Научная статья на тему 'Об организации публичных закупок в Донецкой Народной Республике: пути совершенствования перспективного законодательства'

Об организации публичных закупок в Донецкой Народной Республике: пути совершенствования перспективного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
342
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
закупка / бюджетные средства / заказчики / участники / законодательство. / procurement / budget funds / customers / participants / legislation / etc

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кущ Л. И.

На основе анализа действующего и перспективного законодательства Донецкой Народной Республики, других стран о закупках товаров, работ и услуг за бюджетные средства выявлены некоторые неточности, касающиеся организации процесса их проведения. С учетом практики применения действующего законодательства и положительного опыта других стран по урегулированию рассматриваемых отношений обоснованы предложения по усовершенствованию перспективного законодательства о закупках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the organization of public procurement in the Donetsk People's Republic: ways of improving the promising legislation

Based on the analysis of the current and future legislation of the Donetsk People's Republic and other countries on the public procurement of goods, works and services, several inaccuracies in organizing the process of their implementation have been revealed. Taking into account the practice of applying the current legislation and the positive experience of other countries in settling the relations under consideration, the proposals on improving the prospective procurement legislation have been justified.

Текст научной работы на тему «Об организации публичных закупок в Донецкой Народной Республике: пути совершенствования перспективного законодательства»

Гражданское право, арбитражный процесс УДК 346.6(477.62)

Л.И. КУЩ, канд. юрид. наук, заведующий отделом экономико-правовых исследований, e-mail: lyubov-kushh@yandex.ru

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

На основе анализа действующего и перспективного законодательства Донецкой Народной Республики, других стран о закупках товаров, работ и услуг за бюджетные средства выявлены некоторые неточности, касающиеся организации процесса их проведения. С учетом практики применения действующего законодательства и положительного опыта других стран по урегулированию рассматриваемых отношений обоснованы предложения по усовершенствованию перспективного законодательства о закупках.

Ключевые слова: закупка, бюджетные средства, заказчики, участники, законодательство.

Kushch L.I. On the organization of public procurement in the Donetsk People's Republic: ways of improving the promising legislation.

Based on the analysis of the current and future legislation of the Donetsk People's Republic and other countries on the public procurement of goods, works and services, several inaccuracies in organizing the process of their implementation have been revealed. Taking into account the practice of applying the current legislation and the positive experience of other countries in settling

the relations under consideration, the proposals on improving the prospective procurement legislation have been justified.

Keywords: procurement, budget funds, customers, participants, legislation, etc.

Осуществление в Донецкой Народной Республике (далее - ДНР) публичных закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупки) связано с выполнением ряда основных задач, касающихся обеспечения обороноспособности страны, функционирования социально значимых отраслей экономики (здравоохранения, образования, социального обеспечения), развития науки, культуры и т.д. При этом одним из основных условий успешного решения таких задач является соответствующая организация процесса проведения закупок, поскольку только так возможно, с одной стороны, обеспечить упорядочение отношений между заказчиками и потенциальными участниками, противодействие коррупции в этой сфере, рациональное расходование бюджетных средств, а, с другой стороны, содействовать активному участию субъектов хозяйствования в процедурах закупок и разви-

© Л.И. Кущ, 2019

тию добросовестной конкуренции между ними. А поэтому только путем надлежащего правового урегулирования отношений, связанных с закупками, возможно решение указанных задач.

Проблемные вопросы урегулирования отношений в сфере закупок являются предметом исследования многих авторов, среди которых Л.В. Андреева [1, с. 1018], О.А. Беляева [2], К.В. Кичик [3, с. 47-63], Н.В. Черкасская [4, с. 25-30] и многие другие. Все это указывает на актуальность рассматриваемых отношений и особенно в процессе формирования законодательства ДНР о публичных закупках.

Целью статьи является обоснование предложений по усовершенствованию перспективного законодательства ДНР о публичных закупках.

В настоящее время в ДНР отношения, связанные с организацией закупок, регулируются Временным порядком о проведении закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства в Донецкой Народной Республике, утвержденным Постановлением Совета Министров ДНР от 31.05.2016 г. № 7-2 [5] (в редакции по состоянию на 07.12.2017 г.) (далее - Временный порядок). Основная цель этого подзаконного нормативного правового акта заключается в обеспечении эффективного использования бюджетных средств, гласности и прозрачности осуществления закупок, а также в создании конкурентной среды и предотвращении коррупции, других злоупотреблений в отношениях, возникающих в процессе организации и непосредственного осуществления закупок.

