На кислород и углекислоту пробы, ломимо того, брались в пипетки Зегера, заполненные подкисленной водой. Пробы воздуха отбирались «а тлубмне 0,5, 1, 1,5, 2 и 2,5 м, считая от верхнего перекрытия.
Пробы воздуха из оульфитационной ямы анализировались на аппарате ОРСА, а параллельные пробы на СОа просасывались через титрованный раствор Ва(ОН)г. Сернистый ангидрид определялся нефел»метрическим методом.
По результатам анализа углекислоты в воздухе сульфитационной ямы оказалось на различных глубинах до 34°/о при содержании кислорода от 5 до 2°/«. БСЬ найдем в ничтожных количествах — от 0,002 до 0,005 т/л.
Выводы
1. Химический анализ воздуха указывает на очень резко выраженный недостаток кислорода и очень высокое содержание углекислоты, что и повлекло за собой смерть трех рабочих.
2. Анализы заводской лаборатории на содержание БОг в продукте не обеспечивают безопасности работников завода.
3. Помимо контрольных анализов на сернистый газ в продукте, необходимо производить анализы воздуха на углекислоту, кислород и сернистый газ.
Я. А. КОПЕЛЬМАН
Об ошибках в определении пораженности пшена вредителями
Из санитарно-гигиенической лаборатории Дзержинского района Москвы
Летом! 1946 г. в детской столовой № 58 Дзержинского треста столовых Москзы потребители обнаружили в пшенном супе личинки насекомых («червей»). Администрация столовой в остатке супа и на поверхности котла, в котором он готовился, также обнаружила большое количество «червей». Раздача пшенного супа была прекращена.
Изъятая госсанинспектором проба была направлена в пищевую саиитарно-ги-гиеническую лабораторию Дзержинского района.
Обильное количество плавающих на поверхности супа телец кольцеобразного строения с черной головкой не вызывало и в лаборатории сомнений в том, что последние — личинки насекомых. Микроскопическое исследование личинок было затруднено, так как пшенный суп был заправлен сушеными морковью и помидорами, а также жиром. Микроскопическая картина окрашенных в красный цвет и покрытых жировым слоем личинок с черной головкой была неясна. Трудно было определить, какого происхождения клетки — растительного или животного. Поэтому решено было исследовать каждый продукт в отдельности.
При пробной варке в лаборатории омеси продуктов, входивших в состав пшенного супа, всплыли на поверхность, правда, в значительно меньшем количестве, чем в доставленной пробе, те же тельца с черными головками. После этого была произведена пробная варка каждого из ингредиентов супа в отдельности. При длительной варке супа из пшена в течение 1—l'A часов на поверхность всплыли тельца кольцеобразного строения с черной головкой наподобие личинок насекомых.
Макроскопический осмотр находки, казалось, не вызывал сомнений. Микроскопическое исследование ткани не разрешило вопроса, какого происхождения клетки— растительного или животного.
По совету проф. Будагяна за консультацией по данному вопросу мы обратились в лабораторию Всесоюзной хлебной инспекции к проф. Суворову, который при длительной варке пшена также выявил тельца с черной головкой. По мнению проф. Суворова, образец исследованного им пшена относился к первосортному крупнозернистому, прекрасно отшлифованному пшену; при длительной варке пшена нередко происходит склеивание зародыша с черной пробочкой. прикрывающей его. Черная пробочка имитирует черную головку личинки, кольцеобразное тельце представляет собой зародыш. В нераэдробленном толченом пшене черная пробочка сохраняется в целости. Зерно пшена состоит из эндосперма, или мучнистой части, зародыша и оболочки. Зародыш занимает около 25% его объема и предохранен черной пробочкой, прикрывающей его.
Описывая данный случай, мы руководствуемся желанием по возможности предупредить повторение подобных ошибок в практике работы санитарных лабораторий и врачей.