Научная статья на тему 'Об организации процесса обучения физике в инклюзивной среде'

Об организации процесса обучения физике в инклюзивной среде Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
283
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / процесс обучения / образовательные технологии

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Карачёва М.Ф

В статье представлены методические рекомендации организации уроков физики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Подробно рассмотрены особенности обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата решению физических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об организации процесса обучения физике в инклюзивной среде»

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ

Карачёва М.Ф.

Научный руководитель: Погожее С.Э., к.ф.-м.н., доцент, заведующий кафедрой физики

ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет», г. Вологда

Аннотация

В статье представлены методические рекомендации организации уроков физики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Подробно рассмотрены особенности обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата решению физических задач.

Ключевые слова: инклюзивное образование, процесс обучения, образовательные технологии.

Введение

Физика среди учебных предметов занимает особое место. Она является фундаментальной наукой, изучающей закономерности природы и многообразие явлений окружающего мира. Компетентностный подход обучения физике в современных условиях должен содержать ценности и принципы инклюзии. Для обеспечения возможности обучения детей с ОВЗ необходимо адаптировать под них имеющиеся образовательные программы, сделать их более гибкими. Методические рекомендации помогут правильно выстроить и организовать урок, отобрать подходящие методы, средства и приемы обучения, с учетом особенностей детей с ОВЗ.

Типы современных образовательных технологий [1, 6] на уроках физики в

рамках инклюзивного образования

1. Коммуникативная технология.

Используется для развития навыков коммуникации. На уроках физики возможны разные варианты коммуникативного взаимодействия, например, «учитель - ученик», «ученик - ученик», «ученики - учитель». Наиболее подходящие формы работы: диалог, беседа, дебаты, конкурсные и игровые мероприятия по предмету.

2. Дифференцированная технология.

Данная технология основывается на личностных интересах ребенка. Для выявления наиболее развитых умений проводятся диагностические тесты. В дальнейшем рекомендуется подбирать для ученика практические задания и ставить научно-исследовательские проблемы из той области, которая ему наиболее интересна.

3. Модульная технология.

Используется в рамках одной темы или даже раздела. Заключается в том, что ученик сам выбирает путь изучения материала. Например, возможны творческие работы, проекты, изготовление наглядных пособий по данной теме. Учитель помогает, контролирует и корректирует действия ученика в выбранном направлении. Модульная технология позволяет школьнику самостоятельно сделать выбор формы индивидуального изучения программы.

4. Информационно - коммуникативная технология

Заключается в изучении большого объема сведений с целью выведения достоверной информации. Способствует развитию навыков самостоятельной работы с информационными ресурсами.

5. Технология применения программного обеспечения

Цифровые технологии можно использовать на любом этапе урока. Они помогают разнообразить занятия, сделать их более интересными и насыщенными. Видеоматериалы, презентации, виртуальные эксперименты

всегда больше привлекают внимание учеников, по сравнению с традиционным изложением материала. Компьютерные программы облегчают обучение детям с особенностями развития. Они предоставляют возможность для выполнения лабораторных, экспериментальных и исследовательских работ.

6. Проектная технология

В центре данной технологии находится ученик. Он самостоятельно, исходя из своих интересов, выбирает тему проекта. Такие работы могут выполняться в группах, что развивает социальное взаимодействие учащихся. В физике актуальными являются проектные работы, связанные с промышленной деятельностью, информационными технологиями и т.д., что способствует укреплению межпредметных связей.

7. Игровая технология

Предполагает организацию процесса обучения с использованием педагогических игр. В ходе игры учащиеся, опираясь на свой жизненный опыт и обыденные знания, приходят к открытию новых знаний. Такая технология активизирует познавательную деятельность и способствует развитию коммуникации.

8. Технология развития критического мышления

Технология направлена на умение анализировать, проверять информацию, находить противоречия. Например, анализ полученного ответа при решении задачи. Ученики должны проанализировать и сделать вывод: достоверны ли полученные результаты при данных обстоятельствах.

Для обучения детей с ОВЗ используются те же приемы и методы [2], что и для учащихся общеобразовательной школы, но с некоторыми особенностями:

1. Изучение нового материала должно происходить порциями.

2. Объяснение каждого физического явления, понятия, действия должно

быть максимально развернуто и раздроблено.

3. Необходимо частое повторение изученных понятий и законов.

4. Необходимо присутствие связи с практикой и обыденными знаниями.

5. Необходим постоянный контроль за действия учащихся.

В процессе обучения детей с детским церебральным параличом (ДЦП) рекомендуется наиболее частое использование следующих методов: коммуникативного, объяснительно - иллюстративного, информационного, методов контроля и оценки. При обучении детей с ДЦП рекомендовано использование следующих приемов:

1. Фиксация на доске основных моментов пройденной темы.

2. Разработка учителем карточек-памяток по изучаемой теме.

3. Использование презентаций, видео и аудио фрагментов.

4. Использование разнообразных методов и приемов обучения.

5. Использование сигнальных карточек.

6. Восприятие материала с закрытыми глазами.

Таким образом, учитель должен использовать в процессе обучения новые приемы и методы, адаптированные для конкретных учеников, с целью развития интереса и восприятия материала.

Особенности обучения детей с ДЦП решению физических задач

Обучающимся с ДЦП необходимо предоставить особые условия, индивидуализированный подход к изучению физики [7]. Изменение подходов не должно противоречить программе в рамках курса общеобразовательной школы и не должно влиять на качество и количество получаемых знаний. Все изменения вносятся в индивидуальный образовательный план учащегося. Основные предметные умения учащегося на уроках физики в 7-9 классах формируются:

1. При изучении физических явлений и употреблении физических терминов.

2. При выполнении лабораторных работ.