Вместе с тем практика применения Временного порядка указывает на наличие некоторых проблем, возникающих в процессе организации закупок, которые обусловлены:

во-первых, привлечением к участию в организации процедур закупок

значительного круга государственных органов управления, что является причиной существенных временных и бюджетных затрат, которые к тому же достаточно часто не достигают основной цели, то есть заключения договора о закупке;

во-вторых, высоким уровнем децентрализации закупок, что существенно увеличивает количество проводимых процедур и расходы бюджетных средств;

в-третьих, необеспечением надлежащей защиты прав и законных интересов участников, что негативно влияет на их заинтересованность в участии в процедурах закупок.

Наличие этих и других проблем, связанных с организацией закупок, обусловили дальнейшее совершенствование соответствующего законодательства ДНР, результатом которого стал законопроект «О закупках для государственных нужд и нужд местного самоуправления» № 122-Д [6] (далее - законопроект), содержащий положения относительно организации этих закупок. Анализ норм этого законопроекта указывает на наличие в нем некоторых неточностей, которые, по сути, не решают вышеуказанные проблемы. Кроме того, как известно, этот законопроект не является окончательным вариантом, поскольку идет процесс подготовки и других проектов такого закона. А поэтому необходимо дополнительно исследовать эти вопросы, имеющие, прежде всего, практическое значение, с целью недопущения таких недостатков в перспективном законодательстве о закупках.

Один из таких вопросов, требующих уточнения, касается ограничения круга государственных органов управления, которые в соответствии с Временным порядком принимают участие в организации закупок. В рассматриваемом законопроекте, по сути, предусмотрено такое ограничение путем наделения соответствующими полномочиями специального

органа в сфере организации закупок. Так, согласно ст. 3 законопроекта органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок является орган исполнительной власти ДНР, уполномоченный Советом Министров ДНР на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 4 законопроекта указанный орган осуществляет создание официального сайта, его ведение, регистрацию и обслуживание пользователей сайта и развитие этого сайта в части формирования функциональных требований (в том числе в виде образца сайта). А согласно ч. 2 ст. 7 законопроекта этот орган по поручению Совета Министров ДНР может устанавливать условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Советом Министров ДНР установлен запрет в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка ДНР, развития национальной экономики, поддержки отечественных товаропроизводителей.

Какие-либо дополнительные положения, определяющие полномочия рассматриваемого органа, в законопроекте отсутствуют, а поэтому такой подход к определению его правового статуса в законопроекте вряд ли является удачным, поскольку остаются открытыми следующие вопросы:

этот орган является самостоятельным специальным органом или это орган исполнительной власти, наделенный соответствующими полномочиями в сфере закупок как, например, в соответствии с Временным порядком Министерство

экономического развития ДНР, имеющее статус Уполномоченного органа, реализующего государственную политику в сфере государственных закупок;

правовой статус этого органа ограничивается только вышеуказанными полномочиями, закрепленными в ст. 4 и 7 законопроекта, что не соответствует действующему Временному порядку, в котором определен достаточно широкий перечень полномочий Уполномоченного органа в сфере закупок, а именно: разработка и утверждение нормативных правовых актов в сфере проведения закупок; осуществление их мониторинга; ведение общего учета закупок; обобщение практики их осуществления; разработка и утверждение типовой документации, порядка размещения информации о закупках, порядка согласования применения процедуры закупки у одного участника; выявление нарушений в сфере закупок и предоставление выводов с рекомендациями относительно их устранения и др.

В законопроекте достаточно поверхностно определяется статус органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, к тому же его полномочия существенно ограничены и определяются не отдельной статьей, а разбросаны по тексту законопроекта, что исключает четкость такого определения и требует его дополнительного уточнения.

