АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
УДК 72.03
Е.Н. ПОЛЯКОВ, канд. архит., доцент,
sainaru@rambler.ru
А.Н. КУРБАКОВА, магистрант,
ignatova@tsuab.ru
ТГАСУ, Томск
«ПРАВИЛЬНЫЙ» КРЕСТ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ДРЕВНЕМ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ
Рассмотрены космологические трактовки одного из самых популярных символов «священного пространства» в древнем градостроительстве. Приведены примеры практической реализации этого сакрального символа в планировочных схемах древневосточных и античных городов. Особое внимание уделено социальным принципам расселения людей на территории города.
Ключевые слова: древний мир, градостроительство, космология, регулярные планировочные схемы
Мир, по мнению М. Элиаде, представляет собою единое «священное пространство». В свое время нами было установлено, что большинство древнейших цивилизаций придавало этому пространству форму круга либо квадрата [1]. Круг считался «небесной» фигурой, проекцией видимой линии небесного горизонта. Или куполом-«сферосом», неописуемым и недоступным для смертного человека. Иногда его нарекали хрониконом - определителем времени. Квадрат же был фигурой чисто «земной», жестко связанной со сторонами горизонта, с Центром мира и его энергетическими потоками. Именно эти фигуры нашли широкое применение и в древнем градостроительстве: круг - прообраз радиально-лучевой планировочной схемы, квадрат - регулярной. В этой связи нелишне вспомнить одно из высказываний А.Э. Гутнова: «Не правда ли, любопытно? Спустившись сквозь толщу веков к самым истокам градостроительства, мы находим... компактный круг и правильный квадрат, как извечную альтернативу городского плана. Драматический спор, а точнее диалектическое противостояние этих двух начал... пронизывает буквально всю историю градостроительства и, можно сказать, составляет одну из ее главных сюжетных линий...» [2].
Но каким образом две эти фигуры вписывались в «священное пространство»? Какими соображениями руководствовались древние зодчие, выбирая
© Е.Н. Поляков, А.Н. Курбакова, 2009
ту или иную ориентацию городских улиц, площадей, важнейших жилых, общественных и культовых построек? Здесь мы уже сталкиваемся с проблемами, которые в истории архитектуры относятся к разряду наиболее загадочных. Отдельные аспекты этой проблематики уже рассматривались в работах
Н. Локьера, К. Михаловского, Ф.К. Пенроуза, Б.А. Рыбакова, Т.Ф. Саварен-ской, Дж. Хокинса, С.М Хмылова и многих других ученых. Однако единой точки зрения на данную проблему пока еще не сложилось.
Как известно, ритуал пронизывал все стороны жизни древнего человека. С его помощью достигалась гармония между землей и небом, человеком и божеством, обычной жизнью и космическими событиями. Противопоставление и разграничение сакрального и обыденного («профанного») достигалось с помощью освящения пространства. Лишь после этого пространство становилось «реальным». Государства, их столицы, храмы всегда освящались, то есть воспринимались рукотворными моделями Космоса. Поэтому освященное пространство имело четко определенную и заданную структуру. Его важнейшими элементами являлись центр, воплощенный в Оси мира, и периферия, также строго структурированная. Символический параллелизм между всеми частями мира, всеми его явлениями и процессами, включая человека, был составной частью архаического мировоззрения. С его помощью человек мог истолковывать прошедшие события и предсказывать грядущие.
Геодезические работы, проводившиеся при закладке города или храма, в те времена сопровождались многочисленными религиозными обрядами и жертвоприношениями. Ими занимались особые коллегии жрецов - брахманы (Индия), даосы (Китай), ритуалы (Этрурия), громатики и агрименсоры (Древний Рим) и прочие «землемеры». В своей практике жрецы руководствовались не только предписаниями культа, но и набором правил, учитывающих самые разнообразные природные факторы. Некая часть этих установлений легла в основу современных градостроительных, геофизических и климатологических нормативных документов. Однако многие из них до сих пор остаются неизвестными, поскольку передавались по наследству в текстах гимнов и нигде не фиксировались. Не известно, к примеру, полное содержание этрусской «ЫЬй гйиа1е8», упомянутой Варроном, поскольку римляне к этому времени уже не владели этрусским языком: «ЫЬй Й1иа1е8 содержали правила основания и устройства городов по этрусским обычаям. Эти правила должны были содержать кое-что из области геометрических познаний этрусков, являвшихся достоянием определенной категории жрецов, именовавшихся по-латински gromatici...» [3]. Лишь в виде разрозненных фрагментов сохранились тексты индийской «Манасары», китайской «И цзин», иранской «Авесты» и др. Однако, сравнивая сохранившиеся фрагменты, можно предположить, что древних градостроителей интересовали те же проблемы, что и наших современников. Однако они подходили к вопросу закладки и пространственной ориентации городов более масштабно. Для сравнения приведем цитату из «Врачебного сборника» древнегреческого врача Орибасия. Она касается ориентации городских улиц: «Если в городе параллельны все улицы, как продольные, так и поперечные, если одни улицы ориентированы по равноденственному востоку и западу, а другие - по северу и югу, если они разделяют го-
род по всей его длине и по всей ширине, вплоть до последних его пределов. то воздух в городе хороший, город хорошо освещен солнцем и чист, так как главные и наиболее регулярные ветры, а именно Борей, Нот, Евр и Зефир, беспрепятственно струятся на улицах по прямому пути и, не встречая на своем пути преград, не производят никакого вреда. Они очищают воздух, удаляя из города дым, пыль и всяческие испарения. При таком расположении улиц город хорошо освещен солнцем, потому что ему светит и восходящее, и заходящее солнце; в момент восхода солнце светит прямо на улицы, направленные к востоку, а в полдень - на улицы, направленные к северу и югу, так что в течение всего дня улицы освещены солнцем...» [4].
Напомним еще раз, что древнейшие города, появившиеся в У-11 тыс. до н. э., строились на основе только двух канонических схем - в виде «правильного» либо «косого» греческих (равносторонних) крестов. Ветви «правильного» креста ориентированы строго по сторонам света (С, З, Ю, В), а «косого» - по диагоналям (СЗ, СВ, ЮЗ и ЮВ). В городах, возникших после II тыс. до н. э., этих схем придерживались не очень строго.
Данную работу мы посвятили лишь планировкам городов, построенных на основе «правильного» креста. Эта планировочная схема была популярна в государствах, где процветали солнечные культы, - в Древнем Египте, Индии, Китае. В качестве примера приведем азимуты главных улиц наиболее известных городов: Саккара (94°), Кахун (90°), Ахетатон (90°30'), Гизе (88°30'), Мохенджо-Даро (91°), Паталипутра (92°30'), Таксила (90°); Лои (Лоян), Чанъ-ань, Ханчжоу - 89-92°.
