Вестник ТГАСУ №1, 2004
АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
УДК 72.03.
Е.Н. ПОЛЯКОВ, канд. арх., доцент
ОБ ОРИЕНТАЦИИ КУЛЬТОВЫХ ПОСТРОЕК ДРЕВНЕГО МИРА
Рассмотрены варианты ориентации древних храмов по сторонам света и на важнейшие культовые центры. Приведены также примеры «свободной» ориентации, которые были продиктованы сложившейся природной или градостроительной ситуацией.
Тема пространственной ориентации культовых зданий и сооружений в истории архитектуры относится к разряду наиболее загадочных. Отдельные ее аспекты уже рассматривались в работах Н. Локьера, К. Михаловского, Ф.К. Пенроуза, Б.А. Рыбакова, Т.Ф. Саваренской, Дж. Хокинса, С.М. Хмы-лова и многих других ученых. Однако до сих пор не сложилось единой точки зрения на данную проблему. В этой работе мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты ориентации языческих святилищ и храмов и попытаемся хотя бы частично обосновать их с позиций древней космологии.
Слово «Ориентация» происходит от французского «orientation». Оно означает «направление на восток» (лат. orient - восток). Понятие это, по всей видимости, сформировалось в средние века. Тогда было принято нацеливать на восток апсиды христианских церквей. Однако это правило возникло не на пустом месте; оно имело длительную предысторию. Кроме того, восточное направление в мировом культовом зодчестве - не единственное. Как нам удалось установить, канонических систем в ориентации культовых построек еще в древности было, как минимум, пять: широтная (восток-запад), меридиональная (север-юг), диагональная (ориентация на СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ), ориентация на центры почитания общегосударственных святынь (культовые постройки мировых религий) и свободная ориентация, диктуемая местными природными условиями и исторически сложившейся градостроительной ситуацией. Рассмотрим все эти системы по порядку.
I. Широтная ориентация на запад и восток была обусловлена, как минимум, тремя причинами.
1. Ориентация языческих храмов на восток, вероятнее всего, изначально подразумевала направление на точки восхода и захода Солнца в дни весенне-
го и осеннего равноденствий. Скорее всего, она имела прямое отношение к солнечным культам. Восход багрового Солнца на востоке многие народы ассоциировали с его «рождением», Жизнью. Наиболее ярко эта точка зрения была изложена в «Гимне Атону», написанному во времена фараона Аменхотепа IV: «Ты восходишь на восточном небосклоне и наполняешь всю землю своей красотой. Твои лучи объемлют страны вплоть до предела всего того, что ты создал! Ты далек, а лучи твои на земле...» [1]. Заход солнечного диска ассоциировался с его временным уходом, Смертью. И об этом говорится в гимнах Осирису, Амону-Ра и Атону: «Ты заходишь на западном небосклоне и земля находится во мраке, наподобие мертвого...» [1]. Сие событие повторяется изо дня в день, из года в год на протяжении «миллионов лет». Нарушение этого космического ритма грозит миру катастрофой, воцарением первобытного Хаоса. В качестве примеров этого варианта ориентации могут служить погребальные комплексы Древнего Египта: комплекс пирамиды Джосера в Сак-кара (азимут 94°), гробница Тутанхамона в Долине Царей (89°), заупокойный храм Хафра в Гизе (90°), Рамессеум (88°), заупокойные храмы Рамзеса II в Абу-Симбеле (91°) и др. В Древней Индии на восток смотрели окна царского дворца в Паталипутре (92°3(Г). В Древней Греции подобную ориентацию имели храм Геры в Олимпии (89°), храм Ареса в Афинах (92°), святилище Афины в Эрехтейоне (86°3(Г) и др. Об этом же говорит следующий фрагмент: «Греческие храмы, как правило, располагались своей продольной осью примерно с востока на запад. Вход в целлу устраивался с востока так, чтобы открыть находившуюся внутри культовую статую первым лучам восходящего солнца...» [2].
2. Именно на востоке многие народы Средиземноморья помещали свои модификации Страны Блаженных (Рая). В Древнем Египте, например, легендарные Поля Иару располагались где-то за Нубийской пустыней, в районе побережья Лазурных Вод (Красного моря). Согласно «Текстам пирамид» и «Книге мертвых» эти поля находятся глубоко под землей и окружены стеной из бронзы. Они пересечены полноводными каналами. По берегам их растут сикоморы, финиковые и кокосовые пальмы. Высота злаков здесь превышает человеческий рост, и они дают обильный урожай.
Минули тысячелетия, и ориентация на восток оставалась канонической в раннехристианских храмах. Их апсиды были нацелены в сторону «утерянного рая», якобы скрывшегося в библейские времена под водами Персидского залива1. В Библии и древней космографии можно встретить утверждения, что именно здесь находился Эдем - обитель божественного света, «страна живых» и райского блаженства. Что же это за область?
Традиция отводит ему место в Месопотамии. Некоторые ученые пытаются доказать, что он находился в Южном Ираке и исчез в свое время под водами Персидского залива. Клинописная табличка, найденная в руинах Ниппу-ра, обнаруживает связь между шумерским мифом и библейской историей о
1 Об этом, в частности, свидетельствуют огромные запасы нефти в этом регионе (до 60 млрд. тонн), которые вывели страны Персидского залива в число богатейших государств по уровню ВВП.
Мировом Потопе. В ней говорится о «чистой и светлой земле, не знавшей ни болезней, ни смерти». В этом спокойном царстве по воле бога воды Энки текла свежая вода, чтобы мог расти пышный сад: «Интересно, что в клинописи есть слова Эдем и Адам. Слово «Эдем» означает «дикая, неокультуренная равнина», а «Адам» - «поселение на равнине». Кроме буквальных и лингвистических связей, существовали еще и географические указания. Как говорится в Бытии, «из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки» (Бытие, 2:10). Одна была Евфрат, вторая - Тигр. Однако местоположение двух других - Фисон и Гихон - долго ставило ученых в тупик. Юрис Заринс из Юго-Западного университета штата Миссури полагает, что река, которая носит сегодня название Карун, берет свое начало в Иране и течет к Персидскому заливу, и есть тот самый Гихон, а высохшее речное русло в пустыне Саудовской Аравии было когда-то рекой Фисон. По мнению Зарин-са, Эдем был расположен у слияния четырех рек в районе Персидского залива...» [3]. Косвенным подтверждением этой версии служит то, что древние индийцы и китайцы традиционно именовали свой рай Западным. По всей видимости, он также располагался где-то в районе Южного Ирака [4].
В интерьере христианской церкви апсида, как известно, символизирует Святая Святых, «Небо» (Иосиф Флавий, Ant. Jud. III, VII, 7). Нередко её именуют «Областью света», «Страной живых и райского блаженства». На восток были нацелены соборный комплекс в Герасе (Сирия, конец IV-V в.), храм в Вифлееме (Иудея, начало IV в.), церковь в Антиохии (Палестина, IV в. н.э.). Входы в эти храмы располагались на западных фасадах. В свое время Иоанн Дамаскин писал, что ориентация христиан направлена на восток, ибо духовный Свет изливается со стороны востока, а Христос в Писании назван Востоком (Лук., 1:78). Соломонов Храм также был ориентирован на восток: «И так, мы, отыскивая древнее отечество и пристально смотря по направлению к нему, поклоняемся Богу...» [5].