С этой целью необходимо воспользоваться положительным опытом других стран, уровень экономического развития которых в большей степени соответствует экономике ДНР, и в соответствии с законодательством которых процесс организации закупок осуществляется специально созданным государственным органом. Так, например, в Грузии таким органом является Агентство государственных закупок, которое в соответствии с Законом Грузии «О государственных закупках» [7] является юридическим лицом

публичного права, созданным на основании этого Закона, председатель которого назначается на должность и освобождается от должности Премьер-министром Грузии, выполняющий следующие функции:

разработка и издание нормативных актов, стандартной тендерной документации, их гармонизация с международными нормами; изучение и анализ положения закупок в стране на основе отчетов, полученных от закупающих организаций, и представление предложений Правительству Грузии для принятия соответствующих решений;

подготовка специальных учебных программ, других материалов и стандартных форм документации, проведение семинаров и тренингов для органов власти, представителей масс-медиа и других заинтересованных лиц; формирование, совершенствование единой информационной базы закупок и надзор за ней; оказание консультативно-рекомендационных услуг закупающим организациям; содействие внедрению в систему закупок средств современных информационных и коммуникационных технологий; обеспечение доступности соответствующих нормативных актов и специального бюллетеня в целях публичности закупок; рассмотрение споров, возникших при осуществлении закупок; ведение черного и белого списков;

в особых случаях, на основании письменного обращения покупателя или по собственному решению, в порядке, установленном индивидуальным административно-правовым актом, осуществление идентификации объектов закупки или (и) интеграции в классификатор и пр.

Такой же орган имеется в Республике Азербайджан, а именно Государственное агентство по закупкам, созданное в соответствии с требованиями ст. 4 Закона «О государственных закупках» [8] для проведения государственной

политики в области закупок товаров (работ и услуг), приобретаемых за счет государственных средств, основными задачами которого являются: проведение государственной политики в области закупки за государственные средства товаров (работ и услуг); участие в создании и совершенствовании нормативно-правовой базы, регулирующей государственные закупки, подготовка и представление на утверждение Президента и Кабинета Министров правил, инструкций, других документов по закупкам; контроль законности закупки по конкурсу и исполнения договоров, рассмотрение спорных вопросов, возникающих в процессе проведения закупок, выявление нарушений и принятие мер в соответствии с Законом «О государственных закупках»; приостановление закупочных процедур; проведение тренингов для персонала, а также мероприятий с целью повышения квалификации специалистов; определение порядка составления отчетности по государственным закупкам; подготовка и представление Президенту и Кабинету Министров годовых отчетов по закупкам; создание информационной базы в области закупок и др.

Однако, как и в ДНР, в отдельных странах функции по организации процесса закупок выполняют структурные подразделения органов исполнительной власти, например:

в Российской Федерации - Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок [9], которым в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» является

Министерство экономического развития Российской Федерации [10];

в Украине - Департамент регулирования публичных закупок, созданный при Министерстве экономического развития и торговли [11];

в Кыргызской Республике - Департамент государственных закупок при Министерстве финансов [12] и т.д.

Однако преимущественным в этом случае является создание именно самостоятельного органа по организации закупок, а не структурного подразделения органа исполнительной власти, поскольку: во-первых, такой орган должен быть наделен исключительной компетенцией, включающей достаточно широкий перечень специальных полномочий; во-вторых, он не должен иметь статус «министерства», поскольку в соответствии с Законом ДНР «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики» министерство - это республиканский орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию, надзору и контролю в установленной сфере деятельности [13], то есть речь идет об осуществлении соответствующих функций в определенной отрасли экономики; в-третьих, министерство, как орган исполнительной власти, может выступать заказчиком в отношениях закупки, а поэтому оно не должно совпадать в одном лице с органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Поэтому с целью обеспечения эффективной организации процесса проведения закупок, а также с учетом опыта других стран целесообразно в законопроекте закрепить положения, предусматривающие создание специального государственного органа по регулированию контрактной системы в сфере закупок, а также четко определяющие его

полномочия. Создание такого органа позволит обеспечить: централизованное управление закупками; ведение электронных государственных реестров в сфере закупок; использование электронных ресурсов, формирование и хранение баз данных по проведению закупок в ДНР, которые необходимы для мониторинга и обобщения практики осуществления закупок.

Также требует уточнения вопрос, касающийся моделей организации проведения закупок, которые в мировой практике делятся на:

а) централизованные закупки, осуществляемые специально созданной уполномоченной организацией единолично или через сеть закупочных организаций (по сферам) или структурными подразделениями;

б) децентрализованные закупки, предполагающие неограниченное количество субъектов выступающих в роли заказчика;

в) смешанная закупка (централизованная и децентрализованная), когда наряду с другими государственными заказчиками создаются централизованные закупочные организации, осуществляющие закупки товаров, работ и услуг с целью удовлетворения потребностей заказчиков.