Четыре стороны света (восток, юг, запад и север) с древнейших времен играли важную роль в создании системы координат, позволявшей человеку определять и описывать свое положение в «священном» пространстве, ориентироваться относительно других объектов. Наиболее вероятной причиной возникновения и существования этой системы являлось самое жизненное и, одновременно с этим, неизменное явление в Космосе и в природе - ежедневное перемещение солнца по небосклону. Точки его восхода и заката давали два стабильных, противоположных друг другу направления - восток и запад. Ось между ними образовывала самую важную и распространенную ориентационную опору. Лишь позже дополнением к ней стали север и юг, отражающие особенности прохождения солнца по небу и олицетворяющие тепло и свет (юг), холод и мрак (север).
Согласно Э. Хартману, нити электромагнитной сети, опоясывающие нашу планету, идеально проецируются на её координатную сетку [5]. Поэтому не исключено, что древние лозоходцы (геоманты, гаруспики и др.) уже в те далекие времена умели определять оптимальную геомагнитную структуру для своих «священных пространств» (городов) (рис. 1).
«Солнечная» ориентация городских улиц и фасадов зданий в конечном итоге привела к любопытной дифференциации сторон света по принципу их благоприятности и неблагоприятности. Так, в Древнем Египте благоприятной считалась восточная половина города и восточное побережье Нила (Берег Жизни). Ведь именно здесь «рождалось» солнце. Страна запада (Ростау), в которой оно скрывалось по вечерам, также традиционно считалась неблаго-
приятной стороной, «царством мертвых». Аналогичных взглядов придерживались практически все древние цивилизации. Восток у них ассоциировался с восходом, рождением Солнца, юг - с его небесной кульминацией, а запад -с заходом, умиранием. Встречались и иные модификации этой схемы. Согласно этрусской «ЫЬп пШа1е8», благоприятными («светлыми») считались юг, юго-восток и восток, а неблагоприятными («тёмными, дурными») - север, северо-запад и запад. Благоприятные направления находились под покровительством богов, а противоположные им считались зоной обитания демонов смерти. Аналогичных воззрений придерживались индусы, древние славяне, многие племена Африки и Америки. Взаимодополняющие оппозиции у них формировали четырехчастную структуру Вселенной. Сторонам света соответствовали различные ряды понятий, мифологических персонажей, животных, растений, цветов и видов деятельности. Этот аспект, несмотря на свою «символичность», играл очень важную роль в древнем градостроительстве. Дело в том, что «благоприятные» районы города обычно заселялись представителями власти, общественной элиты. «Неблагоприятные» территории предназначались для рабов и рядовых горожан, занимающих низшие ступени в социальной иерархии.
Рис. 1. Электромагнитная сеть Земли (по Э. Хартману)
Оценим теперь более подробно каждую из сторон света с космологических позиций.
Слово «ориентация» происходит от французского «опеП;айоп». Оно означает «направление на восток» (лат. ойеш - восток). Примечательно, что во многих языках до сих пор сохранилось обозначение правой и левой рук как «южной» и «северной». То есть в этой ситуации наблюдатель стоит, обратившись лицом к востоку.
Восточная ориентация, вероятнее всего, изначально подразумевала направление на точки восхода и захода солнца в дни весеннего и осеннего равноденствий (Ex oriente lux!). Скорее всего, она имела прямое отношение к солнечным культам. Восход багрового солнца на востоке многие народы ассоциировали с его «рождением», «жизнью». Наиболее ярко эта точка зрения была изложена в «Гимне Атону», написанному во времена фараона Аменхо-
тепа IV: «Ты восходишь на восточном небосклоне и наполняешь всю землю своей красотой. Твои лучи объемлют страны вплоть до предела всего того, что ты создал! Ты далек, а лучи твои на земле.» [6]. Заход солнечного диска ассоциировался с его временным уходом, «смертью». И об этом говорится в гимнах Осирису, Амону-Ра и Атону: «Ты заходишь на западном небосклоне и земля находится во мраке, наподобие мертвого.» [Там же]. Сие событие повторяется изо дня в день, из года в год на протяжении «миллионов лет». Нарушение этого космического ритма грозит миру катастрофой, воцарением первобытного Хаоса.
Как известно, географическая широта - линия, соединяющая точки восхода и захода солнца в дни равноденствий. В этот период солнце стоит над экватором, периоды дня и ночи равны. Не случайно в качестве символов равноденствий были избраны симметричные знаки весеннего Овна - священного животного Амона-Ра и осенних Весов (как известно, этот знак символизировал Мемфис - «Весы Обеих Земель»). Стремление к гармоничному равновесию и покою было одной из важнейших задач во внутренней политике всех без исключения древних государств. Поэтому в эти месяцы (Паини и Шояк в Древнем Египте, Нисан и Тишри в Вавилонии, Элафеболион и Боэдромион в Древней Греции и др.) отмечались Новый год и открытие очередного сельскохозяйственного сезона.
Известно также, что многие народы Средиземноморья именно на востоке помещали свои версии рая (Страны Блаженных). В Древнем Египте, например, легендарные Поля Иару располагались где-то за Нубийской пустыней, в районе побережья Лазурных Вод (Красного моря). Спустя тысячелетия восточная ориентация стала канонической в раннехристианских храмах. Их апсиды были нацелены в сторону «утерянного рая», якобы скрывшегося в библейские времена под водами Персидского залива. В Библии можно встретить утверждения, что именно здесь находился Эдем - обитель божественного света, «страна живых» и райского блаженства. Традиция отводит ему место в Южной Месопотамии. Некоторые ученые пытаются доказать, что он находился на юге современного Ирака и в свое время был затоплен водами Персидского залива. Косвенным подтверждением этой версии служит то, что древние индийцы и китайцы традиционно именовали свой рай Западным. По всей видимости, он также располагался где-то в районе Южного Ирака [7]. А жители Тибета до сих пор убеждены, что ритмичное повторение мантры «Ом мани падме хум!» гарантирует душе умершего человека доступ в Западный рай высшего блаженства (Нуб Дева-ган).
Западное направление в большинстве древних цивилизаций обычно связывалось с царством смерти. У древних египтян во времена Джосера и Хеопса это была страна мертвых (Ростау, Дуат), находившаяся где-то за пределами Ливийской пустыни. В эпоху Среднего и Нового царств входом в эту страну служил Запад Фив - горная расщелина неподалеку от города Абидоса. На запад были нацелены многие светские и культовые сооружения Египта. Например, Северный дворец фараона Аменхотепа IV в Ахетатоне (азимут 270°30'). Души вавилонян отправлялись также на запад, в безводную Аравийскую пустыню. Где-то там находился вход в царство богини Эрешки-
галь. Далеко на западе находились и античные Острова Блаженных (Элисий): «Герооны, то есть святилища, посвященные не богам, а обожествленным героям, получали обратную ориентацию, так как вход должен быть обращен на запад, в сторону «царства теней». Отклонения от этой ориентации встречались редко и объяснялись иногда особенностями места строительства, иногда - особыми требованиями культа.» [8].
Аналогичные представления о дислокации царства мертвых были и у древних христиан: «В Иерусалиме, на запад от Святого Сиона и Храма, берет начало та узкая долина «Сынов Енномовых» или знаменитая геенна (евр. Хинном), которая послужила образом места вечных мучений для евреев - шео-лом. После того как на западе же, близ самой вершины этой геенны, на холме Голгофе Христос принял смерть свою, страна запада и ее долина смерти и для церкви Христовой навсегда осталась страной смерти и областью ада. Сообразно с таким взглядом на западную страну, то же представление об аде, о царстве мертвых, переносилось и на западную сторону храма; и на этой его стороне почиталось более приличным хоронить умерших. Обыкновенно в древних храмах на западной стороне изображается Страшный Суд .» [9].