Интересно, что древнейшая исламская мечеть, построенная в селении Куба, также имела вход с запада. Следовательно, правоверные здесь, как и христиане, были вынуждены становиться лицом к востоку. Вероятно, поэтому знаменитый Черный камень Каабы, развернутый к сторонам света углами, был помещен в её восточный угол.
Следует отметить, что у древних индусов и китайцев рай, напротив, находился на западе, где-то в районе Персидского залива (буддийская версия). Похоже, это место все народы ойкумены помещали в ее геометрический центр. Например, жители Тибета убеждены, что ритмичное повторение мантры «Ом мани падме хум!» гарантирует душе попадание в Западный Рай Высшего Блаженства (Нуб Дева-ган).
3. Западное направление в большинстве древних цивилизаций обычно связывалось с царством Смерти.
У древних египтян во времена Джосера и Хеопса это была Страна мертвых (Ростау, Дуат), находившаяся где-то за пределами Ливийской пустыни. В эпоху Среднего и Нового царств входом в эту область считался Запад Фив -горная расщелина, расположенная неподалеку от города Абидоса. На запад были нацелены многие светские и культовые сооружения Египта. Например,
Северный дворец фараона Аменхотепа IV в Ахетатоне (азимут 270°30'). Души вавилонян отправлялись также на запад, в безводную Аравийскую пустыню. Где-то там находился вход в царство богини Эрешкигаль. Далеко на западе находились также античные Острова Блаженных (Элисий): «Герооны, то есть святилища, посвященные не богам, а обожествленным героям, получали обратную ориентацию, так как вход должен быть обращен на запад, в сторону «царства теней». Отклонения от этой ориентации встречались редко и объяснялись иногда особенностями места строительства, иногда - особыми требованиями культа...» [2]. Святилище Посейдона в афинском Эрехтейоне имело именно такую ориентацию (азимут 266°3').
Аналогичные представления о дислокации царства мертвых были и у древних евреев, христиан: «В Иерусалиме, на запад от Святого Сиона и Храма, берет начало та узкая долина «Сынов Енномовых» или знаменитая геенна (евр. Хинном), которая послужила образом места вечных мучений, для евреев - шеолом. После того как на западе же, близ самой вершины этой геенны, на холме Голгофе Христос принял смерть свою, страна запада и ее долина смерти и для церкви Христовой навсегда осталась страной смерти и областью ада.... Сообразно с таким взглядом на западную страну, то же представление об аде, о царстве мертвых переносилось и на западную сторону храма; и на этой его стороне почиталось более приличным хоронить умерших... Обыкновенно в древних храмах на западной стороне изображается Страшный Суд, иногда - видение пророком Иезекилем воскрешения костей на поле и т.п...» [6].
О том, что запад у первых христиан, как и у язычников, был связан именно со смертью, свидетельствуют следующие примеры. Апсида базилики Святого Петра в Риме, одной из древнейших культовых построек христиан (324-349 гг.), вопреки всем канонам, была нацелена на запад (азимут 270°) - в сторону, куда смотрел распятый Иисус Христос! Апсида Храма Гроба Господня в Иерусалиме также была повернута на запад.
Здесь уместно вспомнить иллюстрации из книги Камилло Зитте «Художественные основы градостроительства» [7]. Это планы пятидесяти христианских соборов и церквей Австро-Венгрии, Германии и Италии. Оказывается, всего лишь половина (!) из них имеет «каноническую» восточную ориентацию. Пятая часть нацелена на север - в сторону, где Солнце не появляется никогда. Двенадцать процентов церквей обращено апсидами на юг (точку солнечной кульминации), восемь (или каждая шестая) - на запад, все остальные - на северо- и юго-запад. Сам автор не дал вразумительного объяснения причин столь широкого разброса азимутов. Зато он особо подчеркнул роль сложившейся в течение веков сети улиц, конфигурации и размеров площадей. То есть строителям христианских церквей при выборе ориентации, скорее всего, приходилось руководствоваться не столько церковными канонами, сколько сложившейся уже градостроительной ситуацией: направлением улиц, людских и транспортных потоков, конфигурацией и размерами площадей, на которых стояли культовые постройки, и многими иными факторами.
II. Не менее распространенной в древней архитектуре была меридиональная ориентация святилищ и храмов. Они были нацелены своими входами на север или на юг. Какую цель преследовали древние строители?
А. Северная ориентация имеет, как минимум, два толкования.
1. На севере находился верхний конец хрустальной Мировой оси (ручки Небесного Зонта), вокруг которого вращается Вселенная. Пять тысячелетий назад эту роль выполняла звезда Тубан (а-Дракона), в настоящее время - Полярная звезда ф-Малой Медведицы - Трон Варуны, Цзы-Вэй, Тау-Вэй и пр.) Подобно гигантскому веретену, наша галактика вращается вокруг этой звезды против часовой стрелки. Согласно Платону ее приводит в движение богиня Ананке («Неизбежность, Предопределенность»).
Весьма выразительным символом Мировой оси, нацеленной точно на Полярную звезду, служит пятиметровая деревянная модель памятника Третьему Интернационалу, выполненная в 1919 году художником В.Е. Татлиным. Ось этой спиралевидной башни наклонена к северу под углом 55°45' (на широте Москвы она параллельна оси вращения нашей планеты).
Чем же северное направление привлекло наших далеких предков?
Одна из версий заключается в том, что где-то в Заполярье находилась прародина индоевропейских народов. Они якобы покинули её в середине второго тысячелетия до нашей эры, заселив Средиземноморье, Переднюю и Южную Азию. Память об этом отобразилась в северной ориентации древнейших храмов, алтарей, пирамид: «В древности у многих индоевропейцев, а в Индии и в наше время, жертвенный желобок алтаря часто ориентирован на север. В человеческом сознании север естественно соотносится с Полярной звездой, зримо фиксирующей небесный конец оси, вокруг которой вращается вся видимая ночная вселенная...» [8], а также в полузабытых религиозных ритуалах, изначально связанных с астрономическими наблюдениями: «Осознать циклическую связь между небесными явлениями, сменой сезонов и другими процессами в природе удобнее всего было на территории естественной обсерватории человечества - в Заполярье.... От весеннего равноденствия, когда Солнце только-только выползало из-за арктического горизонта, оно неуклонно поднималось все выше и выше, пока не доходило до точки летнего солнцестояния. В Ригведе об этом сказано следующее: «Солнце распрягло свою колесницу на середине неба...» (X: 138). Покружившись несколько дней словно вокруг невидимой оси, светило начинало медленно снижаться над горизонтом, все увеличивая радиус спиралей, и окончательно скрывалось за кромкой Земли после осеннего равноденствия. На период 100-дневной полярной ночи в Айране-Ваэйе воцарялся абсолютный мрак. Из ужаса, что Солнце скроется навсегда, и восторга после первого его появления возникла новая религия, где объектом поклонения выступает уже не столько плодоносящее, сколько светоносное начало, спасающее род людской от холода и тьмы. Солярный культ в его древнейшей форме отражен в мифе об Индре, побеждающем дракона Вритру. Горизонтальное вращение звездной сферы является специфическим свойством Полюса, и оно было выражено в Ригведе через символы оси и ко-
лес. Индра поворачивает варамси («пространство», «сиянья», «звезды») «как колеса повозки»...» [9].
