Научная статья на тему 'ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ИНФОРМАТИКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В ПЕРМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ИНФОРМАТИКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В ПЕРМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое образование / информатика / подготовка учителя / pedagogical education / computer science / teacher training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катанова Татьяна Николаевна, Клигман Татьяна Ивановна

представлено описание и структура образовательной программы подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Информатика и дополнительное образование». Обсуждается актуальность подготовки педагогических кадров по информатики в условиях цифровой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Катанова Татьяна Николаевна, Клигман Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE EDUCATIONAL PROGRAM “COMPUTER SCIENCE AND ADDITIONAL EDUCATION” AT PERM STATE HUMANITARIAN PEDAGOGICAL UNIVERSITY

the description and structure of the educational program "Computer Science and additional education" for bachelors of pedagogical education is presented. The importance of training teachers in computer science in the context of digital transformation is discussed.

Текст научной работы на тему «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ИНФОРМАТИКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В ПЕРМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

УДК 378.147

DOI: 10.24412/2222-7520-2023-1 -85-90

Катанова Татьяна Николаевна

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры информатики и вычислительной техники, e-mail: katanova@pspu.ru

Клигман Татьяна Ивановна

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информатики и вычислительной техники, e-mail: kligman@pspu.ru

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь Россия, 614900 г. Пермь, ул. Сибирская, 24

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ИНФОРМАТИКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В ПЕРМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Tatyana N. Katanova

PhD in Physical and Mathematical Science, Assistant Professor of the Department of

Computer Science, e-mail: katanova@pspu.ru

Tatyana I. Kligman

PhD in Technical Science, Assistant Professor of the Department of Computer

Science, e-mail: kligman@pspu.ru

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia

Perm, Siberian Str., 24

ABOUT THE EDUCATIONAL PROGRAM "COMPUTER SCIENCE AND ADDITIONAL EDUCATION" AT PERM STATE HUMANITARIAN

PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация: представлено описание и структура образовательной программы подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Информатика и дополнительное образование». Обсуждается актуальность подготовки педагогических кадров по информатики в условиях цифровой трансформации.

Ключевые слова: педагогическое образование, информатика, подготовка учителя.

© Катанова Т.Н., Клигман Т.И., 2023

Abstract: the description and structure of the educational program "Computer Science and additional education" for bachelors of pedagogical education is presented. The importance of training teachers in computer science in the context of digital transformation is discussed.

Key words: pedagogical education, computer science, teacher training.

Современный мир стремительно меняется под воздействием новых информационных технологий, которые существенно изменяют профессиональную деятельность людей. Так как большинство работающих информационного общества занято в информационной сфере, к образовательному процессу предъявляются новые требования -формирование информационной культуры подрастающего поколения. Государственная политика Российской Федерации в области образования сформулирована в национальном проекте «Образование» [1], который направлен на достижение национальной цели - обеспечение возможности самореализации и развития талантов детей. В структуру национального проекта «Образование» заложены федеральные проекты.

Федеральный проект «Современная школа» направлен на обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям. За счет мероприятий проекта, в частности, будут организованы 20 509 центров «точка роста» в общеобразовательных организациях сельской местности и малых городов; 496 детских технопарков «Кванториум», 33 педагогических технопарка «Кванториум» в педагогических вузах.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы выявления и развития способностей детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся. За счет мероприятий проекта к концу 2024 г. будет создано более 1 млн новых мест дополнительного образования детей.

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, обеспечение цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитию цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. В частности, за счет мероприятий проекта будут созданы 340 центров цифрового образования детей «IT-куб».

В Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете благодаря национальному проекту «Образование» созданы и оснащены современным оборудованием новые структуры.

Центр дополнительного образования «Дом научной коллаборации имени А.А. Фридмана» создан в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование». Целью создания является формирование организационно-методической и образовательной среды,

способствующей вовлечению, развитию и профессиональному самоопределению обучающихся среднего и старшего школьного возраста в пространстве естественных и технических наук с использованием инновационного оборудования и программного обеспечения.

