Научная статья на тему 'Об основах начисления и перерасчета платы за обращение с твердыми бытовыми отходами'

Об основах начисления и перерасчета платы за обращение с твердыми бытовыми отходами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕРАСЧЕТ / ПЛАТА / ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / ИСПОЛНИТЕЛЬ / СРОКИ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Масленникова Людмила Владимировна, Цагикян Алла Вячеславовна

Задача: Проведение правового анализа некоторых аспектов начисления платы за обращение с твердыми бытовыми отходами и ее перерасчета. Модель: В статье проводится анализ порядка действий граждан по восстановлению нарушенных прав в части осуществления перерасчета платы за услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами и изложена позиция авторов по вопросам изменения и дополнения законодательства в отношении правил перерасчета платы за данные услуги и ответственности исполнителя за необоснованный отказ в перерасчете платы за них. Выводы: Недостаточность правового регулирования отношений по вопросам ответственности организаций, управляющих многоквартирными домами, за отказ осуществить перерасчет платы за услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами, в том числе в случае временного отсутствия гражданина в жилом помещении многоквартирного дома, порождает проблемы по защите прав потребителей. Ценность: Актуальность вопроса, поднимаемого в данной статье связана с участившимися отказами юридических лиц, управляющих многоквартирными домами, осуществлять перерасчет платы граждан за указанные услуги, в связи с внесением изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации в 2016 году, определяющих новый порядок расчета платы за услугу по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов. Результаты данной исследовательской работы направлены на нормативное урегулирование положений жилищного законодательства в области начисления платы за обращение с твердыми бытовыми отходами и ее перерасчета, с целью обеспечения регулирования споров между участниками данных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE BASIS OF ASSESSMENT AND RATE FOR THE SOLID WASTE SECTOR

Objective: to conduct a legal analysis of some aspects of charging for solid waste management and its recalculation. Model: the article analyzes the procedure of citizens ' actions to restore the violated rights in terms of recalculation of fees for solid waste services and sets out the position of the authors on the issues of changes and additions to the legislation in respect of the rules of recalculation of fees for these services and the responsibility of the contractor for unjustified refusal to recalculate fees for them. Conclusions: the Lack of legal regulation of relations on the responsibility of organizations that manage apartment buildings, for refusing to carry out recalculation of fees for services for the treatment of solid household waste, including in the case of temporary absence of a citizen in a residential area of an apartment building, creates problems for the protection of consumer rights. Value: the Relevance of the issue raised in this article is related to the frequent failures of legal entities, managing apartment buildings, to recalculate the payment of citizens for these services, in connection with the introduction of changes to the Housing Code of the Russian Federation in 2016, defining a new procedure for calculating the fee for the service of removal and disposal of solid waste. The results of this research work are aimed at the normative regulation of the housing legislation in the field of charging for solid waste management and its recalculation, in order to ensure the regulation of disputes between the parties to these relations.

Текст научной работы на тему «Об основах начисления и перерасчета платы за обращение с твердыми бытовыми отходами»

10. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04)

10.1. ОБ ОСНОВАХ НАЧИСЛЕНИЯ И ПЕРЕРАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ

Масленникова Людмила Владимировна, канд. юрид. наук, доцент кафедры международного частного и предпринимательского права, доцент ВАК

Место работы: Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

advfl29@rambler.ru

Цагикян Алла Вячеславовна, студентка юридического факультета

Место работы: Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

tsagikyana@gmail.com

Аннотация

Задача: Проведение правового анализа некоторых аспектов начисления платы за обращение с твердыми бытовыми отходами и ее перерасчета.

Модель: В статье проводится анализ порядка действий граждан по восстановлению нарушенных прав в части осуществления перерасчета платы за услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами и изложена позиция авторов по вопросам изменения и дополнения законодательства в отношении правил перерасчета платы за данные услуги и ответственности исполнителя за необоснованный отказ в перерасчете платы за них.

Выводы: Недостаточность правового регулирования отношений по вопросам ответственности организаций, управляющих многоквартирными домами, за отказ осуществить перерасчет платы за услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами, в том числе в случае временного отсутствия гражданина в жилом помещении многоквартирного дома, порождает проблемы по защите прав потребителей.