Очень ярко это мировоззрение отобразилось в «звездной» концепции Древнего Египта (III династия). Существует легенда, что бог мудрости Тот и зодчий Имхотеп, построивший первую каменную пирамиду, пришли в Египет с севера.. Поэтому, в соответствии с обрядом, душа почившего владыки Обеих Земель совершала путешествие на серебряной («звездной») ладье в этом направлении. Там она превращается в одну из приполярных звезд, сияющих над Гипербореей. Отсюда, прямо с небес, она продолжала оказывать негласное покровительство своему народу. Вероятно, поэтому на север были развернуты своими входами мастаба вельможи V династии по имени Ти (азимут 0°), храм Солнца Не-Усер-Ре в Абусире (5°), комплекс Больших пирамид в Гизе (358°30').
Точность пространственной ориентации пирамид по сторонам света гарантировалась достаточно высоким качеством измерительной техники того времени: «В 1909 г. Монтагю с помощью триангуляционных работ по сохранившимся пограничным камням в этом районе установил, что египтяне могли измерять и строить на местности линии значительной длины (15000 м) (Kiely Е. Surveying Instruments... - P.16) с достаточно высокой точностью и аккуратностью. Коуль в работе (Cole J.H. Determination of the Exact Size and Orientation of the Great Pyramid of Giza // Survey of Egupt. Cairo. 1925. Paper. №39) по результатам повторных измерений определил точность измерений того времени: в ориентации пирамид с помощью мечет (merchet) - 3'06”. Отклонения от горизонта в основании пирамиды с востока на запад - 6 мм, а с севера на юг - 14 мм, что дает уклон 1:38000 и 1:165000. Повторные измерения и обмеры Гизехской пирамиды Хеопса позволили определить точность линейных, нивелирных работ и работ, связанных с ориентированием. Эти измерения следует отнести к высокоточным (для того времени), поскольку закладка и строительство храмов и пирамид осуществлялась с особой технологической и измерительной тщательностью. Рассмотренные повторные обмеры установили, что точность линейных измерений характеризовалась относительной ошибкой 1:3000, угловых - 3-4 минуты, измерений по высоте 1,25 см (разность высот углов оснований пирамиды). Отмеченная точность вполне достижима указанными выше инструментами, конечно, при наличии хорошо отработанной технологии измерения длин линий, высот, прямых углов и ориентации. По воссозданным древним приборам (Ehrnsperger W., Weber
D. Plazisionsnivelement und Honen - netze // Verof. Dtsch. Geod. Kommis Baecr. Akad. B. - 1987. B. №284. P.49-59) было выполнено нивелирование на короткие расстояния, которое показало, что этими приборами можно было достигнуть точности 1:30000...» [10].
Этруски и древние римляне также верили, что где-то на севере стоят бок о бок троны богов-антиподов: Тинии, олицетворяющего добрые силы Вселенной, и двуликого Януса, владыки сил вселенского зла. Первый из них владел востоком, Жизнью; второй - западом, Смертью. В Древней Греции боги также жили на севере - на горе Олимп, расположенной в Северной Греции (по другой версии - в Родопских горах, Фракия).
Север также устойчиво ассоциировался и с тибетским Белым Островом (Шамбалой): «Среди определенного круга людей пользуется популярностью гипотеза о том, что наша Земля - полая внутри. Приверженцы этой гипотезы тратят немало усилий в поисках входа или входов, открывающих путь в это внутреннее земное пространство - таинственную Агартху, город Восьми Бессмертных. Его можно достичь, если лететь со средней скоростью полета птицы из Индии на север в течение семи дней. А если это так, то семидневный полет из Индии приведет нас в самый центр Арктики, район Северного Ледовитого океана...» [11].
2. Прямо противоположная точка зрения - на севере многие народы Евразии помещали свои варианты Страны мёртвых. Именно туда, в царство ледяного холода и мрака, несут свои воды большинство евразийских рек. Север всегда считался скверной стороной горизонта. Оттуда не могло прийти ничего хорошего. Поэтому даже печи в домах старались ставить в северном углу. Она становилась необоримой защитой от всякой нечисти. Когда род кого-нибудь изгонял за тяжкое преступление, виновника садили в лодку и отправляли вниз по реке, закляв не приставать к берегу «трижды три дня». Сородичи думали, что изгой причалит к берегу уже в Исподнем Мире, у мертвецов: «Традиционная картина мира представлялась жителям села Суйсарь в виде единства и противопоставления «царства живых» и «царства мертвых», последнее из которых находилось на севере, в Похьеле. Отсюда, возможно, нередкое размещение погребально-культовых зон в карельских деревнях к северу от жилой застройки...» [12].
Б. Южная ориентация храмов была не менее символичной и также имела, как минимум, два объяснения.
Во-первых, на юге располагалась высшая, кульминационная точка всех небесных светил (Солнца, Луны, созвездий). Если о северной вершине Небесного Зонта жители северного полушария знали все (или почти все!), поскольку она была видна всем и отовсюду, то о местоположении нижнего конца Мировой оси едва ли кому было известно. Он скрывался где-то далеко за линией экватора. Поэтому южное направление северяне обычно связывали с небесными кульминациями Солнца, Луны и звезд. Именно на юге языческие боги, олицетворенные в этих светилах, обретали свою «наибольшую» силу. Приведем всего лишь один пример: «У древнего египтянина центром вселенной была его страна - Та-Мери («любимая земля»). В соответствии с этим она становилась центром астрономического креста, и при ориентации в пространстве тамерийцы за основу брали не восток, откуда приходит Ра, Бог Солнца, а юг, где начинается Нил, Река жизни. Туда и следовало обращать лицо при определении частей света. Отсюда «юг» и «лицо» у египтян назывались одинаково, а слово, обозначающее север, родственно слову «затылок». Левая сторона и восток, правая сторона и запад также стали синонимами...» [13]. При ориентации храмов, пирамид и культовых сооружений за основу принималось направление на Полярную звезду или полуденная линия, полученная по гномону или по рейке.
Южной кульминацией всех небесных светил являются точки пересечения их эклиптик с небесным меридианом. Именно на этой дуге светила достигают своей вершины, зримого могущества. В первую очередь это относится к Солнцу.
Как известно, в полдень все объекты, расположенные на поверхности земли (деревья, здания, обелиски и пр.), отбрасывают на неё самую короткую тень. В Древнем Египте, например, солнечный бог в полдень достигал вершины своего физического совершенства и получал имя Ра. На юг смотрели своими входами мастаба Мерерука (VI династия, азимут 180°) и храм Исиды на острове Филэ (188°). В Дельфийском святилище на юг были ориентированы главные фасады храма Афины Пронайи (173°) и Большого Фолоса (нач. IV в. до н.э., 181°). В римском городе Кора аналогичную ориентацию имел храм Геркулеса (187°). К юго-западу от него проходила береговая полоса Тирренского моря.
Стоит отметить, что в Поднебесной империи ее владыка также сидел на троне лицом к югу: «Господин Солнце всегда смотрит на юг!». До сих пор на китайских географических картах, в отличие от европейских, юг находится сверху. Поэтому южную ориентацию имели древнекитайские жилища, храмы, пагоды. При такой ориентации отвесные лучи раскаленного полуденного солнца оказывались бессильными - входы были надежно прикрыты глубоким теневым портиком или широким свесом кровли: «Сильно выступающие свесы крыш являются другой чертой японских домов. Такие свесы необходимы для защиты дома от жары и дождя; они позволяют держать окна открытыми настежь в дождливые дни. К тому же в японских широтах такие свесы не препятствуют лучам солнца зимой проникать в комнаты...». Кроме того, в центре двора императорского дворца стоял гномон, немного склоненный к югу. В полдень летнего солнцестояния он вообще не должен был давать тени, иначе правление императора считалось «несовершенным»!
