Е.Л. Жиленко1, Н.И. Гомерова1, М.А. Захарова1, А.А. Львов2, Л.С. Шалыгина3
1 МКУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр», Новосибирск
2 Департамент по социальной политике мэрии г. Новосибирска 3 ФГБУ «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии»
Минздравсоцразвития России
Об опыте создания «профиля здоровья города» в международном проекте «Здоровые города»
В статье представлена информация о международном проекте «Здоровые города», рассказано о принципах и аксиомах проекта. Авторы проанализировали опыт создания «Профиля здоровья города» в проекте «Здоровые города» и считают, что «Профиль здоровья» каждого отдельного города варьирует в зависимости от конкретных условий, как физических (размер территории, состояние окружающей среды, место расположения), так и политических, социально-экономических. Тем не менее, построение «Профиля здоровья» универсально вне зависимости от географического положения или структуры. Отмечено, что в «Профиле здоровья города» находят отражение все аспекты жизни города, способствующие или препятствующие здоровью жителей и их благополучию. Для создания «Профиля здоровья города» дополнительно необходимы данные социологических опросов населения города (самооценка состояния здоровья, образ и качество жизни). Комплексное социологическое исследование, проводимое в рамках проекта «Здоровые города», включает многоцелевой мониторинг с охватом всех сфер жизнедеятельности города, чтобы согласно рекомендациям ВОЗ представить разноплановую, целостную и объективную картину города как среды здоровья, а горожанина — центральной фигурой этой среды.
Ключевые слова: «Здоровые города», «профиль здоровья города».
В течение последних десятилетий произошел серьезный сдвиг в понимании здоровья и его значения для развития общества. Здоровье все больше связывается в сознании людей с успешностью, возможностями, ответственностью. «Медицинская модель здоровья», опирающаяся на индивидуальные особенности и лечение болезней, вытесняется «социальной моделью», согласно которой здоровье рассматривают как результат ряда социально-экономических, культурных и внешнесре-довых факторов (уровень доходов и качество жилья,
уровень образования и культуры, благоустройство мест обитания и развитие транспорта, качество и доступность медицинской помощи и т.д.) [1].
Развитие этих взглядов привело к пониманию того, что практический подход к программам оздоровления должен включать комплекс взаимосвязанных мер по изменению среды обитания. Наилучшим вариантом реализации «социальной модели здоровья» на сегодня является проект Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ЕРБ ВОЗ)
E.L. Zhilenko1, N.I. Gomerova1, M.A. Zakharova1, A.A. Lvov2, L.S. Shalygina3
1 Municipal Goverment Enterprise of Public Health «the Medical information-analytical centre»
2 Department of social policy of the mayoralty of Novosibirsk
3 Federal State Budgetary Institution «Novosibirsk Scientific-Research Institute of Traumatology and Orthopedics» of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation
About experience of producing city health profile as a part of the international who healthy cities project
The article presents information about the international project «Healthy cities», knowledge about principles and axioms of the project. The authors have analyzed the experience of producing the «City Health Profile» under the project WHO «Healthy cities». The authors believe that the «Health Profile» of each individual city varies depending on specific conditions, both physical (the size of the territory, the state of the environment, its location) and political, and socio-economic. However, the formation of the «City Health Profile» is universally, regardless of geographical location or structure. It was noted that the «City Health Profile» has reflected all aspects of the life of the city, facilitates or barriers the promotion of inhabitants’ health and their well-being. For producing of «City Health Profile» additional data are needed: survey, sociological polls of the city population (self-assessment of their health status, lifestyle and quality of life). The advantage of these researches, carried out in the framework of the project «Healthy Cities», is implementation of complex sociological survey with a focused multi-purpose monitoring, covering all spheres of life in the city, to present a versatile, complete and objective evidences to illustrate the city as a territory of health and make up the holistic picture and the centre of which is the citizen and his/her health according to the WHO recommendations.
Key words: «Healthy Cities», «Health City Profile».