Северная ориентация имеет, как минимум, два толкования.
1. На севере находился верхний конец хрустальной Мировой оси (ручки Небесного Зонта), вокруг которой вращается Вселенная. Пять тысячелетий назад эту роль выполняла звезда Тубан (а Дракона), в настоящее время - Полярная звезда (в Малой Медведицы - Трон Варуны, Цзы-Вэй, Тау-Вэй и пр.) Подобно гигантскому веретену, наша галактика вращается вокруг этой звезды против часовой стрелки. Согласно Платону, ее приводит в движение богиня Ананке («неизбежность, предопределенность»). Чем же северное направление привлекало наших далеких предков?
Одна из версий заключается в том, что где-то в Заполярье находилась прародина индоевропейских народов. Они якобы покинули её в середине второго тысячелетия до нашей эры, заселив Средиземноморье, Переднюю и Южную Азию. Память об этом отобразилась в северной ориентации древнейших храмов, алтарей, пирамид: «В древности у многих индоевропейцев, а в Индии и в наше время, жертвенный желобок алтаря часто ориентирован на север. В человеческом сознании север естественно соотносится с Полярной звездой, зримо фиксирующей небесный конец оси, вокруг которой вращается вся видимая ночная вселенная.» [10]. А также в полузабытых ритуалах, изначально связанных с астрономическими наблюдениями: «Осознать циклическую связь между небесными явлениями, сменой сезонов и другими процессами в природе удобнее всего было на территории естественной обсерватории человечества - в Заполярье. От весеннего равноденствия, когда Солнце только-только выползало из-за арктического горизонта, оно неуклонно поднималось все выше и выше, пока не доходило до точки летнего солнцестояния. В Ригведе об этом сказано следующее: «Солнце распрягло свою колесницу на середине неба.» (Х : 138). Покружившись несколько дней словно вокруг невидимой оси, светило начинало медленно снижаться над горизонтом, все увеличивая радиус спиралей, и окончательно скрывалось за кромкой Земли после осеннего равноденствия. На период 100-дневной полярной ночи в Айране-
Ваэйе воцарялся абсолютный мрак. Из ужаса, что Солнце скроется навсегда, и восторга после первого его появления возникла новая религия, где объектом поклонения выступает уже не столько плодоносящее, сколько светоносное начало, спасающее род людской от холода и тьмы. Солярный культ в его древнейшей форме отражен в мифе об Индре, побеждающем дракона Вритру. Горизонтальное вращение звездной сферы является специфическим свойством Полюса, и оно было выражено в Ригведе через символы оси и колес. Инд-ра поворачивает варамси («пространство», «сиянья», «звезды») «как колеса повозки».» [11].
Очень ярко это мировоззрение отобразилось в «звездной» концепции Древнего Египта (III династия). Существует легенда, что бог мудрости Тот и зодчий Имхотеп, построивший первую каменную пирамиду, пришли в Египет с севера. Поэтому, в соответствии с обрядом, душа почившего владыки Обеих Земель совершала путешествие на серебряной («звездной») ладье в этом направлении. Там она превращается в одну из приполярных звезд, сияющих над Гипербореей. Отсюда, прямо с небес, она продолжала оказывать негласное покровительство своему народу.
Этруски и древние римляне также верили, что где-то на севере стоят бок о бок троны богов-антиподов: Тинии, олицетворяющего добрые силы Вселенной, и двуликого Януса, владыки сил вселенского зла. Первый из них владел востоком, Жизнью; второй - западом, Смертью. В Древней Греции боги также жили на севере - на горе Олимп, расположенной в Северной Греции (по другой версии - в Родопских горах, Фракия).
Север также устойчиво ассоциировался и с тибетским Белым Островом (Шамбалой): «Среди определенного круга людей пользуется популярностью гипотеза о том, что наша Земля - полая внутри. Приверженцы этой гипотезы тратят немало усилий в поисках входа или входов, открывающих путь в это внутреннее земное пространство - таинственную Агартху, город Восьми Бессмертных. Его можно достичь, если лететь со средней скоростью полета птицы из Индии на север в течение семи дней. А если это так, то семидневный полет из Индии приведет нас в самый центр Арктики, район Северного Ледовитого океана.» [12].
2. Прямо противоположная точка зрения - на севере многие народы Евразии помещали свои варианты страны мертвых. Именно туда, в царство ледяного холода и мрака, несут свои воды большинство евразийских рек. Север всегда считался скверной стороной горизонта. Оттуда не могло прийти ничего хорошего. Поэтому даже печи в домах старались ставить в северном углу. Она становилась необоримой защитой от всякой нечисти. Когда род кого-нибудь изгонял за тяжкое преступление, виновника сажали в лодку и отправляли вниз по реке, закляв не приставать к берегу «трижды три дня». Сородичи думали, что изгой причалит к берегу уже в Исподнем мире, у мертвецов: «Традиционная картина мира представлялась жителям села Суйсарь в виде единства и противопоставления «царства живых» и «царства мертвых», последнее из которых находилось на севере, в Похьеле. Отсюда, возможно, нередкое размещение погребально-культовых зон в карельских деревнях к северу от жилой застройки.» [13].
Южная ориентация городских улиц была не менее символичной и также имела, как минимум, два объяснения.
1. На юге располагалась высшая, кульминационная точка всех небесных светил (солнца, луны, созвездий). Если о северной вершине Небесного Зонта жители северного полушария знали все (или почти все!), поскольку она была видна всем и отовсюду, то о местоположении нижнего конца Мировой оси едва ли кому было известно. Он скрывался где-то далеко за линией экватора. Поэтому южное направление северяне обычно связывали с небесными кульминациями солнца, луны и звезд. Именно на юге языческие боги, олицетворенные в этих светилах, обретали свою «наибольшую» силу. Как известно, в полдень все объекты, расположенные на поверхности земли (деревья, здания, обелиски и пр.), отбрасывают на неё самую короткую тень. В Древнем Египте, например, солнечный бог в полдень достигал вершины своего физического совершенства и получал имя Ра.
Еще один пример на эту же тему: «У древнего египтянина центром Вселенной была его страна - Та-Мери («любимая земля»). В соответствии с этим она становилась центром астрономического креста, и при ориентации в пространстве за основу брался не восток, откуда приходит Ра, Бог Солнца, а юг, где начинается Нил, Река жизни. Туда и следовало обращать лицо при определении частей света. Отсюда «юг» и «лицо» у египтян назывались одинаково, а слово, обозначающее север, родственно слову «затылок». Левая сторона и восток, правая сторона и запад также стали синонимами.» [14].