Ценность: Актуальность вопроса, поднимаемого в данной статье связана с участившимися отказами юридических лиц, управляющих многоквартирными домами, осуществлять перерасчет платы граждан за указанные услуги, в связи с внесением изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации в 2016 году, определяющих новый порядок расчета платы за услугу по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов. Результаты данной исследовательской работы направлены на нормативное урегулирование положений жилищного законодательства в области начисления платы за обращение с твердыми бытовыми отходами и ее перерасчета, с целью обеспечения регулирования споров между участниками данных отношений.

Ключевые слова: перерасчет, плата, твердые бытовые отходы, исполнитель, сроки, потребитель, ответственность.

ON THE BASIS OF ASSESSMENT AND RATE FOR THE SOLID WASTE SECTOR

Maslennikova Lyudmila V., PhD in law, associate Professor of international private and business law, associate Professor of the higher attestation Commission

Work place: Kuban State Agrarian University

advfl29@rambler.ru

Czagikyan Alla V., student

Study place: Kuban State Agrarian University

tsagikyana@gmail.com

Annotation

Objective: to conduct a legal analysis of some aspects of charging for solid waste management and its recalculation. Model: the article analyzes the procedure of citizens ' actions to restore the violated rights in terms of recalculation of fees for solid waste services and sets out the position of the authors on the issues of changes and additions to the legislation in respect of the rules of recalculation of fees for these services and the responsibility of the contractor for unjustified refusal to recalculate fees for them. Conclusions: the Lack of legal regulation of relations on the responsibility of organizations that manage apartment buildings, for refusing to carry out recalculation of fees for services for the treatment of solid household waste, including in the case of temporary absence of a citizen in a residential area of an apartment building, creates problems for the protection of consumer rights.

Масленникова Л. В., ЦагикянА. В.

ОБ ОСНОВАХ НАЧИСЛЕНИЯ И ПЕРЕРАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ

Value: the Relevance of the issue raised in this article is related to the frequent failures of legal entities, managing apartment buildings, to recalculate the payment of citizens for these services, in connection with the introduction of changes to the Housing Code of the Russian Federation in 2016, defining a new procedure for calculating the fee for the service of removal and disposal of solid waste. The results of this research work are aimed at the normative regulation of the housing legislation in the field of charging for solid waste management and its recalculation, in order to ensure the regulation of disputes between the parties to these relations.

Keywords: allocation, fee, solid waste, artist, time, user, responsibility.

Вопросы, вытекающие из сферы жилищных правоотношений, всегда являются очень насущными, например, в своей жизни каждый гражданин хоть раз сталкивался с рядом проблем, возникающих по поводу предоставления коммунальных услуг.

Обязанность собственников и нанимателей по своевременной и полной оплате за жилое помещение и коммунальные услуги возникает в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации от 29.12.04 № 188-ФЗ (далее, ЖК РФ) с момента возникновения вещных прав на жилое помещение [1]. В соответствии со статьей 154 ЖК РФ установлено, что в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников жилых помещений в многоквартирных домах входит: а) плата за содержание жилого помещения; б) взнос на капитальный ремонт; в) плата за коммунальные услуги. В состав платы за коммунальные услуги включается плата за услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами.

Так, в соответствии с положениями вышеназванных статей ЖК РФ, собственники жилых помещений в многоквартирных домах обязаны вносить не только в полном объеме, но и своевременно плату за услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами.

Понятие твердых бытовых отходов отражено в пункте 2 Постановлении Правительства Российской Федерации от

10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (далее Постановление Правительства Российской Федерации № 155) [2], согласно которому нормативному акту твердые и жидкие бытовые отходы - отходы, которые образуются в результате жизнедеятельности людей. При этом, законодатель приводит незакрытый примерный перечень видов таких отходов, поясняет, в результате какой деятельности человека они могут образоваться.