2. Во-вторых, южная ориентация обеспечивала оптимальную инсоляцию городских улиц и помещений в домах и храмах. Ведь, как известно, юг и восток - благие стороны света, туда и обращают добрые люди выходы из своих построек.
Южную ориентацию дверных проемов и входных портиков имели, к примеру, этрусские трехцелловые храмы (ареостили). Сие направление здесь считалось наиболее благоприятным. Известно также, что этруски особое значение придавали инсоляции своих построек, в том числе и храмов. Если требовалось осветить что-либо в глубине святилища солнечным или лунным светом, в зданиях с южной ориентацией делались более высокие дверные проемы. Косвенные подтверждения тому есть в трудах Витрувия, Плиния-младшего, Посидония.
В странах Дальнего Востока южное направление традиционно связывалось с полуденным солнцем (Красным Фениксом). Поэтому устройство входа на его южной стороне дома здесь традиционно считалось наиболее благоприятным. Причем не только в культовых, но и в жилых, общественных зданиях. Китайцы объясняли этот феномен установленными формами чинопочитания в Поднебесной империи: «Престол древних китайских правителей был обращен
к югу, поэтому выражение «обратиться лицом к югу», так же как и «обратиться лицом к северу» значит поступить на службу правителю...» [14]. Однако, по нашему мнению, эта ориентация диктовалась и более прозаическими, чисто земными причинами, например, тем, что лучи обожествленного полуденного солнца отбрасывали на землю самые короткие тени. Поэтому посетитель, вошедший под своды храма, не может «осквернить» своей тенью фигуру божества, сидевшую на возвышении в глубине святилища. Кроме того, южная ориентация входа при достаточно отвесной солнечной кульминации в южных районах Азии и довольно значительном выносе карниза кровли предохраняла интерьер жилища или храма от перегрева. В северных же, более холодных, районах такая ориентация помогала обогревать храм более пологими лучами полуденного светила. При необходимости естественную инсоляцию и вентиляцию интерьера можно было легко организовать через оконные проемы на западном и восточном фасадах. Через них в храм проникали относительно прохладные и мягкие лучи восходящего и заходящего солнца, речные или морские бризы, ветры высокогорий.
Есть и иное объяснение этой ориентации: «Глухие глинобитные стены делают с трех сторон, а стена, выходящая на юг, делается деревянной, легкой, с большими окнами, забранными решетками. Облегчается именно южная стена, потому что летом при больших выносах крыш «высокое» южное солнце не страшно, страшнее всего западное, «низкое». А зимой, когда южное солнце стоит низко, оно хорошо прогревает помещение. Часто по южному фасаду устраиваются галереи, они как бы еще более увеличивают вынос карниза...» [15]. Самые ранние крыши, изображенные в скульптуре Ханьского периода, сильно выступают над колоннами, вероятно, для защиты открытых и прикрытых сверху бумагой деревянных решетчатых стен, дверей и окон на южной стороне дома.
Аналогичные традиции бытовали и в средневековой Японии: «В древних книгах указывается, что для человека благоприятная жизнь в доме, построенном на склоне, поднимающемся со стороны заднего фасада и опускающемся со стороны переднего; горе человеку, живущему в доме, расположенном на склоне, поднимающемся со стороны переднего фасада. Дома должны выходить на юг, в сторону солнца и освещенных им ландшафтов. Он должен иметь поднимающийся сзади склон. Если же дом будет выходить на запад или север, с холмом позади, тогда солнце и тепло будут загорожены с востока и юга. Такое положение, разумеется, нежелательно...» [16].
Впрочем, в ориентации дальневосточных храмов бывали также исключения из правил. В особенности, если имело место влияние иных религий и конфессий.
III. Диагональная ориентация построек на СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ была обусловлена, как минимум, четырьмя причинами.
1. В этих сторонах горизонта находятся «крайние» точки восхода и захода солнца в периоды летнего и зимнего солнцестояний. Классическими примерами построек, имеющих диагональную ориентацию, можно считать следующие:
а) Стоунхендж (Великобритания, ХІХ-ХУ вв. до н.э.) - на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния (22 июня). В Древнем Египте на эту точку были нацелены сначала старый храм солнечного бога Амона-Ра в Луксоре (азимут 39°), а затем и пристроенный к нему зал Рамзеса II (45-46°). В городе Уруке на точку восхода самого «горячего» солнца был нацелен двойной храм, посвященный богу раскаленного воздуха Ану и богу Анту (начало II века до н.э.) - азимут 35°. Интересно также, что в Древней Греции в том же направлении был развернут храм солнечного бога Аполлона в Дельфах (азимут 55°).
б) Могильник Нью-Грейндж (Ирландия, 3300 г. до н.э.) - на точку восхода солнца в день зимнего солнцестояния (22 декабря); на эту же точку горизонта был развернут своим главным входом храм Деметры в Элевсине (азимут 130°), выполненный по чертежам зодчего Иктина (435-430 гг. до н.э.). Вполне вероятно, что с этой же точкой была связана ориентация храма Зевса в Акра-ганте (510-480 гг. до н.э.) - азимут 126°.
в) Древнее святилище (анакторон) храма Деметры в Элевсине (ХГУ-ХШ вв. до н.э.) - на точку захода Солнца в день зимнего солнцестояния (22 декабря). Аналогичную ориентацию имели также храм Гора и Себека в Ком-Омбо (II-! вв. до н.э. - азимут 231°30 ) и храм Сивиллы в Тибуре, начало I века до н.э. (216°).
2. В этих же сторонах размещались точки восхода и захода «высокой» и «низкой» луны. Эти направления, по всей видимости, имели прямое отношение к обрядам поклонения ночному светилу [17]. Мы склонны придерживаться именно этой версии, поскольку пантеоны местных богов возглавляли лунные божества (Наина в Шумере, Син в Уре и другие). Луна в жизни и религиозных представлениях шумеров, аккадян, вавилонян играла довольно значительную роль. Известно также, что восемь точек восходов и заходов «высокой» и «низкой» луны имеют диагональную ориентацию [18]. Именно на них нацелен концами своих ветвей косой крест. Ветви плавно расширяются от центра к периферии. Своими очертаниями этот крест немного похож на тевтонский или мальтийский, развернутый под углом 45°. Поэтому «лунные» храмы имеют довольно большой разброс азимутов. Например, храм VII в Эриду (2-я половина VI тыс. до н.э.) имел азимут 135° (то есть был нацелен на точку восхода «низкой» луны). В городе Уре зиккурат лунного бога Нанны Э-теменнигуру и Гипар - святилище Нингали, его супруги и верховной жрицы, имели азимут 56° 30' (точка восхода «высокой» луны). В Борсиппе аналогичную ориентацию имел храмовый комплекс Эзида (VI век до н.э., азимут 50°). Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (712-707 гг. до н.э.) имеет азимут 133°. Пропилеи и дворец 8 дворцового комплекса Кира II в Пасаргадах также имели типичную «лунную» ориентацию входов - 136° и 131° соответственно (точка восхода «низкой» луны). В то же время храм Я этого же комплекса был нацелен на точку восхода «высокой» луны (азимут 45°). Подобную же ориентацию (132°) имел также храм VI века до н.э. в городе Локры (Южная Италия). Вполне возможно, что эта ориентация была связана с тем, что на юго-востоке от города находилось Ионийское море.
