прогресса» [5], «Задачи политической экономии» [6], «Народное хозяйство и религиозная личность» [7], «Краткий очерк политической экономии» [8], «Об экономическом идеале» [9], «О социальном идеале» [10], «Православие и хозяйственная жизнь» [11].
Прежде всего следует заметить, что С.Н. Булгаков считал, что истинное знание может быть построено только на основе синтеза религиозного знания, метафизического знания, положительного мышления: «И религия, и метафизическое мышление, и положительное знание отвечают основным духовным потребностям человека, и их развитие может вести только к их взаимному прояснению, отнюдь не уничтожению» [5, с. 606]. Поэтому и понимание законов социально-экономического развития возможно только на основе такого синтеза.
Экономику С.Н. Булгаков относил к разряду общеобразовательных и нравственных наук и считал, что для создания справедливой экономической деятельности, основанной на нравственных началах, население страны должно быть экономически грамотным. Он отмечал, что незнание основ политической экономии лишает человека
«понимания важнейших явлений общественности и потому делает его глухим к требованиям социальной морали, вносит, стало быть, существенный дефект именно в нравственную его личность» [6, с. 678].
Говоря о смысле хозяйственной
деятельности, С.Н. Булгаков подчеркивал
необходимость понимания того, что «хозяйственная деятельность является общественным служением и исполнением нравственного долга, и только при таком к ней отношении и при воспитании общества в таком ее понимании создается наиболее благоприятная духовная атмосфера, как для развития производства, так и для реформ в области распределения, для прогресса экономического и социального» [7].
То есть он выражает ту же идею
предметности, что и И.А. Ильин, только воплощенную в конкретное экономическое
пространство. Необходимо понимать, что истоки экономического кризиса - это изменение экономического сознания общества, которое в том числе происходит и под влиянием реалий жизни, и под влиянием экономического образования,
построенного на изучении «экономикс». Поэтому сегодня экономическая деятельность не является общественным служением и исполнением нравственного долга, ее субъекты преимущественно преследуют лишь личные материальные и властные интересы.
Социально-экономическое развитие
государства немыслимо без духовно-нравственного, интеллектуального, культурного развития каждой личности, которое должно воплощаться и в сфере профессионального труда: «Социальный прогресс нашего времени неразрывно связан с ростом личности, а, следовательно, повышением личной
ответственности и самодисциплины... Но эта дисциплина не осуществима на почве лишь голых интересов: она предполагает признание высших этических и в конечном счете религиозных ценностей, нравственных обязанностей в сфере профессионального труда» [7].
Верования, религиозные и этические убеждения личности и народа - духовные факторы развития, по мнению С.Н. Булгакова, являются, хотя и «невесомыми», но «могучими факторами» экономического развития. «Поэтому, преследуя цель экономического оздоровления и обновления России, не следует забывать и о духовных его предпосылках, именно о выработке и соответствующей хозяйственной психологии, которая может явиться лишь делом общественного самовоспитания» [7].
В 1906 году, еще будучи профессором
экономики, С.Н. Булгаков опубликовал работу
«Краткий очерк политической экономии» [8], где в разделе «Введение» он рассмотрел задачи
политической экономии в их христианском понимании.
С.Н. Булгаков подчеркивал, что задачей экономической науки является построение экономического и социального идеала развития конкретного общества, государства, с учетом особенностей его истории, культуры, религии, а также выработка конкретных путей достижения этого идеала в практике социально-экономической деятельности, с учетом особенностей определенной исторически складывающейся ситуации.
Отмечает он и субъективность экономической науки, которая по-разному видит идеалы общественного и экономического развития и пути достижения этих идеалов: «.в этой части политическая экономия характеризуется
принципиальным и неустранимым субъективизмом» [7, с. 681]. Эта субъективность исходит, прежде всего, из разных мировоззренческих основ, на которых базируются рассуждения ученых. Поэтому и существуют разные политические экономии: языческая и христианская.
Субъективность экономической науки связана и с разным видением человека, смысла его жизни. В труде «Об экономическом идеале» [9] С.Н. Булгаков подчеркивает: «основная дилемма политической экономии заключается в ответе на вопрос о цели и значении человеческой жизни» [9]. Ученый отмечает, что в зависимости от понимания смысла жизни человека в экономической науке формируются разные представления о социальном и экономическом идеале общества, а, следовательно, по-разному воспринимается социально-
экономическая жизнь, формируется и программа строительства определенных идеалов не только в теории, но и на практике.
