Научная статья на тему 'ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОМ АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВСЕОБЩЕЙ ДНК-РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАН'

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОМ АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВСЕОБЩЕЙ ДНК-РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНОМНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / РАСКРЫТИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СНИП / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / GENOMIC REGISTRATION / DETECTION AND INVESTIGATION OF CRIMES / SINGLE NUCLEOTIDE POLYMORPHISM / ORGANIZATIONAL PROBLEMS / PERSONAL IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аминев Фарит Гизарович, Анисимов Владимир Александрович

Изучение практики расследования преступлений свидетельствует о необходимости использования системы криминалистической регистрации, в том числе базы данных ДНК-профилей биологического материала человека (геномной регистрации), в повышении эффективности борьбы с преступностью. Цель: анализ не только вопросов нормативного регулирования, технического обеспечения геномной регистрации, но и проблем организационного характера функционирования ДНК-учетов с разработкой путей их решения. Методы: эмпирические методы наблюдения, сравнения, описания, интерпретации, толкования правовых норм, подкрепленные результатами анкетирования жителей г. Уфы. Результаты: проведенное исследование различных подходов, включая отношение различных слоев населения к идее всеобщей геномной регистрации граждан Российской Федерации, позволило разработать пути повышения качества раскрытия и расследования преступлений за счет продуманной организации формирования, накопления, обработки и использования системы всеобщей геномной регистрации населения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аминев Фарит Гизарович, Анисимов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ORGANIZATIONAL ASPECT OF MODERN TECHNOLOGY OF UNIVERSAL DNA REGISTRATION OF CITIZENS

Studying the practice of crime investigation indicates the need to use a forensic registration system, including a database of DNA profiles of human biological material (genomic registration) in order to increase the effectiveness of the fight against crime. Aim: the analysis of regulatory issues, technical support of genomic registration, as well as the problems of the organizational nature of the functioning of DNA counts alongside with developing ways to solve them. Methods: empirical methods of observation, comparison, description, interpretation, interpretation of legal norms, supported by the results of a survey of Ufa residents. Results: this research of various approaches, including the attitude of various segments of the population towards the idea of universal genomic registration of citizens of the Russian Federation, makes it possible to develop ways to improve the quality of detection and investigation of crimes through the thoughtful organization of forming, accumulating, processing and using a system of universal genomic registration of the population of Russia.

Текст научной работы на тему «ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОМ АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВСЕОБЩЕЙ ДНК-РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАН»

УДК 343.98

DOI: 10.33184/pravgos-2020.2.2

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОМ АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВСЕОБЩЕЙ ДНК-РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАН

АМИНЕВ Фарит Гизарович

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры криминалистики Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Председатель Общественного совета по экспертной деятельности в Республике Башкортостан, Заслуженный юрист Республики Башкортостан, г. Уфа, Россия. E-mail: faminev@mail.ru АНИСИМОВ Владимир Александрович

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: anissimovCctybk.ru

Изучение практики расследования преступлений свидетельствует о необходимости использования системы криминалистической регистрации, в том числе базы данных ДНК-профилей биологического материала человека (геномной регистрации), в повышении эффективности борьбы с преступностью. Цель: анализ не только вопросов нормативного регулирования, технического обеспечения геномной регистрации, но и проблем организационного характера функционирования ДНК-учетов с разработкой путей их решения. Методы: эмпирические методы наблюдения, сравнения, описания, интерпретации, толкования правовых норм, подкрепленные результатами анкетирования жителей г. Уфы. Результаты: проведенное исследование различных подходов, включая отношение различных слоев населения к идее всеобщей геномной регистрации граждан Российской Федерации, позволило разработать пути повышения качества раскрытия и расследования преступлений за счет продуманной организации формирования, накопления, обработки и использования системы всеобщей геномной регистрации населения России.

Ключевые слова: геномная регистрация; раскрытие и расследование преступлений; снип; организационные проблемы; идентификация личности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта РФФИ-МК № 18-29-14076

11

Согласно данным ГИАЦ МВД России в 2019 году в стране зарегистрировано 2 024 337 преступлений, или на 1,6% больше, чем в 2018 году. Из них раскрыто 1 052 441 преступление (или около 52% от общего числа зарегистрированных преступлений). Выявлено 884,7 тыс. лиц, совершивших преступления Вышеперечисленные статистические данные свидетельствуют о сложной криминогенной обстановке в стране, которая требует принятия адекватных мер со стороны государства и общества. Одной из самых результативных мер в борьбе с преступностью является использование различных баз данных по установлению лиц, совершивших преступления. И перспективнейшим в этом направлении является реализация возможностей геномной регистрации как системы научно-технических средств и методов по сбору, накоплению, обработке и использованию базы данных ДНК человека.