3. Третья возможная причина диагональной ориентации храмов - направления преобладающих ветров (пассатов) вблизи северного и южного тропиков. Первым эту версию выдвинул Экхард Унгер: «По мнению Унгера, такая ориентация объяснялась направлением преобладающих ветров и была вызвана защитой от них.... Исследуя вавилонские планы и карты, Унгер доказал, что ориентация городов производилась в соответствии с направлением ветров. Поскольку в Двуречье придавалось особое мистическое значение северозападным, юго-западным, северо-восточным и юго-восточным ветрам, постольку этим направлениям отвечали стороны города, и, следовательно, углы прямоугольного городского плана выходили к северу, югу, западу и востоку...» [19]. В какой-то мере с этим утверждением можно согласиться. Действительно, в тропических широтах воздушные массы, именуемые пассатами (нем. Passat), продвигаются над океанами с севера на юг (северное полушарие) или в обратном направлении (южное полушарие), то есть от поясов высокого давления к экватору. Под влиянием вращения нашей планеты в северном полушарии пассаты склоняются от экватора вправо, т.е. на запад, и дуют с северо-востока на юго-запад. В южном же полушарии пассаты отклоняются влево и направлены с юго-востока на северо-запад. Навстречу им дуют антипассаты.
Японский архитектор Джиро Харада отметил, что тихоокеанские пассаты нередко диктовали ориентацию фасадов японских жилищ и храмов: «Планировка дома зависит, конечно, от его места или района его расположения, но следует также принимать во внимание направления, т.е. воображаемые линии, проведенные с северо-востока на юго-запад и с северо-запада на юго-восток и пересекающиеся под прямым углом в центре дома. Северо-восток называется «ворота дьявола», и нужно заботиться, чтобы с этой стороны не было «нечистых» помещений. Все плохое, нежелательное приходит с этой стороны, и дом должен быть защищен с этой стороны стеной; не следует также оставлять открытыми окна и двери с этой стороны. Юго-восток носит название «ворота земли» или «ворота ветра», северо-запад - «небесные ворота», где следует располагать водоем и припасы для жилища, и юго-запад, между небесными воротами и воротами земли, - «ворота людей». Эти направления базируются в основном на принципах гигиены и на учете атмосферных условий, таких, как, например, господствующие ветры...» [16].
IV. Особое место в рассматриваемой тематике занимает ориентация культовых построек (могил, святилищ, храмов) на центры почитания общегосударственных святынь. В частности, это относится к культовым постройкам мировых религий. В качестве примеров приведем следующие варианты.
1. Культ бога Осириса в Древнем Египте
Этот культ берет свое начало, по крайней мере, в XVII веке до нашей эры, со времен Среднего царства. В этот период в Египте на смену «солнечным» и «звездным» культам, поддерживающим в обществе идею божествен-
ности фараонов, пришел более демократичный культ бога Осириса. Согласно первоисточникам («Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Сказание о Хоре и Сете», трактат Плутарха «Об Исиде и Осирисе» и др.), тело Осириса было рассечено его братом Сетом на четырнадцать частей и рассеяно по многим землям. Почти месяц богиня Исида собирала останки мужа, которые затем были погребены в тех местах, где их нашли. Почти все номы Египта обрели свою долю святых мощей. Наиболее почитаемым центром Осириса в эпоху Среднего царства стал город Абидос (Абеду) на левом берегу Нила. Здесь, согласно «Текстам саркофагов», хранилась голова этого бога. Так вот, появление многочисленных центров нового культа внесло существенные изменения в ориентацию гробниц. Каждый египтянин, желая оказать честь новому божеству, разворачивал вход своей гробницы на ближайший из его культовых центров. Построить свою гробницу или кенотаф в Абидосе, в непосредственной близости от «Священной Головы», стало пределом мечтаний каждого египтянина, имевшего для этой цели достаточно средств. В результате этих реформ в Египте возникло не менее десятка святилищ, где поклонялись этим останкам, - города Нехен, Бусирис, Абидос и др.2 Входы в святилища и гробницы стали ориентировать в сторону этих центров. То есть на смену строго «координатной» ориентации культовых построек пришла более «свободная».
Эта традиция оставалась неизменной в течение почти всей истории Древнего Египта. В работе [20] мы выдвинули версию о том, что западный вход храма Амона-Ра в Карнаке был нацелен не на точку захода солнца в дни летнего солнцестояния, как думал Локьер, а на город Абидос (Абеду). Ведь именно здесь находились ворота в Страну Дуат (подземное царство Осириса). Идея о том, что небесный Дуат древних египтян имеет свой аналог на земле, была принята некоторыми египтологами после изучения многих текстов, описывающих процесс погребения. Но местонахождение земного Дуата, тем не менее, оставалось неизвестным, поскольку никаких определенных упоминаний найти не удалось. Было высказано предположение, что во времена Нового царства ворота в Дуат находились в Абидосе, важнейшем центре культа Осириса.
В эпоху же пирамид Дуат имел своего двойника около Мемфиса. Он назывался Ростау (Wallis-Budge E.A. The Egiptian Heaven and Hell - Martin Hopkinson & Co. London. 1925. part X. - P. 131-135, 348), (Hassan S. Excavations at Giza. Vol. VI. part. I. P. 315). Направление туда указывала россыпь Млечного Пути: «Нетрудно понять, почему люди, жившие по берегам Нила и имевшие звездную религию, стали связывать реку с Млечным Путем. Как Нил разделяет страну на две половины, так и Млечный Путь делит ночное небо. Может быть, именно Млечный Путь дал древним идею о том, что среди звезд существует космический Египет, обитель душ после земной жизни...» [21].
2 Практика ритуального рассечения тела какого-либо святого была весьма популярной и в других государствах Древнего Востока. Таким способом осуществлялось распространение культов Адониса, Таммуза, Пуруши, Будды и иных покровителей земледелия.
2. Святилище в Дельфах (камень омфал)
Вторым признанным центром, на который разворачивались главные фасады храмов и оси главных городских улиц, если верить Страбону, Плинию, Геркану и другим античным авторам, было святилище Аполлона в Дельфах. Согласно древним легендам, на территорию этого святилища спустились два орла, которые были посланы Зевсом с западного и восточного концов Земли. Местом их встречи стал камень Омфал (Пуп Земли), взявший на себя функции «Центра вселенной». То, что подобная ориентация античных храмов была обусловлена не только религиозными, но и астрономическими причинами, в свое время предположил Огюст Шуази: «Имеются греческие храмы с осью, направленной к священным местам, связанным с тем божеством, в честь которого воздвигнут храм. Точно так же как мусульманские мечети обращены в сторону Мекки, а христианские церкви - в сторону Иерусалима, так некоторые храмы Афродиты повернуты осью к Кифере, а храмы Аполлона - к Делосу.... Мы не знаем точной формулы, обусловившей расположение храмов; это была, без сомнения, какая-нибудь астрономическая формула, связывавшая направление оси храма с известным положением солнца и планет. Как бы то ни было, мы имеем, по-видимому, дело с ненарушимым законом...» [22].