Владыка Древнего Китая также сидел на троне лицом к югу: «Господин Солнце всегда смотрит на юг!». Поэтому все постройки традиционно имели южную ориентацию входов. Отвесные лучи жаркого полуденного солнца оказывались бессильными - входы были надежно прикрыты глубоким теневым портиком или широким свесом кровли. Такие свесы необходимы для защиты дома от жары и дождя. Они позволяют держать окна открытыми настежь в дождливые дни. Зимой же они не препятствуют пологим лучам солнца проникать в комнаты.
2. Вполне допустима еще одна версия на этот счет. Дело в том, что многие «солнечные» города были возведены около рек, несущих свои воды параллельно географическим широтам и меридианам, - на север (Нил), на восток (Ганг, Хуанхэ, Янцзы) и т. д. Вполне естественно, что в этих городах поперечные городские улицы спускались к реке. Постепенное понижение берега обеспечивало удобный сброс в реку сточных вод (Хараппа, Мохенджо-Даро и др.). Кроме того, речные бризы беспрепятственно струились по таким улицам от реки вверх, освежая воздух.
А теперь остановимся на наиболее известных примерах практической реализации «правильного» креста в древнем градостроительстве. Огромное значение тут придавалось социальному аспекту.
Принцип Н. Макиавелли «Разделяй и властвуй!» был хорошо известен всем древним цивилизациям. К примеру, в древнекитайских «Речах царств» («Го юй», Х^ вв. до н. э.) довольно четко сформулирован принцип разделения горожан в соответствии с родом их занятий. Отдельно от других категорий народа должны жить «люди просвещенные» (философы, чиновники, учи-
теля). Ремесленников следовало селить «вблизи казны», торговцев - на рынке, земледельцев - в поле: «Их сердца будут спокойны, ибо, не видя ничего иного, они не будут к этому стремиться.». Для подобной формы расселения регулярная планировка была идеальной находкой - на «шахматной доске» города каждая социальная группа горожан получала свою порцию квадратиков-кварталов, изолированных друг от друга.
Развитие провинций Древнего Египта в эпоху Среднего царства (приблизительно 2150-1700 гг. до н. э.) сопровождалось строительством временных поселений, в которых жили строители и ремесленники. Таковым был древнеегипетский город Кахун (XIX в. до н. э.), в котором на площади в десять гектаров разместились кварталы-шене рабов, ремесленников, торговцев, чиновников и стражи (рис. 2).
Рис. 2. План города Кахуна. Статуя фараона XII династии Сенусерта I
Этот город был построен в пустыне по приказу Сенусерта II. Он предназначался для рабочих, возводивших пирамиду. Пирамида размещалась в юговосточной части города. Рядом с ней располагались кварталы строителей, торговцев и обслуживающего персонала. Он имел в плане форму прямоугольника 380^260 м. В планировке улиц применена регулярная схема. Все улицы города были ориентированы по сторонам света. Однако в целом градостроительная схема, создаваемая по единому плану, отличается сухостью и однообразием. Все дома выходили на узкие улицы глухими стенами. Город был окружен по периметру высокой кирпичной стеной. Стены также отделяли основную территорию города, расположенную в его восточной части, от квартала рабов и бедноты (западная часть). Разительный контраст между жилищами рабочих, рабов и чиновников, руководивших строительными работами, сказался в планах отдельных домов, в планировке жилых кварталов, в отгороженности привилегированной части города глухой стеной от квартала рабочей бедноты. Обращает на себя внимание теснота, сухой, жесткий схематизм планировки и скучное од-
нообразие застройки рабочего квартала. Кварталы бедноты и рабов занимали площадь 260^105 м. Рабочее жилище Кахуна обычно включало две-три комнатушки. Тесные лачуги рабов (шене) в западном квартале города тесно лепились друг к другу. Многие из них не имели крыш для лучшего обзора со стены. В случае мятежа стража, заняв стену, могла расстреливать восставших сверху из луков. Богатые дома-усадьбы Кахуна также довольно однотипны. Они располагались в самой престижной, северо-восточной части города. Каждый из них насчитывает до 70 комнат, портиков, открытых дворов и коридоров, разбитых на группы соответственно их назначению. Габариты застройки в среднем составляли 60x45 м, что в пятьдесят раз превышало площадь жилища среднего ремесленника. А теперь обратимся к градостроительному наследию Нового царства (XVI-XI вв. до н. э.).
На шестом году правления фараон Аменхотеп IV переехал со своим двором в новую столицу - Ахетатон («Горизонт Атона»). Этот город с населением в 50 тыс. человек (достаточно крупный по тем временам!) имел регулярную планировку улиц, ориентированных строго по странам света. С невероятной быстротой, за какой-нибудь десяток лет, он превратился в огромный город, построенный по единому плану. Параллельно Нилу шли три больших проспекта, пересекавшихся под прямым углом меньшими улицами. В Ахета-тоне сохранились следы самых различных построек. Квартал рабочей бедноты, как и в Кахуне, представляет собой вытянутые вдоль тесных параллельных улиц-коридоров ряды однотипных жилых ячеек, рассчитанных на удовлетворение минимальных потребностей (рис. 3).
Рис. 3. Ахетатон. Центральный дворец, план восточного квартала. Реконструкция
Наоборот, дома-усадьбы вельмож и чиновников весьма комфортабельны. Ориентация всех жилых помещений на север, их изоляция от хозяйственных служб, ванные и уборные, амбары и кладовые, набитые всевозможным продовольствием, скотный двор, фруктовый сад, пруды и т. п. - ничто не за-
быто в городской усадьбе, жившей замкнутым натуральным хозяйством. Территория ее окружена глухой оградой.
Социальное разделение горожан, присущее древнейшим городам, можно видеть и в иных примерах. А.М. Хокарт отмечает: «Когда создается город, четыре группы жителей селятся внутри огороженного квадрата или круга, придерживаясь ориентации на четыре стороны света. Такое размещение можно обнаружить у самых разных народов. Причем каждая из сторон света соотнесена не только с одной из стихий или временем года, но и с эмблематическим цветом проживающей там социальной группы.».
Обратимся теперь к градостроительному наследию Древней Индии.
В 1922 г. индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Инд древние руины. Их назвали Мохенджо-Даро, что в переводе означает «Холм мертвых». Этот город построен по очень интересному принципу: улицы, протянутые, словно по линейке, одинаковые дома, пропорциями напоминающие коробки для тортов. В центре каждого дома - двор, а вокруг него - четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (рис. 4).
ШХ1___I
а б
Рис. 4. Мохенджо-Даро (Индия, III тыс. до н. э.):
а - план северного района; б - панорама руин
Сохранившиеся в некоторых зданиях лестничные клетки позволили предположить, что здесь строились и двухэтажные дома. Главные улицы были десятиметровой ширины. Сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а поперечные - с запада на восток. Город, похожий на шахматную доску, предоставил жителям неслыханные по тем временам удобства. Вдоль улиц были устроены арыки; по ним в дома подавалась вода, хотя во многих из них обнаружены колодцы. Каждый дом был оборудован системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту. Это сделало возможным проживание большой массы людей на довольно ограниченном пространстве.