В настоящее время база данных ДНК-профилей биологического материала лиц (полученных из крови, спермы, слюны, волос, фрагментов ткани человека), связанных с совершенными преступлениями, ведется как часть системы криминалистической регистрации в экспертно-криминалистических центрах МВД Российской Федерации в соответствии с ведомственным приказом МВД РФ от 10 февраля 2006 г. № 70 2.

С принятием Федерального закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» от 3 декабря 2008 года № 242-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 11 октября 2011 г. №828 «Об утверждении Положения о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы» в 70 лабораториях экспертно-криминалистических центров регионов страны стала формироваться Федеральная база данных ДНК-профилей, в основном лиц, осужденных за тяжкие насильственные преступления. К середине 2019 года в этой базе данных содержалась геномная информация на 676 тыс. лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, что составляет около более 0,4% населения России 3. В то же время базы данных ДНК уже

1 Состояние преступности в России за январь-декабрь 2018 года. URL: Ьирз://мвд.рф/ reports/item/19412450 (дата обращения: 14.02.2020).

2 Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел российской федерации [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 10.02.2006 г. (ред. от 11.09.2018). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 09.06.2020).

3 Стенограмма парламентских слушаний на тему «Совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего судебно-экспертную деятельность» 23 мая 2019

12

формируются в 60 странах мира: в Китайской Народной Республике (КНР) - 40 млн образцов (ДНК-профилей), в США - свыше 17 млн (причем начало формирования базы данных ДНК было заложено в 1990 году), в Великобритании - более 6 млн образцов, в Таиланде - 145 тыс. и т.д.

Вместе с тем в организации проведения системы геномной регистрации (технологии осуществления этой деятельности в виде сбора, накопления, обработки и использования) в Российской Федерации имеются существенные проблемы, одна из которых выражается в озабоченности населения по поводу гарантий обеспечения защиты данных о персональном геноме человека.

Результаты проведенных нами опросов подтверждают эти опасения. Так, большая часть (54,3%) из числа опрошенных нами представителей молодого поколения г. Уфы в возрасте 20-23 лет считают, что безопасность общества в результате ДНК-регистрации всего населения России повысится (37% полагает, что не повысится, 8,7% - затруднились ответить). В то же время, мнения респондентов относительно личной безопасности граждан в результате всеобщей геномной регистрации разделились: 39,8% опрошенных надеются на ее повышение, 42,2% - считают, что личная безопасность не повысится, 20,8% - затруднились ответить. Такие опасения у населения по поводу гарантий обеспечения защиты персональных данных человека, можно устранить путем решения правовых, научно-методических, а также организационных проблем.

Самой важной организационной проблемой, требующей, по нашему мнению, скорейшего решения, является выбор субъекта (учреждения) проведения всеобщей геномной регистрации населения.

В результате проведенного нами анкетирования, 41,3% опрошенных нами молодых жителей г. Уфы рекомендуют организовать формирование, хранение и проверку базы данных ДНК-регистрации всего населения России в МВД РФ (как это организовано в Великобритании, Республике Казахстан и других странах), по 16,3% - в Следственном комитете РФ и Министерстве юстиции РФ, 6,1% - в Федеральной службе безопасности РФ; 2,5% - в Минздраве РФ, 13,9% - в другом государственном исполнительном органе; 3,6% - против ведения геномной регистрации в государственных исполнительных органах. Такой разброс мнений представляется вполне предсказуемым в связи с тем, что у значительной части

года // http://council.gov.ru/media/ Шев/уиЗпятргрРЗХгУОгЖЮкуиСиуШЕ.рсК. 99 с. (дата обращения: 28.11.2019).

13

населения сложилось устойчивое мнение относительно заинтересованности того или иного силового ведомства в решении своих задач при проведении системы действий по сбору, ведению и использованию баз данных в целях обеспечения интересов государства с возможными элементами нарушения прав граждан.

Однако, возражая тем, кто считает, что геномная регистрация нарушает право человека на личную жизнь, можно представить следующие доводы: для идентификации личности функционирует множество форм государственной регистрации граждан: паспортная, кредитная, по месту жительства, о браке, рождении, смерти и так далее, против которых никто не возражает.