С.Н. Булгаков, пожалуй, впервые в экономической литературе четко ставит и формулирует вопрос о возможности существования и необходимости разработки христианской
политической экономии, которая ставит и разрешает вопросы экономической жизни в свете и духе Христианского учения и которая в отношении к общему Христианскому учению представляет собой прикладную этику. С.Н. Булгаков дает определение христианской политической экономии как науки социальной любви и прикладной этики, которая «ищет осуществления Царствия Божия, свободы, правды и любви в экономической жизни, в области социальной и экономической политики. Задачу христианской политической экономии иначе можно определить еще так: она призвана освещать
исторический путь социальной любви» [8, с. 714].
Заслуживают внимания и рассуждения С.Н. Булгакова о границах политической экономии. Это касается как субъективизма и принципиальной невозможности найти единую точку зрения по всем экономическим вопросам среди всех ученых, так и характера экономических исследований, особенно в связи с нынешними стремлениями некоторых ученых свести экономику к точным математическим расчетам, моделям. Так, С.Н. Булгаков критически относится к стремлению экономической науки предсказать, в том числе путем математических исследований и прогнозов, экономическое будущее, а также попытки экстраполировать опыт других социально-экономических систем.
Социальные науки, в том числе политическая экономия, не могут предсказать будущее, «по образцу точных наук», т. е. «в точности устанавливать грядущие события в определенных рамках пространства и времени». И такая позиция вполне приемлема для исследователя, который имеет религиозное мировоззрение, но неприемлема для атеиста.
«Для христианина, для которого будущее человечества, его предназначение и конечный удел раскрыты в Откровении и который твердо верит вместе с тем в Промысл Божий, ведущий историю человечества, совершенно нет потребности вырывать у науки предсказания будущего во что бы то ни стало. Для христианина нужно знать свою конечную цель и ближайший шаг, который ему предстоит в данный момент сделать, промежуточный же путь и практические результаты своей деятельности он может спокойно доверить Вышней воле. Напротив, неверующего более всего беспокоят эти результаты, и от этого беспокойства он ищет освободиться путем якобы научных предсказаний и тем, несомненно, вредит и науке, ставя ей несвойственные и непосильные ей задачи. Здесь мы видим, между прочим, один из примеров того влияния, какое оказывается религиозным мировоззрением и на чисто научное исследование», - пишет С.Н. Булгаков [8, с. 801].
Одной из наиболее востребованных сегодня идей С.Н. Булгакова, по нашему мнению, является
необходимость нравственной оценки и экономической жизни, и экономической науки [5, с. 618]. Ученый считает, что именно такая оценка
может предупредить от впадения в грубый материализм, добавим, создания ложной экономической науки и безнравственной спекулятивной экономики. Если бы экономическая политика, проводимая и в России, и в Украине в постсоветский период, оценивалась по нравственным критериям, возможно, сейчас мы бы жили в гораздо лучших экономических и культурных условиях.
Очень важно также то, что в своих трудах С.М. Булгаков вводит понимание хозяйства как явления духовной жизни, вводит понятие «дух хозяйства». Действительно, степень своей духовности, состояние своей души человек переносит на весь внешний мир, на свои отношения с людьми, свое отношение к труду, богатству, собственности. К сожалению, мы знаем, что история богатства и огромных состояний небольшого количества людей писалась кровью и вероломством, путем пренебрежения жизненными интересами большинства. И причины этому необходимо искать не столько в экономике, сколько в самом человеке. Поэтому и позитивные изменения в экономической сфере нашего общества, как и в других сферах, немыслимы без изменения в самом человеке, в котором ключевую роль играет воспитание и образование.
И слова И.А. Ильина еще раз подчеркивают необходимость внутреннего преображения человека для достижения внешних преобразований: «прежде всего мы не верим и не поверим ни в какую «внешнюю реформу», которая могла бы спасти нас сама по себе, независимо от внутреннего душевнодуховного изменения человека. Невозможно, чтобы дрянные люди со злой волей обновили и усовершенствовали общественную жизнь. человек, в коем Бога нет, превратит всю жизнь в тайное и явное преступление. Истинное обновление идет не от внешнего внутрь, не от формы к содержанию, не от видимого - к существу, а обратно» [4].
