УДК 343.359
Об оперативно-розыскной характеристике легализации доходов,
полученных преступным путем
Иванов Петр Иванович, Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации, заслуженный юрист Чувашской Республики, доктор юридических наук, профессор e-mail: IvanovPI1952@yandex.ru
В настоящей статье на основе изучения и анализа оперативно-розыскного законодательства, научных публикаций, правоприменительной практики и криминогенной ситуации по линии легализации рассматриваются научные позиции специалистов в области теории оперативно-розыскной деятельности по вопросу о понятии и содержании оперативно-розыскной характеристики отмывания преступных доходов. При этом автор сфокусировал свое внимание наряду с общей характеристикой преступлений и на вопросах легализации доходов, полученных от совершения налоговых преступлений, выступающих предикатом к их отмыванию.
Ключевые слова: оперативно-розыскная характеристика; легализация; криминальный доход; налоговое преступление.
On the operational and investigative characteristics of the legalization of proceeds from crime
Ivanov Pyotr Ivanovich,
Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Honored Lawyer of the Russian Federation, Honored lawyer of the Chuvash Republic, Doctor of Law, Professor
In this article, based on the study and analysis of operational-search legislation, scientific publications, law enforcement practice and the criminal situation in the field of legalization, the scientific positions of specialists in the field of operational-search activity theory on the concept and content of operational-search characteristics of laundering of criminal proceeds are considered. In this work, the author focused his attention, along with the General characteristics of crimes, on the issues of legalization of income received from the Commission of tax crimes, which are a predicate to their laundering.
Key words: operational and investigative characteristics; legalization; criminal income; tax crime.
Легализация как уголовно-наказуемое деяние может быть познана через призму совокупности признаков, ее характеризующих1. Каждая область знания, исходя из своего предмета, изучает легализацию криминальных доходов2 как объект воздействия. Не
1 Согласно Толковому словарю русского языка «характеристика» - это «описание характерных, отличительных качеств, черт кого-нибудь, чего-нибудь» (см.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 2006. С. 860).
2 Приведем данные ФКУ «ГИАЦ МВД России» за три последних года: в 2017 г. было выявлено 422 преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ, в 2018 г. - 500, в 2019 г. - 489. Как видно, в прошлом году зарегистрировано меньше, нежели
случайно появились разновидности характеристик, таких как уголовно-правовая, административно-правовая, криминологическая, криминалистическая, оперативно-розыскная и др. Что их сегодня объединяет? Стремление всесторонне изучить данный вид преступления с тем, чтобы найти формы и методы правоохранительной деятельности, которые сделали
в 2018 г., но при этом больше было выявлено таких фактов, совершенных в крупном и особо крупном размерах, а также совершенных организованной группой и преступным сообществом (см.: Обзор МВД России об организации работы по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых преступлений подразделениями ЭБиПК за 2019 г. № 1/5338 от 19 мая 2020 г. // Документ опубликован не был).
бы невыгодным его совершать (перспективная цель). Иными словами, выработка научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с отмыванием преступных доходов (ближайшая цель)1. Это задача общая - непростая. Однако она разрешима благодаря объединению усилий практиков и научных работников. Путем синтеза знаний и имеющегося опыта будет легче воспринимать общую систему характеристик как некое целое во всем многообразии ее связей и частей. Оперативно-розыскная характеристика в таком понимании может быть представлена как отдельная часть целого. Общими для всех частей, на наш взгляд, являются отношения, которые раскрываются в процессе глубокого познания легализации как объекта. Представляется, что система отношений, возникающих в процессе отмывания денег, выступает отправной точкой научного познания закономерностей их возникновения и развития. Посредством познания попытаемся объяснить природу, связанную с отмыванием, разработать практические меры воздействия на нежелательные явления, детерминирующие указанное преступное деяние.
