Научная статья на тему 'Особенности организации индивидуализированного обучения слабовидящего ребёнка в условиях инклюзивного образования'

Особенности организации индивидуализированного обучения слабовидящего ребёнка в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2845
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СЛАБОВИДЯЩИЙ УЧЕНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глущенко Альфия Фаритовна

В статье рассмотрен практический опыт реализации индивиуально-дифференцированного подхода обучения слабовидящего ребёнка в условиях инклюзивного образования в начальной школе. Описаны методы, методические приёмы, технологии и подходы работы с таким учеником. Статья имеет практико-ориентированный характер и будет интересна родителям, педагогам начальных классов, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации индивидуализированного обучения слабовидящего ребёнка в условиях инклюзивного образования»

УДК 376

Глущенко А.Ф.

особенности организации индивидуализированного обучения слабовидящего ребёнка в условиях инклюзивного образования

В статье рассмотрен практический опыт реализации индивиуально-дифференцированного подхода обучения слабовидящего ребёнка в условиях инклюзивного образования в начальной школе. Описаны методы, методические приёмы, технологии и подходы работы с таким учеником. Статья имеет практико-ориентированный характер и будет интересна родителям, педагогам начальных классов, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, технология, адаптированная образовательная программа, слабовидящий ученик.

На современном этапе развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности инклюзивного образования, возникает ряд проблем относительно определения теоретических и технологических аспектов этого процесса. Все дело в том, что современное российское законодательство, определяя инклюзивное образование как образование, обеспечивающее равный доступ к качественному образованию для детей с ОВЗ в зависимости от их образовательных потребностей, несколько расходится с концепцией ЮНЕСКО, определяющей инклюзивное образование как совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вопросами построения теоретических концептов инклюзивного образования занимались зарубежные исследователи: Л. Бартон, Дж. Депплер, Е. Дорис, Т. Лоре-ман, У. Сейлор, Е. К. Сликер, Д. Харвей и др. Среди российских ученых, разрабатывающих концептуальные основы инклюзивного образования, известны имена С.В. Алехиной, Д.В. Зайцевой, Е.Н. Кутеповой, Н.Н. Мало-феевой, Е.Р. Ярской-Смирновой и др. В современных исследованиях рассматриваются различные формы инклюзии, в частности инклюзии внутренней, когда в класс детей, имеющих определенную нозологию, включается

ребенок, имеющий другую нозологию или более выраженную форму имеющейся нозологии (например, слепой ребенок среди слабовидящих или ребенок с нарушениями слуха среди детей с ЗПР). И здесь, несомненно, используются инклюзивные технологии в образовательном процессе.

Вопросами технологий инклюзивного обучения занимались западные исследователи М. Банерджи, Х. Гартнер, С. Денно, Д. Митчелл, Д. Тайак, М. Фуллан, К.М. Эверт-сон и др. В отечественной педагогике технологическая сторона инклюзивного образования частично представлена в исследованиях Л.С. Выготского, И.Ю. Левченко, И.В. Карпен-ковой, С.И. Кудинова и др. К сожалению, как отмечает Ю.В. Мельник, в России не сформировано до конца стратегическое и тактическое поле управленческих технологий, характерен суженный круг вовлеченных субъектов, делается акцент на учителе инклюзивного класса, имеется усиление отдельных аспектов педагогических управленческих технологий инклюзивного обучения при недостаточном учете роли других составляющих. Поэтому особо ценен опыт педагогов, работающих в классах инклюзивного обучения.

Школа №152 г. Перми является коррек-ционной, но в отличие от других специализированных школ в ней обучаются дети с ОВЗ

по семи образовательным программам. Дети с разным уровнем развития, с инвалидностью и без - все в школе нашли своё место. Так, во втором классе обучаются учащиеся по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой умственного развития. Среди них есть ученик с инвалидностью по зрению (слабовидящий). Работа в инклюзивном классе направлена на обеспечение коррекции недостатков в развитии ребёнка с функциональным нарушением зрения, а также и оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Работая в инклюзивном классе, учитель ставит перед собой и решает следующие задачи:

- создать единую образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;

- организовать образовательный процесс по адаптированным основным и дополнительным общеобразовательным программам для детей с ЗПР и слабовидящих в инклюзивном классе;

- организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования;

- оказывать консультационную помощь семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями.