Исходя из положений статьи 156 ЖК РФ, формирование платы за услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами определяется и осуществляется на основе тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно статье 24.9 Федерального закона от

24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее, ФЗ № 89) [3] можно утверждать, что установление тарифов носит компенсационную функцию по отношению к экономически обоснованным расходам на реализацию инвестиционных, производственных программ, а также обеспечивает поддержание экономически обоснованного уровня доходности и инвестиционного капитала, используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области предоставления коммунальных услуг. При этом, мониторинг тарифов осуществляет специально уполномоченный в сфере конкретного вида услуг федеральный орган исполнительной власти. Регулирование тарифов происходит так же и на региональном уровне. Например, в Краснодарском крае определение и установление тарифов на услугу по обращению с твер-

дыми бытовыми отходами осуществляет Региональная энергетическая комиссия департамента цен и тарифов Краснодарского края, уполномоченная издавать приказы в данной сфере [4]. Непосредственно по вопросу утверждения нормативов накопления твердых бытовых отходов можно обратиться к утвержденному Государственным комитетом экологии от 07.03.1999 «Сборнику удельных показателей образования отходов производства и потребления» [5], где в разделе 3.2 определены удельные показатели образования твердых бытовых отходов в виде сводной таблицы данных, разделенной на графы, а именно: источники образования отходов и среднегодовая норма образования и накопления отходов.

Так, согласно данным таблицы, в отношении жилых домов в городах с населением более 100 тысяч человек среднегодовая норма образования и накопления отходов составляет 260-280 килограмм (1,4-1,5 кубических метров) на человека в год. Стоит также отметить и наличие мер социальной поддержки граждан (предоставление льгот и субсидий на оплату услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами), которые устанавливаются на региональном уровне. Так, например, в городе Москве оплата вывоза и обезвреживания твердых бытовых отходов в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 года № 850-ПП [6] осуществляется с предоставлением пятидесяти процентной скидки на оплату данной услуги ветеранам труда и приравненным к ним лицам, с учетом членов их семьи, совместно с ними проживающих, независимо от вида жилищного фонда.

Также Федеральным Законом от 02.06.16 № 175 «О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской федерации» [7] включены в часть 4 статьи 154 ЖК РФ нормы о плате за обращение с твердыми коммунальными отходами. Стоит сказать, что согласно статье первой ФЗ № 89 твердые коммунальные отходы - это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, и как товары, утратившие свои потребительские свойства также в процессе использования их физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Если сравнивать понятие твердых бытовых отходов, указанное нами ранее, с понятием твердых коммунальных отходов, то можно сделать вывод о том, что существенной разницы между ними нет. Однако, в основном, твердые бытовые отходы отражаются в квитанциях на оплату жилищных коммунальных услуг в графе жилищные услуги, а твердые коммунальные отходы - в графе коммунальные услуги. Также различаются основания и порядок расчета платы за указанные виды отходов.

Согласно пункту 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» [8]

обязанности по внесению платы за твердые коммунальные отходы наступает при наличии двух условий: 1) заключение соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; 2) утверждение единого тарифа на территории субъекта Российской Федерации по обращению с твердыми коммунальными отходами. Все указанные условия должны быть выполнены не позднее 1 января 2019 года. Необходимо отметить, что в ранее упомянутом нами, ФЗ № 89 в статье 9 установлено, что, если субъектом Российской Федерации до 1 января 2016 года заключены государственные контракты [9] на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами на срок более чем десять лет, то в многоквартирных домах услуга по обращению с твердыми бытовыми отходами будет осуществляться не региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, а подрядчиком в течение десятилетнего срока действия государственного контракта на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами. Следовательно, в настоящее время в некоторых субъектах Российской Федерации могут еще действовать нормы жилищного законодательства, регулирующие предоставления услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами.

Возвращаясь к определению твердых бытовых отходов, хотелось бы обратить внимание на то, что законодатель этот вид отходов в дальнейшем подразделяет на жидкие и твердые отходы (однако, при начислении платы за обращение с бытовыми отходами данное разграничение не учитывается). На наш взгляд, деление бытовых отходов на жидкие и твердые подразумевает различные способы сбора, транспортирования, и размещения отходов, что в свою очередь может повлечь за собой различный порядок начисления платы за услуги по обращению с твердыми и жидкими бытовыми отходами. Вследствие чего, представляется необходимым внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации № 155, дополнив его положениями 3.2 «Порядок предоставления услуг по вывозу твердых бытовых отходов» и 3.3 «Порядок предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов».