Среди указанных выше характеристик оперативно-розыскная, как нам представляется, выглядит весомее, т. к. только она может «высветить» скрытую часть как самой легализации со всеми системообразующими элементами, так и совокупности факторов, поддерживающих ее сохранение и развитие. Это, собственно, объективно обусловило возникновение в недрах теории оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) нами анализируемой характеристики. На сегодня мы уже имеем предпосылки для формирования учения об оперативно-розыскной характеристике преступлений2. Отдельные авторы указанный вид характеристики рассматривают как частное учение теории ОРД, исследующее комплексную характеристику преступлений с позиций типичности и повторяемости их поисковых признаков, обуславливающих необходимость применения оперативно-розыскных сил, средств и методов для их выявления, предупреждения и раскрытия3.
Следует иметь в виду, что теория ОРД не дает практическим работникам готовых решений тех вопросов,
1 По оценкам экспертов Международного валютного фонда, через мировые финансовые системы ежегодно легализуются доходы от преступной деятельности в размере от 500 миллиардов до 1,5 триллионов долларов США, что в среднем составляет от 2 до 5 процентов мирового валового продукта. Большая часть российских «преступных денег» отмывается с помощью оффшорных компаний (см.: Официальный Интернет-сайт Международного валютного фонда. URL: https://www.imf.org/external/Russian (дата обращения: 29.06.2020)).
2 Климов И. А., Синилов Г. К. Актуальные проблемы развития теории и совершенствования практики ОРД в условиях современного российского общества // Теоретические и практические проблемы оперативно-розыскной деятельности: сборник статей. Калининград, 1999. С. 34.
3 Там же.
которые их интересуют, но она вооружает методологией познания для нахождения верных и обоснованных решений при «раскручивании» в процессе документирования преступных действий лиц, причастных к отмыванию «грязных» денег.
Различают оперативно-тактическую и оперативно-розыскную характеристику. Они взаимосвязаны, но не тождественны. Думается, что оперативно-розыскная характеристика наиболее полно отражает специфику самого деяния и лиц, причастных к его совершению, т. е. качественную, содержательную их сторону, оперативно-значимую направленность познания, чего не скажешь про оперативно-тактическую характеристику.
Анализируемый вид характеристики нами рассматривается как своеобразная система. Такая система слагается из взаимодействующих подсистем и элементов, представляющих в виде идентификационных признаков.
Забегая вперед, отметим, что налоговые преступления и легализация доходов, полученных от их совершения, нами рассматриваются в их сопряженности, которая подчиняется строго определенным закономерностям. Благодаря этому мы можем дать количественно-качественную их характеристику посредством выделения типичных признаков (черт) названных уголовно-наказуемых деяний. Такая характеристика, как показывает выборочное изучение, носит сложно структурированный характер.
Отправные точки протекания процесса отмывания доходов, полученных от совершения налоговых преступлений, на наш взгляд, взаимосвязаны тремя концептуальными положениями, а именно: 1) налоговые преступления, сопряженные с легализацией, испытывают на себе влияние как внешних, так и внутренних факторов, что позволяет вести речь о динамическом их характере; 2) данный вид преступления при определенных условиях обладает возможностью воспроизводства, приобретая новое качественное состояние; 3) сам механизм его совер-
шения состоит из множества логически выстроенных элементов.
Указанные положения нельзя сбрасывать со счета при формулировании понятия «оперативно-розыскная характеристика».
Среди специалистов в области теории ОРД и сегодня ведется острая дискуссия вокруг термина «оперативно-розыскная характеристика преступлений». Указанный вид характеристики как оперативно-розыскная категория определяется авторами по-разному.
Остановимся на рассмотрении различных точек зрения.
Одни авторы (В. Г. Бобров, В. В. Гордиенко, Д. В. Гребельский и др.) полагают, что существовавшие в то время характеристики преступлений (уголовно-правовая, криминалистическая, криминологическая, психологическая, экономическая и иные ее виды) не могут полностью раскрыть свои потенциальные воз-
можности лишь по одной причине - они не располагают достаточными сведениями о совокупности черт, с помощью которых можно всесторонне описать тот или иной состав преступления (его «фотографию»). По их мнению, восполнить это может только введение в научный оборот еще одной разновидности характеристики - оперативно-розыскной.