За время обучения в классе выявились следующие проблемы:

- неумение детей общаться друг с другом,

- низкий уровень самообслуживания (дети долго готовятся к уроку, не умеют организовать рабочее место);

- все дети имеют разный уровень подготовки к школе, это сказывается на недостаточном внимании на уроках, неспособности с первого раза понимать задания;

- отсутствие особых условий при организации образовательного пространства для слабовидящего ученика.

Для решения этих и других задач используются различные педагогические приёмы, которые помогают адаптировать слабовидящего ребёнка и включить его в активный учебный процесс. Для слабовидящего ученика разработана индивидуальная программа развития ученика.

Цель индивидуальной программы: формирование, раскрытие умственных и творческих способностей учащегося с учётом психологических физических особенностей. Индивидуальная образовательная программа предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). ИОМ -это документ, который отражает специальные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. ИОМ может разрабатываться на определённый временной период, может быть краткосрочным и длительным в зависимости от поставленной цели. В процессе работы по ИОМ отслеживаются сильные и слабые стороны ребёнка, его возможности и угрозы при изучении материала и пути реализации. По завершении работы проводится обсуждение результатов и корректировка дальнейшей учебной деятельности.

Слабовидение прямо или опосредованно оказывает негативное влияние как на уровень готовности к школьному обучению, так и на формирование школьных навыков. Недостатки зрительного восприятия вызывают формирование нечетких, недифференцированных образов - представлений, которые отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), что значительно затрудняет учебно-познавательную деятельность ребёнка. В ходе учебно-познавательной деятельности дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий, что в свою

очередь приводит к снижению успеваемости. Такое положение вызвало необходимость проведения коррекционных занятий по охране и развитию зрения и зрительного восприятия.

Для слабовидящего ученика характерно: снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий, успешность которых во многом определяется состоянием зрительных функций; замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы,трудностями зрительного контроля; затрудненностью выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, осуществлении зрительно-пространственной координации, зрительно-пространственного синтеза и др.

Обязательными условиями, обеспечивающими максимальную реализацию образовательных потребностей слабовидящего школьника, являются:

- создание адекватной особенностям психофизического развития слабовидящих учащихся образовательной среды (организация рабочего места в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося и др.);

- использование адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности обучения и воспитания слабовидящих учащихся;

- введение в структуру урока специальных пропедевтических этапов, подготавливающих слабовидящего к усвоению учебного материала;

- снижение темпа работы, увеличение времени на выполнение заданий;

- введения усиленного педагогического контроля и руководства;

- многократное повторение материала и разнообразное его закрепление с опорой на практические аспекты применения знаний и использование их в новых нестандартных ситуациях;

- использование специальных дидактических материалов;

- соблюдение офтальмо-гигиенических рекомендаций.

При подготовке и проведении уроков в инклюзивном классе учитель использует различные приёмы, включающие ребёнка в общий образовательный процесс. В процессе обучения письму слабовидящего ученика применяются дидактические игры:

- «Допиши букву», «Собери букву», «Узнай букву» (для этого на отдельных листах пишутся элементы букв в том размере шрифта, который воспринимаем учеником; из твёрдого гофрированного картона вырезаны элементы письменных букв, которые собираются как плоский конструктор; из разных тканей сделаны аппликации букв, которые узнаваемы тактильно, вырезаны из картона печатные буквы, которые нужно узнать на ощупь, и т.д.);

- письмо фломастером (яркий цвет и мягкость письма позволяют запомнить написание буквы);

- проговаривание поэтапного написания буквы;

- использование документ-камеры и видеоувеличителя.

Обучение письму для слабовидящих детей имеет не только образовательное и воспитательное, но и существенное коррек-ционное значение, так как в процессе его совершенствуется зрительный анализ, развивается глазомер и ориентировка в малом пространстве, осуществляется коррекция недостатков пространственных представлений.