Основной ячейкой общества в Древней Индии всегда была сельская община. В процессе разделения труда здесь постепенно сложились сословия-варны: жрецы (брахманы), князья и знатные воины (кшатрии), земледельцы и ремесленники (вайшья) и рабы (шудры). Социальное расслоение повлекло за собой возникновение рабовладельческих государств и со временем превратилось в жесткую кастовую систему общества.
Брахманы обычно занимали северную часть города, кшатрии - восточную, вайшья - южную. Шудры селились на западной окраине. Таким образом, город делился на четыре «квартала», причем в самом прямом смысле этого слова, изначально обозначавшего «четвертину» - четвертую часть поселения. Совершенно ясно, что расселение каст внутри города следовало ходу годового цикла, который начинался с летнего солнцестояния. Индуистская традиция особо настаивает на разделении годового цикла на две половины: «восходящую» и «нисходящую», которые, соответственно, открывают солнечные «врата» зимы и лета. Север, считающийся высшей точкой (уттара) или начальной отметкой, от которой начинается отсчет времени, принадлежал брахманам. Кшатрии, в соответствии с движением солнечного цикла, селились вслед за ними на востоке. Их направление - точка восхода солнца в период весеннего равноденствия. Вайшья, занимающие третью социальную ступень, селятся на юге (зимнее солнцестояние) и завершают череду «дважды рожденных» каст. Тем самым шудрам остается только запад, который во всех без исключения цивилизациях был синонимом холода, тьмы, смерти.
Об индийском зодчестве этого периода много ценных сведений дает санскритский эпос I тыс. до н. э. - «Махабхарата» и «Рамаяна». В последнем из них описана одна из легендарных столиц - Айодхья. Она отличалась правильной планировкой и была окружена стенами с многочисленными воротами и рвом, наполненным водой. Жилые дома были одной высоты. Над ними возвышались роскошные дворцы и храмы. Постройки в основном были из дерева. В городе были разбиты парки, устроены общественные бассейны для купания, по главным улицам проложены каналы. Правильная планировка городов и описанное устройство их оставались типичными для архитектуры Индии в течение последующих веков. Об этом говорится в «Манасаре-Шильпашастре» - древнейшем из дошедших до наших дней документе, дающем четкие инструкции о правилах строительства. Причем наряду с чисто практическими советами дан также анализ влияния постройки на тонкое тело человека. Объясняется, каким образом привлечь и сконцентрировать позитивные энергопотоки, заблокировать негативные. Источником всей энергии, попадающей на землю, считают солнце. Современные ученые полностью подтвердили жизненность и правильность этих принципов.
Особый интерес для нас может представлять профессиональная дифференциация населения Древней Индии: «К дворцу примыкали резиденции министров и других высокопоставленных чиновников, служителей культа, особняки куртизанок, танцовщиц и полицейские участки. Ремесленники расселялись в отдаленных районах. Люди, занятые молочным хозяйством, располагались в квартале между восточным и юго-восточным направлениями; на территории, расположенной между югом и западом, селились люди, занятые в текстильном,
портняжном и сапожном производстве. В районах между западом и северо-западом селились кузнецы, рыбаки, лесники. Лучший район между севером и северо-западом предназначался для архитекторов, врачей (вайдия), писателей (шринара) и людей других высококвалифицированных профессий. На окраине города или деревни разрешалось селиться людям, рожденным от смешанного брака. Худшие земли, обычно на южной стороне, отводились для представителей низших слоев общества. За пределами города селились неприкасаемые и сжигатели трупов.» (рис. 5) [15].
I II- . " 1Г III
ІІІ II III
III И III
III =ИС= III
III “~1СГ II1
ПҐ 1Г —ІП
Дандака
Свастика
Сарватобхадра
□ЕБёс
__зпоаасз
□□□□□□□ ааааааас . □□□□□□□□ □□□□□□□□ .88880888 ісааааааа
Нандьяварта
0888 8888 8808 88В8 88ВЭ8ВВВ
• і™—
Прастара
Чатурмукха
Рис. 5. Градостроительные схемы «Манасара - Шильпашастра» (по А. А. Короцкой)
Вполне возможно также, что традиционный план города является земной проекцией астрономического зодиака. Это возвращает нас к вопросу о соответствии стран света и времен года. Выше мы отмечали, что летнее солнцестояние в ведийской и индуистской культурах соответствует северу, весеннее равноденствие - востоку, зимнее солнцестояние - югу, а осеннее равноденствие - западу. При разделении небесного горизонта на «кварталы» в каждый из них помещается триада - три зодиакальных символа. В триаду входит центральный («кардинальный») знак, обозначающий солнцестояние либо равноденствие, и два примыкающих симметричных знака. Например, весенняя триада: «Рыбы» - «Овен» («кардинальный» знак, символ весеннего
равноденствия) - «Телец». Следовательно, в каждом квадранте, если городская стена имела форму круга, либо на каждой из сторон четырехугольника, если мы имеем дело с регулярной планировкой города, были представлены три «знака» - например, городских ворот. Традиционный квадрат наиболее присущ городу - он выражает идею стабильности, лежащую в основе любого оседлого поселения. Заметим, что речь здесь идет не о небесном зодиаке, а лишь о его земной проекции. Вне всякого сомнения, древние астрологи в силу аналогичных причин чертили гороскопы в виде квадрата, каждую сторону которого занимали три зодиакальных знака. Встречаются также примеры с ясно выраженной двенадцатиричной структурой солнечного цикла.
Древнекитайские градостроители пошли дальше. Они старались придать городу форму квадрата со сторонами, ориентированными по странам света и посвященными четырем стихиям: Небу, Воздуху, Воде и Огню. На основе этой фигуры формировались планировочные схемы как отдельных зданий, так и целых градостроительных комплексов. Пример тому - планировки городов Лояна, Чанъани (рис. 6).
Рис. 6. Планировочные схемы городов Лоян (слева) и Чанъань (справа)
Четыре городских стены ориентировались по странам света - традиции древнекитайского солнечного культа (рис. 7, а). Ведь китайский император олицетворял солнце и носил титул Сын Неба. Лян Сычен, декан архитектурного факультета университета Цин Хуа, обратил внимание на текст, посвященный правилам строительства городов (книга «Чжоу-ли», глава «Као-Гун-цзы» - 3 в. до н. э.): «Столичный город следует планировать в виде квадрата со сторонами длиной 9 ли. Каждая сторона этого квадратного города обносилась стеной с тремя въездными воротами, а внутренняя территория города прорезалась девятью улицами, ориентированными с севера на юг, и девятью улицами, идущими с запада на восток. Территория города близ южной его
стены отводилась под дворец императора, перед которым (симметрично главной композиционной оси города) предлагалось сооружать два храма. К северу же от императорского дворца, согласно трактату, должны были размещаться две рыночные площади. Такова суть древнего текста, расшифрованного Лян Сыченом.» [16].