Профессор Д. В. Гребельский под оперативно-розыскной характеристикой, в частности, понимал совокупность ряда информационных признаков, упорядоченных и взаимосвязанных между собой, почерпнутых из различных информационных источников, входящих в криминалистическую, криминологическую, психологическую, экономическую и другие характеристики преступлений1. Справедливости ради отметим, что основоположником указанного вида характеристики является именно профессор Д. В. Гребельский, которому приходилось отстаивать перед учеными-криминалистами свою научную позицию. Тем самым понятийно-категориальный аппарат теории ОРД был дополнен еще одним термином «оперативно-розыскная характеристика».
Специалисты теории ОРД часто обращаются к указанному определению, рассматривая в своих монографиях вопросы, связанные с характеристикой того или иного состава преступления. Следует отметить, что в настоящее время, несмотря на наличие иных точек зрений, понятие «оперативно-розыскная характеристика», сформулированное профессором Д. В. Гребельским, оказалось часто цитируемым.
Из приведенного определения, на наш взгляд, следует несколько умозаключений: автор смело ставит вопрос о новой разновидности характеристик преступлений, хотя к тому времени уже существовали криминологическая, уголовно-правовая и криминалистическая виды характеристик; называется характеристика как совокупность информационных признаков, черпающих сведения о них из различных источников, которые также названы в предложенном определении; предлагая данный вид характеристики, автор предвидел взаимосвязь и взаимообусловленность идентифицирующих преступное деяние признаков; есть понимание того, что аккумулирование признаков под эгидой относительно самостоятельной характеристики не самоцель, а форма, содержащая разноплановые сведения о конкретном виде преступления, ставшего объектом изучения через призму процесса документирования; наконец, напрашивается вывод о том, что из предложенного определения усматривается управленческое начало, которое скрыто под словом «упорядоченная совокупность». На наш взгляд, эти положения послужили своего рода толчком для обстоятельных размышлений. Многие из них до сего времени продолжают оставаться предметом обсуждения и анализа.
Другие авторы (Ю. В. Дамов, В. П. Перевозник, Б. П.
1 Гребельский Д. В. О состоянии криминалистических и оперативно-розыскных характеристик // Криминалистическая характеристика преступлений: сб. науч. тр. М., 1984. С. 71.
Смагоринский, К. М. Тарсуков2, А. Б. Утевский, В. П. Ши-енок и др.) предлагают вести речь не об оперативно-розыскной, а об оперативно-тактической характеристике, поскольку она, по мнению авторов, нацелена на поиск рациональных приемов и способов проведения, прежде всего, оперативно-розыскных мероприятий, составляющих содержание ОРД. В этом заключается, по утверждению сторонников указанной точки зрения, ее квинтэссенция. В то же время они не отрицают, что понятие «оперативно-розыскная характеристика» представляет собой попытку абстрагирования, обобщения сведений о противоправном поведении и выделении за счет этого закономерностей и тенденций, значение и учет которых в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий способствует более эффективному решению задач борьбы с преступностью.
Следует констатировать, что термин «оперативно-тактическая характеристика» так и не получил дальнейшего своего развития, остался в теории ОРД в виде «голой декларации» и не более. Как нам представляется, не совсем убедительны были с самого начала приводимые доводы и аргументы, а потому многие специалисты названной теории не соглашались с высказанной точкой зрения.
Третья группа авторов (А. И. Алексеев, И. А. Климов, Л. Л. Тузов, Г. К. Синилов, Д. К. Синилов3, А. Ю. Шумилов и др.) утверждают, что оперативно-розыскная характеристика базируется на совокупности поисковых признаков. Ее структуру, по их мнению, образуют четыре подсистемы: 1) данные официальной статистики; 2) количественные и качественные показатели экономической преступности; 3) ее типология; 4) система способов преступлений экономической направленности, состоящая из способов их подготовки, совершения и сокрытия.