«Здоровые города» (далее — проект), который представляется нам одним из самых эффективных инструментов налаживания согласованных межведомственных действий, направленных на улучшение здоровья и качества жизни в городе. Этот проект развивается во многих городах Европы более 20 лет и считается средством для внедрения принципов стратегии ООН «Здоровье для всех» [1—4].
Поскольку проект международный, он основывается на единых стандартах в подходах к здоровью как «социальной модели», конечно, с учетом национальных особенностей и возможностей территорий. Оптимальная модель реализации проекта уже разработана и предлагается ВОЗ в качестве методических рекомендаций [5, 6]. Технология реализации проекта предусматривает участие в нем широкого круга экспертов, всех заинтересованных ведомств. Одна из технологий проекта в решении задач сохранения и укрепления здоровья горожан — метод программно-целевого планирования [1, 2, 7, 8], т.е. проект-эффективный механизм, позволяющий в условиях ограниченных финансовых возможностей максимально скоординировать усилия всех городских структур, направленные на создание и реализацию комплексных социальных программ по повышению качества жизни населения.
Проект реализуется с 1988 г. 5-летними фазами. Города, желающие вступить в европейскую сеть ВОЗ, каждые 5 лет проходят аккредитацию на основании заявки на участие в проекте. Проект дает возможность новому городу-участнику использовать ресурсы, накопленные в области улучшения здоровья населения и развития гражданского сообщества предыдущими участниками проекта — городами Российской Федерации и европейских государств, и оказывает позитивное влияние на имидж такого города в целом.
В основе деятельности, предпринимаемой в рамках проекта, лежат 4 принципа [3, 4, 9—12]:
• вопросы здоровья в планировании деятельности всех секторов/ведомств являются приоритетными;
• проект по своей сути — интегрирующий, что предусматривает долгосрочную и оперативную координацию всех программ и мероприятий различных уровней, статусов и отраслевой направленности, т.е. их вертикальную и горизонтальную интеграцию;
• все группы общественности и ветви власти, социальные институты принимают участие в реализации проекта;
• уязвимым группам населения предоставлены возможности для сохранения и развития личного здоровья в первую очередь.
Таким образом, проект ставит своей целью развитие условий для здоровья и здорового образа жизни, поэтому акцент сделан на межведомственном, межсекторальном партнерстве, когда решением вопросов сохранения и улучшения здоровья населения занимаются не только органы здравоохранения, но и все городские структуры.
Аксиомы проекта
• «Здоровый город» — это образ жизни города, т.е. процесс, а не набор тех или иных показателей.
• Город — живая система, причем сложная и многофункциональная, поэтому к оценке его состояния должен быть применен комплексный подход.
В целом проект мониторирует состояние «здоровья городов» по 6 основным направлениям:
• социально-экономическое положение;
• состояние окружающей среды;
• безопасность;
• социальная поддержка населения;
• участие жителей в управлении и развитии;
• здоровье жителей.
В реализации проекта участвуют: жители города, органы местного самоуправления, медицинское сообщество, школы и высшие учебные заведения, правоохранительные органы, представители бизнеса и деловых кругов; организации, занимающиеся охраной окружающей среды, общественные организации; структуры, ответственные за жилищное строительство и транспорт; средства массовой информации.
В конечном итоге проект призван привести к улучшению физического, психологического, социального и экологического благополучия людей, живущих в городах.
Россия как член Совета Европы и страна, чье географическое пространство входит в сферу ответственности ЕРБ ВОЗ, не может оставаться незатронутой новейшими веяниями в области охраны здоровья населения.
В связи с необходимостью воплотить в жизнь социальную направленность проводимых в настоящее время реформ, достичь конкретных результатов на пути повышения благосостояния населения в нашей стране проект приобрел особую актуальность. Информация о проекте 39 в Российской Федерации начала распространяться в 1993—1994 гг. В настоящее время в системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ на базе НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова создан Центр поддержки проекта «Здоровые города», который работает в сотрудничестве с ЕРБ ВОЗ.