В ДНР в настоящее время в соответствии с Временным порядком закупки осуществляются исключительно в рамках децентрализованной модели закупок, что является причиной, с одной стороны, привлечения широкого круга заказчиков (государственных органов власти и органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений, организаций и предприятий, в том числе созданных с участием этих органов, а, с другой стороны, проведения большого количества процедур закупок и, как следствие, нерационального использования бюджетных средств.

В законопроекте, по сути, предусмотрено использование смешанной модели закупок, поскольку в соответствии со ст. 20 Главой ДНР, Советом Министров ДНР (главой местной администрации) полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), планирование закупок, заключение государственных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, обеспечение их оплаты для нескольких органов исполнительной власти (органов власти территориальной громады) либо учреждений ДНР (коммунальных учреждений) могут быть возложены на орган исполнительной власти (орган власти территориальной громады) либо учреждение ДНР (коммунальное учреждение), в том числе специально созданное в этих целях. А порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами либо учреждениями ДНР определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей.

Однако такой подход в законопроекте к определению смешанной модели закупок требует соответствующих уточнений, поскольку возникают следующие вопросы:

по каким критериям Глава ДНР, Совет Министров ДНР (глава местной администрации) будут принимать решения, кому передавать соответствующие полномочия в сфере закупок - органу исполнительной власти (органу исполнительной власти территориальной громады) или учреждению ДНР (коммунальному учреждению), или с этой целью необходимо создавать специальное учреждение;

при каких обстоятельствах они имеют право принимать решение о создании специального учреждения для выполнения таких полномочий;

порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами либо учреждениями должен определяться по-разному относительно каждого решения главы местной администрации о передаче полномочий по закупкам или же он должен быть общим для всех.

А поэтому в законопроекте необходимо более четко определить процесс организации централизованных закупок в рамках смешанной модели путем:

исключения возможности передачи соответствующих полномочий по закупкам органу исполнительной власти (органу исполнительной власти территориальной громады) или учреждению ДНР (коммунальному учреждению) с целью недопущения коррупционных деяний, поскольку они могут совпадать в одном лице как централизованная закупочная организация и заказчик;

закрепления права соответствующих органов Республики на создание централизованных закупочных организаций для передачи вышеуказанных полномочий, практика создания которых имеется в других странах, например: в Украине -центральные закупочные организации, которые определяются Кабинетом Министров Украины, органами местного самоуправления как заказчики и организуют, проводят процедуры закупок и закупки по рамочным соглашениям в интересах заказчиков [14]; в США - Служба по управлению государственными закупками (Genneral Services Administration), которая на основании заявок от всех министерств и ведомств осуществляет централизованные закупки [15]; во Франции - Генеральный союз по государственным закупкам, как централизованная закупочная база, основной задачей которой является заключение рамочных соглашений на выполнение работ, а также закупка товаров или услуг для любого заказчика. В свою очередь заказчик покупает товары (работы, услуги) у Генерального союза без

проведения процедур закупки, который предлагает заказчикам наиболее распространенные товары и услуги, приобретенные оптом на конкурсной основе [16];

определения оснований и порядка создания и прекращения централизованных закупочных организаций, их прав и обязанностей, а также порядка взаимодействия таких организаций с заказчиками.

Целесообразность создания централизованных закупочных организаций обусловлена тем, что эти организации могут выполнять на профессиональной основе исключительно закупочную деятельность с целью удовлетворения потребностей государственных заказчиков, за счет чего будет обеспечена оптимизация системы закупок, в том числе путем существенного сокращения количества процедур закупок, сокращены бюджетные расходы, привлечение к организации проведения закупок высококвалифицированных специалистов.

Следующий вопрос, требующий соответствующего уточнения, касается защиты прав и законных интересов участников закупок как одной из основных составляющих их организации, поскольку ненадлежащее обеспечение такой защиты негативно влияет на участие субъектов хозяйствования в процедурах закупок и, как следствие, на развитие конкуренции между этими субъектами.

Необходимость уточнения рассматриваемой защиты обусловлено тем, что как и в действующем, так и в перспективном законодательстве ДНР о закупках отсутствуют нормы, четко определяющие все необходимые положения о защите прав и законных интересов их участников.