Думается, что мы имеем дело несколько с усовершенствованной (модернизированной) формулировкой понятия «оперативно-розыскная характеристика» применительно к преступлениям экономической направленности. Д. К. Синилов, в частности, считает, что оперативно-розыскная характеристика - это совокупность уголовно-правовых, криминалистических, криминологических, психологических, социологических, экономических и иных упорядоченных и взаимосвязанных между собой поисковых признаков, рассматриваемых с точки зрения решения стоящих перед подразделениями БЭП (в настоящее время подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции) органов внутренних дел
2 Тарсуков К. М., Шиенок В. П. Анализ теоретического подхода к выработке понятия «оперативно-тактическая характеристика» в теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Актуальные вопросы получения, оценки и использования информации в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: межвузовский сб. науч. трудов. Киев. 1986. С. 54-63.
3 Синилов Д. К. Системный метод в борьбе с экономическими преступлениями (по материалам аппаратов БЭП): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
(далее - ОВД) задач по их предупреждению и раскрытию. При этом он в структуре данной характеристики выделяет в качестве элементов способы совершения экономических преступлений, а также личность преступника. Исходя из сказанного, оперативно-розыскная характеристика как относительно самостоятельная разновидность, с одной стороны, теряет свой смысл и содержание, полностью перекладывая (заимствуя) признаки, присущие другим разновидностям характеристик, с другой - полностью сливается с одной из организационно-тактических форм ОРД -оперативным поиском, базирующимся на поисковых признаках (признаках распознания разыскиваемого объекта).
Заслуживает внимания точка зрения В. М. Атма-житова1, который являясь приверженцем научной позиции профессора Д. В. Гребельского, несколько ее уточняет с учетом развития теории ОРД, сказав о том, что оперативно-розыскная характеристика преступлений отличается от иных видов характеристик наличием у нее конфиденциальных источников, обеспечивающих необходимыми сведениями для наиболее полного описания как самих деяний, так и лиц, причастных к их совершению. Однако он не отрицает возможность использования и официальных источников. Итак, сведения, заслуживающие внимания для указанных целей, могут быть получены как из негласных, так и гласных источников. Только из гласных источников черпают на сегодня сведения, осведомляющие о состоянии, динамике, структуре и иных показателях преступности, уголовно-правовая, криминалистическая, криминологическая и другие характеристики. Исходя из вышесказанного, оперативно-розыскная характеристика как относительно самостоятельная разновидность имеет свой специфический предмет, обусловленный, прежде всего, нахождением ее в системе ОРД.
В. М. Атмажитов считает, что теоретическая конструкция оперативно-розыскной характеристики, предложенная профессором Д. В. Гребельским, может быть усилена двумя посылками: а) указанный вид характеристики есть научно-обоснованное описание преступного деяния; б) источниками обогащения имеющихся сведений в распоряжении оперативных подразделений полиции, как правило, выступают как гласные (открытые), так и закрытые (конфиденциальные) каналы. Можно утверждать, что оперативно-розыскная характеристика - собирательное понятие, базовая категория теории ОРД.
Следующая группа авторов (В. В. Сонин, А. В. Сол-датов, С. В. Харченко, А. Б. Янишевский и др.) считают, что оперативно-розыскная характеристика - это научно обоснованная методика описания отличительных черт того или иного вида преступления, с помощью которой формируется научная база для выработки рекомендаций и предложений по повы-
1 Атмажитов В. М. О сущности оперативно-разыскной деятельности // Труды Академии управления МВД России. 2008. № 1 (5). С. 67-68.
шению эффективности организации и тактики ОРД ОВД по борьбе с преступностью. Авторы этой группы, на наш взгляд, говорят не о вычленении специфических признаков преступления, характеризуемого с оперативно-розыскных позиций, а о перечислении тех же черт, которые другие виды характеристик уже описали, включив их в содержание в качестве своего предмета. Думается, что научно обоснованная комплексная система знаний может быть представлена как результат, а не источник, содержащий сведения об оперативно-розыскных признаках преступления.