Как уже ранее отмечалось, правильность определения платы за оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами напрямую зависит от законодательно установленных тарифов на данную услугу. Постановление Правительства Российской Федерации № 155 устанавливает, что исполнитель, юридическое лицо (вне зависимости от организационно-правовой формы) или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору, обязаны довести до сведения потребителя тарифы и правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, а также всю информацию о льготах и преимуществах, предусмотренных федеральным законодательством и актами органов местного самоуправления для отдельных категорий потребителей ввиду того, что цена по предоставлению услуги по вывозу твердых бытовых отходов является одинаковой для всех потребителей, кроме тех, которым предоставляются льготы.

У лиц, проживающих в жилых помещениях, находящихся у них на праве собственности нередко возникает вопрос о перерасчете платы по вывозу твердых бытовых отходов, связанному с неправильным начислением данной платы, что в последствие приводит к рассмотрению споров в судебном порядке.

Так, в Рубцовском городском суде Алтайского края было рассмотрено дело по иску Мишениной О. И. и Мишенина А. Ф. к товариществу собственников жилья «Гражданский» о защите прав потребителей. Истцы, неоднократно уточняя исковые требования, просили признать действия ответчика по расчету платы за вывоз мусора и утилизацию твердых бытовых отходов не соответствующими жилищному законодательству. В обосновании своих требований истцы указали, что товарищество собственников жилья «Гражданское» начисляло плату за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов не по количеству фактически проживающих человек, а по количеству зарегистрированных в квартире лиц, увеличив, таким образом, начисления за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов. Ответчик на заявление Мишениной О. И. и Мишенина А. Ф. о перерасчете платы за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов отказал. Суд своим решением, исходя из обстоятельств дела, требования истцов удовлетворил частично, обязав ответчика произвести перерасчет за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов; также с ответчика были взыскано в пользу истца излишне оплаченные истцом денежные средства [10]. Этим и аналогичными примера из судебной практики подтверждается, что в законодательстве Российской Федерации в отношении исполнителя установлена лишь ответственность за оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов ненадлежащего качества, в связи с чем, мы полагаем, что исполнитель должен нести такую же ответственность за неправомерный отказ в перерасчете платы за услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами.

Так на практике встречаются факты, когда по аналогичным спорам судами принимаются иные решения. Бондарева Л. В. обратилась в кемеровский районный суд Кемеровской области с иском к ООО «Служба единого заказчика жилищно-коммунальных услуг» о признании незаконным действий по начислению и взиманию платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов и платы за утилизацию твердых бытовых отходов в составе платежей за коммунальные услуги. Истица ссылалась на то, что расчет указанных сумм производился по неизвестным параметрам, и дважды начислялась плата за обращение с твердыми бытовыми отходами, вследствие чего требовала перерасчета указанных в иске сумм. Однако суд, изучив доказательства, предоставленные сторонами, пришел к выводу о том, что истице необходимо было использовать решение органа местного самоуправления, которым был установлен тариф на услугу за обращение с твердыми бытовыми отходами, в связи с чем были не учтены доводы истицы о двойном начислении платы за данную услугу. В результате чего в удовлетворении заявленных исковых требований было отказано [11]. В данной ситуации в перерасчете отказали, вследствие отсутствия оснований, на которые указывала истица.

Отказ управляющей организации произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами часто основано на том, что потребитель отсутствует в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности. Однако, управляющая организация не учитывает, что пунктом 148(36) Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее, Постановление Правительства Российской Федерации № 354) [12], установлено следующее: если в жилом помещении отсутствуют граждане, постоянно либо временно проживающие, то

Масленникова Л. В., ЦагикянА. В.