В частности, во Временном порядке содержится раздел «Обжалование процедур закупок», где закреплено право участника на обжалование решения, действия или бездействия заказчика, Уполномоченного органа, комитета по конкурсным закупкам, противоречащее законода-

тельству в сфере закупок, в результате которого нарушено право или законные интересы участника. При этом в соответствии с этим актом такая защита возможна в судебном порядке либо в порядке, определенном Главой ДНР, при условии, что объектом обжалования не является выбор заказчиком процедуры закупки или решение заказчика об отклонении всех предложений конкурсных закупок.

В законопроекте закреплены положения о защите прав и законных интересов участников отношений в сфере закупок, регламентирующие порядок подачи и рассмотрения жалоб. Так, в ст. 39 законопроекта, кроме субъектов обжалования (любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения и объединения юридических лиц) и оснований подачи таких жалоб (действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки) определяются: 1) сроки подачи жалобы, в том числе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона; 2) требования к ее содержанию и форме, а также прилагаемым к жалобе документам; 3) основания возврата жалобы; 4) органы, в которые могут подаваться такие жалобы, а именно: орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок; контролирующий орган в сфере государственного оборонного заказа; орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок; 5) сроки и порядок рассмотрения жалобы и т.д.

Поэтому в законопроекте положения касательно защиты прав и законных

интересов участников закупок представлены значительно шире. Однако для более четкого определения этих положений в законопроекте необходимо:

во-первых, конкретизировать орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, которым в соответствии с действующим законодательством ДНР является Республиканская антимонопольная

служба [17]. Такой подход к определению такого органа соответствует практике других стран, в частности:

в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. №2 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» таким органом является Федеральная антимонопольная служба как орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения, которые составляют государственную тайну, и др.);

согласно Закону Украины «О публичных закупках» органом обжалования в сфере закупок является Антимонопольный комитет Украины [18] и др.;

во-вторых, закрепить исчерпывающий перечень оснований подачи жалобы, поскольку использование в законопроекте понятий «действия и бездействия» не

исключают безосновательных обращений субъектов хозяйствования с жалобами;

в-третьих, определить правовые последствия рассмотрения жалоб.

Следует обратить внимание, что требуют соответствующих уточнений и другие положения законопроекта, в частности, касающиеся детализации процесса планирования закупок, контроля соблюдения требований законодательства о закупках и др. Однако вышеуказанные являются первоочередными, поскольку относятся к основным элементам организации проведения закупок, нуждаются в первоочередном решении.

Выводы

В результате проведенного анализа действующего и перспективного законодательства ДНР о закупках, а также законодательства других стран следует сделать вывод, что с целью обеспечения надлежащей организации процесса проведения закупок целесообразно в законопроекте закрепить положения:

1) предусматривающие создание специального государственного органа по регулированию контрактной системы в сфере закупок и определяющие его полномочия для обеспечения централизованного управления закупками, ведения электронных государственных реестров в этой сфере, использования электронных ресурсов, формирования и хранения баз данных по проведению закупок в ДНР, которые необходимы для мониторинга и обобщения практики их осуществления;

2) исключающие возможность передачи соответствующих полномочий по закупкам органу исполнительной власти (органу исполнительной власти территориальной громады) или учреждению ДНР (коммунальному учреждению);

3) устанавливающие право соответствующих органов Республики на создание централизованных закупочных организаций и определяющие основания и порядок их создания и прекращения, права и

обязанности этих организаций, а также порядок взаимодействия этих организаций с заказчиками;

3) определяющие Республиканскую антимонопольную службу как орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, а также закрепляющие исчерпывающий перечень оснований подачи жалоб в этот орган и правовые последствия их рассмотрения.

Внедрение вышеуказанных предложений в перспективном законодательстве ДНР о закупках будет благоприятно влиять на оптимизацию системы закупок, рациональное использование бюджетных средств, активное участие субъектов хозяйствования в процедурах закупки и развитие конкурентных отношений между ними в условиях дальнейшего становления и развития экономики Республики.

Список использованной литературы

1. Андреева, Л.В. Сближение норм законодательства о закупках / Л.В. Андреева // Публичные закупки: проблемы правоприменения: материалы VI Междунар. конф. (г. Москва, 8 июня 2018 г., МГУ им. М.В. Ломоносова). - М.: Юстицин-форм, 2018. - С. 10-18.