Письмо - это не только двигательный акт, а комплекс операций. Как уже говори-

лось, в его процессе участвуют слух, зрение, кинестезия рук и речедвигательный аппарат. Трудность формирования этого навыка заключается в том, что обучающийся писать ребёнок должен сразу выполнять несколько задач: гигиенических, технических, графических. Даже при нормальном зрении одновременно помнить и решать все эти задачи -большая сложность. Для слабовидящего ребёнка выполнение каждой из них особенно затруднено в силу нарушенного зрения.

Обучение письму проводится параллельно с обучением чтению. Практика школьной работы показывает, что письмо нередко отстаёт от чтения. Но и при чтении у слабовидящего ребёнка возникают трудности. При обучении в начальных классах многие даже нормально видящие учащиеся испытывают значительные трудности в чтении, эти сложности еще более усугубляются у детей с нарушениями зрения. Слабовидящий ученик испытывает специфические трудности при овладении процессом чтения в начальных классах. Замедленное восприятие букв, слогов и слов затрудняет понимание прочитанного текста, отмечается значительно сниженная скорость чтения, повторения букв и слогов, потеря слов и строк, невыразительность и вялость артикуляции и другие характерные ошибки при чтении.

В целях оптимизации процесса чтения были разработаны специальные дидактические приемы, учитывающие специфические особенности восприятия у слабовидящих детей, применялись специальные оптические и технические средства, способствующие облегчению процесса чтения (лупа, компьютерные программы, документ-камера, листы с увеличенным шрифтом текста).

Основные трудности в чтении ученика второго класса — трудности зрительного узнавания, фонетико-фонематические, лексико-грамматические.

Трудности зрительного узнавания преодолевались с помощью следующих приёмов:

- демонстрация таблиц слогов, слов;

- сопоставление и изучение букв, сходных графически (л-м, т-г) и отличающихся дополнительными элементами (з-в, д-л);

- использование трафаретной закладки, обеспечивающей восприятие читаемой строки.

При работе по профилактике дисграфии с целью активации разных анализаторных систем (зрительной, слуховой, тактильной) использовались следующие игры:

- «Умные ручки» (дети на ощупь отгадывают и называют спрятанную за спиной букву).

- «Угадай подаренную букву» (ребёнок должен узнать, какую букву ему написал на спине, на ладошке товарищ).

- Упражнение «Разведчик» (ребёнку предлагается найти за 1 минуту слово на данную букву); чтение текста в электронном варианте; различные тренажёры для увеличения темпа чтения (чтение бегущей строки, исправление и чтение «сломанных» букв и слов, чтение с «исчезающими» буквами и т.п.); прослушивание материала в аудиозаписи.

В результате целенаправленного и систематического использования данных игр и упражнений у учащегося, имеющего инвалидность по зрению, повысилась обучаемость, улучшилось внимание, восприятие; сформировалось правильное, осмысленное чтение; появился интерес к процессу чтения и письма; произошло снижение эмоционального напряжения и тревожности; проявилась способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал. Анализ учебно-воспитательной работы класса показал положительную динамику развития процессов социализации, отсутствие отрицательной динамики в показателях академической успеваемости, в динамике формирования универсальных учебных действий и метапредметных компетенций у всех обучающихся в условиях совместного обучения и воспитания, что является показателем эффективности инклюзивного образовательного процесса.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иденбаум Е.Л. Инклюзивное образование в специфических социокультурных условия: проблемы, предпосылки, некоторые варианты организации и содержания. Иркутск, 2008.

2. Леско Д. Основные принципы инклюзии // Здоровье детей. 2008. № 12.

3. Мельник Ю.В. Сравнительный анализ общего инклюзивного образования в странах Запада (Канада, США, Великобритания) и России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2012.

4. На пути к инклюзивной школе: пособие для учителей / РООИ «Перспектива». 2005. С. 1-42.

5. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / под ред. В.Л. Рыскиной, Е.В. Самсоновой. М.: Форум, 2012.

6. Рубцова В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование. 2010. С. 6-20.

7. URL: http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/doc4.doc

8. URL: http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/index.php

9. URL: http://beregitedetei.ru/new_project/inkLuz_pLanir

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.