Педагогический технопарк «Кванториум» создан в 2021 г. в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Педагогические технопарки создаются для формирования условий для повышения качества высшего образования, в том числе за счет обновления учебных помещений, приобретения современного оборудования, повышения квалификации педагогических работников и расширения содержания реализуемых образовательных программ.

Педагогический технопарк осуществляет организацию обучения студентов, повышение квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций методикам и технологиям преподавания учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей с использованием современного оборудования, в том числе для подготовки к педагогической деятельности на базе детских технопарков «Кванториум», центров естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», центров цифрового образования «1Т-куб». В технопарке ведется профориентационная деятельность со школьниками.

Технопарк универсальных педагогических компетенций «Учитель будущего поколения России». Технопарк предназначен для педагогического проектирования, приобретения студентами опыта в междисциплинарных и метапредметных проектах, организации исследовательской работы, формирования функциональной грамотности, а также повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников.

Технопарк представляет собой несколько кластеров - направлений деятельности:

- кластер проектной деятельности;

- кластер геймификации и педагогического дизайна;

- универсальный педагогический 1Т-кластер;

- кластер программирования и информационной гигиены;

- кластер 3D-моделирования и прототипирования;

- кластер междисциплинарной практической подготовки.

Центр профильного образования «Открытый университет». Основными целями деятельности Центра являются разработка и внедрение эффективных моделей привлечения абитуриентов, обеспечивающих реализацию современных технологий формирования профессиональной мотивации и ранней профессиональной ориентации обучающихся 10-11 классов образовательных организаций Пермского края в рамках реализации регионального образовательного проекта «Открытый университет».

Учебно-демонстрационный центр «Парк науки». Интерактивный музей занимательных наук для детей 5-14 лет. Парк науки - проект некоммерческой организации «Центр науки, просвещения и культуры «Точка открытий», часть проекта ПГГПУ «Детский университет». Цель центра - содействие

всестороннему развитию интеллектуальных и культурных возможностей личности, популяризация науки и культуры, развитие образования, разработка и применение новых форм преподавания естественных наук.

Таким образом, благодаря федеральным проектам, в ПГГПУ возникли современные структуры, отражающие приоритетную задачу российского образования - обеспечение возможности развития талантов и способностей детей в рамках современной образовательной среды. В университете сформированы возможности для повышения качества высшего образования на основе современного цифрового оборудования.

Кроме новых технических возможностей, которые обеспечивают вновь созданные структуры, нужны и новые педагоги, которые в полной мере смогут использовать возможности новых структур образовательной организации, разрабатывать и реализовывать программы обучения для дополнительного образования на основе современных цифровых образовательных технологий.

Общее образование не всегда может помочь детям реализовать свои способности и склонности. Школьные программы рассчитаны на среднего ученика и не могут ориентировать обучение на развитие творческих способностей ученика с учетом его индивидуальных особенностей. Творческие способности детей, реализуемые на основе новых информационных технологий, могут развиваться в рамках дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование (ДО) занимает нишу предпрофессиональной и профессиональной подготовки детей, развития их творческих способностей и подготовки их к жизни в современном информационном обществе. ДО можно рассматривать как единый целенаправленны процесс, объединяющий обучение, воспитание и развитие личности. Оно способно решать ряд проблем: удовлетворение личностно-образовательного заказа, потребности личности в новых областях знания и деятельности; поддержка ранней мотивации в сфере труда, жизненного и профессионального самоопределения; формирование способностей к жизнедеятельности.

В современном обществе актуальна проблема развития дополнительного образования как перспективной образовательной сферы. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся, в условиях дополнительного образования дети развивают свой творческий потенциал, навыки адаптации в современном обществе. Характерными признаками дополнительного образования детей являются: свободный выбор сферы деятельности; ориентация на личностные интересы ребенка; единство обучения, воспитания и развития; специфика квалификации педагогических кадров (педагог дополнительного образования, педагог-организатор, методист).