Рис. 7. Ориентация стен по странам света (а) и пространственная модель китайского города (б)
Другая особенность древнекитайских городов - регламентированная высота зданий. Она определялась в соответствии с социальным положением домовладельцев, которые, в согласии со своим рангом, селились ближе или дальше от городского центра (императорского дворца, храмового комплекса). Простой народ имел право строить только одноэтажные здания на городских окраинах. Особо регламентировался цвет крыш:
а) золотисто-желтые - дворец «солнцеликого» императора;
б) ярко-голубые («небесная чистота») - культовые постройки;
в) зеленые («древесная листва») - жилища вельмож, высших чиновников, отдельные храмы и пагоды невысокого ранга;
г) серые («земной прах») - жилища рядовых горожан.
Еще один пример социального разделения людей на территории селения - становища евреев. «Евреям, - пишет Хокарт, - было знакомо социальное деление по принципу четырех кварталов. Их двенадцать колен делились на четыре группы по три колена в каждой. Одно из них считалось главенствующим. Иуда разбивал свои шатры на востоке, Рувим - на юге, Эфраим - на западе, Дан - на севере. Левиты образовывали внутреннее кольцо палаток вокруг Скинии. При этом среди них также существовало деление на четыре группы, которые размещались внутри лагеря в соответствии с ориентацией по сторонам света, и главная группа останавливалась на востоке.». Здесь мы имеем дело не с городом, а всего лишь с лагерем кочевников, которые позже расселились по территории всей страны.
Сложность, возникающая при сравнении еврейских поселений с индийскими, связана с видимым отсутствием определенных социальных функций,
приписанных каждому колену Израилеву. Это мешает объединить их в касты в строгом смысле слова. Однако у этих поселений есть черта, совершенно сходная с поселениями, принятыми в Индии. Царствующее племя - колено Иуды - расположено на востоке. С другой стороны, есть и бросающееся в глаза различие: священническое колено - левиты - стоит особняком и не упоминается в числе двенадцати. Оно не имеет отводимого ему места по сторонам квадрата, а соответственно - и территории, которая может быть предписана ему как таковому. Расселение левитов внутри лагеря объясняется тем, что они были призваны обслуживать единственную святыню, каковой первоначально была Скиния, номинально располагавшаяся в центре становища. Как бы то ни было, в настоящий момент нас интересует лишь одно: двенадцать племен распределялись по три на четырех сторонах четырехугольника, ориентированного на четыре стороны света. Общеизвестно, что двенадцать колен Израилевых символически соответствуют двенадцати знакам зодиака. На каждой стороне четырехугольника главенствующее колено соответствовало одному из четырех «кардинальных» знаков, а два других - примыкающим знакам. Если соотнести все это с описанием Небесного Иерусалима, данным в Апокалипсисе, легко заметить, что его план в точности воспроизводит план еврейского лагеря (рис. 8).
Рис. 8. «Небесный Иерусалим» (варианты реконструкции)
Город, в основании которого лежит квадрат, имеет двенадцать ворот. На них написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых. Ворота эти смотрят на четыре стороны света: «С востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот». Понятно, что эти двенадцать ворот соответствуют двенадцати знакам зодиака, а четверо главных ворот, расположенных посередине каждой из четырех сторон, соответствуют знакам, в которых происходят солнцестояния и равноденствия. Двенадцать аспектов Солнца, соотнесенные с каждым из знаков, соответствуют двенадцати Адитьям индуист-
ской традиции. Их олицетворяют двенадцать плодов Древа Жизни, растущего в центре города и «каждый месяц приносящего плод свой», что точно соответствует движению Солнца по зодиаку в течение года. Город этот «сходит с небес на землю». Тем самым здесь ясно выявлена, - по крайне мере в одном из своих значений, - проекция небесного «архетипа» на план земного города. Сказанного достаточно, чтобы развеять всякие сомнения в том, что именно зодиак символизирует этот «архетип».» [17].
Последним народом, который сознательно «сортировал» городское население по астрономическим принципам, были этруски. По их представлениям, все сущее было проявлением Божественной мысли в земном, двойственном (дуальном) по своей природе мире. Но поскольку все сотворенное неумолимо стремится к хаосу, «разворачиваясь» в пространстве и времени, изначальный замысел Творца неизбежно искажается. Необходимо вновь и вновь приводить сотворенный мир в порядок, восстанавливать его связь с Небом, с Создателем. Тайны этой божественной науки знали жрецы этрусков. Чтобы ограничить власть хаоса, восстановить связи между землей и Небом, микрокосмом и макрокосмом, они приводили земные объекты в гармонию с движущимися по небу светилами. Любой участок земной поверхности или небесного свода превращался в священную территорию, «храм». Поэтому этруски делали все возможное, чтобы превратить свои города и храмы в крупномасштабные модели Вселенной: «Строительству городов непременно предшествовала ориентация по странам света. Город, храм, сакральные атрибуты должны были воспроизводить то идеальное устройство, которое приписывалось небесным сферам и их обитателям - богам. При этом определенные направления или участки города, храма. считались счастливыми и несчастливыми. Несчастливым признавалось западное направление, в полном соответствии с представлениями обитателей Востока, в том числе и греков, о западе, как стране мрака и смерти.» [18].
Планировкой этрусских городов и их разбивкой на местности ведала коллегия жрецов-ритуалов, создавшая градостроительный кодекс «ЫЬй п-1:иа1е8». Согласно учению этрусских жрецов, весь мир имеет форму огромного квадрата (Тешр1иш). В него входит весь видимый человеческому взору мир, ограниченный линией горизонта. Закладка нового города происходила следующим образом. В полдень (в 12 часов дня) верховный жрец вставал в центр будущего города лицом к северу, где обитал верховный бог этрусков Тиния (Юпитер). Тень жреца указывала направление на север. Разведя руки в стороны, жрец определял широтную ось будущей главной улицы ^есишапш). Меридиональная ось определяла вторую главную улицу города - саМо. Таким методом получали две главные оси и четыре квадрата «темплума». Северовосточный квадрат считался наиболее благоприятным (здесь обитал бог Ти-ния и его семья). Северо-западный - наименее благоприятный квадрат. Здесь живут демоны, обитатели царства смерти. Затем верховный жрец делил небесный свод на 38 участков с богом Сатре (Сатурном) в зените, а линию небесного горизонта - на 16 секторов. Считалось, что в каждом из них обитали главные боги и демоны этрусского пантеона. По тому, в каком участке происходили знамения (вспышки молнии, появление птиц и т. д.), жрецы-фульгу-
раторы или авгуры определяли, кем из богов было послано предзнаменование и благоприятно ли оно. Ошибиться в авторстве этих небесных посланий было недопустимо. Благоприятными («светлыми») сторонами считались юг, юго-восток и восток, а неблагоприятными («тёмными, дурными») - север, северо-запад и запад. Благоприятные направления находились под покровительством богов, а противоположные им считались зоной обитания демонов смерти.
Этрусские жрецы-ритуалы, исполнявшие эти обряды, были очень строги в вопросах ориентации городских улиц по сторонам света. В качестве примера можно привести ритуал основания города. Ориентация задавалась двумя дорогами, которые пересекались под прямым углом: одна - саМо - шла с юга на север, а другая - decumanus - тянулась с запада на восток. Идеальный город должен иметь по трое ворот на концах этих осей. Кардо заканчивалась у тройного алтаря, находившегося у окраины города. У окончания дорог ставились городские ворота, которые тем самым смотрели на четыре стороны света. Центром космических сил считался камень ши^ш. Он располагался в геометрическом центре города, на пересечении двух главных улиц, и закрывал яму, носившую то же название и считавшуюся воротами в царство мертвых.