Первым городом России, в котором начали реализовывать проект, стал Ижевск, получивший в 2000 г. свидетельство об аккредитации в ЕРБ ВОЗ: он вошел в 3-ю фазу проекта. В 4-й фазе (2003—2008 гг.) в европейской сети было аккредитовано уже 6 российских городов (Ижевск, Ставрополь, Чебоксары, Новочебоксарск, Димитровград, Череповец) и самый крупный поселок городского типа в России — Кинель-Черкассы (Самарская обл.). Все города имеют население менее 1 млн человек.
В 2008 г. ЕРБ ВОЗ объявило о реализации 5-й фазы проекта (2009—2013 гг.) [12, 13]. В мае 2009 г. мэр г. Новосибирска В.Ф. Городецкий подписал письмо о принятии обязательств, подтверждающее согласие на участие города в реализации 5-й фазы проекта, и в настоящее время Новосибирск является одним из 9 городов Российской Федерации (Ставрополь, Новочебоксарск, Череповец, Чебоксары, Ижевск, Самара, Новосибирск, Димитровград и Великий Устюг), получивших аккредитацию ВОЗ по проекту «Здоровые города» в этой фазе (сертификат ЕРБ ВОЗ об аккредитации г. Новосибирска в европейской сети «Здоровых городов» ВОЗ в 5-й фазе проекта, 2009—2013, от 17.02.2010 г.). Всего на январь 2012 г. в европейской сети ВОЗ аккредитовано 94 города [14].
Участие российских городов в проекте ЕРБ ВОЗ «Здоровый город» показало свою эффективность и получило новый импульс развития: в России создана Ассоциация «Здоровые города, районы и поселки» с целью объединения усилий и ресурсов городов для выхода на уровень мировых стандартов в формировании здоровой городской среды, улучшения состояния здоровья и качества жизни населения.
Обязательным требованием проекта является подготовка «Профиля здоровья города», в котором находят
ВЕСТНИК РАМН /2012/ № 5
40
■&
■&
□ 2005
□ 2006
□ 2007
□ 2008
Ижевск Череповец Димитровград
Рис. 1. Показатели рождаемости в городах-участниках проекта ЕРБ ВОЗ «Здоровые города» (2005—2008 гг.)
?! 1 |— X
ре
е0
и0
ц0
■©■ 3
15,6,
□ 2005
□ 2006
□ 2007
□ 2008
Ижевск Череповец Димитровград
Рис. 2. Показатели смертности населения в городах-участниках проекта ЕРБ ВОЗ «Здоровые города» (2005-2008 гг.)
2500
2000
ее
СО С
ве
1500
« о 1000 а0
500
□ 2006
□ 2007
□ 2008
Ижевск Череповец Димитровград
Рис. 3. Показатели общей заболеваемости в городах-участниках проекта ЕРБ ВОЗ «Здоровые города» (2006-2008 гг.)
отражение все аспекты жизни города, способствующие или препятствующие здоровью жителей и их благополучию на начало очередной 5-летней фазы проекта. Согласно рекомендациям ВОЗ, «Профиль здоровья города» [3, 4, 6-8, 15, 16]:
• это отправная точка, интегральный показатель, на основе которого можно оценивать здоровье города и находить «болевые» точки с тем, чтобы назначать «лечение»;
• содержит около 100 критериев (индикаторов здоровья и устойчивого развития), объединенных в темати-
ческие разделы-показатели — «Здоровый», «Чистый и благоустроенный», «Социально и экономически благополучный», «Демократичный», «Безопасный», «Культурный» и т.д.;
• позволяет осветить в одном документе («под одной обложкой») многомерность темы здоровья, описать все многообразие влияний на здоровье и учесть мнение самих горожан, что выгодно отличает «Профиль здоровья города» от ведомственных отчетов о здоровье населения;
• создается и редактируется по ходу реализации проекта, т.е. является программным документом, по которому будет жить не одно поколение горожан;
• служит основой для межведомственных городских планов развития общественного здоровья, в основу которых заложены приоритеты города.