Вывод. Итак, изменения в системе высшего образования, в т.ч. экономического, должны базироваться на нескольких основополагающих принципах: возврат к целостности и системности образования на основе духовно-нравственных ценностей православия; формирование личности, обладающей духовно-нравственными качествами и навыками, знаниями национальной культуры и истории, профессиональными знаниями и навыками; воспитание к свободе, к любви и к предметности; комплексное и системное развитие в процессе образования и его оценки пяти взаимосвязанных составляющих - духовно-нравственной,
социокультурной, инновационно-интеллектуальной, профессиональной, прикладной; единство всех звеньев образовательного процесса (дошкольные учреждения, школы, средние, специальные, высшие учебные заведения, научные центры, предприятия, организации); отбор, взращивание профессорско-преподавательского состава.
Необходимо возвратиться к традиции сотрудничества вуза и Церкви, тем более, что положительный опыт такого сотрудничества уже есть, достаточно привести в пример вуз, стоящий далеко не на последнем рейтинге в мире, - МГУ. Храм должен стать неотъемлемой частью вузовского организма. Ведь если невозможно научиться профессиональным навыкам без соответствующей практики, как возможно стать духовным и нравственным человеком, не приобщаясь к практике духовности, приобретаемой в Церкви.
Конечно, для создания новой системы образования и новой экономической науки, соответствующей принципу социокультурной идентичности, потребуется огромный труд и много времени, но иного пути у нас нет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильин И.А. Творческая идея нашего
будущего [Электронный ресурс] /И.А. Ильин.-Режим доступа: http://www.inesnet.ru
/institute/structure /soul/t ext01. htm
2. Ильин И.А. О воспитании в грядущей
России [Электронный ресурс] /И.А. Ильин.- Режим доступа: http://www.synergia.itn.ru/kerigma/
katehiz/ilyin/stat/vosp-ros. htm
3. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию [Электронный ресурс] / И.А. Ильин.- Режим доступа:
http://www.wco.ru/biblio/books/ilyin2/Main.htm
4. Ильин И. А. Русскому народу необходимо духовное обновление [Электронный ресурс] /И.А.
Ильин. - Режим доступа: http://www.rus-sky.com/ gosudarstvo/i1ш/nz/nz-146.htm
5. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса [Текст] / С.Н. Булгаков // Розмисли. Творча спадщина у контексті ХХІ століття; за ред. В. Д. Базилевича. - К.: Знання - (Славетні постаті), 2006. -С. 606 - 631.
6. Булгаков С. Н. Задачи политической экономии [Текст] / С. Н. Булгаков // Розмисли. Творча спадщина у контексті ХХІ століття; за ред. В.Д. Базилевича. - К.: Знання - (Славетні постаті), 2006. - С. 678 - 693.
7. Булгаков С.Н. Народное хозяйство и
религиозная личность [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://lib.uni-dubna.ru/search/files/
рЫ1_Ьи^акоу_ге%_Ис/ ~ рЫ1_ Ьд^акоу _ге% _1іс. htm
8. Булгаков С. Н. Краткий очерк политической экономии [Текст] / С. Н. Булгаков // Розмисли. Творча спадщина у контексті XXI століття; за ред. В.Д. Базилевича. - К.: Знання -(Славетні постаті), 2006. - С. 695 - 806.
9. Булгаков С.Н. Об экономическом идеале [Текст] / С.Н. Булгаков // Розмисли. Творча спадщина у контексті ХХІ століття; за ред. В. Д. Базилевича. - К.: Знання - (Славетні постаті), 2006. -С. 632 - 661.
10. Булгаков С. Н. О социальном идеале [Текст] / С. Булгаков // Розмисли. Творча спадщина у контексті ХХІ століття; за ред. В.Д. Базилевича. - К.: Знання - (Славетні постаті), 2006. - С. 662 - 677.
11. Булгаков С.Н. Православие [Текст] / С.Н. Булгаков. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. -365 с.
Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Полякова Е.Н.
УДК 658.336
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
Плугина Ю. А., к.э.н., стпреподаватель (УкрГАЖТ)
Методы обучения персонала, посредством которых осуществляется его профессиональное развитие, можно классифицировать по множеству признаков, одним из которых является «степень инновационности», а именно: традиционные и современные. К современным относятся: видеообучение, дистанционное обучение, модульное обучение, кейс-обучение, тренинг, деловая игра, метафорическая игра, ролевая игра, мозговой штурм, поведенческое моделирование, сторрителлинг, обучение действием, баскет-метод, обучение по методу Shadоwing, обучение по методу Secondment, обучение по методу Buddying. В статье проведен их анализ, выделены преимущества и недостатки, также определены ключевые методы, использующиеся в обучении различных целевых групп.
Ключевые слова: профессиональное развитие персонала, методы обучения персонала предприятия.