Этрусским народом правили представители трех триб (семей) - Рамны, Титии и Луцеры. У этрусков было также три жреческих коллегии (гаруспики, фульгураторы и ритуалы), 30 курий и т. д. «Тройка» вообще была священным числом («Бог троицу любит»).
Поэтому в планировке этрусских городов повсеместно соблюдался принцип троичности. В городе было трое ворот, три общегородских площади, три храма, три главных улицы. Правильная планировка городов появилась в Этрурии, по-видимому, не позже, чем в Греции. Таков, например, древний этрусский город У1-1У вв. до н. э. Спина, главные артерии которого, направленные параллельно реке, могли быть каналами. Другое поселение, около современного Марцаботто (У1-У вв. до н. э.), имело также строго прямоугольную планировочную сеть. Широкие улицы этого селения имели широтную ориентацию (З-В). Их пересекали под прямым углом более узкие улицы и проезды. Кварталы застроены по периферии жилищами городской бедноты, вероятно, ремесленников и рабов. Эти жилища вплотную примыкали друг к другу и открывались частью на улицу, частью на внутренний, общий для всего квартала двор. Храмы и алтари возвышались на северо-западном холме, за пределами города (рис. 9).
Градостроители Древнего Рима, очень многое перенявшие от этрусков, были безразличны к счету кварталов, но стремились использовать в планах городов и военных лагерей квадратную форму и перекрестье главных улиц, ориентированных по странам света. Впрочем, там, где это было целесообразно по условиям рельефа, они изменяли строгости подобной ориентации.
Согласно Полибию (200-120 гг. до н. э.), римский военный лагерь имел вид «равностороннего четырехугольника» (квадрата), а проложенные в нем улицы и прочее устройство уподобили его городу (рис. 10).
«Палатки со всех сторон удалены от вала на двести футов. Все свободное пространство доставляет большие и разнообразные удобства. Так, оно весьма пригодно для вступления в лагерь и выступления из него, ибо отдель-
ные части, каждая своей улицей, выходят к этому свободному пространству, и потому солдаты не сталкиваются на одной дороге, не опрокидывают и не топчут друг друга. Сюда же римляне уводят захваченный скот, сносят взятую у неприятеля добычу, что и находится здесь под верной охраной в ночную пору. Но - что самое главное - благодаря этому к солдатам, за весьма редким исключением, не долетают при ночных нападениях ни огонь, ни метательные снаряды: все это на значительном расстоянии от палаток не причиняет солдатам почти никакого вреда.».
Рис. 9. Этрусский город Марцаботто (а), IV в. до н. э., и надгробная плита из Ветулонии (б), VII в. до н. э.
Рис. 10. Общий вид и план римского военного лагеря
По периметру лагеря стояли палатки легковооруженных пехотинцев -велитов. Ближе к центру размещались палатки тяжелой римской пехоты (гас-таты, принципы, триарии). Римская конница располагалась по сторонам деку-мана (decuman). В планировке лагеря всегда были предусмотрены места для размещения пехоты и конницы союзников, добровольцев, вспомогательных отрядов (инженерных войск), походного госпиталя, лагерной администрации (трибунов, префектов, квесторов и др.).
Впрочем, изначальная космологическая суть этрусских обрядов впоследствии была позабыта. Да и сами эти обряды считались анахронизмом и выполнялись чисто формально. Римские жрецы и землемеры вели планировочные работы по своему собственному разумению. Вспомним Фронтина: «Границы своим первоначальным появлением обязаны учению этрусков, ибо гаруспики разделили весь круг земной на две части: правой назвали ту, которая лежит к северу, левой - ту, которая находится к югу; граница шла с востока на запад, ибо в этом направлении смотрит солнце и луна. Гаруспики разделили землю и другой линией, с юга на север, назвав часть по ту сторону средней линии - передней, а по сю сторону ее - задней. Основываясь на этом, предки наши, видимо, установили правило, как размерять поля. Сначала они проводили две границы: одну - с востока на запад, которую они назвали декуманом, другую - с юга на север, которую они назвали cardo. Декуман делил участок на правую и левую части, cardo - на посюстороннюю и потустороннюю часть. Впоследствии некоторые, кто этого не знал, стали придерживаться иного: одни сделали декуманом более длинную сторону, а другие стали обращаться лицом к востоку; однако они противоречат друг другу настолько, что и те и другие действуют вопреки здравому смыслу. Например, в Кампанской земле около Капуи cardo проходит на восток, а декуман - на юг.» (О границах, с. 27-29) [4, с. 35]. Его полностью поддержал Гигин-громатик. Он объясняет все эти разногласия несовершенством инструментов и низким уровнем астрономических познаний римских агрименсоров (землемеров): «Многие, не ведающие существа мира, придерживались солнца, то есть востока и запада, хотя его нельзя определить при помощи громы в один раз. Почему же? Поставив грому во время ауспиций. определяли восток данного дня, проводили в обе стороны границы, и cardo не соответствовал тогда полуденной линии. Иные совсем переменили порядок и стали проводить декуман к югу, а cardo к востоку: так это было, например, в Кампанской земле около Капуи.» (Об установлении границ, с. 169-170) [4, с. 36-37].
В важнейших опорных пунктах завоеванных территорий вместо временных сооружались постоянные лагеря-каструмы, которые служили оплотами римского господства. Они укреплялись каменными стенами и имели казармы вместо палаток и каменные здания для военно-административного аппарата и общественных учреждений. В отличие от греческих городов, имевших прямоугольную сетку кварталов, но неправильный внешний контур, римские города при наличии четкой правильной системы внутреннего членения имели и правильную геометрическую (прямоугольную или квадратную) форму плана. Неправильность контура греческого города объясняется тем, что он приспосабливался к местности, а его укрепления шли по гребню гос-
подствующих высот. В римском городе этого типа строгая прямоугольная или квадратная форма являлась правилом. Как и в лагере, две основные улицы, имеющие значительно большую ширину, нежели остальные, делили город на четыре части. Строго выдерживалась прямоугольная сетка кварталов. В центре города находилась площадь - форум, кратная площади квартала. Форум занимал либо геометрический центр города, либо, в зависимости от местных условий, был сдвинут несколько в сторону от оси города.Укрепления охватывали город по периметру. В центре каждой стороны находились ворота. Именно такую планировку имели Августа Претория (совр. Аоста), основанная Августом в 28 г. до н. э. (рис. 11).
Рис. 11. Римский город-лагерь (каструм) Августа Претория (совр. Аоста): а - генеральный план; б - схема плана
Здесь были поселены 3 тысячи демобилизованных преторианцев (солдат императорской гвардии). Таковы же Августа Тавринов (совр. Турин), Флоренция, Лукка, Тимгад и многие другие города, ставшие для побежденных народов зримыми символами «римского мира».