Таким образом, создание «Профиля здоровья» необходимо [15, 16]:
• для оценки текущей городской ситуации;
• определения «слабых мест» города (привлекается внимание к потенциальным влияниям на здоровье, как положительным, так и отрицательным);
• разработки планов, программ и проектов для здоровья конкретной группы или групп населения.
На сегодняшний день в России изданы «Профили здоровья» городов: Великого Устюга, Вологды,
Димитровграда, Ижевска, Ставрополя, Череповца и поселка Кинель-Черкассы.
Анализ обобщенных данных городов-участников проекта [17-21] позволяет сделать вывод о том, что «Профиль здоровья» каждого отдельного города варьирует в зависимости от конкретных условий, как физических (размер территории, состояние окружающей среды, место расположения), так и политических, социальноэкономических. Тем не менее, построение «Профиля здоровья» универсально вне зависимости от географического положения или структуры.
Данные, которые собирают в «Профиле здоровья»:
• численность населения;
• распределение по полу и возрасту;
• рождаемость, смертность;
• состояние здоровья;
• оценка собственного здоровья населением города;
• неравенство в здоровье (определение уязвимых, незащищенных групп населения, а также людей, живущих за чертой бедности);
• образ и условия жизни населения;
• окружающая среда города;
• социально-экономические условия;
• система здравоохранения и стратегия общественного здоровья (включая качество и доступность медицинской помощи).
Анализируя «Профили здоровья» городов-участников проекта, следует отметить положительные тенденции с позиции состояния здоровья населения городов с момента их вступления в проект по отношению к итоговым исследованиям по окончании каждой фазы проекта, о чем свидетельствуют демографические показатели и показатели общей заболеваемости (рис. 1-3).
В городах-участниках с момента вступления в проект изменились в лучшую сторону показатели, связанные с оценкой комфортности проживания, городской среды, о чем свидетельствует мнение горожан об экологической ситуации по таким показателям, как состояние воздуха и озеленение [22].
Анализ данных показывает, что для создания «Профиля здоровья города» необходима как офици-
0
альная информация о состоянии здоровья по утвержденным формам государственной отчетности (данные официальной статистики), так и данные социологических опросов населения города (самооценка состояния здоровья, образ жизни и качество жизни) [3, 9].
В настоящее время социологические исследования по изучению мнения людей по самым разным вопросам активно проводят на территории многих субъектов нашей страны, в том числе на территории г. Новосибирска. Преимуществом проекта «Здоровые города» можно считать выполнение комплексного социологического исследования с целенаправленным многоцелевым мониторингом, охватывающим все сферы жизнедеятельности города, чтобы представить разноплановую, целостную и объективную картину города как среды здоровья, а горожанина — центральной фигурой этой среды (согласно рекомендациям ВОЗ).
Таким образом, наиболее значимым в создании «Профиля здоровья города» оказалось применение именно межсекторального подхода, который способствует налаживанию партнерства и служит основой для межведомственных городских планов развития общественного здоровья, в основу которых заложены приоритеты города. Следовательно, «Профиль здоровья города» может стать инструментом интеграции вопросов общественного здоровья в стратегии развития и принятия решений местной политической власти.
С целью создания «Профиля здоровья» г. Новосибирска в настоящее время для получения информации о состоянии здоровья, образе жизни и социальной атмосфере города планируется проведение ряда социологических исследований: «Здоровый образ жизни»; «Социальное благополучие горожан»; «Качество оказания и доступность медицинской помощи населению». Для жителей Новосибирска разработана специальная анкета, в которой учтены рекомендации и опыт городов Российской Федерации по созданию «Профиля здоровья города». Анкета содержит несколько разделов, в том числе вопросы для получения информации о самооценке здоровья жителями, об образе и качестве жизни жителей города, об участии горожан в жизни города.