3. При решении физических задач.

При выполнении упражнений учащийся выполняет различные мыслительные операции и, если хотя бы одна из них будет упущена, то результат будет содержать ошибку. Поэтому наиболее подходящим условием обучения физике детей с ДЦП является предоставление алгоритмов для выполнения каждого задания. Алгоритм предполагает четкую последовательность действий, после выполнения которых ученик придет к положительному результату.

Основные свойства алгоритма:

1. Дискретность. Предполагает разделение сложного задания на более простые.

2. Определенность. Каждый этап алгоритма соответствует определенному действию, исключая выполнение другого.

3. Массовость. Предполагает использование алгоритма для совокупности задач.

4. Результативность.

В седьмом классе на первых уроках по решению задач учащимся предоставляется алгоритм решения в виде памятки. Необходимо подробно объяснить содержание каждого этапа, показать его осуществление на конкретном примере. В дальнейшем при решении задач также следует проговаривать последовательность действий.

Алгоритм решения количественных задач:

1. Чтение и анализ текста задачи.

На данном этапе необходимо определить физическое тело, о котором говорится в задаче и выяснить ситуацию (условия), в которых оказалось это тело. Следующий шаг - это определение физического явления, к которому относится данная ситуация. В конце данного пункта алгоритма учащиеся выписывают на черновик формулы, которые они вспомнили для данного явления.

2. Краткая запись условия. Перевод единиц в СИ.

Перед началом каждого урока необходимо повторять основные физические величины, их обозначение и единицы измерения в международной системе. Повторение может осуществляться разными способами: в форме игры, беседы, теста. Правила перевода внесистемных единиц измерения наиболее удобно предоставить в виде памятки. Результат выполнения данного пункта - это определение известных и искомых физических величин, их запись и перевод.

3. Решение задачи в общем виде.

На данном этапе необходимо получить готовую рабочую формулу -формулу, которая состоит только из величин, находящихся в краткой записи условия. При этом задачи делятся на 3 типа: задачи с применением формулы, не требующей преобразований, задачи с применением одной формулы, требующей математических преобразований, задачи с применением нескольких формул.

4. Вычисления.

В рабочую формулу подставляются численные значения физических величин. После этого происходит анализ решения и запись ответа. На уроке решения задач по ранее изученной теме первую задачу объясняет и оформляет учитель. Далее ученикам необходимо выдать карточку, на которой первая задача решена, а вторая решается аналогичным образом. Опираясь на пример, учащиеся самостоятельно решают вторую задачу, что приводит к успешному результату. Такой прием способствует повышению самооценки и заинтересованности учащихся.

Пример:

Задача 1. Известно, что 300 г сливок занимают объем, равный 250 см 3. Чему равна плотность сливок? Дано: Решение: т = 300 г Р = т V V = 250 см 3 р = 300 г = 1,2 г 250 см см р - ? Ответ: 1,2 . г ' 3 см

Задача 2. Определите плотность детали, если ее объем составляет 100 см 3, а масса 835 г. Дано: Решение:

Особое внимание следует уделить решению качественных задач и задач с историческим содержанием [3, 4, 5]. Такие задачи, чаще всего, носят практический характер, показывают связь физики с окружающей нас действительностью. Это помогает усилить заинтересованность детей предметом. Решение задачи предполагает анализ условия, проведение рассуждений, выявление связей и умозаключений. Оформить это в тетрадях учащимся, как правило, проблематично, поэтому целесообразно на такие

задачи выслушивать устный ответ. Благодаря этому школьники быстрее научатся логическим рассуждениям и правильной физической речи. Актуальны варианты решения качественных задач в парах и группах, например, на уроках повторения пройденной темы.

Заключение

Число людей с ограниченными возможностями здоровья в мире, к сожалению, продолжает расти. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Учащиеся с ОВЗ нуждаются в особых условиях, методах и приемах обучения. Процесс развития инклюзивного образования сложный и многогранный. Он затрагивает научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги, принявшие идею инклюзии, нуждаются в помощи и поддержке по организации педагогического процесса. Поиск оптимальных путей и средств интеграции детей с ОВЗ - это совместная задача администрации, родителей, педагогов и других специалистов.

Библиографический список

1. Алехина, С. В. Инклюзивное образование: история и современность: учебно-методическое пособие / С. В. Алехина. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. - 33 с.

2. Дмитриев, А. А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: учеб. пособие. - М.: ИИУ МГОУ, 2017. - 260 с.

3. Погожев, С. Э. Принцип историзма при решении задач по электростатике / С. Э. Погожев // Проблемы теории и практики инновационного развития и интеграции современной науки и образования: материалы II Междунар. междисципл. конф. - М.: МГОУ, 2021. С. 117-122.

4. Погожев, С. Э. Пространство, движение, время - загадки и парадоксы в задачах с историческим содержанием / С. Э. Погожев // Современная наука и физико-математическое образование: фундаментальные исследования, инновации и перспективы развития: материалы Всеросс. конф. - М.: МГОУ, 2021. С. 99-101.

5. Погожев, С. Э. Теплота, работа и тепловые машины - исторические факты термодинамики в решении физических задач / С. Э. Погожев // Современные проблемы и перспективы обучения математике, физике, информатике в школе и вузе: межвузовский сборник научно-методических трудов. - Вологда: ВоГУ, 2022. С. 126-130.

6. Самсонова, Е. В. Основные педагогические технологии инклюзивного образования: учебно-методическое пособие / Е. В. Самсонова, Т. П. Дмитриева, Т. Ю. Хотылева. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. -36 с.

7. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно -двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: Методический

сборник / Отв. ред. С. В. Алехина // Под. ред. Е. В. Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012. - 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.