2. Беляева, О.А. Корпоративные закупки: проблемы правового регулирования: научно-практическое пособие / О.А. Беляева. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ИД «Юриспруденция», 2018. - 311 с.

3. Кичик, К.В. «Дуализм» российского законодательства о публичных закупках / К.В. Кичик // Современные проблемы хозяйственного законодательства: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (г. Донецк, 25 октября 2018 г.); ГУ «Институт экономических исследований»; под ред. О.А. Ашуркова. - Донецк: ФЛП Кириенко С.Г., 2019. - С. 47-63.

4. Черкасская, Н.В. Предложения к совершенствованию правового регулирования осуществления процедур публичных закупок в Донецкой Народной Республике / Н.В. Черкасская // Предпринимательское право. - 2019. - № 1. - С. 2530.

5. Об утверждении Временного Порядка о проведении закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства в Донецкой Народной Республике: Постановление Совета Министров ДНР от

31.05.2016 г. № 7-2 (по состоянию на

07.12.2017 г.) [Электронный ресурс] / Официальный сайт Совета Министров ДНР. - URL: http://smdnr.ru/wp-content/uploads/2016/06/7-2.pdf

6. О закупках для государственных нужд и нужд местного самоуправления: проект Закона Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. / Официальный сайт Народного Совета ДНР. -URL: https://dnrsovet.su/122-d-o-zakupkah-dlya-gosudarstvennyh-nuzhd-i-nuzhd-mestnogo-samoupravleniya/

7. О государственных закупках: Закон Грузии от 20.04.2005 г. № 1388 / [Электронный ресурс] / Официальный сайт ЮЛИИ "Законодательный вестник Грузии" 2010-2019. - URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/vi ew/ 31252

8. О государственных закупках: Закон Республики Азербайджан от 27.12.2001 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Азербайджанского Государственного Информационного Агентства. - URL: https://azertag.az/ru/ xeber/ZAKON_AZERBAIDZHANSKOI_R ESPUBLIKIO_gosudarstvennyh_zakupkah-906599

9. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ [Электронный ресурс] / Кон-сультантПлюс. - URL: http://www.

consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14 4624/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676 674c1416/

10. Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 г. № 728 [Электронный ресурс] / Неофициальный сайт о контрактной системе госзакупок. -URL: http:/^3-44^/documenty/postanov leniy_pravitelstva/postanovleniy_pravitelstv a_ot_26_08_2013_n_728.html

11. Про затвердження Положення про департамент регулювання публiчних закутвель: Наказ Мшютерства економiч-ного розвитку i торгiвлi Украши вщ 07.03.2017 р. № 338 [Електроний ресурс] / Офшшний сайт Верховно! Ради Украши. - URL: https://zakon.rada.gov.ua/ rada/show/v0338731-17

12. О Департаменте государственных закупок при Министерстве финансов Кыргызской Республики: Постановление Правительства Кыргызской Республики от 03.02.2014 г. № 68 [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства Юстиции Кыргызской Республики. -URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/96075

13. О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики: Закон Донецкой Народной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республики от 24.04.2015 г. № 35-IHC [Электронный ресурс] Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-sisteme-or ganov-ispolnitelnoj-vlasti/

14. Дмитрик, Е. Государственные закупки лекарственных средств: будущее и настоящее / Е. Дмитрик // Еженедельник АПТЕКА. - 2017.- № 49. - 18 декабря.

15. Каранатова, Л.Г. Правила и особенности организации государственного заказа в США / Л.Г. Каранатова // Бизнес и закон. - 2010.- № 3.- С. 311-315.

16. Терновая, О.А. Правовое регулирование публичных закупок компаний с государственным участием во Франции / О.А. Терновая // Публичные закупки в зарубежных странах: динамика правового регулирования: монография; отв. ред. О.А. Беляева, В.А. Вайпан, К.В. Кичик. -М.: Юстицинформ, 2017. - С. 624-676.

17. О создании Республиканской антимонопольной службы: Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16.08.2016 г. № 10-34 [Электронный ресурс] Официальный сайт ГИС НПА ДНР. - URL: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0003 -10-34-20160816/

18. Про публiчнi закутвлг Закон Украши вщ 12.04.2016 р. № 1078-VIII (з1 змшами станом на 21.12.2017 р.) // Вщо-мосп Верховно! Ради. - 2016. - № 21. -Ст. 407.

Статья поступила в редакцию 16.05.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.