Есть группа авторов (И. И. Кучеров, А. Я. Марков,
A. Ю. Панов, Е. Н. Шахов и др.), которые склонны утверждать, что при множестве приверженцев оперативно-розыскной характеристики нельзя забывать об отсутствии у нее собственного предмета, а значит, нет смысла говорить об этом. Сторонники данной точки зрения исходят из криминалистической характеристики, сравнивая с которой, «не обнаружили» в оперативно-розыскной характеристике таких признаков, которые отличались бы от иных характеристик.
Со своей стороны считаем, что нельзя оставить без внимания точку зрения следующей группы авторов (Б. В. Борин, Э. А. Васильев, В. Д. Ларичев2, Ю.
B. Трунцевский и др.). Указанные авторы под оперативно-розыскной характеристикой понимают научно разработанную систему обобщенных данных о наиболее типичных оперативно значимых признаках преступления, проявляющихся в особенностях объекта преступного посягательства, способах совершения преступления, механизме следообразования преступных действий, а также личностных данных субъекта преступления, знание которых является теоретической и информационной базой для разработки основных методических и тактических приемов выявления и раскрытия преступлений.
Обычно под оперативно-розыскной характеристикой понимают процесс описания отличительных черт того или иного преступного деяния и качеств личности преступника. Приведенные же авторы констатируют, что под этим термином они подразумевают научно разработанную систему обобщенных данных. Невольно возникает вопрос: какие же критерии ими положены в основу при отборе таких данных, чтобы они раскрывали оперативно-розыскной аспект анализируемого вида характеристики?
В своих трудах вышеназванные авторы в оперативно-розыскной характеристике, как правило, выделяют следующие элементы: способ совершения преступлений; признаки документов, наиболее часто подделываемых, исправляемых, незаконно выдаваемых и т.д.; перечень предметов, оборудования, механизмов, на которых имеются следы преступления; перечень лиц, осведомленных о противоправных действиях преступников, способных указать на лиц,
2 Ларичев В. Д. Оперативно-розыскная характеристика экономических преступлений: вопросы теории и практики в современных условиях // Безопасность бизнеса. 2008. № 2. С. 2-7.
осведомленных о них, находящихся в близких связях с подозреваемыми в совершении преступления, сведения о лицах, наиболее часто выступающих в качестве лжесвидетелей и др.; лиц, возможно, причастных к преступлениям, данные о них, их должностном положении, взаимоотношениях между членами преступной группы, а также с другими лицами.
Со своей стороны полагаем целесообразным включать в структуру оперативно-розыскной характеристики помимо вышеперечисленных элементов длящийся характер преступления (например, уклонения от уплаты налогов), причиненный ущерб (в крупном или особо крупном размере), необычную (сомнительную) сделку, латентность преступности. Эти признаки, как показывает оперативно-следственная практика, в значительной мере характерны преступлениям налоговой направленности, являющимся объектом оперативно-розыскного воздействия.
Как видно из приведенного анализа, существует достаточно много мнений, безусловно, все они представляют определенный интерес. Дискуссия вокруг оперативно-розыскной характеристики тем самым не завершена, она продолжается, поскольку еще не удалось прийти к единому мнению.
Считаем, что заслуживают особого внимания для обсуждения такие вопросы, как: а) транснациональная организованная налоговая преступность, обусловленная процессом глобализации; б) влияние Интернет-технологий на преступность; в) существенное изменение криминогенных факторов в связи с переходом к цифровой экономике1. Эти вопросы в широком формате не стали предметом обсуждения специалистов теории ОРД, вовлеченных в дискуссию вокруг оперативно-розыскной характеристики. Названные нами процессы, наряду с позитивным началом, будут сопровождаться качественным изменением состояния, динамики, структуры преступности, в том числе налоговой, все это не оставит незатронутым оперативно-розыскную характеристику.
