Научная статья на тему 'О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМ И СЕТЕЙ»'

О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМ И СЕТЕЙ» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое образование / информатика / программное обеспечение / компьютерные сети / компетенции / оценочные средства / pedagogical education / computer science / software / computer networks / competencies / evaluation tools

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Катанова Татьяна Николаевна, Клигман Татьяна Ивановна

статья посвящена особенностям преподавания дисциплины «Программное обеспечение систем и сетей» в вузе. Обсуждается содержание дисциплины, оценочные средства для контроля знаний, умений и компетенций обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Катанова Татьяна Николаевна, Клигман Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE WORKING PROGRAM OF THE COURSE “SOFTWARE SYSTEMS AND NETWORKS”

the article is devoted to the features of teaching the course “Software systems and networks”. The content of the discipline, practical works and summative assessment of knowledge, skills and competence tasks are discussed.

Текст научной работы на тему «О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМ И СЕТЕЙ»»

УДК 37.02

DOI: 10.24412/2222-7520-2023-1 -80-84

Катанова Татьяна Николаевна

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры информатики и вычислительной техники, e-mail: katanova@pspu.ru

Клигман Татьяна Ивановна

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информатики и вычислительной техники, e-mail: kligman@pspu.ru

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь Россия, 614900 г. Пермь, ул. Сибирская, 24

О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМ И СЕТЕЙ»

Tatyana N. Katanova

PhD in Physical and Mathematical Science, Assistant Professor of the Department of

Computer Science, e-mail: katanova@pspu.ru

Tatyana I. Kligman

PhD in Technical Science, Assistant Professor of the Department of Computer

Science, e-mail: kligman@pspu.ru

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia

Perm, Siberian Str., 24

ON THE WORKING PROGRAM OF THE COURSE "SOFTWARE

SYSTEMS AND NETWORKS"

Аннотация: статья посвящена особенностям преподавания дисциплины «Программное обеспечение систем и сетей» в вузе. Обсуждается содержание дисциплины, оценочные средства для контроля знаний, умений и компетенций обучающихся.

Ключевые слова: педагогическое образование, информатика, программное обеспечение, компьютерные сети, компетенции, оценочные средства.

Abstract: the article is devoted to the features of teaching the course "Software systems and networks". The content of the discipline, practical works and summative assessment of knowledge, skills and competence tasks are discussed.

© Катанова Т.Н., Клигман Т.И., 2023

Key words: pedagogical education, computer science, software, computer networks, competencies, evaluation tools.

Дисциплина «Программное обеспечение систем и сетей» входит в предметно-методический модуль «Информатика» обязательной части основной образовательной программы бакалавриата по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профили «Информатика и Дополнительное образование». Данное направление появилось в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете в 2023/24 учебном году, дисциплина «Программное обеспечение систем и сетей» изучается студентами 1-го курса.

Содержание дисциплины, компетенции, которые формируются в результате ее изучения, оценочные средства, необходимые для контроля освоения дисциплины, определены в рабочей программе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования [1] определена компетенция, которая должна быть сформирована у обучающихся в результате изучения дисциплины:

ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач.

На изучение дисциплины отведено 108 часов (3 зачетные единицы), из них 12 часов лекционных, 20 часов лабораторных работ, 72 часа - самостоятельная работа студентов. В качестве промежуточного контроля предполагается зачет.

Цели освоения дисциплины: систематизация знаний о современном программном обеспечении компьютеров и компьютерных сетей, овладение основными программными средствами и приобретение практических навыков работы с программными продуктами на уровне квалифицированного пользователя.

В содержании дисциплины - 3 раздела:

1. Системное программное обеспечение (6 лекционных часов). В рамках раздела изучаются следующие темы: Операционные системы. Состав и функции операционных систем (ОС). ОС MS Windows; ОС Linux. Служебные программы. Программы-архиваторы. Антивирусные программы. Системы программирования. Парадигмы программирования. Языки программирования. Состав системы программирования: транслятор, компоновщик, отладчик программ, средства редактирования.

2. Прикладное программное обеспечение (2 лекционных часа). В рамках раздела изучаются: Системы обработки текстов. Системы обработки электронных таблиц. Средства разработки презентаций. Универсальные математические пакеты. Системы машинной графики.

3. Программное обеспечение компьютерных сетей (6 лекционных часов). В рамках раздела рассматриваются: Основные понятия компьютерных сетей. Общие требования к сети. Общие принципы построения сети. Адресация и топология сетей. Базовая эталонная модель взаимодействия открытых систем.

OSI. Линии связи: состав, типы, характеристики линий связи. Беспроводная связь. Технологии глобальных сетей.

Темы лабораторных работ:

1. Системное программное обеспечение (6 часов):

a. ОС Windows: пользовательский интерфейс; файловая система; главное меню: поиск файлов, запуск программ - через выполнить;

b. Работа в ОС Windows в режиме командной строки.

c. Работа с ОС Linux в режиме Live CD (по возможности).

2. Прикладное программное обеспечение (8 часов):

a. Создание, редактирование и форматирование текстового документа в MS Word.

b. Создание и редактирование электронной таблицы в MS Excel.

c. Работа в среде MathCad (по возможности).