В конечном итоге создание «Профиля здоровья» г. Новосибирска:
• позволит изучать состояние города на сегодняшний день и прогнозировать перспективы его развития;
• будет содействовать методичной, последовательной постановке вопросов здоровья и социального развития на повестку дня при планировании и внедрении различных предложений;
е0
118 о Рождаемость
О
■©■ □ Смертнось
^ А Естественный прирост
Рис. 4. Демографические показатели г. Новосибирска за 5 лет
заболеваемость заболеваемость
Рис. 5. Показатели заболеваемости населения г. Новосибирска за 5 лет
• поможет в достижении целей и задач устойчивого развития в соответствии с обязательствами, которые взяты мэрией г. Новосибирска.
Динамика показателей за 5 лет, с которыми в проект вступает г. Новосибирск, представлена на рис. 4-5.
Результатом практической реализации проекта ЕРБ ВОЗ «Здоровые города» в городах Российской Федерации стала разработка и реализация комплексных межведомственных планов и городских целевых программ «Здоровый город» на основе данных «Профиля здоровья города», а также проведение мониторинга оценки жителями города состояния своего здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абросимова Ю., Иванов С., Дементьева Л. и др. Здоровые города. URL: Шр://ет$и.ги/ит/уіе«'.а$р?с=33&р=1 (дата обращения — 05.10.2010).
2. Абросимова Ю.Е. Проект «Здоровые города» — развитие условий для здоровой жизни. Вестник МАГ. 2011; 3(31): 94—97.
3. Амлаев К.Р. Итоги деятельности по проекту «Здоровые города» в городе Ставрополе за 10 лет. Перспективы развития проекта. URL: http://www.zor-da.ru/sgoo/metodicheskie-materialy/ itogi-deyatelnosti-po-proektu-zdorovye-goroda-v-gorode-stavropole-za-10-let-perspektivy-razvitiya-proekta/ (дата обращения — 05.11.2010).
4. Материалы для проведения круглого стола политиков Ставропольского края по проекту «Здоровые города». иКЬ:
http://www.zor-da.ru/sgoo/metodicheskie-materialy/materialy-dlya-provedeniya-kruglogo-stola-politikov-stavropolskogo-kraya-po-proektu/ (дата обращения — 05.11.2010).
5. Построение здорового города. Практическое руководство: поэтапный подход в рамках проекта «Здоровые города». (Пер. с англ.). М.: Abt Ass., Inc. / US AID, 1996. 34 с.
6. Проект «Здоровые города». Первые двадцать шагов. (Пер. с англ.). М.: Центр поддержки проекта «Здоровые города» в России, Европейское региональное бюро ВОЗ, 1997. 74 с.
7. Бартон Х., Цуру К. Здоровое городское планирование. Планирование для людей. Методическое руководство ВОЗ. (Пер. с англ.). М.: Центр поддержки проекта «Здоровые города» в России, 2004. 206 с.
ВЕСТНИК РАМН /2012/ № З
8. Норрис Т. Руководство «Здоровые города». URL: http://emsu. ru/um/view.asp?c=764&p=1 (дата обращения — 0З.10.2010).
9. Амлаев К.Р. Оценка воздействия па здоровье. URL: http:// www.zor-da.ru/docs/otsenka-vozdejstviya-na-zdorove-avtor-amlaev-k-г/ (дата обращения — 0З.11.2010).
10. World Health Organization. Health Impact Assessment. Toolkit for Cities. Document 1. Background document: concepts, processes, methods. Vision to Action. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe; 200З. URL: http://www.euro.who.int/document/hcp| hia_toolkit_1.pdf (дата обращения — 0З.11.2010).
11. World Health Organization. Health Impact Assessment. Toolkit for Cities. Document 3. Brochure on how Health Impact Assessment can Support Decision-making. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe; 200З. URL: http://www.euгo.who.int/document/hcp| hia_toolkit_3.pdf (дата обращения — 0З.11.2010).
12. World Health Organization. Phase V (2009-2013) of the WHO European Healthy Cities Network: goals and requirements. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe; 2009. URL: http://www.euro.who.int/document/e92260.pdf (дата обращения — 0З.10.2010).