Сия традиция получила дальнейшее развитие в иудаизме и в исламе. Культовые постройки первых нацеливаются на Иерусалим, вторых - на Мекку (точнее, на «черный камень» метеоритного происхождения, помещенный в кубообразное святилище - Каабу).
3. Священный Иерусалим
Синагоги, в какой бы точке земного шара они ни стояли, принято ориентировать на Иерусалим: «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя...» (Псалом 136. 5-6). Во время молитвы взоры иудеев обращаются к стене арон кадет («Священному Ковчегу»), развернутой в нужном направлении. Функции Ковчега тут выполняет шкаф, в котором хранятся свитки Торы. Он стоит около стены арон кадеш.
Следует отметить, что синагога ведет свое происхождение от двухчастного священного шатра - скинии (мишкана), данной Господом Моисею на горе Синай (Исход, 29:9-14). В скинии было предусмотрено святилище, в котором завесой разделены два пространства. Первое из них - Святое (Кодеш), где находились золотой стол для 12 хлебов, золотой семисвечник (менора) и золотой жертвенник (мизбеях) для воскурения благовоний. Второе - Святая Святых (Кодеш Кодашим) для хранения ковчега со скрижалями Завета (Лухот га-брит). В Святая Святых один раз в году на День очищения (Йом кипур) входил первосвященник. Составной частью скинии был двор. Святилище находилось на его западной стороне, а вход во двор - на восточной. Над двором обычно растягивалась сетчатая завеса.
Любопытно отметить, что планировка первых христианских храмов, традиционно нацеливаемых на Священный Иерусалим, в какой-то мере была
призвана воссоздать пространственную схему этого города и его окрестностей.
Поначалу мы предположили, что эта схема включает три последовательно расположенные части - Геенну (долину Хинном, нартекс), сам город с его жителями (центральная часть храма) и Голгофу, на которой был распят Иисус Христос (апсида). На самом же деле такой четкой схемы не получается. Долина Хинном, на которой в древности располагалось святилище Молоха, находится к югу (а по другим источникам - к юго-западу) от Иерусалима. Голгофа (Череп Адама) высится к северо-западу от него. То есть наиболее вероятные географические прототипы этих важнейших компонентов христианского храма в действительности никогда не располагались вдоль широтной оси. Поэтому их чередование в планировке христианского храма достаточно условно. Впрочем, на эту схему можно взглянуть и под иным углом. Если предположить, что апсида олицетворяет Эдем, расположенный где-то на востоке, а центр храма - Иерусалим, то позиция поля Хинном на юго-западе и Голгофы на северо-западе территориально совпадает с нартексом христианского храма.
Классическим примером храма, нацеленного своей главной апсидой в сторону Иерусалима, является Софийский собор в Константинополе (азимут —142°): «Софийский собор духовно и фактически направлен в сторону Иерусалима, а не просто на восток. А если еще точнее, такая направленность храма может быть вызвана ориентацией в сторону Иерусалима, одновременно реального и символического образа Небесного Иерусалима...» [5, с. 322].
4. Кааба в Мекке
Оси всех мечетей в мусульманских землях обращены на Черный Камень (хаджар ал-асвад) в храме Кааба в Мекке. Поскольку в исламе особого, почитания удостоилась Луна, фасады Каабы изначально были развернуты к сторонам света под «лунными» углами.
Следует особо отметить, что первоначально молебны проводились лицом в сторону Иерусалима. В качестве ориентира Мухаммед пользовался в своем доме в Медине простым камнем (или двумя камнями по сторонам от ритуальной ниши), расположенным у киблы (стены, указывающей направление молитвы). Почитание Иерусалима не было случайностью. Иудеи, составлявшие костяк мусульманской общины в Медине, были выходцами из этого города. Их предки бежали оттуда после разрушения Второго Храма римлянами. Но после ссоры с местной еврейской общиной Мухаммед объявил мусульманской святыней языческое святилище Кааба.
С этого времени правоверным было предписано обращать во время молитвы лицо к Мекке. Интересно, что религиозная реформа сначала была проведена в доме самого Мухаммеда: «Двор отстроенного в Медине дома Мухаммеда представлял собой ряд помещений и открытый двор, где велась служба новой общины и проводили их встречи. Сначала с северной стороны двора было возведено крытое пространство из двойного ряда по 17 пальмовых колонн с навесом из пальмовых листьев, замешанных на глине. Северная сто-
рона указывала направление на Иерусалим. Со временем с южной стороны был возведен меньший по числу колонн навес с направлением в сторону Мекки...» [5, с. 31]. В Медине до сих пор функционирует мечеть, где Мухаммед впервые изменил ориентацию киблы. Она называется Масджид ал-Киблатайн, то есть «Мечеть с двумя киблами». До сих пор в ней молятся сначала в сторону Мекки, а затем в сторону Иерусалима. Впечатляющее зрелище для того, кто видел это...» [5, с. 120].
С этих пор, где бы ни находился правоверный во время молитвы, он поворачивается лицом в сторону мекканской святыни. Будучи даже невидимой, она все равно остается как бы духовным ориентиром. Это направление называется кибла (ал-Кибла, «то, что находится напротив»). В Коране по этому поводу сказано: «И откуда бы ни вышел ты, обращай свое лицо в сторону запретной мечети; ибо это - истина от твоего Господа...» (Сура 2. Корова, аят 144(149)). В интерьере мечети в сторону Мекки была нацелена стена сард с полукруглой нишей-михрабом. Требования к ориентации мечети довольно жесткие. Нарушение киблы могло привести к разрушению почти законченного здания и возведению на его руинах нового, с «правильной» ориентацией. Впрочем, это правило соблюдалось не всегда: «Порою стена киблы и, соответственно, михраб располагались под углом к необходимому направлению на Мекку. Так обстояло дело в мечети Каравийин в Фесе. Следовательно, молящиеся обращали свой взор мимо стены киблы...» [5, с. 65].
Если первоначальная ориентировка мечети была заведомо неверной (например, в случае приспособления под мечеть храма иной религии), кибла обозначалась или путем прорубания в нужной стене ниши-михраба, или линиями на полу. Тело мусульманина при захоронении также кладут головой к Мекке (или «лицом к кибле» - обряд джаназа).
Следует также отметить, что богослужение имама (руководителя службы) никогда не могло произойти в центре мечети, поскольку ориентиром для мусульман служила стена киблы и ритуальная ниша михраба, указывающие в сторону Мекки. Следовательно, ранних мусульман в большей мере устраивал базиликальный тип построек, нежели купольно-центрический. Но даже широко распространившийся в позднее сельджукское время центрально-купольный тип мечети оставался неизменным в своем структурно-планировочном виде -основной купол возвышался над моленным пространством.
V. Ну и, наконец, остается рассмотреть варианты свободной ориентации культовых построек, обусловленной местными природными условиями и градостроительной ситуацией.