Говоря об оперативно-розыскной характеристике легализации доходов, полученных от совершения преступлений, не следует забывать не только о вну-
1 Цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг». Следует заметить, что легализация доходов, полученных от совершения налоговых преступлений, будучи в структуре преступлений в сфере экономической деятельности, станет объектом непосредственного воздействия цифровой экономики. В свою очередь, содержание оперативно-розыскной характеристики отмывания доходов, на наш взгляд, не останется неизменным. (См. об этом: Понятие цифровой экономики определено в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 15.05.2017. № 20. Ст. 2901).
тренних, но и внешних угрозах экономической безопасности, к числу которых относится транснациональная организованная налоговая преступность2.
На данный вид преступности позитивное влияние оказывает, наряду с другими обстоятельствами, глобальная интеграция мировых финансовых потоков. Подавляющее большинство сделок на финансовом рынке стали проходить через офшорные юрисдикции, которыми воспользовались криминальные структуры. По некоторым данным по такой схеме на российском рынке совершается около 80 % сделок.
Все это оказывает непосредственное влияние на степень криминогенности среды, в которой подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции (далее - ЭБиПК) выполняют возложенные на них оперативно-розыскные функции по борьбе с отмыванием доходов, полученных от совершения преступлений налоговой направленности. В свою очередь, указанные виды деяний подвергаются качественным изменениям, что находит выражение в оперативно-розыскной их характеристике (превалирование завуалированных и изощренных способов совершения как предикатных преступлений, так и отмывания «грязных» денег, видоизменение механизма их совершения, доминирование скрытых от посторонних глаз обстоятельств, преобладание указанных преступлений неочевидного характера) .
Оперативно-розыскная характеристика остро реагирует на все изменения извне, в том числе модернизацию уголовного законодательства3, развитие транснациональной организованной налоговой преступности. Иными словами, данный вид характеристики не может оставаться неизменным. Скрытые4,
2 Страны-участницы СНГ, учитывая это, постоянно совершенствуют свое национальное законодательство в сфере борьбы с налоговыми и финансовыми правонарушениями. Сведения о Координационном совете руководителей органов налоговых расследований государств - участников СНГ на официальном Интернет-сайте МВД России. 1Ж1.: ИПрБ:// мвд.рф/т^/БОУОгд/БОУе1гик (дата обращения: 29.06.2020).
3 Курс, взятый на либерализацию уголовного законодательства в соответствии с Концепцией модернизации уголовного законодательства в экономической сфере, разработанной на основании поручения Президента РФ № ПР-3169 от 28 ноября 2009 г., активно претворяется в жизнь, привнося в сферу предпринимательства существенные, на наш взгляд, послабления. К примеру, как нам представляется, в связи с увеличением суммарного порога налоговых преступлений по существу «недосягаемыми» становятся для многих подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России на региональном уровне преступления, предусмотренные ст.ст. 198, 199, 199.1 УК РФ. (См. об этом: Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 06.04.2020. № 14 (часть I). Ст. 2003).
4 Основными формами сокрытия являются: утаивание, уничтожение, маскировка, фальсификация информации и ее носителей, а также различного рода инсценировки фактических обстоятельств происшедших событий.
неочевидные процессы и явления, связанные с отмыванием преступных доходов, будучи предметом анализируемой характеристики, вносят в ее содержание и структуру все новые и новые элементы.
В развернутом виде модель оперативно-розыскного противодействия можно представить как три взаимосвязанных между собой блок-модуля: 1)
налоговые преступления как предикаты к легализации; 2) легализация со сложным комплексом; 3) незаконный вывод средств за рубеж. Каждый блок состоит из множества относительно самостоятельных подсистем. При формулировании теоретической конструкции оперативно-розыскной характеристики легализации доходов, полученных от совершения налоговых преступлений, следует, на наш взгляд, исходить из указанной модульной системы.