13. Green G., Tsouros A. City leadership for health. Summary evaluation of Phase IV of the WHO European Healthy Cities Network. World Health Organization. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe; 2008. URL: http://www.euro.who.int/document/E91886. pdf (дата обращения — 0З.10.2010).
42 14. Urban health. 94 cities now designated in Phase V of Healthy Cities.
URL: http://www.euro.who.int/en/what-we-do/health-topics/ environment-and-health/urban-health/news/news/2012/01/94-
cities-now-designated-in-phase-v-of-healthy-cities (дата обращения — 06.02.2012).
15. Международный проект «Здоровые города» в Череповце / под ред. А.Л. Александровой, И.И. Шашкиной. — Череповец: ООО «Издательский дом «Принт», 2009. — 36 с.
16. Webster P. City health profiles. How to report on health in your city. Draft for consultation. World Health Organization. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe; 2007. URL: http://www.euro.who.int/document/wa38094ci.pdf (дата обращения — 05.10.2010).
17. Ижевск: здоровье города сегодня и завтра. Ижевск, 2001. 28 с.
18. Профиль здоровья Великоустюгского муниципального района. Здоровые города и здоровые поселения. Великоустюгский муниципальный район, 2009. 24 с. URL: http://www.vumr.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=542:2009-12-29-06-55-15&catid=77:2009-12-28-12-47-25&Itemid=163 (дата обращения — 05.11.2010).
19. Профиль здоровья города Димитровграда. Димитровград: Мир печати, 2007. 40 с.
20. Профиль здоровья города Череповца. Выпуск 3 (2008): Научнопопулярный обзор. Череповец: Издательский дом «Череповецъ», 2008. 64 с. URL: http://www.zgorod.ru/attachment_assets/52/ Profilg_goroda.pdf (дата обращения — 05.11.2010).
21. Профиль здоровья и устойчивого развития Вологды. Вологда: ПФ «Полиграфист», 2001. 32 с.
22. Информационные материалы к Профилю здоровья города Череповца. Научно-популярный обзор. Череповец: Издательский дом «Принт», 2010. 104 с.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Жиленко Елена Леонидовна, кандидат медицинских наук, врач-методист отдела стратегического планирования и развития муниципальной инфраструктуры МКУЗ г. Новосибирска «Медицинский информационно-аналитический центр»
Адрес: 630112, Новосибирск, ул. Кошурникова, д. 16/1 Тел.: (383) 278-4З-12; (903) 997-07-70 Факс: (383) 278-4З-12
E-mail: [email protected]; [email protected]
Гомерова Наталья Игоревна, заведующая отделом стратегического планирования и развития муниципальной инфраструктуры МКУЗ г. Новосибирска «Медицинский информационно-аналитический центр»
Адрес: 630112, Новосибирск, ул. Кошурникова, д. 16/1 Тел.: (383) 278-4З-12 Факс: (383) 278-4З-12 E-mail: [email protected]
Захарова Мария Александровна, кандидат медицинских наук, доктор социологических наук, врач-методист отдела мониторинга факторов риска хронических неинфекционных заболеваний МКУЗ г. Новосибирска «Медицинский информационно-аналитический центр»
Адрес: 630112, Новосибирск, ул. Кошурникова, д. 16/1 Тел.: (383) 278-4З-12 Факс: (383) 278-4З-12 E-mail: [email protected]
Львов Александр Абрамович, кандидат медицинских наук, начальник департамента по социальной политике мэрии г. Новосибирска
Адрес: 630099, Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 34
Тел.: (383) 227-4З-99
Факс: (383) 227-4З-99
E-mail: [email protected]
Шалыгина Лада Станиславовна, кандидат медицинских наук, заместитель директора по организационнометодической работе ФГБУ «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии» МЗ и СР РФ
Адрес: 630091, Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 17 Тел.: (383) 363-31-31 Факс: (383) 363-31-31 E-mail: [email protected]