Наблюдения за природными катаклизмами привели античных ученых и философов к довольно неутешительным выводам. Оказалось, что в природе существует множество разрушительных сил и явлений, противостоять которым люди не в силах. Например, человек совершенно безоружен против геомагнитных и гравитационных влияний Солнца и Луны. А они могут даже убить его или сделать безумным! Ничего не могли поделать моряки и жители прибрежных районов с гигантскими волнами. В них проявлялась могучая сила
Воды - одного из четырех первоэлементов Вселенной. Тысячи жизней уносили землетрясения, горные обвалы и вулканические извержения, порождаемые разгневанной Землей. Небо (Воздух) постоянно грозит человеку смерчами, ударами молний. Да и не только этим! Современные астрономы насчитывают более тысячи астероидов диаметром свыше двух километров, которые могут достичь опасной близости с нашей планетой. Падение такого астероида сотрет с лица Земли все живое. А небесных тел размером порядка 50 метров, способных разрушить средний город, насчитывается более миллиона. Поэтому, как говорит Екклесиаст, «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (гл. 1, ст. 18).
В итоге расширение научных знаний принесло неверие. В этой ситуации людям оставалось только надеяться, что природные катастрофы чудесным образом минуют их, обойдут стороной. Ведь все, в конце концов, находится в руках Судьбы, Фатума, Рока. В таком случае нет нужды просить о милости конкретных богов, посвящая им персональные храмы. Теряет всякий смысл и становится пустой формальностью «правильная» ориентация храмов по сторонам света. Поэтому древние религиозные каноны были преданы забвению, а пространственная ориентация храмов стала диктоваться сиюминутными жизненными потребностями, конкретной градостроительной ситуацией. Мы ограничимся здесь примерами из античного градостроительного наследия Древней Греции и Рима.
На родине Платона и Аристотеля грамотной ориентации построек придавалось особое значение. При этом делалось различие между жилыми и культовыми постройками. При планировке жилищ старались обеспечить им оптимальную инсоляцию. Есть свидетельства многих античных авторов, о чем мы уже писали в статье «Из истории регламентации градостроительных решений» [23]. В ней был рассмотрен античный опыт социально-
территориального разделения горожан, вопросы функционального зонирования городских территорий, местоположение и ориентация городских площадей и улиц, учет особенностей рельефа местности, характера растительности и водных источников. Поэтому ограничимся здесь лишь одним примером на эту тему. В IV веке до н.э. Ксенофонт писал: «В домах, обращенных на юг, зимой солнце светит в галереи, а летом оно ходит над нами самими и над крышами и дает тень. Значит, если такое положение прекрасно, то необходимо строить выше южную сторону, чтобы не преграждать зимнему солнцу доступа, а ниже - северную сторону, чтобы холодные ветры не попадали в дом...» (Воспоминания о Сократе, III, 8, 8-10) [24].
По поводу же ориентации храмов в Древней Греции поначалу старались придерживаться архаических канонов: «Древние архитекторы писали, что храм следует обращать к западу, а впоследствии было угодно при всех священнодействиях поворачиваться лицом к той стороне неба, откуда землю освещает солнце. Поэтому и пороги устанавливают на востоке...» (Гигин-громатик, Об установлении границ, Р. 169-170) [24, с. 36]. Впоследствии ориентация храмов стала более разнообразной. Об этом говорят примеры, приведенные выше.
Древние римляне на заре своей истории также относились к религии с должным уважением и многое переняли от этрусков, общепризнанных в те времена колдунов и гадателей. Этрусская же планировка храмов восходит к религиозным правилам, сложившимся не в Италии, а в странах Древнего Востока, и, прежде всего, в Вавилонии: «В этрусских правилах строительства запечатлены достаточно развитые геометрические и астрономические познания, наличие которых вряд ли можно предположить у местных италийских племен. Строительству храма, так же как строительству города, предшествовала ориентация по странам света. Город, храм, сакральные атрибуты должны были воспроизводить то идеальное устройство, которое приписывалось небесным сферам и их обитателям - богам. При этом определенные направления или участки города, храма... считались счастливыми и несчастливыми. Несчастливым признавалось западное направление, в полном соответствии с представлениями обитателей Востока, в том числе и греков, о западе как стране мрака и смерти...» [25]. Каким образом этруски начинали строить свои храмы?
По свидетельству А.А. Ельницкого, они подходили к закладке храма очень ответственно: «Участок, на котором предполагалось начать строительство (templum), после инавгурации (определения приемлемости места по полету птиц) становился священным (fanum) независимо от того, строился ли на этом месте храм или просто ставился алтарь. Fanum делился на четыре части. Жрец, производивший инавгурацию, становился посредине, и пространство, лежащее за его спиной, получило название postica, пространство перед ним -antica, по правую руку - dextra, по левую - laeva. Части эти соответствовали странам света. Postica должна была быть обращена на север...» [26]. В то же время историк отмечает, что этруски иногда отступали от своих канонов: «Хотя подобное разделение пространства можно было наблюдать в действительности в храмах Марзабото, Орвьетто и в храме Юпитера Капитолийского в Риме, такая ориентация на деле не всегда соблюдалась. Например, Капитолий в Ланувии, храм Mater Matuta в Сатрикуме и некоторые другие храмы были ориентированы на юго-запад, юго-восток и т.п...» [26].
Римляне, наследовавшие градостроительную практику эллинов и этрусков, старались, по возможности, найти между ними компромисс. Об этом, в частности, пишет Витрувий. Любопытно, что он рекомендует в качестве канонической широтную ориентацию храмов, хотя и не вполне осознает ее космическую подоснову (солнечные культы и т.п.): «1. Что касается стран света, на которые должны быть обращены храмы бессмертных богов, то они должны устанавливаться вот каким образом. Если не будет говорить против никакое соображение, а будет к тому полная возможность, то здание храма и статуя божества, помещенная в целле, должны быть обращены к западной части неба, чтобы все приходящие к алтарю для заклания жертвы и принесения жертвенных даров обращали свои взоры к восточной части неба и к статуе, находящейся в храме, и чтобы, давая обеты, взирали на храм и на восток, дабы казалось, что сами статуи внимая их молитвам, взирают на них, умоляющих и приносящих жертвы; поэтому кажется необходимым, чтобы все алтари богов были обращены на восток....» (Витрувий, Гл. V. О расположении храмов по
странам света) [27]. В то же время зодчий понимает, что при строительстве культовых построек очень сложно придерживаться старинных рецептов; приходится учитывать существующие реалии. Он уверен, что ориентацию храмов можно (и нужно!) менять, если того требуют сложившиеся природная или градостроительная ситуации. При этом он ссылается на опыт иных стран: «2. Если же природные условия места будут препятствовать такому расположению, в таком случае надо направление изменить и поставить храм так, чтобы как можно большая часть города была видима из священного участка. Далее, если храм будет стоять около реки, как в Египте близ Нила, то он должен быть лицом обращен к берегу реки. Подобным образом, если храмы богов будут около общественных дорог, они должны строиться так, чтобы прохожие могли обращать на них свои взоры и, взирая на них, совершать поклонение...» [27].
Классическим примером такого подхода может служить ориентация римского «Храма всех богов» (Пантеона). Как известно, существующий ныне храм был построен императором Адрианом на месте прежнего сгоревшего. Своим входом Пантеон развернут на север, в сторону площади Пьяцца-дель-Ротонда. Данная ориентация в корне противоречит градостроительным канонам этрусков и первых римлян, разворачивавших свои храмы входами на юг (Капитолийский храм в Риме и др.). Чем же руководствовались строители Пантеона? Да тем, что к югу от храма располагались термы Агрип-пы, сносить которые никто не собирался!