Зонами приоритетного мониторинга на предмет отмывания доходов («реперными» точками), на наш взгляд, в первую очередь должны являться те виды предпринимательской и иной деятельности, о которых правоохранительные и контрольно-надзорные органы располагают сведениями следующего содержания:
- о совершении многоходовых сомнительных финансовых операций (сделок);
- запутанном или необычном характере сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствии сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
- неоднократном совершении операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных законодательством;
- осуществлении расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц;
- принятии руководителем организации решений (заключение сомнительных сделок с аффилированными структурами по продаже имущества), приводящих к преднамеренному банкротству;
- составлении фиктивных первичных учетных документов (подделка подписей, печатей и штампов);
- несоответствии первичных документов учета и отчетности фактическим результатам финансово-хозяйственной деятельности организации, осуществляемой в сфере предпринимательства;
- использовании для осуществления незаконных финансовых операций предприятий и организаций, зарегистрированных на подставных лиц (фирм-однодневок);
- заключении фиктивных коммерческих сделок с подконтрольными юридическими лицами с целью инициирования процедуры банкротства и завладения имуществом предприятия;
- умышленном создании перед кредиторами и государством большой задолженности;
- незаконном обналичивании денежных средств и выведении активов за границу с последующим банкротством организации;
- внесении в отчетную документацию заведомо ложных сведений об объемах реально выполненных работ по заключенному госконтракту и их стоимости (фальсификация актов выполненных работ);
- о включении в налоговую декларацию заведомо ложных сведений в целях незаконного получения из федерального бюджета денежных средств в качестве возмещения налога на добавленную стоимость.
Перечисленные выше сведения одновременно служат основой для определения рисковых зон, попадающих под воздействие оперативно-розыскного противодействия легализации доходов, полученных от совершения налоговых преступлений.
Любая информация, заслуживающая оперативного внимания, тщательно изучается и проверяется подразделением ЭБиПК как головной службой в системе территориальных ОВД по борьбе с преступлениями налоговой направленности. Для того чтобы оперативно и тактически грамотно реагировать на все признаки, указывающие на факт совершения легализации криминальных доходов, руководители указанных подразделений предпринимают в первую очередь меры по совершенствованию методики документирования как самих предикатных преступлений1, так и процесса отмывания денег. Как нам представляется, разработка оптимальной методики подразумевает учет не только имеющегося положительного опыта оперативно-розыскной работы2, но и совокупности положений, содержащихся как в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»3, так и в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26
1 Иванов П. И., Шитов А. С. Оперативно-розыскное противодействие налоговой преступности: поисковые признаки и их учет в правоприменительной деятельности // Вестник Владимирского юридического института. 2020. № 1 (54). С. 59.
2 В настоящее время практическими работниками совместно с научными сотрудниками удалось всесторонне изучить типы личности преступников - «легализаторов». Их характеризуют: изобретательность, приспосабливаемость, высокий уровень интеллекта, умение маскироваться под прогрессивные формы рыночной экономики, держаться наравне с представителями «беловоротничковой преступности».
3 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07 июля 2015 г. № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. № 9. Сентябрь, 2015.
ноября 2019 г. № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления»1.
Подводя итог сказанному, отметим следующее:
Во-первых, оперативно-розыскная характеристика легализации доходов, полученных от совершения преступлений налоговой направленности, несмотря на многообразие существующих точек зрения по поводу определения и ее содержания, подразумевает последовательное научно обоснованное описание отличительных черт указанного деяния с учетом развития оперативно-розыскного законодательства, сложившейся на сегодня криминогенной ситуации, а также правоприменительной практики в интересах поиска наиболее эффективных форм и методов оперативно-розыскного противодействия процессу отмывания «грязных» денег.
Во-вторых, теория ОРД через оперативно-розыскную характеристику реализует свою описательную (диагностическую) функцию.
В-третьих, «фотографию» налогового преступления, сопряженного с легализацией, можно получить путем системно-структурного анализа проявлений организованной налоговой преступности, позволяющего раскрыть невидимые невооруженным глазом процессы, протекающие внутри названного социально-правового явления, его причинно-следственные связи с отмыванием доходов.
Библиографический список
1. Атмажитов В. М. О сущности оперативно-разыскной деятельности / В. М. Атмажитов // Труды Академии управления МВД России. - 2008. - № 1 (5). -С. 66-70.