Со временем эти лагеря, связанные прекрасными дорогами с метрополией, становились центрами притяжения торговли и ремесел. Они обрастали снаружи жилой застройкой - домами семейных воинов, ремесленников и торговцев. Подобные военные поселения создавались римскими полководцами конца республики и императорами, которые после завершения войн распускали свои армии. В награду за службу солдаты (ветераны и резервисты) получали землю и деньги на обзаведение и расселялись компактными массами. Обычно мужское население такого города составляли ветераны одной и той же войсковой единицы - манипулы, легиона. Любопытно отметить, что город-лагерь является карикатурной версией античного «идеального города». Бывшие солдаты, привычные к бивуачной жизни, чувствовали себя совсем неплохо в окружении своих бывших сослуживцев. Ведь, в принципе, все ветераны были «равны». Такие поселения возникали в Италии и провинциях. Например, полководец Сулла основал не менее двенадцати таких поселений, а Август -более тридцати. Многие города Европы и стран Средиземноморья ведут свое происхождение от римских «каструмов». Большинство их возникло на грани-
цах бывшей империи - Лондон, Вена, Бонн, Трир, Алжир, Будапешт, Белград и другие.
Рассмотренный материал позволяет сделать следующее заключение:
1. Из достаточно большого набора символических фигур, обозначавших «священное пространство» (М. Элиаде), в этой работе мы ограничились лишь «правильным» крестом, ветви которого ориентированы строго по странам света (С, З, Ю, В). В древности эта фигура широко применялась в регулярных планировочных схемах. Каждой из перечисленных сторон света, идеально вписывающихся в топографическую координатную сетку, в те времена придавался особый сакральный смысл по признаку «благоприятности» или, наоборот, «неблагоприятности» для проживания людей. В статье проведен анализ наиболее популярных космологических трактовок четырех стран света в различных древних культурах.
2. «Правильный» крест нашел наибольшее применение именно в тех древнейших государствах, в религии которых доминировали так называемые «солнечные» культы (Древний Египет, Индия, Китай, страны Ближнего Востока). В работе анализируются специфические особенности и различия, присущие регулярным планировочным схемам государств, перечисленных выше. Если в Древнем Египте доминировал дуалистический вариант «священного пространства», в котором стороны света попарно противостояли друг другу, то в Древней Индии приоритет отдавался секторам восходов и заходов солнца в периоды равноденствий и солнцестояний, в Древнем Китае - зодиакальным знакам небесной эклиптики и двенадцатиричной системе членения земного и небесного пространств. Координатная планировочная сетка оказалась наиболее удобной для функционального зонирования города и социального разделения горожан по служебному, имущественному и профессиональному статусу. Привилегированная часть населения традиционно занимала «благоприятные» зоны городской территории, оставляя «неблагоприятные» рабам и рядовым горожанам.
3. Рассматриваемая в статье планировочная схема получила признание и у античных градостроителей, которые обогатили мировую культуру целым рядом ее модификаций: «гипподамовой сеткой», «темплумом», «вселенским крестом» (саМо - decumanus). Римский военный лагерь стал закономерным итогом развития этой схемы. Он выразил в немного искаженном виде изначальный принцип размещения на «священном пространстве» временного или постоянного поселения представителей самых различных социальных групп. С крушением Римской империи все эти схемы были надолго забыты, чтобы возродиться в ХУ1-ХУ11 вв. в качестве моделей «идеальных» городов.
4. Необходимо отметить, что в данной работе нас интересовали лишь схемы городов, улицы которых ориентированы строго по сторонам света. Чтобы надежнее увязать поселение с природным окружением, его ландшафтными особенностями и его энергетическими потоками (солнечные лучи, направление преобладающих ветров и т. п.), древние градостроители просто вынуждены были более гибко варьировать пространственной ориентацией городских улиц, площадей и храмов. Но это уже тема отдельного исследования.
Библиографический список
1. Поляков, Е.Н. Священные круг и квадрат в древнем градостроительстве / Е.Н. Поляков // Вестник ТГАСУ. - 2000. - № 2. - С. 67-78.
2. Гутнов, А.Э. Мир архитектуры: лицо города / А.Э. Гутнов, В.Л. Глазычев. - М. : Молодая гвардия, 1990. - С. 53.
3. Ельницкий, А.А. Элементы религии и духовной культуры древних этрусков / А.А. Ель-ницкий // А.И. Немировский. Идеология и культура раннего Рима. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1964. - С. 185.
4. Зубов, В.П. Архитектура античного мира / В.П. Зубов, Ф.А. Петровский. - М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. - С. 14.
5. Лимонад, М.Ю. Живые поля архитектуры / М.Ю. Лимонад, А.И. Цыганов. - Обнинск : Титул, 1997. - С. 36.
6. Хрестоматия по истории Древнего Востока: в 2 ч. Ч.1 / под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона [и др.]. - М. : Высшая школа, 1980. - С. 90.
7. Шумер: города Эдема : [пер. с англ.]. - М. : ТЕРРА, 1997. - С. 14-16.
8. Всеобщая история архитектуры (ВИА). В 12 т. Т. 2. Архитектура античного мира (Греция, Рим). - Изд. 2-е. - М. : Изд-во литературы по строительству, 1973. - С. 25.
9. Москвы 850 лет: Юбилейное издание / под ред. В.А. Виноградова. - М. : АО «Московские учебники», 1996. - С. 44-45.
10. Павлов, Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев / Н.Л. Павлов. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - С. 27-28.
11. Багдасаров, Р.В. Свастика: священный символ. Этнорелигиоведческие очерки / Р.В. Ба-гдасаров. - Изд. 2-е. - М. : Белые альвы, 2002. - С. 64-65.
12. Калейдоскоп НЛО. № 4 (220), 21 января 2002 г. - С. 16-17.
13. Село Суйсарь: история, быт, культура / И.Е. Гришина, Т.В. Краснопольская [и др.]. -Петрозаводск : Изд-во ПГУ, 1997. - С. 62.
14. Морозов, И.В. Основы культурологии: архетипы культуры / И.В. Морозов. - Минск : ТетраСистемс, 2001. - С. 69.
15. Короцкая, А.А. Архитектура Индии раннего Средневековья / А.А. Короцкая. - М. : Изд-во литературы по строительству, 1964. - С. 70.
16. Бунин, А.В. История градостроительного искусства. В 2 т. Т. 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма / А.В. Бунин, Т.Ф. Саваренская. - Изд. 2-е. - М. : Стройиздат, 1979. - С. 188-190.
17. Les Castes. A Comparative Study / пер с англ. А. Нестерова. - London, 1950. - Р. 46-49.
18. Немировский, А.И. Этруски. Введение в этрускологию / А.И. Немировский, А.И. Харсе-кин. - Воронеж : Изд-во Воронежского университета, 1969. - С. 129.
E.N. POLYAKOV, AN. RURBAKOVA
«ORIGINAL» CROSS AND SOCIAL POLICY IN ANTIQUE TOWN-PLANNING
The paper considers the different treaties of one of the most popular symbols of «sacred space» in antique town-planning. The examples of practical realization of this sacred symbol in planning scheme of Ancient East and antique towns are given. Special attention was paid to social principles of people settlement on town territory.