О.В. Иванов,
заместитель декана факультета социальных наук
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ БАНКА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ПОРТАЛЕ
ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
С созданием на факультете социальных наук ресурсного центра (ныне это учебнометодическая информационная лаборатория) была начата работа по развитию единого информационно-образовательного пространства факультета. Одним из приоритетных направлений этой деятельности стало формирование электронной коллекции взаимосвязанных данных, ориентированной на удовлетворение информационных нужд студентов и преподавателей. Такая коллекция была создана, и на сегодняшний день в базу данных включено уже достаточно большое количество объектов различных типов: текстовые, графические, медиаобъекты. В базе размещены различные нормативные акты и внутренние документы факультета, научная и учебная литература, файлы с кинохроникой и иллюстративные материалы, ссылки на образовательные интернет-ресурсы.
В процессе работы над созданием коллекции электронных образовательных ресурсов (ЭОР) возникли определенные трудности: например, появилась необходимость расширения дискового пространства для физического размещения файлов большого объема кинохроники на удаленном сервере, что увеличивало стоимость услуг хостинга. Поэтому использование возможностей портала Герценовского университета (http://portal.herzen.spb.ru) разрешило ситуацию.
Портал позволяет размещать различные по типу ресурсы в разделе «Банк ЭОР», а также осуществлять оперативный поиск и фильтрацию информации, например, по факультетам, по типу ресурсов. На данный момент времени на портале размещена часть ресурсов факультета социальных наук, которая теперь стала доступна студентам и преподавателям и других факультетов. Сотрудниками учебно-методической лаборатории осуществляется библиографическая и источниковедческая работа по поиску и описанию информационных ресурсов, на портале размещены только те ресурсы, которые имеют дидактическую и научную ценность.
Однако в ходе работы с порталом РГПУ им. А. И. Герцена выявились определенные проблемы, отметим только некоторые из них: 1) видимо, разработчики портала педагогической целесообразностью руководствовались не в первую очередь, например, некоторые позиции метаданных (метаданные необходимы для формирования «карточки ресурса» на портале) вызывают определенные вопросы: разработчиками выделен тип ресурса «наглядное пособие» и одновременно тип «карта», хотя, очевидно, что карты являются одним из видов наглядности; среди типов ресурсов есть «научные материалы», но почему-то нет «учебных» и «учебно-методических
материалов» — все это затрудняет размещение ресурсов на портале и свидетельствует о недостаточно четкой классификации ЭОР; 2) при размещении ресурсов на портале каждый ресурс оказывается «привязанным» к определенной кафедре, что может затруднять поиск ресурсов студентами; 3) остается открытым вопрос и об авторских правах на размещенные на портале материалы.
Внедрение портала в образовательную деятельность университета, несомненно, предоставит возможность широкого и свободного доступа к разнообразным ЭОР всем участникам образовательного процесса. На сегодняшний день существует необходимость технологической модификации портала и определенное педагогическое осмысление его предназначения, структуры и возможностей.