2. Гребельский Д. В. О состоянии криминалистических и оперативно-розыскных характеристик / Д. В. Гребельский // Криминалистическая характеристика преступлений: сборник научных трудов. М., 1984. -С. 70-73.
3. Иванов П. И. Оперативно-розыскное противодействие налоговой преступности: поисковые признаки и их учет в правоприменительной деятельности / П. И. Иванов, А. С. Шитов // Вестник Владимирского юридического института. - 2020. - № 1 (54). - С. 57-60.
4. Климов И. А. Актуальные проблемы развития теории и совершенствования практики ОРД в условиях современного российского общества / И. А. Климов, Г. К. Синилов // Теоретические и практические проблемы оперативно-розыскной деятельности: сборник статей. Калининград, 1999. - С. 29-36.
5. Кнайкин В. Н. Оперативно-розыскные меры борьбы с незаконным предпринимательством: авто-реф. дис____канд. юрид. наук / В. Н. Кнайкин. М., 1999.
1 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. № 1. Январь, 2020.
6. Ларичев В. Д. Оперативно-розыскная характеристика экономических преступлений: вопросы теории и практики в современных условиях / В. Д. Ларичев // Безопасность бизнеса. - 2008. - № 2. - С. 2-7.
7. Синилов Д. К. Системный метод в борьбе с экономическими преступлениями (по материалам аппаратов БЭП): дис. ... канд. юрид. наук / Д. К. Син лов. -М., 2001.
8. Тарсуков К. М. Анализ теоретического подхода к выработке понятия «оперативно-тактическая характеристика» в теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел / К. М. Тарсуков, В. П. Шиенок // Актуальные вопросы получения, оценки и использования информации в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: межвузовский сборник научных трудов. Киев. 1986. - С. 54-63.
Bibliograficheskij spisok
1. Atmazhitov V. M. O sushchnosti operativno-razysknoj deyatel'nosti / V. M. Atmazhitov // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2008. - № 1 (5). - S. 66-70.
2. Grebel'skij D. V. O sostoyanii kriminalisticheskih i operativno-rozysknyh harakteristik / D. V. Grebel'skij // Kriminalisticheskaya harakteristika prestuplenij: sbornik nauchnyh trudov. M., 1984. - S. 70-73.
3. Ivanov P. I. Operativno-rozysknoe protivodejstvie nalogovoj prestupnosti: poiskovye priznaki i ih uchet v pravoprimenitel'noj deyatel'nosti / P. I. Ivanov, A. S. SHitov // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. - 2020. - № 1 (54). - S. 57-60.
4. Klimov I. A. Aktual'nye problemy razvitiya teorii i sovershenstvovaniya praktiki ORD v usloviyah sovremennogo rossijskogo obshchestva / I. A. Klimov, G. K. Sinilov // Teoreticheskie i prakticheskie problemy operativno-rozysknoj deyatel'nosti: sbornik statej. Kaliningrad, 1999. - S. 29-36.
5. Knajkin V. N. Operativno-rozysknye mery bor'by s nezakonnym predprinimatel'stvom: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk / V. N. Knajkin. M., 1999.
6. Larichev V. D. Operativno-rozysknaya harakteristika ekonomicheskih prestuplenij: voprosy teorii i praktiki v sovremennyh usloviyah / V. D. Larichev // Bezopasnost' biznesa. - 2008. - № 2. - S. 2-7.
7. Sinilov D. K. Sistemnyj metod v bor'be s ekonomicheskimi prestupleniyami (po materialam apparatov BEP): dis. ... kand. yurid. nauk / D. K. Sinilov. -M., 2001.
8. Tarsukov K. M. Analiz teoreticheskogo podhoda k vyrabotke ponyatiya «operativno-takticheskaya harakteristika» v teorii operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del / K. M. Tarsukov, V. P. SHienok // Aktual'nye voprosy polucheniya, ocenki i ispol'zovaniya informacii v operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Kiev. 1986. - S. 54-63.