ОБ ОСНОВАХ НАЧИСЛЕНИЯ И ПЕРЕРАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ

объем коммунальной услуги должен рассчитываться исходя из количества собственников такого помещения. То есть, хотя указанным актом и предусмотрен порядок защиты своих прав потребителем в подобных ситуациях, но все равно возникают споры, которые разрешаются в последующем только в суде.

В судебной практике также часто встречаются споры, которые вытекают из отказа управляющих организаций осуществить перерасчет платы за вывоз бытовых отходов ввиду пропуска сроков, установленных для лиц в целях перерасчета платы. Казанцева В. Д. обратилась в Октябрьский районный суд города Саратова с иском к ООО «СПГЭС» о перерасчете платы за коммунальные услуги. Представитель истицы поддержал исковые требования в полном объеме, пояснив это тем, что установленный законодательством срок в 30 дней на подачу заявления не является присекательным, так как законодательством не установлены последствия его пропуска. Представитель истицы также сослался на возраст и частые перелеты, не позволявшие ей вовремя подать соответствующее заявление. Кроме того, представитель истицы просил учесть ее добросовестность при оплате за потребленную электроэнергию. Суд не согласился с доводами ответчика, так как Казанцева А. В. обязана была подать заявление о перерасчете платы за коммунальные услуги в установленный законом срок [13], что отражено в пункте 91 Постановления Правительства Российской Федерации № 354 о таких сроках: перерасчет платы за коммунальные услуги по его истечении не предусмотрен. Также нет специальной нормы, позволяющей восстановить этот срок, что, на наш взгляд, требует должного правового регулирования. В связи с этим, предлагается внести изменение в пункт 91 Постановления Правительства Российской Федерации № 354, дополнив его пятым абзацем и изложив в следующей редакции: «в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска 30 дневного срока, установленного на подачу заявления о перерасчете размера платы за коммунальные услуги после окончания временного периода отсутствия потребителя, по обстоятельствам связанным с объективной невозможностью направить соответствующее заявление в управляющую организацию, срок может быть восстановлен судом».

Таким образом, материалы судебной практики отражают наличие пробелов в законодательстве, регулирующем отношения платы за оказанные услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами. Данная проблема является актуальной и в научных исследованиях.

Так, по вопросу о нарушении прав потребителя со стороны юридических лиц, предоставляющих коммунальные услуги, Субботина Ю.Д. утверждает, что необходимо увеличить ответственность управляющих компаний перед собственниками жилья, и видит в квалификационном экзамене руководителей управляющих компаний одно из средств снижения количества недобросовестных исполнителей [14, с. 170].

В то же время Масленникова Л.В., рассматривая опыт зарубежных стран, обращает внимание на необходимость его учета и применить проверенные действенные меры взаимной ответственности сторон [15, с. 8].

Например, Рудов М.В. по вопросам ответственности управляющих организаций за нарушение прав потребителя в сфере предоставления коммунальных услуг высказывает мнение о том, что согласно пункту 6 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации и пункту 155(1) Постановления Правительства Российской Федерации № 354 исполнитель не несет от-

ветственности за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги, если есть наличие вины потребителя в таком нарушении [16], Так же автор приходит к выводу о том, что необходимо понимать, устанавливает ли законодательство претензионный порядок разрешения спора между исполнителем и потребителем или нет, так как суды, по его мнению, зачастую из-за несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора, оставляют исковое заявление без движения или возвращают его в соответствии со статьям 136 и 135 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации [17]. Также необходимо отметить, что речь идет именно о порядке расчета платы за коммунальные услуги, а не перерасчета. В Постановления Правительства Российской Федерации № 354 также не содержится специальной нормы, регулирующей ответственность исполнителя за неправомерный отказ в перерасчете платы за коммунальные услуги.

Несомненно, каждая из позиций является верной и заслуживает должного внимания, но нам все же более близко мнение Рудова М. В., так как его взгляды больше направлены на усовершенствование норм законодательства.

На основе анализа этих научных взглядов, и с расчетом на дальнейшее введение во всех регионах нашей странны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предлагается внести изменение в статью 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации, дополнив ее частью 6.1 и изложив в следующей редакции: «К лицу, предоставляющему коммунальные услуги, при нарушении порядка перерасчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы применяются меры ответственности, предусмотренные частью 6 настоящей статьи».