Полагаем таких граждан должно успокоить и удовлетворить положение, содержащееся в пункте 2 ст. 11 Указа Президента РФ от 11 марта 2019 г. № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу», где одним из принципов государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является «возможность ограничения прав и свобод человека при обеспечении химической и биологической безопасности только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья других лиц, их прав и законных интересов, обеспечения обороны страны и безопасности государства»4.

В пункте 8 ст. 13 вышеназванного Указа одной из основных задач государственной политики в области химической и биологической безопасности определено осуществление генетической паспортизации населения с учетом правовых основ защиты данных о персональном геноме человека и формирование генетического профиля населения.

Еще одним аргументом гарантированного обеспечения личной безопасности должны послужить положения Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019-2027 годы 5. Кроме того, Национальному исследовательскому центру «Курча-

4 Указ Президента РФ от 11 марта 2019 г. № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 09.04.2020).

5 Указ Президента РФ от 28 ноября 2018 г. № 680 «О развитии генетических технологий в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 19.05.2020).

14

товский институт» поручено «обеспечить создание и функционирование информационно-аналитической системы хранения и обработки генетических данных «Национальная база генетической информации», включая разработку форматов хранения и передачи данных, сопутствующих поисковых программ и программных средств»6.

Таким образом, техническая сторона обеспечения сохранности персональных геномных данных гарантируется. Представляется, что имеющиеся вопросы организации геномной регистрации также возможно успешно решить. В связи с большой загруженностью экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, отсутствием технической базы в других силовых ведомствах, следует создать отдельный «Федеральный центр генетической информации», который бы имел в своем составе и научное и регистрационно-техническое подразделение. Аналог такого учреждения функционировал в системе Министерства внутренних дел СССР с 1976 г. в виде Центральной научно-исследовательской криминалистической лаборатории (ЦНИКЛ) МВД СССР; с 1983 г. - лаборатории криминалистических исследований Всесоюзного научно-исследовательского института МВД СССР, с 1990 г. -Всесоюзного научно-криминалистического центра (ВНКЦ) МВД СССР. Созданный Федеральный центр генетической информации должен иметь региональные филиалы во всех субъектах Российской Федерации, в которых, также как и в Федеральном центре, должны проводиться как геноти-поскопические экспертизы по следам биологического происхождения, изъятым с мест происшествий, по трупным материалам неопознанных трупов, так и отбираться образцы ДНК-материала у подозреваемых, осужденных и у лиц, которые будут обозначены в Федеральном законе «О всеобщей геномной регистрации в Российской Федерации» для постановки на генотипоскопический учет. При этом для определения штатной численности Федерального центра генетической информации и мест дислокации его подразделений следует исходить из того, с какого возраста лицо будет поставлено на генотипоскопический учет.

По результатам проведенного опроса студентов Института права Башкирского государственного университета установлено, что 42,2% опрошенных считают, что изъятие биологического материала для введения в базу данных ДНК-регистрации всего населения России лучше про-

6 Перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития генетических технологий от 04.06.2020 (Пр-920) [Электронный ресурс]. URL: http://www.krenilin.ru/acts/ assignments/orders/63461 (дата обращения: 09.06.2020).

15

изводить при рождении; 37% - при получении паспорта; остальные называют иные возрасты (с 7 лет, с 18 лет и т.д.). По нашему мнению, для решения всесторонних, широкого спектра задач (начиная от установления факта подмены, хищения ребенка до установления личности подозреваемого) геномную регистрацию следует начинать с рождения человека путем забора биоматериала в виде мазка защечного эпителия.

Кроме вышеописанной проблемы относительно определения субъекта осуществления геномной регистрации, имеются и иные вопросы организационного характера, требующие решения:

- необходимо создание прообразов баз данных, в которых должны будут храниться генетические штрих-коды отдельных людей - граждан Российской Федерации и стран бывшего СНГ;

- закрепление в Федеральном законе о всеобщей ДНК-регистрации населения Российской Федерации обязанностей по геномной регистрации и трудовых мигрантов;

- необходимо организовать информационную работу по разъяснению населению страны положительных моментов ДНК-регистрации всего населения, чтобы исключить ненужные опасения и развеять страхи,

- для эффективности ДНК-регистрации населения страны необходимо активизировать международное сотрудничество в сфере геномной регистрации;

- обратить больше внимания на поддержку отечественных разработчиков геномных исследований.