Имеется потребность социума в педагогических кадрах, способных творчески решать профессиональные задачи в сфере дополнительного образования детей, но выпускники педагогических университетов не всегда

готовы работать в специфических условиях данной сферы. В настоящее время возникла настоятельная необходимость в подготовке педагогических кадров для системы дополнительного образования, адекватных современным условиям и запросам, тенденциям общественного развития. Подготовка педагогических кадров для системы дополнительного образования детей предполагает организацию педагогического процесса, обеспечивающего формирование компетенций будущего педагога, соответствующих специфичным целям и задачам деятельности в сфере дополнительного образования.

В связи с этим в педагогических университетах появились направления подготовки учителей для системы дополнительного образования в области информационных технологий. В Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете в 2023/24 учебном году на факультете информатики и экономики впервые начата подготовка бакалавров по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленность (профили) «Информатика и Дополнительное образование».

По этой программе бакалавриата готовят еще 3 педагогических университета: Самарский государственный социально-педагогический университет, профиль «Информатика и Дополнительное образование (в области информатики и ИКТ)»; Московский городской педагогический университет, профиль «Информатика и дополнительное образование (робототехника)»; Алтайский государственный педагогический университет, профиль «Информатика и Дополнительное образование (системы искусственного интеллекта)».

Образовательная программа «Информатика и Дополнительное образование» ориентирована на подготовку современных учителей информатики, которые смогут работать в сфере дошкольного, начального, среднего и дополнительного образования детей и взрослых. Окончившие данную программу овладевают содержанием основных разделов информатики, дидактическими основами преподавания информатики в основной и старшей школе, а также дополнительного образования, содержанием основных учебников и учебных пособий школьного курса информатики; решают задачи курса информатики и основных разделов высшей информатики. Они учатся моделировать различные процессы и явления, организовывать локальные и глобальные сети, осваивают системное и прикладное программное обеспечение. Осваивают основы психологии и педагогики, методологию преподавания.

В программе Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета присутствуют следующие модули:

- социально-гуманитарный модуль;

- коммуникативно-цифровой;

- здоровье сберегающий;

- психолого-педагогический;

- модуль воспитательной деятельности;

- предметно-методический модуль «Информатика»;

- предметно-методический модуль «Дополнительное образование»;

- элективные модули «Дополнительные траектории профессионального развития»;

- учебная и производственная практика.

В области информатики внимание уделяется теоретическим и математическим основам информатики; дискретным моделям, численным методам и компьютерному моделированию; теории алгоритмов и современным языкам программирования; программному обеспечению систем и сетей, компьютерной графики, баз данных; веб-технологиям, искусственному интеллекту; информационной безопасности; психолого-педагогическим основам и методике обучения информатики.

В области дополнительного образования студенты знакомятся со спецификой дополнительного образования, изучая методику и современные образовательные технологии в системе дополнительного образования, разработку программ и проектные методы дополнительного образования. Программа предусматривает освоение популярных в дополнительном образовании и перспективных курсов: образовательная робототехника, 3D-моделирование и прототипирование, технологии виртуальной и дополненной реальности, системы визуального программирования.

Большое внимание в образовательной программе уделяется факультативам и элективным курсам, благодаря которым студенты смогут удовлетворить свои предпочтения и выбрать дополнительные траектории профессионального развития. В рамках элективных курсов можно изучить основы деловой коммуникации и этики деловых отношений, ресурсное состояние и эффективные модели поведения современного учителя, практикум по педагогическому дизайну, цифровые инструменты педагога и электронную пермскую образовательную систему, выявление и поддержку одаренных и талантливых детей и подростков, школьный театр как основу культурно-воспитательной деятельности, социальное предпринимательство. Элективные модули специализации также представляют широкий спектр дисциплин: сквозные цифровые технологии на уроках информатики, большие данные в образовании, маркетинг и менеджмент образования, коммерческая деятельность в сфере дополнительного образования.

Особенность программы составляют учебная и производственная практика, которые закрепляют теоретическое освоение учебного материала и формируют умения и опыт в будущей профессиональной деятельности.

Благодаря фундаментальной подготовке в сфере компьютерных наук, освоения технологий дополнительного образования, основ педагогики и психологии выпускники программы смогут стать компетентными современными преподавателями и обучать детей и взрослых информатике в основном и дополнительном образовании.

Список литературы

1. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. - URL: https://edu. gov. ru/national-project/about/ (дата обращения: 07.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.