Недостаточная защищенность прав потребителя жилищно-коммунальных услуг, требует должного правового регулирования в вопросах привлечения к ответственности лиц, реализующих право на управление многоквартирными домами. Предложенные в данной статье дополнения в жилищное законодательство, основанные на правовом анализе некоторых аспектов перерасчета платы за обращение с твердыми бытовыми отходами, на наш взгляд, могли бы урегулировать часть рассмотренных нами вопросов в сфере жилищных отношений по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, и способствовать защите прав потребителя жилищно-коммунальных услуг.

Список литературы:

1. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.04 № 188-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1. Ст. 14; 2017. № 31. Ст. 4828.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов». URL: http://www.consultant.ru/.

3. Федеральный Закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». URL: http://Www.mnsultant.ru/.

4. Приказ Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 23.11.16 № 2/2016-тко «Об установлении тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и (или) захоронению твердых бытовых отходов». URL: http://docs.cndt.ru/.

5. Утвержденный Государственным комитетом экологии Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления от 07.03.1999. URL: http://www.mnsultant.ru/.

6. Постановление Правительства Москвы от 7 декабря 2004 года № 850-ПП. URL: http://www.consultant.ru/.

7. Федеральный Закон от 02.06.16 № 175 «О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской федерации». URL: http://www.consultant.ru/.

8. Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». URL: http:/Www.mnsultant.ru/.

9. Постановление Правительства от 13.09.2012 № 485 «О проведении эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующихся в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, и внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. № 299-ПП». URL:http//www.mos.ru//.

10. Архив Рубцовского городского суда Алтайского края. Гражданское дело № 2-1904/17. URL: http://sudact.ru/.

11. Архив Кемеровского районного суда (Кемеровская область). Гражданское дело № 2-668/2014. URL:http//sudact.ru/.

12. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 09.09.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирный домах и жилых домов». URL: http/'toww.mnsultant.ru/.

13. Архив Октябрьского районного суда города Саратова (Саратовская область). Гражданское дело № 2-2837/2017. URL: http://sudact.ru/.

14. Субботина Ю.Д., Литвинова Е.Д. Квалификационный экзамен руководителей управляющих компаний как способ минимизации рисков в сфере жилищно-коммунального хозяйства// Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» - Perm University Herald. Econo-my.2016. № 1(28). - 170. URL: http//m.cyberlemnka.m.

15. Масленникова Л.В. Лицензирование деятельности управляющих организаций. Научный журнал КубГАУ № 107(03). 2015.- 8 с. URL: http://m.cyberlemnka.m.

16. Рудов М.В. О недостатках правового регулирования ответственности участников отношений по оказанию коммунальных услуг и поставке коммунальных ресурсов. 2017. - 6 с. URL: http://m.cyberlemn ka .ru/.

17. Гражданский Процессуального Кодекс Российской Федерации 14.11.02 № 138-Ф3//Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532; 2018. № 1. Ст. 5.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Об основах начисления и перерасчета платы за обращение с твердыми бытовыми отходами», авторы: кандидат юридических наук, доцент ВАК Масленникова Людмила Владимировна и студентка третьего курса юридического факультета ФГБОУ ВО Кубанского ГАУ

Цагикян Алла Вячеславовна. Статья посвящена вопросам начисления и порядка перерасчета платы за обращение с твердыми бытовыми отходами.

Актуальность научной статьи не вызывает сомнения, поскольку разрешение поднимаемых в ней проблем, связанных с ответственностью управляющих организаций в области начисления и перерасчета платы за услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами, представляется важным и необходимым шагом в правовом урегулировании жилищных правоотношений.

Авторами проведена работа по исследованию материалов судебной практики.

Оформлены выводы по поднимаемым вопросам. Внесены предложения по изменению действующего жилищного законодательства.

Результаты исследования могут быть использованы для дальнейших научных разработок.

Рецензент:

кандидат юридических наук, доцент ВАК

Попова Лариса Ивановна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.