Относительно разъяснения населению страны положительных моментов ДНК-регистрации всего населения и последнего пункта об отечественных разработчиках можно утверждать, что в этом направлении уже проводится определенная работа. Так, для создания баз данных ДНК необходимо использовать нейтральную информацию о полиморфизме ДНК-снипов конкретного человека для исключения в ней любых сведений личного характера, например, о болезнях и о предрасположенности к таковым. В этих целях в Институте биохимии и генетики Уфимского федерального исследовательского центра РАН разработан оригинальный способ оцифровки в бинарном формате сразу всей четверки нуклеотидов в каждом снипе, обладающий целым рядом важных преимуществ, в том числе для формирования баз данных [1, с. 97]. Кроме того, с помощью данного способа достигается максимальный уровень цифровизации: объем введенной в базу данных информации при ДНК-идентификации лич-

16

ности с помощью снипов составляет для одного человека не более 1 килобайта (с помощью БТЯ-локусов - более 200 килобайт).

Этот метод позволяет отойти от дорогостоящих подходов, основанных на УТЧТЯ-локусах, предлагаемых фирмами США, и на БТЯ-локусах, предлагаемых Великобританией. Осуществится уход от зависимости в иностранных технологиях и опережающее импортозамещение.

Таким образом, при решении описанных специфических организационных проблем проведения всеобщей геномной регистрации населения Российской Федерации будет создана одна из составных частей биометрической базы данных населения - база данных ДНК граждан страны, решающая проблемы идентификации личности, в том числе в целях повышения качества расследования преступлений.

Библиографические ссылки

1. Аминев Ф.Г. О необходимости принятия федерального закона «О всеобщей геномной регистрации в Российской Федерации» в целях улучшения качества раскрытия и расследования преступлений // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 3 (57). С. 94-98.

Дата поступления: 10.06.2020

17

DOI: 10.33184/pravgos-2020.2.2

ON THE ORGANIZATIONAL ASPECT OF MODERN TECHNOLOGY OF UNIVERSAL DNA REGISTRATION OF CITIZENS

AMINEV Farit Gizarowich

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Chair of Forensics of the Institute of Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Bashkir State University ", Chairman of the Public Council for Expert Activities in the Republic of Bashkortostan, Honored Lawyer of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russia. E-mail: faminev@mail.ru ANISIMOV Vladimir Aleksandrovich

Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Assistant Professor of the Chair of Civil Law of the Institute of Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "BashkirState University", Ufa, Russia. E-mail: anissimov(a),bk. ru

Studying the practice of crime investigation indicates the need to use a forensic registration system, including a database of DNA profiles of human biological material (genomic registration) in order to increase the effectiveness of the fight against crime. Aim: the analysis of regulatory issues, technical support of genomic registration, as well as the problems of the organizational nature of the functioning of DNA counts alongside with developing ways to solve them. Methods: empirical methods of observation, comparison, description, interpretation, interpretation of legal norms, supported by the results of a survey of Ufa residents. Results: this research of various approaches, including the attitude of various segments of the population towards the idea of universal genomic registration of citizens of the Russian Federation, makes it possible to develop ways to improve the quality of detection and investigation of crimes through the thoughtful organization of forming, accumulating, processing and using a system of universal genomic registration of the population of Russia. Key words: genomic registration, detection and investigation of crimes; single nucleotide polymorphism, organizational problems; personal identification.

18

References

1. Aminev F.G. O neobkhodimosti prinyatiya federal'nogo zakona «0 vseob-shchey genomnoy registratsii v Rossiyskoy Federatsii» v tselyakh uluchsheniya kachestva raskrytiya i rassledovaniya prestupleniy (On the need to adopt the federal law "On universal genomic registration in the Russian Federation" in order to improve the quality of the disclosure and investigation of crimes). Pravovoye gosudarstvo: teoriya ipraktika, 2019, No. 3 (57), pp. 94-98.

Received: 10.06.2020

УДК 347.77+342.72

DOI: 10.33184/pravgos-2020.2.3

ГЕНОМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГЕНОМНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕЖИМА

БОРОДИН Сергей Сергеевич

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева, г. Самара, Россия. E-mail: borodinss(a),lenta. ru ИНЮШКИН Андрей Алексеевич

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, г. Самара, Россия. Статьи в БД «Scopus»/« Web of Science»: DOI: 10.1007'978-3-030-13397-9 54; DOI: 10.1007/978-3-030-29586-8 67; DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6 29; DOI: 10.100 7 9 78-3-030-32015-7 4. E-mail: inyushkin a@mail.ru

Использование современных технологий создало новые возможности для осуществления генетических исследований и создания продуктов путем редактирования генома. Вместе с тем применение указанных технологий без обеспечения основ правопорядка, включая вопросы морали, создает существенный риск ущемления публичных и частных интересов. Цель: проанализировать вопросы регулирования передачи и обработки

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.