В условиях частного землевладения строителям храмов приходилось считаться и с мнением владельцев земли. В этой ситуации все культовые каноны обычно отступают на второй план. Примером тому служит следующая цитата: «Границы храмового участка нужно определять так. Если он находится на границе четырех областей и прилегает к четырем владениям, то определяешь место четырех алтарей, и храм имеет четыре входа, так чтобы всякий мог приходить для жертвоприношений по своей земле. Если вокруг храмового участка пустырь, ты определишь места алтарей так: в пятнадцати футах от храмового участка отыщешь место, и тогда ты найдешь как бы некую отправную точку. Если храмовый участок находится между тремя владениями, он имеет три входа, если находится между двумя, он имеет их два...» (Долабелла, Р. 302-303) [24, с. 60]. Прагматичный Рим подчинил религию интересам частных собственников и государства.
Рассмотренные варианты пространственной ориентации культовых зданий и сооружений древнего мира и средневековья позволяют сделать следующее заключение. Строители храмов во все времена пытались любыми способами гармонично вписать свои творения в энергетическую структуру планеты. В целом любой Храм представляет собою огромный корабль, который вместе с нашей планетой вращается вокруг Мировой оси. Храмы с северной ориентацией визуально фиксировали вершину этой оси (Полярную звезду и др.), положение которой не менялось в течение многих тысячелетий. Таким методом утверждался принцип вечности, неизменности Вселенной. Южное направление - место небесной кульминации всех астральных богов. Восточное направление, в котором осуществляется её вращение - место «рождения»
Солнца, Жизни. В языческих храмах утренние лучи освещали и «оживляли» каменное воплощение Бога, в христианских - лица прихожан, пришедших на молитву. Запад - «сторона, остающаяся позади». В христианских храмах последние лучи заходящего, «умирающего», солнца проникали внутрь храма и как бы благословляли людей, собравшихся под его величественные своды. Все прочие ориентации храмов не менее последовательно фиксировали местонахождение того или иного бога, проявлявшего себя в образе необъятного неба, астрального тела, порыва ветра, грозовых раскатов, вспышки молнии и т.п. Идея повсеместности, вездесущности Бога, храмом которому служит вся Вселенная, породила совершенно иные архитектурные идеи и концепции.
Библиографический список
1. Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие в 2-х частях. Ч.1 / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона и др. - М.: Высшая школа, 1980. - С. 90.
2. Всеобщая история архитектуры (ВИА): В 12 т. Т. 2. Архитектура античного мира (Греция, Рим) - Изд. 2-е. - М.: Изд-во литературы по строительству, 1973. С. 25.
3. Шумер: города Эдема: Пер. с англ. - М.: ТЕРРА, 1997. - С. 14-16.
4. Фицджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры: Пер. с англ. - СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. - С. 206.
5. Шукуров Ш.М. Образ Храма. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - С. 135.
6. Москвы 850 лет: Юбилейное издание / Под ред. В.А. Виноградова. - М.: АО «Московские учебники», 1996. - С. 44-45.
7. Зитте К. Художественные основы градостроительства: Пер. с нем. - М.: Стройиздат, 1993. - 255 с.
8. Павлов Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - С. 27-28.
9. Багдасаров Р.В. Свастика: священный символ. Этнорелигиоведческие очерки. - Изд. 2-е - М.: Белые альвы, 2002. - С. 64-65.
10. Тетерин Г.Н. История геодезии с древнейших времен. - Новосибирск: Агенство «Сиб-принт», 2001. - С. 74.
11. Калейдоскоп НЛО, № 4 (220), понедельник, 21 января 2002 г. - С. 16-17.
12. Село Суйсарь: история, быт, культура. И.Е. Гришина, Т.В. Краснопольская и др.- Петрозаводск: Изд. ПГУ, 1997. - С. 62.
13. Морозов И.В. Основы культурологии: Архетипы культуры. - Минск: ТетраСистемс. 2001. - С. 69.
14. Древнекитайская философия. Эпоха Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.). - М.: Наука, 1990. -С. 391.
15. Капица Л.Л. Древний город Пекин (заметки архитектора). - М.: Знание, 1962. С. 10-11.
16. Аронин Джеффри Эллис. Климат и архитектура: Пер. с англ. - М.: Госиздат, 1959. -С. 24.
17. Поляков Е.Н. Культ бога Луны и его храмы // Известия вузов. Строительство. - 1995. -№ 9. - С. 99-108.
18. Вуд Д. Солнце, Луна и древние камни: Пер. с англ. - М.: Мир, 1981. - С. 22.
19. Бунин А.В. История градостроительного искусства: В 2 т. Т. 1 / А.В. Бунин, Т.Ф. Сава-ренская. М.: Стройиздат, 1979. - С. 35.
20. Поляков Е.Н. Загадки храма Ипет-Сут // Известия вузов. Строительство» 1994. № 5-6. -С. 106-112.
21. Бьювел Р. Секреты пирамид. Созвездие Ориона и фараоны Египта / Р. Бьювел, Э. Джил-берт. - М.: Вече, 1998. - С. 127.
22. Шуази О. История архитектуры: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. - Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1935. - С. 414-415.
Вестник ТГАСУ №1, 2004
23. Поляков Е.Н. Из истории регламентации градостроительных решений // Материалы научно-практической конференции «Научно-методические основы формирования нормативно-регламентационной базы градостроительства в Сибирском регионе» (Новосибирск, 7 февраля 2001 г.). - Новосибирск: Сибпринт, 2001. - С. 86-95.
24. Зубов В.П. Архитектура античного мира / В.П. Зубов, Ф.А. Петровский // Материалы и документы по истории архитектуры. - М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. -С. 139.
25. Немировский А.И. Этруски. От мифа к истории. - М.: Наука, 1983. - С. 129.
26. Ельницкий А.А. Элементы религии и духовной культуры древних этрусков // Немировский А.И. Идеология и культура раннего Рима. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1964. - С. 197.
27. Витрувий Марк Поллион. Десять книг об архитектуре: Пер. с лат. - Л.: ОГИЗ, 1936. -С. 112.
Материал поступил в редакцию 28.08.03.
E.N. POLYAKOV
ABOUT ORIENTATION OF ANCIENT CULT BUILDINGS
The versions of orientation of ancient temples on cardinal points and important cult centers are considered in the paper. The examples of «free» orientation dictated by real natural or town-planning situations are given as well.
УДК 624.21.012: 625.745.1.004.68 Б.Г. АКИМОВ,
П.А. КАТЦЫН, канд. техн. наук, доцент,
П.Н. МАНЬКОВ
ИСТОРИЯ КАМЕННОГО МОСТА ЧЕРЕЗ РЕКУ УШАЙКУ В Г. ТОМСКЕ
Приводятся сведения об истории проектирования и строительства моста через реку Ушайку в г. Томске.
В 1916 году в городе Томске был открыт для всех видов транспорта и пешеходов Думский мост через реку Ушайку, сегодня он известен как Каменный мост. Этот мост был построен на месте деревянного, который в свое время проектировал и строил декабрист Г.С. Батеньков. Вот уже 88 лет Каменный мост служит украшением города и исправно выполняет свои функциональные обязанности по пропуску через реку Ушайку городского транспорта.
Причина такого долголетия Каменного моста заключается в том, что его строительство велось продуманно на всех стадиях: от проектных работ до процесса строительства и эксплуатации.
После решения о необходимости постройки нового Думского моста были объявлены торги на его постройку, но они не состоялись, так как не на-