3. Компьютерные сети (6 часов):

a. Изучение программных средств тестирования параметров соединения в компьютерных сетях и проверки настройки протокола TCP/IP.

b. Механизм адресации в IP-сетях. IP-адрес, MAC-адрес.

c. Программа для изучения компьютерных сетей Netemul. (Бесплатная программа, была создана в учебных целях и служит для визуализации работы компьютерных сетей, для облегчения понимания происходящих в ней процессов).

Обучающимся предлагается создать отчет по каждой лабораторной работе. Все отчеты необходимо собрать в единый текстовый файл, оформить титульный лист, список источников, выполнить автоматическое оглавление.

За каждую лабораторную работу студент получает максимально 20 баллов. Количество баллов может быть снижено за не полностью выполненное задание.

Критерии оценивания:

20 баллов - все задания к лабораторной работе выполнены верно, отчет создан, выполненные задания полностью в нем отражены;

18 баллов - есть небольшие недочеты в выполненных заданиях, отчет создан;

15 баллов - большая часть заданий выполнена верно, есть ошибки, отчет создан.

В качестве промежуточного контроля используется тестирование. Тест состоит из 40 компетентностно-ориентированных заданий. Приведём примеры заданий.

Задание 1. Преподаватель предлагает выбрать верные высказывания (множественный выбор):

1. Любая современная операционная система имеет графический пользовательский интерфейс.

2. Любая операционная система имеет командный пользовательский интерфейс.

3. Графический пользовательский интерфейс осуществляется за счет работы специальных приложений.

4. При использовании командного интерфейса команда записывается в текстовой форме.

Задание 2. В состав системы программирования входят (множественный выбор):

1. Язык программирования.

2. Система управления базами данных.

3. Компилятор.

4. Средства редактирования.

Задание 3. Преподаватель предлагает выбрать правильную последовательность действий для создания автоматического оглавления в MS Word:

1. Выбрать стиль заголовков для глав - Заголовок 1.

2. Выбрать стиль заголовков для параграфов - Заголовок 2.

3. На вкладке Вставка выбрать вставку колонтитула.

4. На вкладке Ссылки выбрать Оглавление.

5. Выбрать стиль оглавления.

a. 3, 1, 2, 4, 5;

b. 1, 2, 4, 5;

c. 4, 5, 3, 1, 2.

Задание 4. Совокупность идей и понятий, определяющих стиль написания компьютерных программ - это (парадигма программирования).

Задание 5. Вход во все приложения электронной информационно-

образовательной среды университета осуществляется с единой_

(учетной записью).

Задание 6. В ячейке В2 находится формула =EQnM(A1>21;"FIRST";"SECOND"). Что будет в клетке В2, если А1=20?

1. 20.

2. FIRST.

3. SECOND.

4. 0.

Задание 7. К вам с просьбой найти нужную программу в Интернете и установить её на компьютер, обратился друг. Найдя её, вы увидели рядом с данной программой слово «Shareware». Определите, что обозначает данное слово.

1. Бесплатные программы могут быть загружены и использованы на безвозмездной основе в течение неограниченного периода времени.

2. Программное обеспечение, поддерживаемое за счет размещения в нем рекламных материалов или компонентов сторонних производителей.

3. Условно-бесплатная программа, может иметь как ограничения в функциональности, так и ограниченный срок работы.

4. Условно-бесплатная программа, не имеет ограничений в функциональности, но имеет ограниченный срок работы.

Задание 8. Уровень эталонной модели архитектуры открытых систем, обеспечивающий установление и поддержку сеанса связи между двумя абонентами через коммуникационную сеть, позволяет производить обмен

данными в режиме, определенном прикладной программой, или предоставляет возможность выбора режима обмена. Поддерживает и завершает сеанс связи:

1. Сетевой.

2. Транспортный.

3. Сеансовый.

4. Прикладной.

5. Представительский.

Задание 9. Для хранения файлов, предназначенных для общего доступа пользователей сети, используется:

1. Хост-компьютер.

2. Клиент-сервер.

3. Файл-сервер.

4. Коммутатор.

Задание 10. Объекты, генерирующие или потребляющие информацию в сети. - это_(абоненты) сети.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Максимальное количество баллов за тест - 40. Зачет выставляется за полученные баллы следующим образом: 70 и больше баллов - зачтено; меньше 70 баллов - для получения зачета по дисциплине требуется исправление ошибок.

Самостоятельная работа предполагает подготовку к занятиям, изучение литературы по темам лекций и лабораторных работ, подготовку отчетов по лабораторным работам.

Все материалы по дисциплине размещены в системе электронной поддержки образовательных курсов LMS Moodle, в том числе лекции, учебные пособия по лабораторным работам, тест для входного контроля, требования к отчетам по практическим работам, компетентностно-ориентированные задания для промежуточного контроля.

Для обсуждения некоторых спорных или интересующих студентов и преподавателей вопросов на сайте дисциплины в системе Moodle представлен новостной форум.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» [Электронный ресурс] : утв. 22 февраля 2018 г. - № 125 - URL:

https://faosvo.ru/uploadfiles/FGQS%20VQ%203++/Bak/440305 B 3 16032018.pdf (дата обращения: 23.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.